Методическая разработка для учащихся начальной школы "Урок мужества. К 100-летию начала Первой мировой войны".
методическая разработка (4 класс) по теме

Прошлое и настоящее, настоящее и будущее, чем они связаны?

Что общего между детьми начала 20-го века и нынешним поколением?

Чем наши потомки будут походить на нас?

 Используя известные исторические данные о юных героях Первой мировой,

пользуясь современными знаниями о законах природы,

применяя математические формулы и правила русского языка,

учащиеся создают продукт: рассказ, основанный на исторических данных о Первой мировой войне.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Паспорт урока17.47 КБ
Microsoft Office document icon Сценарий урока51 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного педагогического профессионального образования

центр повышения квалификации специалистов

«Информационно-методический Центр» Московского района

Профессиональный конкурс

методических разработок

педагогов образовательных учреждений

Московского района Санкт-Петербурга

«УРОК МУЖЕСТВА. К 100-летию начала Первой мировой войны»

Методическая разработка занятия внеурочной деятельности в 4 классе

«Дети - герои Первой мировой войны»

Автор Николаева Ирина Модестовна,

учитель начальных классов ГБОУ ФМЛ № 366

.

Санкт-Петербург

2014

Методический паспорт учебного проекта

Название проекта: Дети - герои Первой мировой войны

Предмет: межпредметный

Цель. Создать повествовательный рассказ о детях-героях Первой мировой войны и проиллюстрировать его.

Планируемые результаты. Регулятивные: определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, решать проблемы творческого и поискового характера, в ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов; умение создавать конечный продукт в виде текстовых средств. Познавательные: предполагать, какая информация нужна; сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники); демонстрировать способности переносить ранее известный способ действия в новую ситуацию; применять усвоенный предметный материал в нестандартных условиях. Коммуникативные: организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.); оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Личностные: испытывать чувство гордости страну; осознавать себя гражданином России; уважать иное мнение; вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения.

По доминирующей деятельности учащихся: информационно-исследовательский

По характеру контактов: групповой.

По продолжительности: 1 час 30 мин. (2 занятия).

Результат проекта (продукт): иллюстрированный рассказ.

План работы над проектом:

  1. Подготовительный этап (сопоставление и отбор информации, полученной из различных источников)
  2. Организационный (планирование деятельности).
  3. Практический (выполнение запланированной работы, внесение изменений).
  4. Презентационный.
  5. Рефлексивный. Оценка результатов фиксируется в листе самооценки в двух колонках, где в первой указываются распределение работ между учащимися внутри группы. Вторая колонка заполняется на основании оценивания конечного «продукта» учащимися класса после презентации.

Материально-техническое и учебно-методическое сопровождение: презентация «Дети-герои Первой мировой войны», документ-камера, смарт-доска, карточки с заданиями.



Предварительный просмотр:

Сценарий занятия

Название

Этапа

Деятельность учителя

Деятельность

учащегося

Форма

Результат

(формирование УУД)

1

Организационный момент

Мобилизует уч-ся. Организует самопроверку готовности к уроку.

Поверяют глазами

Готовность к уроку.

Ф

Л. Настрой на работу, организация рабочего места.

2

Мотивация  к

учебной деятельности

Вовлекает уч-ся в процесс путём ознакомления с видами деятельности, которые будут использованы на занятии.

Инструктирует уч-ся о правилах работы в парах

Работа большая, состоит из целого ряда заданий, очень важно распределить работу между собой: вы должны продемонстрировать умение работать вместе при решении общей задачи так, чтобы каждый из вас смог внести свой вклад в результат вашей группы.

Самоорганизация учебной деятельности. Работа в парах.

Ф

К.  Умение выражать свои мысли; активно участвовать в обсуждениях, возникающих на уроке.

К. Умение владеть собой и регулировать своё поведение в разных обстоятельствах.

Р. Контроль действия партнёра

3

Актуализация знаний

Организует постановку проблемных вопросов.

Прослушайте музыкальный фрагмент, определите характер музыки. Для чего была написана эта музыка? Это русский марш «Прощание славянки».

Написан в начале 20 века штаб-трубачом артиллерийского полка Агапкиным В. И.

Какое историческое событие произошло в начале 20 века?

В этом году проходят мероприятия. Посвященные 100-летию начала Первой мировой войны.

Что удивительного вы заметили в военной хронике?

Ответы на вопросы.

Ф

К.  Умение выражать свои мысли; активно участвовать в обсуждениях, возникающих на уроке.

4

Целеполагание, постановка учебной задачи.

Организует постановку учебной задачи. Знакомит с этапами работы.

Из военной хроники стало известно, что с первых дней Первой мировой войны (1914–1918) из городов и деревень они сотнями бежали на фронт в действующую армию. Что двигало ими?

Военная хроника тех лет пестрит сообщениями и рассказами о юных добровольцах, их подвигах на полях сражений, ранениях и боевых наградах. На красочных патриотических открытках дети-воины с ружьями, саблями и знаменами встают на защиту Отечества.

Чем интересна эта тема для обсуждения?

Какие вопросы можно задать себе?

Предположите, какую проектную задачу будем решать?

Узнать о судьбах детей- героев первой мировой войны, создать иллюстрированный повествовательный рассказ об этих детях. -это и будет решением проектной задачи.

