Доклад на тему: "Формирование познавательного интереса учащихся с ОВЗ на уроках живого мира в начальной школе".
материал на тему

Ибятова Айгуль Мидехатовна

Доклад на тему: "Формирование познавательного интереса учащихся с ОВЗ на уроках живого  мира в начальной школе".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx218.79 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное   бюджетное  общеобразовательное учреждение «Нижнекамская школа  №18 для детей с ограниченными возможностями здоровья»  

Формирование познавательного интереса учащихся с ОВЗ на уроках живого  мира в начальной школе.

            Подготовила        

                                                                      учитель начальных классов:    А.М.Ибятова

        Формирование познавательного интереса учащихся с ОВЗ - это сложная задача, от решения которой зависит эффективность учебной деятельности наших ребят.

        Как утверждают психологи, активизация познавательной деятельности способствует развитию познавательного интереса..

        Основа любознательности и исследование чего-то нового, у ребенка закладывается еще в раннем детстве и при правильной организации учебной деятельности, плодотворно прорастает и дает свои удивительные плоды в начальной школе.

        Уникальность работы учителя начальных классов состоит в том, что ему необходимо быть специалистом в области разноплановых наук - математики, русского языка, чтения, живого мира, устной речи, а сейчас время требует от нас и прочных знаний ИКТ, так как учитель начальных классов закладывает прочную основу компьютерной грамотности и сформировать УУД у современного ученика. Это не простая задача, тем более еcли речь идет о детях с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому в нашей школе, учителя начальных классов подходят творчески, сочетая здоровьесберегающие технологии с деятельностными подходами в воспитании и к преподаванию предметов.

         Хочу рассказать о формировании познавательного интереса на уроках живого  мира в начальной школе.

        Еще в свое время заметил В.А.Сухомлинский «Ребенок только в том случае полюбит школу, если учитель сохранит для него те радости, которые окружали его раньше».

        Поэтому невозможно организовать учебный процесс младшего школьника не используя элементы игровой деятельности, а в современной школе большую помощь учителю оказывает умение использовать занимательный материал с элементами ИКТ, что благотворно влияет на развитие всех психических процессов ребенка в учебно-воспитательном процессе.

        На уроках живого мира начиная с первого класса, мне как учителю, ИКТ помогает активизировать учебный процесс, развивает познавательную активность, наблюдательность детей, их внимание, память, мышление, речь, поддерживает интерес к изучаемому материалу. Занимательный материал развивает у детей творческое воображение, образное мышление, снимает утомление.

        Вместе с тем важно, чтобы учитель не превращал занимательность в развлечение, поэтому, необходимо четко планировал, где, как и с какой целью, сколько времени, следует привлечь средства занимательности на уроке.

        На уроках живого мира, чаще всего использую такой занимательный материал: познавательные викторины, опросы, экологические сказки, кроссворды , сообщения.

        На каждом уроке обязательно пятиминутка «В мире интересного», несколько учащихся самостоятельно находят интересные вопросы по темам для своих одноклассников. Ребята на следующий урок дают ответ в виде сообщения .

        Например, по теме «Домашние животные»

Вопрос: Как отличить дикого животного от домашнего ?(собака-волк)

        Такие задания способствуют развитию самостоятельной познавательной активности, где учащиеся учатся работать с разными источниками информации, находить, изучать интересные научные факты и доносят их до аудитории.

        Большой интерес на уроках живого мира вызывает экологические сказки придуманные самими учениками. Разговор между растениями, насекомыми, птицами, зверями.

        Например по теме: «Комнатные растения», ребята сочиняли сказку «Кактус и Роза», где цветы были наделены человеческими качествами.

Один из примеров: Разговор удивительно красивой розы и скромного неприхотливого Кактуса.

Как то ночью я вышел на кухню, попить воды. Вдруг слышу, чей-то разговор. Я прислушался.

- Я, Роза, давай знакомиться.

А ты кто?

Я, Кактус.

        Роза была такая нежная, все насекомые: бабочки, пчелы, стрекозы подлетали к ней и восхищались ее ароматом и красотой.

-У тебя столько друзей, Роза.

Тобой любуются влюбленные, дарят тебя друг другу. Ты приносишь всем радость.

А я, такой некрасивый, незаметный и совсем одинок.

Что ты! Что ты!- закричала Роза.

Люди тебя тоже очень любят.

Ты комнатный, живешь на светлом подоконнике, они ухаживают за тобой.

А ты благодаришь людей за их заботу, не замечая ничего.

Помогаешь очищать воздух в квартире и поглощать вредные излучения.

        Эти «разговоры» помогут детям узнать и запомнить, какие растения являются комнатными и какую пользу приносят человеку, какие звери зимой спят, какие — запасают корм, какие — ведут активный образ жизни.

        В формировании учебно-познавательного интереса велика роль также познавательных викторин. Основное методическое требование к ним состоит в том, что ответ на вопрос и выполнение задания должны показать, в какой мере школьник может творчески использовать имеющийся у него запас знаний, насколько свободно он владеет природоведческими фактами, умеет ли он думать. Например: «Сто вопросов о природе»; «Это интересно»; «Природная тропа»

Несколько фрагментов из познавательных викторин.

