Организация свободного времени ,учащихся в группе продленного дня
методическая разработка (2 класс)

Воспитание подрастающего поколения в настоящее время является самой сложной и в то же время актуальной проблемой. На мой взгляд, только организованное свободное время от учебной работы может раскрыть индивидуальность каждого ребенка.

Данная методическая разработка может быть полезна как воспитателям ГПД, так и учителям начальной школы.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Центр Образования «Эрудит»

Организация свободного времени ,учащихся в группе продленного дня

Воспитатель: Ногаева В.З.

Г. Владикавказ

Содержание:

  1. Аннотация.
  1. Введение.

Раздел 1. Выбор досуговой деятельности детей.

Раздел 2. Организация досуговой деятельности детей.

Прогулка в ГПД.

Мероприятия в ГПД.

КТД (коллективное творческое дело) в ГПД.

Творческий конкурс.

Праздник.

  • Приглашение для гостей.
  • Содержание и организация праздника.
  • Завершение праздника.

Игра.

4. Заключение.

5. Список литературы.


1. Аннотация (1 СЛАЙД)

Воспитание подрастающего поколения в настоящее время является самой сложной и в то же время актуальной проблемой. На мой взгляд, только организованное свободное время от учебной работы может раскрыть индивидуальность каждого ребенка.

Данная методическая разработка может быть полезна как воспитателям ГПД, так и учителям начальной школы.

2. Введение

Успех воспитательной работы в целом зависит от:

- от того, как организована жизнь и деятельность ребенка в ГПД;

- от того, насколько правильно произведен отбор содержания, видов деятельности, ее форм и их сочетание в единой системе воспитательного воздействия.(2 СЛАЙД)

В современном мире, прежде всего, необходимо учитывать естественные потребности младших школьников. Основой для их всестороннего развития должно стать именно удовлетворение этих потребностей (с позиции педагогической целесообразности).

Все дети любят играть, они внимательно слушают (или читают сами) сказки, сопереживая героям, любят рисовать, им хочется побегать, они с готовностью выполняют многие поручения. Также у детей есть и потребность в умственной деятельности, в познании, которая, однако, развивается и укрепляется лишь тогда, когда интеллектуальное напряжение приносит ребенку радость, положительные эмоции, тогда, когда познавательная деятельность соответствует индивидуальным склонностям, интересам и возможностям ребенка.

Ни для кого не секрет, что по содержанию деятельность детей в свободное от уроков время должна быть привлекательной и соответствовать разносторонним интересам ребенка; по организации – опираться на инициативу детей, предоставлять возможность свободы выбора содержания и форм деятельности настолько, насколько это целесообразно.

Очень важно продумывать отдых ребят не только в помещении, но и на воздухе, ведь одной из целей на прогулке является удовлетворение двигательной потребности обучающихся.

Раздел 1. Выбор досуговой деятельности детей (3 СЛАЙД)

Досуг – часть нерабочего времени, оставшаяся после выполнения непреложных обязанностей.

Самая распространенная классификация форм воспитательной работы, предложенная В.С. Безруковой и Е. В. Титовой – это мероприятие, дело, игра.

Такие ученые как И.П. Иванов, И Подласов, Н.Е. Щуркова выделяют следующие формы: воспитательное мероприятие, коллективное творческое дело, праздник, игра.

В работе воспитателя ГПД с детьми следует опираться на следующую классификацию:

- воспитательное мероприятие;

- коллективное творческое дело;

- праздник;

- игра.

Основой воспитательного процесса является совместная деятельность воспитателя с учениками младших классов, которая:

- решает воспитательные и образовательные задачи;

- создает естественную, непринужденную обстановку для развития свободной творческой личности;

- основывается на потребностях и интересах каждого конкретного ребенка и каждого класса;

- содействует саморазвитию личности, реализации ее творческого потенциала; создает необходимые и достаточные условия для активизации личности по решению собственных проблем;

- носит стимулирующий характер;

- направлена на формирование положительного отношения учеников к социально-культурным ценностям (человеку, обществу, природе и т.д.) и ценностным основам жизни (Добру, Истине, Красоте).

