Как преодолеть трудности обучения
статья по теме

Банцерова Оксана Викторовна

В статье рассказывается о том, что все дети разные и к каждому из них нужен свой подход. В написании статьи помогли книги М.Безруких, Е.Мурашовой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЖУРНАЛ «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА» № 5 2011 год

Как преодолеть трудности обучения в начальной школе

 

О.В. БАНЦЕРОВА,

учитель начальных классов, школа № 72, Москва

 

Всем педагогам знакомы понятия индивидуальный подходдифференциация  при обучении. Действительно, все ученики разные. Важно знать, как помочь и не навредить каждому ученику. Данная статья поможет учителям при дифференциации учеников по типу трудностей обучения и поможет скорректировать работу со школьниками с отклонениями в состоянии здоровья, медлительными учениками.

Трудности обучения – это комплекс учебных и неучебных проблем, возникающий при систематическом обучении, которые приводят к отклонениям в физическом и психическом здоровье, к нарушению социально-психологической адаптации и к снижению успешности обучения.

К школьным трудностям относят: отсутствие интереса к учебе, нежелание учиться (81 %)1; неуспеваемость (68 %); проблемы с дисциплиной, непослушание (48%); трудности в общении с учителем (30 %); нарушения здоровья (14 %); нарушения умственного развития (14 %); особенности психического и физического развития (12 %).

 

1 В скобках указано количество учеников (в процентах), у которых встречаются эти трудности.

 

Школьные трудности у учащихся с отклонениями в состоянии здоровья

В школу приходит не более 20 % здоровых первоклассников, а за годы обучения их здоровье значительно ухудшается: появляются хронические заболевания, к концу обучения выпускник имеет по 3-5 диагнозов, растет количество школьников с нарушениями психического здоровья. Более 30 % учеников имеют нарушения осанки, как правило, они страдают плохим зрением, заболеваниями органов дыхания, нервной системы и пищеварения.

Профилактике нарушений осанки служат: движения во всех видах; подвижные игры на воздухе; утренняя гимнастика; закаливание; достаточное освещение и правильно подобранная мебель; специальные комплексы физических упражнений; постоянное наблюдение за позой ученика во время игр и занятий.

Упражнения для формирования правильной осанки и профилактики ее нарушений можно использовать во время динамической паузы, на уроках физкультуры, на переменах, во время отдыха в группе продленного дня. Можно познакомить с ними родителей и рекомендовать использовать их дома.

Упражнения для мышц плечевого пояса

    Развести руки в стороны и опустить.

    Поднять палку вверх и посмотреть на нее.

    Поднять палку вверх и опустить на лопатки.

    Лежа на спине, развести руки, и, не отрывая их от пола, соединить их над головой.

    Лежа на животе, приподнять голову и плечи, вытянуть руки вперед.

    Лежа на животе, приподнять голову и плечи, развести руки в стороны.

Упражнения для мышц ног

    Подняться на носки, опуститься.

    Присесть, развести колени, руки вытянуть вперед.

    Поднять согнутую в колене ногу, выпрямить ее и опустить, оттягивая носок.

    Лежа на спине, поочередно поднимать прямые ноги.

    Лежа на спине, согнуть ноги в коленях, поднять их вверх и опустить.

    Лежа на спине, имитировать ногами езду на велосипеде.

Упражнения для мышц туловища

    Взять обруч, положить его на пол, выпрямиться, наклониться и поднять обруч.

    Сидя со скрещенными ногами, повернуть вправо (влево), вытянуть руки, вернуться в исходное положение.

    Держа палку на лопатках, наклониться вправо (влево), вернуться в исходное положение.

    Сесть и из положения лежа, вытягивая руки вперед.

    Подняться по гимнастической лестнице, правильно чередуя руки и ноги (правая рука, левая нога).

    Сидя, согнуть ноги и притянуть их к груди, коснуться лбом коленей (свернуться в комочек).

