Выступление на МО МБОУ "Средняя школа №34" 2020 год.Тема: «Совершенствование техники чтения учащихся начальных классов при помощи упражнений.»
материал

Пермякова Светлана Фёдоровна

Совершенствование техники чтения учащихся начальных классов. Уроки обучения грамоте, чтения в начальной школе – это своеобразное окно в окружающий мир, в область человеческих отношений. Вот почему строить уроки чтения надо так, чтобы художественное слово воздействовало не только на сознание, но и в первую очередь на чувства детей, вызывало у них желание стать лучше, помогало им понять к какому типу человеческих взаимоотношений нужно стремиться, по возможности без назидания перекидывало «мостик» от текста к реальной жизни ребят. Чтение, книга — это мощное средство образования, воспитания и развития: умственного, языкового, речевого, нравственного, культурного, эстетического, информационного, говоря шире — интеллектуального и чувственного, средство развития всех способностей. Чтение – это не только особый предмет, которым ребенку надо успешно овладеть, но и средство для освоения других школьных дисциплин. Поэтому, начиная с 1 класса, идет кропотливая работа, направленная на формирование навыка чтения каждого учащегося с учетом уровня его подготовленности к школе, особенностей восприятия, памяти, мышления. Чтение — это способ чтения: он может быть побуквенным и отрывистым, слоговым (способ непродуктивный и нежелательный) и плавное слоговое, слоговое с прочтением сразу целых слов и, наконец, чтение целыми словами и группами слов (как желательные и продуктивные способы чтения). Это темп — определенная, посильная и необременительная для определенного возраста скорость чтения. Таким образом, навык чтения складывается в целом из двух сторон: смысловой — понимания, уразумения содержания и смысла читаемого и технической — подчиненной первой, обслуживающей ее — способом, правильностью и выразительностью чтения. Главенствующее, ведущее место в комплексе, именуемом «навык чтения», принадлежит сознательности, пониманию того, что прочитывается. Все, что относится к технической стороне чтения, конечно, весьма значимо, но оно подчинено все той же смысловой стороне. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_mo_permyakova.docx24.74 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление по теме:

 «Совершенствование техники чтения учащихся начальных классов при помощи упражнений.».

 Учитель начальных классов Пермякова С.Ф.

