Описание опыта.
материал

Секисова  Наталья Геннадьевна

«Развитие творческих способностей

на уроке и внеурочное время»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл распространение опыта159.47 КБ

Предварительный просмотр:

ОПИСАНИЕ ОПЫТА

«Развитие творческих способностей

на уроке и внеурочное время»

Учитель начальных классов

Секисова Наталья Геннадьевна

Четыре года назад, в 2010 году, я набрала первоклассников. Мы занимаемся по УМК «Школа 2100» рекомендуемые, как развивающие. Его возможности все учителя дополняют своей профессиональной компетентностью.

Сегодня вопрос о развитии творческих способностей учащихся в теории и практике обучения стоит особенно актуально, так как исследования последнего времени выявили у школьников значительно больше, чем предполагалось ранее, возможности усваивать знания, как в привычной, так и в нестандартной ситуации. Поэтому  три года назад я поставила перед собой цель: рассмотреть творческое  развитие учащихся как важнейший компонент деятельности  учителя. Я выбрала тему самообразования: «Развитие творческих способностей обучающихся». Я понимала, что это позволит мне решить ряд педагогических задач:

  1. активизировать деятельность по формированию творческих  способностей учащихся;

2. разработать рекомендации для педагогов и родителей по формированию творческих  способностей учащихся.

Всё это сделаю успешно, если создам банк дидактических игр по развитию творческих способностей обучающихся.

Я познакомилась и изучила работы авторов Л.Г.Венгер, Т.К.Жикалкиной, З.А.Михайловой, Г.Г.Левитас, М.В.Соловейчик, Л.Ф.Тихомировой, О.Холодовой  и других.

В современной психологии существует две точки зрения на творчество.

1. Всякое мышление является творческим (нетворческого мышления нет)

2. Наиболее распространенное определение творческого мышления основано на характеристике его по продукту. В Б.С.Э. творчество определяется как деятельность человека, созидающая новые материальные и духовные ценности, обладающие общественной значимостью. Данный критерий применим к оценке труда выдающихся ученых, художников, которые создают, общественно значимые продукты. Но элементы творчества проявляются и у детей в игре, труде, учебной деятельности, где имеет место проявление активности, самостоятельности мысли, инициатива, оригинальность суждений, творческое воображение. Поэтому такой критерий, как общественная значимость продукта деятельности, не совсем подходит для определения творчества.

Мышление всегда носит творческий характер, так как оно направлено на открытие новых знаний. (Например: там, где нет образца, а ученик сам находит что-то новое, пусть субъективно новое (например, способ решения задачи), то здесь выступает творческое мышление.

В качестве основного критерия творчества часто рассматривается - оригинальность мышления - способность давать ответы далеко отклоняющиеся от обычных. Оригинальность выражает степень непохожести, нестандартности, неожиданности предлагаемого решения среди других стандартных решений. Оригинальность рождается из преодоления "правильного", очевидного, общепринятого.

Творческий характер мышления проявляется в таких его качествах как гибкость, оригинальность, беглость, глубина мышления (отсутствие скованности, отсутствие стереотипности), подвижность.

Эти все качества характеризуют творческого человека. Противоположными качествами является инертность, шаблонность, стереотипность, поверхностность мышления. Они очень важны в жизни, так как они позволяют быстро решать стандартные задачи. Однако психологическая инерция очень вредит в творчестве и в развитии творческих способностей. В основе творческих способностей лежат общие умственные способности. Не обязательно, что высокий уровень развития интеллектуальных способностей предполагает хорошо развитые творческие способности.

В своей работе я придерживаюсь метода, связанного с самостоятельным поиском и открытиями школьниками тех или иных истин, методом проблемного обучения. Перед учениками ставлю проблему, познавательную задачу, и ученики при непосредственном участии учителя или самостоятельно исследуют пути и способы ее решения. Мои ученики строят гипотезы, аргументируют, рассуждают, доказывают в меру своих способностей. Проблемное обучение учит детей мыслить самостоятельно, творчески, формирует у них элементарные навыки исследовательской деятельности.