Самое главное в работе воспитателя - это использование принципа «Не навреди». Поэтому в работе я считаю самым главным осуществлять сотрудничество с детьми. Необходимо дать возможность им самим выдвигать и использовать новые, нестандартные идеи.

Режим продленного дня должен благоприятствовать успешному протеканию воспитательной работы в группе продленного дня, которая имеет целью передачу воспитанникам основ культуры поведения, умственной, этической и эстетической деятельности в соответствии с идеалом всестороннего и гармоничного развития.

Важную роль в развитии ребенка младшего школьного возраста играет потребность в движении. Двигательная активность имеет тесную связь с формированием личности, самосознания ребенка. Дети, которые вынуждены подолгу не выходить на улицу, становятся раздражительными, плаксивыми, обидчивыми.

Воспитатель, организующий досуговую деятельность, получает в свое распоряжение мощное средство воздействия на обучающихся во внеурочное время.

В группе продленного дня обучающиеся увлеченно играют и довольно быстро знакомятся друг с другом, меняясь ролями. Роль ведущего усваивается почти каждым ребенком.

Игры рекомендуется разучивать спокойные и подвижные.

Так, например, к спокойным играм относятся «Доскажи словечко», «Угадай, кто это?» «Пантомима», и другие.

К подвижным играм можно отнести: «Третий лишний», «Горячая картошка», «Классики», «Резиночки», «Салки», и другие.

Необходимо вести систематическую работу по воспитанию самостоятельности и культуры поведения в группе продленного дня, поскольку от внутренней культуры в значительной мере зависит культура внешняя. Но и внешняя сторона поведения влияет на внутреннюю культуру – заставляет человека быть выдержанным, собранным, уметь владеть собой.

Именно в начальных классах закладываются основы аккуратности, вежливости, точности, прививаются хорошие манеры, умение культурно вести себя. Если элементарные нормы не привиты детям с ранних лет, то пробел этот приходится восполнять позднее. Личный опыт ребенка еще очень беден, ребенок часто бывает невежлив лишь в силу незнания того, когда, где и как поступать.

В группе продленного дня как нигде отражается воспитанность учеников. Каждый месяц необходимо проводить такие мероприятия, как «Азбука поведения», игра – путешествие «По морю вежливости», «Вежливые слова», «Помни о других». (Показать 1 игру)

Считаю, что основные направления работы по культуре поведения это:

1. Поведение в школе:

- на перемене,

- на школьных праздниках,

- на уроке.

2. Поведение дома:

- аккуратность и скромность в одежде,

- умение помочь взрослым,

- порядок в детском уголке,

- поведение за столом,

- вежливые слова.

3. Поведение на улице:

- твой подъезд,

- двор,

- ты идешь гулять,

- правила уличного поведения,

- отношения со взрослыми и сверстниками.

4. Поведение в общественных местах:

- в транспорте.

- в кино, в театре, в музее, на выставке,

- в гостях.

Огромное значение необходимо придать выработке навыков самостоятельности, умению мыслить нестандартно, так как самостоятельность – это особый вид деятельности.

Суть нравственной основы самостоятельности заключается в том, чтобы люди помогали друг другу достигать успеха, преодолевать затруднения, творить благо на пользу общества.

Общее развитие – опора самостоятельности. Уметь высказать сомнение (с аргументами, рассуждениями), уметь поставить вопрос, уметь оценить старания и результаты работы товарища – такова направленность в воспитании самостоятельности.

В группе продленного дня должна организовываться самостоятельная учебная деятельность (занятия, самоподготовка), где дети, овладевая основами знаний, приобретая умения и навыки, проявляют себя как ученики.

«Самостоятельность - это самооценка.»