Совершенствование техники чтения учащихся начальных классов. Уроки обучения грамоте, чтения в начальной школе – это своеобразное окно в окружающий мир, в область человеческих отношений. Вот почему строить уроки чтения надо так, чтобы художественное слово воздействовало не только на сознание, но и в первую очередь на чувства детей, вызывало у них желание стать лучше, помогало им понять к какому типу человеческих взаимоотношений нужно стремиться, по возможности без назидания перекидывало «мостик» от текста к реальной жизни ребят. Чтение, книга — это мощное средство образования, воспитания и развития: умственного, языкового, речевого, нравственного, культурного, эстетического, информационного, говоря шире — интеллектуального и чувственного, средство развития всех способностей. Чтение – это не только особый предмет, которым ребенку надо успешно овладеть, но и средство для освоения других школьных дисциплин. Поэтому, начиная с 1 класса, идет кропотливая работа, направленная на формирование навыка чтения каждого учащегося с учетом уровня его подготовленности к школе, особенностей восприятия, памяти, мышления. Чтение — это способ чтения: он может быть побуквенным и отрывистым, слоговым (способ непродуктивный и нежелательный) и плавное слоговое, слоговое с прочтением сразу целых слов и, наконец, чтение целыми словами и группами слов (как желательные и продуктивные способы чтения). Это темп — определенная, посильная и необременительная для определенного возраста скорость чтения. Таким образом, навык чтения складывается в целом из двух сторон: смысловой — понимания, уразумения содержания и смысла читаемого и технической — подчиненной первой, обслуживающей ее — способом, правильностью и выразительностью чтения. Главенствующее, ведущее место в комплексе, именуемом «навык чтения», принадлежит сознательности, пониманию того, что прочитывается. Все, что относится к технической стороне чтения, конечно, весьма значимо, но оно подчинено все той же смысловой стороне. Смысловая сторона чтения — это совокупное понимание читающим: 1) значений большей части слов, употребленных в тексте как в прямом, так и в переносном смысле; 2) содержания каждого из предложений, входящих в состав текста, уяснение смысловой связи между предложениями; 3) предметного плана содержания отдельных частей текста (абзацев, эпизодов, глав) и смысла этих частей (т.е. не только о чем говорится, но и что этим сказано); 4) основного смысла всего содержания текста, т.е. осознание этого содержания и своего отношения к прочитанному. Осознанность, уразумение содержания прочитанного, его понимание не имеет границ и пределов. Этот компонент навыка чтения более всего обусловливает непрестанное совершенствование всех других компонентов, которые в известном смысле обслуживают его и подтягиваются к его уровню. Глубина осознанности зависит от ряда обстоятельств — возрастных запросов и возможностей читателя, его общей развитости, круга и уровня притязаний, интересов и потребностей, начитанности, жизненного опыта, запаса наблюдений и многого другого. Вот почему одно и то же произведение может быть понято и осознано по- разному не только ребенком и взрослым, но и людьми одного и того же возраста и уровня образованности. При оценке глубины и уровня понимания существенное значение имеет учет двух планов содержания текста: 1) фактического, предметного плана 2) смысла предметного плана. Предметный план — это описание обстановки, действующих лиц, диалоги, рассуждения, мысли, высказывание персонажей, вся событийная линия, значения слов, предложений, абзацев и т.д. Смысл предметного плана — это то, о чем все это говорит читателю, что всем предметным планом хотел сказать писатель. Важнейшим компонентом, составляющим технику чтения, является способ чтения. Из пяти основных способов чтения: плавное слоговое; плавное слоговое с целостным прочтением отдельных слов; чтение целыми словами и группами слов являются продуктивными. Их надо обстоятельно отрабатывать и побуждать детей к скорейшему, но естественному переходу от плавного слогового к чтению целыми словами и группами слов, т.е. к самому продуктивному способу чтения. Темп (скорость) чтения находится в прямой зависимости от способа чтения и, естественно, понимания. Существуют ориентировочные показатели по темпу чтения: I класс — не менее 25-30 слов в минуту; II класс — не менее 30-40 слов в минуту (в конце первого полугодия), 40-50 слов в минуту (в конце второго полугодия); III класс — 50-60 слов в минуту (в конце первого полугодия), 65-75 слов в минуту (в конце второго полугодия); IV класс — 70-80 слов в минуту (в конце первого полугодия) и 85-95 слов в минуту (в конце второго полугодия). Если результаты ниже — это сигнал недоработки. При методически верно проводимой работе по обучению чтению каждый ученик начальных классов способен не только достигнуть обозначенных показателей скорости, но и превзойти их. Известный ученый и педагог В.