Рабочая программа 4-й класс УМК "Гармония"
календарно-тематическое планирование (4 класс) по теме

Терентьева Ирина Николаевна

Рабочая программа 4-й класс УМК "Гармония"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_4_klass.rar475.22 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению

Класс 4 «Д»

Учитель Терентьева Ирина Николаевна

Количество часов 102

Всего 102 часа; в неделю 3 часа

                                    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя образовательная школа №5 г. Тайшета

РАССМОТРЕНА                                                                                                        СОГЛАСОВАНА                                                                                 УТВЕРЖДЕНА

на заседании  методического                                                                             Заместитель директора                                                      Директор МБОУ СОШ № 5

объединения                                                                                                           по УВР                                                                                      г. Тайшета

протокол №____________                                                                                  ______________                                                                       _____________

от «____» __________2013 г.                                                                             от «____» __________2013 г.                                                от «____» __________2013 г.  

________________________

ФИО  (руководителя ШМО)    

                                Рабочая программа    по предмету      «Литературное чтение»   4-  класс

2013- 2014 учебный год

 Терентьевой Ирины Николаевна

       Составлена в соответствии с программой

 на основе федерального компонента государственного стандарта

 и авторской программы О.В.Кубасовой по УМК «Гармония».

 Смоленск: Ассоциация ХХ1 век, 2010 г.

Пояснительная записка
к тематическому планированию по литературному чтению 4 класс

Данная рабочая программа разработана на основе учебной программы по литературному чтению из учебно-методического комплекта «Гармония» для четырехлетней начальной школы (автор – кандидат пед. наук, доцент О. В. Кубасова) с учетом федерального комплекта государственного стандарта начального общего образования.

- Закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федерального компонента государственного стандарта (начального общего, основного общего, среднего общего образования), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 года № 1089;

- Федерального государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 г № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», с изменениями и дополнениями от 26.11.2010 № 1241, от 22 сентября 2011 №2357;

-  учебного плана  МБОУ СОШ № 5 г.Тайшета на 2013../2014. учебный год;

- письма службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области от 15.04.2011  года № 75-37-0541/11.

Программа рассчитана на 102 учебных часов (3 часа в неделю), в том числе на проведение обобщающих библиотечных уроков – 7 часов.

Для реализации программного содержания используется учебно-методический комплект по литературному чтению, рекомендованный Министерством образования РФ.

Изучение литературного чтения направлено на достижение следующих целей:

– развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова: совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;

– овладение основным, правильным и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников, формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

– воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы, обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.

II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»

( 102_ ч.)

4 класс

Виды речевой деятельности

Аудирование (слушание)

Восприятие на слух звучащей речи (высказываний собеседников, чтения различных текстов). Адекватное пониманиезвучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержаниюуслышанного произведения. Умение характеризовать особенности прослушанного художественного произведения: определять жанр, тему и идею, раскрывать последовательность развития сюжета, описывать и характеризовать персонажей.

Осознание цели и определение последовательности построения услышанного речевого высказывания. Умение задаватьвопросы по услышанному учебному, научно-познавательномуи художественному произведению. Сравнение на слух художественного и научно-популярного текста.

Чтение

Чтение вслух

Заинтересованное, осознанное, правильное, беглое, выразительное чтение.

Чтение «про себя»

Осознание при чтении про себя смысла доступных по объёму и жанру произведений, осмысление цели чтения. Выборвида чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое, творческое). Умение находить в тексте необходимую информацию; отвечать на вопросы, используя текст.

Работа с разными видами текста

Полноценное восприятие доступных возрасту литературных произведений разных жанров.

Общее представление о разных видах текстов (художественных, учебных, научно-познавательных) и их сравнение. Определение целей и задач создания этих видов текста.

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений; определение способов организации разных видов текста – повествования, описания, рассуждения. Прогнозирование содержания текста и книги перед чтением и в процессе чтения.

Самостоятельное определение темы текста, главной мысли, структуры.

Деление текста на смысловые части, их озаглавливание.

Составление плана (вопросного, цитатного, самостоятельносформулированными повествовательными предложениями).

Составление сложного плана.

Умение работать с разными видами информации.

Практическое сравнение различных видов текста (учебный, художественный, научно-популярный) и произведений разных

(изучаемых) жанров.

Участие в коллективном обсуждении: умение выступатьпо теме, отвечать на вопросы, слушать выступления товарищей,

дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечениесправочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Работа с текстом художественного произведения

Определение темы и главной мысли текста.

Определение особенностей художественного текста: народное или авторское произведение, своеобразие выразительных

средства языка (синтаксическое построение предложений, единство или контрастность описаний), жанр, структура (композиция).

Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующихгероя и событие. Портрет, характер героя, выраженный черезпоступки и речь. Анализ причин поведения персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии и по контрасту.

Выявление авторского отношения к герою. Характеристикагероя произведения с использованием художественно-выразительных средств (эпитет, сравнение, гипербола) данноготекста. Характеристика исторического героя – защитника Отечества.

Выделение опорных (ключевых) слов текста. Составление плана. Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный, творческийпересказ.

Составление рассказа (сказки) по внутритекстовой иллюстрации, по заданной теме, в форме продолжения прочитанного, по аналогии с прочитанным.

Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

Умение пользоваться приемами заучивания стихотворений (с опорой на ключевые слова) и выразительного чтения.

Сравнение художественных произведений по теме, жанру, эмоциональной окраске.

Работа с учебными и научно-познавательнымитекстами

Понимание заглавия произведения. Определение особенностей учебного и научно-познавательного текста (передача информации). Определение темы и главной мысли текста. Делениетекста на части. Определение микротем. Выделение опорных (ключевых) слов. Схема, модель текста. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный  пересказ текста. Краткий пересказ текста.

Работа с познавательной литературой: умение находитьнеобходимую информацию, систематизировать и усваиват  ьеё.

Библиографическая культура

Книга как особый вид искусства и как источник знаний.

Элементы книги. Книга: учебная, художественная, познавательная, справочная. Виды информации в книге.

Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).

Выбор книг на основе рекомендательного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Умение ориентироваться в мире книг, подбирать литературу по жанру, теме, собственным возможностям и интересам, опираясь на весь комплекс вне текстового аппарата книги.

Говорение (культура речевого общения)

Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать, отвечать и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и вежливо высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно-познавательному, художественному тексту).

Использование норм речевого этикета в условиях как учебного, так и внеучебного общения. Монолог как форма речевого высказывания. Умение отбирать и использовать изобразительно-выразительные средства   языка с учётом особенностей монологического высказывания.

Отражение основной мысли текста в высказывании. Самостоятельное построение плана своего высказывания.

Передача впечатлений (от повседневной жизни, литературного и живописного произведения) в высказывании (описании,

рассуждении, повествовании).

Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, рассказ по рисункам

и репродукциям картин, на заданную тему, по аналогии с прочитанным.

Письмо (культура письменной речи)

Практическое освоение на основе прочитанных художественных произведений следующих типов письменной речи: текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение.

Создание собственных мини-сочинений на заданную тему, рассказов по картинам, эссе, читательских отзывов, аннотаций.

Соблюдение норм письменной речи: соответствие содержания высказывания заголовку, выражение темы и идеи, последовательность изложения, использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнениеи др.).

Круг чтения

В четвёртом классе дети знакомятся с лучшими творениями всемирной литературы разных видов и жанров: гимны, сказки (народные и литературные), былины, басни, рассказы, мифы и библейские сказания, пьесы, стихотворения, познавательная литература, повесть.

Тематическое планирование

Гимн Российской Федерации.

