Обобщение моего педагогического опыта "Формирование общеинтеллектуальных умений через использование активных и интерактивных форм и методов обучения"
материал по теме

 

Обобщение моего передового педагогического опыта «Формирование общеинтеллектуальных умений через использование активных и интерактивных форм и методов обучения»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_moego_peredovogo_pedagogicheskogo_opyta.docx34.76 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение моего передового педагогического опыта «Формирование общеинтеллектуальных умений через использование активных и интерактивных форм и методов обучения»

Социально-экономические преобразования, произошедшие в  российском обществе, привели к серьёзным изменениям в системе образования в целом и на ступени начального образования в частности. Изменились приоритеты образования.

    У маленьких школьников самым главным стимулом, побуждающим с удовольствием ходить в школу, является личность учителя. Учитель должен стать ему надёжным другом, который будет поддерживать и направлять, чтобы он не сбился с верной дороги, чтобы поддерживать в своих учениках любознательность и познавательный интерес. Требования, предъявляемые к современной школе, обусловили необходимость пересмотра целей, содержания и технологий обучения.

    Современное обучение должно проводиться таким образом, чтобы у учащихся пробуждался интерес к знаниям, возрастала потребность в более полном и глубоком их усвоении, развивалась инициатива и самостоятельность в работе. В процессе обучения учащиеся должны не только овладеть знаниями, но и  развивать свои познавательные способности и творческие силы.

    На сегодняшний день одной из самых актуальных  тем в педагогике, на взгляд автора, является «Формирование общеинтеллектуальных умений через использование активных и интерактивных форм и методов обучения». Исходя из главной задачи Российской школы и целевой установки МОУ СОШ № 2 г. Лакинска целью педагогической деятельности автора является создание условий для  формирования общеинтеллектуальных умений через использование активных и интерактивных форм и методов обучения.

  Метод обучения – это важнейший компонент урока, представляющий собой рычаг, приводящий в действие его внешние и внутренние ресурсы.

  Важнейшими функциями методов обучения являются развитие речи учащегося, обогащение её словарного запаса, усиление коммуникативности, развитие выразительных средств языка.

  Методы обучения играют огромную роль в развитии интеллектуальной сферы ребёнка. Целенаправленно формируя приёмы умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, выделение главного, обобщение, систематизация и т.д.), они одновременно развивают активность мышления, его самостоятельность, глубину, широту, быстроту, систематичность, критичность, гибкость, совершенствуя и развивая одновременно внимание, память, воображение и фантазию.

  Развивающая функция метода в современной школе – это функция многосторонняя, она выражается и в последовательном развитии качества знаний ученика, и в постоянном усложнении и развитии его умений, операций и способов деятельности, и в обогащении его познавательных процессов – внутреннего выражения его учебных действий.

   Успешность обучения зависит не только от методов обучения, как бы осознанно они не подбирались учителем. Любой реальный урок осуществляется путём функционирования различных форм и деятельности преподавателя и учащихся, различных форм их взаимодействия. Немаловажное значение для этого процесса имеет не только содержание общения между учителем и учениками, между учениками, но и то, в каких формах это общение осуществляется, то есть каким образом учитель организует познавательную деятельность учеников.

   Формы организации познавательной деятельности – это разновидности взаимодействия обучающих и обучающихся, отличающиеся друг от друга характером их общения.                                                                                                                                          

      Известно, что до 70% личностных качеств закладываются в начальной школе. И не только базовые навыки (умение читать, писать, решать, слушать и говорить) нужны ребёнку в жизни. Каждому человеку, вступающему в этот сложный и противоречивый мир, необходимы определённые навыки мышления и качества личности. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способность к самосовершенствованию и умение дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать – вот с чем ребёнку необходимо войти в этот мир. Задача автора – так построить процесс обучения, чтобы помочь раскрыться духовным силам ребёнка. Поэтому учитель должен  не только доступно всё рассказать и показать, но и научить ученика мыслить, привить ему навыки практических действий. Этому способствуют активные и интерактивные формы и методы обучения.

