Конспект открытого урока отчёта в 1 классе по проектно-исследовательской деятельности.
методическая разработка (1 класс) на тему

 

 Урок -отчёт в 1 "в" классе по проектно-исследовательской деятельности.

 

 

Пояснительная записка.

Тема урока

Урок –отчёт по проектно исследовательской деятельности. Проращивание семян.

Предмет/форма

внеурочная деятельность

Класс

1

Автор урока (ФИО, должность)

Малышева Вера Савельевна, учитель  начальных классов

УМК

Школа России

Образовательное учреждение

МБОУ «Усть-Цилемская средняя общеобразовательная школа»

  Город/поселение

 Усть-Цилемский район, село Усть-Цильма

Дата проведения

26 мая 2012

 

 

Тип урока

Урок-отчёт

Цели урока

(образовательные, развивающие, воспитательные)

1. Познакомить с результатами исследования проращивания семян; сообщить интересные факты исследования;   

2.Формировать умение рассказывать; формулировать свое мнение, предположение; выдвигать гипотезы и предположения; развивать речь и тренировать память.

3.Создать условия для формирования осознанного отношение к растениям.

4.Создать условия дляисследовательской деятельности, выяснить значение воды, тепла и солнечного света в жизни растений. Воспитывать интерес  и создать условия для формирования познавательного интереса, желания узнать больше.

 

Задачи урока

- создать ситуацию возможности представления своих результатов исследования; развивать познавательную деятельность детей;

- учить высказывать своё мнение,  делать выводы.

Используемые педагогические технологии,  методы и приемы на уроке

Технологии:

-проектно-исследовательская технология

-технология  личностно-ориентированного обучения

- технологии развивающего обучения

-информационно-коммуникативные технологии

 

Методы:

-метод проблемного изложения в обучении

-частично-поисковый метод обучения

-исследовательский метод обучения

Способы:

индивидуальные

групповые

Время реализации урока

Данный урок-отчёт  является представлением результатов активного использования проектных и исследовательских технологий в 1 «в» классе по внедрению ФГОС  в образовательном процессе.

 Планируемые результаты, которые актуализируют,приобретут,

закрепят ученики в ходе урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Деятельность учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Планируемые результаты

Предметные

 

Метапредметные

 

Личностные

 

Обучающийся научится:

- выращивать растения из семян и ухаживать за ними;

 Обучающийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться организовывать и оценивать результаты проектной деятельности.

Регулятивные УУД:

· определять и формулировать цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.

 · учиться высказывать свое предположение (версию) на основе наблюдений.

Коммуникативные  УУД:общаться с товарищами, выслушивать ответы одноклассников.

Познавательные УУД:

·отвечать на простые вопросы учителя, 

· добывать новые знания: находить ответы на вопросы.

 

 

· оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;

· положительное относиться к занятиям по проектно-исследовательской деятельности.

  

 

Исследовать  значение воды, тепла, солнечного света в жизни растений.

 Осуществлять поиск необходимой информации о воде, тепла, солнечного света, их значения для развития растения на земле.

 Сравнивать с информацию,  полученную из собственных наблюдений и опыта.

 На основе сравнения информации делать выводы и обобщения.

Осваивать способы проращивания семян в воде.

 Проводить эксперимент, исследовать всхожесть семян, наблюдать и фиксировать наблюдения.  

Вид контроля- самостоятельная работа.

 

 

Необходимое оборудование

Компьютер, проектор, экран., фильм, рассада гороха.

Обеспечение урока

презентация « Проектно-исследовательская деятельность 1 «в» класса»; проекты учащихся 1 «в» класса за год, сообщения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon konspekt_uroka-otcheta_2.zip33.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Усть-Цилемская средняя школа»

урок-отчёт

по проектно-исследовательской

деятельности

«Проращивание семян».

Автор  :

Малышева Вера Савельевна,

учитель начальных классов

с.Усть-Цильма

2012год

Пояснительная записка.

Тема урока

Урок –отчёт по проектно исследовательской деятельности. Проращивание семян.

Предмет/форма

внеурочная деятельность

Класс

1

Автор урока (ФИО, должность)

Малышева Вера Савельевна, учитель  начальных классов

УМК

Школа России

Образовательное учреждение

МБОУ «Усть-Цилемская средняя общеобразовательная школа»

  Город/поселение

 Усть-Цилемский район, село Усть-Цильма

Дата проведения

26 мая 2012

Тип урока

Урок-отчёт

Цели урока

(образовательные, развивающие, воспитательные)

1. Познакомить с результатами исследования проращивания семян; сообщить интересные факты исследования;  

2. Формировать умение рассказывать; формулировать свое мнение, предположение; выдвигать гипотезы и предположения; развивать речь и тренировать память.

