Формирование у младших школьников ценностного отношения к здоровому образу жизни в процессе обучения
по теме

Калачева Екатерина Михайловна

В данной статье изложены материалы по формированию у младших школьников ценностного отношения к здоровому образу жизни в процессе обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon eksperiment_dlya_pechati.doc458.69 КБ

Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава І Теоретико-методологические основы исследования формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни у младших школьников

1.1 Понятие «ценность», виды ценностей и «ценностное отношение»

1.2 Понятие и сущность здорового образа жизни

1.3 Условия формирования здорового образа жизни младших школьников в процессе обучения

Глава II Опытно-экспериментальная работа по формированию у младших школьников ценностного отношения к здоровому образу жизни в процессе обучения

2.1 Констатирующий этап

2.2 Формирующий этап


ВВЕДЕНИЕ

Выдающийся физиолог И.П.Павлов в 1935 году произнес замечательные слова: «Человек – высший продукт земной природы. Но для того, чтобы наслаждаться сокровищами природы, человек должен быть здоровым, сильным, умным. И физиолог обязан научить людей, как правильно, то есть полезно и приятно, работать, отдыхать, питаться, как правильно думать, чувствовать и желать». (61, с. 20) А задолго до него, в середине IX века знаменитый английский философ и психолог Герберт Спенсер решил «рассматривать по степени важности главные предметы действия, составляющие человеческую жизнь», и на первое место поставил деятельность, непосредственно служащую самосохранению; а на второе – деятельность, помогающую в житейских нуждах и, следовательно, служащую самосохранению. Третье место занимает деятельность, ведущая к воспитанию и дисциплине детей и, лишь после этого, он поставил то, что собственно касается общественных и политических отношений, а также разнообразную деятельность, наполняющую свободную часть жизни, посвящаемую на удовлетворение вкуса и чувств». (69, с 17) Великий философ писал: «Кроме сохранения своего тела от внешнего вреда и разрушения, необходимо охранять его от других причин – от болезни и смерти, которые следуют за нарушением физиологического закона. И если кто сомневается в важности знакомства с правилами физиологии как в средстве, ведущем к полноте жизни, то пусть посмотрит вокруг себя и увидит, много ли найдется совершенно здоровых мужчин и женщин средних и пожилых лет?» (69, с. 19)

К сожалению, следует признать, что и через полтора века нарисованная Г.Спенсером картина вполне соответствует действительности. Более того, прошедшее десятилетие отмечено резким ухудшением состояния здоровья всех возрастных категорий населения страны. А ведь общеизвестно, что состояние здоровья сказывается на всех сферах жизни людей. Оно обуславливает высокий потенциал физической, психической и умственной дееспособности человека и служит залогом его полноценной жизни. Здоровье населения оказывает огромное влияние на динамику экономического развития общества; выступает и как мерило его социально-этической зрелости уровень заботы государства о здоровье своих граждан.

В последнее время обоснованную тревогу вызывает здоровье школьников. По данным НИИ Гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи, около 90 % детей школьного возраста имеют отклонения физического и психического здоровья.

Резко возросло число детей, страдающих алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией. Увеличилось число убийств и самоубийств, совершенных школьниками. Увеличение распространенности среди школьников курения, употребления алкоголя и наркотиков свидетельствует о низком уровне гигиенических знаний, а также о неэффективности существующих форм и методов гигиенического воспитания детей не только в организованных коллективах, но и в семье.

В связи с этим, одной из приоритетных задач нового этапа реформы системы образования должно стать формирование у учащихся ценностей здоровья и здорового образа жизни.

Актуальность этой проблемы определила тему дипломной работы «Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни у младших школьников в учебном процессе».

ОБЪЕКТ: Педагогический процесс, направленный на формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни у младших школьников.

ПРЕДМЕТ: Педагогические условия, формирующие ценностное отношение младших школьников к здоровому образу жизни.

ЦЕЛЬ: Определить условия, необходимые для формирования у младших школьников ценностного отношения к здоровому образу жизни в учебном процессе.

ГИПОТЕЗА: Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни у младших школьников в учебном процессе будет проходить эффективнее, если будут созданы следующие условия:

  • проявление положительных эмоций реагирования на необходимость формирования здорового образа жизни;
  • насыщение содержания уроков валеологическими знаниями, мотивирующими детей на здоровый образ жизни;
  • обеспечение максимальной двигательной активности младших школьников.

В соответствии с целью и гипотезой поставлены следующие задачи исследования:

  • Провести анализ состояния проблемы в теории и практике школы.
  • Определить условия формирования ценностного отношения младших школьников к здоровому образу жизни.
  • Разработать методические рекомендации, реализующие ценностное отношение к здоровому образу жизни младших школьников в учебном процессе.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

  • Теоретические: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, моделирование формулирующего эксперимента.
  • Экспериментальные: диагностические (анкетирование, тестирование, беседы с детьми), фиксирование результатов обучения и развития, формулирующий педагогический эксперимент, математические методы обработки результатов исследования.


ГЛАВА І Теоретико-методологические основы исследования проблемы ценностного отношения к здоровому образу жизни у младших школьников

1.1 Понятие «ценность», виды ценностей и «ценностное отношение»

Ценности – специфически социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительные или отрицательные значения для человека и общества (благо, добро и зло, прекрасное и безобразное), заключенные в явлениях общественной жизни и природы.

По мнению М.Вебера – ценность – термин, широко используемый в философской и социологической литературе для указания на человеческое, социальное, культурное значение определенных явлений действительности. По существу, все многообразие предметов человеческой деятельности, общественных отношений и включенных в их круг природных явлений может выступать в качестве предметных ценностей как объектов ценностного отношения, то есть оцениваться в плане добра и зла, истины или не истины, красоты или безобразия, допустимого или запретного, справедливого или не справедливого и т.д. Способы и критерии, на основании которых производятся сами процедуры оценивания соответствующих явлений, закрепляются в общественном сознании и культуре как «субъективные ценности» (установки и оценки, императивы и запреты, цели и проекты, выраженные в форме нормативных представлений), выступая ориентирами деятельности человека.

Что такое «ценности»?

В.П.Тугаринов дает такое определение: «Ценности – предметы, явления природы и их свойства, которые нужны (наблюдаемы, полезны, приятны и прочее) людям определенного общества или класса и определенной личности в качестве средств удовлетворения их потребностей и интересов, а также идеи и пробуждения в качестве нормы, цели или идеала» (174, с.11). Таким образом, автор в качестве критерия ценности называет их необходимость для удовлетворения потребностей.

