Статья по теме: "Занятие воспитательной направленности. Внеурочная деятельность в начальной школе"
статья (4 класс) по теме

Ахпателова Виктория Владимировна

 

Занятие проводится  в форме технологии «Чтение и письмо для развития критического мышления» (беседа с детьми, чтение выдержек из писем,  постановка вопросов по письмам).

Учащиеся четвертого класса уже могут рассуждать о таких понятиях, как «счастливый человек», смысл жизни, цель жизни… Поэтому обращение к «Письмам о добром» представляется одним из путей создания у детей представлений об окружающем их мире. Тема занятия «Будем счастливыми» - учитель не ставит себе цель воспитать настоящего человека, человека счастливого, а, лишь, ведет очень важный разговор, который впоследствии может оказать влияние на формирующуюся личность ученика

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon psportal.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка занятия по внеурочной деятельности

Тема занятия: «Доброта спасет мир!»

Дидактическая цель: создать условия для воспроизведения в памяти и применения знаний и умений в знакомой и новой учебных ситуациях средствами технологии критического мышления.

Тип урока: изучение нового материала.

Цели по содержанию урока:

Образовательная: способствовать актуализации личностного смысла учащихся к изучению темы; продолжить знакомство школьников с наследием ученого, публициста, общественного деятеля Д.С. Лихачева; на основе чтения, комментирования и анализа избранных «Писем о добром» побудить учеников задуматься над важными нравственными проблемами;

Развивающая: создать содержательные и организационные условия для развития у школьников критического мышления; развитие речи, обогащение и активизация словаря.

Воспитательная: помочь учащимся прийти к собственным способам решения поставленных вопросов; способствовать пониманию важности такого проявления человеческих отношений, как забота о других людях, доброта; продолжить знакомство с выдающимся человеком современности – Д.С.Лихачевым через его высказывания-письма; получить позитивный эмоциональный опыт в отношении его жизни и деятельности.

Основные методы обучения: частично-поисковый, проблемного изложения.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Средства обучения:  тексты книги «Письма о Добром», , толковый словарь, использование компьютерных технологий.

Занятие проводится  в форме технологии «Чтение и письмо для развития критического мышления» (беседа с детьми, чтение выдержек из писем,  постановка вопросов по письмам). 

Учащиеся четвертого класса уже могут рассуждать о таких понятиях, как «счастливый человек», смысл жизни, цель жизни… Поэтому обращение к «Письмам о добром» представляется одним из путей создания у детей представлений об окружающем их мире. Тема занятия «Будем счастливыми» - учитель не ставит себе цель воспитать настоящего человека, человека счастливого, а, лишь, ведет очень важный разговор, который впоследствии может оказать влияние на формирующуюся личность ученика.

В начальной школе, как правило, мы обсуждаем «Письма о добром» в контексте проблем воспитанности человека, его ответственности за свои поступки. Очень хочется, чтобы  «Письма о добром» оставили след в душе ребят, и в итоге ребята научились бы  серьезно размышлять о важных общечеловеческих проблемах, нравственных понятиях, задумывается о собственных целях в жизни.

  1. Приветствие.
  2. Тема урока «Уроки доброты Д.С.Лихачева. Хочешь быть счастливым – будь им!»
  3. Обращение к эпиграфу – слова Лихачева: «Доброта – это человеческое качество…».
  4. Стихотворение:

Давай поговорим о Доброте,

Что спрятана на донышке души,

О ней мы позабыли в суете,

Лишь старый клен о ней шумит…

Давай поговорим о Доброте…

  1. Обсуждение текстов.
  2. Построение «здания темы» - кластер:

Добро:  любовь, забота, сострадание, счастье, ум, милосердие, служение,, благотворительность, достоинство, смелость и мужество…

  1. Рефлексия.  Что же самое важное в жизни человека?

Увеличивать добро в окружающем нас. Выводим формулу-вывод:

щеДрость милОсердие люБовь состРадание радОсть

Ход занятия:

Этап 1. Выявление имеющихся у детей знаний и представлений по теме занятия.