    Инновационность учебной работы заключается в целенаправленном  внедрении в образовательный процесс  новых технологий, способствующих эффективному обучению, использовании мультимедийной презентации при введении нового материала, проведении разноуровневых зачётных уроков, использовании контрольно-измерительных материалов для определения уровня обучаемости, методов моделирования.

  Сегодня стало очевидным, что надо управлять не личностью, а процессом её развития. А это означает, что приоритет в работе педагога отдается приёмам опосредованного педагогического воздействия, выдвигаются на первый план диалогические методы общения, совместный поиск истины, развитие через создание воспитывающих ситуаций, разнообразную творческую деятельность. Основные методические инновации связаны сегодня с применением активных и интерактивных методов обучения.

  В одной китайской притче говорится: «Скажи мне – и я забуду; покажи мне – и я запомню; дай сделать – и я пойму».  В этих словах находит свое отражение суть интерактивного обучения, которая состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлечёнными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причём, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит её на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

  При использовании интерактивных методов обучаемый становится полноправным участником процесса восприятия, его опыт служит основным источником учебного познания. Преподаватель не даёт готовых знаний, но побуждает обучаемых к самостоятельному поиску.

 В интерактивном обучении меняется взаимодействие преподавателя и обучаемого: активность педагога уступает место активности обучаемых, а задачей педагога становится создание условий для их инициативы.

   Интерактивное обучение обеспечивает взаимопонимание, взаимодействие, взаимообогащение.                                                    

   В своей работе автор использует такие методы интерактивного обучения, которые способствуют вовлечению в активный процесс получения и переработки знаний:

• «Мозговой штурм» (атака)

• Проблемная ситуация

• Работа в группах и в парах

• Контрольный лист или тест

• Ролевая игра  

• Игровые упражнения  

• Разработка проекта

• Моделирование

• Решение ситуационных задач        

• Интервью

• Инсценировка                      

• Проигрывание ситуаций  и другие…

    К интерактивным методам автор относит также презентации с использованием различных вспомогательных средств: доски, книг, видео, слайдов, компьютеров и т.п.

      В чем же автор видит положительные моменты использования интерактивных методов обучения?

   Во-первых, по мнению автора роль преподавателя резко меняется, перестаёт быть центральной, он лишь регулирует  процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана. Участники обращаются к социальному опыту – собственному и других людей, при этом им приходится вступать в коммуникацию друг с другом, совместно решать поставленные задачи, преодолевать конфликты, находить общие точки соприкосновения, идти на компромиссы.     Во-вторых, в условиях учебного общения автор наблюдает повышение точности восприятия, увеличение результативности работы памяти, более интенсивное развитие  такие интеллектуальных и эмоциональных свойств личности,  как - устойчивости внимания, умения его распределять; наблюдательности при восприятии; способности анализировать деятельность партнера, видеть его мотивы, цели.

    Какие же преимущества интерактивных методик обучения выделяет автор?

Прежде всего, интерактивные методы:

• пробуждают  у обучающихся интерес;

• поощряют активное участие каждого в учебном процессе;

• обращаются к чувствам каждого обучающегося;

• способствуют эффективному усвоению учебного материала;

• оказывают многоплановое воздействие на обучающихся;

• осуществляют обратную связь  (ответная  реакция аудитории);

• формируют у обучающихся мнения и отношения;

• формируют жизненные навыки;

• способствуют изменению поведения.                                                                          

    Автор замечает, что важнейшее условие для этого — личный опыт участия преподавателя в тренинговых занятиях по интерактиву.  Научиться им можно только путем личного участия в игре, «мозговом штурме» или дискуссии.

    В.А. Сухомлинский говорил, что лучший учитель тот, кто забывает о том, что он учитель. Стоит учителю отбросить менторский тон, проявить подлинный интерес, забыть, что он находится «наверху» и «встать рядом», как обучающиеся откликнутся, проявят искреннюю заинтересованность в общении.

   Что даёт автору применение базовых методов активной педагогики?                                                                            

Успех. Ситуация успеха – необходимое условие для перерастания положительного отношения к учёбе в активное, творческое. Успех связан с чувством эмоционального подъёма, создаёт ощущение внутреннего благополучия. Один раз пережив успех, ребёнок будет вновь и вновь стремиться к нему.