Здесь целесообразно проводить круговые беседы:

1. Больше всего мне нравится в себе…

2. Я бы хотел быть…

3. Моя любимая игра…

4. Я думаю, что мое имя означает…

5. Я бы хотел узнать о…

6. Я чувствую себя счастливым, когда…

7. Я чувствую себя печальным, когда …

8. Хочу стать более…

9. Надеюсь, что когда-нибудь…

10. Если бы я мог быть каким-нибудь животным…

11. Если бы я мог научить всех одной вещи, то…

Воспитание самостоятельности требует такой организации деятельности детей, которая позволит обеспечить успех и результативность.

К самостоятельной деятельности детей надо готовить, их надо учить работать в коллективе без взрослых. Так они могут сами распределить обязанности, роли…

Детям первоначально надо помогать при решении проблемы, при разрешении конфликта.

Раздел 2. Организация досуговой деятельности детей

Прогулка в ГПД

Прогулка – активный отдых, организованный на воздухе.

Прогулка оказывает благоприятное влияние на функциональное состояние

центральной нервной системы обучающихся.

Проведение прогулки требует такой же продуманности и подготовки, как и все другие виды деятельности. Её нужно сделать содержательной и интересной. А это требует разнообразия в проведении прогулки, учета физической нагрузки, рационального чередования занятий. Чередование занятий повышает интерес именно к коллективной прогулке, где воспитатель решает сразу две задачи: обеспечить интересное проведение времени и содействовать укреплению коллектива.

Все занятия на воздухе разделяются на группы:

- природоведческие экскурсии («Лесное царство», «В садах опять колдует листопад», «По следам пернатых», «Как прекрасен этот мир», «Зимняя сказка» и др.);

- обществоведческие экскурсии («Труд работников в школе», «Город, в котором я живу» и др.);

- прогулки-практикумы («Красный, желтый, зеленый», «Правила поведения в природе» и др.);

- творческие прогулки («Осенний сон», «Есть в осени первоначальной», «Удивительное - рядом» и др.);

- следопытские прогулки: («Найди клад» и др.)

Мероприятия в ГПД

К мероприятиям относятся:

- события,

- занятия,

- встречи с интересными людьми,

- экскурсии.

Структура любого мероприятия:

Первый этап – подготовительный, назначение которого вызвать у детей желание участвовать в мероприятии.

Второй этап: создание психологического настроя, формирование готовности к предстоящей работе. Здесь целесообразно использовать вступительное слово, музыкальный фрагмент. Важно оформление класса, в котором проводится мероприятие.

Третий этап - содержательный. На нем осуществляется достижение предметного результата: дети участвуют в диалоге, слушают воспитателя, взаимодействуют и проявляют к нему свое отношение.

Четвертый этап – эмоциональное, четкое завершение мероприятия. Суть его в том, чтобы вызвать или усилить положительные переживания, удовлетворение по поводу проведенного мероприятия.

Особенно детям нравятся воспитательные мероприятия: «Цветик-семицветик», «Давайте говорить друг другу комплименты», «Арифметическая мозаика», «Правила честного спора», «Три пятерки по светофору».

КТД (коллективное творческое дело) в ГПД

КТД - дело, которое задумывается, планируется, проводится в шесть этапах с самими детьми на пользу своему коллективу и окружающим людям.

Первый этап – предварительная работа воспитателя. На этом этапе ставится цель, определяется место КТД в системе других форм воспитательной работы.

Второй этап - коллективное планирование. Воспитатель проводит стартовую беседу, в процессе которой обсуждается, как и для кого провести КТД. Затем ведется работа в микрогруппах - обсуждение дела.

Третий этап – коллективная подготовка, где разрабатывается окончательный вариант дела, распределяются поручения в микрогруппах. Поощряются сюрпризы, интересные находки.

Четвертый этап – коллективное осуществление задуманного. Каждая микрогруппа демонстрирует то, что заготовила.

Пятый этап – анализ, помогающий выявить значимость данного КТД с помощью вопросов типа:

- «Что было хорошо и почему?»

- «Что нужно учесть на будущее?».

Главное - организовать обсуждение в микрогруппах и выслушать мнение ребят.

Шестой этап – продолжение начатого в других формах деятельности.

