Система мониторинга предметных, метапредметных и личностных результатов усвоения образовательных программ
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс)

Ягудина Нажия Гафуановна

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования задаёт качественно новое представление о том, каким должно быть содержание начального образования и его образовательный результат. Меняются учебники, требования к образовательным программам учреждений и учебным планам. Меняется представление о критериях профессионального мастерства учителя, целях и методах его работы. И, конечно же, изменения распространяются на содержание и способы оценки результата образования. Теперь результативность складывается из сложного комплекса показателей, описывающих и предметные, и метапредметные, и даже личностные достижения ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение
«Излучинская ОСШУИОП №1»

Подготовила:

ЯгудинаН.Г.,

Учитель начальных классов

Система мониторинга предметных, метапредметных и личностных результатов усвоения образовательных программ

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования задаёт качественно новое представление о том, каким должно быть содержание начального образования и его образовательный результат. Меняются учебники, требования к образовательным программам учреждений и учебным планам. Меняется представление о критериях профессионального мастерства учителя, целях и методах его работы. И, конечно же, изменения распространяются на содержание и способы оценки результата образования. Теперь результативность складывается из сложного комплекса показателей, описывающих и предметные, и метапредметные, и даже личностные достижения ребенка.

 (слайд3 )

Эти вопросы призваны решать ФГОС. Но существуют скрытые риски работы по образовательным стандартам.

Для учителя это: перегруженность документацией; неумение увязать теорию с практикой; обилие и категоричность ценных указаний; авторитарность в преподавании;(слайд4)

незнание требований стандартов, их разночтения; чувство неудовлетворенности из-за ошибок в работе. Все это влияет на настроение учителя.

Для ученика это: неумение работать с литературой; риск перегрузок;

- беспомощность в выборе пути решения вопросов; привычка быть ведомым; завышенный уровень притязаний; неумение формулировать цели. (слайд5)

Вот почему перед школой остро встала проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Большие возможности для этого предоставляет освоение УУД. Поэтому «Планируемые результаты» Стандартов образования (ФГОС) определяют не только предметные, но метапредметные и личностные результаты.(слайд6) Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предписывает, что «предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования должно быть достижение предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, необходимых для продолжения образования…»(слайд7)

Предметные выражаются в усвоении обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета – знаний, умений и навыков.

Метапредметные способы деятельности, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

Личностные: система ценностных отношений обучающихся – к себе, другим участникам образовательного процесса, самому процессу и его результатам.

Мы видим, что предметные результаты оцениваются через систему предметных знаний и действий, метапредметные результаты – через универсальные учебные действия, личностные – через смыслообразование, самоопределение и самопознание, а также нравственно-этические ориентиры.

Развитие УУД – сложный и растянутый во времени процесс. Управлять этим процессом, не отвечая на вопросы: «На каком мы этапе? Все ли идет так, как мы запланировали? Далеко ли мы продвинулись? Какие есть сложности?» - невозможно. Значит, нужен мониторинг. У учителя появилась новая функция – в системе мониторить результаты образования.

Мониторинг – это инструмент того, кто управляет ситуацией. Процесс мониторинговых исследований в условиях новых стандартов решает несколько педагогических задач:(слайд8)

- стимулирует желание оценить собственную педагогическую деятельность с целью ее преобразования;

- определяет пути собственного развития и развития ученического коллектива;

- приводит к эффективному достижению качественно новых результатов образования, воспитания и развития обучающихся и педагогов.

Мониторингу в начальной школе придается особое значение, так как без непрерывного отслеживания результатов качества знаний и результатов воздействия воспитательно-образовательного процесса, на личность обучающегося трудно оценить эффективность работы начальной школы. (слайд9)

Мониторинг в школе представлен двумя уровнями:

- первый уровень (индивидуальный) – осуществляет его учитель, классный руководитель ежедневно (это наблюдение, фиксирование динамики развития каждого ученика);

- второй уровень (внутришкольный) - осуществляется администрацией школы (отслеживание динамики развития классов, параллелей).

Любой из видов мониторинга проводится в три этапа.

На первом этапе (подготовительном) определяется цель, объект (объектом мониторинга для учителя начальных классов является обучающийся, класс, а также отдельные направления воспитательно-образовательного процесса), сроки, инструментарий.