Т.П.Гаврилова считает, что «ценности – это значения объектов, которые в результате их усвоения человеком приобретают для него положительный смысл» (35, с.7). Это определение не противоречит предыдущему, но подчеркивает субъективно-социальный характер ценностей.

По П.Менцеру «ценность – то, что чувства людей диктуют признать стоящим над всем и к чему можно стремиться с уважением, признанием, почтением» (177, с.507). Тем самым показывается, что к ценностям относится не только то, что усвоено, но и к чему необходимо стремиться.

В философском словаре дано такое определение: «Ценности – специфически социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное и отрицательное значение для человека и общества» (178, с534). В этом определении говорится о положительном или отрицательном значении ценности.

Согласно определению С.И.Маслова под ценностью мы будем понимать положительное значение объектов материального и духовного мира с точки зрения удовлетворения материальных или духовных потребностей личности и общества.

Внешние ценности выступают как свойства предмета или явления. Однако, они присущи ему не от природы, не просто в силу внутренней структуры объекта самого по себе, а потому, что он вовлечен в сферу общественного бытия человека и стал носителем определенных социальных отношений. По отношению к субъекту (человеку) ценности служат объектами его интересов, а для его сознания выполняют роль повседневных ориентиров в предметной и социальной действительности, обозначений его различных практических отношений к окружающим предметам и явлениям (103, с.360).

Каждая исторически конкретная общественная форма может характеризоваться специфическим набором иерархии ценностей, система которых выступает в качестве наиболее высокого уровня социальной регуляции. В ней зафиксированы те критерии социально признанного (данным обществом и социальной группой), на основе которых развертываются более конкретные и специализированные системы нормативного контроля, соответствующие общественные институты и сами целенаправленные действия людей, как индивидуальные, так и коллективные. Усвоение этих критериев на уровне структуры личности составляет необходимую основу формирования личности и поддержания нормативного порядка в обществе.

Интеграция, внутренняя противоречивость и динамизм общественных систем находят свое выражение в структуре соответствующих им ценностных систем и способах их воздействия на различные общественные группы. Важный элемент ценностных отношений в обществе – системы ценностных ориентаций личности.

В психологическом словаре ценностные ориентации понимаются как важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и ограничивающие значимое, существенное для данного человека, от незначимого, несущественного. Совокупность сложившихся, устоявшихся ценностных ориентаций образует своего рода ось сознания, обеспечивающую устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения и деятельности, выраженную в направленности потребностей и интересов. В силу этого ценностные ориентации выступают важнейшим фактором, регулирующим, детерминирующим мотивацию личности. Основное содержание ценностных ориентаций – политическое, философское (мировоззренческое), нравственное убеждение человека, глубокие и постоянные привязанности, нравственные принципы поведения. В силу этого в любом обществе ценностные ориентации личности оказываются объектом воспитания, целенаправленного воздействия. Ценностные ориентации действуют как на уровне сознания, так и на уровне подсознания, определяя направленность волевых усилий, внимания, интеллекта. Механизм действия и развития ценностных ориентаций связан с необходимостью разрешения противоречий и конфликтов в мотивационной сфере, селекции стремления личности, в наиболее общей форме выраженной в борьбе между долгом и желанием, мотивам нравственного и утилитарного порядка (88, с.304).

Среди бесконечного множества знаний можно выделить незначительное число явлений, которые сохраняют положительное значение во все времена и для всех людей (общечеловеческие непреходящие ценности): жизнь, здоровье, труд и т.п. З.И.Равкин такие ценности называет абсолютными. Он пишет: «Осознание абсолютных ценностей (и приоритетных в значительной мере тоже) объединяет людей, живущих в разных странах и частях света, принадлежащих к разным слоям общества. Эта объединительная, интегративная функция такого рода ценностей придает им общечеловеческое значение и не умаляет их национального своеобразия» (10, с.7). далее можно выделить ценности приоритетные в духовной жизни конкретного этноса, эпохи, социальной группы. Кроме того, в философии существует ряд категорий для обозначения ценностно-высшего: добро – нравственно высшее, красота – эстетически высшее, истина – высшая ценность в познании, справедливость – высшая ценность в социальных отношениях. Все эти группы ценностей – абсолютные, высшие, приоритетные – составляют систему базисных ценностей, зависящих от социальной и профессиональной принадлежности, особенностей темперамента и других факторов.

Задача образовательных учреждений заключается в формировании адекватной прогрессивным интересам нашего общества системы базисных ценностей у подрастающего поколения. С одной стороны, она должна быть универсальной, с другой – необходимо учитывать, что каждая личность отличается своей системой ценностных ориентаций в зависимости от способностей, профессиональной ориентированности и т.д.

Для целенаправленной и эффективной реализации ценностей в образовании необходима их классификация. В аксиологии существует множество классификаций ценностей. Рассмотрим наиболее значимые из них. В «Философском энциклопедическом словаре» предлагается следующая классификация ценностей: с формальной точки зрения – позитивные и негативные, относительные и абсолютные, субъективные и объективные; по содержанию – логические, этические и эстетические (103, с. 507). В данном случае нас интересует содержательная классификация ценностей.

Ф.Анасимов выделяет следующие группы ценностей:

  1. высшие ценности бытия – человечество и человек, так как из известных образований космической эволюции самым высшим образованием остаются люди, человечество как форма коллективной цивилизации. Все прочие являются таковыми лишь постольку, поскольку обеспечивают существование и прогрессивное развитие человечества;
  2. ценности материальной жизни: природные ресурсы, труд, орудия и продукты труда, необходимые для существования человечества и его воспроизводства;
  3. ценности социальной жизни: различные общественные образования, возникающие в ходе прогрессивного развития человечества, общественные институты, необходимые для жизнедеятельности общества (семья, нация, класс, государство и т.д.);
  4. ценности духовной жизни и культуры: научные знания, философские, нравственные, эстетические и другие представления, идеи, нормы, идеалы, призванные удовлетворять духовные потребности людей.

В данной квалификации первая группа ценностей не расположена в одном ряду с остальными, относясь к формальной стороне ценностей.


ЦЕННОСТИ

ЖИЗНИ                                        КУЛЬТУРЫ

МАТЕРИАЛЬНЫЕ                СОЦИАЛЬНЫЕ                ДУХОВНЫЕ

Близкая к этой, но без указанного недостатка, дается классификация ценностей В.П.Тугариновым (99, с.174). Первоначально он объединяет ценности в два больших класса: ценности жизни (жизнь, здоровье, радости жизни, общение с себе подобными, природа и т.д.) и ценности культуры. Последнее подразделяют на материальные ценности, социально политические (общественный порядок, мир, безопасность, свобода, равенство, справедливость, человечность и т.п.) и духовные.

