Олимпиадные задания по теме:
Дидактический материал "Олимпиадные задания по русскому языку, математике, литературному чтению и окружающему миру". 2-4 класс

Галкина Вера Михайловна

В дидактическом материале «Олимпиадные задания. 2–4 классы»  представлены олимпиадные задания с ответами по  математике, русскому языку, литературному чтению и окружающему миру. Цель представленных олимпиадных заданий –выявить одаренных детей на самой ранней ступени обучения, развивать творческую активность учащихся, интерес к школьным наукам, смекалку, сообразительность, определить уровень их теоретической и практической подготовки по основным разделам программы начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
olimpiadnye_zadaniya.doc367 КБ

Предварительный просмотр:

2 класс.

ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ

Карточка 1

1. Индюк весит 12 кг. Сколько он будет весить, если встанет на одну ногу?

1 балл

2. В банке 10 ложек меда. Сколько детей может отведать этот мед?

1 балл

3. Два города В и К находятся на расстоянии 600 км друг от друга. Из этих городов одновременно выезжают друг другу навстречу два велосипедиста и мчатся, не останавливаясь, со скоростью 60 км в час. Но вместе с первым велосипедистом из города В вылетает пчела, пролетающая в час 100 км. Пчела опережает первого велосипедиста, летит навстречу второму, выехавшему из К. Встретив его, опять летит обратно, навстречу первому велосипедисту. И так продолжала она свои полеты взад и вперед до тех пор, пока велосипедисты не съехались. Тогда пчела успокоилась и села на голову того велосипедиста, у которого в рюкзаке был липовый цвет. Сколько километров пролетела пчела за поиском нектара липового цвета?

3 балла

4. К обеду мама положила для детей на двух тарелках по одинаковому числу персиков. К вечеру на тарелках осталось: на одной три персика, а на второй – восемь. С какой тарелки взято больше персиков и на сколько? Свой ответ объясни.

2 балла

5. Три ученицы – Света, Таня, Ксюша – в соревновании на кубок школы заняли первые три места. Одноклассники, не присутствующие на соревнованиях, на следующий день их спросили:

– Кто же из вас занял первое место?

Одноклассники услышали следующий ответ.

Света. Я заняла первое место.

Таня. Я заняла не первое место.

Ксюша. Я заняла не третье место. Однако вы учтите, что один из ответов моих подруг правильный, а другой неправильный.

Какое место в соревновании заняла сама Ксюша, если ее ответ во всем правдивый?

3 балла

Карточка 2

1. Клетка у кроликов была закрыта, но в нижнее отверстие видно было 24 ноги, в верхнее – 12 кроличьих ушей. Так сколько же было в клетке кроликов?

3 балла

2. Некоторое число оканчивается на 2. Если же эту его последнюю цифру переставить на первое место, то число удвоится. Найти это число.

2 балла

3. Два рабочих на ферме, Николай и Петр, сели завтракать. У Николая были 4 сдобные булки, у Петра – 7. Тут к ним подошел хозяин фермы.

Николай и Петр пригласили позавтракать хозяина с ними.

– Садитесь, чем богаты, тем и рады, – пригласили они хозяина.

11 сдобных булочек были разделены поровну на троих. После завтрака хозяин пошарил в карманах, нашел гривенник и копейку и сказал:

– Рад дать больше, да в карманах ничего не оказалось больше. Поделите между собой, что у меня нашлось!

Хозяин ушел. А работнички заспорили.

Николай говорит:

– По-моему, деньги надо разделить поровну!

А Петр ему возражает:

– За 11 сдобных булочек 11 копеек. И на одну булку приходится по 1 копейке. У тебя было 4 булочки, тебе 4 копейки, у меня 7 булочек, мне 7 копеек!

Кто из них сделал правильный расчет?

4 балла

4. На сколько больше наименьшее двузначное число, чем наибольшее однозначное число?

1 балл

5. Мальчик написал на бумажке число 99 и говорит своему другу:

– Не производя никакой записи, уменьши это число на 33 и покажи мне ответ.

Недолго думая, друг показал ответ.

– А вы, ребята, долго думали над ответом?!

1 балл

Карточка 3

1. «Сколько лет твоему отцу?» – спросила Катя подругу.

«А ты посчитай сама: число его лет на 49 больше, чем наименьшее из однозначных чисел», – ответила Катя. Сколько лет отцу Кати?

1 балл

2. Во дворе ходят индюки и козочки, у всех вместе 44 ноги и 14 голов. Сколько индюков и козочек ходят во дворе?

3 балла

3. Один ослик нес 12 кг муки, в мешке не более его головы, а другой – 12 кг хлопка, из-за которого не видно было ослика. У кого поклажа тяжелее?

2 балла

4. В двух ящиках для уроков рисования хранились цветные карандаши, по 20 штук в каждом. Перед уроком рисования учительница взяла несколько карандашей из одного ящика. А затем из второго взяла столько, сколько осталось в первом ящике. Сколько карандашей осталось в обоих ящиках?

2 балла

5. В дореволюционное время на вещах, купленных у бродячих торговцев или в частных магазинах, особенно где-нибудь в глуши, можно было зачастую заметить непонятные буквенные обозначения вроде:

А  ве    в   уо

Это не что иное, как цена вещи без запроса, которую торговец обозначал на товаре, но так, однако, чтобы её не мог разгадать покупатель. Бросив взгляд на эти буквы, торговец сразу проникал в их скрытый смысл и, сделав надбавку, называл покупателю цену с запросом. Точно так и сейчас на рынке продавец делает меточку, но каждый – по-своему.

Давайте посмотрим, как это делали раньше. Торговец выбирал какое-нибудь слово из 10 различных букв; чаще всего останавливали выбор на словах «трудолюбие», «правосудие». Первая буква слова обозначала 1, вторая – 2, третья – 3 и т. д.; десятою буквою обозначался нуль. С помощью этих условных букв-цифр торговец и помечал на товарах их цену, храня в строгом секрете «ключ» к своей системе прибылей.

Если, например, выбрано было слово:

П р а в о с у д и е

1 2 3 4 5 6 7 8 9 0

то цена 4 р. 75 к. обозначалась так:

в  у  о

Иногда цена на товаре писалась в виде дроби; например, на одной из купленных книг имеется обозначение

Это значит: при ключе «трудолюбие» надо запросить 1 р. 25 к.; сама же книга стоила 50 к.!

4 балла

Карточка 4

1. «Ну, заяц, погоди!» – зарычал волк и бросился за зайцем. Каждый шаг зайца был в 2 раза короче шага волка, но заяц делал шаги в три раза чаще, чем волк. Догонит ли волк зайца?

3 балла.

2. Из города выехал автомобиль со скоростью 80 км в час. Через 2 часа вслед ему выехал другой автомобиль и догнал первый через 5 часов. С какой скоростью ехал второй автомобиль?

2 балла

3. На какое число надо умножить 12345679, чтобы в результате получилось новое число, записанное одними единицами.

3 балла

4. Сколько треугольников можно сложить из шести спичек?

3 балла

5. Сумма трех чисел 121526.

Одно слагаемое – наибольшее пятизначное число, все числа которого четные; второе – наименьшее четырехзначное, все числа которого нечетные. Найди третье слагаемое.

4 балла

Карточка 5

1. У дачницы было две емкости для воды – одна 9 л, а вторая – 4 л. Для разведения удобрения ей требовалось отлить 6 л воды. Посоветуй, как отлить 6 литров воды.

5 баллов

2. Сумма двух чисел равна 385. Одно из них оканчивается нулем. Если 0 зачеркнуть, то получится второе число. Найти числа.

2 балла

3. На расстоянии метра один от другого лежат сто арбузов, и на расстоянии метра от первого арбуза бахчевод поставил машину. Какой длины путь совершит он, если будет грузить машину так, чтобы брать их последовательно один за другим и каждый отдельно относить на машину, которая все время стоит на одном и том же месте?

4 балла

4. В записи 8 8 8 8 8 8 8 8  поставь между некоторыми цифрами знак сложения так, чтобы получилось выражение, значение которого равно 1000.

