ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
методическая разработка (1 класс) по теме

Патрушева Елена Олеговна

Методическая разработка для учителей 1-х классов

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ.

В течение последних лет одной из главных целей современного образования видится развитие личности ребёнка на основе развития компетенций. 
Тема моего исследования «Формирование познавательных компетенций учащихся через применение игровых технологий на уроках в начальной школе» неразрывно связана с темой опытно-экспериментальной работы «Формирование познавательных компетенций учащихся через совершенствование профессионализма педагогов в условиях системы непрерывного образования учащихся». 
Объектом исследования является познавательная деятельность школьников учащихся на уроках в начальной школе. 
Предмет исследования – игровые технологии как одна из форм организации познавательной деятельности младших школьников. 
Гипотезой исследования является предположение о том, что проведение уроков в начальной школе диктует целесообразность использования игровых технологий, способствующих активизации познавательной деятельности учащихся и ведущих к более осмысленному усвоению знаний. Применение последних повысит прочность и качество усвоения знаний учащихся, если: 
- игры: отбираются и конструируются в соответствии с содержанием изучаемой темы, с целями и задачами уроков; используются в сочетании с другими формами, методами и приемами, эффективными при изучении нового материала; четко организуются; соответствуют интересам и познавательным возможностям учащихся; 
- уровень познавательной деятельности учащихся достигает преобразующего (для игр с правилами) и творческо-поискового (для ролевых и комплексных игр). 
Цель исследования заключалась в теоретическом обосновании и апробации методики использования игровых технологий как одной из форм организации познавательной деятельности школьников на уроках в начальной школе. Достижение этой цели требовало решения следующих задач: 
1. Провести теоретический анализ психологической и педагогической литературы с целью выявления сущности игры. Определить подходы к проблеме исследования. 
2. Изучить состояние практики использования игровых технологий на уроках в начальной школе. 
3. Выявить педагогические и методические основы конструирования и использования игровых технологий. 
4. Разработать игровые технологии, которые могут успешно использоваться при изучении нового материала на уроках. 
В своём докладе я остановлюсь на отражении своего опыта работы по теме исследования. 
Применение игровых технологий на уроках начальных классов необходима, так как ценность игры в психолого-педагогическом контексте очевидна. 
При условии адекватного отношения взрослых к детской игре и разумного использования ее мощного психолого-педагогического потенциала, игра способна стать тем оптимальным инструментом, который комплексно обеспечивает: 
• Успешность адаптации ребенка в новой ситуации развития 
• Развитие младшего школьника как субъекта собственной деятельности и поведения, его эффективную социализацию 
• Сохранение и укрепление его нравственного, психического и физического здоровья. 
Игровые приемы обычно воспринимаются детьми с радостью в силу того, что отвечают возрастному стремлению к игре; в основу их педагог обычно вкладывает привлекательные задачи и действия, характерные для самостоятельных детских игр. Использование столь свойственных им элементов тайны, интриги и разгадки, поиска и находки, ожидания и неожиданности, игрового передвижения, соревнования стимулирует умственную активность и волевую деятельность детей, способствует обеспечению осознанного восприятия учебно-познавательного материала, приучает к посильному напряжению мысли и постоянству действий в одном направлении, развивает самостоятельность. 
Игровой прием должен не отвлекать детей от учебного содержания, а наоборот, привлекать к нему еще больше внимания. При выборе игрового приема следует стремиться к естественности его применения, которая диктуется, с одной стороны, логикой детской игры, а с другой - задачами, решаемыми нами, педагогами. 
Наконец, игровым результатом выступает успешное выполнение дидактического задания. Вот почему разные, на первый взгляд, игры-путешествия¬¬ – в «Математическую сказку» или «Заколдованный лес», в «Страну правописания», «Мир звуков и букв», на «Таинственный остров», «Неизвестную планету» и т.д., которым может быть посвящен урок или серия уроков в значительной степени повышает интерес детей к той или иной предметной области, в целом активизируют их умственную, речевую, творческую деятельность и влияют на эффективность формирования широких познавательных мотивов. 
Я стараюсь активизировать познавательную деятельность учащихся и повышать интерес к учению на каждом этапе урока, применяя для этого различные методы, формы и виды работы: задания творческого характера (мини-сочинения, кроссворды, сканворды, ребусы, анаграммы, предметные рисунки, урок-конкурс, урок-представление, урок-путешествие). 
На уроках стараюсь применять интерактивные методы в виде ролевой игры, игровых упражнений, проигрывание ситуаций, работа в группах, ассоциации, воспроизведение материала. 
Работа в группах. 
Игра «Незаконченное предложение». Закончи пословицу. 
Добрый человек,…что солнце и луна. 
Не желай зла другим,…сам будешь наказан. 
Добро совершить…никогда не поздно. 
Человек красив…делами. 
Красота сердца…дороже красоты лица. 
Словесные ассоциации. Работа в парах. 
- Доброта – это… Любовь – это… Счастье – это… 
Воспроизведение информации. 
Например, воспроизведение отрывка из сказки Х.К.Андерсена « Ромашка». 