Духовные ценности – это ценности науки (критерий – «истина»), ценности морали (критерий – «добро»), ценности искусства (критерий – «красота»). Высшей ценностью В.П.Тугаринов считает человека.

Анализ исследований в области аксиологии (З.И.Равкин, В.П.Тугаринов, О.Г.Дробницкий, Т.В.Любимов и др.) позволяют нам выделить следующие группы ценностей: интеллектуальные, социальные, религиозные, эстетические, материальные, валеологические.

Нравственные: добро, свобода, милосердие, мир, долг, верность, честность, благодарность и т.д.

Интеллектуальные: истина, знание, познание, творчество.

Религиозные: святыня, таинство, благочестие, обряды, реликвии, вера и др.

Эстетические: красота, гармония, и др.

Социальные: семья, этнос, Отечество, человечество, дружба, общение и др.

Материальные. Материальные ценности призваны удовлетворять материальные потребности человека, т.е. потребность в материальных благах, необходимых для обеспечения физического существования и развития людей: потребность в питании, одежде, жилище, в средствах сохранения и производства всех этих благ: в материалах, в орудиях труда. Потому к материальным ценностям можно отнести следующее: природные ресурсы и явления, жилище, одежду, орудия труда, материалы, технику, мебель, посуду, деньги, а для младших школьников еще и школьные вещи, игрушки.

Валеологические: жизнь, здоровье, пища, вода, воздух, сон, труд.

Валеологические ценности призваны обеспечить индивидуальное и видовое существование человека.

Исключительно важно для нашего исследования определить природу и своеобразие валеологического в системе ценностных отношений.

«Ценностные отношения» - это принцип связи объектов познания с ценностями, введенный в науку Риккертом Г. и развитый М.Вебером.

Риккерт Г. считал принцип отношения к ценностям важнейшим в процессе образования и идеографических, т.е. индивидуализирующих, понятий и суждений. По Риккерту Г. «логическая цель» индивидуализирующего понимания действительности сама по себе еще не дает указания на то, «индивидуальность каких именно объектов существенна и что именно из их индивидуальности должно быть принято во внимание историческим изложением».

Такие указания может дать только отношение к ценности, индивидуальное может стать существенным «лишь под углом зрения какой-либо ценности», а потому уничтожение «всякой связи с ценностями» означало бы и «уничтожение исторического интереса и самой истории».

Придерживаясь риккертовского понимания отнесения к ценности, Вебер дал свою версию этой концепции, выделив в акте отнесения к ценности стадию «оценки объектов», осуществляемой на основе «Ценностных точек зрения» ученого, и стадию «теоретико-интерпретативного» размышления о возможностях «отнесениях» этих объектов к ценности. Первая стадия представляет собой по Веберу не «понятие», а сложное «ощущение» или «воление», в высшей степени индивидуальное по своей природе. На второй стадии, по его мнению, осуществляется преобразование объектов первоначальной (волевой) оценки в «исторические индивидуумы». Соотнося объект с определенной системой ценностей, ученый доводит «до своего сознания» и сознания других людей его конкретную индивидуальную и «неповторимую форму», в которой воплотилось ценностное содержание исследуемого объекта. Таким образом, утверждается его универсальное «значение».

Вебер М. был одним из немногих, кто занимался вопросами «Ценностного отношения». Его можно с полной уверенностью назвать единственным ученым, который детально определил данные понятия (12, с.804). Опираясь на размышления Вебера, можно определить формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни на примере школьников.

На первом этапе происходит у школьника «сложное ощущение», «волнение» и принятие данного понятия как неизбежной необходимости в его индивидуальном плане.

На второй стадии осуществляется преобразование объектов первоначальной (волевой) оценки в ценность. Соотнося объект с определенной системой ценностей, школьник доводит «до своего сознания и сознания других людей» его конкретную индивидуальную и «неповторимую» форму, в которой воплотилось ценностное содержание исследуемого объекта, в нашем случае – это будет «Здоровый образ жизни».

Рассматривая процесс отнесения к ценности, нельзя не рассмотреть логику усвоения ценности. Данный процесс у младших школьников проходит три фазы.

Первая фаза связана с эмоциональным постижением объекта – ребенок вначале любой объект воспринимает эмоционально. Причем на уровне эмоционального принятия или непринятия его.

Вторая фаза связана с осознанием личной и общественной значимости воспринимаемого объекта.

Третья фаза связана с включением ценности в систему ценностных ориентаций через соотнесение ее с другими ценностями на уровне эмоциональных реакций и личностной значимости (50, с.95).

Зная механизм отнесения объекта к ценности, возможно воздействие на него с помощью педагогических и психологических методов.

1.2 Понятие и сущность здорового образа жизни (ЗОЖ)

Под образом жизни большинством людей понимается устойчивый, сложившийся в определенных общественно-экологических условиях способ жизнедеятельности человека, проявляющийся в нормах общения, поведения, складе мышления.

По мнению Э.Н.Вайнера, понятие образа жизни следовало бы определить как способ жизнедеятельности человека, которого он придерживается в повседневной жизни в силу социальных, культурных, материальных и профессиональных обстоятельств. В таком определении особенно следует выделить культурологический аспект, который подчеркивает, что образ жизни не тождественен условиям жизни, которые лишь опосредуют и обусловливают образ жизни материальными и нематериальными факторами. Культура же человека в контексте рассматриваемого вопроса означает, что человек в силу освоенных им знаний и жизненных установок сам выбирает себе образ жизни с учетом ее условий.

Важнейшее значение в обеспечении образа жизни приобретает личностный компонент, который предполагает установление образа жизни в зависимости от наследственных типологических особенностей человека, наследственно обусловленных или приобретенных заболеваний либо нарушений состояния его регуляторно-адаптивных систем или иммунитета, уровня валеологического воспитания, жизненных целевых установок, имеющихся доступных социально-экономических условий. Закономерной следует считать индивидуальную адресность образа жизни, которая должна в качестве исходных посылок включать выше указанные факторы, а также экологические, региональные и т.п.

Следовательно, образ жизни – это биосоциальная категория, интегрирующая представление об определенном типе жизнедеятельности человека и характеризующаяся его трудовой деятельностью, бытом, формой удовлетворения материальных и духовных потребностей, правилами индивидуального и общественного поведения.

