Обобщение опыта преподавания курса "Основы религиозных культур и светской этики"
статья по теме

Опыт преподавания " ОРКСЭ" в школе за первый год обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie.docx25.37 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта преподавания ОРКСЭ в 4 классах

С этого года в лицее стал преподаваться курс «Основы религиозных культур и светской этики». Введение этого курса в учебный план является  актуальным, так как  программа курса «Основы религиозных культур и светской этики» имеет  комплексный характер, знакомящий школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.

Считаю, что именно на уроках ОРКСЭ, основанных на идеях добра, совести, справедливости, патриотизма, уважения к человеку, достоинства и вырабатывается нравственный иммунитет.

Введение в лицее   курса «Основы религиозных культур и светской этики» вызывало опасения со стороны родителей. Не все понимали, для чего необходимо все это нашим детям и что они будут делать на этих уроках. Приходилось проводить просветительско-разьяснительную работу с родителями. Родители получили возможность познакомиться с учебниками, по которым обучаются их дети.

Для изучения этого предмета в  нашей школе были выбраны модули «Основы светской этики» и « Основы мировых религиозных культур».

Конечно, преподавание ОРКСЭ обеспечено  учебно-методическим комплексом. Он разработан с учетом возрастных особенностей  обучающихся. Содержательные задания и иллюстрации в электронном приложении к учебникам и сами учебники вызывают большой интерес у детей.

Но, тем не менее, я столкнулась с рядом проблем. В книге для учителя мало материала, непосредственно направляющего к разработкам уроков. Методическое сопровождение недостаточное. А  хотелось бы иметь под рукой такую книгу, которая помогала бы учителю при составлении конспектов. Приходится использовать различные справочники, энциклопедии, что отнимает очень много времени.

  Вместе с тем хорошую помощь и поддержку при подготовке к урокам оказывают материалы, разработки  уроков размещенные  на интернет- сайтах. 

  Существует и проблема в отборе содержания. Цели и задачи, поставленные в рамках курса, на мой взгляд, недостижимые за короткое время в пределах одного модуля, ведь у нас, преподавателей, нет за плечами достаточного опыта в данной области. К тому же сформировать целую мировоззренческую систему ценностей всего за 34 часа у учащихся 10-11 лет невозможно. Эта работа более длительная, она будет продолжена и в среднем, и в старшем звене. Поэтому перед собой следует ставить более реальные цели - заложить основы для этого.

  Мною были поставлены задачи: дать первичное представление о добре и зле;

cформировать умение анализировать свои и чужие поступки; открыто высказывать     своё мнение, уважать мнение своих одноклассников. 

Как это сделать? В своей работе, решая поставленные задачи, я использовала разнообразные формы (игровую, групповую, индивидуальную). Это позволило сделать каждое из занятий особенным, интересным. Широко применялись методы проблемного и интерактивного обучения (презентации), организация практической работы. Применяю технологию критического мышления, основные виды коммуникативной деятельности, работу по группам, технологию проектной деятельности, различные творческие задания, современные формы и приемы обучения, физкультминутки.

Что я наблюдаю на уроках?

Мои основные принципы в преподавании данного курса следующие: 

1) в центре обсуждения должна быть понятная проблемная ситуация;

2) высказаться может каждый;

3) нет неправильных мнений;

4) надо доказать свою точку зрения;

5) в ходе обсуждения ребёнок имеет право поменять свою точку зрения.

Сегодня я хочу остановиться на своём опыте, на одном направлении организации дискуссии. Я считаю, что самый эффективный основной способ.

Что я наблюдаю на уроке? Дети много рассуждают, доказывают, не боятся ошибиться. На уроках часто просто направляю беседу. Дети сами задают вопросы, самостоятельно ищут на них ответ. Они с увлечением рассматривают иллюстрации, читают тексты. Пытаются анализировать то, что узнали.

Безотметочная система не ограничивает детей. Очень часто дети самостоятельно готовят сообщения к урокам, делятся своими знаниями. Чтобы владеть информацией, приходилось обращаться к дополнительным справочникам. Возможность свободного общения с родителями через изучение курса по основным моментам воспитания: нравственность, мораль.

