Развитие познавательной активности учащихся при помощи использования проблемных ситуаций на уроках
статья на тему

Гончарова Ирина Петровна
Под познавательным интересом различные его исследователи
понимают особую избирательную направленность личности на процесс
познания, избирательный характер которой выражается в той или иной
предметной области. Он (интерес) наполнен активным замыслом, сильными эмоциями, устремлениями и отношениями личности к окружающему миру, к его объектам, явлениям, процессам.
Подлинный познавательный интерес является основой учебной деятельности  
по той причине, что он
- способствует формированию глубоких и прочных знаний;
- развивает и повышает качество мыслительной деятельности, активность в учении, благоприятствует формированию способностей;
-создает более благоприятный фон для протекания всех психических процессов.
В своей педагогической деятельности мы стремимся к становлению у детей устойчивого, личностного познавательного интереса, хотя и имеем в виду некоторые последовательные этапы, возникающие при его развитии:
- ситуативный, эпизодический интерес - относительно неустойчивый и
неглубокий;
- устойчивый, активный интерес – проявляется в эмоционально-
познавательном отношении к предметам, объектам или какому-либо виду
деятельности;
- личностный интерес – этот интерес является отражением направленности личности.
 
В какой-то мере решению проблемы активизации познавательных
интересов младших школьников способствует технология проблемного обучения. Основа ее заключается в том, что ученики на уроке могут ставить и решать проблемы, причём непременно в диалоге с учителем.
Это проблемные ситуации, ситуации, при которых ученик ХОЧЕТ решить какие-то трудные для себя задачи, но ему не хватает данных и он должен САМ их искать. Такое решение становится твоим навсегда, и ученик прочно овладевает этими, самостоятельно открытыми знаниями. Урок начинается уже с проблемной ситуации и центральной частью технологии являются проблемно-диалогические методы. Проблемный диалог – это не только особая форма обучения, при
которой учебные задачи ставятся в виде нерешённых проблем, но и тип
взаимоотношений в процессе совместной познавательной деятельности.
Использование диалога позволяет осуществлять личностно ориентированный
образовательный процесс, развивает речь, самостоятельность ребёнка.
При постановке учебной проблемы используются основные три метода:
- побуждающий от проблемной ситуации диалог,
- подводящий к теме диалог,
- сообщение темы с мотивирующим приёмом.
Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.
Говоря о технологии проблемно-диалогического обучения необходимо определить некоторые приемы создания проблемной ситуации.
Систематизация приёмов создания проблемной ситуации на основе подхода, предложенного Мельниковой Е.Л кандидатом психологических наук, г.Москва.
Технология:
Тип проблемной ситуации: «Удивление»
Тип противоречия: Между двумя ( или более ) положениями
Приемы создания проблемной ситуации:
1). Одновременно предъявить противоречивые факты, теории, мнения;
2). Обнаружить разные мнения учеников поставленным вопросом или практическим заданием
Тип противоречия: Между житейским представлением учащихся и научным фактом
Приемы создания проблемной ситуации
1).Обнажить житейское представление учащихся вопросом или
практическим заданием “на ошибку”
2). Предъявить научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью
 
Тип проблемной ситуации: «Затруднение»
Тип противоречия: Между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя
Приемы создания проблемной ситуации:
1). Дать практическое задание, не выполнимое вообще
2). Дать практическое задание, не сходное с предыдущими
3). Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущими
4) Доказать, что задание учениками не выполнено.
 
При введении в учебный процесс учебных проблем, способ усвоения материала сменяется способом управления процессом, выхода из проблемной ситуации, а точнее процессом самостоятельного решения проблемы учениками. Кроме того, обыденные учебные задачи оказывают положительное воздействие на эмоции ребят. Они делятся радостными впечатлениями, что превратились из учеников в настоящих ученых. По результатам рефлексии им более всего нравится «спорить», они чувствуют нужность, когда получается решить проблему и помочь своей группе.
Этот опыт, опыт работы в режиме решения проблемной ситуации очень ценен еще и потому, что дети в очередной раз получают возможность сравнивать, наблюдать, делать выводы. Они убеждаются в том, что не на каждый вопрос есть готовый ответ, что ответ может быть неоднозначным, что каждый из них имеет полное право искать и находить свой ответ, отстаивать свое мнение. Задача учителя при этом видеть в каждом мнении ребенка живую мысль, помочь каждому совершить путь исследования и открытия.
 