Ю.П.Лисицин включает в образ жизни четыре категории: экономическую – уровень жизни, социологическую – качество жизни, социально-психологическую – стиль жизни и социально-экономическую – уклад жизни. При равных первых двух категориях здоровье людей в очень большой степени зависит от стиля и уклада жизни, которые в большой степени обусловлены историческими традициями, закрепленными в сознании людей.

Двадцатый век дал людям электричество, радио, телевидение, современный транспорт и много других благ. Медицина избавила человека от ряда инфекционных заболеваний, дала ему различные способы и средства лечения болезней. Однако, двадцатый век принес уменьшение объема двигательной активности человека, увеличение нервно-психического и других видов стресса, химического загрязнения внешней и внутренней среды и другие негативные явления, связанные с научно-техническим прогрессом. Реже обращают внимание на существенные изменения в стиле и укладе самой жизни.

Тысячи поколений наших предков жили и работали в тесном общении с природой, синхронно природным ритмам. Вставали с утренней и засыпали с вечерней зарей. Каждое время года имело свой трудовой настрой, свой режим жизни. Теперь же люди живут в ритме производственного цикла, одинаково в любое время года.

Образ жизни современного человека характеризуется гиподинамией и гипокинезией, перееданием, информационной загруженностью, психоэмоциональным перенапряжением, злоупотреблением лекарственными препаратами и т.д., что приводит в конечном счете к развитию так называемых болезней цивилизации.

Болезни современного человека обусловлены прежде всего его образом жизни и повседневным поведением. Увеличение ожидаемой средней продолжительности жизни на 85 % связывают не с успехами медицины, а с улучшением условий жизни и труда, рационализацией образа жизни населения. В нашей стране, как показывает Е.А.Овчаров (1997 г.), 78 % мужчин и 52 % женщин ведут нездоровый образ жизни.

Здоровый образ жизни

Наиболее плавно взаимосвязь между образом жизни и здоровьем выражается в понятии «Здоровый образ жизни». Здоровый образ жизни можно рассматривать как вид жизнедеятельности, способствующий укреплению здоровья и его сохранению (С.В.Попов).

Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и выражает ориентированность личности в направлении формирования, сохранения и укрепления как индивидуального, так и общественного здоровья.

Б.Н.Чумаков считает, что здоровый образ жизни – активность людей, направленная на сохранение и улучшение здоровья. Образ жизни человека и семьи не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно.

Итак, попытаемся рассмотреть, вернее, оценить, факторы положительного влияния на здоровье человека и отрицательные факторы, которые не благоприятствуют здоровью. Если характеризовать здоровый образ жизни, то в нем выделено восемь основных позиций, оказывающих наиболее благоприятное воздействие (влияние) на здоровье. Каждая из позиций здорового образ а жизни характеризуется психофизиологической удовлетворенностью, что положительно сказывается на состоянии здоровья.

Противоположная позиция характеризует нездоровый образ жизни, связанный с дискомфортом, накоплением отрицательных эмоций и факторов, которые рано или поздно бумерангом отразятся на нервно-психологическом статусе как первой ступеньке начала каких-то симптомов заболевания организма.

Здоровье и физическая подготовленность детей и молодежи – важнейшие слагаемые здоровья и физического потенциала всего народа. Однако, многие факты высказывают сегодня острую тревогу за здоровье подрастающего поколения, что, в первую очередь, связано с неудовлетворительной организацией физического воспитания школьников, которое осуществляется на основании действующих школьных программ.

Существующая система образования не способствует улучшению здоровья учащихся, но зачастую содействует его ухудшению. Это увеличенные учебные нагрузки, гиподинамия по вине учителя, опережающая уровень образования, что несоизменно с числом одаренных (до 6 %) и имеющих высокие учебные возможности (в пределах 12 – 15 % от общего числа обучающихся). Изобилие не всегда эффективных авторских программ также усугубляют программу, поскольку более трети детей сегодня испытывают затруднения в усвоении даже общеобразовательных программ. Интенсификация учебного процесса и его организация, основанная на преобладании статических нагрузок, способствует искусственному сокращению объемов произвольной двигательной активности учащихся. Растущий организм ребенка требует огромного количества движений для своего развития; 50 – 60 % времени в режиме дня должно отводиться двигательной активности. Восстановительные процессы в организме проходят очень быстро, поэтому дети могут выполнять работу большего объема, чем взрослые. Значит, упражнения должны быть интенсивными, но кратковременными (20 – 40 с) , с небольшим отдыхом, а все основные упражнения должны занимать не более 20 – 30 минут занятий.

В школьном возрасте у 50 % 6–8-летних, у 60 % 12-летних, у 80 % старшеклассников отмечается выраженная степень двигательной недостаточности.

Потребность в движении у детей удовлетворяется в условиях школы самостоятельными движениями на 18 – 20 %. В дни, когда проводится урок физкультуры, при отсутствии других форм физического воспитания дети недополучают до 40 %, а без таких уроков – до 80 % движений. Если они пропускают уроки или не участвуют в подвижных играх при интенсивной умственной деятельности, то они отстают в физическом развитии, хуже учатся, чаще болеют. Исходя из этих данных, можно сделать вывод, что для удовлетворения естественной потребности в движении у младших школьников суточный объем активных движений должен быть не менее 2-х часов, а недельный – не менее 14 часов.

Хорошо иллюстрируют значение образа жизни пословицы и поговорки, в которых можно найти для себя нормы здорового образа жизни:

  • Кто излишне полнеет, тот стареет.
  • Двигайся больше, проживешь дольше.
  • Кушай просто, проживешь лет до ста.
  • Кто день начинает с зарядки, у того дела в порядке.
  • Не в меру еда – болезнь и беда.
  • Без бодрости в теле нет четкости в деле.
  • Живи не для того, чтобы есть, а ешь для того, чтобы жить.
  • С водкой дружить – здоровье пропить.
  • Пешком ходить – долго жить.
  • Кто друг дурным привычкам, тот враг сам себе.
  • Нервы нужно держать на поводке.
  • Быстрого и ловкого болезнь не достигнет.

1.3 Условия формирования здорового образа жизни младших школьников в процессе обучения

По выражению академика Н.М.Амосова «…чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их ничем нельзя». Указать нужное направление «собственным усилиям» призвана молодая быстро развивающаяся наука валеология (№ 5, с.28).

Валеология (от латинского VALEO – «здравствовать», быть здоровым) – наука, в основе которой лежит здоровье человека.

