ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ ПРИ РАБОТЕ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ
статья (4 класс) на тему

Ларионова Татьяна Владиславовна

В данной статье говорится о формах и методах использования ИКТ в работе с одарёнными школьниками во внеурочное время. О проблемах и принципах, которые возникают при выявлении одарённых детей. Учитель по новому организует учебную деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ ПРИ РАБОТЕ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

                                Т.В.Ларионова , Н.Б.Сологубова

Аннотация: в данной статье говорится о формах и методах использования ИКТ в работе с одарёнными школьниками во внеурочное время. О проблемах и принципах, которые возникают при выявлении одарённых детей. Учитель по новому организует учебную деятельность.

Ключевые слова: одаренные дети, педагогические трудности, психология деятельность, ИКТ, информация.

           

Необходимость применения ИКТ во внеурочной работе со школьниками влечет за собой изменения, затрагивающие традиционную организацию воспитательной деятельности образовательных учреждений. Расширяется сфера внеурочной работы, изменяется роль педагогов, предъявляются более высокие требования к их профессиональной компетенции. Все это вызывает необходимость осмысления и разработки механизмов использования различных информационно-коммуникационных технологий в образовательной практике.

Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих десятилетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок, и это объясняется общественными потребностями. И, прежде всего, потребностью общества в неординарной, творческой личности.

Однако при работе с этими детьми постоянно возникают педагогические и психологические трудности, обусловленные разнообразием видов одаренности, психологическими особенностями детей. Вместе с тем, постоянно обнаруживается, что даже в относительно одинаковых условиях жизни и создание необходимых условий для умственного и социального развития одарённости психологические свойства детей неодинаковы и развиваются в разной степени.

В своей статье В.С.Юркевич писал, что « выражение «одаренный ребенок» - весьма условно, его следует применять с осторожностью: такая характеристика имеет значение чего-то предварительного. В этой связи очень существенно и то, что дети, которые выглядят вполне заурядными или лишь со слабыми проблесками свойств, могут таить еще не раскрытые черты одаренности. К любому ребенку следует относиться с надеждой и ожиданием. На сегодняшний день родителям, учителям, соц. педагогу, приходится нести большую долю ответственности за одаренного ребенка.»[2]

Проблема выявления одаренных детей имеет четко выраженный этический аспект. Идентифицировать ребенка как «одаренного» или как «неодаренного» на данный момент времени - значит искусственно вмешаться в его судьбу, заранее предопределяя его субъективные ожидания. Многие жизненные конфликты одаренных и неодаренных коренятся в неадекватности исходного прогноза их будущих достижений. Следует учитывать, что детская одаренность не гарантирует талантов у взрослого человека. Соответственно далеко не каждый талантливый взрослый проявлял себя в детстве как одаренный ребенок.

С учетом вышесказанного могут быть сформулированы следующие принципы выявления одаренных детей:

  • комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка, что позволит использовать различные источники информации и охватить как можно более широкий спектр его способностей;
  • длительность идентификации - развернутое во времени наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях;
  • анализ его поведения в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам;
  •  использование методов, в рамках которых можно организовывать определенные развивающие влияния, снимать типичные для данного ребенка психологические «преграды» и т.п ;
  • подключение к оценке одаренного ребенка экспертов, специалистов высшей квалификации.

При выявлении одаренных детей, как было сказано раньше, целесообразно использовать комплексный подход. При этом может быть задействован широкий спектр разнообразных методов: различные варианты метода наблюдения за детьми (в лабораторных условиях, во внешкольной деятельности и т.п.); специальные психодиагностические тренинги; экспертное оценивание поведения детей учителями, родителями, воспитателями; проведение «пробных» уроков по специальным программам, а также включение детей в специальные игровые и предметно-ориентированные занятия; экспертное оценивание конкретных продуктов творческой деятельности детей; организация различных интеллектуальных и предметных олимпиад, проведение психодиагностического исследования с использованием различных психометрических методик в зависимости от задачи анализа конкретного случая одаренности.