3.Создать условия для формирования осознанного отношение к растениям.

4.Создать условия для исследовательской деятельности, выяснить значение воды, тепла и солнечного света в жизни растений. Воспитывать интерес  и создать условия для формирования познавательного интереса, желания узнать больше.

Задачи урока

- создать ситуацию возможности представления своих результатов исследования; развивать познавательную деятельность детей;

- учить высказывать своё мнение,  делать выводы.

Используемые педагогические технологии,  методы и приемы на уроке

Технологии:

-проектно-исследовательская технология

-технология  личностно-ориентированного обучения

- технологии развивающего обучения

-информационно-коммуникативные технологии

Методы:

-метод проблемного изложения в обучении

-частично-поисковый метод обучения

-исследовательский метод обучения

Способы:

индивидуальные

групповые

Время реализации урока

Данный урок-отчёт  является представлением результатов активного использования проектных и исследовательских технологий в 1 «в» классе по внедрению ФГОС  в образовательном процессе.

 Планируемые результаты, которые актуализируют,приобретут,

закрепят ученики в ходе урока.

Деятельность учащихся.

 

 

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Обучающийся научится:

- выращивать растения из семян и ухаживать за ними;

 Обучающийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться организовывать и оценивать результаты проектной деятельности.

Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.

 учиться высказывать свое предположение (версию) на основе наблюдений.

Коммуникативные  УУД : общаться с товарищами, выслушивать ответы одноклассников.

Познавательные УУД:

отвечать на простые вопросы учителя,  

добывать новые знания: находить ответы на вопросы.

оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;

положительное относиться к занятиям по проектно-исследовательской деятельности.

  

Исследовать  значение воды, тепла, солнечного света в жизни растений.

 Осуществлять поиск необходимой информации о воде, тепла, солнечного света, их значения для развития растения на земле.

 Сравнивать с информацию,  полученную из собственных наблюдений и опыта.

 На основе сравнения информации делать выводы и обобщения.

Осваивать способы проращивания семян в воде.

 Проводить эксперимент, исследовать всхожесть семян, наблюдать и фиксировать наблюдения.  

Вид контроля- самостоятельная работа.

 

Необходимое оборудование

Компьютер, проектор, экран., фильм, рассада гороха.

Обеспечение урока

презентация « Проектно-исследовательская деятельность 1 «в» класса»; проекты учащихся 1 «в» класса за год, сообщения.

Ход  урока :

Этапы урока.

Содержание урока.

1.Организационный момент.

Мотивация учащихся

Цель: настроить учащихся на работу.

Активизация внимания учащихся. Настрой на работу и доброжелательную обстановку в классе. Давайте улыбнемся друг другу и будем работать с радостью.

Просмотр фильма (часть №1) «Проектно-исследовательская деятельность 1 «в» класса»

за 2011-2012 учебный год :

1)Творческий проект по изобразительному искусству «Домик для маленьких человечков».

2)Информационный проект по окружающему миру «Моя малая Родина».

3)Практико-ориентированный проект по литературному чтению: «Сборник загадок о весне».

4)Творческий проект по изобразительному искусству на тему: «Узоры, которые создают люди. Праздничная варежка».

5)Практико-ориентированный проект по математике: «Математика в числах».

6) Творческий проект по окружающему миру. Фото-рассказ «Моя семья».

7)Ролевой проект по воспитательной работе. Мини-спектакли. Репка. Спор овощей .

8) Ролевой проект по музыке: «Разыграй музыкальную сказку -Теремок».

9) Творческий проект по окружающему миру: «Мой домашний питомец».

10) ) Ролевой проект по обучению грамоте : «Мини-спектакль «Репка».

11) ) Ролевой проект по литературному чтению : «Мини-спектакль «Кто первый?»)

Учитель: Ребята, что вы  увидите на экране?(Наши проекты)

Учитель: Мы, ребята, мы немало потрудились за первый  год обучения и можем подвести  итоги проектно-исследовательской деятельности.

Учитель: Испытали ли вы гордость, просматривая наши проекты?

Учитель: В ваших глазах я увидела радость. Улыбнитесь мне, улыбнитесь друг другу, нашим гостям. Я предлагаю провести наш урок с радостью.