Но установка на здоровье (а соответственно, и на здоровый образ жизни), как известно, не появляется у человека сама собой, а формируется в результате определенного педагогического воздействия, поэтому в структуре валеологического обеспечения жизнедеятельности особое значение приобретает педагогический компонент, сущность которого, по словам И.И.Брехмана (1995), состоит в «обучении здоровья с самого раннего возраста».

Педагогика здоровья – относительно новое направление в валеологии. Ее основным предметом является здоровье подрастающего поколения.

В структуре обеспечения здоровья системообразующим выступает педагогический аспект, сущность которого состоит в формировании у человека с самого раннего возраста индивидуального способа здорового образа жизни.

С учетом сказанного, предложим определение валеологии Г.К.Зайцева: «Валеология – это наука (или область научных знаний) об управлении здоровьем человека посредством оздоровления (оптимизации) его образа жизни».

В XXI веке общество и школа стремятся к гуманизации, когда на передний план выходят ценности свободы, ненасилия, созидания человека без ущерба для его здоровья, в настоящее время стала очевидной необходимость и глубокого и всестороннего изучения здоровья школьников, факторов, его формирующих.

Младший школьный возраст – достаточно важный период для формирования здорового образа жизни ребенка. Во-первых, в это время организм ребенка интенсивно растет. Во-вторых, происходит адаптация к новым школьным условиям существования. В-третьих, учеба – напряженный умственный труд, связанный с напряжением большого количества центров коры больших полушарий. От того, какие условия для учебы и развития ребенка созданы в школе, в первую очередь зависят здоровье и формирование здорового образа жизни развивающегося человека. Последнее особо актуально для детей младшего школьного возраста, так как в это время самоопределение личности предполагает определение позиции в различных сферах жизнедеятельности. В частности, в младшем школьном возрасте значимо формирование потребности в ведении здорового образа жизни.

По определению В.В.Колбанова, здоровый образ жизни – «управление здоровьем посредством адекватизации поведения», спецификой которого является то, что основным исследователем и субъектом управления является сам ребенок. Как исследователь и субъект управления ребенок должен быть информированным, в доступной для него форме, о его здоровье. Кроме оздоровительной мотивации, основанной на индивидуальных потребностях и свободе выбора.

Формирование здорового образа жизни способствует включению в повседневную жизнь школьника различных новых для него форм поведения, полезных для здоровья (физкультурные минутки на уроках, уроки здоровья, использование валеологического компонента на различных уроках).

Сложившаяся система образования не способствует формированию здорового образа жизни. В школе рекомендации по здоровому образу жизни детям часто насаждаются в назидательной и категорической форме, что не вызывает у них положительных реакций. А взрослые, и в том числе учителя, редко придерживаются указанных правил.

Движение – необходимая составная часть любого вида деятельности ребенка и его естественная биологическая потребность, которая получила название кинезиофилии. Недостаток двигательной активности может нанести вред здоровью ребенка. Это особенно актуально при поступлении в школу. Учебная работа школьника – труд, который осуществляется на фоне длительного статического напряжения, связанного с поддержанием позы и сопряженного со значительными зрительными нагрузками. Кроме того, необходимо помнить о продолжающихся в детском организме процессах роста и развития, которые обуславливают высокую реактивность детей на различные воздействия, в том числе на учебную деятельность.


ГЛАВА ІІ Опытно-экспериментальная работа по формированию у младших школьников ценностного отношения к здоровому образу жизни в процессе обучения

2.1 Констатирующий этап эксперимента

На констатирующем этапе экспериментальной работы осуществлялась диагностика степени сформированности валеологических ценностей у детей экспериментальной группы. Для этого использовались следующие методики:

  • Анкета по оценке сформированности программы здорового образа жизни.
  • Тестирование, позволяющее выявить, как поступят учащиеся в данной валеологической ситуации.

В эксперименте участвовали 27 учащихся 2-го класса муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 15» города Владимира.

Первое представление о валеологической подготовленности школьников было получено мною с помощью анкеты по оценке сформированности программы здорового образа жизни (Приложение 3). Результаты анкетирования занесены в таблицу 1.

Таблица 1

І

Как ты формируешь свой здоровый образ жизни?

Да

Нет

Четко выполняю режим дня

12 чел. (44%)

15 чел. (56%)

Занимаюсь физической культурой

10 чел. (37%)

17 чел. (63%)

Регулярно гуляю на воздухе

20 чел. (74%)

7 чел. (26%)

Выполняю закаливающие процедуры

6 чел. (22%)

21 чел. (78%)

Рационально питаюсь

15 чел. (56%)

12 чел. (44%)

Выполняю правила личной гигиены

12 чел. (44%)

15 чел. (56%)

Хожу в школу с охотой

13 чел. (48%)

14 чел. (52%)

Имею достаточный по продолжительности сон

12 чел. (44%)

15 чел. (56%)

ІІ

Как ты узнаешь о своем здоровье?

Да

Нет

Веду паспорт здоровья

9 чел. (33%)

18 чел. (67%)

Измеряю пульс

13 чел. (48%)

14 чел. (52%)

Провожу хронометраж элементов режима труда и отдыха

17 чел. (63%)

12 чел. (37%)

Получаю информацию:

  • от учителя
  • от врача
  • от родителей

5 чел. (19%)

19 чел. (70%)

3 чел. (11%)

ІІІ

Как сохраняешь правильную осанку?

Да

Нет

Соблюдаю правильную позу

11 чел. (41%)

16 чел. (59%)

Включаю в зарядку упражнения, формирующие правильную осанку

14 чел. (52%)

13 чел. (48%)

Ношу ранец на двух плечах

17 чел. (63%)

12 чел. (37%)

ІV

Какие освоил(а) элементы двигательного режима?

Да

Нет

Умение самостоятельно провести в классе физкультминутку

18 чел. (67%)

9 чел. (33%)

Регулярные занятия физической культурой в школе и дома

20 чел. (74%)

7 чел. (26%)

Занятия в спортивных секциях

12 чел. (44%)

15 чел. (56%)

V

Психическое здоровье.

Да

Нет

Часто ли тебе хочется плакать?

4 чел. (15%)

23 чел. (85%)

Часто ли ты грызешь ногти, крутишь волосы, покачиваешь ногой?

6 чел. (22%)

21 чел. (78%)

Когда вечером ты лежишь в постели, думаешь ли ты с беспокойством, что будет завтра в школе?