КТД можно использовать в разновозрастной группе или с ребятами вторых и третьих классов. Ребята любят эту форму работы, поскольку здесь они чувствуют себя взрослее.

Успешно проходят такие КТД, как: «Путешествие по морю вежливости», «Путешествие в страну сказок», «От зимы до осени», «Портрет культурного человека», «Хорошие поступки в страну Доброты», «Аукцион знаний», творческий конкурс.

Конкурс – это соревнование двух или более участников в каком-либо виде деятельности.

Например, конкурс поделок к празднику, конкурс «врунов» имени Мюнхгаузена, конкурс пантомимы.

Творческий конкурс

Конкурс – это соревнование двух или более участников в каком-либо виде деятельности. За победу в конкурсе полагается вознаграждение. Я считаю целесообразным награждать ребят интересными карточками. Так, успехом пользуются карточки удачи. Даже через несколько лет ребенок помнит какой-то приз.

Творческий конкурсзначит оригинальный, нестандартный. Здесь участники соревнуются в той деятельности, которая отличается творчеством.

Можно использовать в работе следующие конкурсы: «Если бы я был волшебником», «Красноречие», «Паутинка», «Пятиминутка эрудитов», «Ярмарка профессий», «Космическое меню», «Письмо о людях жителям других планет», «Путешествие в страну Пейзажа».

При организации творческого конкурса есть 10 главных компонентов успеха, о которых следует помнить.

Это:

-- интересные задания;

-- красивое оформление;

-- материальное обеспечение;

-- музыкальное сопровождение;

-- находчивый ведущий;

-- компетентное жюри;

-- эмоциональные зрители;

-- исполнительные помощники;

-- подготовленные команды;

-- призы для зрителей.

Самое трудное в конкурсе – придумать задания, которые должны будить воображение.

Начинается конкурс со вступительного слова ведущего. В завершении – слова благодарности всем участникам.

Наиболее интересно проходят следующие конкурсы: «Паутинка», «Красный, желтый, зеленый», «Проще простого», «Разминка».

Праздник

Праздник – особая форма воспитательной работы, включающая различные виды деятельности детей. Поэтому праздник считается стержневой формой работы, вокруг которой и в тесной взаимосвязи с ней организуется КТД, мероприятия, игры и т.п.

Очень важно, чтобы каждый ребенок смог проявить свои таланты, способности, увлечения. Необходимо, чтобы ребенок смог почувствовать свою значимость.

Ребят больше всего радует праздник, когда они узнают что-то новое, когда радуют своих родителей. Часто именно на празднике ребенок самоутверждается.

Удовлетворить эти пожелания детей возможно, если:

- содержание и форма проведения праздника соответствует возрасту детей;

- праздник является итогом определенной практической деятельности детей и взрослых;

Что касается содержания праздника, то оно предполагает разнообразие видов деятельности (игры, песни, танцы, конкурсы и т.д.)

При проведении праздника необходимо учитывать важные моменты подготовки и проведения праздника.

Часто для ребенка является значимым подготовка к празднику, а не сам праздник. Важно для ребят младшего школьного возраста быть значимым и

оцененным старшими: родителями, учителями, воспитателями, а также администрацией школы.

Приглашение для гостей

Дети очень серьезно подходят к изготовлению приглашений. Чаще всего они делают открытки. Иногда им помогают родители.

Содержание и организация праздника

Содержанию праздника соответствует и его организация: всем участникам праздника должно быть весело, радостно, комфортно, поэтому важен экспромт. Это не означает, что не должно быть «заготовок». Они нужны, но в меру.

Завершение праздника

Для успешного проведения и завершение праздника должно быть не менее ярким и привлекательным, чем начало. Ребята очень любят сфотографироваться на память.

Недаром в толковом словаре вместе с другими определениями праздника значится и такое: день радости и торжества по поводу чего-либо. Праздник всегда ассоциируется с радостью.

Особо интересны и любимы детьми такие праздники, как « День игрушки»,
«Золотая осень», «Рождественские посиделки», «Масленица».