Развитие творческого мышления при проблемно-диалогическом методе обучения, которое я также практикую, увеличивает творческую активность детей. Такое обучение влияет на развитие гибкости мышления детей. Большое значение для развития поисковой активности имеет познавательная деятельность. А это значит потребность в новой информации, в новых впечатлениях, это положительные эмоции радости, интерес. Интерес способствует появлению творчества и инициативы в самостоятельном приобретении знаний.

Развивать творческие способности ребенка - это значит развивать его воображение.

Процесс обучения может протекать с различным приложением сил, познавательной активности и самостоятельности школьников. В одних случаях он носит характер подражательный, в других - поисковый, творческий. Именно характер учебного процесса влияет на его конечный результат - уровень приобретенных знаний, умений и навыков.

В теории и практике обучения вопросу развития творческих способностей уч-ся пока не уделено должного внимания, но понятно одно, что развитие творческих способностей школьников не может происходить без постановки и решения самых разнообразных задач. Задача - это начало, исходное звено познавательного, поискового и творческого процесса, именно в ней выражается первое пробуждение мысли.

По данным некоторых исследователей лишь 10% задач вызывают сенсорные продуктивные процессы творческого видения, самостоятельного наблюдения, обращения внимания, быстроты охватывания. Среди них и те задачи, которые стимулируют познавательную активность школьников, содержат элементы неизвестности, противоречия, т.е. задачи творческого уровня.

Из школьной практики известно, что вопросы, требующие рассмотрения чего-либо с непривычной стороны, нередко ставят детей в тупик. И это понятно: ведь их этому не учили. Между тем еще немецкий педагог Дистервег (последователь) Песталоцци писал, что больше пользы приносит рассмотрение одного и того же предмета с десяти разных сторон, чем изучение десяти различных предметов одной стороны.

Разумеется, увидеть что-то по новому, не так, как все, и не так, ты видел раньше, - очень не простая задача. Но этому можно научить, если направить процесс обучения на развитие творческих способностей учащихся системой познавательных задач, при решении которых у ребят появляется интерес не только к знаниям и к самому процессу поиска. Не надо готовить творческие задания персонально для наиболее способных учащихся и предлагать их вместо обычных заданий, которые даются всему классу. Такой способ индивидуализации ставит детей в неравные условия и делит их на способных и неспособных. Задания творческого характера должны даваться всему классу. При их выполнении оценивается только успех. В каждом ребенке учитель должен видеть индивидуальность. Американский ученый Розенталь утверждал, что в ситуации, когда педагог ожидает выдающихся успехов у детей, они действительно этих успехов добиваются, даже если раньше считались не очень способными. Уровень развития творческих способностей зависит от содержания и методов обучения в школе. Используя разнообразные методы обучения, в том числе и игровые, систематически, целенаправленно развивая у детей подвижность и гибкость мышления, уча их рассуждать, не зубрить, а мыслить, самим делать выводы, находить новые оригинальные подходы, доказательства, вот в чём я вижу свою роль, как учителя.  Огромное значение для развития творческих способностей является уровень развития внимания, памяти, воображения. Именно эти качества, по данным психологов, являются основой развития продуктивного мышления, творческих способностей учащихся и повышают их творческо-поисковую активность.

Роль учебных заданий в развитии творческого мышления младших школьников.

Разные виды заданий по-разному влияют на развитие мышления школьников. Творческое мышление предполагает осуществление нешаблонных способов действий, умение ставить новые цели. Например: сформулировать вопрос к содержанию текста, картины, задать дополнительный вопрос к отвечающему ученику. Для формирования гибкости мышления на одном уроке решать задачи и примеры различных типов, причем, обязательно разбирать их и обсуждать особенности решения. При решении новой задачи необходимо сравнивать ее со старыми задачами, выделять в ней новые элементы, которых не было в задачах, решенных раннее. Все это благоприятно сказывается на изменение приемов при решении новых задач. Развитию у учащихся нешаблонного анализа способствуют такие задания, как решение задач с недостающими (или вообще отсутствующими) данными.