«Что за прелесть эти сказки!..» (Сказки) (_21___ч.)

И. Токмакова «В чудной стране»*; русские народные сказки «Всё у нас, слава Богу, хорошо!», «Пётр I и мужик», «Пётр и Петруша», «Марья и ведьмы», «Василиса Прекрасная»; сербская сказка «Почему у месяца нет платья»; бразильская сказка «Жизнь человека»; X. К. Андерсен «Русалочка»; А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»; Д. Джекобс «Рыба и кольцо»; С. Маршак «Отчего у месяца нет платья»; В. Берестов «Сказка: Корнею Ивановичу Чуковскому»*; К. Чуковский «Приключения белой мышки»; А. Линдгрен «Крошка Нильс  Карлсон»; Дж. Родари «Эти бедные привидения»; К. Драгунская «Лекарство от послушности».

«О доблестях, о подвигах, о славе...» (Былины) (__5_ч.)

«Добрыня и Змей» (пересказ А. Нечаева); «Добрыня и Змей» (обработка Ю. Круглова); «Болезнь и исцеление Ильи Муромца»

(пересказ А. Нечаева); «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (пересказ А. Нечаева); «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (обработка В. Аникина).

«Уж сколько раз твердили миру...» (Басни) (__4_ч.)

X. К. Андерсен «Эта басня сложена про тебя»; Эзоп «Лисица и Козёл», «Ворона и кувшин», «Мальчик-вор и его мать»; И. Крылов «Лебедь, Щука и Рак»*, «Мышь и Крыса», «Две Бочки»; Л. Н. Толстой «Лев и лисица»; С. Михалков «Просчитался», «Услужливый», «Заячье горе»; И. Демьянов «Валерик и тетрадь».

Оглянись вокруг (Рассказы) (_20__ч.)

М. Пришвин «Как я научил своих собак горох есть», «Глотокмолока»; Н. Сладков «В норе»; К. Паустовский «Заячьи лапы»;

Р. Фраерман «Девочка с камнем»; Ю. Ермолаев «Иголка с ниткой»; Ю. Яковлев «Полосатая палка»; А. Платонов «Цветокна земле»; К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»; Н. Носов «Огородники», «Клякса»; Ю. Ермолаев «Жарко»; М. Зощенко «Ёлка»; О. Григорьев «Две трубы»; С. Алексеев» Капитан бомбардирской роты», «Радуйся малому, тогда и большое придёт»; А. Чехов «Ванька»; Г. Сенкевич «Янко-музыкант»; Д. Мамин-Сибиряк «Вертел»; Л. Кассиль «У классной доски»; В. Лидин «Завет»; Кир Булычёв «Чудовище у родника».

Золотая колесница (Мифы Древней Греции) (__4_ч.)

«Персей»; «Орфей и Эвридика»; «Дедал и Икар».

«Вначале было Слово, и Слово было Бог... «(Библейские сказания) (__8____ч.)

«Семь дней творения»; «Бог сотворил первого человека»; «Жизнь первых людей в раю»; «Первый грех...», «ОбещаниеСпасителя», «Изгнание из рая»; «Всемирный потоп»; «Моисей»; С. Лагерлёф «Святая ночь», «В Назарете»; А. Мень «Милосердие Иисуса»; притча «Блудный сын».

Мир — театр, люди — актеры... Пьесы (__6___ч.)

Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома» (глава), «Два друга» (отрывок из пьесы по повести «Витя Малеев в школе и дома»);

С. Козлов «Снежный цветок».

Мир волшебных звуков (Поэзия) (___15__ч.)

В. Жуковский «Песня»; А. С. Пушкин «Птичка»*, «Няне», «Зимняя дорога»; М. Лермонтов «Горные вершины»*(из И. В. Гёте), «Утёс», «Молитва»; И. Суриков «Весна»; К. Бальмонт «Золотая рыбка»; А. Блок «На лугу», «Гроза прошла, и ветка белых роз...»*; С. Есенин «С добрым утром!»*; М. Волошин «Сквозь сеть алмазную зазеленел восток... «; В. Маяковский «Тучкины штучки»; С. Маршак «Пожелания

друзьям»; Саша Чёрный «Зелёные стихи»; Ю. Владимиров «Чудаки»*; Д. Хармс «Очень страшная история»; В. Хотомская «Два гнома», «Три сестрицы»; О. Высотская «Весенние рубашки»; Э. Мошковская «Песня»; Ю. Мориц «Чтоб летали мы все и росли!»; В. Высоцкий «Песня Кэрролла».

Когда, зачем и почему? (Познавательная литература) (___ч.)

Н. Кун «Олимп», «Царство мрачного Аида»; Ю. Яковлев» О нашей Родине»; М. Пришвин «Моя Родина» (из воспоминаний); И. Соколов-Микитов «Русский лес»; Ю. Дмитриев «Зелёное и жёлтое»; «Крещение Руси» (из книги «Крещение Руси»); Н. Соловьёв «Сергей Радонежский»; В. Губарев» В открытом космосе»; Л. Яхнин «Метро»; М. Ильин и Е. Сегал «Что из чего»; М. Ильин «Сто тысяч почему»; Н. Надеждина» Лук от семи недуг»; В. Малов «Как парижский официант русскому изобретателю помог»; М. Константиновский «Что такое

электрический ток»; А. Дитрих и Г. Юрмин «Какая книжка самая интересная?» (отрывок); К. Паустовский «Великий сказочник» (в сокращении), «Сказки Пушкина»; Я. Смоленский «Какнаучиться читать стихи»; К. Чуковский «Признания старогосказочника» (фрагмент).

«Самого главного глазами не увидишь...» (Повесть сказка) (__6__ч.)

А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц».

Литературоведческая пропедевтика (практическое  освоение)

Практическое освоение особенностей различных жанров  лирики, эпоса и драмы в сравнении: сказка–рассказ, басня-сказка, рассказ–повесть, сказка–сказочная повесть, рассказ–стихотворение, пьеса–рассказ, пьеса–сказка, былина–сказка, миф–сказка, очерк–рассказ.

Умение элементарно классифицировать сказки. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция).

Представление о различных разновидностях рассказов

(о подвигах, о детях, о животных, философские, юмористические, исторические).

Общие представления о своеобразии лирики: пейзажной, юмористической, философской, романтической.

Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности:

синонимов, антонимов, художественных повторов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол, олицетворений, звукописи. Знание некоторых приемов художественной композиции. Ориентировка в литературных понятиях: художественное  произведение, художественный образ, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема; герой произведения, лирический  герой.

Умение отличить художественную литературу от учебной  и познавательной на основе их практического сравнения.

Общее представление о композиционных особенностях построения разных видов высказываний: повествование (сказка, рассказ, повесть), описание (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждение (монолог героя, диалог героев).

Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выявление особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

Историко-литературные понятия: фольклор и авторские   художественные произведения (различение).

Получение первоначальных представлений об известных писателях (А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой, X.К. Андерсен, И. С. Крылов, С. Я. Маршак, К. Г. Паустовский и др.) на основе знакомства с их творчеством.

Творческая деятельность (на основе литературных  произведений)

Освоение всех используемых в начальной школе творческих видов интерпретации текста (выразительное чтение, драматизация, словесное, графическое, музыкальное иллюстрирование, составление диафильма и виртуальная экранизация, разные формы творческого пересказа, презентация), умение выбирать и использовать их в соответствии со спецификой произведения.

Создание сочинений разных типов (повествование, описание, рассуждение) на основе читаемой литературы.

Внеурочная деятельность на основе прочитанного   на уроках литературного чтения

Пополнение и структуризация классной библиотечки (уголка чтения).

