ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ФАКТОР ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
статья на тему

Медведева Юлия Александровна

Современный выпускник школы должен обладать такими знаниями, которые необходимы ему для успешной адаптации в обществе. Овладеть этими знаниями ему помогают инновационные педагогические практики, например, проектно-исследовательская деятельность. Главная задача учителя- не навязать ученику эту деятельность, а вызватьу него  неподдельный интерес. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_2.docx26.97 КБ

Предварительный просмотр:

Ю.А.Медведева

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ФАКТОР ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

(слайд 2)

Чтобы быть хорошим преподавателем,

нужно любить то, что преподаешь,

и любить тех, кому преподаешь.

В. Ключевский

Современный выпускник  школы должен обладать такими знаниями, которые необходимы ему для успешной адаптации и самореализации в обществе. Этого требует научно-технический прогресс. Овладеть этими знаниями ему помогают используемые в обучении  творческие методы, инновационные педагогические  практики. (слайд 3)Инновация - это не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое серьезно повышает эффективность действующей системы[1, c. 30].

Основными направлениями и объектами инновационных преобразований в педагогике являются:

1. разработка концепций и стратегий развития образования и образовательных учреждений;

2. обновление содержания образования; изменение и разработка новых технологий обучения и воспитания;

3. совершенствование управления образовательными учреждениями и системой образования в целом;

4. улучшение подготовки педагогических кадров и повышения их квалификации;

5. проектирование новых моделей образовательного процесса;

6.  обеспечение психологической, экологической безопасности учащихся, разработка здоровьесберегающих технологий обучения;

7. обеспечение успешности обучения и воспитания, мониторинг образовательного процесса и развития учащихся;

8. разработка учебников и учебных пособий нового поколения и др. [2, c. 12-14].

Особое место в этой системе занимает исследовательская (или проектная) деятельность. Главная задача педагога не навязать ученику эту деятельность, а увидеть  интерес ребёнка  в познании нового, активизировать обучающегося, стимулировать мотивацию к процессу самостоятельного поиска и приобретения им новых знаний, получения результата своей деятельности.[3, c. 49-54]. Учитель в этом процессе становится советчиком, он организует познавательный процесс, ведущую роль в котором занимает младший школьник. Эта деятельность позволяет раскрыть индивидуальные особенности обучающихся и дает им возможность применить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.

Древние мудрецы говорили: «Для мысли и действия рождён человек». Проектно-исследовательская деятельность (слайд 4) ориентирована на самостоятельную деятельность обучающихся - индивидуальную, групповую или парную,  выполняемую ими  в течение определенного времени. Решение  задач проекта предполагает  использование  разных методов и средств обучения, а также делает необходимым  интегрирование знаний школьников, умения применять  эти знания из различных областей науки и техники. Если говорить о проектно-исследовательской деятельности  как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых и проблемных методов. А именно из этого складывается  действительно творческая   деятельность.

Анализируя  проектную деятельность обучающихся начальной школы, нужно сказать об особой роли родителей.  Недопустимо, чтобы вся  работа над проектом перекладывалась на их плечи, оставляя ребёнку только роль пассивного наблюдателя или докладчика. Это полностью противоречит целям и задачам школьной исследовательской деятельности. Работа  над проектом - это возможность для реализации творческого потенциала обучающихся. Наша  практика работы над проектами и исследованиями показывает, что этот вид деятельности -  процесс очень увлекательный для детей. Они все погружаются в творческий поиск, сообща работают над проектом.

Думаю, что включать школьников в проектную деятельность следует постепенно, начиная с I класса. Сначала  реализуем доступные творческие задания, а уже в III-IV классах работаем над довольно сложными исследовательскими проектами.

Начинаю работу  с введения первоклассников в проблемную ситуацию, доступную для их понимания, стараюсь их заинтересовать темой проекта. Делать это надо очень осторожно, «издалека». Изучая на уроке литературного чтения басню С.В.Михалкова «Аист и лягушки», очень понравилась лаконичность произведения. Возник вопрос: «Написать басню просто?». Мнения в классе разделились. Так началась работа над групповым проектом по написанию басни собственного сочинения. (слайд 5) Образовались 3 творческие группы: «поэты», «художники» и «актёры». Все начали напряженную работу. «Поэты» сочиняли басню на переменах, после уроков, звонили друг другу. «Художники» нарисовали  иллюстрации  к  басне,  «актёры» подготовили инсценирование.  В результате состоялось целое представление для родителей с показом слайд-шоу из наших рисунков, инсценировкой басни и настоящей выставкой книжек-малышек собственного изготовления.

Следующая исследовательская проблема возникла на экскурсии. Выяснилось, что ребята затрудняются с названием деревьев.  Это  стало темой для следующего проекта. Для того чтобы работа проходила целенаправленно, ребята составили следующий план исследования:

- определение и постановка цели;

- сбор информации (подумай, спроси у взрослых, узнай из книг, наблюдай в природе;

- отчет о проведенном исследовании.

Завершение работы над проектом по теме «Деревья, которые растут в нашем городе» представили в виде презентации. Выступили перед ребятами  II-IV классов, что позволило детям получить первоначальные навыки самостоятельного социального действия.

