«Использование регионального материала на уроках в начальной школе»
статья на тему

Акименко Жанна Александровна

Задача современной школы: воспитывать социально и культурно адаптированного, знающего и любящего свой край гражданина. Этому способствует включение в урок регионального материала. Задача современной школы: воспитывать социально и культурно адаптированного, знающего и любящего свой край гражданина. Этому способствует включение в урок регионального материала. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon regionalnyy_komponent.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ СОШ №10 п. Горняцкий г. Белая Калитва

ДОКЛАД 

НА ТЕМУ:

«Использование регионального материала

на уроках в начальной школе»

                                                                                                    Подготовила:

                                                                                                    Акименко Жанна                      

                                                                                                    Александровна

                                                                   2009 год

Задача современной школы: воспитывать социально и культурно адаптированного, знающего и любящего свой край гражданина. Этому способствует включение в урок регионального материала. Это могут быть пословицы и загадки, игры и сценки, былины и песни, сказки и предания, созданные коренными жителями Дона, стихи и рассказы наших наиболее талантливых писателей – земляков, а также всемирно – известных русских писателей – классиков о Доне – батюшке, его неповторимой природе, героическом прошлом, увлекательном настоящем, о взрослых и детях, которые жили на этой территории или населяют сегодня ее города, станицы, хутора.

Я считаю, что именно в начальной школе открывается большое поле деятельности для работы с регионально окрашенной литературой. Например, на первых уроках чтения (в сентябре) мы читаем стихотворения Вениамина Константиновича Жака «Первый день», «А в каком ты классе?», «Городок наоборот»:

Говорят, что есть на свете

Городок наоборот.

Город выстроили дети,

Чтобы жить в нем без забот…

Но не только на уроках литературного чтения можно использовать региональный компонент. В каждом классе начальной школы одной из тем уроков развития речи будет изучение родного города, поселка. Дети узнают, что наш поселок – шахтерский, знакомятся со словами: ШАХТА, УГОЛЬ, ТЕРРИКОН. Изучая тему «Родной край – частица Родины», мы ходим на экскурсию по поселку, выясняем, почему улицы получили свои названия, затем вспоминаем какие достопримечательности есть в нашем городе и районе, чем он знаменит и читаем рассказ П.Полякова «Не только игра» о том, как учились казачата, как готовились к будущей военной службе».

Изучая тему «Первые русские князья», говорим о событиях, произошедших в стародавние времена в районе хутора Погорелов.

Говоря о сезонных изменениях в природе, дети отгадывают загадки:

В небе родился,

В земле схоронился.  

                                  (Дождь.)

Без рук, без ног,

А двери открывает.

                                   (Ветер.)

Посреди двора золотая голова.

                                                 (Солнце.)

Много загадок о овощах, животных, растениях:

Пришли казаки без топоров,

срубили избу без углов.

                                        (Муравьи.)

Стоит старушка на грядках,

вся в сорока заплатках.

                                        (Капуста.)

Очень интересны казачьи народные сказки. Спектр их применения в начальной школе очень широк: на уроках внеклассного чтения («Про царицу Лютру», «Кот и лиса», «Одноногий журавль» и т.д.), на уроках ИЗО (иллюстрация сказки «Две козы», прочитанной учителем), на уроках по ознакомлению с окружающим миром читаем сказки о животных. И во внеклассных мероприятиях: ко Дню матери читаем стихотворение Нинель Семерниковой «Спасибо, мама»:

Наверное не скажешь все словами

И словом каждый миг не назовешь,

К примеру, как сказать – спасибо, мама,

За то, что сердце ты хранишь мое.

Ко Дню освобождения Белой Калитвы от немецко-фашистских захватчиков, стихотворение М.Гвозденко «Высота Бессмертия»:

        Бессмертными стали герои,

        Их подвиг вовек не забыт.

        На той высоте, что сражались,

        Им памятник гордый стоит.

К Новому году, стихотворение Екатерины Кирьяновой:

        Стынут лужи, замерзая,

        Как хрусталь, звенит ледок.

        Даже елочка густая

        У зимы взяла платок.

Дети любят играть. Почему бы не поиграть в игру «Плетень заплетать»: участники игры, взявшись за руки попарно, говорят:

Заплетись, заплетись, плетень!

Завяжись, завяжись, узел!

Молодая утушка

Собирала детушек.

При этом начинается заплетание. Крайняя пара справа поднимает руки, и под ними, как через ворота проходит весь хоровод, начиная с крайней левой пары. После этого первая пара поворачивается в сторону движения. Так весь хоровод проходит под поднятыми руками второй, третьей пары, которые тоже поворачиваются, и так продолжается, пока все не заплетаются. Тогда начинается новый куплет:

        Расплетись, расплетись, плетень!

        Развяжись, развяжись, узел!

Молодая утушка

Растеряла детушек.

И под эти слова начинается расплетание, заключающееся в том, что хоровод все проделывает в обратном порядке.

        Очень нравятся детям игры «Коршун», «Утенок», «Горелки» и др.

Играя в игры, дети заучивают наизусть веселые песенки-потешки, небывальщины и частушки.

        Конечно, в рамках одного доклада невозможно рассказать обо всем, что мы используем в своей работе с младшими школьниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВВЕДЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ (с использованием ИКТ)

Совершенствование преподавания в школе предполагает наряду с другими факторами существенно больше, чем, прежде, внимание к истории своего края, уважение к культуре, народным традициям, религиозным убе...

Использование регионального компонета на уроках в начальной школе

  Как приобщить ребят  к истокам культуры родного края, как воспитать в них чувство гражданственности, любви к своей "малой родине"? Решению этой важной задачи могут помочь уроки лите...

Использование краеведческого материала на уроках в начальной школе

Использование краеведческого материала на уроках в начальной школе с применением проектных технологий...

Система работы "Использование краеведческого материала на уроках в начальной школе"

Методическая система работы Пирожковой Н.В. "Использование краеведческого материала на уроках в начальной школе."...

Использование технологии сотрудничества на уроках в начальной школе (слайд-шоу и методический материал)

Для реализации деятельностного подхода  в обучении детей необходимо использовать работу в парах, в группе. В данном методическом материале  описана и схематически показана пошаговая работа в...

Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению современных образовательных технологий на уроках в начальной школе "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе »

Российская школа в ходе своего реформирования провозгласила идеи гуманизма приоритетными. В период младшего школьного возраста у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здорового образа ...

Использование современных технологий на уроках в начальной школе. ИКТ в контроле и оценке знаний в начальной школе.

Выступление по теме сопровождается презентацией тестов и тренажеров, разработанных учителем , а также размещенных на  лицензионных дисках....