«Не уставай удивляться»

1.-Дышит ли цыпленок в яйце?

3194_

Да, через поры скорлупы. Если яйцо выкрасить или замазать клеем, то цыпленок задохнется.

2.Зачем кузнечику сабля?

hello_html_mbd085b8.jpg

Сабля есть только у самки – это яйцеклад.

3.Все ли зайцы зимой становятся белыми?

zayac_rusak

Нет, русак не меняет шубку, он всегда серый.

Такого рода мероприятия, как познавательные викторины, организуют ребенка к самостоятельной, познавательной активности.

 «Самые – самые!!!»

- Самое быстрое животное ? (гепард)

- Самое длинная шишка ? (ель)

- Самый большой гриб ? (дождевик)

- Самое большое животно ? (медведь)

- Самое опасное животное  ? (росомаха)

В своей работе, я часто использую загадки. Они характеризуют главные признаки предметов или явлений. Таким образом, помогают детям легче усвоить учебный материал.

        Предлагаю загадки по теме: «Времена года».

1.На первую ступеньку

Встал парень молодой ,

К двенадцатой ступеньки  

Пришёл старик седой.  (год)

2.Двенадцать братьев

Друг за другом бродят,

Друг-друга не обходят (месяцы)

3.Приходит по луже,

Уходит по стуже (Осень)

4.Птицы прилетели,

Растаяли снега.

И под звон капели

К нам спешит …(весна)

5. Если бабочки лтают

Все на солнце загорают,

И гуляют до рассвета

Значит вновь вернулось…(лето)

Предлагаю кроссворд по теме «Птицы»

hello_html_m485ce0f0.png1160288

1. Маленькая птичка,
На полях, лугах живет.
«Пип - пилю» поёт!
Всех спать зовет  (жаворонок)

2.Он по рабочему одет – 
Удобно, просто, ловко.
На нём малиновый берет
И пестрая спецовка  (дятел)

3.Живет в лесу,

ухает, как разбойник,
Люди его боятся, 
а он людей боится  (филин)

4.Спинкою зеленовата, 
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка 
И полоска шарфика (синица)

5. Угадайте, что за птичка,
Темненькая невеличка?
Беленькая с животика,
Хвост раздвинут в два хвоста.  (ласточка)

        Эти задания способствуют повышению уровня качества знаний учащихся, вызывают у них интерес, помогают усваивать учебный материал в более доступной форме. При выполнении заданий, учащиеся проявляют свою индивидуальность, формируются как личности, перестают бояться трудности, освобождаются от комплексов и неуверенности в собственных силах.

        Все приведенные приемы прекрасно вписываются в любую систему, методику обучения.

В частности, использованы три аспекта методики познавательного интереса:

  • привлечение учащихся к целям и задачам урока;
  • повышение интереса к содержанию повторяемого и вновь изучаемого материала;
  • включение учащихся в интересную для них форму работы.

        Как показывает опыт, реализация описанных приемов и принципов работы приводит к следующим результатам:

- у детей развивается умение работать с информацией;

- формируются навыки самостоятельной работы с учебным материалом;

- повышается активность учащихся, растет их интерес к предмету;

        Таким образом, можно утверждать, что интерес играет роль катализатора учебной деятельности, а по мере его закрепления превращается в относительно самостоятельно действующий внутренний стимул, важный фактор развития учебного познания. Осознанное, планируемое создание условий для развития познавательного интереса - сегодня одно из основных средств повышения эффективности обучения на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Формирование навыков критериального оценивания учащихся младших классов"

«Одной из основных задач, которые стоят перед системой отечественного образования, является переориентация на подготовку человека, способного самостоятельно принимать решения и точно, эффективно, разу...

Доклад на тему : "Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках литературного чтения"

Развитие  коммуникативных  УУД происходит  на материале  учебников всех предметных линий посредством  приобретения опыта коллективного взаимодействия,  формирования умени...

ДОКЛАД на тему : «Формирование навыков самообразовательной деятельности учащихся через использование информационных технологий на уроках».

Рассматривается вопрос преимуществ и недостатков личностного контакта учитель-ученик, компьютер-ученик-учитель....

Активизация и развитие познавательного интереса учащихся с ОВЗ на уроках математики с применением современных педагогических технологий

«Предмет математики столь серьезен, что не следует упускать ни одной возможности сделать его более занимательным. » (Б. Паскаль)Познавательный интерес - это один из важнейших для нас мотивов учения шк...

Проект «Визуализация образовательного процесса, как фактор формирования познавательного интереса и основа усвоения учебного материала обучающимися в начальной школе»

Материалы (пояснительная записка и презентация) на муниципальный этап конкурса "Учитель года 2018" - проект «Визуализация образовательного процесса, как  фактор формирования ...

Доклад на тему: "Формирование и отслеживания общеучебных умений и навыков на уроках литературного чтения в начальной школе"

Доклад  на тему: «Формирование и отслеживания общеучебных умений и навыков на уроках литературного чтения в начальной школе» был подготовлен к выступлению на школьном методическом выс...

Доклад на тему: «Формирование учебно-познавательной мотивации обучающихся на уроках через технологию развития критического мышления»

Цель данной технологии – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни....