здоровьесбережение
учебно-методический материал на тему

Грачева  Тамара Викторовна

здоровьесбережение на уроках в начальной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorovesberezhenie.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесбережение

Многие годы человек проводит в стенах образовательных учреждений, и поэтому ценностное отношение к здоровью не может формироваться без участия педагогов.

Усугубляет состояние учащихся в процессе обучения на современном этапе негативные «школьные» факторы здоровья.

Чтобы проанализировать урок с точки зрения сохранения здоровья школьников, мы обращаем внимание на следующие аспекты урока:

1.Гигиенические условия в классе

2.Число видов учебной деятельности, используемых учителем.  Нормой считается 4–7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомляемости школьников. Вместе с тем вам необходимо помнить, что частая смена одной деятельности на другую требует от учащихся дополнительных адаптационных усилий. Это также способствует росту утомляемости.

3.Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма: 7–10 минут.

4.Число использованных учителем видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и др. Норма — не менее трех за урок. Чередование видов преподавания — не позже чем через 10–15 минут.

5.Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся, которые позволяют им превратиться в субъекты деятельности. Это методы свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, его способа, выбор приемов взаимодействия, свобода творчества и т. д.); активные методы (ученики в роли учителя, чтение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, и др.); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки) и др.

6.Умение учителя использовать возможности показа видеоматериалов для привития интереса к познавательным программам.

7.Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы. Степень естественности позы школьников на уроке может служить хорошим индикатором психологического воздействия учителя, степени его авторитаризма: механизм здоровьеразрушающего воздействия авторитарного учителя состоит, в частности, в том, что дети на его уроках избыточно напряжены. Эта изматывающая ситуация не только резко повышает уровень невротизации школьников, но и губительно отражается на их характере.

8.Физкультминутки и физкультпаузы, которые являются обязательной составной частью урока. Необходимо обратить внимание на их содержание и продолжительность (норма — на 15–20 минут урока по 1 минуте из 3х легких упражнений с 3–4 повторениями каждого), а также эмоциональный климат во время выполнения упражнений и наличие у школьников желания их выполнять.

9.Положительной оценки заслуживает включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни. Умение учителя выделить и подчеркнуть вопросы, связанные со здоровьем, является одним из критериев его педагогического профессионализма.

На уроке звучит притча:

«Куда идёшь?», - спросил путешественник, встретившись с Чумой.

- Иду в Багдад. Мне надо заморить 5 тыс. человек.

Через некоторое время тот же человек снова встретил Чуму.

- Ты сказала, что заморишь 5 тыс. человек, а заморила 50 тысяч.- упрекнул он её. Почему умерло в 10 раз больше людей?

-Нет,- запротестовала Чума. Я заморила только 5 тысяч, а остальные умерли…

Ваше мнение, отчего умерли остальные?

Дети приходят к выводу, что своё здоровье человек может корректировать сам. Во многом оно зависит от образа жизни, а главное от желания самосовершенствоваться и сохранять своё здоровье.

Этому учим своих детей.

Приведу пример с урока математики Дементьевой О.Ж.

Дети, поработав с шифрованными выражениями, получают слова-компоненты нашего здоровья.  Дети анализируют следующую информацию:

50% здоровья зависит от нас самих

15-20%  достаётся от родителей – гены

10-15% зависит от экологии

15% - даёт медицина (лекарства, лечение)

Вывод: здоровье в руках самого человека!

Притча о курении

 

На уроках по предметам базового учебного плана, а также в рамках внеклассной работы мы используем как дополнительный материал курса «Разговор о правильном питании». Программа обогащает учебные предметы. На уроках математики дети с интересом воспринимают задачи, связанные с тематикой оздоровительной программы. На уроках русского языка и литературного чтения работают с языковым материалом на обозначенную тему, с удовольствием пробуют сочинять синквейны на такие темы, как «пища», «питание», «этикет», «культура». На уроках естествознания составляют кластеры «здоровый образ жизни», «твое здоровье» и др..

10.Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке: интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т. п

     Если учитель относится к ученику как к субъекту собственного развития, то меняется содержание его педагогической деятельности.

Он создаёт условия для включения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, выводящую на открытия.

     Никогда мы не разовьём ребёнка, если он будет только слушать. Ведь даже маленькая самостоятельная работа с последующей проверкой вызывает деятельностное состояние коры головного мозга. Поэтому настрой на уроке должен быть такой: пробуем, открываем. Если не получается – чуть подскажу.

Сравним содержание учебного материала.  Какое задание предпочтительнее, интереснее для ребёнка?

Выбери только то предложение, которое по формам слов точно повторяет предложение о глокой куздре.

Из-за каких особенностей слов тебе не подошли другие предложения? Можно ли их поправить? Как?

     С помощью такого содержания учебного материала учитель прививает вкус к языку, интерес к учению, у младшего школьника формируется  познавательная мотивация, увеличиваются ресурсы его «ХОЧУ» и «МОГУ»

11.Благоприятный психологический климат на уроке

По материалам многочисленных исследований, особо опасны для организма не активные эмоции, а пассивные – отчаяние, тревога, боязливость, депрессия. Именно поэтому одной из составляющих  здоровья считается позитивное мышление, которое достигается упорными тренировками. Школьника важно учиться радоваться даже малой своей победе, а ещё больше чужой удаче. Обучение только тогда может быть эффективным, когда ученик испытывает радость не только от процесса обучения в целом, но и от каждого положительного результата, даже совсем маленькой победы.

