Методика организации исследовательской работы с одаренными детьми начальной школы.
статья (1 класс) по теме

Гиревая Виолетта Николаевна

О проблеме формирования и развития творческого потенциала детей младшего школьного возраста много говорят и пишут. И мы, учителя, работающие по программе "Начальная школа 21 века" (система Н. Ф. Виноградовой), призваны учить детей творчеству, воспитывать в каждом ребенке самостоятельную личность, владеющую инструментарием саморазвития и самосовершенствования, умеющую находить эффективные способы решения проблемы, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить, вступать в дискуссию, коммуникацию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Из опыта работы  «Организация исследовательской работы
с одаренными детьми в начальной школе».

Методика организации исследовательской работы с одаренными детьми начальной школы.

«Организация исследовательской работы с одаренными детьми в начальной школе» - это педагогическое исследование. Проблема развития одаренных учащихся на начальных этапах образования еще не получила достаточно широкого освещения в педагогической науке и образовательной практике, что обусловливает актуальность проведения исследований по данной теме. Теоретическую основу исследования составляют концепции одаренности, теории интеграции образования, концепция личностно ориентированного обучения, теория развивающего обучения, основы исследовательского обучения. Новизна заключается в том, что разработана система организации исследовательской работы с одаренными детьми в начальной школе с учетом их познавательных потребностей и индивидуальных возможностей, которая содействует интеллектуальному и творческому развитию детей. Разработаны рекомендации для учителя при организации исследовательской работы с одаренными детьми. Ведущая педагогическая идея опыта заключается в применении системы организации исследовательской работы с одаренными детьми в начальной школе с учетом их познавательных потребностей и индивидуальных возможностей, которая способствует интеллектуальному и творческому развитию детей, исследовательским умениям. Необходимо создавать благоприятные условия для самостоятельной исследовательской работы школьников, умело направлять эту деятельность, учитывать их психологические особенности, уметь выявлять таких детей, владеть приёмами работы с ними. 
    
Целью организации исследовательской деятельности одаренных учащихся начальной школы является формирование у них познавательной активности.  Цель может быть достигнута, если будут решены следующие задачи: развитие логического мышления, творческих способностей, кругозора, устной и письменной речи; умений обобщать и систематизировать информацию, коммуникативных умений; формирование наблюдательности и внимания, умения работы с художественными и научными текстами. Нами были разработаны следующие условия формирования исследовательских умений у младших школьников:

Целенаправленность и систематичность. Работа по развитию исследовательских умений должна проходить в классе постоянно как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Учитель должен использовать материал уроков литературного чтения, русского языка, математики, по окружающему миру с целью формирования умений исследовательской деятельности, постоянно использовать исследовательский метод в преподавании тем.

Мотивированность. Необходимо помогать учащимся, видеть смысл их творческой исследовательской деятельности, видеть в этом возможность реализации собственных талантов и возможностей, способ саморазвития и самосовершенствования.

Творческая среда. Учитель должен способствовать созданию творческой рабочей атмосферы, поддерживать интерес к исследовательской работе.

Психологический комфорт. Одна из задач учителя – поощрять творческие поощрения учащихся, стремление к творческому поиску. Важно, чтобы они не боялись допустить ошибки, воздерживаться от негативных оценок. Задача учителя – не подавлять желания, порывы, творческие идеи учащихся, а поддерживать их и направлять. Каждому ученику необходимо дать возможность ощутить свои силы, поверить в себя.

Личность педагога. Для развития творческих способностей, к которым относятся и исследовательские, нужен творчески работающий учитель, стремящийся к созданию творческой рабочей обстановки, и обладающий определенными знаниями и подготовкой для ведения занятий по исследовательской деятельности. Педагог играет немаловажную роль в выполнении исследовательской деятельности учащихся: контролирует, направляет, помогает.

Учет возрастных особенностей. Так как речь идет об учащихся младшего школьного возраста, вопрос об учете их психологических особенностей очень важен. Обучение исследовательским умениям должно осуществляться на доступном для детского восприятия уровне, само исследование должно быть посильным, интересным и полезным.

Оценка деятельности учащихся. Оценка деятельности учащихся происходит в несколько этапов: подготовительный, аналитический, обобщающий и заключительный (защита). Любое бальное выражение оценки результатов исследовательской деятельности в начальных классах не должно иметь место в силу следующих причин:

- учащиеся должны чувствовать себя успешными;

- учащиеся лишь учатся проводить исследования, любое их достижение уже является движением вперед;

- исследовательская работа – желание самих учащихся достичь нового знания, расширить свой кругозор или достичь какой-то цели. 

Следовательно, никто другой, так как он, не сможет почувствовать и оценить свой труд.  Но подобные положения вовсе не означают бесконтрольность исследовательской деятельности, ведь младший школьник в силу своего возраста не обладает самокритичностью, не имеет достаточной базы для оценки полноты исследования, практичности используемых методов. С целью преодоления подобных проблем педагог, учащийся, другие участники конференции могут высказать оценочное суждение, имеющее форму пожелания, совета и каждый ребенок со своей работой должен быть отмечен в определенной номинации.

