Способы реализации компетентностно-ориентированного подхода в образовании.
статья по теме

 

         «Нужно, чтобы дети, по возможности,  учились самостоятельно, а  учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него  материал»

 ( К.Д. Ушинский)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Способы реализации

компетентностно- ориентированного подхода в образовании.

Блинова Н.И.

МАОУ СОШ № 27 , г. Тюмень

         «Нужно, чтобы дети, по возможности,  учились самостоятельно, а  учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него  материал»

 ( К.Д. Ушинский)

Компетенция - готовность субъекта эффективно соорганизовывать внутренние и внешние ресурсы для постановки и достижения цели.

Ключевые компетентности - результат образования, выражающегося в овладении социально значимым набором способов деятельности, универсальным по отношению к предмету воздействия.

Изучая содержание ряда книг серии «Стандарты второго поколения» издательства «Просвещение», понимаешь, что с целью реализации компетентностно- ориентированного подхода в образовании, в школе должны вводиться новые формы организации учебного процесса. Но основной формой обучения в школе сегодня по-прежнему остаётся урок. Урок, его планирование и проведение – это то, с чем имеет дело учитель ежедневно, это то, что ему понятно. Рассмотрим урок с позиции требований стандарта второго поколения в сравнении с уроком традиционным. Что изменяется при подготовке и проведении урока современного типа в деятельности учителя и учащихся?

Урок, являясь основной формой организации учебного процесса, строится на этих же принципах. Учитель и ранее, и теперь, должен заранее спланировать урок, продумать его организацию, провести урок, осуществить коррекцию своих действий и действий учащихся с учётом анализа (самоанализа) и контроля (самоконтроля).

Как известно, самый распространённый тип урока – комбинированный. Рассмотрим его с позиции основных дидактических требований, а также раскроем суть изменений, связанных с проведением урока современного типа: 

Требования к уроку

Традиционный урок

Урок современного типа

Объявление темы урока

Учитель сообщает учащимся

Формулируют сами учащиеся

Сообщение целей и задач

Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания

Планирование

Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели

Практическая деятельность учащихся

Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)

Осуществление контроля

Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)

Осуществление коррекции

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно

Оценивание учащихся

Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)

Итог урока

Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили

 

Проводится рефлексия

Домашнее задание

Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

      При подробном анализе двух типов уроков (рассмотренных выше) становится ясно, что различаются они, прежде всего, деятельностью учителя и учащихся на уроке. Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем. «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» - слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся. Актуальность приобретают теперь слова Уильяма Уорда: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет».

Необходимо наполнить урок новыми подходами к организации деятельности учащихся на каждом его этапе. И здесь, пожалуй, действительно не обойтись без новых педагогических технологий.

Так, обучая детей целеполаганию, можно вводить проблемный диалог, создавать проблемную ситуацию для определения учащимися границ знания – незнания.

Например, на уроке русского языка во 2 классе (учебник А.В. Поляковой) по теме «Разделительный мягкий знак»  можно предложить учащимся под диктовку написать слова «польёт», «семья», «солью». Пройдя по классу и просмотрев записи в тетрадях, выписать на доске все варианты написания слов (конечно, среди них будут как правильные, так и неправильные). После прочтения детьми написанного, встают вопросы: «Задание было одно? («Одно») А какие получились результаты? («Разные») Как думаете, почему?» Приходим к выводу, что из-за того, что чего-то ещё не известно , и далее – не всё известно о написании слов с мягким знаком, о его роли в словах. «Какова же цель  работы на уроке?» («Узнать больше о мягком знаке»).  «Для чего нам это необходимо?» («Чтобы правильно писать слова»). Так через создание проблемной ситуации и ведение проблемного диалога учащиеся могут  сформулировать тему и цель урока. Вообще технология ведения проблемного урока, разработанная автором Е.Л. Мельниковой, даёт возможность учителю по-новому открывать знания с учениками. А это в свою очередь позволяет формировать учебно-познавательные компетенции:

  - ставить цель и организовывать её достижение;

  - организовывать планирование, анализ , рефлексию, самооценку своей

     учебно- познавательной деятельности;

- задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать своё понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;

- ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы, формулировать выводы

       На этапах  планирования , практической деятельности учащихся и осуществления контроля возможно применение групповой деятельности, которая , при правильной организации, позволит формировать коммуникативные компетенции:

- владеть способами взаимодействия с окружающими людьми и событиями;

-владеть различными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо) лингвистической и языковой компетенциями;

-владеть способами совместной деятельности в группе, приёмами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы.  

       Необходимо наполнить урок не только новыми подходами к организации деятельности учащихся , но и иными подходами к содержанию.А именно:компетентностно-ориентированными заданиями (КО),которые позволяют моделировать образовательные ситуации для освоения изучаемого материала и применения в деятельности.