Актуальной проблемой здоровья является нарушение зрения, особенно у школьников, начинающих обучение с шестилетнего возраста. Риск развития близорукости у шестилетних первоклассников в 3 раза выше, чем у семилеток. Для профилактики можно использовать специальные упражнения.

Упражнения для глаз

    И.п. – сидя, спина прямая, глаза открыты, взор устремлен прямо. Выполнять частые мигательные движения век (1 - 2 мин).

    Смотреть прямо перед собой (2 - 3 с). Перевести взор на кончик пальца правой вытянутой руки, расположенной по средней линии лица (4 - 5 с). Затем взгляд опустить. Повторить все действия 10 - 12 раз.

    Встать. Вытянуть руку и посмотреть на кончик указательного пальца, расположенного по средней линии лица. Затем начать медленно приближать его к глазам до появления двоения (6 - 8 раз).

    Сесть. Крепко сомкнуть веки (на 3 - 5 с), открыть их (на 3 - 5 с) (7 - 8 раз)

    Закрыть глаза и прикрыть их ладонями рук. Подумать о чем-нибудь хорошем, приятном, что вызовет радость и приятные ощущения.

    Йога для глаз:

а) зафиксировать взгляд на кончике носа (при этом надо двигать глазами);

б) зафиксировать взгляд на пламени свечи, рассматривать пламя (выполняется вечером);

в) зафиксировать взгляд на кончике пальца вытянутой руки, водить пальцем по горизонту, приближать палец к кончику носа.

Учащимся, имеющим отклонения в состоянии здоровья, необходим щадящий школьный режим (по возможности один день в середине недели (лучше в четверг) сделать разгрузочным). В этот день ученик может не ходить в школу, что позволит ему выспаться, больше погулять, снять эмоциональное и физическое напряжение. При резком снижении работоспособности, жалобах на усталость в любое время года можно организовать миниканикулы на 3-4 дня (с выполнением домашних заданий).

Важно, чтобы такие школьники:

1) Строго соблюдали режим дня, высыпались, регулярно ходили на прогулки;

2) в первом классе не занимались дополнительно (музыкой, иностранным языком и т.п., если ситуация нормализуется, то со второго класса можно постепенно вводить дополнительные занятия);

3) соблюдали правила и время выполнения домашних заданий. (Категорически запрещается выполнение домашних заданий после 18-19 ч.)

4) спокойно относились к возникающим проблемам и конструктивно решали их вместе с родителями и врачом (учитель должен знать обязательно о рекомендациях врача).

Взрослые должны внимательно относиться к жалобам ребенка; создать условия и найти варианты организации индивидуальной работы по изучению учебного материала, пропущенного из-за болезни; учитывать сниженный уровень работоспособности при планировании любой деятельности таких учеников, понимая, что они не могут работать быстро и долго.

Школьные трудности медлительных учеников

Медлительные дети – особая группа риска, так как их школьные проблемы могут быть связаны с более медленным темпом деятельности, который связан с особенностями нервной системы. Медлительность – не болезнь, не нарушение развития, это просто индивидуальная особенность человека, связанная с состоянием нервной системы, особенностями организации нервных процессов. Медлительного ученика нельзя заставить работать быстрее. На начальном этапе обучения (особенно при обучении письму и чтению) не рекомендуется форсировать темп обучения и увеличивать скорость деятельности. Еще одной проблемой таких учащихся является трудность переключения на новый вид деятельности. Проверка техники чтения приводит к возникновению у них неравномерного темпа чтения, нарушению связности, делает чтение механическим, неэффективным. Нередки случаи, когда из-за увеличения скорости чтения у них возникает заикание и запинки.

Для медлительного ученика все школьные нагрузки утомительны, поэтому после уроков ему лучше побыть дома, в спокойной обстановке, а не посещать группу продленного дня.

При работе в оптимальном темпе качество и точность работы медлительного школьника могут быть высокими. Постоянные же неудачи обескураживают его. Трудности возникают не только из-за того, что есть реальные причины, но и от того, что ученик не уверен в своих силах.

