Системе работы по реализации программы "Разговор о правильном питании" (2 класс)
методическая разработка (2 класс) по теме

 

Сбережение и укрепление здоровья детей - одна из острых проблем современной жизни. По статистическим данным в России до 35% поступающих в школу детей уже имеют хронические заболевания.

Для восполнения запасов энергии, роста и развития дети должны правильно питаться. Программа «Разговор о правильном питании» успешно решает эту задачу».

Систему работы по реализации программы «Разговор о правильном питании» представляю на основе учебно-методического комплекта первой части программы «Разговор о правильном питании», разработанного специалистами Института возрастной физиологии Российской Академии Образования и методического пособия «Разговор о правильном питании» авторов М.М. Безруких, Т.А. Филипповой.

На основе школьного базисного учебного плана во 2 классе образовательной области «Окружающий мир» спланировала 15 часов для реализации этой программы. Привожу примеры использования на занятиях разных форм работы с учащимися в соответствии с их возрастом и возможностями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc108 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_no1.doc32 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_no2.doc24.5 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_no3.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Филипцова Людмила Сергеевна   242-461-728

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

«РАЗГОВОР О ПРАВИЛЬНОМ ПИТАНИИ»

1.Актуальность реализации программы «Разговор о правильном питании»

Сбережение и укрепление здоровья детей - одна из острых проблем современной жизни. По статистическим данным в России до 35% поступающих в школу детей уже имеют хронические заболевания. А за годы обучения в школе их число возрастает в несколько раз, в том числе с заболеваниями желудочно-кишечного тракта в 3 раза. По данным медицинского осмотра 2010-2011 учебного года в нашей школе выявлено 24% учащихся с уже хроническими заболеваниями желудочно-кишечного тракта, а в классе таких детей 9%. Одной из причин такого печального результата является неправильное питание: безрежимность принятия пищи, еда всухомятку, не знание свойств полезных и вредных продуктов. Для растущего организма очень важно рациональное питание. Оно обеспечивает поступление в организм веществ, идущих на формирование новых клеток, возмещает энергетические траты организма, способствует нормальному физическому и психическому развитию детей, повышает сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям, улучшает работоспособность.

Для восполнения запасов энергии, роста и развития дети должны правильно питаться. Если в организме ребёнка не хватает того или иного пищевого вещества, то это может проявиться в виде задержки роста, умственного или физического развития, нарушения формирования костного скелета или зубов. Данные проявления недостатка пищевых веществ особенно остро проявляются у дошкольников и детей младшего школьного возраста. Питаться ребёнок должен смешанной пищей (мясо-молочно-растительной), которая содержит все необходимые витамины и минералы.

Правильное питание наших детей в наиболее ответственный период их роста и формирования как личности - это, прежде всего, путь к здоровью нации. М.М. Безруких, директор Института возрастной физиологии РАО, академик РАО, доктор биологических наук, подчёркивает: «Среди важнейших социальных задач, которые сегодня стоят перед системой образования - забота о здоровье учащихся, их физическом воспитании и развитии. Но для того, чтобы средняя школа могла выполнить эту задачу, необходимо обеспечить её специальными педагогическими технологиями, которые бы позволили формировать культуру здоровья. Программа «Разговор о правильном питании» успешно решает эту задачу».

Эта программа способствует:

  1. получению общих сведений о питании, продуктах питания,    о правилах приготовления пищи,
  2. расширению  представления  о  необходимости  заботы о  своём  здоровье,  о  важности правильного питания, как составной части сохранения и укрепления здоровья,
  3. воспитанию соблюдения режима и гигиены питания, культуры поведения за столом, привычки правильно питаться.

<Рисунок 1>

2. Педагогические приёмы реализации программы «Разговор о правильном питании»

Систему работы по реализации программы «Разговор о правильном питании» представляю на основе учебно-методического комплекта первой части программы «Разговор о правильном питании», разработанного специалистами Института возрастной физиологии Российской Академии Образования и методического пособия «Разговор о правильном питании» авторов М.М. Безруких, Т.А. Филипповой. В комплект входят методическое пособие для учителя, рабочая тетрадь для школьников, плакаты, информационный материал для родителей.