3 балла

5. Внутри данной фигуры проведи одну линию так, чтобы она разделила её на следующие фигуры:

а) на 3 треугольника;

б) на 2 четырехугольника.

2 балла

Ответы

Карточка 1

1. 12 кг.

2. Обратите внимание на то, что не сказано по скольку меда получит каждый. Поэтому ответа не может быть. Другое дело, если бы было сказано: по 1 ложке или по пол-ложке!

3. Очень часто дети при решении этой задачи пускаются в разные «тонкие» и сложные выкладки и соображения, между друзьями разгораются споры, а надо только уяснить, что пчела, не останавливаясь, летела ровно 5 часов (так как велосипедисты встретились через 5 часов), следовательно, пролетела 500 километров (5 часов она летела со скоростью 100 км/ч).

4. Если бы персиков взяли с тарелок поровну, то осталось бы на тарелках поровну. Но на первой тарелке  персиков меньше, чем на второй, значит, с неё взяли на 5 персиков больше, чем со второй.

5. Если Света сказала правду, то и Таня сказала правду, так как обе они не могут занимать первое место. Итак, обе сказали правду, но Ксюша сообщила, что только одна  из них сказала правду. Если Света сказала неправду, то это значит, что не она заняла первое место, следовательно, Таня сказала правду. Это указывает на то, что и она не заняла первого места. Но ведь кто-то из трех девочек занял первое место. Вывод напрашивается такой: первое место заняла Ксюша.

Карточка 2

1. Природа наделила каждого кролика 4 ногами и 2 ушами! Следовательно 24 : 4 = 6 (кроликов)

12 : 2 = 6 ( кроликов)

О т в е т: 6 кроликов.

2. Так  как  при  перенесении  цифры  2  на  первое  место число удваивается, то  предпоследняя  цифра  его  должна  быть  4 (2  2 = 4),  предшествующая  ей  должна быть 8 (2  4 = 8),  перед  ней  6 (8  2 = 16),  затем  3 (1 + 2  6 = 13), затем  7 (1 + 2  3 = 7) и так далее. Наше число должно начинаться с 1. Поэтому следует остановиться, когда после удвоения цифры и добавления 1 от цифр предыдущего разряда мы получим 1.

Искомое число: 105 263 157 894 736 842.

Это одно из чисел, удовлетворяющих условию задачи. Все остальные  (их бесконечно много) можно получить, продолжая указанный процесс далее. Легко видеть, что каждое из них будет состоять из повторяющейся несколько раз комбинации цифр, уже найденной нами.

3. Николай и Петр делают неправильный расчет. 11 сдобных булочек разделены на троих поровну, значит, каждый съел 11/3 булочек.

У Петра было 7 булочек, он съел 11/3 булочек, следовательно, хозяину отдал 10/3 булочек.

Николай из 4 своих булочек съел тоже 11/3 булочек, следовательно, хозяину отдал 1/3 (одну треть) булочки.

Хозяин съел 11/3 булочек и заплатил за них 11 копеек, значит, за каждую треть булочки он дал по копейке. У Петра он взял 10 третей, у Николая – одну треть; следовательно, Петр должен взять себе  гривенник, а Николай – копейку.

4. 10 – 9 = 1.

5. Перевернуть бумажку и получится 66 (99 – 33 = 66).

Карточка 3

1. 49 +1 = 50 (лет) отцу Кати. О б ъ я с н е н и е: наименьшее однозначное число – 1 , а больше на 49.

2. У индюка – по 2 ноги, а у козочек по 4 ножки, голов всего 14. Задачу можно решить разными способами. Например, так:

Если у козочек и индюков было бы по 2 ноги (голов, естественно, по одной), то: 14  2 = 28 (ног).

44 – 28 = 16 (ног), это ноги козочек, у них на 2 ножки больше, значит, козочек : 16 : 2 = 8 (козочек).

14 – 8 = 6 (индюков).

О т в е т: 8 козочек, 6 индюков гуляли во дворе.

3. Конечно, не видно будет ослика: 12 кг хлопка, по объему это много займет места (поэтому машины, груженные хлопком, огромны, а веса мало).

А 12 кг муки, это не так уж и большой мешок! Но вот поклажа, что у первого ослика, что у второго, совершенно одинакова по весу – 12 кг.

4. 20 цветных карандашей.

5. Ответ в условии задачи. Придумайте подобную.

Карточка 4

1. Пусть шаг зайца имеет некоторую единицу длины, тогда шаг волка – 2 такие длины. Если волк, сделав один шаг, пробежит
2 единицы, то заяц за это время сделает 3 шага и пробежит 3 такие же единицы. Так как 3  больше 2, то волк не догонит зайца.

2. Р е ш е н и е:

1) 2 + 5 = 7 (ч) – ехал первый автомобиль;

2) 80  7 = 560 (км/ч) – расстояние каждого;

3) 560 : 5 = 112 (км/ч).

О т в е т: 112 км /ч – скорость второго автомобиля.

3. 12345679  9 = 111111111

4. Четыре треугольника можно сложить из шести спичек.

5. О т в е т: 31527.

Решение:

Карточка 5

1. Из наполненной посуды 9 литров при помощи 4-литровой посудины отливаем 8 литров воды. В 9-литровой остается 1 литр воды. Переливаем 1 литр в 4-литровую посуду, наполняем 9-литровую и из неё дополняем 4-литровую, т. е. отливаем 3 литра. В результате в 9-литровой посуде остается 6 литров.

2. О т в е т: 350 и 35.

3. Нужно подойти к каждому арбузу и возвратиться обратно к машине. Значит, число пройденных метров будет равно удвоенной сумме первых ста чисел, или сто раз взятому 101, то есть 10100. Это составит почти ровно 10 километров. Трудная, однако, работа у бахчевода!

4. 88 + 8 + 8 + 8 + 888 = 1000.

5. а)                                                  б)

                                         

ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

ЗАДАНИЕ 1

1. Что мы имеем в виду, когда говорим о погоде?

1 балл

2. Что такое глобальное потепление?

3 балла

3. Какие виды топлива содержат углерод?

4 балла

4. Какой прибор необходим для определения температуры воздуха?

1 балл

5. Какое растение на Земле вырастает выше всех?

3 балла

6. Какое растение самое толстое?

3 балла

7. Какое растение растет быстрее всех?

3 балла

8. На сколько метров вырастает за лето наш тополь?

3 балла

9. До какого возраста живут баобаб и секвойя?

3 балла

10. Когда и кем был издан первый Закон об охране природы?

6 баллов

ЗАДАНИЕ 2

1. Что нарушает круговорот азота в почве?

3 балла

2. Что называется парниковым эффектом?

4 балла

3. Зачем растению корни?

2 балла

4. Какие части деревьев использует человек?

2 балла

5. Как используют растения животные?

2 балла

6. Сравните листья березы и ели, орешника и можжевельника, сосны и осины. Чем они отличаются? В чем сходство?

5 баллов

7. Зачем растению цветы?

1 балл

8. На какие группы по внешнему виду можно разделить живые организмы?

2 балла

9. Кто является опылителем фиги (смирнского инжира)?

6 баллов

ЗАДАНИЕ 3

1. Что заставляет птиц улетать на юг?

1 балл

2. Какая птица обладает хорошим обонянием (пользуется усиками на клюве)?

3 балла

3. Какое из морских животных питается содержимым кокосового ореха?

6 баллов

4. Что будет, если погаснет Солнце?

5 баллов

5. Почему сломанная ветка засыхает?

1 балл

6. Когда наступает листопад?

2 балла

7. Едят ли животные красивые опавшие листья?

2 балла

8. Почему лось зимой ест хвою?

2 балла

9. Какие виды грибов вы знаете?

1 балл

10. Каким фруктом древние египтяне снабжали умерших?

6 баллов

ЗАДАНИЕ 4

1. Назовите известных вам насекомых.

1 балл

2. Почему жирафы уходят от акаций и ищут еду повкуснее?

2 балла

3. У какого дерева слоны разбивают ствол и получают воду?

4 балла

4. Можно ли разделить животных по их отношению к пище на группы? Какие?

