"Путь к слову"
рабочая программа (4 класс) на тему

Захарова Анна Модестовна

программа внеурочной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кружок "Путь к слову"

Рабочая программа по кружку составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования от 26.11.2010 г. № 1241 (далее ФГОС НОО), соответствует планируемым результатам обучения по русскому языку, литературному чтению в начальной школе.

Рабочая программа разработана с учётом возрастных и психологических особенностей учащихся 4-го класса.

Всего: 34 учебных часа (1 час в неделю)

Целью данной программы является формирование личности, полноценно владеющей устной и письменной речью в соответствии со своими возрастными особенностями.

Исходя из основной цели, можно выделить частные задачи, которые решаются учителем в процессе деятельности:

1. Расширение и углубление запаса знаний учащихся и формирование лингвистической компетенции;

2. Совершенствование коммуникативной культуры учащихся;

3. Выявление и поддержка лингвистически одаренных детей;

4. Развитие и совершенствование мыслительных операций, психологических качеств личности (любознательности, инициативности, трудолюбия, воли) и творческого потенциала;

5. Воспитания любви и уважения к родному языку, интереса к чтению литературы 

К специальным особенностям данной программы можно отнести принципы взаимосвязи между классными и внеклассными занятиями, научной углубленности, практической направленности, занимательности и индивидуального подхода к каждому.

В основе создания данной программы лежат общедидактические принципы научности, доступности, систематичности и последовательности, связи теории с практикой, сознательности и активности, наглядности, преемственности и перспективности. Наряду с ними имеются еще такие принципы, которыми определяются, с одной стороны, содержание, с другой - формы, виды и  методы проведения занятий.

Основными из них являются следующие:

1. Принцип связи занятий, в рамках данной программы, с уроками русского языка. Сущность его заключается в том, что основой должны являться знания, полученные учащимися на уроках русского языка. Опираясь на эти знания, учитель совершенствует речевые навыки учащихся;

2. Принцип систематичности в подаче языкового материала. Этот принцип действует в тесной связи с предыдущим. Последовательность подачи активизируемого во внеурочное время языкового материала должна совпадать с последовательностью его изучения на уроках. Такая взаимосвязь обеспечивает системность в усвоении материала и обеспечивает выработку речевых умений;

3. Принцип учета индивидуальных особенностей учащихся. Согласно этому принципу содержание работы должно определяться с учетом индивидуальных интересов школьников и способствовать развитию каждого ученика;

4. Принцип занимательности. Занимательность - является одним из основных условий пробуждения и поддержания интереса к внеклассной работе. Занимательность достигается главным образом путем использования материалов занимательной грамматики - игр, шарад, ребусов, загадок, а  также путем привлечения средств наглядности - картин, слайдов, презентаций. Однако занимательность в данной программе не сводится к развлекательности. Занимательность - это то, что удовлетворяет интеллектуальные запросы учащихся, развивает у них любознательность. Для учащихся начальных классов занимательно то, что имеет практическое значение, т.е приводит к практическому овладению русским языком;

5. Принцип разнообразия  форм и видов работы. Интерес учащихся поддерживается не только содержанием проводимых занятий, но и их разнообразием, необычностью их форм и видов, отличных от уроков, а также необычностью формулировки тем занятий, формы преподнесения языкового материала.

Данная программа предполагает, что в ходе изучения лингвистического материала и на его базе одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности: восприятие, внимание, формы мышления - наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое.

Методическое обеспечение программы

Методы, которые используются при организации  занятий в рамках данной программы, отличаются от основных методов обучения не столько содержанием, сколько формой. Так широко используется и слово учителя, и беседа, и слово ученика. Однако все эти методы используются в непринужденной обстановке, что создает атмосферу большой заинтересованности в работе.

Формы организации предусматривают внедрение современных педагогических технологий и содействуют эффективному развитию интеллекта, творческого потенциала и индивидуальных особенностей учащихся. Они разнообразны и отличаются: по способу подачи языкового материала (устные и письменные); по частоте проведения (систематические и эпизодические); по количеству участников (индивидуальные, групповые и массовые). Каждая из указанных форм имеет несколько видов, которые отличаются друг от друга методикой проведения, объемом используемого языкового материала, характером участия школьников в работе.

Это могут быть и  конкурсы, викторины, познавательно-развлекательные игры, тематические устные журналы, олимпиады, интернет-олимпиады, Неделя русского языка и литературы.

Формы подведения итогов реализации программы

Проводится олимпиада, где проверяются знания, уровень развития речи, грамматический кругозор, сообразительность и смекалка школьников. Олимпиада выявляет лучшего знатока русского языка.

Планируемые результаты освоения кружка "Путь к слову":

-находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;

- пользоваться толковым словарём, давать лексическое толкование слова;

- различать простое предложение и сложное предложение из двух частей (с союзами и, а, но или без союзов);

- ставить запятые в предложениях;

- разбирать доступные слова по составу; подбирать однокоренные слова;

- писать мини-сочинения на предложенную тему, исправлять речевые ошибки в сочинениях;

- читать учебно-научные тексты, владеть правильным типом читательской деятельности;

- делить текст на части, составлять его план;

- характеризовать морфологические признаки частей речи;

- давать краткий и подробный ответ на грамматическую тему.

На занятия в кружке отводится   34  часа (1 час в неделю)

-на проведение виктории "Умники и умницы"-  4-ч.

- марафон знаний – 1ч

- творческие работы – 3ч.

- конкурсы – 1 ч.

Тематическое содержание

№ п/п

Название раздела

Кол. часов

1.

Вводное занятие

1 ч

2.

раздел ФОНЕТИКА

7 ч

3.

раздел  ЛЕКСИКА

7 ч

4.