Добрых людей, как всегда, не хватает,

Добрых людей, как всегда, дефицит,

Добрых людей не всегда понимают,

Сердце у добрых сильнее болит.

Добрые щедро больным помогают,

Добрые дарят тепло и уют,

Добрые в ногу со слабым шагают

И никакого спасибо не ждут!

Учитель: 

В нашем классе есть своя эмблема - Цветок Добра и Хорошего настроения. «Это солнечный цветок, в котором отражена Земля, капля воды – источник жизни, доброе сердце, девиз «Добрый сердцем – правильный в поступках». На сегодняшнем занятии этот цветок будет с нами.

Положите мысленно цветок Добра и Хорошего настроения на обе ладошки. Закройте глаза. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, ваши души. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется её послушать.         Мысленно поместите всё добро и хорошее настроение этого цветка внутрь, в своё сердце. Вас обвевает тёплый, ласковый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение. Я хочу, чтобы вы запомнили, то,  что чувствуете. Тёплые чувства и хорошее настроение будут с вами в течение всего занятия. Откройте глаза. Улыбнитесь друг другу,  пожелайте удачи. На ваших лицах я вижу улыбки, а это, значит, у Вас хорошее настроение. И вот с таким настроем мы и продолжим наш урок.

Сегодня на занятии мы будем говорить о том, как быть счастливым: о взаимоотношениях в семье, взаимоотношениях в классе, в школе, как большой дружной семье, о заботе людей друг о друге, о некоторых важных жизненных принципах, без которых человеку трудно жить. Человек не может жить один, значит, нужно научиться хорошо жить с другими людьми, уметь находить «общий язык», заботиться не только о себе, но и об окружающих тебя людях.

- Кто заботится о вас? Как вы чувствуете, что Вы любимы, что о Вас заботятся? А вы проявляете заботу о ком-нибудь? Какие чувства Вы испытывали, когда о ком-то заботились? Занятие мы начнем с письма  №7  «Что объединяет людей?».

Начинается письмо с «Этажей заботы». (Письмо № 7. стр. 30 – 3, отрывок).  «Этажи заботы» - тонкое, точное,  емкое название. Забота - это внимание, попечение, любовь, ответственность, уход; это то, что объединяет всех людей, независимо от возраста. Что же лежит в основе заботы? В основе ее лежат: любовь, внимание к ближним, ответственность за тех, кто рядом.  Всему этому можно научиться именно в детском возрасте. Хотелось бы донести до Вас, ребята, мысль о том, что Вы, сами, должны научиться проявлять заботу по отношению к одноклассникам, учителям, школе. Ведь, каждый из Вас должен понимать, что класс – это большая дружная единая семья.

Этап 2.  Получение новой информации.

Учитель:

- Д.С. Лихачев писал: «В семье забота сближает родных, в школе забота объединяет класс. В каждом классе заботливое отношение друг к другу создает добрую атмосферу. В городе забота объединяет горожан, а в стране – людей».

- Забота необходима каждому человеку. А как называются люди, которые ни о ком не заботятся, а думают только о себе?

(Эгоист - от слова «эгоизм» - себялюбие, предпочтение своих, своих, личных интересов интересам других, общественным интересам, пренебрежение ими. Словарь С. И. Ожегова).

Человек должен быть заботлив, - пишет Д.С. Лихачев. - Не заботливый человек - скорее всего человек не добрый и не любящий никого. За заботу о себе дети платят заботой о стариках - родителях, когда те уже ничем не могут отплатить за заботу детей. И эта забота о стариках, а потом и о памяти скончавшихся родителей как бы сливается с заботой об исторической памяти семьи и родины в целом».