20 чел. (74%)

7 чел. (26%)

Обработка полученных результатов показала недостаточно осознанное отношение детей к формированию здорового образа жизни: 15 человек (56%) из 27 учащихся отметили, что не выполняют режим дня; 21 человек (78%) не используют закаливающие процедуры; не выполняют правила личной гигиены – 15 человек (56%)

Но, как положительный момент в формировании здорового образа жизни, можно отметить, что учащиеся имеют достаточный по продолжительности сон – 15 человек (56%), , регулярно гуляют на свежем воздухе – 20 человек (74%).

Анализ ответов на вопрос «Как ты узнаешь о своем здоровье?» выявил, что большинство детей  недостаточно информированы о своем здоровье.

Результаты ответов на вопрос «О правильной осанке» таковы: 16 человек (59%) не соблюдают правильную позу, 13 человек (48%) не включают в зарядку упражнения, формирующие правильную осанку. Но половина учащихся, 17 человек (63%), что важно для формирования правильной осанки, носят ранец на двух плечах.

Учащимися плохо освоены элементы двигательного режима: 13 человек (56%) не посещают спортивные секции, 7 человек (26%) не регулярно занимаются физической культурой в школе и дома, 18 человек (67%) из 27 учащихся могут самостоятельно провести физкультминутку в классе.

Анализ ответов о психическом здоровье учащихся экспериментальной группы показал, что у большинства учащихся (74%) отмечается устойчивое эмоциональное состояние, но ситуации в школе у 7 человек (26%) иногда вызывают беспокойство и чувство тревоги.

На следующем этапе констатирующего эксперимента нами было проведено тестирование учащихся. Оно позволило судить о том, как поступят школьники в данной валеологической ситуации.

Учащимся были предложены валеологические ситуации, которые помогают детям овладеть нормами и правилами поведения (Приложение 4). Каждый ответ оценивался от 1 до 3 баллов:

3 балла – правильный ответ, показывающий, что ребенок имеет представление о нормах и правилах поведения в валеологической ситуации;

2 балла – частично правильный ответ, ребенок имеет частичное представление о том, как вести себя в данной ситуации;

1 балл – неправильный ответ, ребенок не знает, как вести себя в данной валеологической ситуации.

На основе полученных результатов можно определить три уровня представлений:

  • 12 баллов – высокий уровень (у учащегося хорошо сформированы представления о нормах и правилах поведения в данной валеологической ситуации);
  • 10 – 8 баллов – средний уровень (у учащегося частично сформированы представления о нормах и правилах поведения в данной валеологической ситуации);
  • 7 – 4 балла – низкий уровень (у учащегося не сформированы представления о нормах и правилах поведения в данной валеологической ситуации).

Результаты тестирования были занесены в таблицу 2.

Таблица 2

Ф.И. учащегося

Номер вопроса, баллы

Сумма баллов

Уровень представления

1

2

3

4

Андрианов Кирилл

1

2

2

3

8

Средний

Афанасьева Ксения

3

3

2

1

9

Средний

Балкина София

2

1

2

3

8

Средний

Богдан Дмитрий

2

3

2

3

10

Средний

Богданов Иван

2

3

3

1

9

Средний

Бугрова Наталья

1

2

1

1

5

Низкий

Бухалов Олег

3

3

3

1

10

Средний

Герасимов Иван

2

3

1

1

7

Низкий

Голубева Полина

3

1

2

1

7

Низкий

Голубь Кристина

3

3

2

1

9

Средний

Графский Артем

2

3

2

2

9

Средний

Гущина Лилия

2

1

2

3

8

Средний

Давыдова Элина

2

3

2

3

10

Средний

Дергачев Сергей

1

1

3

1

6

Низкий

Дубов Иван

2

1

2

3

8

Средний

Егоров Алексей

1

1

2

1

5

Низкий

Егоров Андрей

2

1

1

1

5

Низкий

Журухин Егор

1

1

2

3

7

Низкий

Зубов Николай

2

3

2

1

8

Средний

Козлова Алина

1

1

2

1

5

Низкий

Коровина Полина

2

3

2

3

10

Средний

Медведков Давид

2

1

2

1

6

Низкий

Митяков Кирилл

1

1

2

1

5

Низкий

Николаев Алексей

2

1

2

3

8

Средний

Руфова Карина

3

3

2

3

11

Средний

Сурина Анастасия

3

3

1

1

8

Средний

Фёдоров Дамиан

1

1

2

3

7

Низкий

Шошин Дмитрий

2

2

2

1

7

Низкий

Обработка полученных результатов выявила, что у 16 человек (57%) из 28 учащихся имеют средний уровень, когда у учащихся частично сформированы валеологические представления; 12 человек (43%) показали низкий уровень сформированности представлений, когда у учащихся не сформированы нормы и правила поведения в данной валеологической ситуации.

Полученные результаты констатирующего этапа позволяют говорить о низкой компетентности школьников в вопросах валеологии и их слабой готовности вести здоровый образ жизни. Это, по нашему мнению, одна из главных причин негативных тенденций в формировании здоровья подрастающего поколения. Следовательно, налицо актуальность валеологического образования детей в рамках школьной образовательной программы.

2.2 Формирующий этап эксперимента

Целью данного этапа экспериментальной работы было создание условий для формирования у детей экспериментальной группы ценностного отношения к здоровому образу жизни в учебном процессе и проверка эффективности этих условий.

Валеологический компонент на уроках

Валеологическая доминанта в начальном образовании осуществляется и развивается по спирали. Специфика ее в том, что образовательный компонент углубляется на каждом новом витке, так как в программах начальной школы учитываются физиологические запросы организма, психические изменения, связанные с возрастом ребенка, его социальные потребности.

Человек – неотъемлемая часть Природы, и он не может развиваться, не зная цели и смысла своего существования, не заботясь о своем здоровье. Каждому присуще желание быть сильным и здоровым; однако, общество имеет больное поколение.

В структуре учебного плана любого предмета начальной школы, ставящей своей целью воспитать здорового, гармоничного человека, может быть включено следующее содержание:

  • знание ребенка о себе, своей индивидуальности, неповторимости;
  • умение выделить процессы физического и психического развития, свойственные его индивидуальности;
  • умение избегать стресса, выходить из него с наименьшими потерями, оказывать помощь другим;
  • умение понимать, в чем, при каких условиях среда обитания (жилище, улица) безопасна для жизни;
  • знать возможные экстремальные ситуации для ребенка в природной среде, а также меры безопасности в разные времена года.

