"Повышение мотивации к учебной деятельности через использование активных методов обучения"
статья по теме

Теоретические основы, классификация, виды и значение активных методов обучения в образовательном процессе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Повышение мотивации к учебной деятельности через использование активных методов обучения»

Цель: познакомить с теоретическими основами, классификацией, видами и значением активных методов обучения в образовательном процессе.

Учить детей сегодня трудно,

И раньше было нелегко.

Читать, считать, писать учили:

«Даёт корова молоко».

Век XXI – век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но от учителя зависит,

Какими дети быть должны.

Работая в школе, мы замечаем, что как бы мы ни старались – обучаются успешно только 10% учащихся. Почему? Процентное соотношение уровня запоминания учащимися учебного материала в зависимости от вида деятельности.  Объяснение простое: только 10% людей способны запомнить и понять, то, что они слушают и читают. И только, когда мы говорим и участвуем в реальной деятельности, только тогда мы запоминаем на 90%.

Современный урок – это эффективное управление классом в процессе урока, максимально полное вовлечение всех учеников в образовательный процесс, поддержание высокой познавательной активности обучающихся на протяжении всего урока и гарантированное достижение целей урока.

Для этого необходимо использование на практике новых педагогических технологий, эффективные формы организации образовательного процесса и активные методы обучения. Так что же это такое «АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ»?

Методы обучения можно подразделить на три обобщенные группы:

1. Пассивные методы;

2. Интерактивные методы.

3. Активные методы;

Пассивный метод – это форма взаимодействия учащихся и учителя, в которой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей. Связь учителя с учащимися на пассивных уроках осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д. С точки зрения современных педагогических технологий и эффективности усвоения учащимися учебного материала пассивный метод считается самым неэффективным, но, несмотря на это, он имеет и некоторые плюсы. Это относительно легкая подготовка к уроку со стороны учителя и возможность преподнести сравнительно большее количество учебного материала в ограниченных временных рамках урока. Лекция - самый распространенный вид пассивного урока.

Интерактивный метод. Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения.

Активный метод – это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока. Если в пассивном уроке основным действующим лицом урока был учитель, то здесь учитель и учащиеся находятся на равных правах. Если пассивные методы предполагали авторитарный стиль взаимодействия, то активные больше предполагают демократический стиль. Многие между активными и интерактивными методами ставят знак равенства, однако, несмотря на общность, они имеют различия. Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов.

Термин «активные методы обучения» появился в литературе в начале 60-х годов ХХ века. Родоначальники идей активизации: чешский педагог-гуманист Ян Амос Коменский, французский философ, писатель и мыслитель Жан-Жак Руссо, швейцарский педагог Иоган Генрих Песталоцци, русский педагог, писатель, основоположник научной педагогики в России Константи́н Дми́триевич Уши́нский и др. Из числа отечественных психологов к идее активности в разное время обращались Лев Семёнович Выготский, Алексей Николаевич Леонтьев, Сергей Леонидович Рубинштейн и другие.

Появление методов активного обучения связано со стремлением преподавателей активизировать познавательную деятельность обучающихся, способствовать ее повышению.

Активные методы обучения — это такие методы обучения, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер. К активным методам обучения относят дидактические игры, решение проблемных задач, обучение по алгоритму.

Так же к активным методам обучения мы можем отнести уже хорошо известные нам и широко применяемые методы:

  1. Проблемное обучение
  2. Анализ конкретных ситуаций
  3. Разыгрывание ролей
  4. Игровое проектирование
  5. Семинар-дискуссия
  6. «Круглый стол»
  7. Мозговой штурм
  8. Деловая игра

При использовании активных методов обучения меняется роль ученика – из послушного запоминающего устройства он превращается в активного участника образовательного процесса.

Эта новая роль и свойственные ей характеристики позволяют учителю формировать активную личность, обладающую всеми необходимыми навыками и качествами современного успешного человека.

На каждом этапе урока можно использовать активные методы обучения. Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать   конкретные задачи этапа урока.