Н. Зайцев в своих исследованиях пришел к выводу, что только техника чтения не ниже 120 слов в минуту дает возможность ребенку успешно учиться в V классе. Правильность чтения выражается в том, что ученик избегает или, напротив, допускает: а) замены; б) пропуски; в) перестановки; г) добавления; д) искажения; е) повторы букв (звуков), слогов и слов в читаемом тексте; правильно или ошибочно делает ударения в словах. Ошибки здесь неоднородны. Одни из них появляются из-за непонимания или искаженного понимания текста; другие вызываются непониманием значения прочитываемого слова или смысла предложения; третьи возникают из-за нетвердого усвоения учеником графического образа каких-то букв и порождаемых этим затруднений в распознавании буквы; четвертые происходят в результате рассогласования процессов зрительного опознания букв, графических частей прочитываемого слова с артикуляционными актами и пониманием. Выразительность чтения проявляется в умении обоснованно, исходя из содержания читаемого текста, использовать паузы (логико-грамматические, психологические и ритмические — при чтении стихотворений); делать логическое и психологическое ударение, находить нужную интонацию, отчасти подсказываемую знаками препинания; читать достаточно громко и внятно. Выразительное чтение как высший тип чтения — это умение использовать основные средства выразительности для отражения в чтении своего понимания, оценки содержания и смысла текста, отношения к нему, стремление с наибольшей полнотой, убедительностью и заразительностью донести все это до слушателя или аудитории, сделать понятной для них то намерение, с которым читающий взялся за чтение и которое он пытается раскрыть посредством своего чтения. Проверку сформированности навыка чтения целесообразно проводить 3 раза в год: ⎫ В начале учебного года (10 -15 сентября). ⎫ В конце 1 полугодия (20 – 25 декабря). ⎫ В конце 2 полугодия (10 – 15 мая). Эти три проверки дадут возможность увидеть успехи ученика в овладении техникой чтения. Учитель проверяет сформированность навыка чтения по таким показателям, как способ, осознанность, правильность, темп, выразительность чтения. Целесообразно использовать для проверки чтения и стихотворные классические тексты, обращая внимание на ритм, интонацию, соблюдение пауз, эмоциональную окраску, образность. Подобные тексты берутся по желанию учителя. При проверке техники чтения учитель контролирует в совокупности все стороны навыка. Проверяя осознанность чтения, следует прежде всего обратить внимание на понимание содержания текста в целом, значения отдельных слов, словосочетаний, предложений. В этом случае учитель может воспользоваться вопросами и заданиями или предложить свои: О чем этот текст? Назови главных действующих лиц.∙ Что тебе особенно запомнилось? и т. д. Однако их не должно быть более 3-4. От способа чтения зависит и темп чтения. Учащиеся, читающие по слогам, читают в одном темпе, а у читающих целыми словами темп будет другой. При проверке техники чтения не следует торопить ребенка словами «читай быстрее». Он быстро может прочитать 1-2 строчки, а далее остановиться на том темпе, который у него сформировался на данный момент. Качество чтения при проверке значительно повысится, если будет создана доброжелательная обстановка, что позволит ученику вникнуть в текст и спокойно прочитать его. На все ошибки, допущенные учеником, учитель обращает внимание после чтения, конечно, если они не ведут к грубому искажению смысла прочитанного. Анализ методической литературы позволил выделить следующие упражнения для повышения техники чтения учащихся, которые могут работать в любых условиях. 1. Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений Человеческая память устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно это создает раздражение и запоминается. Поэтому, если мы хотим помочь детям освоить какие-то умения и довести их до автоматизма, до уровня навыка, нужно ежедневно, через определенные промежутки времени проводить с нами небольшие по объему упражнения (по 5 минут небольшими порциями три раза в день, чем по 1- 1,5 часа бессмысленной работы отбивающей желание читать). 2. Жужжащее чтение Что же такое жужжащее чтение? Это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, а кто-то медленнее. Если отводить 5 минут урока, то можно добиться определенных результатов (на уроках чтения). 3. Ежеурочные пятиминутки чтения На каждом уроке вначале дети открывают книгу и 5 минут читают в режиме жужжащего чтения. Этот вид работы заимствовали в школах Монгольской Народной Республики. 4. Чтение пред сном Оно дает хорошие результаты. Дело в том, что последние события дня фиксируется эмоциональной памятью, и те восемь часов, когда человек спит, он находится под их впечатлением. 