Удивление. Дети – активные участники познания и преобразования окружающего мира. Им всё интересно, они удивлены окружающим их миром. Ученики автора сами «открывают» новые для себя знания, являются исследователями окружающего мира.

 Уверенность. Уверенно чувствует себя тот, кто в деятельности опирается и использует свои личные психологические особенности. А чтобы уверенность не терялась, необходимо помочь развитию ребёнка. Использование принципа «мини – макси» (объём знаний даётся по максимуму, оценивается  стандартный  минимум; максимум  отметок,  минимум  оценок) помогает поддержать уверенность в себе. Важное значение имеет прямое общение детей на уроке. Учащиеся, лишённые общения, становятся менее защищёнными, неуверенными в собственных силах, более зависимыми от учителя, не способными к высказыванию собственного мнения. Здесь имеет значение работа в группах и парах У детей появляется потребность в общении, самостоятельность при решении учебных задач. Они умеют доказать своё и уважают чужое мнение, имеют способность к самоконтролю и переживанию, яркие эмоции.    

 Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых обучаемый чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.                                

    Что приобретает ученик, пройдя через такой процесс обучения? Автор отмечает, самое главное – у него нет страха перед неизвестным, появляется потребность в общении. Самостоятельность при решении учебных задач, он умеет доказать своё и уважает чужое мнение, имеет способность к самоконтролю и переживанию, яркие эмоции.

    Практика показывает, что младших школьников необходимо как можно чаще ставить в позицию автора, давать возможность выразиться, раскрыть свою личность, выявить свои чувства, эмоции, ответить на волнующие вопросы. Именно поэтому в  начальных классах необходимы дидактические, ролевые  игры, в которых особенно активизируются умственные и творческие способности детей, развивается их воображение, память, внимание, наблюдательность.

    Обязательные условия организации интерактивного обучения:

• доверительные, по крайней мере, позитивные отношения между обучающим и обучающимися;

• демократический стиль;

• сотрудничество в процессе общения обучающего и обучающихся между собой;

• опора на личный ("педагогический") опыт обучающихся, включение в учебный процесс ярких примеров, фактов, образов;

• многообразие форм и методов представления информации, форм деятельности обучающихся, их мобильность;

• включение внешней и внутренней мотивации деятельности, а также взаимомотивации обучающихся.

   Почему автор говорит «да» интерактивным методам?

Они обеспечивают:

• Высокую мотивацию.

• Прочность знаний.

• Творчество и фантазию.

• Коммуникабельность.

• Активную жизненную позицию.

• Командный дух.

• Ценность индивидуальности.

• Свободу самовыражения.

• Акцент на деятельность.

• Взаимоуважение.

    На разных уроках автор старается использовать разные методы активной педагогики. Чтобы в процессе обучения больше влиять на продвижение учеников в развитии мышления, он старается вводить более трудные, по сравнению с обычными, вопросы и задания на  разных этапах обучения: при введении нового материала, при закреплении и повторении. Им составляются задания, требующие от учащихся хотя бы небольшого самостоятельного поиска, включающего элементы проблемности, что поднимает мыслительную активность учащихся. Учащимся приходится применять знания в изменённой или новой, незнакомой ситуации, выполнять более сложные мыслительные действия (поисковые, преобразующие и др.), создавать новый продукт (составлять задачи, равенства или неравенства и т.д.). В процессе работы над продуктивными заданиями школьники приобретают опыт творческой деятельности. Свои уроки автор старается проводить так, чтобы дети не получали «готовых» знаний, а сами делали открытия, узнавали что-то новое, ведь именно радость открытия нового формирует у детей познавательную мотивацию, а преодоление интеллектуальных трудностей развивает волевую сферу.

    В работе автор часто пользуется книгой В.Б. Эдигея «Увлечение чтением», которая способствует решению важной проблемы: повышению скорости мышления в процессе чтения… Пособие состоит из 3-х уровней сложности. Задания многообразны, оригинальны, составлены с учётом возможностей и интересов детей, вызывают целеустремлённость в ребёнке. Развиваемые в детях качества измеряются умениями обобщения, анализа, сопоставления, наблюдения, догадки, воображения и т.д… Чтение с такими качествами поможет ребёнку в дальнейшем расширить грани своих интересов, грани познания.  