Участие в подготовке и проведении литературных викторин по творчеству любимых писателей (Х. К. Андерсен, А. С. Пушкин, К. И. Чуковский, Н. Н. Носов и др.).

Содержание курса «Литературное чтение»

Создание рисунков к прочитанным произведениям.

Создание костюмов для сказочных персонажей.

Участие в конкурсах чтецов.

Участие в работе кружка «Речевой этикет (культура речи)».

Участие в работе кружка «Юный театрал».

Участие в работе кружка «Творческая мастерская» (создание собственных текстов).

Создание коллажа «Моя Родина».

Создание сборника любимых стихотворений русских поэтов.

Создание аудиоальбома по произведениям русских поэтов.

Создание альбома «Никто не забыт, ничто не забыто».

Участие в конференции «В жизни всегда есть место подвигу».

Сочинение собственных произведений в жанре эссе, очерка, сказки.

Участие в читательской конференции по теме «Наши любимые писатели».

Создание книжных выставок книг по темам «Былины», «Мифы Древней Греции», «Русские народные волшебные сказки», «Книги Х. К. Андерсена», «Сказки А. С. Пушкина» и др.

УЧЕБНО_ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема раздела

Количество часов

1

«Гимн Российской Федерации»

1 час

2

«Что за прелесть эти сказки!»

23 часа

3

«О доблестях, о подвигах, ославе…»

5часов

4

«Уж сколько раз твердили миру…»

6 часов

5.

«Оглянись вокруг»

29 часов

6

«Золотая колесница» Мифы Древней Греции

4часа

7.

В начале было слово Бог. Библейские сказания

8 часов

8.

«Мир – театр, люди –актёры…» Пьесы

6 часов

9

Мир волшебных звуков. Поэзия

15 часов

10

Когда, зачем и почему? Познавательная литература

12 часов

11

«Самого главного глазами не увидишь»

6 часов

Требования, предъявляемые к знаниям, умениям и навыкам учащихся в конце четвертого года обучения

по программе О.В. Кубасовой

К концу обучения литературному чтению в начальной школе обучающиеся 4 класса должны:

знать/понимать:

уметь:

– названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;

– читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости);

– определять тему и главную мысль произведения;

– пересказывать текст (объем не более 1,5 страниц);

– делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

– составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения;

– читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

– создавать небольшой устный текст на заданную тему;

– приводить примеры произведения фольклора (пословицы, загадки, сказки);

– различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;

– приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу;

– различать элементы книги (обложка, заглавие, титульный лист, иллюстрация, аннотация);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

– для самостоятельного чтения книг;

– высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);

– самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;

– работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).

Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.

УИПЗЗ – урок изучения и первичного закрепления знаний

УЗЗВУ – урок закрепления знаний и выработки умений

УКИЗ – урок комплексного использования знаний

УОСЗ – урок обобщения и систематизации знаний

УПОКЗ – урок проверки, оценки и контроля знаний

III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

К концу изучения в начальной школе курса «Литературное чтение» будет обеспечена готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень ихчитательской компетентности, литературного и речевого развития.

Выпускники начальной школы научатся:

• осознавать значимость чтения для своего развития, для успешного обучения по другим предметам и дальнейшейжизни;

• читать осознанно, правильно, бегло (целыми словами вслух – не менее 90 слов в минуту, «про себя» – не менее120 слов в минуту) и выразительно доступные по содержаниюи объёму произведения;

• применять различные способы чтения (ознакомительное, творческое, изучающее, поисковое);

• полноценно воспринимать (при чтении вслух и «про себя», при прослушивании) художественную литературу, получая от этого удовольствие; эмоционально отзываться на прочитанное;

• знанию основных моральных норм;

• ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, оценивать поступки персонажей с точки зрения общепринятых морально-этических норм;

• работать с литературным текстом с точки зрения его эстетической и познавательной сущности;

• определять авторскую позицию и высказывать свое  отношение к герою и его поступкам;

• устанавливать причинно-следственные связи и определять жанр, тему и главную мысль произведения; характеризовать героев;

• находить в художественном произведении различныесредства языковой выразительности (сравнение, олицетворение, эпитет, художественный повтор, звукопись) и пониматьих роль в тексте;

• выделять основные элементы сюжета, определять их рольв развитии действия;

• сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, выделяя два-три существенных признака;

• отличать поэтический текст от прозаического;

• распознавать основные жанровые особенности фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы, небылицы, считалки, песни, скороговорки и др.);

• соотносить произведения с изученными жанрами художественной литературы (миф, былина, рассказ, повесть, литературная сказка, стихотворение, басня), основываясь на ихпризнаках;

• владеть алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений;

• осуществлять различные формы интерпретации текста (выразительное чтение, декламация, драматизация, словесноерисование, творческий пересказ и др.);

• делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план;

• цитировать (устно);

• передавать содержание прочитанного или прослушанного текста в виде пересказа (полного, выборочного, краткого) с учетом специфики художественного, научно-популярного, учебного текстов;

• применять в учебной и в реальной жизни доступные для освоения в данном возрасте общепознавательные и коммуникативные универсальные учебные действия;

• высказывать собственное мнение и обосновывать егофактами из текста;

• вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета;

• составлять несложные монологические высказыванияо произведениях;

• составлять аннотацию и делать отзыв на литературноепроизведение или книгу;

• определять порядок действий при поиске и выборе книги, при поисковом чтении, при подготовке к обсуждению иливыступлению, при заучивании наизусть;

• создавать собственные небольшие тексты (повествование, описание, рассуждение) на основе художественногопроизведения, репродукций картин художников, по сериииллюстраций к произведению или на основе личного опыта;

• осуществлять поиск необходимой информации в художественном, учебном, научно-популярном текстах;

• ориентироваться в специфике научно-популярногои учебного текста и использовать полученную информациюв практической деятельности;

• пользоваться алфавитным каталогом;

• ориентироваться в отдельной книге и в группе книг, представленной в детской библиотеке;

• пользоваться справочно-энциклопедическими изданиями.

Выпускники начальной школы получат возможность научиться:

осознавать основные духовно-нравственные ценности человечества;

воспринимать окружающий мир в его единстве и многообразии;

применять в учебной и в реальной жизни доступныедля освоения в данном возрасте личностные и регулятивныеуниверсальные учебные действия;

испытывать чувство гордости за свою Родину, народи историю;

уважать культуру народов многонациональной России и других стран;

бережно и ответственно относиться к окружающейприроде;

воспринимать художественную литературу как видискусства;

соотносить литературу с другими видами искусства;

испытывать эстетические чувства в процессе знакомства с мировой и отечественной художественной литературой;

развивать способность к эмпатии, эмоционально-нравственной отзывчивости (на основе сопереживания литературным героям);

определять сходство и различие произведений разныхжанров;

осознанно выбирать виды чтения (творческое, ознакомительное, изучающее, поисковое) в зависимости от целичтения;

использовать полученную при чтении научно-популярного и учебного текста информацию в практическойдеятельности;

выступать перед знакомой аудиторией с небольшими сообщениями                                                                                                                      ; Требования к выпускнику 4 класса.

Читательские умения:

К концу 4 класс обучающиеся должны :

  • Заинтересованно, осмысленно, правильно, выразительно читать ориентировочным темпом 110 слов в минуту (вслух), если позволяет характер текста; при чтении про себя – на 15-20 слов быстрее;
  • Полноценно воспринимать и осмысливать доступные возрасту литературные произведения разных жанров.