5. Режим щадящего чтения (если ребенок не любит читать) Ребёнок прочитывает одну – две строчки и после этого получает кратковременный отдых. Наиболее эффективными из системы И. Т. Федоренко являются упражнения: ¬ многократное чтение; ¬ чтение в темпе скороговорки; ¬ выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста. ¬ Все три упражнения проводятся коллективно, то есть читают одновременно все ученики (каждый в своем темпе), вполголоса. Проводится это практически таким образом. После того как начало нового рассказа прочитано и осознано, осмыслено детьми учитель предлагает начать чтение всем одновременно, продолжать в течение 1 минуты. По истечении 1 минуты каждый из учеников замечает, до какого слова он дочитал. Затем следует повторное чтение этого же отрывка текста, при этом ученик снова замечает, до какого слова он дочитал, сравнивает результаты. Естественно, что во второй раз он прочитал больше. Это вызывает у детей положительные эмоции и им хочется читать еще раз. Однако более 3-х раз не следует читать один и тот же отрывок, лучше изменить характер упражнения и поупражнять на этом же кусочке текста артикуляционный аппарат. Это чтение в темпе скороговорки, при этом требования к выразительности чтения здесь понижены, но зато повышены требования к четкости прочтения окончаний слов. Окончания слов не должны “проглатываться” учениками, они должны чётко проговариваться. Упражнение длится не более 30 секунд. Затем мы останавливаем учеников и начинаем третье упражнение: читайте текст чуть медленнее, зато красиво и выразительно. Ребята прочитывают знакомую часть до конца, и учитель не останавливает их. Они переходят на незнакомую часть текста. И вот здесь совершается маленькое чудо. Чудо это состоит в том, что ребенок, несколько раз прочитавший один и тот же отрывок текста, выработавший уже здесь повышенный темп чтения, при переходе на незнакомую часть продолжает читать ее в том же повышенном темпе. Его возможностей ненадолго хватает (полстрочки, строчка), но если ежедневно проводить три таких упражнения на уроках чтения, то длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться. Через 2-3 недели чтение ребенка заметно улучшится. Методика "Анаграммы" (по книге В. Эдигей) Предложите ребенку прочитать первый текст, скажите ему, что это специальный шифр, и ему надо расшифровать - все буквы поменялись местами, а для того, чтобы понять написанное, надо в уме буквы вернуть на место. Можете взять карандаш и показать в первом предложении, какие буквы куда переместились и где их место. Обратите внимание ребенка на то, что название может подсказать, о чем идет речь в самом тексте. Попробуйте читать через слово, одно слово ребенку, одно читайте сами. Когда вы прочитаете половину первого текста, остановитесь и перейдите к ответу, т.е. к нормальному тексту, выберете тот же текст, который вы только что читали и предложите ребенку прочитать его как можно быстрее. Очень часто дети говорят, что при чтении нормального текста у них появляется ощущение, как- будто их глаза скользят с горки, читать становится очень легко. Эта техника позволяет очень быстро улучшить скорость чтения ребенка. 1.На келыбар Ратеяб лоишп тиволь убры. аСаш ёсн дочуки. Кляо и Алки лизяв тьес. аСаш мойпал тьяп кенуой. Кляо мойлап щикале. Алкиу лаппося калиймень касарь. 2.никУче реЮ месь тел. ьперТе арЮ неикуч. нО дохит в врепый ласкс. аПпа пуилк суны трефопль. маТ жател непал, ртетадь, кварьбу. региБе хи, арЮ. чисьУ ошохор! 3. В селу ляотС кийраж недь. горьИ и гейреС шопли в сел. ниО леси доп леь. маТ лыба неть. акойК верьз в стугых теввях? аД отэ жырая лебка! Ответы 1. На рыбалке Ребята пошли ловить рыбу. Саша нёс удочки. Коля и Алик взяли сеть. Саша поймал пять окуней. Коля поймал лещика. Алику попался маленький карась. 2. Ученик Юре семь лет. Теперь Юра ученик. Он ходит в первый класс. Папа купил сыну портфель. Там лежат пенал, тетрадь, букварь. Береги их, Юра. Учись хорошо. 3.В лесу Стоял жаркий день. Игорь и Сергей пошли в лес. Они сели под ель. Там была тень. Какой зверь в густых ветвях? Да это рыжая белка! Одним из недостатков чтения может являться малое поле зрения. Учёные доказали, что при чтении глаза находятся в одном из двух состояний: остановки или движения. Восприятие текста (чтение) происходит только в момент остановки глаз. Во время движения глаз текст не воспринимается. Оказывается: скорость движения глаз от одной остановки до другой и продолжительность остановки движения глаз у всех взрослых читателей почти одинакова, но одни читают быстро, а другие медленно. Темп чтения ребёнка во многом зависит от величины поля зрения, т. е. от количества слов, воспринимаемых им во время одной остановки глаз и числом остановок. Таким образом, можно сделать вывод: быстрее читать – значит «шире глядеть», т. е. захватывать в поле зрения как можно больше слов исследования учёных показали, что для повышения скорости чтения необходимо: ¬ уменьшить число остановок глаз; ¬ увеличить число слов, воспринимаемых за одну фиксацию. И здесь изобретены приемы, помогающие расширить угол зрения. Использование таблицы Шульте Таблицы Шульте (англ. Shultz tables) — случайно расположенные числа (или другие объекты) для тренировки быстрого их нахождения по порядку. Обычно применяются для исследования и развития психического темпа восприятия, в частности скорости зрительных ориентировочно-поисковых движений (что является основой скорочтения). Также позволяет расширить поле зрения. Широкое поле зрения сокращает время поиска информативных фрагментов текстов. Таблица Шульте представляет собой листок бумаги, на котором нарисован квадрат со сторонами 20-25 см. Квадрат разбивается на 25 ячеек, в которые вписываются в беспорядке числа от 1 до 25. Правила тренировки на таблицах Шульте Находить цифры необходимо беззвучным счётом, то есть про себя, в возрастающем порядке от 1 до 25 (без пропуска). Найденные