 В своей практике автор использует образные карточки-обозначения заданий, которые дети хорошо знают: («мозг» - «мозговой штурм»; «глаз» - найди, проверь; «ухо» - послушай и ответь; «губы» -объясни). В любой момент они могут посмотреть на доску и определить или вспомнить то задание, которое им нужно выполнить.  

    Обучение должно быть, по выражению Ш.А.Амонашвили, «вариативным к индивидуальным особенностям школьников». В своей работе автор использует дифференцированный подход к выполнению творческих заданий, чтобы все ученики  могли справиться с изучением учебного материала. Дифференцированная методика проведения заданий предполагает предъявление заданий по двум-трём уровням. Задания повышенной трудности позволяют ученикам более осознанно усваивать изучаемый материал, не быть пассивными слушателями, а становиться активными участниками урока.

     На уроках русского языка продуктивными, по мнению автора, являются разноуровневые уроки-зачёты. Эти уроки полезны тем, что они помогают учащимся поверить  в свои возможности, в свои силы, а т.к. работа проходит к группе, то повышается личная ответственность каждого ребёнка за результат работы.

    На уроках окружающего мира автор часто использует деятельностный  развивающий подход. Учебный материал разбивается на логические элементы, на основе которых специально конструируются комплексы развивающих заданий. Замысел их заключается в том, чтобы сразу после их предъявления у детей возникла эмоциональная реакция, вызывающая потребность в их выполнении. Тем самым, предопределяется успех выполнения «заложенных» в задания интеллектуальных действий, достигается глубокое понимание учебного материала младшими школьниками, возрастает уровень познавательного интереса детей не только к содержанию учебного материала, но и к процессу поиска новой для него информации.

   Что значит работать с информацией? Это означает, прежде всего, уметь оценить её значимость для решения той или иной проблемы в конкретной области знаний, выдвигать гипотезы их решения, определять наиболее рациональные методы и средства решения данных проблем. Другими словами, это означает владеть современными технологиями исследовательской деятельности, обладать навыками творческой деятельности. Отсюда важность интеллектуального творческого развития учащихся.

        Поэтому для современного образования становятся приоритетными следующие принципы педагогической деятельности: развивать способности и поддерживать стремление ученика, не учить его, а помогать учиться и развиваться. «Сделать ученика способным к саморазвитию – вот жизненный принцип педагогики», - писал К.Н. Вентцель. Следовательно, способность к саморазвитию должна стать результатом познавательной деятельности.

    Автор считает, что большое значение в активизации познавательной деятельности младшего школьника (особенно первое время) имеют игровые моменты, вносящие элемент занимательности в учебный процесс, помогающие снять усталость и напряжение на уроке.

    Одним из известных видов грамматической игры является кроссворд, таящий в себе большие возможности для развития творческих способностей ребёнка, тренировки памяти. Логические задания кроссвордов автор подбирает в соответствии с возрастными и психологическими особенностями учащихся. Кроссворды оживляют опрос и активизируют работу учащихся.

    Наибольший интерес у учащихся младших классов вызывают загадки, которые учат детей говорить образно, ярко, пополняют словарный запас детей, знакомят с лексическим значением слова, развивают слуховую, а позднее зрительную память, вырабатывают орфографическую зоркость. Загадки имеют неоценимое значение в формировании способности к творчеству, логического мышления (способности к анализу, синтезу, сравнению, сопоставлению), элементов эвристического мышления (способности выдвигать гипотезы, ассоциативности, гибкости, критичности мышления). Отгадать загадку – значит найти решение задачи, ответить на вопрос, то есть совершить довольно сложную мыслительную операцию.

