Проект "Динозавры самые - самые"
проект (2, 3 класс) на тему

Валеева Фидалина Рифовна

В проекте рассматриваются динозавры "рекордсмены"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_latypova_kratkiy_variant.doc779 КБ

Предварительный просмотр:

Районный конкурс научно-исследовательских проектов

«Я – исследователь»

Тема: Какие динозавры «самые-самые»?

Автор: Латыпов Рустам Рамисович

3А класс, МОБУ СОШ с.Наумовка

Руководитель проекта: Валеева Фидалина Рифовна,

учитель начальных классов МОБУ СОШ с.Наумовка

Стерлитамакский р-н

2015-2016г.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

Основная часть

1. Опрос учащихся начальной школы ………………………………………..5

2. Кто такие динозавры………………………………………………..….……6

3. Сравнение динозавров по разным признакам……………………………..6

4. Классификация «самых-самых» динозавров ………………..……….……7

5. Работа над созданием книги ………………………………...…………….15

Заключение…………………………………………………..……………..….16

Список литературных источников……………………………..……….…....17

Приложение ……………………………………….…………………………..19

Введение

Динозавры… Само это слово действует на нас завораживающе. Мы сразу представляем себе доисторических животных. Необыкновенные гигантские чудовища поражают наше воображение. Динозаврами я увлекаюсь 3 года и уже много о них знаю.

В 2013 году в городе Стерлитамак открыли семейно-развлекательный комплекс «ДИНОЗАВРиЯ». Там представлены разные виды динозавров. Мне очень захотелось узнать о динозаврах больше и найти ответы на вопросы: Какие динозавры «самые-самые»? Почему их так назвали? Читая различные книги и энциклопедии о динозаврах, я встречал много разной информации о них, но не встретил ни одной книги, где бы выделяли их по уникальным способностям, виду и размеру. Поэтому эта тема актуальна и найдет свою практическую значимость среди юных читателей.

Целью моего исследования стало:

  1. Познакомиться с древними животными- динозаврами, их видами, средой обитания, образом жизни.
  2. Составить пятерку «самых-самых».
  3. Создать «Дино-словарь»

Я поставил перед собой ряд задач: 

  1. Изучить и проанализировать данные в научной литературе по выбранной теме исследования.
  2. Проанализировать информацию о динозаврах по разным признакам;
  3. Провести опрос о динозаврах среди учащихся начальной школы
  4. Систематизировать материал о необычных динозаврах;
  5. Нарисовать самых интересных динозавров.
  6. Собрать коллекцию динозавров.
  7. Изложить найденные сведения о динозаврах в своей книге, красочно оформив;
  8. Создать «Дино-словарь»
  9. провести повторный опрос о динозаврах среди учащихся начальной школы.

Объект исследования: литература о динозаврах, научно-популярные энциклопедии, парк «Динозавров» в Уфе.

Предмет исследования: динозавры. 

Гипотеза: книга о самых-самых динозаврах поможет читателям увидеть необычные стороны этих представителей.

План работы над проектом:

1.  Провести опрос среди учащихся начальной школы с целью выявления у учащихся общих представлений о динозаврах, представителях и знаний о «самых» необычных динозаврах.

2.  Изучить литературу и интернет источники о динозаврах.

3.  Среди изученной информации о динозаврах, выделить «самых - самых» по разным признакам.

4.  Создание книги и «Дино-словаря»

Методы и приемы, используемые в работе: сбор, обобщение и сравнительный анализ информации, социальный опрос, наблюдение, беседа, работа с компьютером.

Основная часть

1. Опрос учащихся начальной школы.

В нашей школе учатся много интересующихся и увлеченных ребят, и мне захотелось узнать среди них, что они знают о динозаврах. Провел опрос (см. Приложение ). Мной было опрошено 116 учащихся. Ребятам было предложено ответить на три вопроса:

Вопрос № 1. Откуда ты узнал о динозаврах?

54 % (это 63 чел.) читали о них в книгах.

34 % (это 39 чел.) из фильмов и мультиков.

14 % (это 16 чел.) из рассказов взрослых.

Только 2 % (это 3 чел.) видели в музеях останки динозавров.

Остальные 18 % (это 21 чел.) затруднились ответить на вопрос.

Вопрос № 2. Название, какого динозавра ты знаешь?