С целью развития творческого мышления я  побуждаю учащихся и к самостоятельной проверке результатов работы. Ставлю перед ними задачи - не сверить свои результаты с ответами учеников, с учебником, со словарем, с образцом учителя, а самостоятельно проверить задачу; кто догадался как надо проверить задачу, какое правило будете использовать при проверке упражнения?

Важную роль играют вопросы учителя. Например: Какими средствами автору удалось с такой выразительностью описать красоту природы? На уроках чтения необходимо как можно чаще давать учащимся возможность говорить о том, что они чувствовали, переживали во время чтения, говорить о собственном настроении; уметь оценивать поступки героев произведения, отношения автора к описываемым событиям. Оценивая поступки героев прочитанного произведения, ученик должен аргументировать свой ответ. Для развития творческого мышления можно использовать на уроках русского языка и чтения самые разнообразные методы. Например: подобрать слова сходные или противоположные по смыслу; продолжить рассказ; составить памятку; придумать сказку, слова, словосочетания; составить предложения со словами, из данных слов, по картинке, по схеме, со словосочетанием; распространить предложение; составить рассказ по вопросам, по содержанию текста, по картинкам, на основе собственных впечатлений; нарисовать словесную картинку к рассказу; озаглавить рассказ, части рассказа; стихотворения и т.д. Включение в структуру уроков подобных заданий создает возможность вовлечь учащихся в посильную для них творческую деятельность, что является необходимым условием формирования различных творческих качеств мышления школьников.

 Все мы, конечно, знаем о том, насколько важным психическим процессом является воображение. Без развитой способности к воображению не может быть настоящего творчества. Отсюда следует, что воображение необходимо развивать. Наиболее оптимальным периодом, пиком развития воображения, является старший дошкольный возраст, хотя и в более поздних возрастных периодах существуют возможности для его совершенствования и развития.

Есть много способов развития воображения. В их числе – различные творческие игры, которые я применяю на уроках русского языка, литературы, в проведении творческих конкурсов.

В период работы над темой самообразования я создала банк данных, которые помогают мне в развитии творческих способностей моих учащихся. Некоторые из этих игр описала в приложении 1.

Известно, что решение текстовых задач представляет большие трудности для учащихся. Известно и то, какой именно этап решения особенно труден. Это самый первый этап – анализ текста задачи. Учащиеся плохо ориентируются в тексте задачи, в ее условиях и требовании.

Я считаю, что в тексте важно всё: и действующие лица, и их действия, и числовые характеристики. При работе с математической моделью задачи (числовым выражением или уравнением) часть этих деталей опускается. Но мы именно и учим умению абстрагироваться от некоторых свойств и использовать другие. Я учу ориентироваться в тексте математической задачи – важный результат и важное условие общего развития ученика. Я практикую это  не только на уроках математики, но и на уроках чтения и изобразительного искусства. Некоторые задачи – хорошие темы для рисунков. И любая задача – хорошая тема для пересказа. Итак, работа над текстами математических задач – важный элемент общего развития ребенка, элемент развивающего обучения. Но достаточно ли для этого тех задач, которые имеются в ныне действующих учебниках и решение которых входит в обязательный минимум? Нет, недостаточно. Хорошие ученики, умеющие решить практически любую задачу из учебника на перечисленные темы, часто бывают не в состоянии понять условие задачи на другую тему. Выход заключается в том, чтобы не ограничиваться какой-либо тематикой текстовых задач, а решать и нестандартные задачи. Нестандартные задачи нужно решать в классе ежедневно. В практике своей работы я использую массу нестандартных задач и на уроках, и внеклассных мероприятиях, и в подготовке к олимпиадам, для решения дома. (Приложение 1)

В классе я веду кружок «Занимательная математика» по авторской программе. Основная цель: научить детей анализировать, классифицировать, сравнивать и обобщать информацию. В программу кружка включены разделы: «Математический досуг», «Королева Геометрия», «Математическая шкатулка», «Математическая мозаика», «Из книги рекордов Гиннеса», «Смекай, решай, отгадывай». ( Приложение 2)

Три года в нашем классе я веду курс «Умники и умницы» по  УМК  О. Холодовой, где мы развиваем слуховую и зрительную память, развиваем логическое мышление, выполняем творческие задания с числами.