Правила работы с медлительными детьми в школе и дома

1. Не торопить ученика, не напоминать о его медлительности, не ругать, не стыдить за медленный темп деятельности. Он не будет работать быстрее, но будет суетиться и нервничать. При быстрой работе будет страдать качество.

2. Создать условия для работы в свойственном ему темпе. Можно организовать работу в группе, где все ученики работают медленно или дать индивидуальное задание.

3. Объяснить, что оценивается не объем работы, а ее качество. Это особенно важно на начальных этапах обучения письму и чтению.

4. На проверочных и контрольных работах либо давать меньший объем заданий, либо предоставлять дополнительное время для их выполнения. Диктанты целесообразно проводить с группой учеников, пишущих медленно (в ней могут быть и школьники, у которых не сформированы моторные функции).

5. Не вызывать в первом классе к доске (для быстрого ответа) и не спрашивать с места (если он сам не вызывается). Для того чтобы ученик привык отвечать, можно заранее предупредить его, чтобы этот вызов не был неожиданным, так как он может не успеть переключиться на новый вид деятельности.

6. Предоставлять дополнительное время на включение в любую деятельность, приучить к простым ритуалам (разложить тетради, приготовить все необходимое для чтения и т.п.), повторяющимся ежедневно, которые помогают ему успешно работать.

7. Четко организовать режим дня, что поможет медлительному ученику справиться с нагрузками и включиться в работу в определенное время. Спланировать вместе с родителями режим такого ученика.

8. Сделать все возможное, чтобы медлительный школьник не чувствовал себя виноватым и ущербным.

Школьные трудности леворуких детей

В институте возрастной физиологии проводились исследования и были сделаны следующие выводы:

- леворукие дети с генетическим вариантом леворукости, не имеющие факторов риска в развитии не отличаются от праворуких ни по темпам созревания мозга, ни по интеллектуальному развитию, ни по развитию речи, моторики, восприятию и других познавательных функций;

- леворукие дети с патологическим (компенсаторным) вариантом леворукости, имеющие мозговые дисфункции, нарушения раннего развития, с патологией родов, травмами и тяжелыми заболеваниями на ранних этапах развития имеют достоверно более низкие показатели вербального и невербального интеллекта, более низкий уровень сформированности познавательных функций, в том числе речи и моторики, а также более низкий уровень зрелости регуляторных структур мозга.

Трудности у леворуких детей появляются только в тех случаях, когда неадекватна методика обучения или их переучивают, а также, когда леворукость сопряжена с какими-то нарушениями в развитии.

У леворуких учеников нередки школьные страхи перед неудачами, письменными работами. Они считают такие страхи вполне обоснованными и не стремятся их преодолеть.

У леворукого школьника при переучивании может возникнуть невроз навязчивых состояний. Это, как правило, происходит в семьях, где родители тревожно относятся к леворукости и считают, что она может послужить препятствием в дальнейшей жизни и выборе профессии. У детей появляется тревожное ожидание неудачи, а в дальнейшем – навязчивые мысли о своей неполноценности.

Леворукие люди, даже если их не переучивают, могут испытывать так называемый декстрастресс - стресс праворукой среды. Если изо дня в день к этому добавляются мелкие неудачи, неудобство, чье-то раздражение, то возникает постоянный декстрастресс. Ежедневные микрострессы не только ведут к появлению нервно-психических расстройств, но и искажают развитие личности и эмоциональной сферы ребенка, стимулируют негативные чувства, снижают эмоциональную устойчивость, повышая риск нарушений социально-психологической адаптации.

Школьные трудности гиперактивных детей.