Самым известным оказался Тиранозавр, его знают 37% (это 43 чел.) опрошенных;

На втором месте названия, выдуманные самими ребятами 34 % (это 40 чел.) Были придуманы такие как: белозавр, теленозавр, стинаназавр, стрикозавр, диносорог и раптр (название из средства от комаров).

Третье место Птиродактель 20% (это 23 чел.);

Не вспомнили названий 18 % ребят (это 23 чел.).

Вопрос № 3. Название, какого «самого» необычного динозавра тебе известно?

На этот вопрос затруднились ответить 41% (48 чел.) опрошенных.

Тиранозавра назвали 20 % (23 чел.).

Названия, выдуманные самими ребятами 19 % (22 чел.).

Птерадактеля назвали 15 % (18 чел.).

Оказалось, что эта тема многих заинтересовала и вызвала массу дискуссий. В результате проведенного социологического исследования мною были сделаны следующие выводы:

- о динозаврах многие ребята знают из энциклопедий и по рассказам взрослых;

- имеют представление о различных представителях;

- но среди всей информации, не смогли выделить «самых» необычных.

        

2. Кто такие динозавры?

Изучением динозавров, историей их возникновения, развития - занимается палеонтология. Как наука она выделилась не так давно. Её основатель, французский учёный Жорж Кювье, доказал, что будто бы сказочные драконы и ящерицы-гиганты не пустая выдумка, и не плод фантазий, а реально существовавшие животные, обитавшие на Земле задолго до триумфального появления человека.

  В позапрошлом веке этим животным придумали имя. Предложил его Ричард Оуэн. "Ужасная, страшная, удивительная ящерица огромных размеров" – по-научному просто ДИНОЗАВР.

Слово взято из греческого языка. Динозавры – от греч. «deinos» – страшный, «saurus» - ящер.

Однако этот термин отражает не всё многообразие этих животных. Как известно, среди динозавров можно встретить не только "огромных размеров ящерицу", но и представителей гораздо меньших объёмов (размером с обычного быка или средней лисицы), и уж тем более не все динозавры по определению являлись ящерами (представителей с хорошо развитыми крыльями достаточно много).

3. Сравнение динозавров по разным признакам

Читая различную литературу о динозаврах, и посещая дино-парки, я решил проанализировать всех динозавров по разным признакам.

Составил таблицу сравнений. В верхней части определил параметры сравнения: возраст, размер, вес, различные способы и другие, а в нижней выписал название динозавров в алфавитном порядке (см. Приложение ).

В одной книге всю необходимую информацию не возможно было найти, поэтому я использовал разные энциклопедии и интернет источники.

4. Классификация «самых-самых» динозавров.

Изучив все многообразие динозавров, я увидел, что есть динозавры, которые можно отнести к «самым - самым» по разным признакам.

http://pandia.ru/text/78/573/images/image004_3.png

Самые первые

Эораптор

                         

Наиболее примитивным динозавром считается Эораптор. Длина тела этого динозавра достигала 1 м. Тело располагалось вертикально на задних ногах, передние лапы Эораптора были в полтора раза короче задних и имели по пять "пальцев", как у человека, способны были использовать переднюю конечность, как орган труда. http://pandia.ru/text/78/573/images/image006_0.pngСтроение зубов указывает на всеядный характер.

Самые нелепые и имеющие самые длинные когти.

Теризинозавр

Свое название он получил из-за гигантских, похожих на серп когтей, которыми заканчивалась передняя лапа. Их длина по наружной кривизне достигала 91 см.

У теризинозавров ноги были похожи на птичьи, морда заканчивалась беззубым клювом, на каждой лапе было по четыре функциональных пальца. У этого динозавра был хрупкий череп и не было зубов. Питался он, вероятно, термитами.

Самые крупные

 Зауропод

Зауроподы - травоядные динозавры - были величайшими наземными животными всех эпох. Для того чтобы объяснить их необыкновенные размеры, палеонтологи прибегали к самым фантастическим гипотезам. Распространен взгляд, что увеличенный гипофиз в мозгу зауропод свидетельствует о болезненном изменении этой важнейшей железы, вызвавшем гигантизм.

 Водный образ жизни зауропод общепризнан.

Самые тяжелые и имеют самые крупные яйца

Титанозавр

Титанозавры были самыми тяжелыми, весившие 40 – 80 т. Титанозавры имели уникальную черту: костный панцирь, который состоял из крепчайших пластин, разбросанных по спине, но свидетельства этому пока не слишком достоверны. Ещё одной заявкой на уникальность были размеры этих динозавров.