Из рекомендаций авторов методического пособия для учителя М.М. Безруких, Т.А. Филипповой, А.Г. Макеевой следует, что «...содержание программы делает нецелесообразным продолжительность сроков её реализации. ...оптимальные сроки работы составляют 1,5-2 месяца». Поэтому на основе школьного базисного учебного плана во 2 классе образовательной области «Окружающий мир» спланировала 15 часов для реализации этой программы. Представляю тематическое планирование, на основе которого проводила занятия первой части программы «Разговор о правильном питании» во 2 классе:

№   :

п/п

Тема урока

Колич. часов

Дата

Виды деятельности

1

Знакомство с героями «Улицы Сезам»

1

10.09

Обсуждение проблемного вопроса.

2

Самые полезные продукты

1

17.09

Работа в группах

3

Как правильно есть

1

24.09

Составление монологических ответов по опорам. Составление схемы.

4

Удивительные       превращения пирожка

1

01.10

Работа с пословицами

5

Из   чего   варят   каши   и   как сделать кашу вкусной.

1

08.10

Составление монологических ответов по опорам.

6

Плох обед, если хлеба нет

1

15.10

Работа      с      пословицами.      Игра «Попробуй, угадай».

7

Полдник. Время есть булочки.

1

22.10

Обсуждение   проблемного   вопроса. Игра «Молочные продукты»

8

Пора ужинать

1

29.10

Работа с пословицами

9

На вкус и цвет товарищей нет

1

12.11

Практическая *        работа.          Игра

«Приготовь блюдо»

10

Если хочешь пить

1

19.11

Дополнительные сведения о напитках

11

Что   надо   есть,   если   хочешь стать сильнее

1

26.11

Игра «Меню спортсмена»

12

Где найти витамины весной

1

03.12

Практическая работа.

13

Овощи,   ягоды   и    фрукты   -самые витаминные продукты

1

10.12

Работа в группах. Анкетирование.

14

Каждому овощу своё время

1

17.12

Работа с пословицами и загадками

15

Заключительное занятие «День рождения Зелибобы»

1

24.12

Анкетирование

Проведение занятий по тематическому планированию предполагает использование разных форм работы с учащимися в соответствии с их возрастом и возможностями. Чаще всего использовала:

•        обсуждение проблемных вопросов       В теме №1 «Знакомство с героями «Улицы

Сезам»

-Для чего мы едим?

В теме №7 «Полдник. Время есть булочки»

- Почему нужно правильно питаться?

•        работа в группах        В теме №2 «Самые полезные продукты»

составление списка «Любимые продукты 2 А класса» и определение самых полезных. В теме №13 «Овощи, ягоды и фрукты -самые витаминные продукты» при прове дении конкурса «Споём частушки» в груп пах нужно познакомиться с частушками, определить их порядок, прорепетировать и группой исполнить

•        составление монологических ответов    В теме №3 «Как правильно есть» при про-

верке домашнего задания составляем мо нологический ответ по фразам-опорам: - Я положил(а) в корзину полезные продукты

        Но больше всего из них я

люблю        

В теме №5 «Из чего варят каши и как еде-

лать кашу вкусной» применили фразу-опору:

- Я завтракаю дома в ...ч. Обычно у меня
на завтрак
        , иногда        

•        работа с пословицами        В теме №4 «Удивительные превращения

пирожка» использовала игровой момент «Доскажи пословицу»: Кто не умерен в еде - (враг себе) Хочешь есть калачи - (не сиди на печи) Когда я ем- (я глух и нем) В теме №8 «Пора ужинать» работали с пословицей Всякому нужен и обед, и ужин

•        практические работы        В теме №12 «Где найти витамины весной»

выращивали дома и в классе зелёный лук

из луковицы-репки, обсуждали, где его

можно использовать.

В теме №9 «На вкус и цвет товарищей нет»

определяли на вкус лимон, сахар, чеснок,

селдь.

•        игры        В теме №7 «Полдник. Время есть булочки»

игра- соревнование «Молочные продукты» заключается в том, что нужно называть мо лочные продукты, кто назовёт последним, тот выиграл.

В теме №12 «Где найти витамины весной» игра-викторина «Отгадай и исполни», где по материалам методического пособия (с. 52) дети получают задания: - спеть песню про остров, на котором мож но каждый день есть кокосы и бананы; - спеть песню про мальчишку, который ка ртошку не копал, а на обед прибежал;

- спеть песню с грустным концом про ми лое насекомое, которое сравнивают с огур цом.

В теме №9 «На вкус и цвет товарищей нет игра «Приготовь блюдо», где по карточ кам с рисунками продуктов нужно соста вить русские блюда: щи, уха, окрошка, гречневая каша (эта игра предложена в ме тодическом пособии для учителя, с.40)


  1. анкетирование                                              В теме №13 «Овощи, ягоды и фрукты - самые                                                                                    витаминные продукты» применила при обобщении изученного материала, на итоговом занятии - для выявления результативности обучения
  2. работа с дополнительной литературой            учащиеся брали дополнительный матери ал              из детских энциклопедий, по книге «Злаки в картинках» (Приложение к посо бию Т.А. Шорыгиной ) знакомились с рас тениями, из которых получают хлеб, в те ме №6 «Плох обед, если хлеба нет»
  3. самостоятельная работа с материалами рабочей тетради применялась на                                                                          многих занятиях для подтверждения полученных сведений и выводов

Применяла и такие формы работы:

а)        на занятии по теме «Как правильно есть» предложила девиз

«Чтоб охотно расти и учиться, надо вовремя подкрепиться!» Обсудив его с точки зрения, почему надо вовремя подкрепиться, и, узнав о том, что важно правильное питание в течение всего дня, переделали в девиз

«Чтоб охотно расти и учиться, надо правильно подкрепиться!»

б)        при работе над новым материалом в процессе обсуждения составили схему

                             КАК ПРАВИЛЬНО ЕСТЬ

                           (гигиена питания)

соблюдение        выполнение        количество

санитарных        режима        потребляемой

правил        питания        пищи

в) не раз на занятиях использовали таблицу «Самые полезные и вредные продукты» (Приложение №1)

Самые полезные продукты

Самые вредные продукты

1 яблоки

1 кока-кола

2 морковь и брокколи

2 сладкие газировки

3 лук / чеснок

3 картофельные чипсы

4 каши

4 сосиски

5 молочные продукты

5 маргарин

г)  появилась своя традиция: начинаем занятие со стихотворения

Человеку нужно есть,

Чтобы встать и чтобы сесть,

Чтобы прыгать, кувыркаться,

Песни петь, дружить, смеяться,

Чтоб расти и развиваться

И при этом не болеть,

Нужно правильно питаться

С самых юных лет уметь.

На первом занятии познакомила детей с этим стихотворением, стараясь донести важность

правильного питания. Вспомнили его на этапе повторения на следующем занятии и

выучили наизусть, а потом каждое занятие начинали с хорового чтения этих строк.

Хорошую наглядность представляют плакаты «Что полезно есть?», «Как правильно есть?», материалы рабочей тетради школьника познавательны, ученики с интересом выполняют творческие задания, предложенные в ней.

Авторы методического пособия отмечают: «Программа предполагает активное вовлечение в работу родителей». Перед началом проведения занятий провела сначала заочный опрос родителей с целью выявления возникающих проблем питания детей в семье. По данным опроса порадовало то, что среди родителей класса не оказалось таких, которые бы не придавали особого значения питанию детей, но проблемы питания детей в семье высветились:

  1. привычка ребёнка есть всухомятку - 12 детей
  2. нежелание есть супы - 14 детей
  3. нежелание завтракать перед школой - 8 детей
  4. нежелание кушать в школьной столовой - 5 детей
  5. не любят молочные каши -12 детей
  6. трудности в организации питания в связи с заболеваниями - 2детей

Затем на родительском собрании познакомила с программой «Разговор о правильном питании», осветив изучаемые темы, и вручила каждому родителю информационный лист.