    Очень интересными и плодотворными, по мнению автора, являются мультимедийные презентации при введении нового материала. Они создают внутренний стимул интереса и любознательности учащихся, повышают их познавательную активность. Традиционный урок начинает играть новыми гранями, когда в качестве школьной доски используется проектор и компьютер. Автор старается подбирать качественный демонстрационный материал, который значительно обогащает уроки окружающего мира, наглядные интерактивные модели упрощают понимание предмета. К выступлению с опорой на мультимедиа-презентации привлекаются и учащиеся. Поддержка в форме тезисов, цитат, изображения и звука помогает учащимся начальной школы организовать свои мысли и речь. Автор применяет ИКТ в обучении при знакомстве с новым материалом, для отработки умений и навыков после изучения темы, в режиме самообучения, для диагностического тестирования качества усвоения материала.  

    В настоящее время в школьной практике автором всё чаще используются различные модели обучения. Младший школьный возраст является началом формирования учебных действий у детей. В то же время моделирование – это действие, которое выносится за пределы младшего школьного возраста в дальнейшие виды человека и выходит на новый уровень своего развития. С помощью моделирования можно свести изучение сложного к простому, незнакомого – к знакомому, то есть сделать объект доступным для тщательного изучения.

    Одним из наиболее эффективных для формирования действия моделирования типов заданий являются текстовые задачи. Чтобы решить задачу, надо построить её математическую модель: учащийся должен уметь переходить от текста (словесной модели) к представлению ситуации (мысленной модели), а от неё – к записи решения с помощью математических символов (знаково-символической модели).

    Моделирование помогает вооружить ребёнка такими приёмами, которые позволяют ему при самостоятельной работе над задачей быть активным, успешным, не бояться трудностей. Каждый, не сравнивая себя с другими, выбирает собственный путь рассуждения, моделирования и, следовательно, решения задачи.

    При систематическом применении метода моделирования на уроках учащиеся добиваются следующих результатов:

- изучают разные виды моделей: рисунок, краткую запись, схему, чертёж, таблицу;

- учатся применять в одной и той же задаче несколько видов моделей (с целью выбора каждым учеником наиболее понятной ему модели);

- сравнивают несколько моделей между собой (с целью выбора наиболее рациональной);

- выбирают из множества изученных моделей наиболее подходящую к предложенной задаче (ориентируясь на числовые данные, возможность отнести задачу к тому или иному типу);

- анализируют, дополняют или упрощают предложенные модели.

   Для того, чтобы «вооружить» учащихся моделированием как способом познания, автор старается так организовать учебный процесс, чтобы ребята сами строили модели, сами изучали какие-либо объекты, явления с помощью моделирования. Моделирование в обучении необходимо по ряду причин:

чтобы сделать возможным полноценное и прочное овладение учащимися  методами познания и способами учебной деятельности;

для формирования у школьников полноценных умственных действий;

для формирования научно-теоретического стиля мышления;

для развития рефлектирующей деятельности обучающихся.

    Опыт показал, что метод моделирования универсален. Используя его на уроках математики, автор пришёл к выводу, что приёмы моделирования можно использовать и при изучении других предметов. Сами ребята с удовольствием составляют рисунки к текстам, изображают информацию с помощью символов. Поэтому метод моделирования применяется автором на всех предметах. Особенно на уроках изучения окружающего мира, которые содержат большой и сложный объём учебного материала. А метод моделирования позволяет сделать его доступным для ребят, и обучение при этом становится увлекательным.                                                                            

     Одна из актуальных задач переходного периода из начальной школы в среднее звено – объективный контроль знаний, умений и навыков учащихся на соответствие требованиям государственных образовательных стандартов. Оценка качества знаний помогает учителю выявить пробелы и недостатки в организации педагогического процесса, а также ошибки в своей деятельности, и осуществить корректировку  учебного плана. Для глубокой диагностики знаний, умений и навыков автор использует пакет контрольно-измерительных  материалов.

    Для разностороннего анализа качества знаний учащихся по русскому языку, чтению и математике автором используются следующие виды контроля: кратковременные самостоятельные работы по проверке базовых знаний, тестовые задания открытой и закрытой формы, традиционные контрольные работы.  

    В условиях перехода на новые стандарты для диагностики уровня компетентности учащихся 4 класса автор использует «Комбинированные тесты…». Компетентность включает не только сумму компетенций, которыми овладел школьник, но и его социальный опыт, способность действовать самостоятельно при решении различных практических задач. По А.Г.Шмелёву, компетенция – это шкала, а компетентность – уровень на шкале.