Гиперактивность чаще всего сочетается с трудностями концентрации внимания, импульсивностью, неустойчивостью настроения. Ученик не может изменить свое поведение по желанию взрослых. Поэтому необходима специальная тактика работы, особый подход, а иногда и лечение, помогающее справиться с проблемами. К симптомам невнимательности относят: недостаточное внимание к деталям; трудности удержания внимания; создающееся впечатление, что ребенок не слушает говорящего; недоведение дела до конца; трудности в организации выполнения задания; невыполнение заданий, требующих продолжительного усилия; частая потеря предметов; отвлечение на внешние раздражители; забывчивость. К симптомамгиперактивности: не может усидеть на месте, когда это требуется, крутится; не может тихо играть; часто ведет себя как заведенный; чрезмерно разговорчив; носится и лезет куда-либо, когда это не разрешается. Если все эти симптомы проявляются в течения полугода, вполне возможно, что ребёнок действительно гиперактивен и ему нужна помощь. Конечный диагноз можно будет поставить, только после комплексного обследования. Учитель по всем этим показателям и своим наблюдениям может уже начать корректировать работу с учеником.

Письменные работы таких учеников выглядят неряшливо, в них много исправлений, ошибок, которые являются результатом невнимательности, невыполнения указаний учителя или угадывания. Лучшие результаты дает спокойная обстановка, отсутствие отвлекающих моментов, работа в собственном темпе, индивидуальное объяснение задания.

Как разговаривать с гиперактивным учеником

1. Недопустимы (никогда, даже в критических ситуациях) грубость, унижение и злость.

2. Не рекомендуется разговаривать между делом, раздраженно, показывая всем своим видом, что ребенок отвлекает вас от более важных дел, чем общение с ним. Извинитесь. Если не можете отвлечься, то скажите: «Извини. Я сейчас закончу, и мы с тобой обо всем поговорим».

3. Если есть возможность отвлечься хотя бы на несколько минут, то отложите все дела, пусть ребенок почувствует ваше внимание и заинтересованность.

4. Во время любого разговора необходимо помнить, что важные не только слова, но и тон, мимика, жесты, на них он реагирует сильнее, чем на слова.

5. Задавать вопросы, требующие пространного ответа.

6. Поощрять ученика в ходе разговора, показывать, что вам интересно и важно то, что он говорит.

7. Серьезно реагировать на его просьбы. Если ее нельзя выполнить, то стоит объяснить, почему.

8. Никогда не наказывать, если проступок совершен впервые, случайно или из-за ошибки взрослых.

9. Не придавать проступку чрезмерного значения, сохранять спокойствие.

10. Не отождествлять поступок (нарушение поведения) и самого ребенка.

11. Обязательно объяснить, в чем состоит проступок и почему так себя вести нельзя.

12. Не стоит злословить по поводу проступка, напоминать (для профилактики), стыдить перед другими взрослыми и сверстниками. Это рождает обиду и боль.

Важное место среди комплекса мер, помогающих ученику справиться с проблемами, занимает режим дня. Ученик должен не только твердо знать, но и привыкнуть к тому, что в определенное время он встает, умывается, делает зарядку, ест, ходит в школу, выполняет домашние задания, гуляет, ложится спать и т.д. В этом случае ему легче организовать свою работу, выработать правильные привычки. Если в какой-то день необходимо изменить режим, то надо предупредить ученика об этом заранее, обсудить с ним предстоящее посещение театра, поход в гости и т.д. В режиме дня обязательно должна быть двигательная активность.

Правильная организация занятий в школе и дома

1. Желательно посадить гиперактивного ученика на первую парту, чтобы он был на виду, и у него было меньше причин для отвлечений.

2. Научить его обращаться за помощью и поощрять это, откликаясь на любую просьбу без раздражения и недовольства. Часто ученики не знают, как действовать, и стесняются обращаться к учителю.

3. Говорить с учеником спокойно и внимательно. Речь взрослого должна быть четкой, неторопливой, инструкции (к заданиям) – ясными и однозначными. Не говорить, пока ребенок не слушает.

4. Для привлечения внимания использовать жесты, мимику, дополнительные средства (например, положить свою руку на руку ребенка, поднять карточку с кружком или восклицательным знаком). Важно, чтобы с этой целью использовался один и тот же знак, не вызывающий раздражения у ученика.