Второй этап (практический) – сбор информации. Методики сбора информации разнообразны: наблюдения, опрос, собеседование, анализ документов, посещение уроков, контрольные срезы, анкетирования, тестирование и т. д. Использование тех или других методик зависит от целей проведения мониторинга.

Третий этап (аналитический). Информация обрабатывается, анализируется, вырабатываются рекомендации, определяются пути корректировки.

Внутришкольный мониторинг в начальной школе осуществляется согласно принятому на педсовете Положению о контроле и оценке знаний обучающихся первой ступени начального общего образования. Ежегодно с помощью диагностических работ проводится мониторинг уровня сформированности результатов обучения в виде административных контрольных работ по русскому языку, математике, литературному чтению, окружающему миру:

(слайд10)

- стартовые (входной контроль, промежуточный) и итоговые проверочные работы;

  • осуществляется с целью определения степени устойчивости знаний учащихся, выявления причин потери знаний, устранения пробелов в процессе повторения, прогнозирования возможности успешного обучения;

- текущие проверочные работы; осуществляется с целью

  • отслеживания динамики обученности учащихся,

 - устный опрос;

- проверка сформированности навыков взаимодействия с окружающим миром;

- «портфолио» ученика.

Достижение предметных результатов обеспечивается за счет основных учебных предметов. Поэтому объектом оценки предметных результатов является «способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи». (слайд11) Оценка достижения предметных результатов ведется как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются в классном журнале. (слайд 12,13)

В учебном процессе оценка предметных результатов проводится с помощью диагностических работ (промежуточных и итоговых), направленных на определение уровня освоения темы учащимися. В числе методов оценки предметных результатов можно использовать: наблюдение, тестирование, контрольный опрос (устный и письменный), анализ контрольного задания, собеседование (индивидуальное, групповое), анализ исследовательской работы учащихся и др.). Данный перечень методов далеко не исчерпывает всего возможного диапазона диагностических средств, он может быть дополнен в зависимости от профиля и конкретного содержания образовательной программы. Возможные уровни освоения учебных действий: базовый и повышенный. (слайд14,15)

Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающихся регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий.

Регулятивные: управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность.

Коммуникативные: речевая деятельность, навыки сотрудничества.

Познавательные: работа с информацией и учебными моделями; использование знако-символических средств, общих схем решения; выполнение логических операций: сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, подведения под понятие. (слайд16)

Основное содержание оценки метапредметных результатов строится вокруг умения учиться. Оценка метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур:

- решение задач творческого и поискового характера;

- учебное проектирование;

- итоговые проверочные работы;

- комплексные работы на межпредметной основе;

- мониторинг сформированности основных учебных умений;

- портфолио и др.

Методами оценки метапредметных результатов являются:

- наблюдения за определенными аспектами деятельности учащихся или их продвижением в обучении;

- оценка процесса выполнения обучающимися различного рода творческих работ;

- тестирование;

- оценка результатов рефлексии обучающихся (разнообразных листов самоанализа, протоколов собеседований, дневников учащихся и т.п.)

- портфолио обучающегося;

- выставки и презентации крупных целостных законченных работ. (слайд17)

Портфолио с нынешнего учебного года фиксируется и в электронном журнале. (слайд 18-21)

Мониторинг метапредметных УУД проводится в третьей декаде апреля.

Главное средство контроля – специальные диагностические работы:

- задания по отдельным универсальным учебным действиям;

- комплексные задания, требующие одновременного применения различных УУД.

Мы используем специальные интегрированные проверочные работы по проверке некоторых личностных и метапредметных результатов (УУД) для 1-4 классов, которые созданы в рамках образовательной системы «Школа России» и выпущены издательством «Планета» на бумажных носителях. (слады 22-23)24

Задачи мониторинга личностных результатов: оценка личностных результатов освоения ООП НОО; оценка эффективности реализации образовательным учреждением Программы. Мониторинг позволяет учителю и родителям:

- отслеживать динамику нравственного развития учащихся;

- сравнивать результаты воспитательной деятельности между другими классами (параллелями);

- отслеживать динамику развития учащихся, изменения в образовательной среде и во взаимодействии школы с семьями воспитанников.

Методами сбора информации являются психолого-педагогическая диагностика, тестирующие задания, портфолио ученика начальной школы. (слайд 25)

Основными характеристиками личностного развития учащихся начальной школы являются:

самоопределение (формирование основ гражданской идентичности личности, формирование картины мира культуры, развитие Я-концепции и самооценки личности),

смыслообразование (формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности),

нравственно-этическая ориентация (формирование целостного образа мира, знание основных моральных норм, формирование моральной самооценки и т.д.).