2.Этап всесторонней проверки знаний.

Цель: выяснить степень усвоения простейших знаний о проектной деятельности.

Учитель: А кто из вас сможет объяснить ,что как вы понимаете слово проект? Что  такое проект? (выслушиваются ответы детей)

Учитель: Слово «проект»  толкуется в словарях как «чертеж или рисунок чего-либо, план, замысел или  текст, предваряющий его создание».

Учитель: Какие ещё проекты мы не увидели в фильме?(Проект по физкультуре , технологии, русскому языку.)

Просмотр фильма (часть №2)  Далее по щелчку.

 

Учитель: В 1 классе мы с вами попробовали выполнить 5 видов проектов.

Учитель: Давайте познакомим наших гостей с каждым видом подробнее.

По щелчку: информационные проекты, творческие проекты, практико-ориентированные проекты, ролевые проекты и исследовательские проекты.

3. Этап подготовки учащихся к  сознательному усвоению нового материала.

Цель: организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся.

Далее по щелчку .

Учитель:    Информационные проекты направлены на сбор информации о каком-либо объекте, явлении в виде реферата, альбома, научного доклада.

Учитель:  (проблемная ситуация) Зачем необходимы информационные проекты? От какого слова образовано название этого проекта? (информация, находить интересную информацию по теме проекта.)

 Учитель: На экране вы видите информационный проект:  «Моя малая Родина».Со своим проектом сейчас выступит Марина Бобрецова.

Далее по щелчку .

Учитель: Это могут  быть стенная газета, сценарий праздника, презентация ,видеофильм, но мы с вами попробовали  в 1 классе только выставки рисунков, сборники загадок.

Учитель:    (проблемная ситуация) Зачем необходимы творческие  проекты? (раскрыть и показать свои таланты, своё творчество)

Учитель:  Приведите примеры творческих проектов, опираясь на слайд, которые созданы нами. (Рисунки на темы «Домик для маленьких человечков»,  «Необыкновенная варежка»,  сборник загадок «Загадки о весне», проект-фото-рассказ  на тему «Мой питомец»; «Моя семья»). Со своим проектом сейчас выступит Оля Кислякова. Даша Мишарина, Даша Степанова.

Физминутка.

 Далее по щелчку.

Учитель: Практико-ориентированные проекты - изготовление предмета ,продукта, который можно использовать в жизни класса, школы, семьи, отдельного человека: учебное пособие, подарки  и поделки.

Учитель:    (проблемная ситуация) Зачем необходимы практико-ориентированные   проекты? (для   применения на практике, для игры, для развлечения, для украшения.)

 Учитель:  Приведите примеры практико-ориентированных проектов, опираясь на слайд, созданные нашими руками. (Поделки и панно для украшения класса, учебное пособие- проект по математике  «Математика вокруг нас», проект «Зарядка с чемпионами»- физминутка) .

Повторяйте по слайдам на экране.

Учитель: Ролевые проекты - разыгрывание спектакля, инсценировки и подготовка  фрагмента урока.

Учитель:(проблемная ситуация) Зачем необходимы ролевые  проекты? (развивать артистические способности) Далее по щелчку.

Учитель: Приведите примеры ролевых  проектов из нашей жизни, опираясь на слайд. (Мини-

спектакль «Спор овощей», проект по музыке «Разыграй музыкальную сказку -Теремок»,по обучению грамоте мини-спектакль «Репка», по литературному чтению «Кто первый?») .

4. Этап усвоения новых знаний.

Цель: определить тему и цель урока.

Учитель: Самый сложный вид проекта мы начали весной. Исследование – это выдвижение  проблемы и проверка её с помощью методов  наблюдения, эксперимента. Это  серьёзный и долгий  по времени проект. И мы с вами попробовали и его сделать. Он занял у нас более  месяца. Сегодня мы можем познакомить гостей с нашими результатами.

Учитель:    (проблемная ситуация) Зачем необходимы исследовательские  проекты? (попробовать найти, узнать, исследовать интересующий вопрос)

Учитель: Назовите тему урока.(Проращивание семян).

Учитель: Какие будут цели урока?(Показать результат нашей работы, познакомить с самыми интересными моментами исследования, закрепить знания о наших наблюдениях и сделать вывод.)

.

Учитель: Какая проблемная ситуация  встала перед нами на уроке технологии? Авторы учебника предложили нам прорастить семена, а нам стало непонятно, что делать с набухшими семенами?