Самые крупные яйца из известных науке откладывал Hypselosaurus priscus, 12-метровый титанозавр, живший около 80 млн. лет назад.

 

Эмбрион титанозавра

Все 110 миллионов лет малыш пролежал внутри надёжно защитившего его яйца. Греллет-Тиннер, из чикагского Музея естественной истории им. Филда (США).

Самые высокие и длинные

 Брахиозавр

Файл:Brachiosaurus DB.jpgБрахиозавр - значение названия «Ящер с руками». Он был одним из самых больших и тяжелых динозавров изо всех, когда-либо живших на Земле. Вместе с тем он был совершенно неагрессивным и вступал в драку только при нападении хищников. Длина тела до 23м. Если бы в те времена на Земле жили люди, то самый высокий человек с трудом смог бы достать до колена гигантского ящера. А сам Брахиозавр легко дотягивался до верхушек самых высоких деревьев благодаря своей длинной шее. Количество потребляемой пищи было огромным, чтобы обеспечить необходимой энергией своё гигантское тело. Вследствие этого они, по всей видимости, оставляли после себя огромные кучи помёта. У брахиозавра был очень маленький мозг, потому учёные предполагают, что он был не очень-то смышлёным.

http://pandia.ru/text/78/573/images/image016_7.jpgОбщая длина брахиозавра составила 22,2 м; высота в холке - 6 м; высота с поднятой головой - 14 м. Однако малая берцовая кость другого брахиозавра, хранящаяся в музее, позволяет предполагать, что эти животные были еще крупнее.

Самые маленькие

Компсогнатус

 Компсогнатус - «изящная челюсть».

Этот миниатюрный динозавр размерами был не больше цыпленка. Он мог быстро бегать и внезапно менять направление, охотясь за насекомыми и ящерицами. Строением тела компсогнат был похож на первоптицу – археоптерикса.

Самые широкие

Анкилозавр

 Анкилозавры - самые бронированные из динозавров. Иногда его описывают как живой танк, поскольку все тело ящера было заковано в чрезвычайно прочную, шипастую броню. Тело у Анкилозавра было довольно массивным: вес - 2тонны, ширина тела – 2, 5 метра, длина тела – 6 метров.

                                      http://4.bp.blogspot.com/_bXaftebd2OY/TH0YtwzhWfI/AAAAAAAAAIQ/O36WGD5DCfQ/s400/%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D0%B8.jpg

Значение названия: «Спаянный ящер». Название происходит из-за прочной костяной брони покрывавшей всю верхнюю часть туловища и хвоста. В качестве дополнительной защиты имелись шипообразные утолщения. Наросты были покрыты чешуйками и спаяны друг с другом. Единственное не защищенное место - мягкое брюхо ящера. Наиболее зрелищной частью является утолщение на конце его толстого, мощного хвоста. Это могучее оружие использовалось в качестве самозащиты. Голова ящера была хорошо защищена - даже веки были костяными.
    Анкилозавр был травоядным ящером и никогда не убивал ради пропитания. Своим беззубым клювоподобным ртом он срывал листья с веток деревьев. Зубы размещались глубоко во рту и были мелкими и слабыми.

Самые большие следы

  Гадрозавр  

 

http://0.tqn.com/d/dinosaurs/1/0/x/2/-/-/duckbillluisrey.jpg

 После открытия гадрозавра было выяснено то, что динозавры могли передвигаться на задних лапах. Длина этих следов 136 см, а ширина - 81 см. Выяснилось, что морда динозавра напоминала утиный клюв. Эти животные жили стадами, как многие современные травоядные животные. Это стало известно, поскольку палеонтологи обнаружили в одном месте кости десятков тысяч гадрозавров (вероятно, задохнувшихся дымом и ядовитыми газами во время извержения вулкана).

Самый большой череп

 Торозавр

Файл:Ceratopsian.jpg 

Название торозавр можно объяснить с латинского как «ящеробык», а также с греческого как «пористый ящер». Торозавр, растительноядный ящер, носивший вокруг шеи гигантский костный щит, был длиной 7 м и весил до 8т. Длина его черепа, вместе с костным жабо, достигала 3м, а вес-2 т.