4 балла

5. В каких целях и где использует человек собаку?

5 баллов

6. В каких целях использует человек кошку?

1 балл

7. Чем питаются летом домашние животные?

1 балл

8. Какой корм заготавливают люди для домашних животных?

4 балла

9. Какие работы ведет ваша семья на даче летом?

1 балл

10. Из какого дерева добывают сахар?

6 баллов

ЗАДАНИЕ 5

1. Почему поздней осенью солнце греет слабее, чем летом?

        2 балла

2. Какие хищные птицы охотятся  ночью?

                                                                                                           3 балла

3. Какие  хищные животные сами не охотятся за добычей?                                                                                                                       3 балла

4. Как звери готовятся к зиме?

                                                                                                           2 балл

5. Как нужно вести себя у водоемов с молодым льдом? Что нужно делать, если провалишься или оступишься в холодную воду?                                                                                                                             3 балла

6. Назовите времена года в том порядке, как они следуют друг за другом. Почему происходит смена времен года?                                                                                                                                             3 балла

7. Отчего бывает радуга? Какие цвета радуги вы знаете?                 

                                                                                                   4 балла

8. Какова очередность листопада у различных деревьев? Объясните существование такой очередности.                         

                                                                                             4 балла

9. Как изменяется внешний вид листьев при листопаде? Почему?

3 балла

10. Какое растение называется солнцекрутом? Почему?

6 баллов

ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Вариант I

Задания, оцениваемые в 1 балл.

1. Подчеркните буквы, обозначающие звук [т], [т'].

Директор предприятия подписал документ и отдал его представителю подшефной фабрики.

2. Вместо пропуска вставьте слово, которое служило бы концом первого и началом второго слова.

часто.. .. ..ос    обо .. .. .. .. .. озей    воз .. .. .. арь

3. Запиши, раскрыв скобки.

Хорошее слово (до) сердца (до) йдет.

Какая (до) сада, не (до) шел (до) сада.

4. Эти слова состоят из трёх одинаковых, но занимающих разные места в словах букв. Чтобы вы угадали слова, будут названы номера букв в алфавите. Это – двенадцатая, шестнадцатая и двадцатая буквы. Запишите три слова.

5. Выдели корень в подчеркнутых словах.

Слепить глаза, слепить игрушку.

6. Подчеркните в предложениях подлежащее и сказуемое.

Порывы ледяного ветра обжигают лицо. Зеркало отражало луч солнца.

7. Если к Ниф-Нифу, Нуф-Нуфу и Наф-Нафу приедет в гости Хрюша, то у волка появится возможность съесть сразу четверых:

поросенков, поросят, поросенок, поросятков.

Подчеркни правильный вариант слова.

Задания, оцениваемые в 2 балла.

1. Подчеркните букву, которая обозначает звук [й].

Лайка, объявление, добрая, пень, яблоко, килька, енот.

2. Определи части речи выделенных слов.

Посадила мама в печь пироги с капустой печь.

3. Запиши слова, такие же по составу.

Зимний_________________, прибрежный________________, столом_________________.

4. Найди и подчеркни «лишнюю» пару слов.

Робкий – смелый; широкий – узкий; громкий – сильный; темный – светлый.

5. Вспомни и запиши, как называется в народе такой человек.

Ел да устал, спал да намаялся.

Язык без костей: что хочет, то и лопочет.

6. В каждом ниженаписанном слове спрятался какой-нибудь зверь, найди зверя и подчеркни буквы, которые его называют.

Палисадник, заслонка, поселок, укротитель.

Задания, оцениваемые в 3 балла.

1. В каждой строке подчеркните «лишнее» слово.

1) Молоко, молочник, молоком.

2) Учить, изучать, зубрить.

3) Сожаление, жалить, жалость.

2. Подчеркни слова, в которых количество звуков и букв совпадает.

Праздник, листик, пень, польет, юла, яма, костер.

3. Подберите как можно больше родственных (однокоренных) слов к слову конь. 

4. Запишите 4 слова с орфограммой «безударная гласная в корне слова», которые подходили бы к данным схемам состава слова «корень + окончание», «приставка + корень + окончание», «корень + суффикс + окончание», «приставка + корень + суффикс + окончание».

5. Продолжи текст-описание.

На день рождения мне подарили котенка. Он был……… 

Ответы (РУССКИЙ ЯЗЫК)

ВАРИАНТ 1

Задание на 1 балл.

1. Директор предприятия подписал документ и отдал его представителю подшефной фабрики.

2. Часто кол ос        обо рот озей        воз врат арь

3. Хорошее слово до сердца дойдет.

Какая досада, не дошёл до сада.

4. Кот. Ток. Кто.

                     

5. Слепить глаза, слепить игрушку.

6.

7. Поросят.

Задание на 2 балла.

1. Лайка, объявление, добрая, пень, яблоко, килька, енот.

2. Посадила мама в печь (сущ.) пироги с капустой печь (глаг.).

3. Речной, загородный, миром.

4. Громкий – сильной.

5. Ленивый, болтливый.

6. Палисадник, заслонка, поселок, укротитель.

Задание на 3 балла.

1. 1) Молоком;

2) зубрить;

3) жалить.

2. Листик, польёт, костёр.

3. Конь, конский, конек, конина, конюх, конюшня, конный, конница.

4. Коса, убежит, домовой, присказка.

5. Он был крошечным, пушистеньким, с тоненьким хвостиком, голубыми глазками и трёхцветным: рыжим, белым и
чёрным.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОЛИМПИАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ  

1. Спиши, соединяя части одного выражения.

Упрямый, как         черепаха.

Жить, как         курица лапой.

Плестись, как         осёл.

Писать, как         кошка с собакой.

Болтливый, как         бык.

Здоровый, как         сорока.

2. Прочитай тексты, соедини линиями в правильном порядке.

Жили-были на одном дворе

Козёл да Баран. Жили между

собой дружно: сена клок и                                 стихотворение

тот пополам, а коли вилы в бок –

так одному коту Ваське.

На эту кушетку, на эту тахту,

На эту кровать или даже на ту,

На этот диван или даже на тот,                         рассказ

Где целыми днями валяется кот,

Ложитесь и спите, пожалуйста, сами!

Через дорогу от моего дома – школа.

Я её каждый день вижу, и, кажется,                 сказка

С каждым учеником знаком.

3. Вспомни и запиши название известных тебе произведений (не менее двух названий).

Сказка: ____________________________________________________

__________________________________________________________

Рассказ: ___________________________________________________

__________________________________________________________

Стихотворение: _____________________________________________

__________________________________________________________

4. Соедини линиями в правильном порядке фамилии авторов и их произведения.

К. И. Чуковский «Крокодил Гена и его друзья».

С. В. Михалков «Федорино горе».

Э. Н. Успенский «Снежная королева».

А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».

Х. К. Андерсен «Дядя Стёпа».

5. Найди рифмы к словам:

Жара_____________________ Речка___________________

Ребята__________________.

ОТВЕТЫ К ОЛИМПИАДНЫМ ЗАДАНИЯМ (ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ)

1. Упрямый, как осёл.

Жить, как кошка с собакой.

Плестись, как черепаха.

Писать, как курица лапой.

Болтливый, как сорока.

Здоровый, как бык.

2. Сказка, стихотворение, рассказ.

3. Сказка «Иван-царевич и Серый волк».

Василиса Премудрая.

Зимовье зверей.

Рассказ: Н. Носов «Живая шляпа», М. Пришвин «Времена года».

Стихотворение: С. Есенин «Береза», И. Бунин «Детство», А. Блок «Ворона».

4. К. И. Чуковский «Федорино горе».

С. В. Михалков «Дядя Степа».

Э. Н. Успенский «Крокодил Гена и его друзья».

А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».

Х. К. Андерсен «Снежная королева».

5. Жара – пора.

Ребята – котята.

Речка – печка.

3 класс

олимпиадные задания по математике

1. Как разделить 24 кг гвоздей на 2 части по 9 кг и 15 кг с помощью чашечных весов без гирь?