Учитель: Какой  мы задумали проект? (Вырастить растение.)

Учитель: Остановились ли мы на этом? (Нет, мы стали наблюдать.)

 

5.Этап первичного понимания изучаемого материала.

Цель:

добиться от учащихся восприятия, осознания и систематизации

новых знаний.

 

Учитель: Какую цель мы ставили, когда растили горох?

 (Узнать и понаблюдать за  условиями, которые влияют на рост растения и сделать    выводы, а также постараться запомнить эти данные)

 Учитель: А сейчас мы приступим к долгожданному моменту. Наконец-то мы сможем  показать самые интересные моменты нашего исследования, и с удовольствием  посмотрим слайды.

Далее просмотр фильма : «Исследовательский проект». Этапы проекта:

1)замачивание семян;2)семена набухли;3)появились корешки;4)посадка в землю;5)первые всходы.

Учитель: Ребята, давайте посмотрим , что у нас выросло? Покажите , пожалуйста, гостям наши растения.

Учитель: (проблемная ситуация) А, почему такая разница?

Учитель :Ребята, скажите, отличаются ли эти растения?(Да).

Учитель: Когда были посажены эти растения?(В один день.)

Учитель: Ответим на вопрос: Какие условия, необходимы для того , чтобы вырастить горох?

   

6.Этап закрепления новых знаний.

Цель: закрепить  знания, полученные во время ис-следования.

Учитель: Ребята, у меня в руках листы наблюдений, которые мы заполняли во время исследования. Давайте попробуем сделать вывод, почему наши растения такие разные.

  Учитель:  Давайте попробуем сделать вывод о том, что мы наблюдали:

Учитель: Влияние полива (воды) на рост растения.

Что наблюдаю ?(ответы детей):

Не поливаем.

Всхожесть нарушена, семя в почве высохло, даже проращенный корешок засох.(Посмотрите засохшие семена).

Умеренно.

Растение развивается хорошо.

Обильно.

При  обильном поливе росток сгнил, растение погибло.

7.Этап применения новых знаний.

Цель: установить степень усвоения темы.

8. Этап инструктажа по  выполнению домашнего задания по желанию.

Цель: формировать у учащихся способность к самоорганизации в решении учебной задачи.

9. Подведение итогов работы (рефлексия)

Цель: дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее

Ссылки на использованные интернет-ресурсы

Учитель: Влияние полива (воды) на рост растения.

Что наблюдаю ?(ответы детей):

Не поливаем.

Всхожесть нарушена, семя в почве высохло, даже проращенный корешок засох.(Посмотрите засохшие семена).

Умеренно.

Растение развивается хорошо.

Обильно.

При  обильном поливе росток сгнил, растение погибло.

Учитель: Влияет ли вода на рост растений?(вариант ответа детей)

Вывод(учитель обобщает ответы детей): Вода  влияет на рост и развитие растений. При достаточном поливе растение развивается быстро. А при обильном сгнило, при недостаточном – развивается хуже или не развивается вообще, засохло.

Учитель:  Давайте попробуем сделать вывод о том, что мы наблюдали:

Учитель: Влияние тепла на рост растения.

Что наблюдаю?(ответы детей):

  Тепло(+ 23˚С) -в классе.

 развитие нормальное

  Холодно (+16˚С)-

Открытая форточка

на выходных днях

 развитие незаметно, медленно

 Учитель: Влияет ли тепло на рост растений?( вариант ответа детей)

Вывод(учитель обобщает ответы детей): Тепло имеет большое значение на  развитие растения .В теплую погоду развитие  быстрее, чем прохладную.

Учитель:  Давайте попробуем сделать вывод о том, что мы наблюдали:

Учитель:  Влияние света на рост растения.

Что наблюдаю?(ответы детей):

 Солнечно

  Развитие нормальное, листья крупные, зелёные.

 Пасмурно

 развитие   замедленно

 Учитель: Влияет ли солнечный свет на рост растений? (вариант ответа детей)

Вывод(учитель обобщает ответы детей):Солнечный свет имеет большое значение для растений, так как только на свету растения могут хорошо расти, развиваться.

Учитель: Ребята, а как вы думаете, только ли свет, вода и тепло влияют на рост растения.

Учитель: (проблемная ситуация) Подумайте и назовите ещё условия, повлиявшие на то, что растения у нас такие разные?  (Предполагаемые варианты ответов: плохо ухаживали, разные семена, плохие семена).