цифры указываются только взглядом. В результате такой тренировки время считывания одной таблицы должно быть не более 25 сек. Перед началом работы с таблицей взгляд фиксируется в ее центре, чтобы видеть таблицу целиком. При поиске следующих друг за другом цифр разрешается фиксация глаз только в центре таблицы. Горизонтальные движения глаз запрещены. Расстояние от таблицы до глаз такое же, как и при чтении обычного текста, то есть примерно 25—30 см. Время и периодичность тренировок нужно выбирать так, чтобы не переутомляться. Испытуемому предъявляют первую таблицу: "На этой таблице числа от 1 до 25 расположены не по порядку". Затем таблицу закрывают и продолжают: "Покажи и назови все числа по порядку от 1 до 25. Постарайся делать это как можно быстрее и без ошибок". Таблицу открывают и одновременно с началом выполнения задания включают секундомер. Вторая, третья и последующие таблицы предъявляются без всяких инструкций. Основным приёмом, обеспечивающим развитие навыка чтения, является многократное обращение к тексту, перечитывая его каждый раз с новым заданием. Виды работы над текстом на уроке чтения: 1. Чтение всего текста (по заданию учителя). 2. Чтение, деление на части. Составление плана. 3. Чтение по готовому плану. 4. Чтение, после чтения пересказывание. 6. Чтение с сокращением текста. (Дети убирают предложения или слова, которые можно опустить.) Подготовка к сжатому пересказу. 7. Чтение цепочкой по предложению. 8. Чтение цепочкой по абзацу. 9. Чтение вполголоса. 10. Чтение, нахождение отрывка к рисунку. 11. Чтение, ответы на вопросы. 12. Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос. 13. Чтение самого красивого места в рассказе или стихотворении. 14. Нахождение по данному началу или концу предложения всего предложения. (Позже предложение можно заменять логически законченным отрывком.) 15. Чтение "выше нормы" (в основном это домашнее задание, когда ученик, хорошо зная свою норму чтения незнакомого текста, путем тренировок дома набирает 10 – 15 слов, например: норма чтения незнакомого текста составляет 40 слов, значит, домашний текст ребенок должен прочитать с нормой 50 – 55 слов в минуту). 16. Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу. 17. Нахождение предложения, с помощью которого можно исправить допущенную ошибку. 18. Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль рассказа. 19. Чтение и установление, что правдиво, а что вымышлено (для сказки). 20. Чтение, нахождение предложений, которые стали поговорками (для басни). 21. Чтение, составление сценария к диафильму (кратко, подробно). 22. Чтение, подборка звукового оформления "фильма". 23. Беседа с сопровождением выборочного текста. 24. Нахождение в тексте 3 (5, 7...) выводов. 25. Высказывание своих непосредственных суждений о прослушанном после чтения учителем или учеником. 26. Чтение, рассказ о том, чем понравилось произведение, что запомнилось. 27. Установление путем чтения причинно-следственных связей. 28. Чтение названия рассказа. (Как еще можно назвать?) 29. Чтение по ролям. 30. Чтение по ролям диалога, исключая слова автора. 31. Чтение, пересказ прочитанного с помощью жестов, мимики, позы. 32. "Живая картинка" (один ученик читает, другой мимикой лица реагирует на услышанное). 33. Нахождение предложения (отрывка), которое мог бы прочитать вот этот человечек: 34. Нахождение отрывка, который нужно прочитать презрительно, строго, с мольбой, досадой, возмущением, насмешкой, радостно, весело, печально и т. д. 35. Нахождение и чтение предложения с восклицательным знаком, вопросительным знаком, запятой, многоточием и т. д. 36. Конкурсное чтение стихотворений (жюри выбирается из победителей на предыдущем конкурсе). 37. Нахождение и чтение образных слов и описаний. 38. Нахождение и чтение слов с логическим ударением. 39. Нахождение и чтение слов, предложений, которые читаются громко, тихо, быстро, медленно. 40. Чтение стихотворения, расстановка пауз. 41. Чтение стихотворения цепочкой, заканчивая каждый раз на паузах. 42. Выразительное чтение отрывка рассказа (стихотворения) по собственному выбору. 43. Чтение отрывка текста с распространением предложений в нем. 44. Вычленение слова из рассказа к предложенной схеме – чн.- , - жи - и т. д. 45. Кто быстрее найдет в тексте слово на заданное учителем (учеником) правило. 46. Нахождение в рассказе самого длинного слова. 47. Нахождение двух-, трех-, четырехсложных слов. 48. Нахождение в рассказе и чтение сочетаний: а) существительное + прилагательное; б) существительное + глагол; в) местоимение + глагол (можно наоборот). 49. Чтение, пометка непонятных слов. 50. Чтение слабочитающими учениками слов с предварительной разбивкой их на слоги (например: мор-ков-ка). 51. Нахождение и чтение слов и выражений, с помощью которых можно нарисовать устный портрет. 52. Нахождение и чтение в тексте слов, близких по значению данным (данные слова записаны на доске). 53. Чтение слов, к которым даны сноски. 54. Нахождение и чтение слов и выражений, которые можно использовать при написании сочинения. 55. Чтение с выписыванием слов для практического словаря, например, к теме "Осень", "Зима" и т.д. 56. Комбинированное чтение (учитель – учащиеся хором)