Игра

Изучению детской игры посвятили свои исследования многие ученые. Авторы единодушны в том, что игра - это внутренняя потребность детей в активной деятельности, средство познания мира.

В детском возрасте, как говорил А.С. Макаренко

«Игра – это норма жизни, ребенок играет даже тогда, когда делает серьезное дело».

Каждая игра выполняет определенные функции. Игра содержит большие воспитательные возможности, так как она всегда желанна.

Игры создают большие возможности для развития организаторских умений и навыков ребят.

Игры делятся на:

- Познавательные: игры-конкурсы, игры-путешествия, «Поле чудес», «Счастливый случай», «Разнобой», «О, счастливчик!», «Кто хочет получить приз» и др.

- Интеллектуальные: небольшие логические задания для детей. К ним относятся ребусы, кроссворды.

На первый взгляд кажется, что их выполнение не составляет трудностей для ребенка. На самом деле они напрягают весь свой ум, силу чтобы решить задачу, причем справляются далеко не все. Поэтому особенно важно подходить к детям очень индивидуально, учитывать уровень развития ребенка; следует разнообразить игры по степени сложности, чтобы каждый воспитанник чувствовал свою значимость и мог проявить свой интеллект.

Необходимо давать значительно времени для размышления, не спешить с ответом.

Считается целесообразным вовлекать детей в подвижные, эмоциональные игры и игры-соревнования, эстафеты, которые развивают у них смекалку, сообразительность, быстроту реакции, уменьшают скованность и эмоциональную заторможенность.

В работе воспитателя ГПД с детьми младшего школьного возраста уместно использовать такие игры, как «Рыболовы», «Перемена», «Краски», «Светофор», «Космонавты», «Черного и белого не брать, да и нет не говорить» и многое другое.

4. Заключение

Воспитателю группы продленного дня необходимо умело направлять

деятельность детей, активно заполнять «свободное пространство».

Я уверена, что создать и закрепить позитивные образцы поведения сумеют те, кто придерживается следующих принципов в работе:

  1. Диагностики и регулирования поведения младших школьников.
  2. Нравственно-гуманистической направленности в работе.
  3. Понимание и сочувствие (это особенно важно в работе с детьми из неполных семей.
  4. Своевременность психолого-педагогической помощи и поддержки.
  5. Вовлечение в коллективные виды деятельности.
  6. Создание ситуаций, в которых ребенок может достичь успеха, использование всех мер поощрения.

Хотим закончить словами Аристотеля:

Благо везде и повсюду зависит от соблюдения двух условий:

- правильного установления конечной цели всякого рода деятельности;

- отыскания соответственных средств, ведущих к конечной цели.

5. Список литературы

  1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Современные праздники: Сценарии воспитательных дел в начальной школе. – М. ТЦ Сфера, 2004;
  2. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004;
  3. Минскин Е.М. Игры и развлечения в группе продленного дня: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1983;
  4. Осипова М.П., Бутрим Г.А., Мельничук И.А. Работа с родителями: Пособие для учителей начальных классов общеобразовательных учреждений. – Мн.: Экоперспектива, 2003;
  5. Осипова М.П., Козлович С.И., Панасевич З.М. Воспитание: Пособие. – Мн.: Книжный Дом; Экоперспектива, 2004;
  6. Попова И.Н., Исаева С.А., Ромашкова Е.И. Организация и содержание работы в группе продленного дня: Начальная школа. – М.: Айрис-пресс, 2004.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр Образования «Эрудит» Организация свободного времени, учащихся в группе продленного дня Воспитатель: Ногаева В.З. Воспиатель : Габуева А.А.

Слайд 2

Воспитание подрастающего поколения в настоящее время является самой сложной и в то же время актуальной проблемой. На мой взгляд, только организованное свободное время от учебной работы может раскрыть индивидуальность каждого ребенка. Данная методическая разработка может быть полезна как воспитателям ГПД, так и учителям начальной школы. Аннотация

Слайд 3

Успех воспитательной работы в целом зависит от: - от того, как организована жизнь и деятельность ребенка в ГПД; - от того, насколько правильно произведен отбор содержания, видов деятельности, ее форм и их сочетание в единой системе воспитательного воздействия. Введение

Слайд 4

Раздел 1. Выбор досуговой деятельности детей Досуг – часть нерабочего времени, оставшаяся после выполнения непреложных обязанностей. Самая распространенная классификация форм воспитательной работы, предложенная В.С. Безруковой и Е. В. Титовой – это мероприятие, дело, игра. Такие ученые как И.П. Иванов, И Подласов , Н.Е. Щуркова выделяют следующие формы: воспитательное мероприятие, коллективное творческое дело, праздник, игра. В работе воспитателя ГПД с детьми следует опираться на следующую классификацию : - воспитательное мероприятие; - коллективное творческое дело; - праздник; - игра.

Слайд 5

Основой воспитательного процесса является совместная деятельность воспитателя с учениками младших классов, которая: - решает воспитательные и образовательные задачи; - создает естественную, непринужденную обстановку для развития свободной творческой личности; - основывается на потребностях и интересах каждого конкретного ребенка и каждого класса; - содействует саморазвитию личности, реализации ее творческого потенциала; создает необходимые и достаточные условия для активизации личности по решению собственных проблем; - носит стимулирующий характер; - направлена на формирование положительного отношения учеников к социально-культурным ценностям (человеку, обществу, природе и т.д.) и ценностным основам жизни (Добру, Истине, Красоте).

Слайд 6

Спокойные и подвижные игры К спокойным играм относятся: « Доскажи словечко » Игра заключается в том, чтобы ребенок, прослушав четверостишье, в конце, дополнил его недостающим словом . Эти игры можно использовать не только для расширения словарного запаса ребенка, с их помощью можно познакомить детей с многозадачностью . Такая игра лучший превосходный помощник при изучении разных тем «Времена года», «Профессии», «Животных», «Посуда» и т.п « Угадай, кто это ?» - Втайне от товарищей каждый пишет на листке имя героя. Перед началом партии участник приклеивает на лоб бумажку с именем. Собравшиеся по очереди задают вопросы по поводу внешности, характера и других отличительных черт задуманной личности. На вопросы нужно отвечать односложно: только «да» или «нет». Если получен утвердительный ответ, игрок имеет право продолжать расспросы. Это может продолжаться до тех пор, пока угадывающий не услышит «нет». «Пантомима » В игру Пантомима играют 10 и более игроков. Участники делятся на 2 равные команды. Одна группа загадывает какое-либо абстрактное понятие (например, небо, путешествие, стакан) и сообщается одному игроку другой команды. После чего он изображает это понятие, а члены его команды отгадывают, задавая наводящие вопросы. Изображающему можно отвечать только односложно, "да" или "нет". Для большей серьезности можно придумать название командам и кричалки . Игру можно усложнить, введя временной фактор и сделать табло, на котором отображать время, потраченное на угадывание понятия. К подвижным играм можно отнести : «Третий лишний», «Горячая картошка», «Классики», « Резиночки », «Салки», и другие.

Слайд 7

О сновные направления работы по культуре поведения это: Поведение в школе: - на перемене, - на школьных праздниках, - на уроке. 2. Поведение дома: - аккуратность и скромность в одежде, - умение помочь взрослым, - порядок в детском уголке, - поведение за столом, - вежливые слова. 3. Поведение на улице: - твой подъезд, - двор, - ты идешь гулять, - правила уличного поведения, - отношения со взрослыми и сверстниками. 4. Поведение в общественных местах: - в транспорте. - в кино, в театре, в музее, на выставке, - в гостях.