Ответ: Делим 24 кг гвоздей на 2 части, затем 12 кг делим на 2 части, 6 кг гвоздей делим на 2 части, складываем 6 кг и 3 кг – получаем 9 кг.

2. – Я на два года старше льва, –

Сказала мудрая сова,

– А я в два раза младше вас, –

Сове ответил дикобраз.

Лев на него взглянул и гордо

Промолвил, чуть поморщив нос:

«Я старше на четыре года,

Чем вы, почтенный иглонос».

А сколько всем им вместе лет?

Проверьте дважды свой ответ.

Ответ: Льву – 10 лет, Сове – 12 лет, дикобразу – 6 лет, всем вместе – 28 лет.

3. Малыш может съесть банку варенья за 6 минут, а Карлсон – в 2 раза быстрее. За сколько минут они вместе опустошат эту банку?

Ответ: За 2 минуты.

4. Первый слог – нота.

        Второй – тоже нота.

        А целое – то, что растет в огородах.

Ответ: Фасоль.

5. Первый слог – предлог, второй – хвойный лес, целое – изгородь.

Ответ: Забор.

6. Первая часть слова – крик вороны, вторая – водоросль, целое – можно увидеть в музее.

Ответ: Картина.

7. Часы показывают два двадцать. Что покажут часы через 8 ч 40 мин?

Ответ: 11 часов.

8. В записи трехзначного числа единиц в 2 раза меньше, чем десятков, а сотен – в 2 раза больше, чем десятков. Найти это число, если в нем четыре десятка.

Ответ: 842.

9. Незнайка начертил 3 прямые линии и отметил на них 6 точек. Оказалось, что на каждой прямой он отметил 3 точки. Покажите, как он это сделал?

Ответ:

               

10. Наташе было задано разделить некоторое число на 4. По ошибке вместо деления она выполнила вычитание и в результате получила число 48. Каков же должен быть правильный ответ?

Ответ: 13.

11. В каждом квадратике вписано число, равное разности чисел в двух квадратиках, находящихся внизу. Какое число будет на самом верху?

Ответ:

                 

12. У рассеянной хозяйки есть 3 ящика для рассады с надписями «Колокольчики», «Цветы», «Помидоры». Она посадила семена колокольчиков, помидоров и ромашек в эти ящики так, что все надписи оказались неверными. Что вырастет в ящике с надписью «Колокольчики»?

Ответ: Ромашки.

Колокольчики по условию задачи не могут расти в ящиках с надписью «колокольчики» и «цветы», так как надписи должны быть неверными, значит они растут в ящике с надписью «помидоры». Тогда ромашки в ящике с надписью «колокольчики», а помидоры в ящике с надписью «цветы».

13. Винни-Пуху подарили в день рождения бочонок с медом массой 7 кг. Когда Винни-Пух съел половину меда, то бочонок с оставшимся медом стал иметь массу 4 кг. Сколько килограммов меда было в бочонке первоначально?

Ответ: 6 кг.

14. Первые весы находятся в равновесии. Сколько яблок нужно положить на пустую чашку вторых весов, чтобы их уравновесить?

                       

Ответ: 2 яблока.

15. Банановой республике необходимо на год 100 т бананов. Приехавшие собирать бананы рабочие требуют с каждой тонны собранных бананов половину себе. Сколько нужно собрать бананов, чтобы всем хватило?

Ответ: 200 т бананов.

Рабочие забирают ровно половину собранных бананов, тогда Банановой республике остается другая половина всех собираемых бананов. По условию это 100 т. Тогда всего нужно собрать
100 + 100 = 200 (т) бананов.

16. В коробке лежат 15 шаров: красные, белые и черные. Белых шаров в 7 раз больше, чем красных. Сколько черных шаров?

Ответ: 7.

Белых шаров в 7 раз больше, чем красных, значит, их 7, 14, 21, … штук. По условию всего 15 шаров, поэтому белых может быть только 7. Тогда красных 1, а черных 15 – 1 – 7 = 7 (шт.).

17. Найдите А и Б в примере на умножение:

БЗ · 1А = А31

Ответ: А = 7, Б = 4.

18. Во время прогулки по лесу Сережа через каждые 40 м находил гриб. Какой путь он прошел от первого гриба до последнего, если всего он нашел 20 грибов?

Ответ: 760 м.

19. Заяц столкнулся в лесу с охотником, и от неожиданности они побежали в разные стороны: заяц со скоростью 17 м/с, а охотник со скоростью 5 м/с. На каком расстоянии они оказались друг от друга через 10 секунд?

Ответ:  1) 17 · 10 = 170 (м); 2) 5 · 10 = 50 (м); 3) 170 · 50 = 220 (м).

20. Круг сыра имеет массу 1 кг 200 г. За завтраком съели 1/3 сыра, за ужином – 1/10 остатка. Сколько сыра съели за ужином?

Ответ: 1) 1200 : 3 = 400 (г)

        2) 1200 – 400 = 800 (г)

        3) 800 : 10 = 80 (г)

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОЛИМПИАДЫ по окружающему миру

1. В каждом ряду зачеркни «лишнее».

а) Днепр, Волга, Байкал, Енисей.

б) Юг, запад, право, север.

в) Антарктида, Франция, Африка, Европа.

г) Петербург, Индия, Россия, Германия.

Ответ: а) Байкал, б) право, в) Франция, г) Петербург.

2. Напиши, какие океаны находятся полностью или частично в Западном полушарии.

Ответ: Тихий, Атлантический, Северный Ледовитый океаны.

3. Распредели данные географические понятия на группы. Каждой группе дай название.

Марс, Париж, юг, Венера, запад, Меркурий, Москва, северо-запад, Киев, Земля, Новгород, юго-запад.

Ответ: а) Планеты: Марс, Венера, Земля, Меркурий.

б) Города: Париж, Москва, Киев, Новгород.

в) Стороны горизонта: юг, запад, северо-запад, юго-запад.

4. Где раньше встречают Новый год – в Иркутске или в Москве?

Ответ: в Иркутске.

5. Соедини с помощью стрелок слова из двух столбиков:

звезда                        Москва

планета                        Алексеевское

материк                        Земля

страна                        Петербург

столица                        Солнце

город                        Южная Америка

село                        Россия

Ответ: звезда Солнце, планета Земля, материк Южная Америка, страна Россия, столица Москва, город Петербург, село Алексеевское.

6. Пары названий составлялись по принципу «страна – континент». Одна из пар неверна. Напиши ее правильно.

Россия – Евразия

Египет – Африка

Китай – Азия

Австралия – Австралия

Ответ: Китай – Евразия.

7. Распредели данные географические понятия на группы. Каждой группе дай название.

Анды, Вашингтон, Гималаи, Ока, Дели, Днепр, Берлин, Большой Кавказ, Амазонка, Иркутск, Нил.

Ответ:

а) Горы: Анды, Гималаи, Большой Кавказ.

б) Города: Вашингтон, Дели, Берлин, Иркутск.

в) Реки: Ока, Днепр, Амазонка, Нил.

8. Выпиши в два столбика объекты, относящиеся к живой и неживой природе.

Дуб, вода, муравей, солнце, карандаш, ворона, одуванчик, луна, крыжовник, дом, земляника, заяц, учебник.

Напиши, как называются оставшиеся объекты.

Ответ:

Живая

природа

Неживая

природа

Изделия

человека

Дуб

муравей

ворона

одуванчик

крыжовник

земляника

заяц

вода

солнце

луна

карандаш

дом

учебник

9. Как можно назвать эту группу объектов? Какой объект нужно заменить, чтобы группу можно было назвать по-другому?

а) Гора, туча, луна, вода, пчела.

б) Олень, лиса, сосна, крапива, солнце.

Ответ: а) Гора, туча, луна, вода, пчела – объекты природы.

    Гора, туча, луна, вода, песок – неживая природа.

        б) Олень, лиса, сосна, крапива, солнце – объекты природы.

            Олень, лиса, сосна, крапива, бабочка – живая природа.

10. В приведенном списке слов названы объекты и явления при-роды, распространенные в разных районах мира. Выпишите из этих слов такие, которые составляют группы. Каждую группу назовите.