Понимая, что необходимо проводить мониторинг развития творческих способностей моих учеников, я в своих исследованиях опиралась на методы диагностики познавательных процессов. (Приложение 3)

Результаты своего труда по развитию творческих способностей обучающихся я отслеживаю по следующим критериям:

  • динамика уровня обученности;
  • динамика уровня развития творческих способностей ребёнка.

Анализ результатов, представленных в диаграмме, указывает на динамику развития творческих способностей обучающихся. Мои дети стали более самостоятельны в суждениях, проявляют определённый интерес к обучению в целом, принимают участие в олимпиадах, викторинах, конкурсах сочинений, рисунков. С результатами    диагностики творческих способностей обучающихся были ознакомлены родители, даны конкретные рекомендации по дальнейшему  их развитию. На школьном методическом объединении начальных классов поделилась опытом работы по данной теме.

У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Для того чтобы они могли проявить свои дарования нужно правильное руководство.

Приложение 1

Игры для развития воображения,

нестандартные задачи.

                                               

                                                 ребёнок

Игры для развития воображения

1. «Внутренний мультфильм».

Я рассказываю начало какой-то истории, например: «Лето. Утро. Мы на даче. Мы вышли из дома и пошли к реке. Ярко светит солнце, дует приятный легкий ветерок...». Далее ребенок должен придумать продолжение истории. Он представляет себе то, что происходит дальше, и рассказывает. Затем ребенок останавливается и дальше продолжение придумывает другой ученик  и т.д.

2. «Дорисуй рисунок».

Эту игру я использую на детских праздниках, когда ребенок не один, а с друзьями. Детям предъявляю листы бумаги с нарисованными на них элементами предметов. Это может быть, например, силуэт дерева, простые геометрические фигуры и др., важно, чтобы изображение не было однозначным и давало простор для воображения. Детей прошу дорисовать каждую фигуру, так, чтобы получилось что-то осмысленное. А потом рисунки всех детей рассматриваются и вручаются призы: за самый оригинальный рисунок, за свободу использования различных элементов. Обычно бывает весело.

3. «Нарисуй настроение».

 Эту игру я использую, если у ребенка грустное настроение или, наоборот, очень веселое, а также – какое-нибудь другое, главное, чтобы у него было какое-то настроение. Я прошу ученика нарисовать свое настроение, изобразить его на бумаге любым способом. Лучше всего для этого подходит рисование акварельными красками.

4. «На что это похоже?»

Эта игра хорошо идет, когда больше нечем заняться. Надо поглядеть на что-то и сказать, что напоминают увиденные образы, на что они похожи. Например, облака на небе, ветви дерева, тени на земле, морозные узоры на стекле, капля воска от свечи и др. Очень хорошо эту игру проводить на экскурсии или прогулке, можно вместе с родителями.

5. «Старая сказка на новый лад».

Это тоже подходящая игра для развлечения детей на детских праздниках. Беру какую-то известную сказку, например, «Колобок», «Теремок» или «Красная шапочка», и изменяем. Сначала можно изменить сюжет, оставив прежних героев, потом, наоборот, нужно сохранить сюжет, но придумать других действующих лиц. Самое интересное – оставить героев, но изменить их характер, например, лягушка станет злой врединой, волк – симпатичным милягой, а Красная шапочка – плохо воспитанной девочкой, которая в конце концов съест несчастного волка.

