Как сделать учебную ситуацию мотивирующей к учению? Способы повышения внутренней мотивации.
статья

Чеканова Ирина Алексеевна

  Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители обучающихся.  В поисках способов разрешения проблемы мотивации можно идти двумя путями:

1. Выяснить основные причины нежелания учиться и постараться их минимизировать.
2.      Максимизировать то, что вызывает и поддерживает познавательную мотивацию обучающихся.

  Среди разнообразных мотивов учения принято, в частности, выделять внешние и внутренние мотивы. Л.М.Фридман так характеризует их отличие: «Если мотивы, побуждающие данную деятельность, не связаны с ней, то их называют внешними по отношению к этой деятельности; если же мотивы непосредственно связаны с самой деятельностью, то их называют внутренними».

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Как сделать учебную ситуацию мотивирующей к учению?

Способы повышения внутренней мотивации.

“Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться”.  

                                                                                                              В. А. Сухомлинский

  Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители обучающихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». Возникает резонный вопрос: почему не хотят? Учителя, пытаясь ответить на этот вопрос, называют обычно: перегрузка, неинтересно, интернет и телевидение — круче, просто лень; трудно, не умеют, не понимают, зачем им это надо;  проблемы со здоровьем. Безусловно, перечень можно продолжить. Понятно, что причин много, они разные. Однако важно, что на некоторые из них мы можем-таки повлиять. Попробуем разобраться, что здесь в наших силах, что нам необходимо учесть, чтобы сделать учебную ситуацию действительно мотивирующей к учению.

  Так как, школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним. Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности.

  У детей с нарушением интеллекта мотивация к учебной деятельности развивается медленно и с определёнными трудностями. Отношение к учебной деятельности детей с интеллектуальными нарушениями характеризуется неустойчивостью, изменяется под влиянием ситуации успеха или неуспеха, смены обстановки, степени контроля со стороны учителя.

  Учитель должен помнить, что ребенку необходимо помогать добиваться успеха в учебной деятельности, а для этого его нужно мотивировать.

  Что же такое "мотив" и "мотивация"? Мотив (от латинского) – приводить в движение, толкать. Это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности человека.  Мотивация - побуждение, вызывающее активность и определяющее его направленность.

   В поисках способов разрешения проблемы мотивации можно идти двумя путями:

  1. Выяснить основные причины нежелания учиться и постараться их минимизировать.
  2. Максимизировать то, что вызывает и поддерживает познавательную мотивацию обучающихся.

Задача учителя в том и состоит, чтобы:

- дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения,  

- осознать свои возможности,

- поверить в себя.

  При проведении урока необходимо стремиться создавать для ребят ситуацию успеха, вызывать ощущения продвижения вперед, переживания успеха в учебной деятельности, так как ситуация успеха – очень важный фактор стимуляции общения на уроке.  Для этого необходимо правильно подбирать уровни сложности заданий, справедливо, «по заслугам» оценивать результат деятельности школьников.

  Сегодня учителя вынуждены тратить больше времени на мотивацию, поскольку мотивированными должны быть действия обучающихся в ходе всего урока, всей дидактической цепочки.  Особенно на таких непривлекательных её этапах как: закрепление, повторение, обобщение, где минимум внимания встречается чаще из-за непривлекательности учебный действий при решении дидактических задач, нет задора, нет желания, которые необходимы для результативных действий обучающихся. Поскольку мозг не в состоянии обращать внимание на всё, неинтересные, скучные или эмоционально-тоскливые уроки он просто не запоминает. Учитель практически вынужден значительное время на уроке уделять пробуждению, а точнее, реанимации желания познавать. В условиях избыточной информации, когда у детей начинают действовать механизмы защиты по отношению к учебному материалу, в котором конкретной пользы для себя они не видят, учителя вынуждены научиться убеждать ребят в актуальности и полезности предлагаемого учебного содержания, а значит, так подавать эту информацию, чтобы она была востребована и воспринята учащимися. На сегодняшнем этапе для педагога становится важно овладение искусством рекламной упаковки учебной информации. Ведь основные элементы рекламы — привлечь внимание, возбудить интерес, пробудить желание и побудить к действию — во многом совпадают с ключевыми задачами урока.