По словам Т.Д. Чистяковой «комплексный подход к выявлению одаренности не избавляет полностью от ошибок. В результате может быть «пропущен» одаренный ребенок, или, напротив, к числу одаренных может быть отнесен ребенок, который никак не подтвердит этой оценки в своей последующей деятельности.»[3]

Специальную область составляют экспериментально психологические исследования одаренных, которые проводятся с целью получения новых теоретических и эмпирических данных о природе детской одаренности. Эти исследования могут использовать самые разнообразные психологические методики, направленные на выявление структуры разных видов одаренности, а также закономерностей взаимоотношений одаренного ребенка с окружающей социальной средой. Без таких исследований невозможен педагогический процесс в  практической деятельности, связанной с выявлением и развитием одаренных детей.

Итак, проблема выявления одаренных детей сложна и требует привлечения специалистов высокой квалификации.

Работая с этой группой детей, мы применяем информационные и коммуникационные технологии, которые по-разному могут использоваться в разных видах внеучебной деятельности и классифицируем их по:

  • месту проведения (классная и внеклассная (внешкольная) деятельность);
  • времени проведения (урочная и внеурочная деятельность);

Внеурочная работа - составная часть учебно-воспитательного процесса школы, одна из форм организации свободного времени учащихся. Направления, формы, методы внеурочной (внеклассной) работы, а также приемы использования информационных и коммуникационных технологий в этом виде деятельности школьников практически совпадают с направлениями, формами и методами дополнительного образования детей, а также методами его информатизации.

Связующим звеном между внеурочной работой и дополнительным образованием детей выступают различные факультативы, школьные научные общества, объединения профессиональной направленности, учебные курсы по выбору. В зависимости от целей и задач решаемых ими, содержания и методов работы их можно отнести и к той и к другой сфере образовательного процесса. Однако следует помнить о том, что дополнительное образование школьников предполагает, прежде всего, реализацию образовательной дополнительной программы по конкретному направлению деятельности или области знаний.

Больше всего мы во внеурочной деятельности используем телекоммуникационные проекты. Проект - это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического продукта

Как говорила Л.Н.Азарова, что  «в основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Учащимся предлагается совместное творческое создание, разработка какой-то темы, проблемы, будь то чисто практическая работа или творческая работа.»[1]

Наши учащиеся активно принимают участие в дистанционной олимпиаде для младших школьников и побеждают во Всероссийских олимпиадах, результат работы представляется на тематических классных часах, общешкольных мероприятиях, на научно-практических конференциях и конкурсах в школе, районе, городе и на федеральном уровне. Благодаря этой работе у школьников формируется компетенция в сфере социальной деятельности и преемственности поколений: понимание необходимости заботы о сохранении и приумножении общественных информационных ресурсов; готовность и способность нести личную ответственность за достоверность распространяемой информации; уважение авторских прав и компетентности в вопросах информационной безопасности личности.

По мнению А.В.Хуторской «при выполнении творческих работ, поисково-исследовательских и презентационных проектов школьники учатся работать с информационными каталогами и медиоресурсами школы, получать информацию из сети Интернет, учатся указывать источники полученной ими информации, приобретают культуру работы с текстовыми и графическими документами. Учащиеся выполняют работы исследовательского и творческого характера, готовят доклады и сообщения, создают электронные таблицы, слайды, сайты и презентации, буклеты и мультимедийные пособия, где наглядно демонстрируют выполненную работу. Обучающиеся в результате поисково – исследовательской работы и использования ИКТ оформляют проекты по истории родного города и области. Результатом работы над проектом является его презентация и участие в конкурсах различного уровня, что вызывает интерес и делает разнообразным процесс передачи информации и делает выступление более интересным.»[4]

