РАЗДВИГАЯ ГРАНИЦЫ УРОКА ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В МЛАДШЕЙ ШКОЛЕ
статья по теме

Мартынова Марина Васильевна

 

 Опыт и проблемы экологического воспитания в начальной школе

                    

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskoe_vospitanie.docx21.49 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                       МАРТЫНОВА Марина Васильевна                                

                                                                                                          ГБОУ СОШ  №276,

                                                                                                 Россия, С.- Петербург.

                                   РАЗДВИГАЯ ГРАНИЦЫ УРОКА

               ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

                                         В МЛАДШЕЙ  ШКОЛЕ

   Дети, с которыми  я сейчас работаю, - второклассники. Как выяснилось, они почти  с пеленок слышат   магические слова «экология», «экологическая обстановка», «экологическая культура» и другие термины.   В то же время нынешние дети имеют слабое представление об окружающем мире, многие редко бывают на природе,  не видят сельскохозяйственных домашних животных, не знают,  откуда берется молоко и т.п.   Это и неудивительно. Их родители пошли в школу в начале 90-х, во времена  всеобщих  изменений, переустройств и разрушений, когда и школа, и семья больше теряли, чем приобретали.  Получив в детстве большую дозу  неверия и безразличия, современные отцы и матери сами нуждаются  в воспитании  и перевоспитании в отношениях с окружающей средой. Вот почему проблему, поставленную конференцией, считаю исключительно актуальной и  серьезной.   

      Именно школе, начиная с младшей,  приходится обращаться  к двум взаимосвязанным аудиториям - детям и родителям.  Как добиться понимания, положительного отклика, как в конечном результате вырастить ответственного человека?   Экологическое воспитание стало важнейшей социально-педагогической проблемой,  от решения которой,   в конечном счете, зависит будущее стран и народов. Как учить, чему учить, каким образом экологическую культуру сделать нормой поведения? Практикующему  учителю на решение  проблем теоретической педагогики,   на раздумья и поиски, как известно,   времени не выделяется. Было бы хорошо систематически получать полные и точные данные о состоянии окружающей среды,  обзоры опыта, описания уроков, интересных  находок. К сожалению, многие, если не большинство, методических разработок относятся к концу прошлого века, не учитывают современную специфику. С точки зрения экологической культуры, охраны окружающей среды приходится заново пересматривать даже известные старые сказки, детские книги, иллюстрации к ним. В устаревших пособиях можно встретить отголоски  титанических намерений сдвинуть горы, повернуть реки вспять, вырвать с корнем леса, а уж о полевых цветах и говорить нечего – их рвут снопами.

    В поведении   наших граждан в быту мало что изменилось.  До сих пор сохраняется   былинная удаль, не горюющая по поводу сломанной ветки, вытоптанного газона или брошенной на тротуар бутылки. Дети видят это, подражают, и благое слово, услышанное в школе, может скользнуть мимо сознания. Думаю, коллеги со мной согласятся, что и с малыми детьми на больные темы надо говорить  откровенно, без сюсюканья и недомолвок. Во всяком случае,  в моем классе восьмилетки пробуют себя в дискуссиях, сами приводят примеры заботливого (или незаботливого) отношения к птицам и зверям, рассказывают о семейных традициях, проявляя замечательную наблюдательность и способность к здравым суждениям. У нас получаются интересные ролевые игры,    придумываются собственные сказки, проводятся конкурсы рисунков, загадок, пословиц и поговорок, чтения стихов. Их радует посильный труд по благоустройству. Наша школа   новая, имеет большой участок, где еще много простора для озеленения и украшения.  Дети проходят здесь первые практикумы на  земле,  учатся ухаживать за цветниками, кустами и газонами.  Конечно, все это лишь капля в море, первые составляющие постоянной, скрупулезной работы, требующей настойчивости и  сосредоточенности на главном – идее зеленого ликбеза,  без которого не обойтись ни детям, ни взрослым.

