Вводный урок по курсу ОРКСЭ "Россия наша-Родина"
план-конспект урока (4 класс) на тему

Маликова Алеся Владимировна

Вводный урок "Россия - наша Родина " можно прводить по любому учебнику данного курса. Конспект урока также можно использовать при проведении классного часа во 2-4 классах на патриотическую тему.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Вводный урок курса ОРКСЭ

Тема: Россия – наша Родина.

Цель: определить отношение каждого ученика к нашей родине - России.

Задачи: формирование первоначальных представлений о единстве многонационального народа России; развивать умения действовать сообща, прислушиваться к мнению окружающих; воспитывать любовь и гордость к своей Родине.

Планируемые результаты.

Личностные: вызвать положительное отношение к уроку; формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;  формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину; формирование осознания своей принадлежности к народу, стране.

Предметные: воспринимать на слух художественное произведение; знание и понимание обучающимися ценности: Родина.

Метапредметные: умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; овладение навыками смыслового чтения и слушания текстов; овладение логическими действиями анализа, построения рассуждений; готовность слушать собеседника, вести диалог, аргументировать свою точку зрения; умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Ход урока

I    Орг. момент

II  Актуализация знаний. Метод эмоционального погружения. (Звучит фонограмма  песни «С чего начинается Родина» в сопровождении слайдов с изображением природы, знаменитых людей, женщин в образе матери..)

Вступительное слово учителя.

- Какую песню вы прослушали? Какую информацию получили?

- Ребята, а что для вас значит Родина?

- Как называется страна, в которой мы живем? (Россия, Российская Федерация)

Как назвать всех людей живущих в России? (россияне)

 Какие ещё названия нашей Родины вы знаете?

-Как вы думаете, какое отношение имеют мои вопросы к теме нашего урока? (Совместно с учителем формулируют тему урока (она появляется на слайде) и цель урока)

III  Работа над раскрытием темы урока

  1. Подготовленный ученик читает отрывок из  стихотворения Н.Забило «Лучшая на свете»

Российский край, моя земля,

Родимые просторы!

У нас и реки и поля,

Моря, леса и горы…

Российский край, как ты велик!

С границы до границы

И скорый поезд напрямик

В неделю не домчится.

-Действительно, за неделю на поезде нельзя пересечь всю территорию с запада на восток. Это расстояние составляет около 10 000 км, и Новый год можно встретить 11 раз! А с севера на юг протяжённость составляет около 4 000 км, поэтому и природа очень разнообразна. Площадь России 17 100 000 км (Все числа прикрепить к доске в виде таблички) Это почтив в 2 раза больше территории США, в 30 раз больше Франции. Есть даже материки меньше, чем наша страна. (Соотнести Россию на Карте мира и сделать вывод, что меньше Австралия и Антарктида) Вот такая огромная наша Родина.

Давайте посмотрим друг на друга. Все ли мы одинаковые? Какой можно сделать вывод? (Мы все разные по цвету глаз, волос,  интересам, но мы живём в одной стране -  мы россияне. Или В нашем государстве живут люди разных национальностей. …)

  1. Игра «Ассоциации»

Какие у вас возникают ассоциации,  когда слышите слово «Родина»? (..)

Чтение стихотворения подготовленным учеником стихотворения З.Александровой «Родина».

Если скажут слово «Родина»

Сразу в памяти встаёт

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

У реки берёзка-скромница

И ромашковый бугор…

А другим, наверно, вспомнится

Свой родной московский двор.

В лужах первые кораблики,

Над скамейкой топот ног

И большой, соседней фабрики

Громкий, радостный гудок.

Или степь от маков красная,

Золотая целина

Родина бывает разная,

Но у всех она одна!

- Сегодня на уроке мы начнём вести словарик новых понятий и слов.

 – Откуда произошло слово «родина»? (Слово «родина» произошло от древнего слова «род», которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством. Каждый из нас потомок какого-либо старинного древнего рода. А само слово «род» обозначает древнейшего бога славян Рода.)

  1. – Я предлагаю вам  поработать в группе, распределите слова в 2 столбика и  определите значение предложенных слов.         (На столе у каждой группы  обучающихся конверт со словами.)