СОСТАВЛЕНИЕ  ПРЕДЛОЖЕНИЙ

Даю  наугад  три  слова,  мало  связанные  по смыслу, например, "озеро",  "карандаш"  и  "медведь".  Надо  составить  как  можно  больше предложений,  которые  обязательно  включали  бы  в  себя эти три слова. Ответы  могут  быть  банальными  ("Медведь  упустил  в озеро карандаш"), сложными, с выходом  за пределы ситуации,  обозначенной тремя словами  и введением новых  объектов ("Мальчик  взял карандаш  и нарисовал медведя, который ловил в озере рыбу")  и творческими, включающими эти предметы  в нестандартные связи ("Мальчик, тонкий, как карандаш, стоял возле  озера, которое ревело, как медведь").

ИСКЛЮЧЕНИЕ  ЛИШНЕГО  СЛОВА        

Для задания беру любые  три слова,  например, "собака",  "помидор", солнце".

Надо  оставить  только  те  слова,  которые  обозначают в чем-то сходные предметы,  а  одно  слово,  "лишнее",  не  обладающее этим общим для них признаком, следует исключить. Следует  найти как можно больше  вариантов исключения лишнего  слова, а  главное -  больше признаков,  объединяющих каждую  остающуюся  пару  слов  и  не  присущих исключенному лишнему. Не пренебрегая  вариантами,  которые  сразу  же  напрашиваются,  (исключить "собаку",  а  "помидор"  и  "солнце"  оставить, потому что они круглые), желательно поискать нестандартные и в то же время очень меткие  решения.

Побеждает тот, у кого ответов больше.

ВЫРАЖЕНИЕ МЫСЛИ ДРУГИМИ СЛОВАМИ

Я  беру  несложную  фразу,  например:  "Нынешнее  лето  будет очень теплым".  Надо  предложить  несколько  вариантов  передачи  той же мысли другими  словами.  При  этом  ни  одно  из слов исходного предложения не должно употребляться (представьте себе,  что эти слова вдруг  исчезли из языка, но мысль все равно надо как-то выразить). Важно следить, чтобы не искажался смысл высказывания, чтобы хранилась его суть. Побеждает тот, у кого больше трех вариантов.

ПЕРЕЧЕНЬ ВОЗМОЖНЫХ ПРИЧИН

Я описываю   какую-нибудь   необычайную   ситуацию.      Например: "Вернувшись  из  магазина,  вы  обнаружили,  что  дверь  вашей  квартиры распахнута".  Надо  как  можно  быстрее  назвать  причины  этого  факта, возможные  его  объяснения.   Причины  могут  быть  банальными   ("Забыл закрыть",  "Залезли  воры"),  но  не  стоит отбрасывать и маловероятные, необычные  (вплоть  до  прилета  марсиан).  Побеждает тот, кто предложит больше причин, и чем они разнообразнее, тем лучше.

Тексты нестандартных задач по математике.

       1. Сколько разных нарядных костюмов у Андрея, если у него три пары нарядных брюк, два нарядных пиджака и два нарядных галстука и все эти предметы подходят друг другу?

Решение. К любой паре брюк можно подобрать любой из двух пиджаков и любой из двух галстуков. То есть к любой паре брюк можно подобрать четыре варианта "пиджак + галстук". А так как пар брюк имеется 3, то всего нарядных костюмов 12. Желательно начертить на доске такое дерево возможностей:

А еще лучше сделать такой рисунок.

01

Ответ: 12.

2. Как тремя взвешиваниями на чашечных весах без гирь найти одну фальшивую (более легкую) монету из 20 монет?

Решение. Разделим монеты на три группы: 9, 9 и 2 монеты. Первое взвешивание – сравниваем вес первых двух групп. Если они одинаковы, то фальшивая монета среди двух монет третьей группы, и мы вторым взвешиванием сравниваем их между собой. Та, которая легче, – фальшивая. Если в первом взвешивании одна из групп окажется легче, то фальшивая монета в ней. Делим эту группу на три группы по три монеты. Вторым взвешиванием устанавливаем, которая из этих трех групп легче, а третьим взвешиванием находим легкую монету в этой тройке.

3. Продолжи последовательность: 8, 6, 10, 6, 12, 6, ... .

Решение. Все четные члены последовательности равны 6, а все нечетные получаются прибавлением числа 2 к предыдущему нечетному члену.