  Подводя итог разговору о мотивирующей учебной ситуации, следует выделить его основные моменты. Мотивационная сила учебной ситуации становится больше в случае, если обучающимся предложено использовать все возможности учебного материала, чтобы заинтересовать класс:

  • создавать проблемные ситуации,
  • активизировать самостоятельное мышление,
  • организовывать сотрудничество учеников на уроке,
  • выстраивать позитивные отношения с классом,
  • проявлять искреннюю заинтересованность в успехе ребят,
  • привлекать учителем школьников к оценочной деятельности и формирование у них    адекватной самооценки,
  • эмоциональность речи учителя,
  • использовать занимательное изложение, необычную форму преподавания материала,  вызывающая  удивление  у обучающихся,
  • использовать познавательные и дидактические игры, игровые технологии,
  • использовать групповые и коллективные формы организации учебной деятельности,
  • использовать  информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).

  Необходимое условие для всего этого, психологическая основа – знание индивидуальности каждого.

  Среди разнообразных мотивов учения принято, в частности, выделять внешние и внутренние мотивы. Л.М.Фридман так характеризует их отличие: «Если мотивы, побуждающие данную деятельность, не связаны с ней, то их называют внешними по отношению к этой деятельности; если же мотивы непосредственно связаны с самой деятельностью, то их называют внутренними».

Внешние мотивы в обучении:

  • отметки;
  • вынужденный долг;
  • учёба ради престижа, лидерства, материального вознаграждения;
  • избегание наказания.

  Успешность учебной деятельности, качество образования, в конечном счёте, зависит от внутренней мотивации обучающихся. 

  Внутренняя мотивация характеризуется интересом к процессу обучения и его результату, стремление развивать какие-либо умения и навыки, самостоятельно решать поставленные перед собой задачи.

Внутренние мотивы в обучении:

  • удовлетворение от самой деятельности;
  • прямой результат деятельности;
  • стремление к успеху,
  • понимание необходимости для жизни;
  • учение как возможность общения.

Способы повышения внутренней мотивации

         1.Оценка. Главная цель оценки – стимулировать познание. Оценка учителя повышает мотивацию, если она относится не к способностям ученика в целом, а к тем усилиям, которые прилагает ученик при выполнении задания, т.е. учитель сравнивает успехи не с успехами других учеников, а с его прежними результатами. Поощряя ребенка за правильно выполненное задание можно использовать высказывания типа: «Молодец! Ты смог это сделать, справился с заданием, несмотря на то, что это тебе было трудно». Предъявляя им задание поддерживать их, вселять в них веру в себя, в свои силы. Например: «Ты сможешь! Ты справишься, у тебя получится!».

  2. По возможности исключить награждения и призы за правильно выполненные задания, ограничиваясь лишь оцениванием и похвалой:  «Молодец! Ты показал ребятам, что ты можешь сделать и такое, на первый взгляд, сложное задание. Всегда так получается, когда вкладываешь силу, старание, то получается хорошо! Я за тебя рада и другие ребята, думаю тоже». Для них важно признание, поэтому об их успехах должны знать окружающие.

   3. Как можно реже использовать на уроке ситуации соревнования. Лучше приучать ребенка к анализу и сравнению своих собственных результатов и достижений. Ситуацию соревнования можно переключить на игровые виды деятельности.

   4. Стараться не навязывать учебных целей.  Совместная работа с ребенком по выработке целей и задач может оказаться значительно эффективнее.

   5. Также необходимо помнить о том, что наказание за неправильное решение учебной задачи является крайней и наименее эффективной мерой, которая всегда вызывает негативные эмоции и отрицательно влияет на отношение ребенка к учебной деятельности. 

  При неудаче акцентировать внимание не на ошибке, а на недостатке приложенных усилий, при этом, давая ребенку понять, что общий уровень развития его способностей достаточно высок, для того, чтобы справиться с этим заданием. Например: «Вообще ты можешь справиться с этим заданием, даже, если это не получилось в этот раз, то в следующий раз получится».

  6. Следить за тем, чтобы учебные задания не только соответствовали возрастным ограничениям, но имели уровень оптимальной сложности, способствовали проявлению мастерства и компетентности ребенка. Регулировать уровень сложности заданий, повышая его с каждым разом.

  7. Желательно подбиратьучебные задания с элементом новизны и непредсказуемости, что способствует формированию внутреннего интереса в процессе их выполнения.