Используемая литература:
 
1.Амонашвили Ш.А. Обучение оценка, отметка. М., 1980.
2.Выготский Л.С. Динамика умственного развития школьника в связи с обучением Педагогическая психология. М., 1991.
3. Грачева Н. В. Педагогические условия активизации познавательной направленности младших школьников-Киров -2003.
4. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. – М., 2004.
5. Дейкина М Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения Просвещение 2002
6. Мельникова Е. Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М., 2002.
7. Федеральный государственный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2010.
8. Эльконин Д.Б Обучение и умственное развитие в младшем школьном возрасте. Психология детства.- М. 2001

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие  познавательной активности учащихся при помощи использования проблемных ситуаций на уроках

Под познавательным интересом различные его исследователи

понимают особую избирательную направленность личности на процесс

познания, избирательный характер которой выражается в той или иной

предметной области. Он (интерес) наполнен активным замыслом, сильными эмоциями, устремлениями и  отношениями личности к окружающему миру, к его объектам, явлениям, процессам.

Подлинный познавательный интерес является основой учебной деятельности по той причине, что он

- способствует формированию глубоких и прочных знаний;

- развивает и повышает качество мыслительной деятельности, активность в учении, благоприятствует формированию способностей;

-создает более благоприятный фон для протекания всех психических процессов.

В своей педагогической деятельности мы стремимся к становлению у детей устойчивого, личностного  познавательного интереса, хотя и имеем в виду некоторые последовательные этапы, возникающие при  его развитии:

- ситуативный, эпизодический интерес - относительно неустойчивый и

неглубокий;

- устойчивый, активный интерес – проявляется в эмоционально-

познавательном отношении к предметам, объектам или какому-либо виду

деятельности;

-  личностный интерес – этот интерес является отражением направленности личности.

В какой-то мере решению проблемы активизации познавательных

интересов младших школьников способствует технология проблемного обучения.  Основа ее заключается в том, что ученики на уроке могут ставить и решать проблемы, причём непременно в диалоге с учителем.

Это проблемные ситуации, ситуации, при которых ученик ХОЧЕТ решить какие-то трудные для себя задачи, но ему не хватает данных и он должен САМ их искать. Такое решение становится твоим навсегда, и ученик прочно овладевает этими, самостоятельно открытыми знаниями. Урок начинается уже с проблемной ситуации  и центральной частью технологии  являются проблемно-диалогические методы. Проблемный диалог – это не только особая форма обучения, при

которой учебные задачи ставятся в виде нерешённых проблем, но и тип

взаимоотношений в процессе совместной познавательной деятельности.

Использование диалога позволяет осуществлять личностно ориентированный

образовательный процесс, развивает речь, самостоятельность ребёнка.

При постановке учебной проблемы используются основные три метода:

- побуждающий от проблемной ситуации диалог,

- подводящий к теме диалог,

- сообщение темы с мотивирующим приёмом.

Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.

Говоря о технологии проблемно-диалогического обучения необходимо определить некоторые приемы создания проблемной ситуации.

Систематизация приёмов создания проблемной ситуации на основе подхода, предложенного Мельниковой Е.Л кандидатом психологических наук, г.Москва.

