Доклад на тему: «Внедрение экскурсий в природу как средства развития у обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) умения наблюдать»
статья (4 класс)

Быкова О.А.

Доклад

«Внедрение экскурсий в природу как средства развития  у 

обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) умения наблюдать»

 

Быкова Ольга Александровна,

учитель начальных классов,

КГБОУ «Барнаульская   общеобразовательная школа-интернат № 1»

 

«Ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним откроется чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках».

 (В. А. Сухомлинский)

 

     Развитие умения наблюдать является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Экскурсии в природу предоставляют широкий круг возможностей и являются на сегодняшний день одним из эффективных средств формирования умения наблюдать. Развитие наблюдательности становится одной из приоритетных целей для учителя при организации учебного процесса, так как именно наблюдение является способом, при котором дети познают окружающую действительность. Наблюдая, дети познают мир, получают определенный набор знаний и информацию об окружающих их предметах, при этом происходит и всестороннее развитие личности.

     Согласно ФГОС одним из целевых ориентиров в образовании является обладание ребенком знаний о себе, природном и социальном мире. Также дети должны иметь элементарные представления из области природы. Экологическое воспитание в  начальном образовании является актуальным  и активно развивающимся направлением. Комплексная экскурсия в природу является такой  формой в учебном воспитательно-образовательном процессе, при которой не только создаются естественные условия для формирования умения наблюдать, но и формируются основы экологической культуры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад

«Внедрение экскурсий в природу как средства развития у

обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) умения наблюдать»

Быкова Ольга Александровна,

учитель начальных классов,

КГБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа-интернат № 1»

«Ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним откроется чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках».

(В. А. Сухомлинский)

Развитие умения наблюдать является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Экскурсии в природу предоставляют широкий круг возможностей и являются на сегодняшний день одним из эффективных средств формирования умения наблюдать. Развитие наблюдательности становится одной из приоритетных целей для учителя при организации учебного процесса, так как именно наблюдение является способом, при котором дети познают окружающую действительность. Наблюдая, дети познают мир, получают определенный набор знаний и информацию об окружающих их предметах, при этом происходит и всестороннее развитие личности.

Согласно ФГОС одним из целевых ориентиров в образовании является обладание ребенком знаний о себе, природном и социальном мире. Также дети должны иметь элементарные представления из области природы. Экологическое воспитание в начальном образовании является актуальным и активно развивающимся направлением. Комплексная экскурсия в природу является такой формой в учебном воспитательно-образовательном процессе, при которой не только создаются естественные условия для формирования умения наблюдать, но и формируются основы экологической культуры.

Многие ученые, педагоги, методисты рассматривали в своих работах экскурсию как важную составную часть образовательного процесса: Ушинский Константин Дмитриевич, Зуев Василий Федорович, Герд Александр Яковлевич и др., при этом они подчеркивали ее роль в формирование умения наблюдать.

Огромное значение природе, как важнейшему фактору воспитания детей, начиная уже с раннего возраста, придавал знаменитый русский педагога К.Д. Ушинский. Он говорил о благоприятном воздействии на психику детей, всестороннем развитии их в процессе общения с природой: «Логика природы – доступнейшая из всех для детей логика, так как она наглядная и неоспоримая. Любой новый предмет дает возможность упражнять рассудок, сравнивать, вводить новые понятия в область уже приобретенных, подводить изученные виды под один род».

Одновременно с этим отмечается недостаточное использование экскурсий в работе педагогов на практике, хотя, учитывая высокую эффективность, именно такой метод рационально использовать учителю для формирования умения наблюдать, что в конечном итоге и обуславливает актуальность данной статьи.

Наблюдение само по себе не новое понятие в педагогике, о его важности в образовательном процессе говорили еще такие педагоги прошлых лет как Даниил Борисович Эльконин, Нелли Анисимовна Лошкарёва, Антонина Васильевна Усова. Они считали его одним из основополагающих инструментов в познании мира. Наблюдение не потеряло своей актуальности и на сегодняшний день, наоборот, в изменяющихся условиях, его роль усилилась.

Наблюдение – это целенаправленное планомерное восприятие, когда учащиеся получают определенные практические навыки. Наблюдение за окружающей действительностью имеет глубокое воздействие на всестороннее развитие личности ребенка.

По мнению Леонида Владимировича Занкова наблюдательность - одна из линий развития психики, важная для общего развития ребёнка.

Наблюдение является характеристикой активной личности, а наблюдательность тесно связана с деятельностью, мышлением, сравнением, синтезом, анализом.