     Общеизвестно, что обучение должно быть не только направленным на развитие познавательной сферы детей, но и личностно ориентированным. Развивающая система обучения должна способствовать развитию личности ребёнка, предполагать одновременное развитие всех составляющих психической сферы детей. В процессе развивающего обучения идёт интенсивная духовная жизнь детей. Они размышляют, рассуждают, у них развивается способность слушать и слышать других, отстаивать, аргументируя, свою точку зрения.

    Чтобы ребёнок успешно учился в школе, необходимо помочь развитию его психологических процессов, становлению психических функций. Эффективность учебного процесса в значительной мере определяется степенью сформированности различных сторон и особенностей познавательной деятельности школьников и, прежде всего, их мышления.

    Но как и когда это надо делать, если на уроке катастрофически не хватает времени на освоение школьной программы? Тем более, что задачи на развитие мышления, памяти и познавательных способностей требуют значительных усилий и, прежде всего, временных затрат со стороны педагога в плане их подготовки (например, красочного оформления заданий, схем, рисунков на плакатах) и использования на уроке (зачастую подготовка доски занимает значительно больше времени, чем само решение творческой задачи).

    С этой точки зрения развивающие занятия, проводимые во внеурочное время в качестве дополнительного образования учащихся, обладают огромным потенциалом поиска новых способов вовлечения детей в процесс активной мыслительной деятельности.     Результаты, которые должны продемонстрировать наши выпускники, зависят, в том числе, от эффективности внеклассной работы.  

    Внеурочную деятельность по общеинтеллектуальному направлению развития личности автор организовывает в таких формах, как кружки, экскурсии, олимпиады, соревнования, интеллектуальные марафоны, поисковые исследования...

    Одна из форм развивающего обучения, привлекающая школьников интересными заданиями и материалом, выходящим за рамки школьной программы - олимпиада. В ходе олимпиады не только проверяются знания учащихся, но и развивается сообразительность, формируется умение творчески применять свои знания. Задания, которые подбирает автор  для олимпиады, не  дублируют материал учебника, а вызывают интерес учащихся. Дети, обучаемые автором, любят участвовать в олимпиадах и занимают призовые места.

    Кроме олимпиад, в параллели автором и его коллегами проводятся предметные недели, конкурсы, викторины, интеллектуальные марафоны. Одной из наиболее эффективных форм внеклассной работы, способствующих повышению интереса школьников к знаниям, на взгляд автора, являются интеллектуальные марафоны. Это соревнование мыслительных способностей пусть пока на небольшую, но очень важную для них дистанцию.                                      

    Интеллект человека в первую очередь определяется не системой накопленных им знаний, а высоким уровнем логического мышления. Поэтому автор старается научить детей анализировать, сравнивать и обобщать полученную информацию, а также использовать знания, полученные из собственных наблюдений. Интеллектуальные марафоны предоставляют для этого прекрасную возможность и служат первой ступенью в подготовке к дальнейшему участию в олимпиадах. Предложенный детям материал включает задания, основанные на знании программного материала, задания, требующие логического размышления и внимания, задания на эрудицию и сообразительность, творческие задания. Задачи на смекалку, головоломки, загадки, шарады. «хитрые» вопросы обычно вызывают у ребят наибольший интерес.

    Эту подготовку автор начинает с 1 класса. Придя в первый класс, не все дети умеют читать, но интерес к школе, к знаниям велик. Поэтому на этом этапе проводятся  викторины на разные темы, расширяя кругозор учащихся, поддерживая их интерес к новому. Викторины развивают у детей нестандартное мышление, учат вдумчиво подходить к каждому заданному вопросу.  

