Особенности учебных заданий, направленных на формирование способности к разрешению проблем / проблемных ситуаций.
статья

Черных Наталья Александровна

Из опыта работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx19.22 КБ
Office presentation icon reshenie_problem_analiz_zadaniy_po_loginovoy.ppt343 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности учебных заданий, направленных на формирование способности к разрешению проблем / проблемных ситуаций.

Одним из основных требований стандарта к личностным и метапредметным результатам является умение разрешения проблем, т.е. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

Формирование навыка разрешения проблемы предполагает освоение и выполнение учащимися следующих действий:

- осознание проблемной ситуации - необходимость начать работу, принять общее решение: «Надо что- то делать»; «Что делать?».

- постановка проблемы – осознание и определение того, что именно необходимо делать, разрешать;

- оценка компонентов проблемы – поиск и отбор информации, обработка информации, условий и ограничений, т.е. поиск ответов на вопросы: «Как делать?»; « В какой последовательности?».

- перебор и анализ допустимых вариантов, оценка последствий, поиск оптимального варианта: « Что из этого приемлемо для меня?».

Анализ состава перечисленных действий позволяет сделать вывод о том, что учебные задания, направленные на формирование способности к разрешению проблем и проблемной ситуации, должны предполагать необходимость следующих шагов:

- анализ незнакомой (ранее не встречавшейся ситуации) или незнакомого объекта; при этом ученик осознаёт эту необходимость как вызванную внешними обстоятельствами и (или) как имеющую для него определённый – личностный, социальный, практический и другие - интерес и значимость;

- поиск возможных подходов и решений или разработки новых подходов и решений; при этом, поскольку ситуация является новой, незнакомой, все существующие возможные подходы ранее ребёнком не апробировались;

- принятие решения в ситуации неопределённости (в условиях возможности выбора способов, средств и т.п.);

- воплощение принятого решения на практике.

 Какие же умения получат наши дети, выполняя задания, направленные на разрешение проблем?

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение оценивать собственные возможности решения учебной задачи;
  • владение основами принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Рассмотрим требования к  «хорошему» заданию.

  • «Хорошее» задание содержит определенный вызов учащимся. Его нельзя выполнить путём воспроизведения имеющихся знаний и процедур.
  • Задание содержит ситуацию неопределённости и допускает различные, в т. ч. – альтернативные – решения. Учащимся нужно принять решение.
  • «Хорошее» задание содержит проблему, приближенную к реальной жизненной ситуации.
  • В «хорошем» задании учащимся нужно воплотить в жизнь принятое решение.

«Хорошее» задание, как правило, предполагает деятельность в ситуации как недостающей, так и избыточной информации; позволяет учащимся проявить имеющиеся предпочтения, предоставляя возможность выбора тематики, способа решения или его оформления.

(Сл.6) Какой же основной вопрос мы ставим к разрешению проблем?

В какой мере задание требует использования навыков и способов

а) решения проблем (анализа ситуации, поиска и оценки информации, перебора вариантов, оценки последствий и др.), а также

б) воплощения найденных решений в практике? 

Познакомимся с оценкой учебных заданий, направленных на разрешение проблем. В таких заданиях существуют три вопроса.

Первый вопрос (базовый уровень):

Задание требует принятия самостоятельных решений по разрешению проблемы, выходящей за рамки чисто учебной задачи с известным алгоритмом действий? (нет – 1 балл, да – 2 балла)

Второй (высокий уровень) и третий (творческий уровень) вопросы:

Существуют ли альтернативы, есть ли у учащихся выбор? (нет – 2 балла, да – 3 балла)

Требуется ли воплощение принятых решений на практике? (4 балла)

Подведём итог.

Задания (1). Постановка учебной проблемы в рамках изученного: Реши задачу, напиши сочинение, выполни опыт …

Задания (2-3). Постановка учебной проблемы, выходящей за рамки отработки и допускающей альтернативные решения.

Задания (4). Постановка реальной проб-лемы, выходящей за рамки отработки и допускающей альтернативные решения: инсценировка, музей, создание ЭОР


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Особенности учебных заданий, направленных на формирование способности к разрешению проблем / проблемных ситуаций

Слайд 2

Требования стандарта к личностным и метапредметным результатам. РАЗРЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ освоение способов решения проблем творческого и поискового характера

Слайд 3

Разрешение проблем и проблемных ситуаций: характеристика состава действий осознание проблемной ситуации – необходимости начать работу, принять решение … (ЧТО ДЕЛАТЬ?); постановка проблемы – осознание и определение того, ЧТО именно необходимо делать, разрешать; оценка составляющих проблемы – поиск и отбор информации, обработка информации, условий и ограничений … (КАК и В КАКОМ ПОРЯДКЕ ДЕЛАТЬ?): перебор и анализ допустимых вариантов, оценка последствий, поиск оптимального варианта; принятие и воплощение решения.

