ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
методическая разработка по теме

Введение раннего изучения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс обусловлено требованиями нового государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Необходимость новых знаний, информационной грамотности, умения самостоятельно получать знания способствовала возникновению нового вида образования - инновационного, в котором информационные технологии призваны сыграть системообразующую, интегрирующую роль.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ISPOLZOVANIE_INFORMACIONNYH_TEHNOLOGIY.docx19.2 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Суркова Тамара Алексеевна, учитель  начальных классов МОУ «Основная общеобразовательная школа № 36», города Анжеро-Судженска, Кемеровской области

Аннотация: Введение раннего изучения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс обусловлено требованиями нового государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Необходимость новых знаний, информационной грамотности, умения самостоятельно получать знания способствовала возникновению нового вида образования - инновационного, в котором информационные технологии призваны сыграть системообразующую, интегрирующую роль. Владение информационными технологиями ставится  в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности.

Информационные технологии становятся неотъемлемой частью жизни современного человека. Главная цель внедрения ИКТ –  появление новых видов учебной деятельности. Новые информационные технологии обучения – это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.

Компьютерная технология может осуществляться в трех вариантах:

1. “Проникающая” технология (применение компьютерного обучения по отдельным темам, разделам, для решения отдельных дидактических задач).

2. Основная, определяющая, наиболее значимая из используемых в данной технологии частей.

        

3. Монотехнология (когда всё обучение, всё управление учебным процессом, включая все виды диагностики, мониторинг, опираются на применение компьютера).

 На мой взгляд, использование ИКТ в начальной школе дает преимущества перед стандартной системой обучения в следующем:

  1. организовать одновременно детей, обладающих различными возможностями и способностями;
  2. активизировать познавательную деятельность учащихся;
  3. индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания;
  4. усилить образовательные эффекты;
  5. повысить качество усвоения материала;
  6. осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению;
  7. проводить уроки на высоком эстетическом уровне (музыка, анимация);
  8. развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;
  9. овладевать практическими способами работы с информацией.

Возрастные особенности младших школьников требуют соответствующей, адекватной формы обучения, определяют её характер, место в процессе обучения, временную продолжительность, меняющуюся, подвижную структуру, способы организации, методическое оснащение. ИКТ в начальной школе – это фундамент успешного дальнейшего обучения. Именно в этом возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. При использовании ИКТ в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников.

Внедрение мною информационных технологий основано на учете следующих возрастных особенностей учащихся:

  1. в начальной школе происходит смена ведущей деятельности ребенка с игровой на учебную. Использование игровых возможностей компьютера в сочетании с дидактическими,  позволяет сделать этот процесс более плавным;
  2.  младших школьников наиболее развито наглядно – образное и наглядно – действенное мышление. Поэтому наглядный материал, технические средства обучения, мультимедиа системы и проекционное оборудование позволяют задействовать все каналы восприятия учебной информации (визуальный, кинетический, аудиальный), и это, несомненно, повышает качество усвоения учебного материала, т.к. прежде всего, влияют на начальный этап процесса усвоения знаний – этап ощущения и восприятия. Полученные с помощью экранно-звуковых образов знания обеспечивают в дальнейшем переход к более высокой ступени познания – понятиям и теоретическим выводам.
  3. большая часть знаний, умений и навыков, полученных на уроках, ещё не используется младшими школьниками во внеурочной деятельности; их практическая ценность утрачивается, а прочность – существенно снижается. Применение же полученных знаний, умений и навыков в игровой компьютерной среде приводит к  актуализации и мотивации их приобретения;
  4. высокая степень эмоциональности младших школьников значительно сдерживается строгими рамками учебного процесса. Занятия же на компьютере позволяют частично разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс;
  5. мультимедиа-учебники призваны автоматизировать все основные этапы обучения - от изложения учебного материала до контроля знаний и выставления итоговых оценок. При этом весь обязательный учебный материал переводится в яркую, увлекательную, с разумной долей игрового подхода,  мультимедийную форму с широким использованием графики, анимации, в том числе интерактивной, звуковых эффектов и голосового сопровождения, включением  видеофрагментов.