Родители класса активно помогали своим детям в выполнении заданий по рабочей тетради: давали полезные советы, помогали составлять меню, вести дневники по питанию, три мамы пекли булочки и пирожки для проведения занятий по соответствующим темам. Но далеко не каждая семья изменила свои устои по организации питания в семье. Считаю, что просветительскую работу с родителями о правильном питании школьника нужно проводить с первого класса, так как до этого периода большинство детей посещают детский сад, где питание организовано по всем нормам. Начав посещать школу, ребёнок-первоклассник переходит на домашнее питание.

За период проведения занятий мои ученики получили большую информацию о правильном питании, научились различать и называть время принятия пищи, отличать полезные и вредные продукты питания, соблюдать правила гигиены, правила поведения после еды, с помощью таблицы могут проанализировать продукты, которые употребляли в течение недели, выделив наиболее полезные из них. Выполнение задания «Какие правила я выполняю» на стр. 18 рабочей тетради для школьников приучает соблюдать основные правила гигиены. Свои познания они отразили при заполнении итоговой анкеты (Приложение №2):

Результаты анкетирования таковы: в классе по списку 30 учеников, на вопросы анкеты отвечали 28 учеников (2 ученика отсутствовали по болезни). Полученные данные представляю в таблице

Вопросы анкеты

Количество правильных ответов

Количество частично правильных ответов

Количество

неправильных

ответов

1. Что полезно есть?

21

7

0

2. Какие продукты можно есть редко?

16

5

7

3. В каком продукте больше всего витаминов?

25

0

4. Что полезно есть

на завтрак на обед на полдник на ужин

25

20

17

9

2 5 4 15

1 3 7 4

5. Что знаете о хлебе?

16

8

4

6. Как правильно есть?

26

0

2

7. Что на уроке было интересно?

25

1

2

Анализируя ответы детей, пришла к выводу, что они усвоили определённые знания правильного питания, знают полезные и вредные продукты. Надеюсь, что у них сформировалось определённое отношение к режиму, гигиене, продуктам питания. А в 3 классе продолжим разговор о правильном питании по учебному комплекту «Две недели в лагере здоровья». Итогом работы по комплекту стало совместное мероприятие для детей и родителей - праздник «Хочешь быть здоров - правильно питайся», взятый из сборника Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» ИД «Первое сентября». <Рисунок 2>

ЛИТЕРАТУРА

  1. Безруких М.М.,  Филиппова Т.А.,  Макеева А.Г.  Разговор  о  правильном питании. Методическое пособие. М. ОЛМА Медиа Групп, 2007.
  2. Сборник Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» ИД «Первое сентября», 2009 год.
  3. Интернет: издательство «Фарос Плюс», статьи о правильном питании детей
  4. Коростелёв Н.В. От А до Я детям о здоровье. М. Медицина , 1987.



Предварительный просмотр:

Филипцова Людмила Сергеевна   242-461-728

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

 ТАБЛИЦА «САМЫЕ ПОЛЕЗНЫЕ И ВРЕДНЫЕ ПРОДУКТЫ» (с описанием)

Самые     полезные продукты

Описание

1.Яблоки

2.Морковь, брокколи

3.        Лук / чеснок

4.        Каши

5.Молочные продукты

Содержащиеся   в   них   фруктовые   кислоты   помогают   бороться   с гнилостными бактериями, поэтому яблоки очень полезны для желудка. Пектины     помогают     процессу     пищеварения.     Яблоки     богаты микроэлементами    (железом),    поэтому   предотвращают   развитию анемии

Морковь   -   кладезь   бета-    каротина.    Брокколи   -   диетический гипоаллергенный продукт.

Употребление    этих    продуктов    повышает   иммунитет,    снабжает организм витаминами и минералами.

Они богаты углеводами, необходимы для роста и развития ребёнка, и в   идеале   должны   присутствовать   в   его   рационе   каждый   день, предпочтительно давать на завтрак.

Молочные    продукты,    содержащие    бифидо-    и    лактобактерии нормализуют    микрофлору    кишечника,    препятствуют    развитию дисбактериоза.