Самые быстрые

Плотоядный динозавр Дромицейомим

(«Подражающий страусу»)

 Тропы динозавров можно использовать для оценки их скорости. Одна тропа, обнаруженная в 1981 г. на территории шт. Техас, США, позволяет сделать вывод, что некий плотоядный динозавр мог передвигаться со скоростью 40 км/ч.

Некоторые орнитомимиды бегали еще быстрее. Например, обладавший большим мозгом 100-килограммовый Дромицейомим, мог, вероятно, обогнать страуса, который развивает скорость свыше 60 км/ч.

        Самые сообразительные

 Троодонтиды

У нелетающих динозавров – троодонтидов масса мозга по отношению к массе тела была такова, что, возможно, это динозавры были самыми умными, такими же, как самые умные птицы.

Самые безмозглые

Стегозавр

    http://pandia.ru/text/78/573/images/image031.pngСтегозавр - значение названия «ящер с черепицами» - крупный и довольно странный на вид динозавр. Поразительный двойной ряд пластин вдоль хребта, переходящего в шипастый хвост, надолго поставил палеонтологов в тупик. Они никак не могли понять, какую функцию выполняли эти пластины.

Длина тела стегозавра достигала почти 9 метров, вес составлял 6-8 тонн, ноги его были толстые и короткие.

Своё название стегозавр получил из-за первого впечатления палеонтологов, считавших, что пластины на его спине лежат плашмя, как черепица на кровле. Однако на сегодняшний день выяснено, что эти пластины на самом деле стояли торчком и могли менять своё положение. Вероятно, пластины служили стабилизаторами температуры тела стегозавра. В сравнении с размерами туловища голова была поистине крошечной, его череп достигал величины крупной современной собаки. Величина мозга не превышала грецкий орех. При столь маленьком мозге Стегозавр не блистал умом, однако чтобы удовлетворять свои ежедневные потребности ему хватало.

  1. Работа над созданием книги

Я хотел проверить свои выводы и стал искать такую информацию в книгах. Статьи о самых - самых ни в одной книге не было. Подумал, что ученые еще не успели сделать этого. Для меня было бы интересно прочитать такую книгу.

Цель книги: познакомить юных читателей с индивидуальными особенностями некоторых динозавров по различным признакам.

Содержание книги:

1.  Обложка

2.  Вступительное слово

3.  Перечисление «самых-самых»

4.  Индивидуальная страница, посвященная каждому представителю

В книге наиболее полно и иллюстративно представлены «самые-самые» динозавры (см. Приложение)

С созданной книгой я познакомил своих одноклассников, проведя презентацию книги «Самые, самые, самые…» на классном часу (см. Приложение ). Оказалось, что моя книга многих заинтересовала и вызвала массу вопросов. В течение работы над проектом я собрал коллекцию фигурок динозавров.

Я предложил своим одноклассникам сделать выставку рисунков динозавров (см. Приложение). Все ученики нашего класса с увлечением рисовали, раскрашивали фигурки, задавали мне вопросы про динозавров, узнавали много нового. Я увидел, что данная тема заинтересовала моих одноклассников.

После провел повторный опрос (см. Приложение ) и увидел, что моя книга помогла ответить на вопросы о самых необычных динозаврах. Среди ответов оказались названия таких динозавров, которые не были представлены в книге. Поэтому я решил ее дополнить.

Также я создал «Дино-словарь», в котором систематизировал названия динозавров, объяснил происхождение их названий..

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работа над проектом позволила мне познакомиться с самыми гигантскими животными, вымершими многие тысячи лет назад. Выполняя работу, я узнал много интересного. Я узнал многое о «самых-самых» динозаврах и теперь смогу рассказать об этом своим друзьям и одноклассникам. Например, я узнал о  том, что самым тяжелым и высоким был брахиозавр, самым свирепым и грозным – аллозавр, самым длинным динозавром оказался диплодок, ну а самым безмозглым – стегозавр. А самый крошечный скелет был у мусзавра.

В ходе исследовательской деятельности я научился отбирать материал по определенной теме и выделять главное. Выполняя проект, я совершенствовал навыки работы на компьютере.

Цель, которую я перед собой ставил, была достигнута – я изучил характеристики динозавров и по ним создал книгу «самых – самых» динозавров, красочно оформив.

Гипотеза о том, что моя книга «Самые, самые, самые…» поможет ребятам увидеть необычные стороны представителей динозавров, была подтверждена.