Для оценивания интеллектуальной развитости существуют такие методики, как анализ текущей и итоговой аттестации, групповой интеллектуальный тест, школьный тест умственного развития. (слайд26-27)

Совершенно новым для массовой школы является вводимая ФГОС диагностика результатов личностного развития. Она может проводиться в разных формах (диагностическая работа, результаты наблюдения). В любом случае такая диагностика предполагает проявление учеником личных качеств: оценки поступков, обозначение своей жизненной позиции, личностных целей. Это сугубо личная сфера, поэтому правила личностной безопасности, конфиденциальности требуют проводить такую диагностику только в виде неперсонифицированных работ: работы, выполняемые учениками, как правило, не должны подписываться, и таблицы, где собираются эти данные, должны показывать результаты только по классу или школе в целом, но не по каждому конкретному ученику.

Учитель, использующий результаты мониторинга, полнее узнает каждого ребенка, его достижения и трудности, имеет возможность оказывать эффективную помощь ученикам, обеспечивая более высокую результативность образовательного процесса. Полноценность и квалифицированность помощи достигается за счет совместной работы учителя и психологической службы: психолога, социолога, логопеда.

Анализируя результаты мониторинговых исследований, разрабатывая индивидуальные и дифференцированные программы помощи школьникам, учитель совершенствует свое профессиональное мастерство. Мониторинг формирует демократическое отношение учителя и ученика, что помогает детям быть успешными. Внедрение мониторинга служит благоприятной цели: созданию личностно ориентированной модели образования и способствует реализации нашего основного кредо - создать комфортные условия каждому ученику.

Мониторинг как средство отслеживания результатов ЗУН учащихся полностью оправдывает себя:

- способствует выявлению «западающих» тем;

- выявляет детей, нуждающихся в индивидуальной поддержке, контроле со стороны учителя;

- заставляет учителя постоянно держать руку на пульсе успеваемости класса;

- повышает качество работы учителя, его отдачу работе;

- повышает само качество ЗУН учащихся.

Таким образом, мониторинг результатов образования позволит увидеть личный прогресс каждого ученика и даст возможность в дальнейшем сравнивать достигнутые результаты с последующими. А также поможет скорректировать собственную деятельность и содержание образовательного процесса.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Система мониторинга предметных и метапредметных результатов усвоения образовательных программ. Подготовила: ЯгудинаН.Г ., Учитель начальных классов Муниципальное бюджетноу общеобразовательное учреждение « Излучинская ОСШУИОП №1» Излучинск , 2023

Слайд 2

ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ комплексный подход к оценке результатов образования оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач ; оценка динамики образовательных достижений обучающихся ; сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования; уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их; использование накопительной системы оценивания ( портфолио ), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений; использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.

Слайд 3

учащимся – обрести уверенность в своих познавательных возможностях, родителям – отслеживать процесс и результат обучения и развития своего ребенка, учителям – оценить успешности собственной педагогической деятельности СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ПОЗВОЛЯЕТ:

Слайд 4

Чувство неудовлетворённости Перегруженность отчётами Настроение Авторитарность в преподавании Неумение увязать теорию с практикой Категоричность ЦУ Учитель Настроение Обилие ЦУ Незнание требований ФГОСов Разночтения ФГОСов

Слайд 5

Риск перегрузок Беспомощность в выборе путей решения вопросов Привычка быть ведомым Завышенный уровень притязаний Неумение формулировать цели Ученик Неумение работать с литературой

Слайд 6

6 Предметные Личностные Результаты образования Метапредметные

Слайд 8

Мониторинг – специально организованное, систематическое наблюдение за состоянием объектов, явлений, процессов с целью их оценки, контроля или прогноза . Мониторинг в образовании - система сбора, обработки, хранения и распространения информации, которая ориентирована на информационное обеспечение управления , позволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени и может обеспечить прогноз его развития .

Слайд 9

Предметные результаты Методы оценки: наблюдение, тестирование, контрольный опрос (устный и письменный), анализ контрольного задания, собеседование (индивидуальное, групповое), анализ исследовательской работы.