Новый подход в образовании предполагает создание новых методик обучения, и новых методик проверки эффективности обучения. Титаренко Наталья Николаевна (кандидат педагогических наук, доцент ЧГПУ ) разработала методику развития ключевых компетентностей у учащихся начальной школы с помощью КО заданий, разработав их структуру.

Структура КО заданий:

  1. Стимул

Коля гостил у бабушки, когда у той случился сердечный приступ. После приезда скорой помощи бабушка попросила внука позвонить в поликлинику и записать ее на прием к врачу-специалисту.

  1. Задачная формулировка

Прочитай тексты № 1 и № 2. Запиши, какая информация необходима Коле, чтобы выполнить просьбу бабушки.

Подчеркни, к какому специалисту на прием он записал бабушку

  1. Источник информации

Текст № 1

Сердечный приступ – это результат болезни сердца

Текст № 2

Окулист – врач-специалист по глазным болезням.

Кардиолог – врач, диагностирующий все заболевания сердечно-сосудистых систем.

Ортопед – врач, восстанавливающий нормальные функции опорно-двигательного аппарата, осуществляющий лечение и профилактику их повторного возникновения.  

  1. Инструмент проверки

Бланк

1. Текст №____________

2. Коля записал бабушку к:

  1. окулисту
  2. кардиологу
  3. ортопеду

Примеры:

  1. Благодаря работе сердца в нашем теле совершается постоянная циркуляция крови. За один круг из одной половины сердца в другую кровь преодолевает путь в среднем около 240 см.

Требуется ей для этого около 40 секунд.

Задание: определи, с какой средней скоростью течет кровь

  1. В степной зоне почвы черноземные, в лесной, где значительно больше животных и растений, почвы подзолистые сероземные. Почему?

 3. 4кл. (5 баллов) Время работы. Вы переехали в новый район, и мама попросила тебя собрать информацию о некоторых предприятиях вашего района. Перед тобой вывески графика работы предприятий сферы услуг.

  1. Какие из предприятий  в отдельные дни недели открываются одновременно?

А) Мебель        Б) Видеопрокат        В) Спортивные товары                Г) Библиотека

Д) Нет таких предприятий

  1. У каких предприятий часы работы в будни зависят от дня недели?

А) Мебель        Б) Видеопрокат        В) Спортивные товары                Г) Библиотека

Д) Нет таких предприятий

  1. Какие предприятия закрываются позже всех?

А) Мебель        Б) Видеопрокат        В) Спортивные товары                Г) Библиотека

Д) Нет таких предприятий

  1. У каких предприятий одинаковая продолжительность рабочего дня?

А) Мебель        Б) Видеопрокат        В) Спортивные товары                Г) Библиотека

Д) Нет таких предприятий

  1. Выбери часовой отрезок, в течение которого можно попасть в любое предприятие в любой день недели, кроме воскресенья.

от

до

час

мин

час

мин

Например

9

0

10

0

Литература

  1. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М., 2006.
  2. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.; под ред. Асмолова А.Г.; Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя; М.: Просвещение, 2008. — 151 с.;
  3. Крушельницкая О.И., Третьякова А.Н.; “Все вместе” программа обучения младших школьников взаимодействию и сотрудничеству; М.: ТЦ Сфера, 2004;
  4. Маскин В.В., Петренко А.А., Меркулова Т.К.; Алгоритм перехода образовательного учреждения к компетентностному подходу: Практическое пособие; под ред. Маскина В.В.; М.: АРКТИ, 2006. – 64 с.;

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Способы реализации принципа индивидуального подхода при обучении младших школьников

В статье рассматривается индивидуализация процесса обучения младших школьников как один из способов реализации принципа индивидуального подхода...

Методическая мастерская учителя. Тема: «Технология проектной деятельности, как средство реализации компетентностно - ориентированного обучения младших школьников»

Необходимость организации групповых проектов  младших школьников возникла в результате внедрения и реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образовани...

Проблемно-диалогическое обучение как способ реализации системно-дятельностного подхода на уроках (в соответствии с требованиями ФГОС)

Важнейшим показателем профессионализма является формулировка педагогического кредо:«Стараюсь не давать информацию в готовом виде. Открываем знания вместе с детьми»....

"Проектный метод - как один из способов реализации компетентностно - ориентированного обучения в начальной школе."

quot;Проектный метод - как один из способов реализации  компетентностно - ориентированного обучения в начальной школе." Учитывая психологические особенности детей младшего возраста, не...

Трансформация урока как способ реализации системно-деятельностного подхода в обучении

Какие изменения происходят в работе   учителя  по внедрению в учебный процесс занятий  «вне школы»?Как трансформация урока в современной школе позволяет наиболее эффект...

«Учебная ситуация как способ реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе»

laquo;Учебная ситуация как способ реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе»...