Такой целенаправленный курс не только формирует умения ребенка, помогает ему жить в гармонии с собой, но и помогает наиболее продуктивно усваивать другие школьные курсы, развивающие общую и профессиональную культуру в будущем.

Знания позволяют ребенку оценить вклад каждой системы организма в выживании и здоровье всей системы и рассматривать свой рост и развитие как жизненный процесс, которому благоприятствует разумное ведение здорового образа жизни.

В процессе приобщения к знаниям ребенок учится: выражать свои эмоции удобным и наиболее адекватным образом; оценивать потенциальные результаты поступка в сравнении с возможными последствиями перед тем, как выбрать тот или иной способ действия (то есть прогнозировать свое поведение); эффективно общаться с другими людьми, поддерживать межличностные контакты.

Основные задачи образовательного компонента «Окружающий мир»:

  • формирование представлений о научной картине мира, в которой природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве; основ экологической культуры;
  • воспитание культуры взаимоотношений со сверстниками, младшими, взрослыми; формирование умения рационально организовывать свою жизнь и деятельность, опираясь на первые знания о себе как биологическом и социальном существе; воспитание любви и уважения к родной стране, ее истории и культуре;
  • формирование элементарной эрудиции ребенка, его общей культуры.

В основе построения программы лежит принцип отбора наиболее актуальных для ребенка этого возраста знаний, необходимых для его психического и личностного развития, а также успешного последующего обучения.

Содержание учебного материала выстраивается таким образом, что появляется возможность «включить» человека в природу, рассмотреть его как часть животного мира, населяющего Землю.

Тема «Здоровье и безопасность» большое внимание уделяет рассмотрению биологических особенностей человека. Изучаются важнейшие факторы среды, обеспечивающие выживание человека как биологического вида: пища, воздух, информация о среде (свет, тепло, звук, запах, вкус и т.д.). Здоровье – главное богатство человека. Понятие о здоровье включает: стойкость к болезням, закаленность, выносливость, сила и уравновешенность, жизнерадостность.

Основные вопросы темы:

  • «Строение тела человека»,
  • «Если хочешь быть здоров»,
  • «Поговорим о болезнях»,
  • «Берегись автомобиля!»,
  • «Домашние опасности»,
  • «Пожар»,
  • «На водоеме и в лесу»,
  • «Опасные незнакомцы».

Кроме этого необходимо проводить практические работы:

  • составление режима дня для учащихся 1 – 4 классов (для будних и воскресных дней);
  • оказание первой помощи при обморожении, небольших ранениях, ушибах;
  • подсчет ударов пульса в спокойном состоянии и после физических упражнений;
  • определение своего роста, веса.

Важным дополнением к беседам о закаливании, охране и укреплении здоровья в разные времена года служит короткая по объему, но емкая по содержанию схема, моделирующая образ жизни и поведение здорового человека. В схеме заключены четыре основных правила сохранения здоровья, которые приемлемы всегда, не зависимо от сезонов. Поэтому с ней можно работать в течение всего года, лишь пополняя из урока в урок арсенал приемов укрепления организма.

Правильное питание

Закаливание

З Д О Р О В Ь Е

Выбор одежды

Режим дня

В заключении изучения любой системы органов предусматривается знакомство с материалами о гигиене, т.е. условия среды, оказывающие положительное воздействие на систему, в целом на организм.

Знакомство с органами чувств и их ролью в жизни идет в разделе «Как человек воспринимает окружающий мир». Далее, дети подробно узнают, как кожа защищает тело от неблагоприятных воздействий окружающей среды. На конкретном материале с использованием красочного иллюстративного оформления учебников изучаются вопросы питания, дыхания, выделения продуктов жизнедеятельности, обмен веществ между человеком и окружающей средой. Через все содержание учебного материала необходимо проследить взаимосвязь самого организма человека между различными его органами и их системами, которые у здорового человека работают согласованно, слаженно. Материал по изучению различных тем имеет смысл давать блоками, чтобы можно было успешнее проследить взаимосвязь, например, между строением скелета и работой мышц, органами дыхания, кровообращения и выделения и прочее. Таким образом, реализуется идея связи организма и среды, идея целостности организма.

Цель уроков здоровья: учиться быть здоровым душой и телом. Стремиться творить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы и законами бытия.

Задачи:

  • формирование потребностно-мотивационных основ гигиенического поведения, безопасной жизни;
  • формирование нравственно-психологического компонента здорового образа жизни;
  • половое и физическое воспитание;
  • обеспечение физического и психического саморазвития.

Особенности методики преподавания

Обучение следует проводить преимущественно в игре или творческой деятельности. В свободной игровой и творческой деятельности, главным образом через подражание практическим действиям, должно осуществляться формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни.

В своей работе педагог ориентируется не только на усвоение ребенком знаний и представлений, но и становление его мотивационной сферы гигиенического поведения, реализации усвоенных ребенком знаний и представлений в его реальном поведении. Педагог учитывает, что ребенок изучает себя. Особенности своего организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать целостное отношение к здоровому образу жизни.

Методика работы с детьми строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому отношению в выполнении заданий. Задания содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями (тренинг, оздоровительные минутки – упражнения для глаз, для осанки; дыхательные упражнения), необходимыми для развития навыков ребенка.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Примерный режим дня младших школьников,

посещающих школу в первую смену

Режимные моменты

Классы

1 – 3

4

Подъем

7.00

7.00

Утренняя гимнастика. Водные процедуры (утренний туалет, уборка постели)

7.00 – 7.30

7.00 – 7.30

Завтрак

7.30 – 7.50

7.30 – 7.50

Дорога в школу (прогулка)

7.50 – 8.20

7.50 – 8.20

Учебные и факультативные занятия в школе

8.20 – 12.30

8.20 – 13.30

Дорога из школы домой (прогулка)

12.30 – 13.00

13.30 – 14.00

Обед

13.00 – 13.30

14.00 – 14.30

Послеобеденный отдых

13.30 – 14.30

-

Пребывание на воздухе

14.30 – 16.00

14.30 – 17.00

Приготовление уроков (через каждые 40 минут занятий перерыв 5 – 10 минут)

16.00 – 17.30

17.00 – 19.00

Пребывание на воздухе

17.30 – 19.00

-

Ужин и свободные занятия

19.00 – 20.30

19.30 – 20.30

Приготовления ко сну (проветривание комнаты, вечерний туалет)