Самые       вредные продукты

Описание

1.Кока-кол а

2.Сладкая газировка

3.Картофельные чипсы.

4.Сосиски             (и дешёвая колбаса)

5. Маргарин.

Напиток содержит ортофосфорную кислоту, которая может удалять ржавчину. А в 1 литре напитка - 25 ложек сахара, такая нагрузка не под силу поджелудочной железе ребёнка, отвечающей за понижение сахара в крови.

Напиток      содержит      бензоат      натрия,      который      повреждает митохондриальную ДНК, что может привести к циррозу печени и другим заболеваниям.

В   сочетании   с   огромным   количеством   жира,   ароматизаторами   и вкусовыми   добавками   чипсы   становятся   настоящей   угрозой   для желудка малыша.

В их составе практически нет мяса, зато много жиров, соевого белка и нитрита натрия, который превращается в канцероген.

В    маргарине    содержатся    молекулы    жирных    кислот,    которые превращаются в транс-изомеры, повышающие уровень холестерина в крови, способствуют развитию сосудистых заболеваний.



Предварительный просмотр:

Филипцова Людмила Сергеевна   242-461-728

ПРИЛОЖЕНИЕ №3

АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ «РАЗГОВОР О ПРАВИЛЬНОМ ПИТАНИИ»

Ф.И……………………………………………..

1.Что полезно есть?................................................................................................................................................

…………………………………………………………………………………………………………….

……………………………………………………………………………………………………………

2.Какие продукты можно есть редко?....................................................................................................

…………………………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………..... …………..

3.В каком продукте больше всего витаминов?...................................................................................

………………………………………………………………………………………………………….

6. Что полезно есть
   на завтрак ……………………………………………………………………………………………        

на обед            …………………………………………….

на полдник         ………………………………………………………………………….

на ужин            ……………………………………………………………………………

5. Что знаешь о хлебе?...............................................................................................................................

………………………………………………………………………………………………………….

………………………………………………………………………………………………………….

6. Как правильно есть?..............................................................................................................................

………………………………………………………………………………………………………..

7.Что на уроках было интересно?.........................................................................................................

………………………………………………………………………………………………………...

…………………………………………………………………………………………………………



Предварительный просмотр:

Филипцова Людмила Сергеевна   242-461-728

ПРИЛОЖЕНИЕ №3

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ

ПО ТЕМЕ «ПЛОХ ОБЕД, ЕСЛИ ХЛЕБА НЕТ»

Цель: 1) расширять представление об обеде как обязательном компоненте ежедневного питания человека, показать важность употребления хлебных изделий;

  1. развивать внимание, мышление;
  2. воспитывать стремление правильно питаться

Оборудование:   выставка хлебных  изделий,  презентация,  кукла  Карлсон,  тарелка  с кусочками хлеба.

1.        Организация класса: ученик встаёт перед классом и рассказывает
Человеку нужно есть,

Чтобы встать и чтобы сесть,

Чтобы прыгать, кувыркаться,

Песни петь, дружить, смеяться,

Чтоб расти и развиваться

И при этом не болеть,

Нужно правильно питаться

С самых юных лет уметь!

Учитель: - Почему нужно уметь правильно питаться?

И мы продолжаем разговор о правильном питании.

2.        Проверка домашнего задания.

Учитель: Откройте страницу 29. Какие каши предложены в задании 4? Какие добавки вы

придумали? Какие каши вы ели на завтрак?

Учитель (для вывода): Почему полезно есть на завтрак каши?

3.        Работа над новым материалом.
а) подведение к теме урока

Учитель: А теперь поговорим об обеде. Откройте стр.23. Посмотрим на часы. В какое время вы обедаете?

(у доски три ученика - Я обычно обедаю        )

Учитель: В какое время рекомендуется обедать?

Вот и тема нашего разговора (на доске) «Плох обед, если хлеба нет»

б) Учитель: Сначала узнаем, из чего должен состоять обед. Нам поможет учебник на стр. 30-31

- чтение по ролям Учитель: Уточним, из чего должен состоять обед (Презентация 1)

в) Игровой момент с куклой Карлсон

Учитель: Нам принесли записку от Карлсона

Ученик читает:        Здравствуйте друзья!