К концу 4 класс обучающиеся должны уметь:

  • Составлять план и пользоваться им при пересказе,
  • Составлять краткий и другие виды пересказа,
  • Работать с познавательной литературой: находить необходимую информацию, систематизировать её и усваивать,
  • Ориентироваться в мире книг, подбирать литературу по жанру, тем, возрастным возможностям и интересам, опираясь при этом на весь комплекс внетекстового аппарата книги,
  • Читать значительные по объёму рассказы, сказки, сказочные повести,
  • Пользоваться приёмами заучивания стихотворений(с опорой на ключевые слова) и выразительно читать их.

Литературоведческая пропедевтика.

К концу 4 класс обучающиеся должны :

  • Практически освоить особенности лирики, эпоса, драмы в сравнении: сказка0 рассказ, басня- сказка, рассказ- повесть, сказка- сказочная повесть, рассказ- стихотворение, пьеса- рассказ, пьеса-сказка, былина- сказка, миф- сказка,
  • Уметь элементарно классифицировать сказки,
  • Иметь представления о различных рассказах( о животных, о детях, философские, юмористические, исторические),
  • Иметь представления о своеобразии лирики: пейзажной, юмористической, философской, романтической,
  • Уметь отличить художественную литературу от познавательной на основе их практического сравнения,
  • Знать некоторые приёмы художественной композиции (без термина) в процессе анализа текста,
  • Составлять первоначальное представление о наиболее известных писателях(А.С.Пушкин, Л.Толстой, Г.Х.Андерсен, И.Крылов, С.Маршак, К.Паустовский, и др.) на основе знания их творчества.

Развитие творческих способностей.

К концу 4 класс обучающиеся должны :

  • Освоить все используемые в начальной школе творческие виды интерпретации текста, уметь выбрать их в соответствии со спецификой произведения,
  • Принимать участие в конкурсах чтецов,
  • Писать небольшие сочинения разных типов( повествование, описание, рассуждение) на основе читаемой литературы.

высказывать и пояснять свою точку зрения;

применять правила сотрудничества;

работать со словом (распознавать прямое и переносное значение слова, его многозначность), целенаправленнопополнять свой словарный запас;

находить в художественном произведении такиесредства языковой выразительности, как метафора и гипербола, понимать их роль в тексте;

понимать особенности изучаемых типов композиции;

выделять в тексте опорные (ключевые) слова;

цитировать (письменно);

осуществлять такие формы творческой интерпретации текста, как составление диафильма, воображаемаяэкранизация;

писать изложения;

создавать прозаический или поэтический текстпо аналогии с авторским текстом, используя средства художественной выразительности (в том числе из текста);

делать устную презентацию книги (произведения);

пользоваться тематическим (систематическим) каталогом;

работать с детской периодикой;

расширять свой читательский кругозор и приобретать дальнейший опыт самостоятельной читательскойдеятельности.

Примечание: перечисленные требования к результатам начального общего образования определяют критерии оценивания предметных, метапредметных и личностных результатов на ступени начального обучения литературному чтению.

Рекомендуемыми общими критериями оценивания результативности обучения чтению являются следующие:

• индивидуальный прогресс в совершенствовании правильности, беглости и способов чтения (слоговое, плавное слоговое, целыми словами, плавное слитное);

• сформированность навыков творческого, ознакомительного, поискового и изучающего чтения;

• индивидуальный прогресс в понимании содержанияпрочитанного;

• индивидуальный прогресс в выразительности чтения (соблюдение знаков препинания, интонационная передача в соответствии с характером текста эмоционального тона, логических ударений, пауз и мелодики, темпа и громкости);

• индивидуальный прогресс в навыках работы с текстом;

• умение прочитать и понять инструкцию, содержащуюся в тексте задания, и следовать ей;

• ориентировка в книге, в группе книг, в мире детских книг;

• интерес к чтению художественной, познавательнойи справочной литературы, расширение круга чтения.

Рекомендуемыми способами оценивания результативности обучения чтению являются:

• замер скорости чтения (желательно в скрытой для детей форме);

• ответы обучающихся на вопросы по содержанию, структуре, языковому оформлению и жанровой принадлежностилитературных произведений;

• выразительность чтения (умение передать общий характер текста с помощью интонационных средств – мелодики, темпоритма, пауз, логических ударений, громкости и эмоциональной окраски голоса);

• выполнение заданий на составление плана, пересказа, собственного высказывания;

• выполнение заданий по ориентировке в книгах;

• наблюдение учителя за продуктивностью участия детейв коллективной творческой деятельности (в составлении книжных выставок, конкурсах чтецов, драматизации, воображаемойэкранизации и т. п.);

• наблюдение учителя за соблюдением обучающимисяправил коллективной и групповой работы;

• наблюдения за читательской деятельностью учащихся;

• анализ читательского дневника;

• анализ отзывов учащихся о прочитанном, аннотаций, презентаций;

• анализ творческих работ учащихся (в том числе входящих в рабочие тетради и в хрестоматии).

Критерии оценивания по литературе.

Критерии оценивания при 5-бальной системе оценки знаний, умений, навыков учащихся начальной школы.

«Чтение- главное орудие начальной школы, которым она может действовать как на умственное, так и на нравственное развитие своих учеников, развивать и укреплять их мысль и любознательность».

Н.Ф.Бунаков.

Навык чтения складывается из двух сторон:

  • Смысловой,
  • Технической.

Смысловая сторона чтения -это совокупное понимание читающим:

  • Значение большей части слов, употреблённых в тексте, как в прямом, так и в переносном смысле,
  • Содержание каждого из предложений, входящих в состав текста, уяснение смысловой связи между предложениями,
  • Предметного плана содержания отдельных частей текста (абзацев, глав) и смысла этих частей (не только о чём говорится, но и что этим сказано),
  • Основного смысла всего содержания текста, т.е. осознание этого содержания и своего отношения к прочитанному.
  • Полнота и глубина ответа
  • Правильность фактического материала.
  • Логичность и последовательность изложения
  • Осознанность, понимание содержания.
  • Самостоятельность, устойчивость и гибкость мышления.
  • Правильность речевого оформления: правильное словоупотребление, грамматико-стилистическая грамотность, соблюдение норм литературного языка.
  • Достаточная коммуникативная грамотность: соблюдение требований научно-учебной сферы общения и конкретной ситуации, корректное использование невербальных средств общения.

Техническая сторона чтения– способ чтения, правильность, выразительность, скорость(темп).

способ чтения

правильность

Выразительность

Скорость (темп) в минуту

Чтение по буквам

Без ошибок

Использование основных средств выразительности(пауз, логических ударений, тона, темпа), с помощью которых выражается понимание.

1 класс-25-30 слов

Чтение по слогам

Пропуск, замена, искажение букв, слогов

2 класс-30-40 слов

              40-50слов

Чтение по слогам и целыми словами

Постановка ударения

Осознанное чтение с соблюдением всех норм интонации

3 класс-50-60 слов

              75-80слов

Чтение целыми словами

Ошибки в окончании слов

4 класс-80-90 слов

            95-120слов

При проверке навыка чтения выявляется:

1.Понимание слов:

  • Ключевых,
  • Употреблённых в переносном смысле.

2.Понимание содержания отдельных предложений:

  • Самостоятельно,
  • При затруднении по вопросам учителя (что сообщается в этом предложении).

3.Понимание предметного плана:

  • О чём, о ком или что говорится в этой части, в тексте,
  • Осознание смысла предметного плана- что всем этим хотел сказать автор.

4.Осознание основной мысли произведения.