Ответ: 8, 6, 10, 6, 12, 6, 14, 6, 16, 6, ... .

4. Разгадай ребус: 5* + **3 = **01.

Решение. Достаточно записать пример в столбик, и решение будет очевидным.

Ответ: 58 + 943 = 1001.

5. Друзья при встрече обменялись рукопожатиями. Рукопожатий было 15. Сколько было друзей?

Решение осуществим подбором. Если бы друзей было двое, то рукопожатие было бы всего одно. Если бы их было трое, то рукопожатий было бы три, как это видно из рисунка. Если друзей четверо, то из второго рисунка видно, что рукопожатий было бы 6. Если друзей пятеро, то рукопожатий 10 (см. третий рисунок). А если их шестеро, то рукопожатий 15 (см. последний рисунок).

012

Ответ: 6.

6. Эту фигуру нужно обвести карандашом, не отрывая его от бумаги и не проводя никакую линию дважды. Из какой точки можно начать обводку?


http://nsc.1september.ru/2002/39/015.gif

Решение. Начинать можно из точки, в которой сходится нечетное число путей.

Ответ: Из точки А или из точки D.

7. Продолжи последовательность: 10, 200, 3000, … .

Решение. Каждый следующий член получается из предыдущего увеличением на 1 начальной части предыдущего члена (получающейся отбрасыванием стольких нулей на конце, каков номер члена), а также увеличением на единицу числа нулей.

Ответ: 10, 200, 3000, 40000, 500000, … .

8. Два велосипедиста выехали навстречу друг другу из пунктов, находящихся друг от друга на расстоянии 20 км. Скорость каждого велосипедиста 10 км/час. Одновременно вместе с первым выбежала собака. Собака бегала между велосипедистами: добежав до второго, она возвращалась к первому, потом опять ко второму и так далее до тех пор, пока они не встретились. Сколько пробежала собака, если ее скорость равнялась 20 км/ч?

Решение. Иногда начинают высчитывать, сколько пробежала собака до второго велосипедиста, потом – сколько до первого и так далее. А все очень просто. Велосипедисты ехали до встречи ровно час, и столько же времени бегала собака со скоростью 20 км/ч.

Ответ: 20 км.

9. В каком числе столько же цифр, сколько букв?

Решение. Нужно понять условие. Для этого нужно спросить, годится ли в качестве ответа число 1. В нем одна цифра, а букв четыре: о, д, и, н. Точно так же не годится число 2 и вообще никакое однозначное число. А какое число годится – пусть дети подумают сами.

Ответ: 100 и 1000000.

Методики диагностики

познавательных процессов обучающихся.

                     девочки

Методика  «Дорисовывание фигур»

(по О.М.Дьяченко)

Цель исследования: определение уровня развития воображения и способности создавать оригинальные образы.

Стимульный материал: 10 карточек (размер – половина листа формата А-4), на каждой из которых нарисована одна фигурка неопределенной формы:

капля

зе

дуга

 Проведение исследования: ребенку дают простой карандаш и карточку с фигуркой. После того, как ребенок дорисовал фигурку, его спрашивают: «Что у тебя получилось?». Затем по очереди предъявляются остальные карточки. Если ребенок не понял задания, на первой карточке психолог может показать несколько вариантов дорисовывания.

Инструкция:

«Сейчас ты будешь дорисовывать волшебные фигурки. Волшебные они потому, что каждую фигурку можно дорисовать так, что получится какая-нибудь картинка, любая, какую ты захочешь».

«Что у тебя получилось?».

Форма протокола:

Выполнение задания фиксируется в индивидуальном и групповом протоколе. Индивидуальный:

ПРОТОКОЛ

изучения воображения школьника

Ф.И.О.______________      Пол_____________

Возраст_____________       Дата____________

п/п

фигурка

объяснение испытуемого

1.

2.

10

ПРОТОКОЛ

изучения воображения школьников

группа_____________              Дата____________

п/п

Фамилия, имя

Фигурки для прорисовывания

1.

Аксенов Н.

цветок

дом

кукла

шарик

2.