Формы, позволяющие представить результаты исследования:
- конференции, на которых учащиеся представляют краткий доклад о проделанной работе и отвечают на вопросы аудитории;
- презентации, на которых ярко, красочно и привлекательно представляются достижения учеников;

-выступления, как правило, для определенного круга – своих одноклассников, учащихся параллельных классов, заинтересованных данной темой;

-доклад с целью сообщения новых знаний;

- выставка достижений, проводится для родителей и может быть посвящена определенной теме, дисциплине и т. д.;

- реферат, публикация, веб-сайт.

Виды исследований, проводимых в начальной школе:

- по количеству участников: индивидуальные, групповые, коллективные;

- по месту проведения: урочные, внеурочные;

- по времени: кратковременные или долговременные;

- по теме: предметные, свободные.

Методы и приемы:

В процессе исследовательской работы учащиеся используют следующие

методы и приемы работы:

- изучение теоретических источников;

- наблюдение;

- поисковый эксперимент;

- описательный;

- анкетирование;

- интервьюирование.

О проблеме формирования и развития творческого потенциала детей младшего школьного возраста много говорят и пишут. И мы, учителя, работающие по программе "Начальная школа 21 века" (система Н. Ф. Виноградовой), призваны учить детей творчеству, воспитывать в каждом ребенке самостоятельную личность, владеющую инструментарием саморазвития и самосовершенствования, умеющую находить эффективные способы решения проблемы, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить, вступать в дискуссию, коммуникацию.
    
Учеников одаренных легко распознать в общей массе школьников. Их отличает особый блеск любопытства в глазах, на лицах читается безграничный интерес к познанию всего, что есть вокруг. В каждой школе, начиная с начальных классов, встречаются талантливые, интересующиеся той или иной областью наук ученики. Очень важно поддерживать интерес детей к знаниям, выявлять одаренных учеников, развивать их умственные способности. Учитель должен организовать такую адекватную учебную и внеучебную деятельность, при которой реализуются творческие способности ученика, его наклонности, исследовательская деятельность, саморазвитие.

 Выбрав некоторые направления работы с одаренными детьми: развитие творческого потенциала, интеллектуальных способностей учащихся и организация исследовательской работы, на которой остановимся подробнее.
    
Главная цель исследовательской работы – формирование у учащегося способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
    Главная особенность исследовательской работы – активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер, и таким образом передать учащемуся инициативу в организации своей познавательной деятельности.

 При организации исследовательской работы ставим такие задачи:

1. Диагностика выявления детей с неординарными способностями, развитие целостного миропонимания, творческого мышления.

2.Создать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика в исследовательской деятельности.

3.Отслеживание уровня развития творческого потенциала личности.

4.Создать банк данных «Одарённый ребёнок».

5. Формировать у учащихся устойчивую потребность к исследовательской деятельности.

6.Организация всех видов индивидуальной, групповой и коллективной деятельности, вовлекающей учащихся в исследовательскую работу.
   
Конечный результат – защита исследовательских работ и проектов на школьной, районной конференции научно-исследовательских работ и проектов младших школьников «Аистёнок», затем на региональном уровне. Нами была разработана и реализуется система организации исследовательской работы с одаренными детьми младшего школьного возраста, подразумевающая соблюдение данных организационно – педагогических условий. В основе системы лежат идеи гуманистической педагогики, личностно – ориентированного и деятельностно – ориентированного подходов. Занятия, предусмотренные системой, проходят как в классно – урочной, так и во внеклассной форме.

Ведется пропедевтическая работа:
- проблемным, частично – поисковым, эвристическим обучением под руководством учителя;
- уроком – исследованием (в начале года постановка проблемы осуществляется учителем, поиск решений осуществляется учащимися по наводящим вопросам; далее постановка проблемы по возможности осуществляется самостоятельно с некоторой помощью учителя; предположения, поиск решений максимально самостоятельно; выводы под руководством учителя);
- кратковременными исследованиями – наблюдениями и описаниями (под руководством учителя);
- практическая работа «Как работать с книгой?» (посещение библиотек).
   
 В 1 классе на уроках желательно включение заданий, направленных на овладение общелогическими умениями (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение). Подобные задания могут иметь место на уроках математики, обучения грамоте, русского языка, естествознания.
Следует ознакомить детей с такими теоретическими понятиями: исследование, открытие, опыт, наблюдение, наблюдательность, эксперимент, гипотеза, логика, схемы, парадоксы, результат, доклад, защита, конференция и другими.
Также практиковать исследовательские задания в 1 классе такие, как:
- методика проведения самостоятельных исследований;
- экспресс – исследование;
- игра – исследование;
- коллекционирование;
- как сделать сообщение;
- как составить план;
- как выбрать интересную тему;
- как научиться наблюдать;
- как работать с книгой;
- как делать схемы;
- как задавать вопросы (интервью).
    