  • Вспомните, ребята, когда люди всей страны объединялись, чтобы проявить заботу о тех, кто рядом? Пожары, вследствие жаркой и сухой погоды, летом 2010 года уничтожили деревни и села в центральных и южных районах нашей страны – люди со всех уголков России, и не только России, но и других стран,  проявили сострадание к погорельцам: высылали гуманитарную помощь, помогали тушить пожары, приглашали к себе для проживания людей,  лишившихся жилья.
  • Трагедия, которая произошла в маленьком городке Северной Осетии  Беслане 1 сентября 2004 года не оставили равнодушным ни одного человека. Люди разных национальностей, разного возраста, разной веры со всех уголков земного шара проявили сочувствие к пострадавшим. В этот городок стали отправлять денежные переводы, посылки с вещами, медикаменты, игрушки для пострадавших детей, которые становились пусть, совсем крошечным, но все же  утешением для какого-нибудь ребенка.

-  Если человек окружит заботой хотя - бы одного человека, а этот человек окружит заботой еще одного человека и так далее, то все люди на земле будут окружены заботой и любовью. Каждый человек обязательно должен уметь заботиться о других, и не только близких людях, потому что забота – это доброе дело, а добро не может быть глупо. Нужно начинать с себя. Забота человека о тех,  кто рядом помогает человеку жить!

- Д.С. Лихачев выразил необыкновенно правильную и точную мысль: «Небольшой шаг для человека, большой шаг для человечества». 

- В чем, по-вашему, заключается самая большая цель в жизни? В чем, по мнению Д. С. Лихачева, самая большая цель в жизни? (Письмо № 3 «Самое большое», стр. 15-16, отрывок). Замечательные слова: « Большая цель добра начинается с малого – с желания добра своим близким, но, расширяясь, она охватывает все более широкий круг вопросов». 

- Ребята, попробуйте прямо сейчас, на уроке, пожелать своим одноклассникам что-то светлое, доброе, теплое…Скажите, пожалуйста, как лично вы пытаетесь понравиться человеку, которому хотите понравиться? Д. С. Лихачев всем нам дал прекрасный совет: «Надо быть открытым к людям, терпимым к людям, искать в них прежде всего лучшее. Умение искать и находить лучшее, просто «хорошее», «заслоненную красоту» обогащает человека духовно». (Письмо № 4, стр. 20, отрывок).

- Человек духовно богатый тянется к людям, а люди тянутся к нему, никому не интересно общаться с «пустым» человеком. Иногда приходится слышать: «Мне не интересно с ним…, он – «пустышка». Мы попытались ответить на вопрос: «В чем, по-вашему, заключается самая большая цель в жизни?». А в чем же смысл жизни? (Письмо № 5, стр. 23- 24, отрывок). Через несколько лет вы вступите в период переходного возраста. Вы будете находиться в поиске себя. И в процессе этого поиска ребята часто оказываются на перепутье. Поэтому, я думаю, Вы еще не раз обратитесь к «Письмам о добром». Каждый человек хочет быть счастливым. Какого человека Вы бы могли назвать счастливым?

Зачитываются мини-сочинения учащихся по теме:

  • «Какого человека ты назовешь счастливым»;
  • «Что такое счастье?».

А вот, что пишет Д. С. Лихачев…(Письмо № 24, стр 104, отрывок). Не для кого не секрет, что человек, не знающий прошлого – мертвый человек. (Письмо № 27,  стр113-114, Письмо № 41, стр. 214-215, отрывок).

- Как приятно долгими зимними вечерами посидеть в кругу семьи за просмотром семейных альбомов.

Зачитываются мини-сочинения учащихся по теме:

  • «Мои семейные         альбомы».

- Счастливый человек – человек добрый. Какие качества человека вы отнесете к добру? (Честность, бескорыстие, забота, сострадание…).

- Прочитайте на доске пословице о добре, запомните их, и старайтесь жить по ним:

  • Добро делать спешить надобно.
  • В большом сердце и далекое близко.
  • Доброе дело питает и разум и тело.
  • Доброта без разума пуста.
  • За добро добром и платят.
  • Доброму человеку весь мир – свой дом.