Ролевая игра. (инсценирование: отрывки из сказок, произведений, ситуации) 
Применение интерактивных методов в игровой форме на уроках вовлекают в работу всех детей. Даже слабые, стеснительные, неразговорчивые на таких уроках раскрывают свои способности, становятся раскрепощенными, открытыми и доверчивыми. Ребенок учится высказывать, оспаривать свое мнение, сотрудничать, анализировать свою деятельность и своих товарищей, активно формирует речевые умения, навыки чтения, слушания, рассказывания. 
Для развития интеллектуальной мыслительной деятельности учащихся на уроках применяю следующие игры: 
«Анаграммы». 
Решите анаграммы 
НИАВД - ДИВАН АТСЕН - СЕНАТ 
СЕОТТ - ТЕСТО КАОЛД - ЛОДКА 
СЛОТ -СТОЛ РАКЫШ - КРЫША 
ГИАР -ИГРА КООН - ОКНО 
«Вставьте пропущенную букву и число». 
1 В 5 ? 
А 3 Д ? 
«Ребусы». 
1очка (одиночка) 1бор (разбор) 
ш1а (школа) ф1а (фраза) 2д (парад) 
100Л(стол) 7Я (семья) и т.д. 
«Умозаключения» 
Выберите из скобок два слова, которые являются наиболее существенными для слова перед скобками. 
Сад (растение, садовник, собака, забор, земля); 
Река (берег, рыба, тина, рыболов, вода); 
Чтение (глаза, книга, картина, печать, очки); 
Игра (шахматы, игроки, правила, штрафы, наказания); 
Сумма (слагаемое, равенство, множитель, результат); 
«Языковые пропорции». 
Чёрное – белое = огонь – … (вода). 
Война – смерть = … – жизнь (мир). 
«Звук играет в прятки» 
Подбери слово так, чтобы заданный звук стоял в разной позиции.(на первом, втором третьем месте.) Звук р - рот, арбуз, карман, астра. 
«Веселые бусы» 
Составь из букв, написанных в длинных бусах. Слова. Запиши получившиеся слова в коротких бусах. 
«Волшебные картинки» 
Дорисовать фигуры, чтобы получился интересный рисунок (3-5 минут), затем ответить на вопросы: «Кем будет (или чем будет) яйцо, цыпленок, мальчик, желудь, семечко, икринка, гусеница, мука, железо, кирпич, и т.д. 
«Что бывает таким?» 
круглым высоким 
тяжелым прочным 
красным злым и т.д. 
Игры-сравнения 
Лист зеленый, как… 
Ваза глубокая. как.. 
«Незаконченные фразы» 
Карандаш – (грифель) 
Ручка-(стержень) 
Дом-(кирпич) 
Стакан – (стекло) 
Шайба – (клюшка) 
«Пятый лишний» 
1. Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка. 
2. Река, озеро, море, мост, болото. 
3. Кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата и т.д. 
« Назови одним словом» 
Метла, лопата… Июнь, июль … 
Дерево, цветок… Окунь, карась… и т.д. 
Все эти игры и многие другие способствуют формированию познавательных компетенций на уроках литературы, русского языка, познания мира. 
На уроках математики применяю при закреплении, повторении, объяснении нового материала следующие игры: 
«Кто быстрее» (собрать из геометрических фигур предметы) 
«Найди ошибку» (100,200,300,500,600,400,700,900,800,1000) 
«Чей домик» (10, 20, 20, ?,40,?и т.д.) 
«Когда это было», «Соберем урожай», «Кто больше» (примеры) 
«Интеллектуальная разминка». 
Сколько пальцев на 2 руках? 
Сколько недель в месяце? 
Порядковый номер пятницы в неделе? 
Наименьшее двузначное число? 
Какого числа последний день года? 
« Продолжите числовые ряды» 
1. 2 3 4 5 6 7… … 
2. 9 8 7 6 5 4… … 
3. 28 29 30 31 32 33 34… … 
4. 3 5 7 9 11 13 … … 
«Провоцирующие задачи». 
На 2 руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках? 
Крышка стола имеет 4 угла. Сколько будет углов у крышки, если один из них отпилить? 5. 
Шесть рыбаков съедят 6 судаков за 6 дней. Сколько судаков съедят 12 рыбаков за 12 дней? 24. 
У палки 2 конца. Сколько получится концов, если один из них отпилить? 4. 
Такие игры закрепляют знания детей, развивают логическое и конструктивное мышление, навык счета в уме. 
Таким образом, игровые технологии позволяют преподать материал в доступной, интересной, яркой и образной форме, способствуют лучшему усвоению знаний, вызывают интерес к познанию, формируют познавательные компетенции учащихся. Игра позволяет сделать урок интересным, качественным, реализует интеллектуальный и творческий потенциал учащихся. 


ЛИТЕРАТУРА :
1. О.А.Степанова. О.А.Рыдзе. «Дидактические игры на уроках в начальной школе» 
2. Н.Винокурова «Интеллектуальные игры» 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках в начальной школе.

Становиться очевидным, что только формированием предметных знаний, умений и навыков эта задача решена быть не может. Целью школьного образования становится умение учиться, связанное с умением шк...

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках в начальной школе посредством применения ИКТ

Активизация познавательной деятельности – важная проблема для начальной школы....

«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках в начальной школе» (из опыта работы)

«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках в начальной школе» (из опыта работы)...

исследовательская работа учителя «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках в начальной школе».

Инновация представленного опыта заключается в адаптации современных педагогических идей. Безусловно, работая над реализацией требований ФГОС НОО, внедряя и реализовывая на практике современные те...

Использование современных образовательных технологий как средство повышения познавательного интереса учащихся на уроках в начальной школе.

Начальная школа  закладывает основу формирования  учебной деятельности ребёнка – систему учебных и познавательных мотивов, умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, плани...

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках в начальной школе через использование инновационных технологий.

laquo;Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках в начальной школе через  использование инновационных технологий». Цель: найти эффективные способы активизации и способствов...