Слайд 10

Система внутришкольного мониторинга Внутришкольный мониторинг образовательных достижений ведётся каждым учителем-предметником и отслеживается каждым учеником. Ф иксирует достижения учащихся с помощью : оценочных листов , классных журналов , дневников учащихся на бумажных или электронных носителях . Учитель Ученик Формирует «Портфель достижений» Полем мониторинга служит вся урочная и внеурочная деятельность

Слайд 11

Сбор и накопление оценок и отметок Мониторинг 3 «Б» класса по окружающему миру Ф.И обучающегося Раздел 1 Тема Радость познания ВД Тест 1 ПР Проектная работа Итог Отметка Итог по теме Уровень Ученик 1 5 5 5 5 20 5 100 высокий Ученик 2 4 4 3 4 15 4 67 повышенный Ученик 3 3 2 3 3 11 3 15 базовый

Слайд 13

Изменение успеваемости

Слайд 14

I II III IV Количество учащихся по списку 24 24 25 25 Писали работу 21 22 25 25 Написали на 5 2 3 4 4 На 4 8 7 10 10 На 3 9 9 9 10 На 2 2 3 2 1 % качества знаний 48 45 56 56 % успеваемости 90 86 92 96 Ошибки, допущенные в диктанте Большая буква в начале предложения 1 1 1 1 Знаки препинания в конце предложения 2 3 2 2 Пропуск, замена, перестановка букв 4 3 5 4 Буквы е, ё, ю, я после мягких согласных 2 2 1 1 Ь в конце и середине слова 6 8 6 4 Гласные после шипящих (жи-ши, ча-ща, чу-щу) 3 5 4 4 Большая буква в именах людей, кличках животных, названиях населенных пунктов 2 4 3 3 Раздельное написание простейших предлогов 2 2 0 0 Анализ контрольных работ по русскому языку во 2 б классе за 2022-2023 уч. год Учитель: ЯгудинаН.Г .

Слайд 15

Критерии оценивания предметных результатов высокий уровень - 95-100%; повышенный уровень - 75-94 %; базовый уровень - 50-74 %; низкий уровень — менее 50 %. Оценивание производится по признакам трёх уровней успешности. Базовый уровень – решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные действия и усвоенные знания. Повышенный уровень – решение нестандартной задачи, где потребовалось: - либо действие в новой, непривычной ситуации ; - либо использование новых, усваиваемых в данный момент знаний (в том числе выходящих за рамки опорной системы знаний по предмету). Высокий - решение не изучавшейся в классе «сверхзадачи», для которой потребовались либо самостоятельно добытые, не изучавшиеся знания, либо новые, самостоятельно усвоенные умения и действия, требуемые на следующих ступенях образования.

Слайд 16

Метапредметные результаты Регулятивные: управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность. Коммуникативные: речевая деятельность; навыки сотрудничества. Познавательные: работа с информацией и учебными моделями; использование знако-символических средств, общих схем решения; выполнение логических операций: сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, подведения под понятие.

Слайд 17

Метапредметные результаты МЕТОДЫ ОЦЕНКИ: наблюдение , оценка процесса выполнения , тестирование , оценка открытых и закрытых ответов обучающихся , оценка результатов рефлексии , портфолио обучающегося , выставки и презентации. Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы – рабочего Портфолио .

Слайд 21

Портфель достижений представляет собой специально организованную подборку работ, которые демонстрируют усилия, прогресс и достижения обучающегося в интересующих его областях. Ученик Отбор работ для портфеля достижений ведётся самим обучающимся совместно с классным руководителем и при участии семьи. Включение каких-либо материалов в портфель достижений без согласия обучающегося не допускается.