Слайд 8

Круговые беседы на следующие темы : 1. Больше всего мне нравится в себе… 2. Я бы хотел быть… 3. Моя любимая игра… 4. Я думаю, что мое имя означает… 5. Я бы хотел узнать о… 6. Я чувствую себя счастливым, когда… 7. Я чувствую себя печальным, когда … 8. Хочу стать более… 9. Надеюсь, что когда-нибудь… 10. Если бы я мог быть каким-нибудь животным… 11. Если бы я мог научить всех одной вещи, то…

Слайд 9

Раздел 2. Организация досуговой деятельности детей Прогулка – активный отдых, организованный на воздухе. Прогулка оказывает благоприятное влияние на функциональное состояние центральной нервной системы обучающихся. Все занятия на воздухе разделяются на группы: - Природоведческие экскурсии («Лесное царство», «В садах опять колдует листопад», «По следам пернатых», «Как прекрасен этот мир», «Зимняя сказка» и др.); - Обществоведческие экскурсии («Труд работников в школе», «Город, в котором я живу» и др.); - Прогулки-практикумы («Красный, желтый, зеленый», «Правила поведения в природе» и др.); - Творческие прогулки («Осенний сон», «Есть в осени первоначальной», «Удивительное - рядом» и др.); - Следопытские прогулки: («Найди клад» и др .) Мероприятия в ГПД К мероприятиям относятся: - события, - занятия, - встречи с интересными людьми, - экскурсии.

Слайд 10

Структура любого мероприятия: Первый этап – подготовительный, назначение которого вызвать у детей желание участвовать в мероприятии. Второй этап - создание психологического настроя, формирование готовности к предстоящей работе. Здесь целесообразно использовать вступительное слово, музыкальный фрагмент. Важно оформление класса, в котором проводится мероприятие. Третий этап - содержательный. На нем осуществляется достижение предметного результата: дети участвуют в диалоге, слушают воспитателя, взаимодействуют и проявляют к нему свое отношение. Четвертый этап – эмоциональное, четкое завершение мероприятия. Суть его в том, чтобы вызвать или усилить положительные переживания, удовлетворение по поводу проведенного мероприятия. Особенно детям нравятся воспитательные мероприятия: «Цветик- семицветик », «Давайте говорить друг другу комплименты», «Арифметическая мозаика», «Правила честного спора», «Три пятерки по светофору».

Слайд 11

КТД (коллективное творческое дело) в ГПД КТД - дело, которое задумывается, планируется, проводится в шесть этапах с самими детьми на пользу своему коллективу и окружающим людям . Первый этап – предварительная работа воспитателя. На этом этапе ставится цель, определяется место КТД в системе других форм воспитательной работы. Второй этап - коллективное планирование. Воспитатель проводит стартовую беседу, в процессе которой обсуждается, как и для кого провести КТД. Затем ведется работа в микрогруппах - обсуждение дела. Третий этап – коллективная подготовка, где разрабатывается окончательный вариант дела, распределяются поручения в микро-группах . Поощряются сюрпризы, интересные находки. Четвертый этап – коллективное осуществление задуманного. Каждая микрогруппа демонстрирует то, что заготовила. Пятый этап – анализ, помогающий выявить значимость данного КТД с помощью вопросов типа: - «Что было хорошо и почему?» - «Что нужно учесть на будущее?». Главное - организовать обсуждение в микро-группах и выслушать мнение ребят. Шестой этап – продолжение начатого в других формах деятельности. КТД можно использовать в разновозрастной группе или с ребятами вторых и третьих классов. Ребята любят эту форму работы, поскольку здесь они чувствуют себя взрослее.

Слайд 12

Творческий конкурс Творческий конкурс – значит оригинальный, нестандартный. Здесь участники соревнуются в той деятельности, которая отличается творчеством. При организации творческого конкурса есть 10 главных компонентов успеха , о которых следует помнить. - интересные задания; - красивое оформление; - материальное обеспечение; - музыкальное сопровождение; - находчивый ведущий; - компетентное жюри; - эмоциональные зрители; - исполнительные помощники; - подготовленные команды; - призы для зрителей.