Применение  ИКТ на  уроках   позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств, перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности.

Используя деятельностный метод обучения, я имею возможность решать такие методические задачи:

  1. формирование умений и навыков критического мышления в условиях работы с большими объёмами информации;
  2. формирование навыков самостоятельной работы с учебным материалом с использованием информационных технологий;
  3. формирование навыков самообразования, развития способности к    академической способности учащихся;
  4. формирование навыков работы в группе;
  5. развитие умений сформулировать задачу и кооперативно решить её;
  6. формирование навыков самоконтроля.

На уроках,  в зависимости от его целей, использую разнообразные дидактические средства обучения:

1) Использование цифровых ресурсов при объяснении нового материала: презентации, информационные Интернет – сайты, информационные ресурсы на дисках.

2) Использование ЦОРов при отработке и закреплении навыков: компьютерные обучающие программы, компьютерные тренажеры, ребусы, компьютерные игры, печатный раздаточный материал (карточки, задания, схемы, таблицы, кроссворды без автоматической обработки результатов) – (цифровые таблицы), печатный иллюстративный материал.

3) Использование ЦОРов на этапе контроля знаний: компьютерные тесты (открытые, закрытые),  кроссворды (с автоматической обработкой результата).

4) Использование ЦОРов для самостоятельной работы учащихся: цифровые энциклопедии, словари, справочники, таблицы, шаблоны, электронные учебники, интегрированные задания.

5) Использование для исследовательской деятельности учащихся: цифровые естественнонаучные лаборатории, Интернет.

Внедрение информационно-коммуникационных технологий в мою работу как учителя начальных классов способствует достижению основной цели - улучшению качества обучения, доступности образования, обеспечению развития личности, ориентирующийся в информационном пространстве. Использование информационных технологий в учебном процессе позволяет повысить не только эффективность, мотивацию учащихся, но и сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным. Применение компьютера на моих уроках  представляется целесообразным и необходимым.

Список литературы

  1. Баранова Е.В. Гогун Е.А. и др. Методические рекомендации по использованию инструментальной компьютерной среды для организации уроков в начальной школе.- СПб.: Издат. “Анатолия”, 2003.
  2. Молоков Ю. Г. Информационные технологии в традиционной начальной школе // Начальное образование. 2002. №2
  3. Павлова С. А. , Трофимова Р. Я. Информационно-технические средства обучения в начальной школе. //Начальная школа. №4.
  4. Яриков В. Г. Информационные технологии на уроках в начальной школе/сост. О. В. Рыбъякова. – Волгоград: Учитель, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по использованию информационно – коммуникативных технологий на уроках в начальной школе.

Методические рекомендации по использованию информационно – коммуникативных технологий на уроках в начальной школе....

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДСОВЕТЕ «Использование информационно-коммуникитивных технологий на уроках в начальной школе.»

В начальной школе невозможно провести урок без привлечения средств наглядности, часто возникают проблемы. Где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать? На помощь пришёл компьютер...

Использование здоровьесберегающих образовательных технологий на уроках в начальной школе

Данная работа содержит в себе теоретическое обоснование необходимости использования здоровьесберегающих технологий учителем на уроках и во внеурочной деятельности, так как  здоровье наших детей...

ДОКЛАД «Использование современных инновационных технологий на уроках в начальной школе.

ДОКЛАД  «Использование современных инновационных технологий на уроках в начальной школе. ...

Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках в начальной школе

Актуальность использования ИКТ; причины,побуждающие педагога использовать ИКТ; цели, задачи проекта; условия реализации; предполагаемые результаты....

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «Инновационные образовательные технологии в работе учителя начальных классов. Использование современных информационных технологий на уроках в начальной школе»

     Основная цель обучения в начальной школе – научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огром...