Бинарные уроки как средство повышения эффективности обучения в начальной школе
статья на тему

Статья в сборник научно-практической конференции «Реализация ФГОС начального общего образования: проблемы, поиски, решения», ТОГИРРО

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья в сборник научно-практической конференции «Реализация ФГОС начального общего образования: проблемы, поиски, решения», ТОГИРРО

Бинарные уроки как средство повышения эффективности обучения в начальной школе

Вторушина Н.И.. учитель начальных классов

Сафрыгина О.В., учитель музыки

МАОУ СОШ№7 г.Тобольска

      Современный человек живет в условиях постоянного обновления знаний, получая ежедневно большой объем информации. Телевидение, интернет, печатная продукция, предлагая огромный объем информации, требуют новых способов ее освоения. Уже в начальной школе ученик учится искать, фиксировать, понимать, преобразовывать, применять, представлять оценивать достоверность получаемой информации. В процессе работы с различной информацией учащиеся осознают необходимость учиться в течение всей жизни, потому что именно потребность в постоянном саморазвитии может обеспечить успешную социализацию в информационном обществе.

     Мечта каждого учителя – воспитать ученика знающего, умеющего самостоятельно мыслить, задавать себе вопросы и находить на них ответы, ставить перед собой проблемы и искать способы их решения.
     Для этого необходимо начать с переосмысления самого главного – подготовки и проведения урока в условиях новых требований. Любой учитель-практик знает, что урок для него начинается не со звонком, а как минимум, за день, во время составления конспекта, что традиционно является необходимым этапом подготовки учителя к проведению урока.  В ходе написания конспекта осмысливается то, что будет происходить на занятии, определяются цели, содержание, методы, условия образовательного процесса. При этом нужно не забывать, что цель урока должна быть направлена на более глубокое изучение материала и практическое подкрепление теоретических знаний, что необходимо для лучшего усвоения материала.
     А если урок готовиться двумя  учителями, при составлении конспекта урока следует четко распределить количество времени, отводимое каждому педагогу и строго придерживаться данного регламента. Такие уроки  могут быть успешными только при условии слаженной творческой работы обоих учителей. Это относится к одному из требований  проведения  бинарного  урока.

    Слово «бинарный» происходит от латинского слова «bis».  Бинарный урок это нетрадиционная форма обучения. В её структуре органически сочетаются личности учителя и педагога-специалиста, их взаимодействие друг с другом, а также с учащимися. Методика бинарного урока отличается от методики традиционного тем, что учитель и педагог  - специалист одновременно ведут урок по какой-либо завершающей теме.

     Задачами бинарных уроков являются:
-  повышение мотивации учебной деятельности за счет нестандартной формы урока (это необычно, значит интересно);
-  рассмотрение понятий, которые используются в разных предметных областях;
-  организация целенаправленной работы с мыслительными операциями: сравнение, обобщение, классификация, анализ, синтез и т.д.;
-  показ межпредметных связей и их применение при решении разнообразных задач.

      При планировании бинарных уроков мы обращаем  особое внимание на их организацию: тщательно продумываем  расположение необходимого оборудования; продумываем  формы организации практической работы обучающихся и расставляем  соответственно столы; заранее раскладываем  на столах необходимый раздаточный и рабочий материал. Все это необходимо для более рационального использования времени, отведенного на урок. Также мы помним о том, что необходимо тщательно продумывать формы и методы работы на уроках. Бинарные уроки больше похожи на театральную постановку, а следовательно, требуют от учителя умения импровизировать.

    Обобщая свой опыт по проведению бинарных уроков, мы пришли к выводу, что планировать такие уроки лучше в следующих формах: урок-путешествие, урок-исследование,  урок-экскурсия,  мультимедиа-урок, проблемный урок.

    Таким образом, на наших  бинарных уроках  учащиеся работают легко и с интересом усваивают обширный по объему материал. Важно и то, что приобретаемые знания и навыки не только применяются школьниками в их практической деятельности в стандартных учебных ситуациях, но и дают выход для проявления творчества и  развития интеллектуальных способностей. На таких уроках создается больше возможностей для решения познавательных задач, высказывания предложений реализации творческого потенциала, словом создаются условия для полного развития личности учащегося.

     Приведём пример одного из своих бинарных уроков.

Тема «Мир эмоций  и чувств»

     Цель: познакомить учащихся с миром эмоций и чувств,  способствовать развитию умений видеть и  понимать эмоции и чувства, отраженные в музыке, поэзии, руководить своими эмоциями и чувствами.