В 4 классе проверяется сформированность умения читать словосочетаниями и синтагмами, достижение осмысления текста, выразительность чтения по книге и наизусть как подготовленного, так и не подготовленного текста, самостоятельный выбор элементарных средств выразительности в зависимости от характера произведения.

Классификация ошибок и недочётов, влияющих на снижение оценки:

Ошибки:

  • Искажение читаемых слов( замена, перестановка, пропуски или добавление букв, слогов, слов),
  • Неправильная постановка ударений(более 2),
  • Чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух,
  • Непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения,
  • Неправильные ответы на вопросы по содержанию текста,
  • Неумение выделить основную мысль прочитанного, неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного,
  • Нарушение при пересказе последовательности событий в произведении,
  • Нетвёрдое знание наизусть подготовленного текста,
  • Монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.

Недочёты:

  • Не более двух неправильных ударений,
  • Отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и чёткости произношения слов при чтении вслух,
  • Осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное,
  • Неточности при формулировке основной мысли произведения,
  • Нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.

При оценке устного ответа ученика можно учитывать действующие «Нормы оценки».

Оценка «5» ставится, если ученик полно излагает изученный материал, обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применять свои знания на практике, приводить примеры, излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и оценка «5», но допускает 2-3 ошибки, которые сам же исправляет и 4-6 недочета в последовательности изложения и языковом оформлении излагаемого. Не более 2 ошибок или 4 недочётов по пройденному материалу, незначительные нарушения логики изложения материала, использование нетрадиционных приёмов решения учебной задачи, отдельные недочёты в изложении материала.

Оценка «З» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал неполно, допускает фактические неточности, не умеет обосновать свои суждения и привести необходимые примеры, излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в речевом оформлении своего ответа. Допускает не более 4-6 ошибок или 10 недочётов по текущему учебному материалу, не более 3-5 ошибок или 8 недочётов по пройденному материалу, отдельные нарушения логики изложения материала, неполнота раскрытия вопроса.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего материала, допускает фактические ошибки, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Наличие более 6 ошибок или 10 недочётов по текущему учебному материалу, более 5 ошибок или 8 недочётов по пройденному материалу, нарушения логики, неполнота раскрытия, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность её основных положений.

                                             Перечень материально-методического обеспечения

Основными рекомендуемыми компонентами материального обеспечения курса «Литературное чтение» (дополнительнок учебникам) являются следующие: программно-методическиематериалы, рабочие тетради для учащихся, сборники тестовых

заданий, хрестоматии для домашнего чтения, классная библиотечка (содержащая художественные и познавательные книги, детские журналы, энциклопедии и справочники, толковый словарь), фонохрестоматия, репродукции картин русскихи зарубежных художников; портреты русских и зарубежныхписателей, а также технические средства обучения.

Основным материальным обеспечением реализации настоящей Программы является комплект следующих изданий. Учебники и учебные пособия для учащихся (Издательство: Смоленск, Ассоциация ХХI век)

Кубасова О. В. Учебник по литературному чтению для 4 класса. В 4-х ч. – 2012.

Кубасова О. В. Тетрадь с печатной основой к учебнику для 4 класса. В 2-х ч. – 2012.

Кубасова О. В. Я хочу читать: Книга для чтения. 4 класс. –20011.

Кубасова О. В. Литературное чтение: тестовые заданияк учебнику для 4 класса. – 2011.

Пособия для учителя

Кубасова О. В. Методические рекомендации к учебнику для 4 класса. – Смоленск: Ассоциация XXI век – 2011.

Кубасова О. В. Литературное чтение: Методические рекомендации к тестовым заданиям к учебникам для 1–4 классов общеобразовательных учреждений. – Смоленск: Ассоциация XXI век –2011.

Электронные приложения к учебникам, тетрадям и методическим пособиям

• Материалы для учащихся

• Материалы для учителя

Фонохрестоматия: http://kid-info.ru (Read more: http://kid-info.ru/audioskazki-dlya-detej-audioknigi-dlya-detej-2#ixzz22N5mpzBg

ИНФОРМАЦИОННО   - МЕТОДИЧЕСКОЕ

СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений:  Литературное чтение:«Любимые страницы» О.В. Кубасова. В 4 ч.-Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010.

Дополнительная литература:

Рабочая тетрадь к учебнику для 4 класса общеобразовательных учреждений:  Литературное чтение:«Любимые страницы» О.В. Кубасова. -Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010.

Кубасова О. В. Методические рекомендации к урокам литературного чтения в 4 классе. – Ассоциация ХХ1 век, 2010.

Карина Л. П. Самостоятельная работа на уроках чтения как средство развития познавательной активности. – М. Просвещение, 2008.

Бондаренко Л. Н. Литература и природа. - М. Дрофа, 2007.

Свиридова Е. В. Волшебный сказки и приёмы их анализа на уроках литературного чтения. М, Просвещение, 2002.

                        Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Раздел  тема  подтема

Календарные сроки

МПС

Тип урока, приёмы и методы, используемые на уроке

Практические и лабораторные работы

Контроль знаний, вид контроля

1

2

3

4

5

6

Введение 1час

1

С. Михалков «Гимн Российской Федерации» И. Токмакова
«В чудной стране».

1

Окруж.мир

Повторение  пройд. матер

Беседа.

Работа над воспитанием чувства патриотизма, развитием памяти, речи; упражнение в правильном, осознанном чтении

Знать текст Гимна РФ

фронтальный

«Что за прелесть эти сказки!...»21час

2

«Всё у нас, слава Богу,  хорошо!» (русская народная сказка)

«Петр I и мужик» (русская народная сказка)

1

Русский язык

Выразит. Чтение

Беседа

Различие жанров произведений на основе сравнения персонажей; работа над развитием памяти, речи, внимания, над правильным вдумчивым чтением. Оценка иллюстраций к произведению; работа над совершенствованием навыка чтения

Знать понятия «сказка», «виды сказок».

Уметь выразительно

читать сказку, отвечать на вопросы по ее содержанию; читать по ролям; работать с текстом

фронтальный

3

«Петр и Петруша» (русская народная сказка)

1

Русск.язык

Выразит.чтение частично-поисковый

Словарная работа (объяснение значений слов); творческое задание (придумать продолжение

сказки), работа над правильным вдумчивым чтением

Уметь:

– последовательно воспроизводить содержание сказки;

– пересказывать от лица одного из героев;

– отвечать на вопросы по содержанию текста

фронтальный

4

«Марья и ведьмы» (русская народная сказка)

1

Русский язык

Выразит.чтение устный опрос

Особенность и выразительность чтения: понимание его с помощью интонации;

работа над развитием мышления, речи, умения работать с текстом; словесное рисование

Уметь:

– объяснить отличия

этой сказки от предыдущих;

– пользоваться основными средствами интонационной выразительности

фронтальный

5

«Василиса Прекрасная» (русская народная сказка)

3

Русский язык

Выразит. Чтение пересказ

Работа над умением последовательно воспроизводить содержание сказки, развитием речи, воображения; творческое задание (придумать продолжение сказки); чтение по ролям

Уметь передавать

содержание прочитанного

Проверка техники чтения

6

«Почему у месяца нет платья» (сербская сказка). «Жизнь человека» (бразильская сказка)

2

Окруж.мир

Комбинирован устный опрос

Ознакомление с содержанием сказок

и проведение анализа их содержания

Уметь:

– выразить личное отношение к прослушанному;

– анализировать содержание сказок

фронтальный

7

Г.-Х. Андерсен «Русалочка»

2

Русский язык

Выразит.чтение работа в группах

Рассказ о жизни и творчестве писателя, знакомство с содержанием сказки, выборочное чтение, выразительное чтение, работа с иллюстрациями к сказке, чтение по смысловым частям

Уметь:

– делить текст на части и озаглавливать каждую из них;

– отвечать на вопросы по содержанию прочитанного

Работа в парах

8

А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

2

Русский язык

Выразит.чтение  проект.метод

Знакомство с содержанием сказки; работа над выразительным чтением

Уметь:

– отвечать на вопросы по содержанию;

– различать сказки литературные и народные;

– составлять план к пересказу;

– выразительно читать

9

Обобщающий урок по сказкам А. С. Пушкина

1

Русский язык

Обобщающий урок Тест

Обобщение знаний

о сказках А. С. Пушкина, развитие творческих способностей

Уметь участвовать

в литературной викторине, конкурсах

Тестирование

10

Д. Джекобс

«Рыба и кольцо»

1

ИЗО

Выразит.чтенУстный опрос

Оценка иллюстраций к сказкам; работа

над развитием творческих способностей

Знать понятия «сказка», «зачин», «концовка»

11

В. Берестов «Сказка». К. Чуковский «Приключения белой мышки»

2

Русский язык

Выразит.чтен  беседа

Работа над содержанием, расширение кругозора учащихся.