Я пишу вам из больницы. У меня ухудшилось здоровье: болит голова, в глазах «звёздочки»,

всё тело вялое. Доктор говорит. Что мне нужно правильно питаться. Я составил себе

меню на обед: торт с лимонадом., чипсы, леденцы, зефир и пепси-кола. Это моя любимая

еда. Наверное, скоро я буду здоров.

Карлсон.

Учитель: Какие советы передадим Карлсону?

г) Физкультминутка (выполнение упражнений под стихотворные строчки):

Мы ногами топ-топ,

Мы руками хлоп-хлоп,

Мы глазами миг-миг,

Мы плечами чик-чик,

Раз - сюда, два - туда,

Повернусь вокруг себя.

Раз - присели, два - привстали,

Руки кверху все подняли,

Раз-два, раз-два,

Заниматься нам пора!

д) Учитель: А чтобы узнать, почему плох обед, если хлеба нет, снова обратимся к

учебнику.

Самостоятельное чтение на стр. 32.

Учитель: Что узнали про хлеб?

е) Русский народ придумал много пословиц о хлебе (на доске)

Учитель: Почему так говорят:

Хлеб - всему голова.

Нет хлеба - нет обеда.

Покуда есть хлеб да вода - всё не беда. Ё) Исторические сведения: (сообщает учитель):

-Учёные утверждают, что хлебу не менее 15 тыс. лет, изобрели рецепт «кислого» хлеба (на дрожжах) египтяне.

ж)Национально-региональный компонент

Учитель: А в нашем городе выпекают вот такой хлеб (обращение к выставке) (Учитель ставит этикетки-надписи и говорит названия хлеба:  бородинский, ржаной, пшеничный, карталинский) Учитель: Ребята, кто какой хлеб любит? Почему?

з) Игра «Попробуй,  угадай»  (с закрытыми глазами взять с блюдца кусочек хлеба, попробовать, угадать какой)

и) воспитательный момент бережного отношения к хлебу:

Учитель:  А как быть, если хлеб стал несвежим, и его не хочется есть? (сухарики, омлет, покормить птиц, меньше покупать)

 4. Заключение.

а) Выступление детей

(первый ученик)       Вот он, хлебушек душистый,

                                   С тёплой корочкой витой.

                                    Вот он тёплый, золотистый,

                                    Словно солнцем налитой.  

(второй ученик)       В нём - здоровье наше, сила,

                                  В нём - чудесное тепло.

                                  В нём - земли родимой соли,

                                  Солнца свет весёлый в нём...

(хором)        Уплетай за обе щёки!

Вырастай богатырём!

 б) Итог занятия:

Учитель: Почему полезно есть хлеб?

5. Домашнее задание. В рабочей тетради школьника практические задания на стр. 34.

<Рисунок 3>


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по программе "Разговор о правильном питании"

Материал статьи знакомит с системой работы по программе "Разговор о правильном питании"....

Конкурсная работа по программе "Разговор о правильном питании"

Творческая работа показывает участие семьи в реализации программы "Разговор о правильном питании"....

Работа по УМК .Разговор о правильном питании.Из опыта работы.

Делюсь опытом работы по программе Разговор о правильном питании....

Конспект занятия по реализации проекта «Академия правильного питания». «Путешествие с героями сказок в страну Витаминоляндию»

Увлекательное путешествие в страну сказок, целью которого является  знакомство детей с главными источниками витаминов - фруктами, овощами, и ягодами - и их значением для организма....

Диагностические методики при реализации программы о правильном питании

Эти методики используются для выявления уровня сформированности понятий у родителей и ребят о правильном питании, о пользе разных продуктов питания, о значении рационального питания в жизни семьи. ...

Отчет о работе по теме "Разговор о правильном питании"

Равиль Закиров рассказал о сбалансированном питании, о  полезных продуктах, которые нужно употреблять в пищу...

Система работы по реализации программы "Разговор о правильном питании"

В презентации раскрыта система работы учителя начальных классов  по формированию основ культуры питания детей как составляющей здорового образа жизни....