     Задачи:

1.Разобрать понятия: эмоции и чувства.

2.Познакомиться с эмоциями, которые  могут проявлять люди.

3. Поговорить о культуре эмоций и чувств

Форма организации деятельности учащихся: групповая работа.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, учебник «Окружающий мир 4 класс» Н.В.Виноградова, презентация к уроку, аудиозаписи  музыкальных произведений: пьесы  «Укамелька», «Масленица», «Осенняя песня» из цикла «Времена года» П.И.Чайковского; раздаточный материал: иллюстрации, эпиграфы из стихотворений русских поэтов к пьесам – «Охота» (сентябрь), «Осенняя песня» (октябрь), «На тройке» (ноябрь), «У камелька» (январь), «Масленица» (февраль);презентация  с песней – караоке  из  мультфильма  «Здравствуй,  детство!»

  Ход урока

  1. Организационный момент

Учитель 1:

«Доброе утро» скажешь кому-то

И будет ему очень доброе утро.

Учитель 2:

И день будет добрый,

И добрые встречи,

И добрый, конечно, опустится вечер.

Учитель 1:

Как важно и нужно, чтоб сразу с утра

Тебе пожелали добра!

Учитель 2:

- Доброе утро, ребята!

Учитель 1:

- Сегодня мы с Вами отправимся в необычный мир.

-Что представляет собой этот мир? (мир  разных настроений)

2. Актуализация знаний

-Мир состоит из разных настроений, но проявить их могут не все.

…Впрочем, послушайте спор героев сценки.

 (Выходят два ученика и показывают сценку «Разговор двух мальчиков»):

Ученик 1:  Робот ничем не отличается от человека. Эта машина умеет думать, играет в шахматы, придумывает музыку, выполняет различные движения (ходит, как человек, двигает руками и ногами). Робот даже питается электрическим током.

Ученик 2: Робот — это машина, которая выполняет команды человека. Робот не умеет чувствовать. Ему никогда не бывает больно, радостно, грустно, приятно или неприятно.

- Кто из МАЛЬЧИКОВ, на ваш взгляд, прав?

-Почему?

-А кому бывает радостно, приятно, грустно и так далее? (человеку, а не роботу)

- Как вы думаете, что это за слова: радость, восхищение, восторг, боль?

-Что они выражают? (настроение, эмоции, которые раскрывают мир чувств).

-Какая же тема нашего урока?

3. Учитель 1: Тема нашего урока «Мир эмоций  и чувств»

 Сколько чувств выражают лица:

То радость, то слезами готовы залиться,

То страх, то восторг, то волнение,

То удивление, то огорчение…

Учитель 2: Попробуем сегодня мы понять, как может эмоции человек проявлять.

Учитель 1: Мы с вами поговорим о том, что такое эмоции и чувства; вспомним какими они бывают; поговорим о культуре эмоций и чувств, будем учиться управлять своими эмоциями.

4.Формирование новых знаний.

- Что же такое эмоции? Ответ на этот вопрос вы найдёте в учебнике на стр. 47.

- Итак, что такое эмоции? (ответы учащихся)

 «Эмоции – это реакция человека на приятные и неприятные воздействия окружающего мира»

-Какие вы знаете эмоции? (ответы учащихся злость, ужас, покой, грусть,  обида, гнев, веселье, удивление, удовольствие,  безразличие)

-Какие эмоции отрицательные?  Какие положительные?

-Правильно. Все они нужны так как проявляются в жизни. Сейчас мы с вами  выразим эмоции в движении. Поможет нам в этом игра. «Море волнуется раз…»

       Игра  - физминутка «Море волнуется раз…»

      (Дети стоят в кругу. Ведущий говорит: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три – эмоция радости (грусти, удивления, гнева,  испуга, удовольствия, восторг) замри).

-Какие эмоции было приятнее изображать? (

- Эмоции - это внутреннее  богатство человека способно раскрыть творческое отражение мира, которым является искусство.

Учитель 2:

- Как вам известно, искусство состоит из нескольких областей.  Каких именно?

(ответы учащихся: архитектура, ИЗО, литература, скульптура, музыка)

- Как вы думаете, ребята, эти области искусства могут взаимодействовать друг с другом? Чтобы  ответить  на  этот  вопрос  мы  обратимся  к  творчеству   великого   русского композитора.

(портрет П.И.Чайковского)

-Перед вами П.И.Чайковский, который является непревзойдённым мастером шедевров русской музыки! Одно из его гениальных произведений посвящается природе.  