отец   род   отчество  родной   Отечество   родитель   Отчизна  Родина   родич   родня    родословная (Слова можно разделить двумя способами. Объяснить выбранный способ. Дать определение словам)

– Какой можно сделать вывод?

- Слова-понятия Родина, Отчизна и Отечество, одинаковые по значению. .. (На доске фиксируются термины Родина Отчизна, Отечество)        

  1. - А какой город является родным для всех-всех россиян? Почему он родной? (Найти на карте Москву – столицу нашей Родины)

- Кто был в Москве? Что можете рассказать?

  1.  Игра «Город-река»

Москва – это город, а Енисей -…

Енисей - это река, а Тюмень – это…

Тюмень – это город, а Новосибирск это - …

Новосибирск – это город, а Волга - …

- А какой город ещё родной для вас? Почему? (Найти Пермь на карте.)

 Пермь, Пермский край – это наша Малая Родина

Как вы объясните понятие «Малая Родина»?

  1. Какие пословицы о Родине вы знаете? Игра «Собери пословицу» в группах, объяснить значение

( Одна у человека родная мать, одна у него и Родина. Родина  мать -  умей за неё постоять. Родная сторона – мать, а чужая – мачеха. Береги землю родимую, как мать любимую)

- Почему Родину часто  называют и сравнивают с матерью?

  1. Чтение стихотворения  А.Прокофьева

Нет на свете Родины милее,

Где других лазурней небеса,

Солнце ярче, звёзды всех светлее,

Где отрадны рощи и леса.

Где в реках стремительнее воды

Голубеют, словно бирюза,

Где, когда настанет непогода,

Весь народ выходит, как гроза.

- О какой непогоде говорится в стихотворении? Кто выходит на защиту Отечества в военное время? ( Весь народ)

Рассказ о героях-пермяках при наличии времени (А.П.Лянгасов, П.И.Миронов, Ф.В.Васькин Выбор обусловлен расположением школы в Орджоникидзевском районе, микрорайон ПДК)

Сейчас нет войны. Нужно ли защищать нашу страну? Кто профессионально защищает  Родину? Вопрос к мальчикам: когда вы подрастёте, в каких войсках вы бы хотели служить?

IV Рефлексия учебной деятельности

Продолжить предложения.

(Оказывается…

Самым неожиданным для меня было…

Мне больше всего…

Россиянами называют…)

V Домашнее задание

Мне бы хотелось, чтобы вы всегда помнили, что вы – граждане великой страны, имеющей богатую и славную историю, чтили ее символы, традиции гордились своей страной. Вы дети России – вы надежда и будущее нашей страны.

Выполнить творческую работу:

  1. Напишите мини-сочинение «Что нужно сделать, чтобы Россия гордилась мною» или

  1. Создайте открытку-пожелание для нашей страны, города, школы. Ведь каждый человек желает своей стране самого лучшего.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по ОРКиСЭ " Россия - наша Родина " (модуль «Основы светской этики»)

Конспект первого урока по предмету ОРКиСЭ по теме " Россия-наша Родина"( модуль " Светская этика"). Этот  урок по новому предмету, который вводится в 4 классе.Используется учебник " Основы духовн...

Урок по ОРКСЭ "Россия - наша Родина"

Конспект вводного урока по ОРКСЭ (4 класс) "Россия - наша Родина"...

Методические рекомендации и конспект урока по теме Россия – наша Родина. ОРКСЭ.

 История прошлого – это память народов. В ней наши корни, корни сегодняшних явлений. Невозможно понять современную жизнь, нельзя создавать будущее, не зная прошлого, не зная истории своего...

Конспект урока по ОПК "Россия - наша Родина"

Урок разработан творческой группой учителей начальных классов в составе: Путря Людмила Валентновна,Петришина Татьяна Васильевна, Чернова Тамара Николаевна, Ященко Валентина Валентиновна. Этот урок доп...

Конспект урока по ОПК "Россия - наша Родина"

Урок разработан творческой группой учителей начальных классов в составе: Путря Людмила Валентновна,Петришина Татьяна Васильевна, Чернова Тамара Николаевна, Ященко Валентина Валентиновна. Этот урок доп...

Конспект урока по теме «Россия – наша Родина».Курс " Православие"

Конспект первого урока ОРКСЭ по теме " Россия-наша Родина".Курс "Православие"...

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс...