Рабочие программы УМК "Школа России" 3 класс
рабочая программа (3 класс) по теме


Предварительный просмотр:

Изобразительное искусство в 3 классе

1 час в неделю

Авторы программы: В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина.

Авторы  учебника: В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина.

Пояснительная записка

      Рабочая программа по изобразительному искусству (3класс) составлена на основе требований Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2004года и разработано по учебнику В.С.Кузина, Э.И.Кубышкиной «Изобразительное искусство».

     Программа разработана в целях обеспечения достижения обучающихся результатов обучения в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.

     Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.

Уроки изобразительного искусства являются важным звеном эстетического воспитания и художественного образования детей. Они призваны в доступной форме раскрыть учащимся основы изобразительной грамоты, развить у них эстетические качества в процессе анализа классических образцов изобразительного искусства.

  Программой предусмотрено, что на каждом уроке дети будут обучаться способам и правилам рисования с использованием различных художественных материалов.

Основные задачи:

  1. организация и систематическое развитие художественно творческой деятельности школьников;
  2. овладение учащимися знаниями элементарных основ реалистического рисунка: формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению; ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепка и аппликация;
  3. развитие художественных способностей школьников, их воображения, пространственных представлений, творческой активности;
  4. повышение уровня художественной образованности школьников — расширение круга знаний об искусстве, развитие умений и навыков изобразительной деятельности, художественно-образного восприятия;
  5. воспитание интереса и любви к искусству; формирование художественно-творческой активности школьников.

Цели обучения:

  1. развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
  2. освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
  3. овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
  4. воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе; своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

  Нормативные документы на основании которых разработана программа

  1. Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования» (с изменениями от 30.08.2010 года,  № 889).
  2. Закон РФ «Об образовании»: (статьи 7, 9, 32)
  3. Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в общеобразовательном  процессе в образовательных учреждениях от 24.12. 2010 №2080
  4. СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"
  5. Приказ  «Об утверждении  Примерного положения о структуре, порядке разработки  и утверждении рабочих программ учебных курсов, предметов общеобразовательного  учреждения,  реализующего образовательные программы  общего образования.»
  6. Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, и среднего (полного) общего образования»
  7. Учебный план МБОУ СОШ с углублённым изучением отдельных предметов с. Тербуны

       на    2011 – 2012 учебный год.

  1. Примерные программы на основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва,  07. 07. 2005

 Сведения о программе  

          Примерная рабочая программа по изобразительному искусству создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и авторского курса «Изобразительное искусство» для 3 класса (авторы Кузин В.С., Кубышкина Э.И.) по образовательной системе «Классическая начальная школа».  Комплект соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования.

В основу программы положены:

  1. тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового и эстетического воспитания школьников, учитывает интересы детей, их возрастные особенности;
  2. единство воспитания и образования, обучения и творческой деятельности учащихся; сочетание практической работы с развитием способности воспринимать и понимать произведения искусства, прекрасное и безобразное в окружающей действительности и в искусстве;
  3. яркая выраженность познавательно-эстетической сущности изобразительного искусства, что достигается прежде всего введением самостоятельного раздела «Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас» за сёт тщательного отбора и систематизации картин, отвечающих принципу доступности»
  4. система учебно-творческих заданий по изобразительному искусству как важное средство нравственного, трудового и эстетического воспитания;
  5. система межпредметных связей (чтение, русский язык, музыка, труд, окружающий мир), что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью;
  6. соблюдение преемственности в изобразительном творчестве младших школьников и дошкольников;
  7. направленность содержание программы на активное развитие у детей эмоционально-эстетического и нравственно-оценочного отношения к действительности, эмоционального отклика на красоту окружающих предметов, природы и т.д.

          Для выполнения творческих заданий учащиеся могут выбирать разнообразные художественные материалы: карандаш, акварель, гуашь, фломастеры, цветные мелки, кисть др. Выразительные рисунки получаются на цветной и тонированной бумаге.

           Содержание примерной рабочий программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.

        Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Учащиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении, поэтому темы программ формулируются так, чтобы избежать излишней детализации, расчлененности и препарирования явлений, фактов, событий. Это дает возможность сохранить целостные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне.

        Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности учащихся: восприятие произведений искусства (ученик – зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик – художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный информационный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.

           Выполнение программы обеспечивается следующим учебно-методическим комплектом:

  1. Авторская программа уроков изобразительного искусства для 3 класса В.С.Кузина, Э.И. Кубышкина М.; «Просвещение» 2007г.
  2. Поурочные планы «Изобразительное искусство 3 класс» автор-составитель Л.М.Садкова. Волгоград издательство «Учитель» 2007 г.

Обоснование выбора 

        Данная программа  позволяет оптимально организовать изучение программного материала, сохранить интерес у учащихся к предмету, обеспечить успешное усвоение обязательного минимума содержания образования по изобразительному искусству..

        Данная программа обеспечивает овладение детьми  умений: разделять целое на элементы, видеть компоненты в целостном изображении;  выделять  существенные и несущественные признаки предметов; выделять основное в несложном практическом задании; определять последовательность сравнения, понимать его целенаправленность; сравнивая и классифицируя знакомые однотипные предметы, изображения, подводить их под общее родовое понятие.

Информация об изменениях программы     

       Логика изложения и содержание  программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений.

Место и роль учебного предмета  

      Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ.

     Примерная программа дает условное распределение учебных часов по крупным разделам курса, а также определяет конкретные виды изобразительной деятельности учащихся.

     Предмет «Изобразительное искусство», направлен на решение задач начального художественного образования и воспитания, на получение опыта художественно- творческой деятельности

Информация о количестве часов

В соответствии с  федеральным базисным учебным планом программа составлена из расчета  1 час в неделю, 34 часа в год.   Программой предусмотрено проведение: практических работ - 30; обобщающих работ (уроки контроля)  - 4.

Формы организации образовательного процесса

Основной формой образовательного процесса является урок. Программа предусматривает типы  уроков:

1. Урок –объяснение нового материала

2 .Урок - закрепление

3. Урок - обобщение

4. Комбинированный урок

     5  Интегрированные уроки

Формы организации урока: работа в парах, индивидуальная работа.

Виды занятий: урок, практическое занятие, экскурсия.

Общеклассные формы: урок,  контрольный урок.

Групповые формы: групповая работа на уроке, групповые творческие задания, совместная пробно-поисковая деятельность.

Индивидуальные формы: самостоятельная деятельность,  выполнение индивидуальных заданий

Технологии обучения  

- информационные технологии;

- информационно-коммуникативные технологии;

- игровые технологии;

- здоровьесберегающие технологии;

-дидактико-технологическое обеспечение учебного процесса: разноуровневые задания,  

 индивидуальный подход, учет индивидуальных особенностей обучающихся.

- Дидактико-технологическое оснащение учебного процесса: альбомы, краски, карандаши, наглядные образцы.

Механизмы формирования ключевых компетенций

  1. учебно-познавательные – это готовность обучающегося к самостоятельной познавательной деятельности.
  2. информационные – это готовность учащихся самостоятельно работать с информацией  различных источников, искать, анализировать и отбирать необходимую информацию.
  3. коммуникативные – это навыки работы в парах, в группах различного состава, умение представлять себя и вести дискуссии.
  4. социально-трудовые и компетенции личностного самосовершенствования – это готовность осуществлять физическое, духовное и интеллектуальное саморазвитие, сознавать долг и ответственность перед семьёй и школой.
  5. общекультурные – это осведомлённость учащихся в особенностях национальной и общечеловеческой культур, духовно-нравственных основах жизни человека и человечества

Виды и формы контроля 

Виды контроля: текущий, тематический, фронтальный.

Формы  контроля: объяснение рисунка, тесты, выставка работ.

                            Планируемый уровень подготовки  на конец  учебного года  

В результате изучения изобразительного искусства ученик должен

знать/понимать:

  1. основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;
  2. понятия «набросок», «тёплый цвет», «холодный цвет»; «живопись», «живописец», «графика», «график», «архитектура», «архитектор»;
  3.  простейшие правила смешения основных красок для получения более холодного и тёплого оттенков: красно-оранжевого и жёлто-оранжевого, жёлто-зелёного и сине-зелёного, сине-фиолетового и красно -фиолетового;
  4. начальные сведения о декоративной росписи матрёшек из Сергиева Посада, Семёнова и Полхов-Майдана.
  5. известные центры народных художественных ремесел России;
  6. основные цвета спектра в пределах акварельных красок;
  7. особенности работы акварельными и гуашевыми красками

уметь:

  1. выражать своё отношение к рассматриваемому произведению искусства (понравилась картина или нет, что конкретно понравилось, какие чувства вызывает картина);
  2. чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске предметов, изящество форм, очертаний;
  3. сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом, использовать линию симметрии в рисунках с натуры и узорах;
  4. правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции, конструктивное строение, цвет;
  5. выделять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчёркивать размером, цветом главное в рисунке;
  6. соблюдать последовательное выполнение рисунка (построение, прорисовка, уточнение общих очертаний и форм);
  7. определять величину и расположение изображения в зависимости от размеров листа бумаги;
  8. чувствовать и определять холодные и тёплые цвета;
  9. выполнять эскизы оформления предметов на основе декоративного обобщения форм растительного и животного мира;
  10. использовать особенности силуэта, ритма элементов в полосе, прямоугольнике и круге;
  11. творчески применять простейшие приёмы народной росписи: цветовые круги и овалы, обработанные тёмными и белыми штрихами, дужками, точками в изображении декоративных цветов и листьев; своеобразие приёмов в изображении декоративных ягод и трав;
  12. использовать силуэт и светлотный контраст для передачи «радостных» цветов в декоративной композиции;
  13. расписывать готовые изделия согласно эскизу;
  14. применять навыки декоративного оформления в аппликациях, плетении, вышивке, изготовлении игрушек на уроках труда.        

                       

Использование учебника

Выполнение программы обеспечивается следующим учебно-методическим комплектом:

  1. Авторская программа уроков изобразительного искусства для 3 класса В.С.Кузина, Э.И. Кубышкина М.; «Просвещение» 2007г.
  2. Поурочные планы «Изобразительное искусство 3 класс» автор-составитель Л.М.Садкова. Волгоград издательство «Учитель» 2007 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...

Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"

Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....

Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России".

Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России" по всем предметам, русский язык автор В.П.Канакина. Программа содержит пояснительные записки, учебно-тематическое планирвание по предметам. Н...

Рабочая программа для 2 класса по программе Занкова

Рабочая программа  содержит пояснительные записки, поурочное планирование, список литературы, изучаемые разделы и планируемые рузультаты, контрольно измерительные материалы...

Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...