Чернозем, устье, остров, волк, краснозем, русло, снег, подзол, излучина, исток, вулкан.

Ответ: а) Чернозем, краснозем, подзол – виды почвы.

б) Устье, русло, излучина, исток – части реки.

по русскому языку

1. В этих строчках спрятаны слова. Найди и подчеркни их.

а) КРУНЕНАСТНЫЙОЛТРОСТНИКАПУСТНЫЙ

Б) СПРЯПОЗДНОКРЕСТНОСТЬШРАДОСТНЫЙ

Сосчитай, сколько здесь слов.

Подчеркни слова, которые будут проверочными:

а) для слов первой строчки: ненастье, трость, ненастные,  тростник, уста, капуста, капустные, устное;

б) для слов второй строчки: поздние, окрестная, радость, опоздать, крест, опоздание.

Ответ:  а) слова: ненастный, наст, тростник, капустный, устный;

                 б) слова: поздно, окрестность, радостный, крест, нос.

2. Соедини линиями слова, подходящие по смыслу.

табун                        охотничьих собак

стая                        рыбок

косяк                        оленей

свора                        лошадей

                                волков

                                уток

Ответ: табун лошадей, табун оленей; стая уток, стая волков; косяк уток, косяк рыбок; свора охотничьих собак.

3. Прочитай. Подчеркни те слова, которые употребляют в переносном значении.

В одной стране, в чудной стране,

Где не бывать тебе и мне,

Ботинок черным язычком

С утра лакает молочко,

И целый день в окошко

Глазком глядит картошка.

Бутылка горлышком поет,

Концерты вечером дает,

А стул на гнутых ножках

Танцует под гармошку.

В одной стране,

В чудной стране…

Ты почему не веришь мне?

И. Токмакова

4. Из первых букв названий нарисованных предметов сложи пословицу.

Ответ: Где хотение да терпение, там и умение.

5. Прочитай стихотворение А. Усачева.

Есть н..сы у журавлей,

Есть н..сы у кораблей,

Носик есть у ч..йника,

Только носик очень маленький.

Необычный зверь Носуха,

У Носухи нос до уха.

А огромный н..сорог

Вместо носа носит рог.

Подчеркни слово «нос», где оно употреблено в переносном значении. Выпиши родственные слова. Выдели общую часть.

Ответ: Носы у кораблей, носик у чайника.

Носы, носик, носорог.

6. Прочитай. Зачеркни слова, не подходящие по смыслу.

Маленький Саша весело заплакал.

Ребята пили чай с удовольствием и бубликами.

По дороге полз колючий гладенький ёжик.

Шёл снег и две девочки.

Зайчик перепрыгивал через пеньки, куст черники, сосны.

Ответ:

Маленький Саша заплакал.

Ребята пили чай с бубликами.

По дороге полз колючий ёжик.

Шёл снег.

Зайчик перепрыгивал через пеньки.

7. Что знаешь о предложении? Подчеркни правильные ответы.

   а) Выражает признак предмета, количество звуков и букв в слове, законченную мысль.

   б) Произносят с целью сообщить, разбудить, запомнить, о чём-то спросить, к чему-то побудить, насмешить.

  в) Произносят с интонацией восклицательной, кричательной, вопросительной, шептательной, повествовательной, удивительной.

    г) Состоит из точек, букв, слова или группы слов, звуков.

    д) Оформляют:

слова пишут слитно, по слогам, раздельно;

первое слово пишут с печатной буквы, с заглавной буквы;

в конце ставят ( , . ? ! – …).

8. Составь из рыбок-слогов, плавающих в аквариуме:

1) Название города.

2) Кличку собаки.

3) Имя девочки.

4) Название дня недели.

5) Антоним слову «утро».

6) Глагол.

7) Синоним слова «зной».

8) Название фрукта.

9) Имя прилагательное.

10) Имя литературного героя.

Ответы: 1. Москва. 2. Барбос. 3. Дина. 4. Вторник. 5. Вечер. 6. Бежать. 7. Жара. 8. Груша. 9. Синий. 10. Герда.

9. К каждому слову из левого столбика подбери слово из правого так, чтобы получилось новое слово.

Ответы: буйвол, перстень, кипарис, карамель, парус, жаргон, призрак, следопыт, толокно, газель, тепловоз, бархан, сеновал, моряк, патока, банкрот, ломбард, садовод, балбес.

10. В строчках сочетаний букв найди слова и запиши их.

ПРАЛЛЕЯГОТСУББОТАРККЛАСС

СТРАКРОССЛОКТЕЛЕГРАММАИН

Отметь известные орфограммы. Составь и запиши предложения, используя эти слова.

Ответ: аллея, суббота, бот, класс; рак, кросс, телеграмма, грамм.

задания для олимпиады  по литературному чтению

Задание 1

Анализ стихотворения: понимание прочитанного, выбор интонации.

Кузнечик и сверчок

Вовеки не замрет, не прекратится

Поэзия земли. Когда в листве,

От зноя ослабев, умолкнут птицы,

Мы слышим голос в скошенной траве

Кузнечика. Спешит он насладиться

Своим участьем в летнем торжестве:

То зазвенит, то снова притаится

И помолчит минуту или две.

Поэзия земли не знает смерти.

Пришла зима. В полях метет метель,

Но вы покою мертвому не верьте.

Трещит сверчок, забившись где-то в щель.

И в ласковом тепле нагретых печек

Нам кажется: в траве звенит кузнечик.

Дж. Китс

1. Прочитай стихотворение.

2. Как лучше читать стихотворение:

а) тихо, задумчиво;

б) монотонно, грустно;

в) спокойно, ласково, любуясь тем миром, который рисует автор;

г) весело, задорно, с торжеством в голосе?

(Правильный ответ отметь знаком +.)

3. На какие две части ты разделил бы это стихотворение? Отметь карандашом.

4. Придумай заголовки для первой и второй частей. Запиши их.

5. Какие строчки в стихотворении ты считаешь самыми важными? Подчеркни их прямой линией.

6. Найди строчки, которые ты считаешь самыми красивыми. Подчеркни их волнистой линией.

7. Соедини карандашом рифмующиеся строки.

Задание 2

Знание особенностей художественного текста, умения узнавать выразительные средства литературы.

Дом рассохся от старости. А может быть, и оттого, что он стоял на поляне в сосновом лесу и от сосен все лето тянуло жаром.

Чайковскому нравился этот деревянный дом. В комнатах слабо пахло скипидаром и белыми гвоздиками. Они в изобилии цвели на поляне перед крыльцом…

Единственное, что раздражало композитора, – это скрипучие половицы. Чтобы пройти от двери к роялю, надо было переступить через пять шатких половиц. Со стороны это выглядело, должно быть, забавно, когда пожилой композитор пробирался к роялю, приглядываясь к половицам прищуренными глазами.

Если удавалось пройти так, чтобы ни одна из них не скрипнула, Чайковский садился за рояль и усмехался. Неприятное осталось позади, а сейчас начнется удивительное и веселое: рассохшийся дом запоет от первых же звуков рояля. На любую клавишу отзовутся сухие стропила, двери и старушка люстра…

Самая простая музыкальная тема разыгрывалась этим домом как симфония.

«Прекрасная оркестровка!» – думал Чайковский, восхищаясь певучестью дерева.

С некоторых пор Чайковскому начало казаться, что дом уже с утра ждет, когда композитор сядет за рояль. Дом скучал без звуков.

(К. Паустовский.)

1. Прочитай отрывок из произведения.

2. О каком неживом предмете говорится в тексте, как о живом? Найди и подчеркни нужные строчки одной чертой. Напиши, как называется этот прием.

3. Можно ли сказать, что К. Паустовский создал два образа? Какие? Запиши ответ.

4. Какие красочные прилагательные помогают ярко представить описание? Подчеркни их волнистой линией.

5. Определи жанр этого текста:

а) рассказ;

б) авторская сказка;

в) научно-популярный рассказ.

Задание 3

Анализ сказки.

Поглядела на него царица и задала Ивану такую задачу:

– А ты утаись от меня в третий раз. Не сыщу я тебя – живи, так и быть.