Этап 3. Обобщение.

Учитель:

- Д.С. Лихачев прожил большую счастливую жизнь. Он был замечательным человеком. Д. С. Лихачев сделал многое для сохранения и развития культуры нашей страны.

  • с 30 октября по 28 ноября, в период «Лихачевских чтений», нас ждет экскурсия в школьный музей;  
  • в рамках проведения «Малых Лихачевских чтений» к нам придут ученики старших классов, чтобы поделиться своими размышлениями о «Письмах о добром». Это очень важный момент в школьной жизни, так как все мы – члены большой семьи -  школы № 47 имени Д. С. Лихачева. Это имеет огромное воспитательное значение, так как в практике повседневной жизни старшие проявляют заботу о младших, делятся с ними своими чувствами, эмоциями, переживаниями, помогают разобраться в сложных жизненных вопросах.
  • в рамках проведения «Малых Лихачевских чтений» мы сами будем участвовать в проведении уроков по теме, в конференции, посвященной Д. С. Лихачеву, выйдем к учащимся 1-2 х классов, чтобы поделиться своими размышлениями о «Письмах о добром», таким образом, мы внесем свой вклад в «Копилку добрых дел», проявим заботу о младших. Для нас с Вами  - это продолжение большой и трудоемкой работы, своего рода настрой на традиции школы, определение главных нравственных ориентиров.
  •  какие  новые  важные  мысли  открываются,  когда читаешь «Письма о добром» Д. С. Лихачева?

Этап 4.  Получение от учеников обратной связи на уровне понимания сути проблемы.

I вариант:

- Размышления целесообразно завершить сочинением (эссе) (домашняя письменная работа), в котором ученики подведут итоги состоявшегося урока и изложат собственные рассуждения по затронутым вопросам. 

 Предлагаются темы для написания сочинений (эссе):

  •  «Кто и что меня воспитывает»;
  • «Моя родословная».

II вариант:

- Творческих работы - рисунки на тему «Мои добрые дела» в портфолио классной копилки творческих работ учащихся – очередной шаг на пути осознания своего класса как школьного коллектива.

Заключительное слово учителя. Рекомендация прочесть «Письма...» полностью.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Как сделать интересным урок английского языка в начальной школе."

Статья написана в помощь начинающим учителям и рассказывает об основных методах и приемах для активизации познавательной деятельности на урок английского языка. В данной статье приводятся примеры разл...

Статья «Сущность контроля и оценки результатов обучения в начальной школе»

Статья   «Сущность контроля и оценки результатов обучения в начальной школе»Подготовила учитель начальных классов МБОУ прогимназия «Сезам» ХМАО г. Сургута  Федорова Ольга Юрьевна...

Статья "Использование образовательных технологий в процессе обучения в начальной школе"

В данной статье описаны образовательные технологии,используемые учителем на уроках в начальной школе. Это здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии,игровые и личностно - ориентированные тех...

Рабочая программа гражданско-патриотического направления по воспитательной работе для учащихся начальной школы

Название проекта: Защитники ОтечестваКраткая характеристика проекта: проект направлен на патриотическое воспитание младших школьниковНаправление воспитания.6 формировать в детях любовь к родине...

Основные направления работы педагогов начальной школы с родителями детей-билингвов (презентация)

Представлена  информация об особенностях психологической и языковой ситуации развития детей-билингвов, которая может быть использована в ходе методической  работы с родителями в интересах ул...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕ Тема: Движение в противоположных направлениях, УМК «Перспективная начальная школа»

КОНСПЕКТ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕТема: Движение в противоположных направленияхЦели деятельности учителя: формирование понимания процесса движения объектов в противоположных направлениях; обучение решению з...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности общекультурной направленности "Младший хор начальной школы (третий год обучения)"

В работе с хором ставится важнейшая задача, это выявление одаренной личности, развитие её творческой индивидуальности и обеспечение реализации самобытности ребенка. Важно через хоровую деятельнос...