Согласно мнению Анатолия Геннадьевича Маклакова, наблюдательность является умением подмечать в предметах и явлениях малозаметное, то, что не сразу выявляется, но существенно или характерно с какой-то точки зрения.

Развитие у детей способности к целенаправленному наблюдению может быть естественным образом включено в повседневную учебную деятельность школьников. Особенно эффективным инструментом для его формирования является экскурсия в природу, при этом в начальной школе наблюдения детей в природе должны быть научными, доступными и увлекательными. Наблюдение как метод познания окружающей действительности играет ведущую роль в формировании правильных первоначальных представлений и понятий, на основе которых делаются более сложные теоретические построения.

Анализ теоретической базы показал, что умение - важное условие для формирования наблюдательности, самостоятельности, творческого подхода. При наблюдении ученик целенаправленно получает определённые навыки. Если у детей сформировано умение наблюдать появляется готовность сознательно решать задачи.

Экскурсии в природу способствуют формированию умения наблюдать. При этом рационально организовать наблюдение за сезонными изменениями в природе, так как в данном случае уточняются, конкретизируются знания. Также данный образовательный метод для детей яркий и интересный, что способствует в последствие самостоятельному наблюдению за изменениями в природе и осмыслению сезонных процессов. Младшие школьники уже сами замечают определенные признаки, характерные для сезонных изменений - явные и неявные, устанавливают причинно - следственные связи.

Мыслительные процессы умственно отсталых младших школьников весьма своеобразны. Выполняемый ими мыслительный анализ зрительно воспринимаемого реального предмета или его изображения отличается бедностью и фрагментарностью. Глядя на объект, ученик указывает далеко не все его составляющие даже в тех случаях, когда знает их названия, а также не отмечает многих существенно важных его свойств. Обычно он говорит
о таких частях, которые выступают из общего контура фигуры. Так, рассматривая чучело птицы, дети обычно не упоминают о туловище, но называют лапы и клюв.

Анализ объектов будет более подробным, если используется помощь взрослого – его вопросы. В тех случаях, когда учащиеся выполняют с предметом практические действия, которые, казалось бы, должны привлечь их внимание к его особенностям, производимый ими анализ обогащается незначительно. Заметные положительные сдвиги имеют место, когда от
учеников требуют рассказать о получаемых результатах. Легко обнаружить неупорядоченность, бессистемность анализа, непоследовательное называние того, что бросается в глаза, без выделения главного, наиболее важного.
Постепенно ученики овладевают умением достаточно подробно и в определенном порядке характеризовать объект, начиная с того, что для него наиболее существенно. Продвижение проявляется в возрастающем умении использовать данные собственного опыта, отмечаемом уже к средним классам, в акцентировании таких особенностей объекта, которые
ранее не привлекали к себе внимания учеников младших классов, при необходимости сравнивать два, а тем более – несколько объектов. Сравнение предполагает установление черт сходства и различия между предметами и явлениями, в некоторых случаях – их тождества.

У детей развивается познавательная активность, навыки, они лучше учатся ориентироваться в пространстве, самостоятельно могут обобщать знания, интегрировать их из различных областей и при этом критически мыслить. Высокий уровень сформированности умения наблюдать позволяет не только в дальнейшем самостоятельно получать знания, но и является хорошей базой для дальнейшего обучения. Помимо этого на экскурсиях в природу также формируется экологическая культура, бережное отношение к природе, любовь к родному краю.

Ведение наблюдений за предметами или явлениями оказывает большое влияние на формирование различных способностей обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) , на их становление как личности. Значительные отклонения от нормы можно обнаружить, наблюдая, как умственно отсталые дети воспринимают окружающие их объекты. В настоящее время наиболее изученным является зрительное восприятие, с помощью которого они получают значительную
часть информации о том, что их окружает. Чтобы разглядеть и узнать знакомый объект, ученикам, особенно младших классов, требуется больше времени, чем их нормально развивающимся сверстникам. Это – важная особенность, определенным образом влияющая на ориентировку детей в пространстве и на процесс обучения чтению.