Пошел Иван искать себе тайного места, а навстречу ему Дарья-прислужница.

– Обожди, – велит она, – я тебя укрою. Я твое добро помню.

Дунула она в лицо Ивана, и пропал Иван, превратился он в дыхание женщины. Вдохнула Дарья и втянула его себе в грудь. Пошла потом Дарья в горницу, взяла царицыну книгу со стола, отерла пыль с нее да открыла ее и дунула в нее: тотчас дыхание ее обратилось в новую заглавную букву той книги, и стал Иван буквой. Сложила Дарья книгу и вышла вон.

Пришла вскоре Елена Премудрая, открыла книгу и глядит в нее – где Иван? А книга ничего не говорит. А что скажет, непонятно царице: не стало, видно, смысла в книге. Не знала того царица, что от новой заглавной буквы все слова в книге переменились.

Захлопнула книгу Елена Премудрая и ударила ее оземь.

Все буквы рассыпались из книги, а первая, заглавная буква как ударилась, так и обратилась в Ивана.

Глядит Иван на Елену Премудрую, жену свою, глядит и глаз отвести не может. Засмотрелась тут и царица на Ивана, а засмотревшись, улыбнулась ему. И стала она еще прекраснее, чем прежде была. (А. Платонов.)

1. Прочитай отрывок из сказки.

2. Какие черты народной волшебной сказки можно обнаружить в этом фрагменте:

а) магические числа;

б) древние представления о мировом дереве;

в) действия волшебного помощника;

г) наличие волшебного предмета;

д) волшебные превращения?

3. Подчеркни те фрагменты текста, которые подтверждают твой предыдущий ответ. Над каждым фрагментом поставь соответствующую ему букву.

4. Встретились ли тебе в других сказках события, когда герой выполняет очень трудные задания? В каких? Напиши.

ответы к заданиям 1–3  (ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ)

Задание 1

Анализ стихотворения: понимание прочитанного, выбор интонации.

Кузнечик и сверчок

1-я часть.

Вовеки не замрет, не прекратится

Поэзия земли. Когда в листве,

От зноя ослабев, умолкнут птицы,

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Мы слышим голос в скошенной траве

Кузнечика. Спешит он насладиться

Своим участьем в летнем торжестве:

То зазвенит, то снова притаится

И помолчит минуту или две.

-----------------------------------------------

2-я часть.

Поэзия земли не знает смерти.

Пришла зима. В полях метет метель,

Но вы покою мертвому не верьте.

Трещит сверчок, забившись где-то в щель.

И в ласковом тепле нагретых печек

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Нам кажется: в траве звенит кузнечик.

Дж. Китс

1. Прочитай стихотворение.

2. Как лучше читать стихотворение:

а) тихо, задумчиво;

б) монотонно, грустно;

+ в) спокойно, ласково, любуясь тем миром, который рисует автор;

г) весело, задорно, с торжеством в голосе?

(Правильный ответ отметь знаком +.)

3. На какие две части ты разделил бы это стихотворение? Отметь карандашом.

4. Придумай заголовки для первой и второй частей. Запиши их.

1-я часть – Звенит кузнечик в скошенной траве.

2-я часть – Поэзия земли не знает смерти.

5. Какие строчки в стихотворении ты считаешь самыми важными? Подчеркни их прямой линией.

6. Найди строчки, которые ты считаешь самыми красивыми. Подчеркни их волнистой линией.

7. Соедини карандашом рифмующиеся строки.

Вовеки не замрет, не прекратится...

Кузнечика. Спешит он насладиться...

То зазвенит, то снова притаится...

Поэзия земли. Когда в листве...

Мы слышим голос в скошенной траве...

Своим участьем в летнем торжестве...

Поэзия земли не знает смерти...

Но вы покою мертвому не верьте...

Пришла зима. В полях метет метель...

Трещит сверчок, забившись где-то в щель...

И в ласковом тепле нагретых печек...

Нам кажется: в траве звенит кузнечик...

Задание 2

Знание особенностей художественного текста, умения узнавать выразительные средства литературы.

Дом рассохся от старости. А может быть, и оттого, что он стоял на поляне в сосновом лесу и от сосен все лето тянуло жаром.

Чайковскому нравился этот деревянный дом. В комнатах слабо пахло скипидаром и белыми гвоздиками. Они в изобилии цвели на поляне перед крыльцом…

Единственное, что раздражало композитора, – это скрипучие половицы. Чтобы пройти от двери к роялю, надо было переступить через пять шатких половиц. Со стороны это выглядело, должно быть, забавно, когда пожилой композитор пробирался к роялю, приглядываясь к половицам прищуренными глазами.

Если удавалось пройти так, чтобы ни одна из них не скрипнула, Чайковский садился за рояль и усмехался. Неприятное осталось позади, а сейчас начнется удивительное и веселое: рассохшийся дом запоет от первых же звуков рояля. На любую клавишу отзовутся сухие стропила, двери и старушка люстра…

Самая простая музыкальная тема разыгрывалась этим домом как симфония.

«Прекрасная оркестровка!» – думал Чайковский, восхищаясь певучестью дерева.

С некоторых пор Чайковскому начало казаться, что дом уже с утра ждет, когда композитор сядет за рояль. Дом скучал без звуков.

(К. Паустовский.)

1. Прочитай отрывок из произведения.

2. О каком неживом предмете говорится в тексте, как о живом? Найди и подчеркни нужные строчки одной чертой. Напиши, как называется этот прием. (Дом скучал; дом запоет; певучестью дерева; отзовутся сухие стропила, двери и старушка люстра; разыгрывалась домом. Это олицетворение.)

3. Можно ли сказать, что К. Паустовский создал два образа? Какие? Запиши ответ. (Образ дома и образ музыки.)

4. Какие красочные прилагательные помогают ярко представить описание? Подчеркни их волнистой линией (скрипучие (пословицы); удивительное и веселое; рассохшийся (дом); простая музыкальная (тема); прекрасная (оркестровка).

5. Определи жанр этого текста:

+ а) рассказ;

б) авторская сказка;

в) научно-популярный рассказ.

Задание 3

Анализ сказки.

Поглядела на него царица и задала Ивану такую задачу:

–  а) А ты утаись от меня в третий раз. Не сыщу я тебя – живи, так и быть.

Пошел Иван искать себе тайного места, а навстречу ему Дарья-прислужница.

– Обожди, – велит она, – я тебя укрою. Я твое добро помню.

д) Дунула она в лицо Ивана, и пропал Иван, превратился он в дыхание женщины. Вдохнула Дарья и втянула его себе в грудь. г) Пошла потом Дарья в горницу, взяла царицыну книгу со стола, отерла пыль с нее да открыла ее и дунула в нее: тотчас дыхание ее обратилось в новую заглавную букву той книги, и стал Иван буквой. Сложила Дарья книгу и вышла вон.

Пришла вскоре Елена Премудрая, открыла книгу и глядит в нее – где Иван? А книга ничего не говорит. А что скажет, непонятно царице: не стало, видно, смысла в книге. Не знала того царица, что от новой заглавной буквы все слова в книге переменились.

Захлопнула книгу Елена Премудрая и ударила ее оземь.

Все буквы рассыпались из книги, а первая, заглавная буква как ударилась, так и обратилась в Ивана.

Глядит Иван на Елену Премудрую, жену свою, глядит и глаз отвести не может. Засмотрелась тут и царица на Ивана, а засмотревшись, улыбнулась ему. И стала она еще прекраснее, чем прежде была. (А. Платонов.)

1. Прочитай отрывок из сказки.

2. Какие черты народной волшебной сказки можно обнаружить в этом фрагменте:

+ а) магические числа;

б) древние представления о мировом дереве;

в) действия волшебного помощника;

+ г) наличие волшебного предмета;

+ д) волшебные превращения?

3. Подчеркни те фрагменты текста, которые подтверждают твой предыдущий ответ. Над каждым фрагментом поставь соответствующую ему букву.

4. Встретились ли тебе в других сказках события, когда герой выполняет очень трудные задания? В каких? Напиши. (Отгадывал загадки в сказке "Морской царь и Василиса Премудрая".)