Любуясь её необыкновенной красотой, П.И.Чайковский написал пьесы, объединил их в альбом. Посмотрите на  рисунки, изображающие времена года, и скажите, как он назывался? («Времена года»).

- Что  представляет  собой  этот  музыкальный альбом?                                        

(ответы учащихся: 12 небольших пьес, отражающих в музыке определённый  месяц  года).

        Каждая пьеса – это картина из жизни композитора, в которой он стремился передать свой внутренний мир, наполненный разными эмоциями.  И сейчас, прозвучат фрагменты только 3 пьес. Задача трех групп, определить, какие эмоции соответствуют музыке каждой пьесы.  На партах у вас  карточки с пятью вариантами ответов  (радость, гнев, спокойствие, удивление, грусть). Нужно выбрать только ту эмоцию, которая соответствует музыке,  представленной пьесы.

   Звучит 3 фрагмента пьес. Каждая группа определяет эмоции пьесы и прикрепляет на доску свои варианты ответов.

  1. ГРУСТЬ         2.  РАДОСТЬ    3.  СПОКОЙСТВИЕ

- Молодцы, ребята, правильно определили в музыке соответствующие эмоции, с которых   и начинался замысел композитора. Ведь, именно эмоции пробудили фантазию композитора на создание  особой  музыки - программно  –  изобразительной.   Она  объединяет в себе  3  области искусства: музыка, изобразительное искусство и литература).  Здесь всё должно взаимодействовать и соответствовать друг с другом.  Группы  музыкантов, художников и литераторов  постараются найти     соответствие, которое подчинено представленным  эмоциям.

- музыканты, через средство музыкальной выразительности определяют название пьесы;

 - художники, через художественный образ выбирают картинку музыкальной пьесы;

  - литераторы, через содержание текста находят эпиграф, который  выразительно читают.

      (выполнение  заданий на 5-7 минут).

-Итак, ребята, вы готовы к ответу? Тогда выберите  представителя, который выйдет к доске и озвучит ответ (название пьесы, художественный образ, эпиграф).

-Молодцы, ребята!  Правильно  и  как  профессионально  вы  выполнили задания совместной творческой работы. Вот мы и раскрыли замысел композитора - перед вами наглядно представлена и озвучена музыка программно  –  изобразительная, которая начиналась с  чего…? (с эмоций)

- Правильно, ведь именно эмоции   способствовали нахождению  правильного ответа, но и помогли раскрыть ваши творческие способности.

Учитель 1:

-Как вы думаете, ребята, а человек может управлять своими эмоциями?

-Откройте  учебники на стр.51 (2 абзац) и прочитайте «Правила управления эмоциями»

(Учащиеся читают материал учебника)

-Задайте вопросы по прочитанному материалу друг другу. (Учащиеся задают вопросы, отвечают на вопросы)

-Советую применять эти правила в жизни.

-   Мы поговорили об эмоциях, а чувства – это  длительные душевные переживания.

-Какие чувства может испытывать человек? (ответы учащихся: чувства интереса, удовлетворения от интеллектуальной деятельности, сомнения, удивления, юмора, чувства доброжелательности, жалости, нежности, симпатии, дружбы, товарищества, коллективизма, патриотизма, долга, любовь, гордость, ненависть, месть, зависть. )  

-Прочитайте слова на доске.

Кто властвовать желает над собой,

Тот должен чувства сдерживать порой.

                                               А.С.Пушкин.

-Как вы их понимаете?  (Ответ детей: нужно  уметь контролировать себя)

-В чём выражается этот контроль ? (Каждый должен уметь  над собой  власть, иметь  собой   управлять)

-Как вы думаете, на что влияют отрицательные  эмоции и чувства? (ответы учащихся)

  • Если человек грустит, скучает - он часто болеет, быстро устает, может впасть в депрессию
  • Если человек завидует другому человеку - он может начать ненавидеть всех и потерять друзей
  • Если человек часто испытывает тревогу - у него может нарушиться сон, аппетит, режим дня
  • Если человек часто испытывает страх - у него могут возникнуть фобии
  • Если человек раздражен, несдержан - он может вступить в конфликт, затеять ссору
  • Если человек озлоблен - он может спровоцировать драку и хулиганство

Заключительное слово учителя.

Учитель 2:

О чувствах говорить мы можем бесконечно –

Ведь наша жизнь в эмоциях вечно!

Как однообразно было б наше существование,

Если б не чувственные состояния.

