Из опыта работы "Творческо-эстетический цикл на уроках и внеклассных мероприятиях"
статья по теме

Шпыркова Татьяна Борисовна

Как педагога, меня особенно интересует проблема творческо-эстетического воспитания учащихся. Оно направленно на развитие у детей способности чувствовать и понимать красоту в природе, искусстве, воспитании художественного вкуса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_pedagoga.docx16.88 КБ

Предварительный просмотр:

Как педагога, меня особенно интересует проблема творческо-эстетического воспитания учащихся. Оно направленно на развитие у детей способности чувствовать и понимать красоту в природе, искусстве, воспитании художественного вкуса. Чтобы успешно справляться со всеми трудностями в своей деятельности, я стараюсь опираться на следующие принципы:

Личностно-ориентировочный подход в обучении;

Создание благоприятных условий на уроке;

Развитие творческих способностей учащихся;

Включение каждого ученика в учебно-воспитательный процесс;

Ориентация учебного процесса на достижение высокого уровня знаний;

Развитие и поддержание веры учащихся в свои силы;

Развитие у каждого учащегося творческих способностей;

Развитие эмоциональной отзывчивости на исполняемое и прослушиваемое муз. произведение.

Через решение творческих задач разной степени трудности, многовариативных заданий обеспечиваю своим ученикам развитие логического мышления, прививаю навыки самоорганизации и самопроектирования. В результате, обсуждая разные варианты поиска путей решения, дети активно предлагают возможные подходы, ищут доводы, защищают свой вариант ответа. При этом у них возникает желание узнать, почему одни способы решения задач оказываются рациональными, а другие – нет. А ещё они учатся внимательно слушать и слышать друг друга. Каждый успех делаю достоянием всего класса.

На уроках чтения я прививаю с первых уроков желание творчески мыслить. Для этого использую разнообразные формы и методы обучения, которые приносят большой успех и хорошие результаты. Очень много работаю над развитием речи учащихся, это необходимое условие для творческого познания мира. Слежу за лексиконом, правильным произношением своих учеников. Разработаны различные виды работ с текстом. Готовясь к урокам чтения, продумываю все виды работы так, чтобы ученик активно творчески мыслил в течение всего урока. Вопросы ставлю так, чтобы ученик мог сравнить и на этом основании сделать вывод: эмоционально-чувственную отзывчивость на прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, героическое и пошлое, комическое и трагическое в искусстве, в жизни, в природе, в быту, в труде, в поведении и деятельности, а также способность управлять своими чувствами; потребность и умение строить жизнь «по законам красоты» и утверждать идеалы красоты в отношениях с людьми, в труде и общественной деятельности.

Основная задача уроков русского языка – развитие школьника, как личности, полноценно владеющей устной и письменной речью. Большое внимание уделяю формированию каллиграфических, орфографических и пунктуационных навыков; работаю над обогащением словарного запаса; толкованием слов; обращаемся к истокам слова; подбираем однокоренные слова, синонимы, антонимы; разбираем фразеологизмы. Детям очень нравится выполнять творческие работы. Многие любят писать сочинения, изложения с элементами сочинения – быть в роли автора. Вместе с ними анализируем работы, отмечаем удачные моменты, исправляем недостатки.

Диалектика эстетического и умственного воспитания выражена В. И. Лениным в известном положении о том, что «без «человеческих эмоций» никогда не бывало, нет и быть не может человеческого искания истины». Эмоциональные переживания школьников в процессе познавательной деятельности возникают не только как результат интеллектуального удовлетворения, но и как следствие соприкосновения с эстетическими сторонами изучаемых предметов и явлений.

С этой точки зрения считаю плодотворной взаимосвязь образовательных областей «Технология» и «Искусство». С одной стороны, изучение традиционных художественных промыслов, в том числе местных ремесел, овладение художественными навыками приобщают детей к народно-прикладному искусству, воспитывает эстетическое отношение к действительности; с другой, полученные знания и навыки могут помочь им в дальнейшем стать конкурентоспособными на рынке труда. Ведь народные художественные промыслы возникли тогда, когда люди, которые занимались одним видом ремесла, изготовляли те или иные изделия не только для собственных нужд, но и для рынка.

 Народное искусство является плодотворным источником формирования трудовой и художественной культуры. Оно всегда украшало народный быт, труд и праздники. На примерах изделий декоративно-прикладного искусства можно изучить практически все содержание образовательных стандартов по технологии. При этом одновременно открываются широкие возможности для развития творческого потенциала учащихся, их эстетического и патриотического воспитания.

 Объекты труда, выполняемые на уроках технологии, я рассматриваю как средство художественно - эстетического воспитания школьников. В большинстве случаев эти изделия имеют практическое применение, и знание «законов красоты» позволяет создавать вещи, имеющие свой стиль и художественный образ. Изготовление своими руками полезных и красивых предметов быта и одежды делает уроки технологии в глазах учащихся интересными и полезными.

Эстетическое воспитание на уроках технологии основано на развитии интереса и творческих возможностей школьников. Все учебные изделия выбирались с учетом ряда психологических особенностей обучаемых, поскольку только в этом случае возникает интерес и появляется мотивация к дальнейшей учебно-познавательной деятельности. Все объекты труда подбираются с таким расчетом, чтобы они были максимально познавательными с точки зрения политехнического обучения, имели эстетическую привлекательность, давали представление о традиционных художественных видах обработки материала. Кроме того, выбранные объекты труда открывают широкие возможности для развития творчества, которое может быть реализовано более полно в проектной деятельности, и, наконец, могут быть выполнены в школьной мастерской.

Эстетическое воспитание влияет на развитие художественного вкуса, пространственного воображения, абстрактного мышления, глазомера, аккуратности.

 Эстетическое воспитание в процессе творческого труда позволяет решать задачи развития личности, формирования творческого отношения к труду и проблеме выбора профессии.

Приемы и методы, используемые на занятиях по изо деятельности:                

Эмоциональный настрой

Художественное слово

Педагогическая драматургия

Пластика

Театр

Игра

В гармоническом творческое содержание и эстетическая форма выступают при проведении внеклассных и внешкольных воспитательных мероприятий. Здесь проводится следующая работа:

1) изучение талантов, способностей и интересов школьников, включение их в творческие коллективы прогимназии;

2) развитие художественной самодеятельности, повышение уровня исполнительского мастерства и расширение репертуара творческих коллективов;

5)проведение различных конкурсов, фестивалей, праздников, театрализованных представлений и т.п.;

7) организацию посещения музеев, выставок, театров, кинотеатров, концертов ит.п.;

8) организацию встреч с творческими людьми;

9) проведение читательских конференций, презентаций книг и т.п.;

11) участие в культурно - досуговой жизни региона, городских, областных, всероссийских конкурсах, смотрах, фестивалях;

12) привлечение школьников к эстетическому оформлению кабинетов, к созданию эстетического внешнего облика школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад из опыта работы "Использование ЭОР на уроках английского языка"

Тема моего выступления «Использование электронных образовательных ресурсов на уроке английского языка» достаточно актуальна,  так как  в последние  годы всё чаще поднимается вопрос о пр...

Описание опыта работы на тему: Проектирование урока на основе системно-деятельностного подхода обучения

Проектирование урока на основе системно-деятельностного подхода обучения. Описание опыта работы....