4 класс

занятия для подготовки к олимпиаде

ПО МАТЕМАТИКЕ

Занятие 1

Цель: учить выстраивать цепочки рассуждений.

Пример 1. Расшифруй ребус.

                          ДВА

                       

                          ДВА

                 +     * * * *

                     * * * В

                Е  * * *       

               Ч Е Т Ы Р Е

Р е ш е н и е : Так как А  А оканчивается на Е, не равное А, то А не может равняться 0; 1; 5 и 6. Так как при этом Е не равно 9, то А не может равняться 3 и 7. Значит, А может равняться только 2; 4; 8 или 9. Но В  А оканчивается на В, поэтому А не равно 2, не равно 4 и не равно 8. Значит, А = 9 и В = 5. После этого выясняется, что Е = 1, Ч = 2. Остаётся найти Д. Учитывая, что Д должно быть не больше 4, проверяем две оставшиеся возможности: Д = 3 и Д = 4.

О т в е т : 459  459 = 210681.

Разновидностью математических ребусов являются задания типа «заполни пропуски».

Пример 2. Восстанови пропуски.

     

        ------------        15-------------------------        3-----------------

О т в е т : 10; 20; 25; 30; 40; 45.

Пример 3. Поставь знаки и скобки, если надо:

9…9…9 = 2        9…9…9 = 162

9…9…9 = 10        9…9…9 = 0

9…9…9 = 90        9…9…9 = 72

9…9…9 = 9         9…9…9 = 729

Ответ:

(9 + 9) : 9 = 2        (9 + 9)  9 = 162

9 : 9 + 9 = 10        (9 – 9)  9 = 0

9  9 + 9 = 90        9  9 – 9 = 72

9  9 : 9 = 9        9  9  9 = 729

Занятие 2

Цель: развитие гибкости мышления.

Тренировочные задания:

Пример 4. 

Расставь в записи 7  9 + 12 : 3 – 2 скобки так, чтобы значение получившегося выражения было равно:

а) 23;    б) 75.

Решение: Сначала рассмотрим все возможные случаи заключения в скобки двух рядом стоящих чисел. Так как заключение в скобки произведения 7  9 и частного 12 : 3 порядок действий не меняет, остаётся рассмотреть  выражения:

7  (9 + 12) : 3 – 2                                7  9 + 12 : (3 – 2)

Лишь значение второго удовлетворяет условию задачи: оно равно 75.

Затем рассмотрим заключение в скобки трёх и четырёх рядом стоящих чисел и единственный случай одновременного заключения в скобки двух и трёх рядом стоящих чисел:

(7  9 + 12) : 3 – 2        (7  9 + 12) : 3 - 2

7  (9 + 12 : 3)– 2        7  (9 + 12 : 3 – 2)

7  9 + (12 : 3 – 2)         (7  9 + 12) : (3 – 2)

Вычислив значения всех выражений, убеждаемся, что подходящих лишь два варианта.

О т в е т : (7  9 + 12) : 3 – 2 = 23 ; 7  9 + 12 : (3 – 2) = 75;

                (7  9 + 12) : (3 – 2) = 75.

Занятие 3

Цель: развитие способностей анализировать.

Тренировочные задания:

Пример 5.

Расшифруйте ребус: ААА  3 = ББ6

Р е ш е н и е : Так как на конце произведения стоит цифра 6, а второй множитель равен 3, то первый  множитель  оканчивается  на  2.  Поэтому А = 2.                                         

О т в е т : 222  3 = 666.

Пример 6.

Решите ребус ЧАЙ : АЙ = 5

Р е ш е н и е : Из условия следует, что ЧАЙ = АЙ  5, то есть    

Ч  100 + АЙ = АЙ  5.

Откуда Ч  100 = АЙ  Ч и Ч  25 = АЙ. Так как число АЙ двузначное, то Ч может быть равно только 1, 2, или 3. Каждому значению Ч соответ-ствует определённое решение:  если  Ч = 1,  то  АЙ = 25,  если Ч = 1 , то АЙ = 25, если Ч = 2, то АЙ = 50, если Ч = 3, то АЙ = 75. Значит, расшифровать запись можно тремя способами.

О т в е т : 125: 25=5,         250:50=5,      375:75=5.

Занятие 4.

Числовые головоломки или занимательные квадраты

Цель: учить строить магические квадраты.

Тренировочные задания:

Пример 7.

В клетках квадрата были записаны натуральные числа так, что суммы чисел в каждой строке, в каждом столбце и на каждой диагонали были одинаковыми. Некоторые числа стёрли. Остались 24 в нижнем правом углу, 15 в центре и 9 правее15. Восстановите стёртые числа.

Р е ш е н и е : обозначим через а число в правом верхнем углу.

?

15

9

24

Так как суммы цифр во всех столбцах, строках и диагоналях одинаковы, то каждая из них равна а + 33. Значит, в левом нижнем углу стоит число 18. Поставим b левее числа 15:

?

b

15

9

18

24

Так как сумма в левом столбике равна сумме во второй строке, то есть равна 24 + b, то в верхнем левом углу стоит число 6.

6

а

b

15

9

18

24

У нас заполнилась диагональ, по которой можно найти сумму чисел в каждой строке, в каждом столбце и каждой диагонали. Эта  сумма  равна  6 + 15 + 24 = 45.Теперь можно заполнить и все остальные клетки.

О т в е т :

6

27

12

21

15

9

18

3

24

Пример 8. 

В каждой из 9 клеток квадрата поставить одно из чисел 1, 2, 3 так, чтобы сумма чисел, стоящих в каждом вертикальном ряду, в каждом горизонтальном и по любой диагонали равнялась 6.

Р е ш е н и е : Например, расставим данные числа по диагонали квадрата. В верхней горизонтали рядом с 3 произвольно ставим 1.

3

1

3

1

2

2

2

1

1

Производим расчёты по верхней горизонтали: 3 + 1 = 4,  6 – 4 = 2, то есть в дописываем в горизонтали 2. Теперь решим правый вертикальный столбик.

2 + 1 = 3,      6 – 3 = 3 и т. д.

О т в е т :

2

1

3

3

1

2

3

1

2

3

2

1

1

2

3

1

2

3

1

3

2

2

3

1

2

3

1

Для разнообразия головоломки можно составлять не только в виде квадратов, но и фигур иной формы: круга, треугольника, звезды.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ОЛИМПИАДЕ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

1. Дан текст в транскрипции: [у м’ ин’ а п’ ич’ ал’ ный’ в’ ит // галава май’а бал’ит // йа ч’ ихай’ у / йа ахр’ ип // што такой’ э // эта гр’ ип // н’ и рум’ аный’ гр’ ип в л’ису / а паганый’ гр’ ип в насу //]. запиши его по правилам русской орфографии и пунктуации.

Ответ: У меня печальный вид. Голова моя болит. Я чихаю, я охрип. Что такое? Это грипп! Не румяный гриб в лесу, а поганый грипп в носу.

2. Какие слова переданы фонетической транскрипцией?

[прут], [сй’эст], [й’эст], [бай’укат’], [рот], [душка], [грус’т’], [л’эс’т’].

Ответ: Пруд, прут. Съест, съезд. Ест. Баюкать. Рот, род. Дужка, душка. Грусть, груздь. Лесть, лезть.

3. Составьте предложение, используя все слова (форму слов изменять нельзя): день, над, густой, серый, клубился, озером, сырой, круглым, в, молочный, ненастный, непроглядный, этот, туман.

Ответ: В этот ненастный серый сырой день над круглым озером клубился молочный густой непроглядный туман.

4. Вставь подходящие корни слов так, чтобы получился связный текст:

…… очка                …… ушка        по…… ила        …… ышко.

Вы……ло                на …… ке        ……ое                ……ышко.

                                           

Ответ: Девочка Золушка посадила зернышко.

                                     

Выросло на грядке золотое солнышко.

5. Даны первые и последние буквы слов: т… е, л… ь. Какими частями речи могут быть данные слова, и в состав какой части слова могут входить указанные буквы? (Укажи все возможные варианты.) Приведи примеры.