5. При объяснении нового материала устанавливать зрительный контакт. Работа глаза в глаза позволяет ученику сосредоточиться, не отвлекаться, особенно в тот момент, когда он получает задание.

6. В ходе работы использовать систему четких и коротких указаний вида «Слушай, запомни, не торопись, подумай», «Посмотри внимательно», «Попробуем сделать еще раз», «Уже лучше, я уверена, что все получится» и т.п.

7. Не акцентировать внимание ученика на неудаче, формировать уверенность в том, что все трудности и проблемы преодолимы, а успех возможен.

8. Оценивая работу, важно сначала отметить то, что сделано правильно, хорошо, а потом обратить внимание на ошибки и объяснить, как их нужно исправлять. При необходимости дать повторное задание.

9. При письме необходимо следить за соблюдением правил правильной посадки, положение ручки и тетради.

10. Если задание большое, то стоит разделить его на части и к каждой части дать новую инструкцию.

11. Подбадривать и поддерживать по ходу выполнения задания.

12. Если ребенок повел себя плохо, то надо отвлечь его, отвести в спокойное место, можно умыть холодной водой, успокоить. Необходимо помнить: пока ученик не успокоился, он не слышит замечаний и фактически не понимает, чего от него хотят. Его поведение можно обсудить и объяснить, только когда он успокоится.

Желательно, чтобы родители хотя бы на первых порах взяли на себя часть школьных проблем ребенка, помогли ему собрать портфель, проверили, что надо подготовить к следующему дню, не стеснялись бы позвонить однокласснику, чтобы уточнить домашнее задание. Бесполезно корить и наказывать ученика за неорганизованность, лучше создать условия, позволяющие ему быть более организованным и дисциплинированным.

При работе с гиперактивными учениками важно научить их работать по инструкции, выполнять последовательность определенных действий, научить контролировать свои действия и оценивать их, параллельно (при необходимости) надо вести работу по развитию речи, моторных функций, зрительной памяти, зрительно-моторных координаций и т.п. Помочь гиперактивному ученику преодолеть школьные трудности можно только при длительной, кропотливой и правильно организованной совместной работе учителей и родителей.

 

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Бакарченко Е.А. Снятие зрительного напряжения//Начальная школа. 2009, № 9.

2. Безруких М.М. Пишу красиво и правильно: Как помочь ребенку научиться писать, закрепить навык и скорректировать трудности. Екатеринбург, 2010.

3. Безруких М.М. Трудности обучения в начальной школе: Причины, диагностика, комплексная помощь М., 2009.

4. Мурашова Е.В. Дети-«тюфяки» и дети-«катастрофы»: Что делать, если в семье растет гипо- или гиперактивный ребенок. Екатеринбург, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как преодолеть трудности в обучении чтению

Чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Это неисчерпаемый источник обогащения знаниями, универсальный способ развития познавательных и речевых способностей реб...

Как преодолеть трудности в обучении чтению

Чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Это неисчерпаемый источник обогащения знаниями, универсальный способ развития познавательных и речевых способностей реб...

"Как преодолеть трудности при обучении чтению"

Презентация может быть использована при проведении родительского собрания в 1-2 классе...

Как преодолеть трудности в обучении чтению

Как повысить технику чтения...

Как преодолеть трудности в обучении чтению

упражнения, заданияпредназначено для учащихся 1-4 классов...

КАК ПРЕОДОЛЕТЬ ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ПОМОЩЬЮ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ

Почему в школе одни дети успешны, а другие нет? Мы все чаще наблюдаем у учеников трудности с концентрацией внимания, помехи в учебе, особенно проблемы с усвоением письменной речи.Чтобы преодолеть ошиб...

Как помочь ребенку преодолеть трудности в обучении.

Каждый родитель мечтает, чтобы его ребенок добился в жизни значительных успехов, состоялся как личность, чувствовал себя свободно и уверенно. Чтобы эти мечты стали реальностью, научите ребенка говорит...