Улучшению восприятия умственно отсталых детей способствуют показ предмета, позволяющий увидеть его возможно более четко, а также различные приемы, облегчающие восприятие – стимулирующие реплики учителя и система вопросов, направляющих внимание
школьников к устному описанию того, что они видят, к выполнению с объектом определенным образом организованной деятельности и к формулированию полученных результатов. Особым оказывается вопрос о восприятии школьниками иллюстраций. В этом случае своеобразие высказываний детей обусловлено непониманием изображенной ситуации, взаимоотношений между персонажами, а также используемых в живописи приемов. На зрительном восприятии основывается ориентировка в пространстве, которая у детей настолько несовершенна, что ее недостаточность издавна считалась одним из основных признаков умственной отсталости. Недостатки пространственного восприятия отчетливо проявляются в процессе овладения грамотой, на уроках ручного и профессионального труда, географии, рисования и др. Учащиеся с трудом ориентируются на листе бумаги, не соблюдают строку, не могут расположить материал в тетради в нужном порядке. Изображая объекты, резко изменяют их размеры, перемещают вправо или влево.

От правильности и точности первоначальных наблюдений в значительной мере зависит эффективность дальнейшего обучения. В процессе правильно организованных наблюдений формируется очень важное качество личности – наблюдательность, т.е. умение подмечать в предметах и явлениях существенное, часто малозаметное, не выделяющееся из окружающего мира.

Развитие наблюдательности в школе происходит не только в рамках предмета «Окружающий природный мир». Теоретически формировать наблюдательность прекрасно можно и на уроках по предметам «Математические представления», «Речь и альтернативная коммуникация», «Изобразительная деятельность», «Профильный труд», но приоритет в её формировании принадлежит всё же урокам по предмету «Окружающий природный мир». Здесь всё направлено на развитие наблюдательности – экскурсии в природу, опыт по определению свойств тех или иных явлений и предметов, наблюдений в неживой и живой природе.

На практике мы видим, что учителя не всегда уделяют должное внимание развитию наблюдательности у детей с интеллектуальными нарушениями. У них порой нет условий для наблюдений в природе, в связи с загруженностью программы, а иногда нет желания на проведение постоянных наблюдений. Однако, необходимо целенаправленно побуждать детей на уроках окружающего природного мира к мыслительной деятельности и специально обучать их приёмам наблюдения в природе, чтобы задержать на некоторое время внимание, полнее запечатлеть их образ.

Рассмотрим основные приёмы развития наблюдательности:

1. Программой окружающего природного мира предусматривается знакомство обучающихся с изменением окраски листьев на деревьях и кустарниках осенью. Для ознакомления с этим вопросом на экскурсии в природу, учитель предлагает детям найти и назвать знакомые им деревья и кустарники. Далее работа может идти следующим образом:

- Рассмотрите листья этого дерева.

- Какого они цвета? (Ребёнок должен тщательно рассмотреть окраску листьев).

Для этого надо посоветовать, чтобы каждый ребёнок выбрал для наблюдения 1-2 листочка и мог рассмотреть его в деталях и сравнить. Полезно предложить детям посмотреть на форму, окраску выбранного им листа. Потом закрыть глаза и представить его. Учитель может попросить ребёнка рассказать о месте по памяти, если ребенок не говорит – показать на картинке похожие листья, деревья. Затем учитель предлагает вспомнить, какими были листья на этих деревьях и кустарниках летом. Чтобы представления о летней окраске были более полными и отчётливыми, можно показать гербарий или предложить найти на наблюдаемом дереве или кустарнике листья, которые сохранили ещё летнюю окраску. Итак, у детей сформированы представления о летней и осенней окраске листьев. Теперь следует предложить сравнить летние и осенние листья, найти в них отличия и сделать вывод об изменениях окраске листьев с приходом осени. Прием сравнения делает наблюдение более точным, детальным.

2. Хороший приём развития наблюдательности – фиксация наблюдений. Это могут быть зарисовки в тетрадях, раскрашивание чёрно-белых рисунков в раскрасках и т.д. Выполнять рисунки можно по памяти или с натуры. При этом учитель должен требовать, чтобы рисунок был как можно ближе к оригиналу, нужно отслеживать повторение увиденного на экскурсии цвета листьев, деревьев. Это заставляет детей внимательно наблюдать предмет, всматриваться в его детали, подмечать подробности, проводить повторные наблюдения. Одним из аргументов этих возражений выдвигается то, что дети плохо рисуют. Этого обстоятельства не следует бояться. Нецелесообразно отказываться от зарисовок и ещё по одной причине: рисование тренирует руку и благоприятно сказывается на развитии мелкой моторики рук и формировании навыка письма.

3. Не менее интересен следующий приём, развивающий у детей наблюдательность - имитация учениками движений, звуков предметов и явлений природы. Учитель предлагает послушать природу так внимательно, чтобы этот звук можно было повторить. Например, можно повторить, как машут крыльями птицы во время полёта, звук сильно ветра, как падает листок с дерева и т.д. Попытка таких имитаций заставляет ребёнка внимательно всматриваться, вслушиваться в явление, улавливать малейшие тонкости, т.е. ведут ребёнка к знаниям.