Ответ:

Теплое – прилагательное,                        Лить – глагол,

тверже – наречие,                                лесть – сущ.,

табачище – сущ.,                                лань – сущ.,

творение – сущ.,                                лапоть – сущ.,

телевидение – сущ.,                                лишь – наречие.

тридцатое – числительное,

тебе – местоимение.

6. Посмотри на картинки и закончи пословицы:

Какова пряха, …

Не сиди сложа руки, …

Ответ: Какова пряха, такова и рубаха. Не сиди сложа руки, не будет скуки.

7. Переставь буквы так, чтобы получились пословицы. Запиши их.

ВВКЛОО БОСТЬЯЯ – В ЕСЛ ЕН ДИОТХЬ.

ТЕН АДМЫ ЗБЕ ГНЯО.

Ответ: Волков бояться – в лес не ходить. Нет дыма без огня.

8. Прочитай текст, в котором заблудились устойчивые словосочетания. Подчеркни их и запиши верно все предложения. 

Дождь лил как снег на голову. Скоро дело наладилось и пошло как сивый мерин. Я знал городские переулки как рыба в воде. Гости свалились как из ведра. Он всегда врет как по маслу. У себя во дворе Мишка был как свои пять пальцев.

Ответ: Дождь лил как из ведра. Скоро дело наладилось и пошло как по маслу. Я знал городские переулки как свои пять пальцев. Гости свалились снег на голову. Он всегда врет как сивый мерин. У себя во дворе Мишка был как рыба в воде.

9. Составь пословицы из слов: дружба, шило, смелый, свет, дрова, безделье, собака, дело, коса, потеха, ученье, лес, час, трусливый, время, служба, большой, кусать, маленький, мешок, лаять, утаить, камень, тьма, больше, неученье.

Ответ: Шило в мешке не утаишь. Ученье – свет, а неученье – тьма.

10. Составь предложение из четырех слов, в котором каждое слово начинается с указанной буквы: В, С, Н, Т. Последовательность букв менять нельзя.

Ответ: Вера, Света, Настя танцуют.

11. Запиши слова, обозначающие «комнаты» в разных учреждениях: в гостинице, в зоопарке, в поликлинике, в поезде, в школе, в музее, в монастыре, в самолете, на корабле, в театре, на заводе, в больнице.

Ответ: Номер, клетка, кабинет, купе, класс, зал, келья, каюта, ложа, цех, палата.

12. Из букв слова ВТОРОКЛАССНИК составь 10 существительных.

Ответ: Рот, класс, кино, кот, ток, кол, сок, коса, оса, рок, вор, ров, лак и т. д.

13. Распредели слова на две группы: добрый, доброта, белила, беленький, солнышко, солнечный.

Ответ: Существительные: доброта, белила, солнышко. Прилагательные: добрый, беленький, солнечный.

14. Распредели слова на две группы: водитель, громоотвод, водокачка, водопой, приводить, водоворот. 

Ответ: Водитель, громоотвод, приводить – от «водить»; водокачка, водопой, водоворот – от «вода».

15. Распредели слова на две группы: вода, водитель, водит, водичка, жидкость, шофёр, таксист, кипяток.

Ответ: Возможны любые из вариантов.

а) По смыслу: 1-я группа – вода, водичка, жидкость, кипяток; 2-я груп-
па – водитель, водит, шофёр, таксист.

б) По частям речи: существительные: вода, водитель, водичка, жидкость, шофёр, таксист, кипяток.

Глагол: водит.

в) Однокоренные слова: вода – водичка, водитель – водит. Слова, не являющиеся однокоренными: жидкость, шофёр, таксист, кипяток.

16. Подбери и запиши слово такого же состава, как слово ПОВОЗКА.

Ответ: Запеканка, посадка, побелка и т. д.

17. Подбери и запиши по два слова с таким же составом, как слова ПОЛЁТ, УГОЛОК.

                                        

Ответ: Полет – поезд, поход, восход; уголок – ездок, вершок.

18. Прочитай зашифрованную фразу и запиши её правильно.

К

Й

Г

А

И

Й

И

О

Н

Б

З

Ч

М

Е

Ю

Я

У

Ш

Т

Л

Ответ: Любите наш могучий язык.

19. К данным словам подбери слова, близкие по значению. Выдели окончания, обозначь падеж и склонение: по шоссе – ..., об Отчизне – …

Ответ: По шоссе – по дороге (Д. п., 1-е скл.). Об Отчизне – о Родине (П. п., 1-е скл.).

20. Подбери и запиши такие три слова, в которых звуков меньше, чем букв.

Ответ: Мышь, дочь, пень, пеньки и т. д.

ЗАДАНИЯ  ДЛЯ ОЛИМПИАДЫ

ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

1. Узнай сказку.

а) Он вырос в джунглях, понимал язык зверей, но мечтал жить с людь-ми. («Маугли». Р. Киплинг.)

б) Сказка о чудесном превращении бедной служанки в красавицу-принцессу с помощью самого обыкновенного волшебства, обуви и любви! («Золушка». Ш. Перро.)

в) Братья! Всегда слушайте своих сестёр и не пейте за их спиной из неизвестных водоёмов! А не то превратитесь в неизвестно кого и влипните в неприятную историю! (Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».)

2. Вспомни, кто из сказочных героев говорил эти слова?

а) «Где убийца, где злодей?

  Не боюсь его когтей!»

(Комарик. «Муха-Цокотуха» К. Чуковского.)

б) «Мой милый, хороший,

Пришли мне калоши!»

(Крокодил. «Телефон» К. Чуковского.)

в) «Живей, зверишки!

Смотри, косой,

Теперь спасайся,

А чур зимой

Не попадайся!

Прицелюсь – бух!

И ляжешь… Ууу-х!..»

(Дед Мазай. «Дедушка Мазай и зайцы» Н. Некрасова.)

3. В кого превратились герои сказок?

а) Великан-людоед из сказки «Кот в сапогах»? (В мышь.)

б) Одиннадцать братьев-принцев? (В лебедей.)


По теме:
методические разработки, презентации и конспекты уроков (начальная школа)

Олимпиадные задания для 1 класса по математике, русскому языку, литературному чтеню, окруж. миру

Материалы для проведения школьной олимпиады в 1 классе по предметам: математика, литературное чтение, русский язык, окру...

Олимпиадные задания для учеников 3 классов по русскому языку, математике и окружающему миру.

Олимпиадные задания для учеников 3 классов по русскому языку, математике и окружающему миру....

олимпиадные задания по русскому языку, литературе, математике, окружающему миру 1, 2 классы

олимпиадные задания по русскому языку, литературе, математике, окружающему миру...

Олимпиадные задания для учащихся 3-4 классов по русскому языку, литературному чтению

В данных олимпиадах предлагаются разные виды заданий по русскому языку и литературному чтению, с приложенными к ним отве...

Олимпиадные задания по окружающему миру и литературному чтению

 Олимпиадные задания по литературному чтению и окружающему миру для 3-4 классов.1.     Кого наз...

Олимпиадные задания по русскому языку в 3 классе ( при составлении было использовано методическое пособие Г.И.Раицкой "Олимпиадные задания для 3-4 классов")

Олимпиадные задания для 3 класса по русскому языку (диктант,тестовые задания). Составлена на основе пособия Г.В.Раицкой ...

Дидактический материал по математике "Олимпиадные задания 1-4 классы"

Дидактический материал по математике для учащихся 1-4 классов включает в себя 80 олимпиадных заданий, оформленных на отд...

Дидактический материал по математике для учащихся 1-4 классов «Олимпиадные задания»

Уважаемые коллеги, учащиеся и родители! Вашему вниманию предлагается дидактический материал, который может быть использо...

Олимпиадные работы(школьный тур) по русскому языку,математике,окружающему миру в 4 классе

  Пояснительная записка             В связи с введением станда...

Методическая разработка : "Олимпиадные задания по литературному чтению для 4 класса"

Задания по литературному чтению для районного тура интеллектуального марафона были разработаны для выпускников начальных...