Слайд 4

Требования стандарта к личностным и метапредметным результатам. РАЗРЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные , осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение оценивать собственные возможности решения учебной задачи; владение основами принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Слайд 5

«Хорошее» задание содержит определенный вызов учащимся. Его нельзя выполнить путём воспроизведения имеющихся знаний и процедур. Задание содержит ситуацию неопределённости и допускает различные, в т. ч. – альтернативные – решения. Учащимся нужно принять решение. «Хорошее» задание содержит проблему, приближенную к реальной жизненной ситуации. В «хорошем» задании учащимся нужно воплотить в жизнь принятое решение. Разрешение проблем: требования к «хорошему» заданию

Слайд 6

Разрешение проблем: основной вопрос к заданию В какой мере задание требует использования навыков и способов а) решения проблем (анализа ситуации, поиска и оценки информации, перебора вариантов, оценки последствий и др.), а также б) воплощения найденных решений в практике?

Слайд 7

Оценка учебных заданий: разрешение проблем Первый вопрос: Задание требует принятия самостоятельных решений по разрешению проблемы, выходящей за рамки чисто учебной задачи с известным алгоритмом действий? ДА Второй и третий вопросы: Существуют ли альтернативы, есть ли у учащихся выбор? Требуется ли воплощение принятых решений на практике? В “ хороших ” заданиях: НЕТ ДА 1 2 3 4 НЕТ 2 В одном случае В обоих случаях

Слайд 8

Решение проблемы: оценка (кодировка) учебных заданий Задание 1 Прочитайте выразительно по ролям диалог Серёжи с контролерами из текста Ю.Ермолаева «Самое обыкновенное чудо». Найдите в тексте этот отрывок, обозначьте в нём роли и подготовьтесь к выразительному чтению. Прочитайте отрывок классу. 1 КОД ЗАДАНИЯ:

Слайд 9

Задание 2. Прочтите представленный ниже список и отметьте  художественную книгу, которую стоит начать читать с нашими подшефными первоклассниками:  Жюль Верн. Пятнадцатилетний капитан.  Журнал « G еолёнок».  Из истории России.  В. Драгунский. Денискины рассказы. 2 КОД ЗАДАНИЯ: Решение проблем: оценка (кодировка) учебных заданий

Слайд 10

Задание 3. Учитель предложил вам подготовить подарки для ветеранов – полезные в жизни или хозяйстве изделия. Обсудите и наметьте порядок работ. Подберите необходимые материалы и инструменты. Изготовьте свои изделия. Расскажите о том, что вы делали: какие идеи возникали, и как искали изделия; какие проблемы возникали во время работы, и как вы их решали; достигнут ли результат, который вы планировали. 4 КОД ЗАДАНИЯ: Решение проблем: оценка (кодировка) учебных заданий

Слайд 11

Задания (1) . Постановка учебной проблемы в рамках изученного: Реши задачу, напиши сочинение, выполни опыт … 1 КОД : Решение проблем: оценка (кодировка) учебных заданий Задания (2-3) . Постановка учебной проб-лемы, выходящей за рамки отработки и допускающей альтернативные решения 2-3 Задания (4) . Постановка реальной проб-лемы, выходящей за рамки отработки и допускающей альтернативные решения: инсценировка, музей, создание ЭОР … 4

Слайд 12

Спасибо за сотрудничество!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка учебных заданий, направленных на формирование универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС

Методическая разработка учебных заданий, направленных на формирование универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС...

«Методическая разработка учебных заданий, направленных на формирование универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС»

«Методическая разработка учебных заданий,направленных на формирование универсальных учебных действийв соответствии с требованиями ФГОС»Задания для закрепления пройденного и оценки деятельности себя и ...

Конструирование заданий , направленных на формирование универсальных учебных действий на уроках обучения грамоте и уроках русского языка во 2-м классе.

Одно из основных требований к обучению согласно ФГОС НОО - это формирование у учащихся универсальных учебных действий, которое в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных уче...

Методическая разработка учебных заданий, направленных на формирование универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС

Согласно приказу Министерства науки и образования РФ№ 373 от 6 октября 2009 г в школах России введен в действие новый образовательный стандарт – ФГОС.  Ориентация ФГОС на реализацию деятель...

Учебные задания, направленные на формирование всех групп читательских умений

Для формирования читательской грамотности учителю необходимо организовать работу со всеми группами читательских умений, при этом учитывая разные возможности учащихся....