Конспект урока литературного чтения 4 класс по теме: Марк Твен "Приключения Тома Сойера. Глава 2"

ССЫЛКА : https://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2019/11/03/konspekt-uroka-literaturnogo-chteniya-4-klass-po


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совершенствование техники чтения в начальной школе.

Содержание: 1. Значение оптимального чтения для учащихся начальных классов и пути его совершенствования. 2. Как работать над техникой чтения. 3. Развитие речи учащихся - одна из основных задач нача...

Проверка техники чтения учащихся начальных классов

Порядок проведения процедуры проверки техники чтенияНормы чтенияРекомендации по оцениванию техники чтенияКлассификация сшибок, влияющих на снижение оценки...

Совершенствование навыков чтения учащихся начальных классов.

Как научить детей читать быстро, выразительно и в то же время правильно и сознательно? Этот вопрос волнует многих учителей. Процесс совершенствования техники чтения чрезвычайно трудный.Предлагается в ...

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Чтение - это сложный психофизиологический процесс, в котором можно выделить две стороны:1) смысловую – т.е. понимание, осознание содержания и смысла читаемого текста2) техническую (подчиненную с...

Виды упражнений по совершенствованию техники чтения учащихся начальной школы

Виды упражнений по совершенствованию техники чтения учащихся начальной школы...