Составление представления о писателе на основе прочитанных произведений; чтение сказки по частям; творческое задание (придумать продолжение истории)

Уметь:

– отвечать на вопросы по содержанию;

– читать по ролям

– отвечать на поставленные вопросы и работать с текстом;

– пересказывать текст

по плану;

– озаглавливать части сказки

фронтальный

 12

Астрид Линдгрен «Крошка Нильс Карлсон»

2

Окруж.мир

Выразит.чтен

беседа

Безошибочное чтение незнакомого текста.

Работа над содержанием произведения. Составление портретов героев с использованием слов из текста. Работа с иллюстрациями. Творческое задание (придумать продолжение сказки, историю, сюжет

для мультфильма)

13

Дж. Родари

«Эти бедные привидения»

2

Окруж.Мир

Выразит. Чтен работа в парах

Обучение осмысленному, правильному, выразительному чтению; работа над развитием внимания

Уметь:

– четко отвечать на вопросы;

– читать по ролям

14

К. Драгунская «Лекарство

от послушности»

1

Русский язык

Выразит.чтение беседа

Безошибочное чтение незнакомого текста; работа над содержанием, совершенствованием навыка чтения

Уметь отвечать на вопросы по содержанию сказки

Коллективная работа

«О доблестях, о подвигах, о славе.»5часов

15

«Добрыня и Змей» (пересказ А. Нечаева)

2

Окруж.мир

Выр.чтен.

Рассказ

Знакомство с былинным сказом и правилами чтения былин.

Словарная работа (расстановка ударений в словах и объяснение непонятных слов). Работа с иллюстрациями. Работа над созданием целостного литературно-художественного образа былинного

героя. Характер героя, его поступки и мотивы

Знать:

– понятие «былина»;

– особенности былинных сказов;

– правила чтения былин

Фронт.  Коллективн.работа

16

«Болезнь и исцеление Ильи Муромца»

1

Окруж.мир

Выраз.чтение

Обучение осмысленному, правильному, выразительному чтению. Работа над содержанием, составление плана

Знать содержание былины.

Уметь:

– анализировать текст,

делить на части;

– пересказывать былину по плану

17

«Илья Муромец

и Соловей-разбойник» (пересказ А. Нечаева, обработка В. Аникина)

2

Окруж.мир

Выразит.чтение проект  «Богатыри»

Работа над содержанием. Обучение осмысленному, правильному, выразительному чтению

Уметь:

– работать над содержанием;

– находить в тексте слова-подтверждения;

– анализировать картину В. М. Васнецова «Богатыри»;

– делать выводы

«Уж сколько раз твердили миру…»4часа

18

Г.-Х. Андерсен «Эта басня сложена про тебя». Эзоп «Лисица

и Козел», «Ворона и кувшин», «Мальчик-вор

и его мать»

1

Русский язык

Выразит.чтение проблемный вопрос

Различие жанров произведений: литературные формы на основе сравнения персонажей, структуры языка. Работа над совершенствованием навыков чтения. Словесный портрет Эзопа, данный его современниками

Знать:

– понятие «басня»;

– содержание басен.

Уметь проводить аналогию между пословицами и баснями

19

И. Крылов «Лебедь, Щука и Рак», «Мышь и Крыса», «Две Бочки»

1

Рус.яз.

Выразит.чтен поисковый

Формирование понятия «басня», обучение осмысленному, правильному, выразительному чтению. Работа над развитием логического мышления, умения делать выводы

Уметь:

– работать с текстом басни;

– читать по ролям;

– инсценировать басню;

– отвечать на вопросы по содержанию;

– находить основную мысль;

20

Л. Толстой «Лев и Лисица», С. Михалков «Просчитался», «Услужливый»

1

Рус.яз

Выразит.чтение проблемный впрос

Оглянись вокруг 20 часов

21

С. Михалков

«Заячье горе».

И. Демьянов

«Валерик и тетрадь»

1

Рус.чтен

Выразит.чтен

Проблемный впрос

Уметь:

– делать выводы и обосновывать свои ответы

фронтальный

22

М. Пришвин «Как я научил своих собак горох есть», «Глоток молока».

Н. Сладков «В норе»

1

Русский язык

Выразит.чтение

беседа

Раскрытие понятия «рассказ». Работа над последовательным воспроизведением содержания рассказа.

Пересказ. Творческое задание (устное составление диафильма)

Знать понятие «рассказ».

Уметь передавать содержание прочитанного

23

К. Паустовский «Заячьи лапы»

1

Русский язык

Выразит.чтение

Устный опрос

Передача содержания по вопросам; пересказ по частям; творческий пересказ. Работа со словами. Художественные особенности языка

Уметь:

– работать с текстом

и анализировать прочитанное;

– отвечать на вопросы, подтверждать свои ответы словами из текста;

– озаглавливать части рассказа;

– пересказывать

24

Р. Фраерман «Девочка с камнем»

1

Русский язык

Выразит.чтение  беседа

Знакомство с содержанием рассказа; показ яркого образа казахской девочки, богатства ее внутреннего мира

Уметь отвечать на вопросы по содержанию

25

Ю. Ермолаев «Иголка с ниткой»

1

Русский язык

Выразит.чтение  беседа

Участие в диалоге

при обсуждении произведения; работа

над правильностью

и выразительностью чтения

Уметь:

– делить текст на части;

– читать осмысленно про себя;

– делать выводы

26

Ю. Яковлев

«Полосатая палка»

1

Русский язык

Выразит.чтение

Высказывание оценочных суждений о прочитанном произведении; работа над развитием воображения, творческих способностей

Уметь:

– словесно нарисовать

портрет мальчика Мишки;

– отвечать на вопросы

27

А. Платонов

«Цветок на земле»

1

Окруж.мир

Выраз.чтение   беседа

Участие в диалоге

при обсуждении произведения; работа

над техникой чтения

Уметь:

– поддержать беседу

о содержании рассказа;

– читать по ролям;

– делать выводы

28

К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

1

музыка

Выразит.чтение   проблемно-поисковый

Показ особенностей

выразительных средств языка, передающих любовь к музыке

Уметь:

– коротко пересказать текст по плану;

– словесно рисовать картину к прослушанному музыкальному произведению

29

Н. Носов «Огородники»

1

Русский язык

Выразит.чтение   беседа

Аргументация своей позиции с привлечением текста произведения; воспитание нравственных качеств; работа с иллюстрациями

Уметь:

– четко и полно отвечать на поставленные вопросы;

– составлять портреты

главных героев;