12.Преобладающее выражение лица учителя. Урок неполноценен, если на нем не было эмоционально-смысловых разрядок: улыбок, уместных остроумных шуток, использования поговорок, афоризмов с комментариями, музыкальных минуток и т. д.

13.Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения за возрастанием двигательных и пассивных отвлечений школьников в процессе учебной работы. Норма — не ранее чем за 5–10 минут до окончания урока.

14.Темп и особенности окончания урока. Желательно, чтобы завершение урока было спокойным: учащиеся имели возможность задать учителю вопросы, учитель мог прокомментировать задание на дом, попрощаться со школьниками.

                        Оригинальная гимнастика

Частично гимнастика основана на произношении гласных звуков. По утверждению древних индейцев, именно протяжное произношение гласных, с доброй усмешкой на лице, положительно отражается на формировании организма. 

1. Сложная экологическая обстановка делает особенно необходимым проведение массажа щитовидной железы, который можно выполнить следующим образом. 

Сядьте удобно. Расслабьтесь, успокойтесь. Ровно, протяжно, на одной высоте произносите звук [а].
Произношение звука [и] в таких же условиях
активизирует работу мозга, нормализует функцию почек.
Проговаривание звука [о] приводит в порядок среднюю часть грудной клетки.
Чередование звуков [о], [и]
массирует сердце.

2. К упражнениям второй группы можно отнести так называемый гигиенический массаж.
Он улучшает
крово -  и  лимфообращение, нормализует обмен веществ, помогает снимать мышечное напряжение на лице, шее, в руках.
Массаж также носит профилактический характер против простудных заболеваний, ангин, катаракты верхних дыхательных путей.
Подушечками указательных пальцев обеих рук проводим под глазами, слегка надавливая, от переносицы до ушей. Повторяем 5 раз.
Тыльными сторонами правой и левой ладоней проведем 7 раз от подбородка в стороны.
Откройте рот, сильно натяните на зубы одновременно верхнюю и нижнюю губу, а затем слегка их прикусите. Повторяем 5 раз.

3. Для правильной ориентации дыхания проводятся двигательные упражнения с названиями: «Задуть свечу», «Поймать комара», «Согреть руки», «Лилия» и др.
«Поймать комара»: Разведите руки в стороны. Представьте, что ловите комара. Медленно сводите руки, чтоб его не испугать. При этот беспрерывно произносите звук [з]. Прихлопните комара и быстро разведите руки - получится автоматический вздох.

4. Еще одну группу упражнений составляют приёмы, которые успокаивают нервную систему, снимают напряжение. В этом случае особенно важными являются голос учителя и его внутреннее спокойствие. При этом, максимум внимания надо уделять окраске своего голоса и темпу произношения слов.
«После грозы»: Закройте глаза. Вы - в лесу. Отгремела гроза. Прошёл дождь, блестит мокрая листва на берёзах. На траве - серебряные капли. Как хорошо пахнет в лесу! Как легко дышится! Вот ландыши - вдохните их чудный запах. Вдыхайте медленно, ровно, глубоко. 

Заканчиваем работу тренингом совершенствования педагога

Притча.

Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города.

 Но был в городе человек, завидующий его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, на который мудрец не смог бы ответить. И он пошёл на луг, поймал бабочку, посадил её между сомкнутыми ладонями и подумал: «Спрошу-ка я у мудреца: скажи, о, мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мёртвая? Если он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрёт, а если он скажет – мёртвая, я раскрою ладони, и бабочка улетит.

Вот тогда все поймут, кто из нас умнее».

Завистник поймал бабочку, посадил между ладонями и отправился  к мудрецу. И он спросил у того: «Какая бабочка у меня в руках, о, мудрейший,- живая или мёртвая?». И тогда мудрец, который действительно был очень умным человеком, сказал: « Всё в твоих руках…»

-Ваше мнение, что значит для педагога – «Всё в твоих руках…» в вопросах здоровьесбережения?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час из цикла «Здоровьесбережение» 1 класс Тема: «Что значит здоровый образ жизни?»

Знакомство с понятием "здоровый образ жизни", пропаганда здорового образа жизни среди учащихся. В классный час включена игра "Поле Чудес в стране Здоровья"....

Экологическое пространство и эмоционально – поведенческое пространство здоровьесбережения школы

Проблема сохранения и целенаправленного формирования здоровья детей исключительно значима и актуальна. Здоровье человека – одна из предпосылок счастья и его полноценной жизни. Не случайно на вопрос о ...

Методические разработки возможностей реализации задач здоровьесбережения

Методические рекомендации учителю начальных классов по здоровьесбережению...

Здоровьесбережение. Звукотерапия.

Звукотерапия – одно из наиболее интересных и пока малоисследованных направлений традиционной медицины. Терапевтический эффект этой методики базируется на частотном колебании различных звуков, резониру...

Здоровьесбережение. Ароматерапия.

Ароматерапия иногда может быть выходом из трудного положения и тогда, когда медицина должна сдаться. Это прекрасный, мудрый натуральный метод успокоения многих физических и психических недугов. Ее гла...

Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения.

Чтобы проанализировать урок с точки зрения сохранения здоровья школьников,  целесообразно обратить внимание на следующие аспекты урока......

Здоровьесбережение. Уроки здоровья в задачах.

Для того чтобы научить детей заботиться о своём здоровье, необходимо на уроках математики решать задачи, которые непосредственно связаны с понятиями “знание своего тела”, “гигиена тела”, “правильное п...