АМ начала образовательного мероприятия. Такие методы, как «Мой цветок», «Галерея портретов», «Поздоровайся локтями», «Поздоровайся глазами», «Измерим друг друга» или «Летающие имена» эффективно и динамично помогут вам начать урок, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и хорошую атмосферу в классе.

АМ выяснение целей, ожиданий и опасений. Такие методы, как «Список покупок», «Дерево ожиданий», «Что у меня на сердце», «Разноцветные листы» позволяют эффективно провести выяснение ожиданий и опасений и постановку целей обучения.

АМ презентации учебного материала. В процессе урока учителю регулярно приходится сообщать новый материал обучающимся. Такие методы, как «Инфо-угадайка», «Кластер», «Мозговой штурм», «Пометки на полях» позволят вам сориентировать обучающихся в теме, представить им основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом.

АМ организации самостоятельной работы над темой. Собранная информация учениками обсуждается в малых группах и представляется на суд всего класса.  При организации    самостоятельной работы над новой темой важно, чтобы обучающимся было    интересно всесторонне и глубоко проработать новый материал. АМО на этой фазе урока: Метод «На линии огня», «Инфо-карусель», «Ковёр идей».

АМ релаксации: «Энергия», «Роботы», «Постройся по росту», «Красная Шапочка и Серый Волк», «Шест»

АМ подведения итогов урока. Завершить урок, внеклассное мероприятие можно, применив такие методы, как «Ромашка», «Мухомор», «Мудрый совет», «Итоговый круг», «Комплименты», «Солнышко и туча», «Ресторан», «Письмо самому себе», «Все у меня в руках!».

Какова практическая значимость АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ? Это:

  • формирование положительной учебной мотивации;
  • повышение познавательной активности;
  • развитие навыков самостоятельного умственного труда;
  • эффективное усвоение большого объема учебной информации;
  • развитие творческих способностей и нестандартности мышления;
  • развитие коммуникативно-эмоциональной сферы;
  • раскрытие личностно-индивидуальных возможностей каждого школьника.

АМО – это разумное и целесообразное использование методов, которые значительно повышают развивающий эффект обучения, создают атмосферу напряженного поиска, вызывают у учащихся и учителя массу положительных эмоций и переживаний.

АМО – это совокупность способов и приемов, вызывающих качественные и количественные изменения, происходящие в мыслительных процессах в связи с возрастом и под влиянием среды, а также специально организованных воспитательных и обучающих воздействий и собственного опыта ребенка.

Технология активного обучения – это обучение, соответствующее силам и возможностям школьников.

Преследуя образовательные цели, активные методы обучения воздействуют в комплексе на личность ребенка, влияют на умственное развитие.

Я считаю, что в педагогическом процессе следует максимально использовать активные, развивающие методы.

Мир активных методов обучения яркий, удивительный, многогранный. В нем комфортно чувствуют себя и учителя, и ученики. Войдите в этот мир и станьте его полноправным хозяином. Откройте для себя его тайны и возможности, научитесь управлять его мощным потенциалом, сделайте свою работу намного интереснее и эффективнее, а своих учеников успешными и счастливыми.

Желаю вам, чтоб дети в вашем классе

Светились от улыбок и любви,

Здоровья вам и творческих успехов

В век инноваций, новизны!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Повышение мотивации к учебной деятельности через использование активных методов обучения Учитель начальных классов МБОУ СОШ № 4 г. Дюртюли Валеева Гульнара Ринатовна 2018 – 2019 учебный год

Слайд 2

Человек запоминает 10% того, что он читает 20% того, что слышит 30% того, что видит 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях 80% - при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем 90%, когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов

Слайд 3

Низкая учебная мотивация Нежелание учиться Проблема современной школы Низкое качество обучения

Слайд 4

-Инновация в образовании? Новое в науке? Новый тренд? - Какие они? Что это?! Сколько их? Активные методы обучения

Слайд 5

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: 1. Пассивные 2. Интерактивные 3. Активные

Слайд 7

А КТИВНЫЕ М ЕТОДЫ О БУЧЕНИЯ — это такие методы обучения, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный , творческий , поисковый характер.