Слайд 13

Праздник Праздник – особая форма воспитательной работы, включающая различные виды деятельности детей. Приглашение для гостей Дети очень серьезно подходят к изготовлению приглашений. Чаще всего они делают открытки. Иногда им помогают родители. Содержание и организация праздника Содержанию праздника соответствует и его организация: всем участникам праздника должно быть весело, радостно, комфортно, поэтому важен экспромт. Это не означает, что не должно быть «заготовок». Они нужны, но в меру. Завершение праздника Для успешного проведения и завершение праздника должно быть не менее ярким и привлекательным, чем начало. Ребята очень любят сфотографироваться на память. Недаром в толковом словаре вместе с другими определениями праздника значится и такое: день радости и торжества по поводу чего-либо . Праздник всегда ассоциируется с радостью. Особо интересны и любимы детьми такие праздники, как « День игрушки», «Золотая осень», «Рождественские посиделки», «Масленица».

Слайд 14

Игра Игра - это внутренняя потребность детей в активной деятельности, средство познания мира . Игры делятся на: - Познавательные: игры-конкурсы, игры-путешествия, «Поле чудес», «Счастливый случай», «Разнобой», «О, счастливчик!», «Кто хочет получить приз» и др. - Интеллектуальные: небольшие логические задания для детей. К ним относятся ребусы, кроссворды. В детском возрасте , как говорил А.С. Макаренко «Игра – это норма жизни, ребенок играет даже тогда, когда делает серьезное дело ».

Слайд 15

Заключение Воспитателю группы продленного дня необходимо умело направлять деятельность детей, активно заполнять «свободное пространство». Я уверена, что создать и закрепить позитивные образцы поведения сумеют те, кто придерживается следующих принципов в работе: Диагностики и регулирования поведения младших школьников. Нравственно-гуманистической направленности в работе. Понимание и сочувствие (это особенно важно в работе с детьми из неполных семей. Своевременность психолого-педагогической помощи и поддержки. Вовлечение в коллективные виды деятельности. Создание ситуаций, в которых ребенок может достичь успеха, использование всех мер поощрения. Хотим закончить словами Аристотеля: Благо везде и повсюду зависит от соблюдения двух условий: - правильного установления конечной цели всякого рода деятельности; - отыскания соответственных средств, ведущих к конечной цели.

Слайд 16

Список литературы Агапова И.А., Давыдова М.А. Современные праздники: Сценарии воспитательных дел в начальной школе. – М. ТЦ Сфера, 2004; Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004; Минскин Е.М. Игры и развлечения в группе продленного дня: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1983; Осипова М.П., Бутрим Г.А., Мельничук И.А. Работа с родителями: Пособие для учителей начальных классов общеобразовательных учреждений. – Мн.: Экоперспектива , 2003; Осипова М.П., Козлович С.И., Панасевич З.М. Воспитание: Пособие. – Мн.: Книжный Дом; Экоперспектива , 2004; Попова И.Н., Исаева С.А., Ромашкова Е.И. Организация и содержание работы в группе продленного дня: Начальная школа. – М.: Айрис-пресс, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Организация свободного времени учащихся в группе продленного дня" - выступление.

В настоящее время необходимо, прежде всего, учитывать естественные потребности младших школьников. Именно удовлетворение этих потребностей (с позиции педагогической целесообразности) должно стат...

«Организация свободного времени учащихся в группе продленного дня»

«Организация свободного времени учащихся в группе продленного дня»...

Организация свободного времени учащихся в группе продленного дня ( из опыта работы).

В материале предоставлен материал , интересующий многих воспитателей группы продленного дня: организация досуга детей, детей с ограниченными возможностями здоровья.  Рассказывается о необходимост...

Организация свободного времени учащихся в группе продленного дня

Организация свободного времени учащихся в группе продленного дня...

«Организация свободного времени учащихся в группе продленного дня посредством театральных игр»

Первый год обучения в школе - чрезвычайно сложный, переломный период в жизни ребенка. Меняется его место в системе общественных отношений, меняется весь уклад его жизни, возрастает психоэмоциональная ...

Организация свободного времени учащихся в группе продленного дня

Сложнейшая и актуальнейшая проблема в настоящее время – это воспитание подрастающего поколения. Проблема раскрытия индивидуальности каждого ребенка не может быть решена вне той деятельности, которая о...