Технология:

Тип проблемной ситуации: «Удивление»

 Тип противоречия: Между двумя ( или более ) положениями

 Приемы создания проблемной  ситуации:

 1). Одновременно предъявить противоречивые факты, теории, мнения;

2). Обнаружить разные мнения учеников поставленным вопросом или практическим заданием

Тип противоречия: Между житейским представлением учащихся и  научным фактом

Приемы создания проблемной  ситуации

1).Обнажить житейское представление учащихся вопросом или

практическим заданием “на ошибку”

2). Предъявить научный факт сообщением,  экспериментом или наглядностью

Тип проблемной ситуации: «Затруднение»

 Тип противоречия: Между необходимостью  и невозможностью  выполнить задание  учителя

Приемы создания проблемной ситуации:

1). Дать практическое задание, не выполнимое вообще

2). Дать практическое задание, не сходное с предыдущими

3). Дать невыполнимое практическое  задание, сходное с предыдущими

4) Доказать, что задание учениками не выполнено.

При введении в учебный  процесс учебных проблем, способ усвоения материала сменяется способом управления процессом,  выхода из проблемной ситуации, а точнее процессом самостоятельного решения проблемы учениками.  Кроме того, обыденные учебные задачи оказывают положительное воздействие на эмоции ребят. Они делятся радостными впечатлениями, что  превратились из учеников в настоящих ученых. По результатам рефлексии им более всего нравится «спорить», они чувствуют нужность, когда получается решить проблему и помочь своей группе.

Этот опыт, опыт работы в режиме решения проблемной ситуации очень ценен еще и потому, что дети в очередной раз получают возможность сравнивать, наблюдать, делать выводы. Они убеждаются в том, что не на каждый вопрос есть готовый ответ, что ответ может быть неоднозначным, что каждый из них имеет полное право искать и находить свой ответ, отстаивать свое мнение. Задача учителя при этом  видеть в каждом мнении ребенка живую мысль, помочь каждому совершить  путь исследования и открытия.

Используемая литература:

1.Амонашвили Ш.А.  Обучение оценка, отметка. М., 1980.

2.Выготский Л.С.  Динамика умственного развития школьника в связи с обучением  Педагогическая психология. М., 1991.

3. Грачева Н. В. Педагогические условия активизации познавательной направленности младших школьников-Киров -2003.

4. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. – М., 2004.

5. Дейкина М Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения   Просвещение 2002

6. Мельникова Е. Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М., 2002.

7. Федеральный государственный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2010.

8. Эльконин Д.Б Обучение и умственное развитие в младшем школьном возрасте. Психология детства.- М. 2001


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

В статье даны описания приемов, способы и правила создания проблемных ситуаций....

Использование проблемных ситуаций на уроках

Проблемное обучение — это современный уровень развития дидактики и передовой педагогической практики. Проблемным называется обучение потому, что организация учебного процесса базируется на принципе пр...

Использование проблемных ситуаций на уроках для формирования учебной мотивации у учащихся 3 класса.

Использование проблемных ситуаций на уроках для формирования учебной мотивации у учащихся 3 класса. Цель: использование проблемной ситуации на уроках как средства повышения школьной мотивации.Мет...

Использование проблемных ситуаций на уроках математики в начальной школе как средство развития творческого мышления детей.

        Развитие у школьников творческого мышления одна из важнейших задач в сегодняшней школе. Стремление реализовать себя, проявить свои возможности – это то направляющее ...

Развитие познавательной активности учащихся при помощи использования проблемных ситуаций на уроках.

Статья о том, как способ усвоения материала сменяется способом управления процессом выхода из проблемной ситтуации, а точнее процессом самостоятельного поиска и решения проблемы....

Обобщение пед опыта. Тема:«Использование проблемных ситуаций на уроках в начальной школе как средство формирования познавательной активности учащихся»

Данный материал содержит: актуальность проблемы, ее новизну. Ставятся задачи и раскрываются условия для решения проблемы....

Презентация Использования проблемных ситуаций на уроках географии в развитии элементов творческого мышления учащихся 7-х классов специальной (коррекционной) школы VIII вида

Использования проблемных ситуаций на уроках географии в развитии элементов творческого мышления учащихся 7-х классов специальной (коррекционной) школы VIII вида...