Что наблюдать и делать осенью.

  1. Изменения природы в окрестностях школы в травяном покрове.
  2. Подготовка растений к зиме: кустарники и деревья осенью.
  3. Окраска листьев. Листопад.
  4. Вечнозелёные растения.
  5. Сельскохозяйственные растения.
  6. Сезонные работы в саду и в огороде.
  7. Плоды и семена декоративных растений. Их сбор и хранение.
  8. Различные способы распространены семян дикорастущих растений.
  9. Сбор лекарственных растений и их заготовка.
  10. Подготовка животных к зиме.
  11. Жизнь в водоёме и др.

Что наблюдать и делать зимой.

  1. Определение средней толщиной снежного покрова.
  2. Значение роста снежного покрова.
  3. Жизнь растений под снегом.
  4. Снегозадержание.
  5. Влияние полезащитных полос для снегозадержания.
  6. Жизнь животных. Чьи следы на снегу?
  7. Организация подкормки птиц.
  8. Проверка пригодности семян к посеву.
  9. Водоёмы зимой и др.

Что наблюдать и делать весной.

  1. Таяние снега.
  2. Протравливание семян, работа в парках, в саду, на огороде, в поле.
  3. Наблюдение за развитием кустарников и деревьев.
  4. Сокодвижение.
  5. Распускание листьев. Начало цветения.
  6. Наблюдение за развитием травянистых растений.
  7. Подготовка почвы к севу.
  8. Посев и посадка полевых и огородных растений.
  9. Наблюдение за насекомыми, птицами и другими животными.
  10. Пробуждение жизни в водоёме и др.

Что наблюдать и делать летом.

  1. Летний травяной покров.
  2. Строение цветка.
  3. Сорные растения в полях и огородах (описание и гербарий).
  4. Борьба с сорняками.
  5. Развитие кустарников и деревьев в летних условиях.
  6. Летние работы в огороде, саду, колхозе.
  7. Уход за культурными растениями.
  8. Пропалывание.
  9. Цветение и созревание зерновых культур.
  10. Сенокошение.
  11. Летняя жизнь животных.
  12. Растительность и животный мир водоёмов.

Основной задачей учителя при формировании наблюдательности, я считаю, должно быть обучение детей приёмам наблюдения с целью перенесения этого знания на объекты или явления природы, которые они будут потом наблюдать самостоятельно.

Умение наблюдать не является врожденным качеством, его необходимо развивать, стимулировать. В образовательном процессе нужно больше внимания уделять развитию наблюдательности, проведению экскурсий, так как в данном случае дети целенаправленно побуждаются к мыслительной деятельности и на уроках Окружающего природного мира, и в последующем вне школьной жизни.

На примере презентации хочу показать какое задание выдается на экскурсию, какая может ставиться задача и какие задания могут быть предложены обучающимся с ГУО (вариант 2) для выполнения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная основная общеобразовательная программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениям

Дети с умственной отсталостью имеют конкретное негибкое мышление, образование отвлеченных понятий значительно затруднено или невозможно. Ограниченно формируется понимание и использование речи, которая...

Адаптированная основная общеобразовательная программа по учебному предмету «Математические представления» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями разв

В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями развития нередко попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний....

Адаптированная основная общеобразовательная программа по учебному предмету «Окружающий природный мир» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития

     Важным аспектом обучения детей с ТМНР является расширение представлений об окружающем их природном мире. Подобранный программный материал по предмету «Окружающий природный м...

Адаптированная основная общеобразовательная программа по учебному предмету «Адаптированная физкультура» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развит

Одним из важнейших направлений работы с ребенком, имеющим умственную отсталость, ТМНР, является физическое развитие, которое происходит на занятиях по адаптивной физической культуре.Целью занятий по а...

Адаптированная основная общеобразовательная программа по учебному предмету «Музыка и движение» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариа

Педагогическая работа с ребенком с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и с ТМНР направлена на его социализацию иинтеграцию в общество. Одним из важнейших средств в этом процессеявляетс...

Адаптированная основная общеобразовательная программа по учебному предмету «Коррекционные занятия» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (в

Большую роль в обучении детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с ТМНР играет чувственное познание (восприятие), на основе которого становится возможным обучение элементарной д...

Адаптированная рабочая программа по математическим представлениям для обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития, вариант 2

Адаптированная рабочая программа по математическим представлениям составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умс...