Слайд 22

Ф.И. обучающегося социальные иссследовательские экологические технологические здоровьесберегающие Художественно-эстетические Нач. года Середина года Динамика ввод итог ввод итог ввод итог ввод итог ввод итог ввод итог 1 с с с с с вс с с с с с с С-6 С-5; Вс-1 + 2 с вс с вс с вс с вс вс в с с С-5;вс-1 С-1; Вс-5;В-1 + 3 с с с с с вс с вс с вс с с С-6 С-3; Вс-3 + 4 с с с вс с вс с с с вс с с С-6 С-3;Вс-3 + 5 с вс с вс с вс с вс с с с вс С-6 С-1; Вс-5 + 6 с с вс вс с с с вс с вс вс вс С-4;Вс-2 С-2;Вс-4 + 7 вс в с вс с вс с вс с вс вс вс С-4;Вс-2 Вс-5;В-1 + 8 с с с с с вс с вс с вс с с С-6 С-3; Вс-3 + 9 с вс с с с вс с с с с с вс С-6 С-3; Вс-3 + 10 = с с с вс с с вс вс с с с вс С-5;Вс-1 С-3;Вс-3 + Уровень по группе Ниже среднего Средний 9 7 9 6 10 1 9 5 9 4 8 5 54 24 Выше среднего 1 3 1 4 9 1 7 1 5 2 5 6 35 Высокий 1 2 Карта д иагностики уровня метапредметных компетенций обучающихся по программе шахматы, 3 год обучения 2022 -2023 уч. г. Педагог ДО Ягудина Нажия Гафуановна дата 15.11.2022г

Слайд 23

Класс Всего обучающихся коммуникативных Базовый уровень Повышенный уровень Ниже базового уровня чел. % чел. % чел. % 1 класс 37 23 62 12 32 2 5 2 класс 48 29 60 15 31 4 9 3 класс 35 25 71 8 23 2 6 4 класс 32 21 66 8 25 3 9 Класс Всего обучающихся Оценка личностных результатов Соответствует стандарту чел. % 1 класс 37 34 92 2 класс 48 42 87 3 класс 35 32 91 4 класс 32 28 88 Результаты освоения образовательной программы учащимися, обучающимися по ФГОС НОО

Слайд 24

Оцениванию не подлежат: Основной функцией самооценки и самоконтроля на начальном этапе обучения является определение учеником границ своего знания-незнания, своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые еще предстоит решить в ходе осуществления учебной деятельности. темп работы ученика; личностные качества школьников; своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия и

Слайд 25

Основными характеристиками личностного развития учащихся начальной школы являются: самоопределение (формирование основ гражданской идентичности личности, формирование картины мира культуры, развитие Я-концепции и самооценки личности), смыслообразование (формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности), нравственно-этическая ориентация ( формирование целостного образа мира, знание основных моральных норм, формирование моральной самооценки и т.д.).

Слайд 26

Особенности оценки личностных результатов 1. соблюдени е норм и правил поведения , принятых в ОУ 2. участи е в общественной жизни ОУ и ближайшего социального окружения . 3. прилежани е и ответственност ь за результаты обучения 4. готовност ь и способности делать осознанный выбор образовательной траектории , в том числе выбор направления профильного образования 5. ценностно-смысловы е установк и обучающихся

Слайд 27

В текущем учебном процессе оценка личностных результатов проводится в форме , не представляющей угрозы личности , психологической безопасности и эмоциональному статусу учащегося и может использоваться исключительно в целях оптимизации личностного развития обучающихся . Именно в этом деле неоценимую помощь может оказать психологическая служба образовательного учреждения. Однако только на школьных психологов данное оценивание оставлять нельзя. В нем должны участвовать все участники образовательного процесса – педагогический коллектив, коллектив учащихся, родители. Особенности оценки личностных результатов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

: «Критерии системы оценки предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся при реализации ФГОС».

«Критерии системы оценки предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся при реализации ФГОС»...

Оценочные листы, таблицы для мониторинга предметных, метапредметных и личностных результатов

Оценочные листы, таблицы для мониторинга предметных, метапредметных и личностных результатов....

Методики мониторинга предметных, метапредметных и личностных результатов в условиях ФГОС

Теперь результативность складывается из сложного комплекса показателей, описывающих и предметные, и метапредметные, и даже личностные достижения ребенка. Современная школа должна ребенка: «научи...

Разработка учебных заданий для формирования предметных, метапредметных и личностных результатов освоения образовательной программы

Разработала учебные задания, используя учебные пособия по математике 1 кл, УМК "Планета Знаний"...

"Разработка учебных заданий для формирования предметных, метапредметных и личностных результатов освоения образовательной программы"

По данной теме разработан пакет заданий на формирование разных видов результатов освоения образовательной программы согласно ПРП. Разработаны отдельные учебные задания по математике по теме: "Спо...

Разработка учебных заданий для формирования предметных, метапредметных и личностных результатов освоения образовательной программы

Разработка учебных заданий для формирования предметных, метапредметных и личностных результатов освоения образовательной программы...