Учитель 1:

Порой по выражению лица, без слов,

Сказать мы можем, кто доволен, кто суров.

И личность каждого нам интересна и близка

По мимике и жестам, без единого словца.

Учитель 2:

Но хочется, чтоб больше радостью сияли наши лица,

Чтоб петь хотелось от души и веселиться!

-Давайте, споём вместе  песню из мультфильма  «Здравствуй,  детство!»   

Домашнее задание

Перечитать статью учебника стр. 47-51.

по выбору:

  • Составить памятку «Учитесь властвовать собой!»
  • Подобрать фотографии и рисунки, которые рассказывают о разных чувствах.
  • Написать творческое сочинение «Какой у мамы смех?»

         Таким образом, бинарный урок позволяет выявить связь различных предметов, делает обучение целостным и системным. Практика позволяет определить следующие  преимущества бинарных уроков:
1.Формируют целостную картину мира.
2.Являются источником нахождения новых связей между фактами в различных предметах.
3.Дают возможность для самореализации, самовыражения, творчества учителя.
4.Побуждают к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей.
5.Побуждают к активному познанию окружающей действительности.
6.Способствуют интенсификации учебно-воспитательного процесса.
7.Способствуют воспитанию широко эрудированного школьника.
8.Развивают потенциал учащихся, образное мышление.
9. Снимают утомляемость, перенапряжение учащихся за счёт переключения на разные виды деятельности.
10.Формируют познавательный интерес учащихся.
11.Способствуют формированию умений учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы.
12.Использование различных видов работ поддерживает внимание учащихся на высоком уровне.
13.Предполагают обязательное развитие творческой активности учащихся.
14.Служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти учащихся.
15.Углубляют представление о предмете, расширяют кругозор учащихся.
16.Способствуют повышению мотивации учения.
17.Урок решает не множество задач, а их совокупность.

          Итак, бинарный урок – это  результат творчества не только педагога, но и учащихся. Бинарные уроки, без сомнения, оживляют образовательный процесс, развивают познавательный интерес школьников, способствуют развитию личности ребенка, дают возможность повысить мотивацию обучения. Бинарная технология урока позволяет перенести теорию в практику, а формирование умений и навыков поднять на уровень осмысленной, учебной  деятельности. При этом достигается единый подход к рассмотрению возникающих проблем и единства требований к учащимся в процессе их учебной деятельности.

        Бинарный урок воспитывает у учащихся умение пользоваться теоретическими знаниями в разнообразных вариантах, в нестандартных ситуациях. Бинарная модель обучения - важное средство реализации внутрипредметных и межпредметных связей, она так же является интегрированным средством обучения, помогающим разрешать многие задачи.

Литература:

1.Горелова Г. В. Интегрированные уроки в начальной школе // Молодой ученый. — 2015. — №1.2. — С. 9-11.

2. Матвеева Е.И., Патрикеева И.Е. Деятельностный подход к обучению в начальной школе: урок литературного чтения (из опыта работы)//Серия «Новые образовательные стандарты». – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2011г.

3. Шубина Т.И. Деятельностный метод в школе – Москва, 2010г.

4.Ятайкина А.А. Об интегрированном подходе в обучении // Школьные технологии. 2012 –  № 6.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компьютерные технологии как средство повышения эффективности обучения в начальной школе (из опыта работы)

 Компьютерные технологии как средство повышения эффективности обучения в начальной школе (из опыта работы)...

Доклад на тему Создание положительной мотивации на уроках как средство повышения качества знаний в начальной школе.

Доклад на тему "Создание положительных мотиваций на уровах как средство повышения качества знаний в начальной школе"...

Современные технологии как средство повышения мотивации обучения учащихся начальной школы

Современные технологии как средство повышения мотивации обученияучащихся начальной школы...

«Групповая работа на уроках как средство повышения обучаемости учащихся в начальной школе».

Групповая работа — это форма организации учебно-познавательной деятельности на уроке, предполагающая функционирование разных малых групп, работающих как над общими, так и над специфическими зада...

Приказ об участие в городском семинаре "Мотивационноые методы повышения эффективности обучения в начальной школе"

Выступила на тему "Организация проектноисследовательской деятельности как средство развития познавательных способностей младших школьников"...

Приказ об организации и проведении городского семинара «Мотивационные методы повышения эффективности обучения в начальной школе»

Об организации и проведении семинара «Мотивационные методы повышения эффективности обучения в начальной школе»...