– читать по ролям

30

Н. Носов «Клякса»

1

Русский язык

Выразит.чтение устный опрос

Восприятие на слух

и понимание художественных произведений; работа над развитием творческих способностей, совершенствованием навыка чтения

Уметь:

– четко и полно отвечать на поставленные вопросы;

– составлять портреты

главных героев;

– читать по ролям

31

Ю. Ермолаев «Жарко»,

М. Зощенко «Елка»,

О. Григорьев «Две трубы»

1

Выраз.чтен беседа

Упражнение в осмысленном, правильном, выразительном чтении, характеристика персонажей произведения; работа над развитием воображения

Уметь:

– отвечать на поставленные вопросы;

– читать по ролям

32

С. Алексеев

«Капитан бомбардирской роты», «Радуйся малому, тогда и большое придет»

1

Русский язык

Выразит.чтение  беседа

Работа над правильным, осознанным, выразительным чтением, над содержанием рассказа

Уметь:

– коротко пересказывать текст;

– отвечать на вопросы;

– зачитывать нужные

отрывки по просьбе учителя

33

А. П. Чехов «Ванька»

2

история

Выразит.чтение  работа в малых группах

Работа над содержанием рассказа; объяснение непонятных слов по ходу чтения

Уметь:

– находить в тексте слова-доказательства;

– работать над содержанием;

– понимать замысел автора;

– пересказывать близко к тексту

34

Г. Сенкевич

«Янко-музыкант»

1

Русский язык

Выраз.чтение

беседа

Работа над содержанием; выработка техники правильного, осознанного чтения. Самостоятельное перечитывание текста и ответы на вопросы. Составление устных иллюстраций к каждой части рассказа

Уметь:

– кратко излагать содержание рассказа;

– работать с текстом;

– определять мысль

и главную тему;

– составлять план

35

Д. Мамин-Сибиряк «Вертел»

2

Русский язык

Выразит.чтение  беседа

Ознакомление с содержанием рассказа. Словарная работа:

драгоценные камни, верстак, шлифовать камни. Работа с иллюстрациями

Уметь:

– отвечать на поставленные вопросы;

– пересказать эпизод или часть произведения свободно;

– находить в тексте нужные отрывки

36

Л. Кассиль

«У классной

доски»

1

Окруж.мир

Выраз.чтен

Рассказ о своих впечатлениях о произведении. Работа над содержанием рассказа

с параллельным уточнением значения малоизвестных слов. Составление портрета учительницы

Уметь:

– отвечать на поставленные вопросы, подтверждать ответы словами из текста;

– составлять словесный портрет

37

В. Лидин «Завет»

1

Окруж.мир

Выразит.чтение

Работа над содержанием рассказа. Воспитание чувств патриотизма

Уметь самостоятельно находить в тексте отдельные отрывки

38

Обобщение

по разделу. Книги о Великой Отечественной войне

2

Окруж.мир

Обобщающий

Наглядные методы

Групповые методы

Рассказы учащихся

о произведениях

на военную тему

Уметь:

– работать в группах;

– анализировать поступки героев, давать им характеристику, называть нравственные качества;

– отгадывать название рассказа по подбору слов, опираясь на рисунок

Работа в группах

«Золотая колесница» Мифы Древней Греции 3 часа

39

Герои Эллады. Персей

2

Окруж.мир

Выраз.чтение

Частично-поисковый

Работа над содержанием мифа, чтение и деление текста на части, составление плана, выборочное чтение, ответы на вопросы. Рассказ о Геракле. Работа над совершенствованием навыка чтения

Знать:

– понятие «миф»;

– содержание мифа.

Уметь:

– осмысливать доступную литературу;

– работать с текстом;

– делить текст на части и составлять план;

– пересказывать миф.

Обобщить  знания

по всему разделу

40

«Орфей и Эвридика»

1

Работа над содержанием мифа, чтение и деление текста на части, составление плана, выборочное чтение, ответы на вопросы. Рассказ о Геракле. Работа над совершенствованием навыка чтения

Знать:

– понятие «миф»;

– содержание мифа.

Уметь:

– осмысливать доступную литературу;

– работать с текстом;

– делить текст на части и составлять план;

– пересказывать миф

Провести работу над содержанием мифа, обобщить знания по всему разделу

41

«Дедал и Икар»

1

Окруж.мир

Выраз.чтен

беседа

«В начале было слово, и слово было Бог» Библейские сказания 7 часов

42

Библейские сказания: «Семь дней творения», «Бог сотворил первого человека», «Жизнь первых людей

в раю», «Первый грех», «Всемирный потоп»

2

Окруж.мир

Выраз.чтен

Пробл.вопрос

Знакомство с библейскими сказаниями, работа над содержанием

Уметь выделять в познавательном тексте основную и дополнительную информацию

43

Моисей («Рождение Моисея». «Юность Моисея». «Моисей защищает мадиамских девушек»)

2

Окруж.мир

Выразит.чтение

беседа

Работа с библейскими сказаниями о Моисее; чтение по главам; пересказ; работа с иллюстрациями

Уметь:

– выделять в познавательном тексте основную и дополнительную информацию;

– пересказывать наиболее понравившиеся отрывки;

– отвечать на вопросы

44

С. Лагерлеф «Святая ночь»

2

Русский язык

Выразит.чтение

Знакомство с библейским сказанием о Святой ночи; работа

над содержанием

Уметь выделять в познавательном тексте основную и дополнительную информацию

45

А. Мень «Милосердие Иисуса». Обобщение

по разделу

2

Окруж.мир

Выразит.чтение

Завершение работы

с текстами библейских сказаний; обобщение знаний по разделу. Работа с иллюстрациями. Вопросы по содержанию сказаний

Уметь выделять главную мысль автора

«Мир – театр, люди-актёры…»6часов

46

С. Маршак

«Про козла»

1

Инсценирование урок-театр

Безошибочное чтение с соблюдением норм литературного произношения. Формирование представления «пьеса»; ознакомление с содержанием пьесы

Знать:

– понятия «пьеса», «инсценировка», «действующие лица», «персонаж»;

– содержание пьесы.

Уметь:

– нарисовать словами каждого героя;

– читать по ролям

47

Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома»

2

Русский язык

Выраз.чтен

радиотеатр.

Участие в диалоге

при обсуждении произведения. Знакомство с творчеством Н. Носова, с содержанием пьесы

Уметь:

– работать с текстом;

– полно отвечать на вопросы

48

Н. Носов «Два друга»

1

Чтение по ролям

Участие в диалоге

при обсуждении произведения. Пересказ пьесы. Чтение о каждом из героев. Словесное «рисование»

Уметь:

– определять отличительные черты пьесы;

– делить текст на части

49

С. Козлов «Снежный цветок»

2

Чтение «цепочкой»

Упражнение в определении характера действующих лиц, подготовка спектакля. Повторение основных черт пьесы как жанра

Уметь передавать

различные интонации при чтении

Мир волшебных звуков  11часов

50

В. Жуковский «Песня». А. Пушкин «Птичка», «Няне»

1

Конкурс чтецов

Знакомство с новым разделом. Работа над выразительным чтением стихотворений. Смысл понятия «стихотворение»

Уметь работать с поэтическим текстом

51

А. Пушкин

«Зимняя

дорога».

М. Лермонтов

«Горные вершины»

2

Русский чтение

Выраз.чтен

беседа

Знакомство с творчеством А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова.

Работа с поэтическим текстом, над выразительным чтением. Словарная работа

Уметь:

– читать выразительно перед аудиторией;

– работать с поэтическим текстом, развивать дикцию;

52

М. Лермонтов «Утес», «Молитва» И. Суриков «Весна», К. Бальмонт «Золотая рыбка»

2

Русский язык

Выраз.чтен

Устный опрос.

