Выстуление на МО «Применение методики Теории Решения Изобретательских Задач в образовательной деятельности педагога дополнительного образования. «Будущее за ТРИЗ!»
методическая разработка

Марамыгина Елена Анатольевна

Основными целями ТРИЗ-образования является развитие творческих способностей; активизация творческого мышления для продуктивной познавательной, исследовательской и изобретательской деятельности; формирование качеств творческой личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentatsiya_budushchee_za_triz.ppt1.65 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Будущее – заТРИЗ» Подготовила: Педагог ДО Марамыгина Елена Анатольевна Надым Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества»

Слайд 2

«Школа учит решать закрытые задачи» Формула закрытой задачи: Что такое ТРИЗ? чёткое условие + утверждённый способ решения + единственно правильный ответ

Слайд 3

Технология «ТРИЗ» – Теория Решения Изобретательских Задач Основы теории заложил инженер и писатель Генрих Саулович Альтшуллер искусство образование бизнес реклама журналистика и др . Что такое ТРИЗ?

Слайд 4

Теория Решения Изобретательских Задач - это универсальная методическая система, которая сочетает познавательную деятельность с методами активизации и развития мышления, что позволяет ребенку решать творческие и социальные задачи самостоятельно. Цель технологии – формирование мышления обучающихся, подготовка их к решению нестандартных задач в различных областях деятельности, обучение творческой деятельности.

Слайд 5

снятие психологического барьера перед неизвестными проблемами; гуманистический характер обучения; формирование нестандартного образа мышления; практико-ориентированное внедрение идей. Изобретать могут все! Принципы технологии ТРИЗ

Слайд 6

Главное отличие тризовского мышления от других видов мышления – это сознательное управление процессом мышления, это мышление по алгоритмам, это мышление по законам и правилам! И если мы научимся управлять разумом, то и будем управлять и нашей жизнью. ТРИЗ- теория творчества

Слайд 7

решение изобретательских задач любой сложности и направленности; прогнозирование развития технических систем ; пробуждение, тренировка и грамотное использование природных способностей человека в изобретательской деятельности; совершенствование коллективов (в том числе творческих) по направлению к их идеалу. Основные функции и области применения ТРИЗ

Слайд 8

Технология ТРИЗ формирует у учащихся такие мыслительные способности, как: умение анализировать, рассуждать, обосновывать; умение обобщать, делать выводы; умение оригинально и гибко мыслить; умение активно использовать воображение. В методике используются индивидуальные и коллективные приемы: эвристическая игра; мозговой штурм; создание проблемных ситуаций; коллективный поиск. Основное содержание обучения

Слайд 9

Методические приемы создания проблемных ситуаций могут быть следующими: педагог подводит детей к противоречию и предлагает им найти способ его разрешения; излагает различные точки зрения на вопрос; предлагает рассмотреть явление с различных позиций; побуждает детей делать сравнения, обобщения, выводы; ставит проблемные вопросы, задачи, задает проблемные задания. сам открыть явление, закон, закономерность, свойства, способ решения задачи, найти ответ на неизвестный ему вопрос. Обучение через открытие

Слайд 10

Развитие системного мышления Система взаимосвязей: семечко с течением времени становится ростком, росток – кустом, а куст – деревом; младенец становится ребенком, ребенок – взрослым, взрослый – пожилым. Развитие творческого воображения Репродуктивное воображение – способность представить то, что бывает в мире. Творческое воображение – это способность представить то, чего пока еще в окружающем мире нет, и описать этот воображаемый объект. Воображение методами ТРИЗ

Слайд 11

для дошкольников это комплекс игр, тренингов и творческих заданий. Фантастическая ситуация ( автор Анна Корзун): с помощью машины времени мы попали в первобытный век; как выжить в этой ситуации, какие действия предпринять? (метод мозгового штурма) Составление рассказа по сюжетной картинке для школьников (автор Татьяна Сидорчук) Работа проходит в несколько этапов и в заключение каждый из детей составляет целостный рассказ (комплексное восприятие картины, которую можно по памяти рассказать даже через несколько дней) Играем и решаем задачи