Бибикова В.

шар

поезд

бусы

шарик

3.

Семенов В.

мяч

поезд

шары

цветок

Анализ результатов: для оценки уровня выполнения задания для каждого ребенка подсчитывается коэффициент оригинальности (К ор). Им является количество неповторяющихся изображений. Одинаковыми считаются изображения, в которых фигура для дорисовывания у одного и того же ребенка превращается в один и тот же элемент: например, и круг и круг с отрезком – в шарик на веревочке или солнышко с лучиками. При этом оба изображения ребенку не засчитываются.

Затем сравнивают групповые показатели на основании одной и той же фигурки. Если двое детей превращают фигурку в один и тот же рисунок, он не засчитывается ни одному из них: например, если Бибикова В. и Семенов В. дорисовывают прямоугольник до поезда, то это изображение им не засчитывается.

Таким образом, К ор равен количеству неповторяющихся ни в групповом, ни в индивидуальном варианте изображений.

Затем сопоставляются групповые и индивидуальные результаты каждого ребенка. Для этого необходимо вывести средний К ор  по группе (n). Результаты оцениваются в соответствии со следующими критериями. Низкий уровень: n – 2; средний: n + 1; высокий уровень: n + 2.

При качественном анализе изображений обращают внимание на следующее: если ребенок фактически не принимает задачу (рисует рядом с фигуркой что-то свое, дает беспредметное изображение, объясняя при этом, что «Это такой узор»), то это низкий уровень выполнения задания. Если ребенок дорисовывает все рисунки, но схематично и без деталей и всегда есть рисунки, повторяющиеся в индивидуальном или групповом варианте, то это средний уровень выполнения задания. Если ребенок дает схематичные, как правило, оригинальные рисунки и фигурка для дорисовывания является обычно центральным элементом рисунка, то это высокий уровень выполнения задания.

Диагностика навыка чтения

Методика «Реконструкция предложений» (по Л.А. Ясюковой)

Проведение исследования: Ребенку для самостоятельного прочтения дается небольшой отрывок из какого-либо произведения (5—7 предложений, связанных по содержанию). В предложениях пропущены отдельные слова, отсутствие которых, тем не менее, позволяет понять общий смысл текста. Ребенок должен вставить пропущенные слова.

 Групповой вариант диагностики ( третий-четвёртый классы).

Ученики получают листочки с текстом и следующую инструкцию: «Впишите, пожалуйста, слова, которых здесь не хватает. Вставлять можно одно или несколько слов». Время работы строго не ограничивается, но через 5—7 минут следует сказать, что работу надо заканчивать. Более 10 минут выделять на это задание не следует. Если ребенок не знает, какое слово вставить, сказать ему, что можно сделать пропуск и не вписывать ничего. Работы собираются по мере того, как дети заканчивают выполнение задания, а по истечении 10 минут работы сдают все.

0брабока результатов осуществляется посредством сравнения слов, вставленных ребёнком с реально пропущенными или аналогичными словами, которые подходят по смыслу и лингвистическим правилам. Эти слова приведены в КЛЮЧЕ:

1. Леса

2. Птица, птичка

З. Луч света, лучик, луч, звук

4. Густые

5. Стояли, деревьев стояли, встали

6. Тихо

7. Слышала

8. Листа, листочка, листика

9. Под

10. Не бывала, не была, не ходила

За каждое совпадение дается 1 балл. Подсчитывается общая сумма (максимально — 10 баллов), которая сравнивается с нормативными данными.

Нормативные данные

Уровень

Уровень патологии

Слабый уровень

Средний уровень, норма

Хороший уровень

Высокий уровень

Баллы

-

0 - 4

5 -7

8 - 9

10

Стимульный материал имеет следующее содержание:

Скоро она зашла в самую чащу ______1______ .  Ни  одна ______2 ______ не залетала сюда, ни единый _______3______ не проникал сквозь ___________ ветви. Высокие стволы ______5______ плотными рядами, точно стены. Кругом было так _____6_____,  что Элиза ______7______        свои собственные шаги, слышала шуршание каждого сухого______8______, попавшего ей ____9____ ноги. Никогда еще Элиза _____10______ в такой глуши.