Интернет со всеми своими возможностями и ресурсами - средство реализации целей и задач современной системы обучения, обусловленные определенными целями образования. Большинство информационных ресурсов сети Интернет можно использовать не только на уроках по предметам, но и во внеурочной деятельности. Таким образом, учитель получил возможность по-новому организовать внеурочную деятельность своих учеников, используя новые технологии. Самостоятельное приобретение знаний, умение применять полученные знания при решении разнообразных познавательных, а также практических задач — суть процесса образования и его результата. Необходима разносторонняя познавательная деятельность, основанная на использовании разнообразной информации, отражающей разные точки зрения. Учащиеся вполне могут самостоятельно освоить навыки работы в Интернете уже в среднем звене. Нам, педагогам следует использовать огромные образовательные возможности Интернета, по-новому организовывая процесс обучения, направляя усилия на формирование у учащихся высокого уровня ИКТ-компетентности.В средствах ИКТ для информатизации внеучебной деятельности должны быть предусмотрены повышенные коммуникационные возможности. Такие средства должны обладать простыми и активными средствами выхода в различные коммуникационные пространства, основываясь на системе коммуникаций между всеми субъектами образовательной системы. Благодаря таким возможностям средства ИКТ смогут допускать и развивать разнообразные формы общения, поощряемые в рамках внеучебной и внеурочной деятельности школьников, быть приспособленными к работе в широком географическом пространстве, мотивировать к общению за пределами учебной деятельности.

Формы и методы использования информационно-коммуникационных технологий

Система электронного документооборота

Информационно-коммуникационные технологии в деятельности классного руководителя

Информационно-коммуникационные технологии в деятельности учителя-предметника

Виртуальные олимпиады и конкурсы

Участие в работе сетевых сообществ

Дистанционные олимпиады

Телеконференция

Творческие проекты

Информационное взаимодействие с родителями школьников

    Таким образом, учитель как профессионал и как личность, является основным субъектом дидактического процесса, он должен иметь соответствующую теоретическую и практическую подготовку для работы с одарёнными детьми; уметь распознать признаки одарённости; строить обучение в соответствии с результатами диагностирования. При обучении в сотрудничестве учитель тоже приобретает новую, очень важную роль – организатора и вдохновителя самостоятельной учебно - познавательной, коммуникативной, творческой деятельности учащихся. У него больше появляется возможностей дифференцировать процесс обучения, используя возможности межличностной коммуникации школьников в процессе совместной деятельности для совершенствования своих умений.

Важно отметить, что каждый ребёнок должен иметь возможность получить такое образование, которое позволит ему достичь максимально возможного уровня развития. Именно поэтому, учитывая особенности работы с одарёнными детьми, мы сможем реализовать тот потенциал, который заложен в одарённом ребёнке.

Информационные ресурсы

1.Азарова Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников.//Журнал практического психолога-2008.-№4-с.83.

2. Юркевич В.С. «Одаренный ребенок» — М; 2006 г.

3. Чистякова Т.Д. Творческая одарённость в развитии познавательных структур. // Вопросы психологии-2001-№6-с.103.

4. Хуторской А.В. «Развитие одаренности школьников: методика продуктивного обучения» — М; 2000 г.

Ларионова Т.В.учитель начальных классов, МАОУ «Лицей № 29»

Сологубова Н.Б.учитель начальных классов МАОУ «Лицей № 29»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование интерактивных форм обучения при работе с одарёнными детьми.

Происходящие  изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициац...

Особенности использования ТДМ в работе с одарёнными детьми

В статье описан личный опыт использования технологии деятельностного метода с одарёнными детьми....

Система работы с одарёнными детьми в урочной деятельности. Возможности современных УМК в работе с одарёнными детьми.

Сегодня в российском образовании чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнк...

Программа по работе с одаренными детьми во внеурочное время

Программа разработана для воспитателей ГПД, работающих с одаренными детьми....

Использование ИКТ при работе с одаренными детьми во внеурочное время

В данной статье говорится о формах и методах использования ИКТ в работе с одарёнными школьниками во внеурочное время. О проблемах и принципах, которые возникают при выявлении одарённых детей. Учитель ...

"Формы работы с одаренными детьми во внеурочное время"

Детское время должно быть временемрадости, временем мира, игр, учёбы и роста.Жизнь детей должна становиться болееполнокровной по мере того, как расширяются ихперспективы, и они обретают опыт.(Конвенци...

Использование платформы Дневник. Ru в работе с одарёнными детьми и детьми с повышенной мотивацией к обучению.

В презентации описан один из способов организовать дистанционную подготовку к олимпиадам и конференциям....