Работа с поэтическим произведением, над совершенствованием навыка чтения

Уметь:

– заучивать стихи с помощью иллюстраций или опорных слов

53

А. Блок «На лугу», «Гроза прошла» С. Есенин

«С добрым утром!»

2

Русский язык

Выразит.чтен

Работа над содержанием стихотворения, по вопросам учебника, с иллюстрациями Работа над выразительным чтением, развитием дикции. Словесное рисование

Уметь:

– читать выразительно перед аудиторией;

– находить красочные средства изображения; развивать речь, дикцию

54

М. Волошин «Сквозь сеть алмазную зазеленел восток». В. Маяковский

«Тучкины штучки»

С. Маршак «Пожелания друзьям». С. Черный «Зеленые стихи». Ю. Владимиров «Чудаки»

3

Русский язык

Выразит.чтен

беседа

стихотворений. Работа над пониманием идеи стихотворения. Знакомство с творчеством В. В. Маяковского.

Работа над развитием дикции, памяти, внимания. Знакомство с творчеством

С. Я. Маршака

Уметь работать

над правильным выразительным чтением

Учить работать с поэтическим текстом

55

Д. Хармс «Очень страшная история». В. Хотомская «Два гнома», «Три сестрицы».

О. Высоцкая «Песня»

3

Выразит.чтение

Рассказ о жизни и творчестве Д. Хармса. Анализ произведения.

Работа над выразительным чтением юмористических стихотворений

Знать содержание произведений.

Уметь выразительно читать

Уметь работать с поэтическим текстом

56

Ю. Мориц «Чтоб летали мы все и росли».

В. Высоцкий «Песня Кэрролла»

2

Русск.яз

Выраз.чтен

беседа.

Знакомство с творчеством Ю. Мориц. Анализ содержания

Уметь работать с поэтическим произведением

Когда, зачем, и почему?  Познавательная литература 13 часов

57

Н. Кун «Олимп»,

«Царство мрачного Аида»

1

Чтение «цепочкой»

Последовательное чтение по частям учебного текста.

Повторение: мифы Древней Греции

Знать содержание

статьи.

Уметь читать выборочно, про себя, в парах

58

Ю. Яковлев

«О нашей Родине». М. Пришвин «Моя Родина»

1

Беседа-размышление

Выбор вида чтения

в соответствии с целью. Работа над совершенствованием навыка чтения. Словарная работа: весна света, кладовая солнца, глаза земли

Уметь:

– рассуждать о своих чувствах и отношении к Родине;

– объяснять переносное значение слов;

– делить текст на части;

– высказывать свое отношение к природе, произведению;

– отвечать на вопросы

по содержанию текста  фронтальный

59

И. Соколов-Микитов «Русский лес». Ю. Дмитриев «Зеленое и желтое»

1

Русский язык

Выраз.чтен

беседа

Работа над развитием умений самостоятельно и по заданию находить в тексте с определенной целью отдельные отрывки. Совершенствование навыка чтения, работа с текстом

Уметь:

– рассуждать о своих чувствах и отношении к Родине;

– объяснять переносное значение слов;

– делить текст на части;

– высказывать свое отношение к природе, произведению;

– отвечать на вопросы по содержанию текста

60

«Крещение Руси»

Н. Соловьев «Сергий Радонежский

1

Окруж.мир

Чтение «цепочкой»

Работа над содержанием статьи

Прогнозирование содержания по началу, составление плана, выборочный пересказ

Уметь:

– различать виды информации, опираясь

на внешние показатели книги;

– словесно нарисовать

портрет князя Владимира с использованием слов текста

Уметь:

– работать с произведением о далеком прошлом нашей Родины;

– озаглавливать прочитанное

61

В. Губарев

«В открытом космосе»

Л. Яхнин «Метро»

2

Окруж.мир

Чтение «цепочкой»

Отработка умения пересказывать эпизод или часть произведения в свободной или в заданной учителем форме

Составление плана, выборочный пересказ, творческий пересказ

Уметь отвечать на поставленные вопросы, подробно пересказать текст

62

М. Ильин, Е. Сегал

«Что из чего», «Сто тысяч почему» Н. Надеждина «Лук – от семи недуг». М. Константиновский

«Что такое электрический ток?»

2

Окруж.мир

Работа в парах

Выборочный пересказ, творческий пересказ

Упражнение в составлении вопросов и ответов на них, составление плана, пересказ по плану. Поддержание интереса к чтению познавательной литературы

Уметь работать с познавательным текстом

Знать содержание статьи.

Уметь:

– отвечать на вопросы по содержанию статьи;

– составлять план по тексту

63

В. Малов «Как парижский официант русскому изобретателю

помог»

1

Окруж.мир

Чтение «цепочкой»

Чтение целыми словами с переходом на схватывание смысла фразы

Уметь осмысленно, выразительно читать

64

А. Дитрих,
Г. Юрмин «Какая  книжка самая интересная». К. Паустовский «Великий сказочник»

2

Окруж.мир

Чтение «цепочкой» викторина

Выразительное чтение целыми словами. Работа над совершенствованием техники чтения. Работа с иллюстрациями

Знать содержание статьи, героев произведений Г.-Х. Андерсена.

Уметь читать по абзацам, пересказывать текст

65

Я. Смоленский «Как научиться читать стихи».

К. Паустовский «Сказки Пушкина». К. Чуковский «Признания старого сказочника»

2

Окруж.мир

Чтение цепочкой, викторина

Упражнение в работе с познавательной литературой: находить необходимую информацию, систематизировать ее, узнавать и соотносить применительно к фактам, событиям. Обобщение знаний о правильности чтения стихотворений и значении творчества

А. С. Пушкина

Уметь:

– составлять план;

– пересказывать статью по плану, сказки Пушкина;

– участвовать в викторине

66

Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (повесть-сказка)

6

Окруж.мир

Чтение цепочк

Повторение известных литературных жанров. Понятие жанра «повесть». Знакомство с творчеством Антуана де Сент-Экзюпери (рассказ учителя), с содержанием сказки-повести. Чтение «по цепочке», про себя, по ролям, выразительное чтение. Работа по вопросам учебника. Пересказ

Уметь:

– работать с текстом;

– выделять событие, составляющее основу художественного произведения;

– выявлять авторский замысел посредством анализа сюжета

Список литературы

Учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений:  Литературное чтение:«Любимые страницы» О.В. Кубасова. В 4 ч.-Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010.

Дополнительная литература:

Рабочая тетрадь к учебнику для 4 класса общеобразовательных учреждений:  Литературное чтение:«Любимые страницы» О.В. Кубасова. -Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010.

Кубасова О. В. Методические рекомендации к урокам литературного чтения в 4 классе. – Ассоциация ХХ1 век, 2010.

Карина Л. П. Самостоятельная работа на уроках чтения как средство развития познавательной активности. – М. Просвещение, 2008.

Бондаренко Л. Н. Литература и природа. - М. Дрофа, 2007.

Свиридова Е. В. Волшебный сказки и приёмы их анализа на уроках литературного чтения. М, Просвещение, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...

Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"

Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....

Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России".

Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России" по всем предметам, русский язык автор В.П.Канакина. Программа содержит пояснительные записки, учебно-тематическое планирвание по предметам. Н...

Рабочая программа для 2 класса по программе Занкова

Рабочая программа  содержит пояснительные записки, поурочное планирование, список литературы, изучаемые разделы и планируемые рузультаты, контрольно измерительные материалы...

Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...