Методика  «10 слов» (по А.Р.Лурия)

Цель исследования: оценка слуховой памяти, утомляемости, активности внимания.

Стимульный материал: 10 слов, не связанных между собой: лес; хлеб; окно; стул; вода; брат; конь; игла; гриб; мед; огонь.

Проведение исследования: после инструкции медленно с интервалом 1-2 секунды четко произнести 10 слов. По окончании ребенок повторяет те слова, которые он запомнил. Психолог отмечает их крестиками в бланке. Лишние слова записываются в специальной графе. Затем слова еще раз зачитываются ребенку с инструкцией. 3, 4, и 5 воспроизведение проходит без повторения инструкции. Примерно через 30 минут или час ребенку предлагают вспомнить слова, взрослый при этом ребенку не помогает.

Инструкция:

«Сейчас я назову тебе 10 слов. Слушай внимательно. Когда я закончу их называть и кивну головой вот так (показать), сразу же повтори столько, сколько запомнил. Повторять можно в любом порядке».

Продолжение инструкции при втором предъявлении слов: «Сейчас я снова назову тебе те же самые слова. Ты должен их повторить – и те, которые уже называл, и те, которые в первый раз пропустил – все вместе, в любом порядке».

Форма протокола:

ПРОТОКОЛ

изучения кратковременной слуховой памяти школьника

Ф.И.О.______________      Пол_____________

Возраст_____________       Дата____________

№  повт.

лес

хлеб

окно

стул

вода

брат

конь

игла

гриб

мед

огонь

Кол-во слов

Добав. слова

Примечание

.Через .   час

                             

 № повторения

                                             6  

                                             5  

                                             4  

                                             3  

                                       2  

                          1     1   2   3   4   5   6   7   8   9   10  Кол-во слов

Анализ результатов: количество правильно воспроизведенных с первого раза слов показывает объем памяти, а число повторений, необходимых для запоминания всего ряда, говорит о скорости запоминания. Норма для детей 5-6 лет - воспроизведение 4-5 слов при первом воспроизведении и запоминание всего ряда после 2-3 повторений. При отсроченном воспроизведении (через 20-30 минут в норме) дети должны воспроизвести 5-7 слов. Если ребенок не мог воспроизвести даже 2-3 слова, как при мгновенном, так и при отсроченном воспроизведении, либо не запомнил ряд после 5-7 повторений, это говорит о низком уровне непосредственной памяти. Можно предположить, что у данного ребенка при обучении возникнут трудности, однако без дальнейшего анализа рано говорить о каких-то интеллектуальных отклонениях или нарушениях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание опыта .Использование гимнастики для глаз

В своей работе использую гимнастику для глаз, разработанную группой профессора, доктора медицинских наук Владимира Филипповича Базарного. Возникает вопрос: почему именно гимнастикой для глаз?...

Описание опыта работы

Здесь я представила свою систему работы как классного руководителя, а также результаты моей работы за последние 3 года....

Описание опыта работы по теме "Новые подходы к использованию дидактических игр в обучении младших школьников".

Образовательный процесс в условиях  меняющегося  современного мира постоянно усложняется и требует от  учеников большого умственного и нервно – психического напряжения....

Описание опыта работы классного руководителя

Описание опыта работы классного руководителя начальной школы....

описание опыта работы

 Многолетняя практика убедила в том, что учитель на начальном этапе обучения должен дать хорошие знания, которые станут фундаментом для дальнейшего обучения, развить спос...

Технология работы над проектом.Описание опыта работы.

С помощью разработки проектов ученики начальных классов развивают свой познавательный интерес, самостоятельно находят способ решения поставленной проблемы. А педагоги и родители, помогая ученику...

Описание опыта работы

Представленная система работы направлена на формирование и развитие ключевой компетенции в сфере социальной деятельности: построение с другими людьми отношений сотрудничества и поддержки. В центре вн...