Далее, во 2 и 3 классах ребята выполняли различные исследовательские проекты. Результатом одного из них (проект назывался «Что такое новый год?») стала победа нашей ученицы в межмуниципальном исследовательском конкурсе в номинации «История ёлочной игрушки».(слайд 6)

Сейчас нас заинтересовали социально значимые проекты. К данному виду проектов мы подошли вполне закономерно. Во время посещения  школьного музея Боевой Славы  его организатор и идейный вдохновитель Александра Степановна  Овчинникова рассказала нам об организации обороны города Ртищево, о  жизни детей в военное время, о трудностях, лишениях в годы Великой Отечественной войны. (слайд 7) Александра Степановна в то время сама была ребёнком, на её долю пришлось пережить все тяготы войны: голод, страшный холод, эпидемию тиф.

Нам захотелось как можно больше узнать о детях войны. Как наши ровесники жили и выживали в тяжёлое военное время?

Так возник проект, над которым мы сейчас работаем, «Дети войны».  Целью нашей работы стал сбор материала о жизни детей во время Великой Отечественной войны. Перед нами встали следующие задачи:

-  найти сведения о детях военного времени;

-  узнать, учились ли  дети в период с 1941 по 1945 годы;

-  выяснить, как живут они сейчас – последние свидетели  этой войны.

В сотрудничестве с  поисковиками Музея Боевой Славы «Хранитель памяти» мы собирали материал о детях войны – земляках и жителях нашего города. На данный момент в городе проживает 14 человек, которые, будучи детьми, пережили ужасы войны. В рамках проекта мы провели  классный час на тему: «Детство, опалённое войной» с приглашением детей войны. (слайд 8) Когда мы слушали их рассказы,  ребята с трудом сдерживали слёзы.

Мы записали их воспоминания, составили альбом с  фотографиями и рассказами. Подготовили презентацию, выступили перед ребятами из параллельных классов. У ребят оставалось чувство неудовлетворённости. Тогда Овчинникова А.С. рассказала нам об инициативе жителей нашего города:   создать памятник в честь детей войны. Александра Степановна предложила нам принять участие в конкурсе макетов этого монумента.

Мы продолжили работу над проектом. После проведенного в классе конкурса рисунков общим голосованием был выбран лучший эскиз (слайд 9), на котором  полуразрушенная кирпичная стена с изображением скульптур, символизирующих выживших, умерших и не родившихся детей во время войны.  Рядом находится противотанковый ёж  с колючей проволокой, которая держит детей так же крепко, как их воспоминания, горе и боль.

Вся жизнь этих людей – пример для подражания нам, детям сегодняшнего времени. Время идёт, всё дальше уходят от нас те страшные военные годы, но мы не забываем его. Успеть.  Обязательно надо успеть,  пока еще они живы, увековечить хотя бы в обыкновенном камне горькие детские слезы той суровой военной поры. Чтобы они, дети войны, своими глазами увидели бы, как мы, взрослые и дети, люди 21-ого века, склоняем свои головы перед их героической судьбой с чувством: сберечь о них память и передать ее следующим поколениям.

Поисковики музея и  обучающиеся нашей школы готовы внести свой посильный вклад в установление данного памятника. Ребята сделали своими руками макет (слайд 10). Работа представлена на муниципальном конкурсе исследовательских проектов «Дорогами солдатской славы». (слайд 11)

Надеемся, что это благородное дело будет реализовано и в нашем городе будет стоять памятник детям войны.

Таким образом, выполняя исследовательские проекты, дети самостоятельно открывают для себя новые знания, которые приобретают для них личную значимость, решают возникающие проблемы, делают собственные открытия, что способствует развитию активной, творческой личности, дает возможность сформировать целостную систему представлений о мире.

Литература:

1. Костюк Н. И. Новые принципы организации начального профессионального образования // Профессиональное образование. 2004. № 4. С. 30.

2. Мартиросян Б. П. Педагогическая инноватика: объект, предмет и основные понятия // Педагогика. 2004. № 4. С. 12-14.

3. Пидкасистый И. И. Педагогика: учебное пособие. М.: Российское педагогическое агентство, 1995. С. 49-54.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа учебно-воспитательной деятельности Класса Юных Моряков «Фрегат»: «Индивидуально-личностное развитие младших школьников через систему обучения и воспитанияв условиях морского класса».

Программа создана в 2006 году в соавторстве с педагогом дополнительного образования Стариковым С.А. , а также в разработке программы приняла участие в качестве научного консультанта -cтарший преподава...

Духовно – нравственное воспитание как фактор личностного развития младшего школьника.

Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ...

Инновационный проект «Совместная деятельность учителя и родителей по личностному развитию младших школьников через исследовательскую и проектную деятельность»

настоящее время вызывает огромный интерес исследовательская и проектная деятельность с учащимися начальной школы, которая предполагает совместную работу учителя и родителей, направленную на личностно...

Роль игровой деятельности в личностном развитии младших школьников на занятиях группы продленного дня .

Игра – это та форма деятельности детей, которую они охотнее всего принимают и больше всего любят.  В детском возрасте игра – это норма. В игре испытываются возможности, просыпаются др...