Учитель: 1 группа- выращивали семена сорт: «Детская радость»- вот его результаты.

                  2 группа- выращивали семена сорт: «Альфа»- вот его результат.

Учитель: На рост растения может повлиять и качество семян, их всхожесть.

Работа в группах.

Учитель: Я вам предлагаю вспомнить все условия, которые влияют на рост растения и  записать по группам на листочках.

Задание: Записывайте только конкретные условия(кратко).

Итог работы групп зачитываю дети(примерный вариант ответа групп): Свет, тепло, вода, качественные семена, хорошо ухаживать.

Учитель: Итак, мы с вами вывели условия , которые влияют на рост растения.

Я, думаю, вы их запомните.

Воспитательный момент:

Учитель: Кто из вас захотел вырастить горох? Вы должны бережно относится к всему растению, не останавливаться и не лениться, чтобы растение не погибло, бережно ухаживать за ним.

 

Домашнее задание:

Учитель:  Я благодарю вас и ваших родителей за работу и надеюсь на дальнейшее сотрудничество.

-Появилось ли у вас желание попробовать свой горошек? Я дам вам рассаду и памятку, а родители

 я  ,думаю , вам помогут.

-Ребята, понравился ли вам урок? Покажите ваше настроение мне и друг другу.  

Принесите осенью фотографии выращенного гороха, а, может быть, вы   угостите нас.

Измерьте, можете с помощью родителей взвесить урожай и записать данные в тетрадь, блокнот  наблюдений. В течение лета записывайте свои наблюдения .Во 2 классе мы продолжим заниматься проектно-исследовательской деятельностью.

Информационные источники:

http://vashabnp.info/load/11-1-0-794 «Современный урок: его цели и структура» .

http://my-vmeste.ucoz.ru/publ/roditeljam/issledovatelskaja_rabota_v_nachalnoj_shkole/3-1-0-5 "Исследовательская работа в начальной школе"

http://ponyatovskaya.ucoz.ru/load/3 Исследовательские работы учеников. - Каталог файлов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока-отчёта по проектно-исследовательской деятельности.

Конспект открытого урока-отчёта по проектно-исследовательской деятельности. Филиппова Ю.С., учитель начальных классовМБОУ «Усть-Цилемская СОШ" Методическая информацияТип урока Урок-отчёткла...

Конспект открытого урока в третьем классе по чтению с использованием игровой технологии обучения на тему: «Рыжие листья» Н. Грибачев. Сказка.

Урок по чтению в 3 классе школы VIII вида по учебнику З.Н. Смирновой, Г.Н. Гусевой. Данный урок был построен с использованием игровой технологии обучения.  В нем также применялся дифференцированн...

Конспект открытого урока в третьем классе по математике с использованием технологии проблемного обучения на тему: «Сложение и вычитание круглых десятков. Порядок действий в примерах со скобками».

Урок по математике в 3 классе школы VIII вида по учебнику В.В. Эк. Данный урок был построен с использованием проблемной технологий обучения, в его основе  лежит сюжет сказки  К.И. Чуковского...

Конспект открытого урока в третьем классе по развитию речи в школе VIII вида с использованием коммуникативной технологии обучения на тему: «Посуда. Мытье посуды»

Урок по развитию речи в 3 классе школы VIII вида. Данный урок был построен с использованием коммуникативной технологии обучения, в его основе  лежит практика использования в быту кухонной посуды....

Конспект открытого урока в четвертом классе школы VIII вида по русскому языку с использованием здоровьесберегающей технологии обучения на тему: «Правописание предлогов»

Урок по русскому языку в 4 классе школы VIII вида по учебнику А.К. Аксеновой и  М.Г. Галунчиковой. Данный урок был построен с использованием здоровьесберегающих технологий обучения, в его основе...

Конспект открытого урока во втором классе по русскому языку с использованием разноуровневой технологии обучения на тему: «Большая буква в кличках животных».

Урок по русскому языку во 2  классе школы VIII вида по учебнику Н.М. Барской. Данный урок был построен с использованием разноуровневой технологии обучения. В данном уроке также применялись здоров...

Конспект открытого урока в четвертом классе по русскому языку с использованием игровой технологии обучения на тему: «Звонкие и глухие парные согласные на конце слова».

Открытый урок по русскому языку в четвертом классе коррекционной школы VIII вида с использованием игровой технологии обучения на тему: «Звонкие и глухие парные согласные на к...