Условия создания ситуации успеха

   1. Снятие страха. Помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих. «Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться», «Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения», «Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили». Такая предупредительная мера снимает с ребёнка зажим, он становится более раскованным и уверенным, смелее реализует свои потенциальные возможности, действительно понимая, что попытка – это не пытка.

  2. Авансирование успешного результата. Помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справится с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в свои силы и возможности. «У вас обязательно получится..», «Я даже не сомневаюсь в успешном результате».

   3. Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности. Помогает ребенку избежать поражения. Достигается путем намека, пожелания. «Возможно, лучше всего начать с…..», «Выполняя работу, не забудьте о…..»,«Мне (нам) было бы приятно, если бы тебе удалось…».

   4. Внесение мотива. Показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения. «Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…», «От тебя зависит успех всей нашей работы…».

  5. Персональная исключительность. Обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности. «Только ты и мог бы….», «Только тебе я и могу доверить…», «Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…». Персональная исключительность, высказанная в адрес ребёнка, повышает планку требования и ответственность за порученное дело, вселяет в ребёнка определённую уверенность и надежду на успешный результат.

   6. Мобилизация активности или педагогическое внушение. Побуждает к выполнению конкретных действий. «Нам уже не терпится начать работу…», «Так хочется поскорее увидеть…». Тон  при произнесении должен быть ровным, спокойным и убедительным. Облик педагога должен побуждать ребёнка в этот момент к действию, вселяя успех: «Не будем терять время – приступаем к работе», «Я вижу, что не только мне, но и вам уже не терпится опробовать свои силы. Начинаем!».

 7. Высокая оценка детали. Помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали. «Тебе особенно удалось то объяснение», «Больше всего мне в твоей работе понравилось…», «Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы».

  8. Подбадривающие слова и мягкие интонации, мелодичность речи и корректность обращений, открытая поза и доброжелательная мимика создают в сочетании благоприятный психологический фон, помогающий ребёнку справиться с поставленной перед ним задачей. Например, начиная урок, учитель говорит: «Я очень рад нашей встрече и должен сказать, что сегодня у нас особенный день, поскольку нам предстоит интересная работа …»

  Ситуация успеха особенно важна в работе с детьми, поведение которых осложнено целым рядом внешних и внутренних причин, поскольку позволяет снять у них агрессию, преодолеть  изолированность и пассивность.

  Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Ребенок испытывает уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. На основе всего этого, можно сделать вывод: успех в учебе – завтрашний успех в жизни!

Алгоритм успешной деятельности

  1. Выбор педагогической цели.
  2. Определение своих сильных и слабых сторон.
  3. Установка на готовность действовать.
  4. Определение пути наилучшего выхода из ситуации.
  5. Контроль за ситуацией.

В целом можно сделать следующие основные выводы:

1. Учителю, стремящемуся сформировать положительную устойчивую мотивацию учения школьников необходимо учитывать и опираться в своей деятельности на достижения современной науки.

2. В практике обучения присутствуют как положительные, так и отрицательные факторы, влияющие на мотивацию школьников.

3. Для развития положительной и коррекции негативной мотивации следует использовать не один путь, а все пути в определённой системе, в комплексе, так как ни один из них, сам по себе, без других, не может играть решающей роли для всех учащихся. То, что для одного учащегося является решающим, для другого им может и не быть.

4. Предложенные педагогические способы  и приёмы позволят учителю содержательно решить задачу повышения мотивации школьников.

   И в заключение замечу: чем привычнее становится успех, тем реже должна быть похвала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление «Игровые технологии как один из аспектов повышения внутренней мотивации учащихся к обучению»

«Игровые технологии как один из аспектов повышения внутренней мотивации учащихся к обучению»...

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКОВ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Актуальность использования нетрадиционных форм проведени я урока с целью повышения учебной мотивации в начальной школе....

Учебная мотивация как один из способов повышения качества образования.

           В современной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняе...

Способы повышения учебной мотивации младшего школьника

Как замотивировать ребенка на учебу? Советы родителям....

Мастер-класс "Организация проектно-исследовательской деятельности как способ повышения учебной мотивации неуспешных обучающихся"

Организация проектно-исследовательской деятельности как способ повышения учебной мотивации неуспешных обучающихся...