Слайд 8

Проблемное обучение Анализ конкретных ситуаций Разыгрывание ролей Игровое проектирование АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ Семинар-дискуссия «Круглый стол» Мозговой штурм Деловая игра

Слайд 9

Изменение роли ученика Ученик – активный участник образовательного процесса Ученик – послушный исполнитель АМО (активные методы обучения)

Слайд 10

Изменение роли учителя Консультант, наставник, старший партнер «контролирующий орган»

Слайд 11

Каждому этапу урока – свои АМ АМ начала образовательного мероприятия АМ выяснение целей, ожиданий и опасений АМ презентации учебного материала АМ организации самостоятельной работы над темой АМ релаксации АМ подведения итогов урока

Слайд 12

Такие методы, как «Мой цветок», «Галерея портретов», «Поздоровайся локтями», «Поздоровайся глазами», «Измерим друг друга» или «Летающие имена» эффективно и динамично помогут вам начать урок, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и хорошую атмосферу в классе.

Слайд 13

АМ выяснения целей, ожиданий и опасений Такие методы, как «Список покупок» , «Дерево ожиданий» , «Что у меня на сердце» , «Разноцветные листы» позволяют эффективно провести выяснение ожиданий и опасений и постановку целей обучения.

Слайд 14

АМ презентации учебного материала В процессе урока учителю регулярно приходится сообщать новый материал обучающимся. Такие методы, как «Инфо-угадайка» , «Кластер» , «Мозговой штурм» , «Пометки на полях» позволят вам сориентировать обучающихся в теме, представить им основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом.

Слайд 15

АМ организации самостоятельной работы над темой Собранная информация учениками обсуждается в малых группах и представляется на суд всего класса. При организации самостоятельной работы над новой темой важно, чтобы обучающимся было интересно всесторонне и глубоко проработать новый материал. АМО на этой фазе урока: Метод «На линии огня» , «Инфо-карусель» , «Ковёр идей» .

Слайд 16

АМО релаксации «Энергия» «Роботы» «Постройся по росту» «Красная Шапочка и Серый Волк» «Шест»

Слайд 17

АМ подведения итогов урока Завершить урок, внеклассное мероприятие можно, применив такие методы, как «Ромашка» , «Мухомор» , «Мудрый совет» , «Итоговый круг» , «Комплименты» , «Солнышко и туча» , «Ресторан» , «Письмо самому себе» , «Все у меня в руках!».

Слайд 18

Мотивация? Мотивация… Мотивация! м

Слайд 19

Личностные изменения обучающихся

Слайд 20

Подводя итоги… Широкое внедрение активные методы обучения в школьный образовательный процесс является стратегической задачей сегодняшнего дня.



Предварительный просмотр:

Активные методы обучения

Активные методы обучения — это такие методы обучения, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер. К активным методам обучения относят дидактические игры, решение проблемных задач, обучение по алгоритму. Так же к активным методам обучения мы можем отнести уже хорошо известные нам и широко применяемые методы: проблемное обучение, анализ конкретных ситуаций, разыгрывание ролей, игровое проектирование, семинар-дискуссия, «круглый стол», мозговой штурм, деловая игра.

Проблемное обучение — такая форма, в которой процесс познания учащихся приближается к поисковой, исследовательской деятельности. Успешность проблемного обучения обеспечивается совместными усилиями преподавателя и обучаемых. Основная задача педагога — не столько передать информацию, сколько приобщить слушателей к объективным противоречиям развития научного знания и способам их разрешения. В сотрудничестве с преподавателем учащиеся «открывают» для себя новые знания, постигают теоретические особенности отдельной науки. Логика проблемного обучения принципиально отлична от логики информационного обучения. Если в информационном обучении содержание вносится как известный, подлежащий лишь запоминанию материал, то при проблемном обучении новое знание вводится как неизвестное для учащихся. Функция учащихся — не просто переработать информацию, а активно включиться в открытие неизвестного для себя знания. Основной дидактический прием «включения» мышления учащихся при проблемном обучении — создание проблемной ситуации, имеющей форму познавательной задачи, фиксирующей некоторое противоречие в ее условиях и завершающейся вопросом, который это противоречие объективирует. С помощью соответствующих методических приемов (постановка проблемных и информационных вопросов, выдвижение гипотез, их подтверждение или опровержение, анализ ситуации и др.) педагог побуждает учащихся к совместному размышлению, поиску неизвестного знания. Важнейшая роль в проблемном обучении принадлежит общению диалогического типа. Чем выше степень диалогичности обучения, тем ближе она к проблемной, и наоборот, монологическое изложение приближает обучение к информационной форме.