Считаю, что мой проект может стать наглядным пособием на уроках окружающего мира и во внеклассной работе. Материал служит для расширения кругозора и способствует повышения интереса одноклассников к изучаемому предмету.

Я мечтаю посмотреть, как люди находят отпечатки и залежи костей динозавров. А когда вырасту, непременно стану палеонтологам.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Бентон М., Детская энциклопедия динозавров. – Москва, «ЭКСМО», 2008.
  2. Большая книга «Почему». – Москва, «РОСМЭН», 2007.
  3. Борисов В.И., Атлас динозавров – Краснодар, «Кубанское книжное издательство», 2005.
  4. Д`Агостино П., Большая энциклопедия динозавров. - Москва ЭКСМО, 2009.
  5. Вуд П., Вачек Л., Хэмблин Д.Дж., Леонард Дж.Н., Жизнь до человека. - Москва, Издательство «Мир», 1977.
  6. Все о динозаврах. (иллюстрированный справочник) – СПб.: ООО «СЗКЭО», 2008.
  7. Маш Р., Короли мезозоя. Динозавры. – ООО «Издательская Группа Аттикус», 2007.
  8. Резниченко Л.А., Энциклопедия динозавров. – «Пегас», Харьков, 2006.

ИНТЕРНЕТ – РЕСУРСЫ И ИЛЛЮСТРАЦИИ

1.  Динозавры http://www. /dinosaurs. html

2.  http://www. /tyrannosaurs/eoraptor_lunensis. htm - Эораптор

3.  http://alligater. org/publ/ - Эораптор

4.  http:///1697-fakty-o-dinozavrah. html - Теризинозавр, титул справочника

5.  http://www. /drugie4.html - Зауропод

6.  http://*****/?paged=27 – Зауропод в воде

7.  http://forum. *****/viewtopic. php? pid=35625 – Титанозавр

8.  http://www. *****/archive/articles/8212/ - Эмбрион титанозавра

9.  http://www. *****/new/730.htm - Брахиозавр

10.  http://ornithodira. *****/DinoData/Compsognathus/Compsognathus. htm - Компсогнатус

11.  http://www. /dinozauri-care-nu-mai-sunt-ceea-ce-erau-odinioara-partea-a-iia_1662.html - - Компсогнатус

12.  http://biosch7sortavala. *****/animals/p153aa1.html - Анкилозавр

13.http://*****/?tag=%D0%B3%D0%B0%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%B7%D0%B0%D0%B2%D1%80 –Гадрозавр

14.  http://www. dinowelt. de/sauriere/horndinosaurier/285-torosaurus. html - Торозавр

15.  http:///science/news239043.html - Скелет торозавра

16.  http://*****/dinozavr/melovoj-period/2022-garudimim. html - Орнитомимиды

17.  http://dinoweb. *****/forum/ - Дромицейомим

18.  http://vadim-proskurin. /399123.html - Троодонтиды

19.  http://*****/photos// - Стегозавр

       

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самая, самая, самая. . .

Внекласное мероприятие " Самая, самая, самая . . . " проводится в начальных классах на 8 марта. В конкурсной программе используются стихи, частушки, песни. Данное мероприятие воспитывает любовь, уваже...

Конкурс для девочек "Самая, самая, самая.."

Конкурс  для девочек 1-4 классов, посвящен Международному Женскому Дню 8 марта....

Презентация "Самый, самый, самый..."

В презентации даны интересные факты, касающиеся географии мира....

Викторина "Самые-самые-самые"

Материал предназначен для проведения внеклассного мероприятия по окружающему миру с обучающимися 3-4 класса. Данная викторина знакомит детей с ярким, необъятным и неожиданным миром животных. Направлен...

Самый, самая, самое Ставропольского края

Мы живёмв Ставропольском крае.И в нём естьмного замечательного и самого, самого…...

Конкурс "Самая,самая, самая!"

Конкурс«Самая, самая, самая!» Сегодня мы отмечаем замечательный праздник – Международный женский день – 8 марта – праздник наших дорогих мам, бабушек, а также и наших девочек. Поэтому мы ре...

Конкурс "Самый, самый, самый!"

КОНКУРС«САМЫЙ, САМЫЙ, САМЫЙ!»   ВЕДУЩАЯ:Идут солдаты с песнею веселойИ вторят им весенние скворцыПроходят маршем мимо нашей школыЧеканя шаг российские, будущие бойцы!Сегодня...