Анализируют полученную информацию.

Совместно с учителем формулируют цель урока.

Р.  Определение результата деятельности.

5

1 этап подготовительный

Руководит извлечением занимательно - познавательного материала.

Наблюдает за работой уч-ся. Предлагает идеи, высказывает предположения.

Помогает слабым учащимся в организации работы. Организует самопроверку после выполнения заданий.

1 задание. Перед вами письмо, которое получили братья-близнецы от отца с фронта. (карточка 1)

Расшифруйте письмо. Сверьте с эталоном.

2 задание. Братья решили отправиться на фронт, как можно быстрее. Нашли на карте место, о котором писал отец.

Перед вами карта военных действий (карточка 2) Помогите братьям определить расстояние от города, где они сейчас находятся до места, где воюет отец.

Вильно до 1919 года так назывался город Вильнюс, столица Литвы. Минск, в настоящее время,- столица Белоруссии.

Для того, чтобы отправиться в путь, братья тайно разработали план подготовки. (карточка 3)

Помогите ребятам собраться. Выполните задания 3-5.

Задание 3. В библиотеки Женя нашёл справочник о климате и рельефе Виленской губернии. Прочитайте (карточка3).

На основе материалов помогите ребятам выбрать одежду. Используйте таблицу «климат вильно»

Задание 4. Транспорт начала 20 века отличался от современного скоростью, дизайном, комфортабельностью. Военный транспорт только-только начинал развиваться.

Помоги ребятам выбрать вид транспорта (карточка 4), с помощью которого можно быстрее и незаметнее для всех, добраться до фронта.

Задание 5.В поезде ребят поймали и высадили в прифронтовой зоне. Братья остались в военном госпитале, помогать сёстрам милосердия, ухаживать за раненными.

Помогите ребятам рассчитать длину бинта (карточка 5)

Определяют источник необходимой информации.

Анализируют полученную информацию.

Распределяют обязанности между членами группы.

Поэтапно выполняют задачи проекта.

ГР

К.  Умение выражать свои мысли; активно участвовать в обсуждениях, возникающих на уроке.

П. Сопоставлять и отбирать   информацию, полученную из различных источников.

П. Определение логических связей в предложенном материале.

Р. Выбор необходимых и целесообразных способов деятельности.

6

2этап

Планирование и организация деятельности

Организует планирование деятельности учащихся.

Помогает слабым учащимся в организации работы.

В госпиталь, где служили ребята, с передовой привезли тяжелораненого солдата.. Николай и Женя ухаживали за ним, развлекали солдата рассказами о том, как они попали на фронт. Солдат решил записать их историю, а братья пообещали сделать рисунки. Представьте себя в роли солдата и мальчиков, выполните их работу. Придумайте название рассказа и запишите этот рассказ. Рисунки можно сделать на отдельных листах. Распределите между собой роли. Выполните задание. Когда вы будете готовы, заполните лист самооценки.

Самоорганизация учебной деятельности. Работа в парах.

К. Умение слушать и задавать вопросы.

Р. Планирование деятельности по видам и срокам исполнения.

П. Анализ предлагаемого или самостоятельно подобранного материала.

Л. Уважать иное мнение.

7

3 этап

Практический

(Выполнение работы, внесение изменений)

Наблюдает за работой уч-ся. Предлагает идеи, высказывает предположения.

Помогает слабым учащимся в организации работы.

Выполняют запланированную работу

Р. Проведение промежуточного анализа по ходу работы, проверка правильности действий.

К. Умение работать в команде.

8

4 этап

 Презентационный

Организует презентацию учащихся.

Формирует собственную оценку выполнения проекта, задаёт уточняющие вопросы.

Представляют полученный «продукт»

К. Умение слушать и задавать вопросы.

Р. Формулировка выводов и собственного мнения.

9

5этап

 Рефлексивный

Организует самооценку учащихся и взаимооценивание.

В лист самооценки впишите изменения, которые могли возникнуть после оценивания продукта одноклассниками.

Для чего мы можем использовать данные «продукты»? Как?

Самоанализ.

Самооценка.

Р Анализ и оценка качества результатов всей работы. В случае необходимости-ликвидация недочётов.

К. Умение владеть собой и регулировать своё поведение в разных обстоятельствах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для учащихся начальных классов "Про кошек и собак".

Дидактический материал для учащихся начальных классов.Урок проводится во втором классе по предмету "Окружающий мир".Презентация помогает детям расширить знания по уходу за домашними животными-кошками ...

«Забытая война», посвященный 100-летию начала Первой мировой войны

«Забытая война», посвященный 100-летию начала Первой мировой войны...

«Забытая война», посвященный 100-летию начала Первой мировой войны

«Забытая война», посвященный 100-летию начала Первой мировой войны...

Программа сопровождения проектной деятельности младших школьников. «Урок мужества. К 100-летию начала Первой мировой войны». (методическая разработка)

Программа сопровождения проектной деятельности младших школьников. « Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, расширяет сферу субъективности в процессе самоопр...

Урок Мужества, посвященный 100-летию начала Первой Мировой войны

Конспект внеклассного мероприятия в 4 классе...

Методическая разработка для учащихся начальных классов "Креатив - бой

Методическая разработка "Креатив бой для учащихся начальных классов"...