Вообще подготовка к урокам этого курса занимает большее количество времени, так как это новый предмет, незнакомый и преподается он в начальной школе. Очень важно учесть возрастные особенности ребят. Через игровые задания пополняется словарный запас наших учеников, развивается речь и, конечно же, положительная мотивация. Диалог с детьми я стараюсь строить через реализацию их активности, инициативы, самостоятельности. Ребёнок должен чувствовать, что его опыт (в семье, на улице, в школе) важен, интересен. И неважно: положительный это опыт или отрицательный.

В процессе таких дискуссий каждый высказывал ценностные суждения, выдвигал собственное обоснование норм действия, делился своими представлениями о добре и зле, о правильном и неправильном. Этому способствовали и совместные игры, групповые задания, творческие работы. Я заметила, что даже самые робкие, неуспешные дети, раскрывались, так как  речь шла об обычных ситуациях, которые случались в их жизни, или свидетелями которых они были.

Для своих уроков придумывала разные игры и задания. Постоянно использую компьютер, так как на каждом уроке работаем с диском к учебнику, составляю презентации с новыми терминами. Имею возможность использовать на своих уроках интерактивную доску. Эта доска помогает проводить коллективные игры, делать выводы, составлять итоговые задания: кроссворды, филворды, поиск соотношения. Когда нет возможности работать с доской, использую напечатанные задания.  Дети с интересом работают над каждым заданием, исправляют друг друга, спорят, составляют сами такие же задания.

Хочу привести примеры заданий, которые я использую на уроках «Основы мировых религиозных культур» и «Основы светской этики».

  1. Для закрепление изученных терминов можно предлагать ребятам филворд, это задание немного легче кроссворда и дети с удовольствием находят знакомые слова, соревнуются – кто быстрей найдет.
  2. Для закрепления изученных понятий использую кроссворды.

3.При проверке домашнего задания предлагаю ребятам найти соответствие между термином и его определением, термином и религией. Этот вид работы представлен в электронном пособии к учебнику. Это задание можно предложить как на интерактивной доске, так и на карточках.

4.При проверке домашнего задания или  при подведении итогов урока предлагаю ребятам самим выбрать задание и рассказать о нём все, что знают. Это задание дает возможность обобщить полученные знания, расширяет кругозор, пополняет словарный запас, учит монологическим высказываниям.  А также создает ситуацию успеха, ведь дети выбирают те слова, которые хорошо помнят и не боятся ошибиться.

5.Для подведения итогов или домашнего задания предлагаю тесты. Это и самостоятельная работа, где дети учатся использовать накопленные знания и учатся пользоваться записями в тетрадях.

На уроках  провожу тематические физкультминутки. Это позволяет ребятам отдохнуть и проверить свои знания. Еще такие физкультминутки развивают внимание.

Хотелось бы сказать об отношении детей к данному курсу. Группы, в которых я работаю, образованы из учащихся разных классов. Дети объединены в группы по заявлению родителей. С первых дней у детей сложилось положительное отношение к курсу. Ребята с удовольствием готовятся к уроку. Я  отмечаю, что отношения между детьми в группе ровные, доброжелательные. Метапредметный результат – коммуникативные УУД.

Ребята изучают разные модули «Основы мировых религиозных культур» и «Основы светской этики». Знакомство с разными модулями не повлияло на взаимоотношения детей в классе. Ребята обмениваются информацией, которую узнают на уроках курса ОРКСЭ, делятся впечатлениями.

Результатом проведённых уроков по данному курсу стало обогащение детей в личностном, метапредметном и предметном планах.

Личностные: проявление у детей таких качеств как доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость, внимание к другим людям, контроль собственного поведения в разных жизненных ситуациях.

Метапредметные: умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий, осмысление текстов, осознанное построение речевых высказываний, готовность слушать собеседника, вести диалог, умение решения учебных задач, взаимодействия в команде.

Предметные: понимание детьми основных нравственных ценностей.

Полученные результаты свидетельствуют о значимости данного курса для решения задач начального образования, его концептуальном единстве  со стандартом второго поколения (ФГОС) и Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Итоговый урок по курсу показал  положительное отношение учащихся к данному курсу, их заинтересованность и желание продолжать изучение содержания ОРКСЭ. Основной этап урока был отведён творческим отчётам детей о полученных знаниях по предметам «ОРКСЭ». Отчеты были представлены в форме сочинений на разные  темы, а также мероприятий во внеурочной деятельности: подготовка и проведения концертов в домах престарелых и инвалидов( м-р Гайва, с. Култаево), участие в акциях добра и милосердия (ТЮЗ, Кудымкарский дом ребенка и т.д.).

Преподавание этого предмета неограниченно рамками урока, те ориентиры нравственности, которые закладываются на уроке, воплощаются в жизнь, и в этом принимают участие родители. Получается единение детей и родителей. Включение родителей в школьную жизнь становится для ребенка подтверждением значимости его учебной деятельности, что позитивно отражается на желании ребенка учиться, преодолевать трудности и стремиться к успеху. Включение родителей - это необходимое условие для создания оптимальных условий для духовного, нравственного и интеллектуального развития ребенка.

Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Без взаимодействия с семьей, общности с родителями, без эмоциональной и этической поддержки со стороны семьи изучение предмета «Основы религиозных культур и светской этики» будет неполноценным и недостаточно эффективным. Важно не только понять нравственные ценности, но и принять, а это возможно только в деятельности.

 Итоговые проекты стали для меня некой детской рефлексией. Дети самостоятельно выбирали тему, которая их заинтересовала, тему, над которой они хотели бы поработать ещё, потому что она им близка, понятна, им было, что рассказать, чем поделиться. В моих классах были выбраны следующие темы итоговых мероприятий: «Моя родословная», «Мой край», «По страницам истории». Дети, выступая, доказывали, почему выбранный ими человек может находиться в этой галерее достойных людей. Приятно отметить, что среди  достойных были не только великие и известные люди, но и родители, бабушки, прадедушки. Рассказы о родословных сопровождались  презентациями, газетами с фотографиями, сделанными руками детей и  родителями. О нашем городе и крае был собран детьми прекрасный материал с фотографиями, подготовлены различные презентации.

Мне интересно преподавать курс «Основы религиозных культур и светской этики». Дети часто задавали непростые вопросы. Это заставляло самосовершенствоваться. Хочу отметить, что для меня многие факты из этого курса были открытием. Чтобы владеть информацией, приходилось обращаться к дополнительным справочникам. Вообще подготовка к урокам этого курса занимает большее количество времени, так как это новый предмет, незнакомый. Очень важно учесть возрастные особенности ребят. На этих уроках дети учатся уважать все религиозные культуры, узнают, что важно для каждого человека на земле, видят свое место в этом мире. Через игровые задания пополняется словарный запас наших учеников, развивается речь и, конечно же, положительная мотивация. Очень хорошо, что данный курс преподается при выходе из начальной школы. Все нравственные и культурные понятия в этом возрасте хорошо осознаются. Хотелось бы, чтобы курс имел свое продолжение. Эти знания необходимы каждому человеку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возможности использования активных и интерактивных методик в преподавании курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Цель этого курса - приобщение учащихся к духовно-нравственным ценностям и ключевым понятиям, открытие  дополнительных возможностей  для укрепления и развития духовных связей родителей и дете...

Преподавание и проблемы курса"Основы религиозных культур и светской этики"

Преподавание и проблемы курса"Основы религиозных культур и светской этики". Эссе о проблемах и актуальности преподавания курса в московских школах начального и переходного уровня образования. Авт...

Актуальные проблемы преподавания учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Презентация к докладу по теме "Актуальные проблемы преподавания учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики"...

Преподавание комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики»

Преподавание комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики»...

Технологическая карта урока по основам религиозных культур и светской этике, УМК «Основы религиозных культур и светской этики», 4 класс, тема: «Справедливость»

Цель урока: создание условия для формирования у учащихся представлений о справедливости, справедливом поступке.Задачи урока:Дидактические:1) познакомить обучающихся с моральными правилами;2) проанализ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» для обучающихся 4 классов Образовательная область «Основы религиозных культур и светской этики»

Программа курса «Основы религиозных культур и светской этики» А.Я. Данилюка, в частности модуль «Светская этика» соответствует ФГОС, который подробно описан в приказе Минобрнау...