Слайд 12

Игра «Отгадай-ка» для младшего звена( автор Светлана ГИН) ученик-отгадчик выходит из класса, коллективно загадывается какой-нибудь предмет. Когда отгадчик возвращается, все по очереди называют, на что похож этот предмет. Нужно отгадать, какой предмет загадан (желательно за минимально количество ассоциаций). Открытые задачи по физике, химии, биологии для среднего звена ( автор Ирина Андрежевская) с детства знакомая картинка: ёж, несущий на своих иголках яблоко. Куда и зачем он его несёт? Проблемная задача для старшего звена (автор Анатолий Гин) проблема отпугивания птиц остро стоит вблизи аэродромов. Поэтому инженеры-авиаконструкторы всерьёз говорят о «птицестойкости авиационных конструкций», а охрана аэродромов обеспокоена тем, чтобы птицы не появлялись в районе аэродрома. Как сделать так, чтобы птицы не летали там, где летают самолёты для школьников это игры, творческие задания, открытые задачи .

Слайд 13

В ТРИЗ разработана специальная программа пошагового решения задачи — это алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ) ИКР (идеальный конечный результат) для данной задачи, выявляют технические и физические противоречия и устраняют их с помощью специальных приёмов с использованием различного рода физических, химических, математических, биологических и других эффектов. . Алгоритм решения изобретательских задач

Слайд 14

АРИЗ — это алгоритм, которым пользуется человек, а не машина, поэтому он включает специальные операторы по управлению психологией для того, чтобы снять инерцию мышления, чем обычно страдают наши школьники. Развитие решения осуществляется путем преодоления (разрешения) противоречий , мешающих достижению ИКР (идеального конечного результата). В дальнейшем, противоречия устраняются применением системы изученных принципов, приёмов, стандартов, алгоритмов.

Слайд 15

Мы вступили в стремительно меняющийся мир. Очевидна новая потребность, а вместе с ней – и новая проблема педагогов: как научить детей жить в динамичном, быстро меняющемся мире. Основные составляющие этого умения: понимать новые реалии, быстро ориентироваться, обучать самого себя, принимать самостоятельные решения, быстро справляться с массой постоянно «сваливающихся» творческих задач. ТРИЗ- нетрадиционная форма работы с детьми Мы должны учить детей жить в мире, которого незнаем сами, - в мире будущего!

Слайд 16

ТРИЗ можно изучать в любом возрасте, но особенно эффективно начинать изучение ТРИЗ в самом раннем детстве, с трёх – пяти лет и оставаться в ТРИЗе всю жизнь. С какого возраста можно изучать ТРИЗ?

Слайд 17

ТРИЗ можно назвать методом проб и находок, методом малого количества проб и больших побед!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТРИЗ- теория решения изобретательских задач в урочной и внеурочной деятельности

Презкнтация -модель  организации урочной и внеурочной  деятельности по формированию основ экологической культуры с  использованием материалов этнорегионального содержания в технологии «...

Мастер-класс по теме:"Развитие творческих способностей через ТРИЗ(теория решения изобретательских задач)"

Мастер- класс знакомит с методами и приемами теории решения изобретательских задач по разввитию у учащихся творческих способностей...

Применение теории решения изобретательских задач на уроках окружающего мира в начальной школе.

В статье представлены примеры использования ТРИЗ на уроках окружающего мира в начальной школе....

Развитие творческих способностей обучающихся через использование приёмов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) в начальной школе

Доклад на тему"развитие творческих способностей обучающихся через использование приёмов ТРИЗ в начальной школе...

Теория решения изобретательских задач как метод создания технологических инноваций и средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка

Главная цель для учителя при конструировании интересного урока - это поиск и использование разнообразных эффективных методических приёмов организации учебно-познавательной деятельности учащихся. Дости...

Организация проектной деятельности учащегося с использованием инструментов теории решения изобретательских задач

Школы и детские сады активно развивают мышление детей, предлагая им коллективную или индивидуальную деятельность, обеспеченную строгим регламентом. В связи с чем у детей замечено отсутствие понимания,...