раздел  МОРФОЛОГИЯ

6 ч

5.

раздел   ОРФОГРАФИЯ

7 ч

6.

раздел  СИНТАКСИС

6 ч

Итого:

34 ч


Календарно- тематическое планирование кружка "Путь к слову"

дата

Тема занятия

Характеристика учебной деятельности

1.

Вводное занятие

Дать представлении о том, чем мы будем заниматься на кружке.

1. Раздел ФОНЕТИКА (7 часов)

2.

Меня зовут Фонема. Буквы, звуки, ударение.

Познакомить с понятием- фонема, которая изучает звуки речи. Повторить что такое транскрипция. Через самонаблюдения сформировать правила: в русском языке 6 основных гласных звуков, букв же 10, все согласные бывают звонкие, глухие, мягкие, твёрдые. Есть 5 звонких непарных согласных (СОНОРНЫЕ). Х,Ц,Ч,Щ звучат глухо, Ж, Ш, Ц, - всегда твёрдые, Ч,Щ,Й – всегда мягкие. Ь,Ъ – звуков не образуют.

Повторить правила переноса. И через дидактический материал просмотреть правильность выполнения задания.

3.

Фонетика. Метаграммы.

4.

Тайны Фонемы. Ключ к тайнам фонемы.

5.

Фонетический чайнворд

6.

Звуки живут по закону. Слог. Перенос.

7.

Его величество ударение.

8.

Викторина по разделу «Умники и умницы» 1

2. Раздел  ЛЕКСИКА (7 часов)

9.

Синонимы « Слова - братья»

Дать понятие синонимов, антонимов, фразеологизмы.

Уметь подбирать к словам синонимы, антонимы.

Подбирать особые  обороты, устойчивые выражения.

10.

Антонимы

11.

Фразеологизмы

12.

Слова, пришедшие в русский язык из других языков

13.

Тайна имени

14.

От собственных имен к нарицательным

15.

Викторина по разделу «Умники и умницы» 2

3. Раздел  МОРФОЛОГИЯ(6 часов)

16.

Словообразование

Дать понятия морфемы. Повторить этапы разбора слова по составу. Уметь находить слова по схеме. Подбирать однокоренные слова.

17.

Трудные случаи правописания корней

18.

Чередование согласных в корне.

19.

Сложные слова

20.

Викторина «Умники и умницы»  3

21.

Творческая работа. Что такое анаграммы? (1

4. Раздел   ОРФОГРАФИЯ(7 часов)

22.

Удвоенные согласные.

Повторить правила правописания: безударных гласных, парные согласные. Вспомнить о роли Ь,  Ъ знаков. О словах, в которых пишутся удвоенные согласные. Проверить знания. Повторить  правила письма слов с непроизносимыми согласными. Познакомить с шарадами

23.

Мягкий знак. Твёрдый знак.

24.

Двойная роль букв Е Ё Ю Я

25.

Парные звонкие и глухие согласные. Ударные и безударные гласные.

26.

Непроизносимые  согласные.

27.

Творческая работа . Что такое шарады? (2)

28.

Марафон знаний (1)

5. Раздел  СИНТАКСИС (6 часов)

29.

Предложение . История слов

Понятие о синтаксисе. Уметь выделять существительные, прилагательные, глаголы, предлоги , частицы, союзы.

По схеме составлять предложения

Знакомство с логорифмами, метаграммами, палиндромами, анаграммами

30.

Части речи. Предлоги и приставки.

31.

Творческая работа. Ребусы (3)

32.

Викторина «Умники и умницы»  (4)

33.

Дидактические игры, упражнения, головоломки.

34.

Лингвистический конкурс: логогрифы, метаграммы, палиндромы, анаграммы

Литература :

  • «Материалы по занимательной грамматике» А.Т.Арсирий – М. 1991г.
  • «Подготовка к олимпиадам по русскому языку» Т.В. Ходова – М. : «АЙРИС- пресс» 2007г.
  • «Школьные олимпиады» Н.Г.Белицкая А.О. Орг- М.: «АЙРИС- пресс» 2007г.
  • Дидактический материал по русскому языку «Юным умникам и умницам» Л.И. Тикунова. М.Н. Корепанова.
  • Книга  «Весёлая грамматика»В. В.Волина– М. : издательство «Знание», 1995г.
  • Рабочие тетради «Юным умникам и умницам» О. Холодова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правописание безударных гласных. Подбор проверочных слов путем изменения формы слова.

Наряду с образовательной задачей большое место отвожу на уроке коррекционной и развивающей работе. Чтобы заинтересовать детей, подбираю интересный, занимательный материал. Вовлекаются сказ...

Рабочая программа предметного кружка "Путь к слову" (Русский язык, начальная школа).

Рабочая программа предметного кружка разработана с учетом возрастных особенностей младших школьников. Данная программа позволит расширить и углубить знания учащихся по русскому языку, будет способство...

"Пути работы над усвоением правописания словарных слов"

Представленный опыт работы над  правописанием словарных слов  поможет учителям начальных классов найти пути решения этой проблемы....

Рабочая программа предметного кружка « Путь к слову»

Данная программа рассчитана на детей 9-10лет . Срок ее реализации - 1 год. Форма организации - кружок. Курс рассчитан на 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю....

групповое логопедическое занятие: "Изменение смысла слов, путем замены в словах гласной ы на и." (2 класс)

Цель: уточнить умения различать парные звуки И и Ы по их акустическим и артикуляционным признакам...

"Путь к слову"

урок русского языка 3 класс...

Пособие по развитию речи "Путь к слову"

ООП НОО определены требования ФГОС к речевой деятельности младших школьниковЧто же мы видим сегодня?Речь современной молодежи вызывает беспокойство учителей, родителей, представителей старшего поколен...