20.30 – 21.00

20.30 – 21.00

Сон

21.00 – 7.00

21.00 – 7.00


ПРИЛОЖЕНИЕ 2 

Примерный режим дня младших школьников,

посещающих школу во вторую смену

Режимные моменты

Классы

2 – 3

4

Подъем

7.00

7.00

Утренняя гимнастика. Водные процедуры (утренний туалет, уборка постели)

7.00 – 7.30

7.00 – 7.30

Завтрак

7.30 – 7.50

7.30 – 7.50

Пребывание на воздухе

7.50 – 8.20

7.50 – 8.20

Приготовление уроков (через каждые 40 минут занятий перерыв

5 – 10 минут)

8.20 – 10.00

8.20 – 10.30

Свободные занятия (чтение книг, помощь семье)

10.00 - 11.30

10.30 – 11.30

Пребывание на воздухе, подвижные игры и развлечения

11.30 – 13.00

11.30 – 13.00

Обед

13.00 – 13.30

13.00 – 13.30

Дорога в школу (прогулка)

13.30 – 14.00

13.30 – 14.00

Учебные и факультативные занятия в школе

14.00 – 18.00

14.00 – 19.00

Дорога из школы домой (прогулка)

18.00 – 18.30

19.00 – 19.30

Пребывание на воздухе

19.00 – 20.30

-

Ужин и свободные занятия

19.00 – 20.30

19.30 – 20.30

Приготовления ко сну (проветривание комнаты, вечерний туалет)

20.30 – 21.00

20.30 – 21.00

Сон

21.00 – 7.00

21.00 – 7.00


ПРИЛОЖЕНИЕ 3

АНКЕТА

«Сформированность программы здорового образа жизни»

І Как ты формируешь свой здоровый образ жизни?

1.Четко выполняю режим дня

2.Занимаюсь физической культурой

3.Регулярно гуляю на воздухе

4.Выполняю закаливающие процедуры

5.Рационально питаюсь

6.Выполняю правила личной гигиены

7.Хожу в школу с охотой

8.Имею достаточный по продолжительности сон

ІІ Как ты узнаешь о своем здоровье?

1.Веду паспорт здоровья

2.Измеряю пульс

3.Провожу хронометраж элементов режима труда и отдыха

4.Получаю информацию:

•от учителя

•от врача

•от родителей

ІІІ Как сохраняешь правильную осанку?

1.Соблюдаю правильную позу

2.Включаю в зарядку упражнения, формирующие правильную осанку

3.Ношу ранец на двух плечах

ІV Какие освоил(а) элементы двигательного режима?

1.Умение самостоятельно провести в классе физкультминутку

2.Регулярные занятия физической культурой в школе и дома

3.Занятия в спортивных секциях

V Психическое здоровье.

1.Часто ли тебе хочется плакать?

2.Часто ли ты грызешь ногти, крутишь волосы, покачиваешь ногой?

3.Когда вечером ты лежишь в постели, думаешь ли ты с беспокойством, что будет завтра в школе?


ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Тестирование по валеологическим ситуациям, которые помогают детям овладеть нормами и правилами поведения

Ситуация 1. На берегу реки Оки рыбаки продают карасей. Что вы посоветуете маме?

1. Купить вкусную рыбу.

2. Лучше купить в магазине проверенную рыбу.

3. Не есть рыбу, выловленную в Оке.

Ситуация 2. В мусорном бачке горит мусор. Что вы будете делать?

1. Вызовите службу пожарной охраны по телефону «01».

2. Попытаетесь сами погасить огонь в бачке.

3. Позовете взрослых.

Ситуация 3. Вы увидели незнакомое растение с аппетитными плодами. Вам кажется, что вы когда-то ели подобные ягоды. Ваши действия?

1. Попробуете 1 – 2 ягоды, проверяя, знаком ли вам этот вкус.

2. Проявите осторожность и пройдете мимо.

3. Соберете горсть ягод, чтобы показать знакомым.

Ситуация 4. Ваш лучший друг предложил вам попробовать выкурить сигарету. Ваши действия?

1. Объясните ему, что курение опасно для здоровья и откажитесь.

2. Попробуете, чтобы не обижать друга.

3. Откажитесь.


ПРИЛОЖЕНИЕ 5.

Тесты на валеологическую тематику

2 класс

1. При каких повреждениях кожи нужно выполнять рекомендации? Соедини линиями.

  1. Обмораживание.
  2. Ушиб.
  3. Ожог.
  4. Ранка.
  • Промыть чистой водой, смазать кожу вокруг йодом или зеленкой, перевязать.
  • Растирать сухой варежкой, платком или рукой.
  • Приложить что-нибудь холодное.
  • Полить большим количеством холодной воды.

2. Запиши номер телефона «Скорой помощи».

3. Как называют болезни, которые возникают при заражении человека болезнетворными микробами? Запиши правильный ответ.

  1. Детские болезни.
  2. Инфекционные болезни.
  3. Аллергия.

4. Что служит органом слуха у человека? Выбери правильный ответ.

  1. Язык.
  2. Кожа.
  3. Глаза.
  4. Уши.
  5. Нос.

5. Отгадай загадки, напиши отгадки.

- Живет мой братец за горой, не может встретиться со мной.

- Если б не было его, не сказал бы ничего.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Содержание, формы и методы деятельности учителя начальной школы по формированию у младших школьников умений, навыков ведения здорового образа жизни»

 Здоровье –бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья так к...

Развитие ценностного отношения к здоровому образу жизни у учащихся начальной школы средствами здоровьесберегающих технологий В.Ф. Базарного, здоровьеукрепляющих приёмов обучения и воспитания

Актуальноссть проблемы здоровьесбережения, виды здоровьесберегающих технологий, предупреждение утомляемости на уроках, приёмы и методы создания благоприятного климата, формирование ценностного отношен...

Совместная работа воспитателя группы продлённого дня и классного руководителя начальной школы по формированию ценностного отношения к здоровому образу жизни у воспитанников.

Понятие «здоровье» имеет множество определений. Но самым популярным, и, пожалуй, наиболее ёмким следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье – это состояние п...

ВОСПИТАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Программа по формированию здорового образа жизни обучающихся....

Проект по валеологии, формированию у детей ценностного отношения к здоровому образу жизни

Проблема  укрепления  здоровья детей в группе  стоит очень остро. Проанализировав заболеваемость, мы обратили внимание на увеличение  соматических заболеваний.Причина, это  не...

Программа "Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни у учащихся начальных классов"

Программа «Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни у учащихся начальных классов». Цель программы: создание здоровьеразвивающей среды, поиск оптимальных средств сохранен...