     Учащиеся автора с большим интересом посещают кружок «Занимательная математика», «Размышляем, познаём», «Учись учиться», «Школа юного экономиста», цель которых воздействовать на  развитие логического мышления ребёнка, памяти, восприятия, внимания, воображения, наблюдательности, быстроты реакции. Каждое занятие включает в себя упражнения, игры, задания, направленные на формирование таких мыслительных операций, как выделение существенного признака, сравнение, классификация, обобщение, анализ и синтез…Приступая к каждому заданию, автор получает возможность выяснить, в какой мере ребёнок нуждается в тренировке памяти, внимания, мышления, чему нужно уделить больше времени и сил. Если в начале учебного года выполнение многих заданий вызывает у детей трудности, так как на уроках они не встречались с заданиями такого типа (некоторые – олимпиадного уровня), то в конце года учащиеся работают самостоятельно. Занятия строятся автором так, что один вид деятельности сменяется другим – это позволяет сделать работу динамичной и менее утомительной.

    Курс развивающих занятий включает в себя следующие направления:

   - формирование общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);

   - развитие внимания (устойчивость, концентрация, расширение объёма, переключение, самоконтроль и т.д.);

   - развитие памяти (расширение объёма, формирование навыков запоминания, устойчивости, развитие смысловой памяти);

   - развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации;

   - формирование учебной мотивации;

   - развитие личностной сферы.

    Этот курс нацелен на решение задач и интеллектуально-деятельностное развитие младших школьников.

    В 3-4 классах в рамках учебного предмета «Технология» в учебный план вводится модуль «Практика работы на компьютере», где ребята приобретают первоначальные представления о компьютерной грамотности, что позволяет ребёнку использовать ИКТ в своих поисковых работах, выступлениях. Активизация учебной и внеучебной деятельности учащихся обеспечивает не только простое запоминание материала и формирование устойчивого внимания, но и даёт учащимся некоторые навыки и умения самостоятельно добывать знания. Применение компьютерных технологий в учебном процессе позволяет совместить игровую и учебную деятельности, обучение делается неформализованным и интересным. В процессе обучения в школе с помощью ИКТ ребёнок узнаёт новые способы сбора информации и учится пользоваться ими, расширяется его кругозор. Систематичное применение компьютерных технологий, медиаресурсов способствует развитию личностных качеств и компетенций, позволяет создать информационную обстановку, стимулирующую интерес и пытливость ребёнка.  

    Школа на современном этапе призвана через обучение и воспитание сформировать личность, желающую и умеющую самостоятельно получать знания и применять их в будущем. Проблема развития познавательного интереса требует длительной, целенаправленной работы, которая начинается с начальной школы. Роль автора – как учителя – заключается в том, чтобы создать для каждого ребёнка условия для возникновения духовных потребностей, особенной потребности в познании, которая проявляется в побуждении к учению и умственной деятельности.

    Результативность работы.

    Положительные результаты мониторинга учащихся. Ученики автора  имеют средний и высокий уровень качества знаний. Ребята – активные участники любых интеллектуальных конкурсов. Они являются призёрами многих школьных олимпиад и викторин.  

       Активизация познавательной деятельности младших школьников невозможна без стремления педагогов к постоянному самосовершенствованию. Поэтому автор  и в дальнейшей своей работе будет внедрять инновации в учебный процесс, использовать ИКТ на уроках, формировать исследовательскую культуру школьников, систему контроля знаний учащихся, повышать своё профессиональное мастерство.

                                                                                                                                                                                                           2010 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование интерактивных форм и методов обучения как приоритетное направление технологизации образования

Сегодня появляется новый подход – интерактивное обучение – обучение, погруженное в общение. Главная особенность данной методики заключается в том, что процесс научения происходит в совместной де...

Использование интерактивных форм и методов обучении, как средство активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики.

В статье представлен теоретический материал по данной проблеме. В качестве примера использования интерактивных форм обучения описаны приемы работы на уроке  математики  в  3 классе...

Обобщение опыта по теме "Развитие познавательной деятельности младших школьников на уроках математики через использование активных форм, методов и приемов обучения"

Обобщение опыта по теме "Развитие познавательной деятельности младших школьников на уроках математики через использование активных форм, методов и приемов обучения" ...

Интерактивные формы и методы обучения в начальной школе.

Презентационный материал для выступления учителя начальных классов на методическом форуме ОУ.Цель работы – Определить основные направления влияния интерактивных методов, используемых в образоват...