    Комплекс мер, направленных на формирование экологической нравственности, включает в себя  совершенствование всех видов внеклассной деятельности. В первую очередь речь идет о родителях, их участии в жизни класса. Мне «везет» на родителей: не помню случая, чтобы меня не поддержали, чтобы среди них не нашлось  тех, на кого  можно положиться.  Программная тема «Ознакомление с окружающим миром»  осваивается детьми при активном содействии семьи.  В начале текущего учебного года по инициативе классного родительского комитета прошла грандиозная акция. Родители «прочесали» целый микрорайон, очистив от бутылок, пакетов и прочего мусора дворы, сквер, обочины дорог.  Кое-что из собранного не отправилось на свалку – дети выбрали самую яркую пластмассу на поделки, а затем состоялась  впечатляющая выставка. И цветы, и самолеты, и корабли, и диковинные насекомые, превратившись в творческие работы,  уже нисколько не напоминали ненужный хлам.  

     Следует отметить, что связи с родителями весьма облегчились, благодаря  использованию ресурсов интернета  – в редкой семье сейчас нет компьютера. Встречаясь «В Контакте», мы обсуждаем любые вопросы, касающиеся учебы  и воспитания детей. Так родилась идея организовать в окрестностях  свою «Экологическую тропу», где можно изучать  растительность, узнавать названия кустарников, деревьев, насекомых, учиться определять  птиц по голосам и т.д. Привлекательно выглядит  проект «Зеленый квадрат»  - предлагается наметить на лесной поляне квадратный метр и определить,  какие и сколько растений на нем растет.  Родители стали задаваться многими практическими вопросами, выходящими далеко за рамки программы начальной школы. Например, о засилье  товарных упаковок, когда любую покупку укутывают во много слоев полиэтилена,  безнаказанности нерадивых горожан, засоряющих все вокруг, применении природосберегающих технологий в производстве,  качестве продовольствия,     зарубежном опыте в экологическом воспитании и т.д. Эта заинтересованность обнадеживает.  Сдвиг в сознании людей возможен, и мы можем рассчитывать на поддержку общества.

    Самой школе необходимо более энергично менять подходы к   проблеме в целом. Каждый предмет, каждая учебная ступень должны быть пронизаны «зеленой» идеей.   Только так можно добиться успеха. А пока экология отдана «на откуп»  предметам, касающимся естествознания. Сами учителя  не готовы к экологизации образования. Неудивительно, что  наши воспитанники  подростками  демонстрируют чудеса равнодушия, если не цинизма,  по отношению к окружающей среде.

    Детям младшей школы свойственно уникальное единство знаний и чувств. Они с доверием смотрят на мир. Мы обязаны уберечь их от разочарований, помочь сохранить энтузиазм и веру в возможности человека сохранить землю от катастроф и катаклизмов,  воспитать поколение, готовое взять на себя ответственность.  

    Суммируя  сказанное,  считаю необходимым осуществить комплекс мер, способствующих эффективности формирования экологической культуры:

- совершенствование учебных программ;

-совершенствование внеклассной деятельности;

-активное изучение и применение передового опыта;

-введение для учителей спецкурсов  по экологической проблематике.

   Экологизация  системы образования становится ведущей тенденцией во всех образовательных сферах, от школы до подготовки специалистов разных профилей – инженеров, врачей, экономистов, политиков, рабочих. А исток процесса лежит в начальной школе. Главное – не упустить момент, делать свое дело грамотно, бережно, с любовью.

     

   

     

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальные проблемы экологического образования и воспитания школьников(методические рекомендации).

Актуальные проблемы экологического образования и воспитания школьников(методические рекомендации). ...

Проблема по самообразованию «Экологическое воспитание младших школьников в урочной и внеурочной деятельности»

Проблема по самообразованию "Экологическое воспитание младших школьников в урочной и внеурочной деятельности"....

Теоретический анализ проблемы экологического воспитания младших школьников

Теоретическая значимость данной статьи заключается в обобщении литературного материала по данной проблеме и изложении методических рекомендаций по воспитанию экологической культуры у детей младшего шк...

Проблемы экологического воспитания младших школьников.

Презентация посвящена проблемам экологического воспитания детей. Автор представил направления работы, используемые для формирования экологической грамотности учащихся средством реализации взаимосвязи ...

Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня.

Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дняЭкологическое воспитание младших школьниковв группе продлённого дня....

Актуальные проблемы экологического воспитания учащихся

Курсовая работа "Актуальные проблемы экологического воспитания учащихся"...