Кубанский говор.
методическая разработка по теме

Колина Инна Валерьевна

Задания повышенной сложности по кубановедению, используемые в работе с одарёнными детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zadaniya_povyshennoy_slozhnosti_po_kubanovedeniyu.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Использование местного краеведческого материала на уроках кубановедения

Кубанский говор

Задания повышенной сложности по кубановедению, используемые в работе с одарёнными детьми

Класс: 2 - 3.

Форма проведения: викторина.

Носитель информации: компакт-диск.

Автор работы:

                                       учитель начальных классов

                                              МОУ СОШ №23

                                              г. Новороссийска

                                     Колина Инна Валерьевна

2009 – 2010 учебный год

Кубанский говор.

Викторина.

Цель: 

  1. формировать целостное представление о Кубани как о самобытной в плане истории, культуры, этнографии части Российской Федерации.

Задачи:

  1. формировать гражданское, патриотическое мышление у учащихся;
  2. развивать познавательный интерес к предмету;
  3. воспитывать эстетические чувства, любовь к родному краю, языку и месту, где родился и вырос человек.

Оборудование:

  1. мультимедийный проектор;
  2. проигрыватель   CD - дисков;
  3.  жетоны.

Организационный момент.

        Объяснить учащимся, что за правильный ответ, первый поднявший руку получит жетон. Побеждает в викторине участник, набравший наибольшее количество жетонов.

Вступительное слово.

Кубань моя! Жемчужина России!
Пшеницы безграничные поля!
Ну, где ещё такое небо синее?
Ну, где ещё такие тополя?

         Богата земля кубанская. И богата она не только хлебами, полезными ископаемыми. Главное её богатство - люди. Наш край славится устным народным творчеством не только в нашей стране, но и далеко за её пределами. А как прекрасен кубанский говор! Самобытный кубанский диалект сложился историче ски в результате смешения и взаимопроникновения рус ского и украинского языков.  Ни одна область и край Рос сии не имеют столь ярко выра женных оригинальных языко вых особенностей, как Кубань. Кубанский диалект сохранился и в наши дни. Проверим, знакомы ли вы с ним.

Игра «Птицы» 

 Каких птиц на Кубани называют так?  (Приложение №1, слайд №2)

  1. Пивень – петух.
  2. Горобець – воробей.
  3. Зозуля – кукушка.
  4. Вутак – селезень.

Игра «Казачья справа»

Что такое казачья «справа»? Какую одежду казака называют эти слова? (Приложение №1, слайд №3)

    Форменная одежда, конь, оружие были составной частью казачьей «справы», т.е. снаряжения за свой счет. Ка зака «справляли» задолго до того, как он шел  служить.

  1. Папаха - (тюрк.), высокая мужская меховая шапка. Принадлежность национального костюма некоторых народов Кавказа, Средней  Азии и форменной одежды казаков.
  1. Жупан - полукафтан из сукна  с отложным воротником, застежкой на пуговицах.
  2. Шаровары – форменные брюки тёмного цвета.
  3. Ичиги - мягкие сапоги без каб луков.

Игра «Кубанские пословицы»

Подбери общерусский вариант пословицы, объясни смысл.

(Приложение №1, слайд №4)

  1. Бэрэжи коня дома, а вин тэбэ в дорози. (Береги коня дома, а он тебя в дороге.)  (Приложение №1, слайд №5)
  2. Куды  голка, туда й нытка. ( Куда иголка, туда и нитка.) (Приложение №1, слайд №6)
  3. Яки кориння, такэ и насиння. (Какие сани, такие и сами.) (Приложение №1, слайд №7)
  4. Яка мамка, така и лялька. (Яблоко от яблони не далеко падает.) (Приложение №1, слайд №8)

Игра «Что делать?»

Что необходимо  сделать, если вам сказали (Приложение №1, слайд №9):

  1. Кумэкать – соображать.
  2. Высмыкать – выдернуть.
  3. Пора вечерять – ужинать.
  4. Выкыдать коныкы – упрямиться.

Игра «Лейся, песня!»

(Приложение №1, слайд №10)

Ты красив и весел,
Щедр ты по - кубански,
Край хлебов и песен –
Край наш Краснодарский.

Мы любим солнце и море, любим яркие краски и весёлые песни. Поэтому и праздники на Кубани всегда особенные. Послушайте песню   «Ты ж манэ пидманула». (Песня звучит в исполнении Кубанского казачьего хора).

А теперь попробуйте объяснить смысл слов из первого куплета.

Ты ж казала в понэдилок
Пидым разом по борвинок.
Я прышов, табэ нэма,
Пидманула, пидвыла.

Ты сказала в понедельник

Пойдём вместе за цветами.

Я пришёл, тебя нет,

Обманула, подвела.

Подведение итогов.

Проводится подсчёт жетонов. Награждаются ученики, набравшие наибольшее количество очков.

Заключительная часть.

О Кубань, держава могучая!
Я горжусь, что моя ты страна.
Ты на свете самая лучшая,
Навсегда тебе предана я.

Звучит песня  в исполнении Кубанского казачьего хора


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок кубановедения "Кубанские композиторы. В.Г.Захарченко - руководитель Кубанского казачьего хора"

      В свете современных требований к школе, когда перед учителем стоит задача научить каждого ребёнка самостоятельно учиться, особое значение приобретает вопрос о формиро...

"Кубанские забавы"-игры кубанского народа

Эта разработка занятия во внеурочной деятельности в кружке "Хочу всё знать!"...

Праздник "Школе мы не говорим "Прощай", мы говорим: "До новой встречи!"

Это традиционный праздник в начальной школе, который проводится в торжественной обстановке. На праздник приглашаются родители, учителя, администрация школы. Вниманию  гостей предлагается «многосе...

Воспитательная система класса "Не говори-не умею,а говори-научусь!"

На чём строится воспитательная работа в классе...

Кубанский говор(балачка)

Исследовательская работа-призер на районной научно-практической конференции младших школьников....

КУБАНСКИЙ ГОВОР

КУБАНСКИЙ ГОВОР...

ПРОЕКТ КУБАНСКИЙ ГОВОР

ПРОЕКТ КУБАНСКИЙ ГОВОР...