Со 2 класса мы организовали специальные занятия по исследовательской работе (1 час в неделю). Наличие занятий, на наш взгляд, позволило систематично, целенаправленно формировать исследовательские умения у одаренных учащихся.

Работа осуществляется по следующим направлениям:

1. Знакомство с теоретическими понятиями исследовательской работы такими, как «исследование», «информация», «знания» и другими.

2. Осуществление коллективных исследований по определенному плану (с соблюдением всех этапов), по различным темам.
Таким образом, в процессе осуществления исследования нарабатываются теоретические знания об исследовательской работе, и происходит формирование соответствующих исследовательских умений.  

3. Продолжается работа по проведению кратковременных исследований в контексте изучения материалов различных дисциплин.

4. На уроках используются проблемные и поисковые методы, на которых также происходит знакомство с терминологией и некоторыми понятиями о методах исследования, работа со словарями и другими источниками информации.

5. На исследовательских занятиях предлагаются задания, направленные на выявление различных свойств, действий предметов, множества предметов, составление последовательности действий; сравнение предмета и множества предметов; изучаются логические понятия «истина», «ложь», «дерево»; предлагаются для решения простые задачи по комбинаторики, логические задачи.

6. Осуществляется подготовка самостоятельного долговременного исследования по интересующим темам. Исследование проводится под руководством учителя, затем с помощью родителей.  
Наблюдаемые результаты: учащиеся имеют достаточно широкое представление об исследовательской работе ученых, о ее назначениях, имеют представление о планировании работы, проводят вместе со взрослыми (с группой), исследования, осуществляют поиск информации в литературе по интересующей теме, имеют желание и возможность поделиться с одноклассниками результатами своей исследовательской работы (конференция, круглый стол, творческий отчет, выставка и т.д.). 

В 3 классе на теоретических и практических занятиях по исследовательской работе (1 раз в неделю) учащиеся продолжают знакомиться с теорией исследования, структурой, методами исследований (история исследований, предназначение исследований, их место в жизни человека, человечества в целом, требования к выбору темы исследования, планирование исследования, его задачи). На уроках используются игровые методы, путешествия, экскурсии, сказочный материал. Проводятся коллективные исследования на заданную тему. Осуществляется учащимися самостоятельное долговременное исследование с применением имеющихся знаний и умений (осуществляют поиск информации, учатся выделять главное, формулировать определения, ставить простейшие опыты, наблюдать, составлять доклады). Учащиеся проводят опросы, анкетирования, интервьюирование. Ход исследований обсуждается на занятиях по исследовательской работе, учителем оказывается консультативная помощь.  К концу года большая часть учащихся способна с достаточной степенью самостоятельности выбрать тему исследования, составить план исследования, определить 1-2 задачи, найти материал, представить доклад с показом, самостоятельно провести этапы исследования. 

На занятиях по исследовательской работе в 4 классе обобщаются полученные знания. Внимание уделяется умениям работать с источниками информации, с самой информацией, обрабатывать тексты, представлять результат своей работы в виде текста, графика, модели.

    Так, работая  со своими первоклассниками  (2015-2016 уч. год)  и занимаясь исследовательской работой по окружающему миру, был создан проект «Почему полезен лук?» Титовой Анной, который  успешно был отправлен на V районный конкурс научно-исследовательских работ «Аистенок» среди учащихся начальной школы г. Волгограда.

 Это явилось началом моей работы с одаренными детьми, которую я буду продолжать в своей деятельности.

Данный проект прилагается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Организация исследовательской работы с одарёнными детьми в начальной школе"

В данной статье описан опыт работы с одаренными детьми в начальной школе по курсу «Я-исследователь» и программе «Родители - помощники в проектной и исследовательской деятельности обучающихся»....

Организация исследовательской работы с одарёнными детьми в начальной школе.

Теоретические основы организации исследовательской работы с одаренными детьми в начальной школе.  Определение понятия «одаренный ребёнок».               ...

Организация исследовательской работы с одарёнными детьми начальной школы

Организация исследовательской работы с одарёнными детьми начальной школы-это педагогическое исследование...

Методика организации исследовательской работы с одаренными детьми начальной школы

Основной формой организации учебно-познавательной деятельности в предлагаемой системе работы для одаренных учащихся выступает исследовательская деятельность....

Статья "НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПО РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ"

 Современное общество нуждается в талантливых, инициативных, грамотных, одаренных людях, способных конструктивно решать сложные экономические и социальные задачи, обеспечить прогрессивное ...

Программа работы с одаренными детьми. Начальная школа.

Программа работы с одаренными детьми...

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В статье рассказыватся о проведнии исследовательской работы с одаренными дтьми в начальной школе....