Анализ конкретных ситуаций (case-study) — один из наиболее эффективных и распространенных методов организации активной познавательной деятельности обучающихся. Метод анализа конкретных ситуаций развивает способность к анализу нерафинированных жизненных и производственных задач. Сталкиваясь с конкретной ситуацией, обучаемый должен определить: есть ли в ней проблема, в чем она состоит, определить свое отношение к ситуации.

Разыгрывание ролей — игровой метод активного обучения, характеризующийся следующими основными признаками:

• наличие задачи и проблемы и распределение ролей между участниками их решения. Например, с помощью метода разыгрывания ролей может быть имитировано производственное совещание;

• взаимодействие участников игрового занятия, обычно посредством проведения дискуссии. Каждый из участников может в процессе обсуждения соглашаться или не соглашаться с мнением других участников;

• ввод педагогом в процессе занятия корректирующих условий. Так, учитель может прервать обсуждение и сообщить некоторые новые сведения, которые нужно учесть при решении поставленной задачи, направить обсуждение в другое русло, и т.д.;

• оценка результатов обсуждения и подведение итогов учителем.

Метод разыгрывания ролей наиболее эффективен при решении таких отдельных, достаточно сложных управленческих и экономических задач, оптимальное решение которых не может быть достигнуто формализованными методами. Решение подобной задачи является результатом компромисса между несколькими участниками, интересы которых не идентичны.

Разыгрывание ролей требует для разработки и внедрения значительно меньших затрат времени и средств, чем деловые игры. При этом оно является весьма эффективным методом решения определенных организационных, плановых и других задач.

Игровое проектирование — активный метод обучения, характеризующийся следующими отличительными признаками:

• наличие исследовательской, методической проблемы или задачи, которую сообщает обучаемым преподаватель;

• разделение участников на небольшие соревнующиеся группы (группу может представлять один учащийся) и разработка ими вариантов решения поставленной проблемы (задачи).

• проведение заключительного заседания научно-технического совета (или другого сходного с ним органа), на котором с применением метода разыгрывания ролей группы публично защищают разработанные варианты решений (с их предварительным рецензированием).

Метод игрового производственного проектирования значительно активизирует изучение учебных дисциплин, делает его более результативным вследствие развития навыков проектно-конструкторской деятельности обучаемого. В дальнейшем это позволит ему более эффективно решать сложные методические проблемы.

Семинар-дискуссия (групповая дискуссия) образуется как процесс диалогического общения участников, в ходе которого происходит формирование практического опыта совместного участия в обсуждении и разрешении теоретических и практических проблем. На семинаре-дискуссии учащиеся учатся точно выражать свои мысли в докладах и выступлениях, активно отстаивать свою точку зрения, аргументировано возражать, опровергать ошибочную позицию одноклассника. В такой работе учащийся получает возможность построения собственной деятельности, что и обусловливает высокий уровень его интеллектуальной и личностной активности, включенности в процесс учебного познания. Необходимым условием развертывания продуктивной дискуссии являются личные знания, которые приобретаются учащимися на предыдущих занятиях, в процессе самостоятельной работы. Особая роль в семинаре-дискуссии принадлежит учителю. Он должен организовать такую подготовительную работу, которая обеспечит активное участие в дискуссии каждого учащегося. Он определяет проблему и отдельные подпроблемы, которые будут рассматриваться на семинаре; подбирает основную и дополнительную литературу для докладчиков и выступающих; распределяет функции и формы участия студентов в коллективной работе; руководит всей работой семинара; подводит итоги состоявшейся дискуссии. Во время семинара-дискуссии учитель задает вопросы, делает отдельные замечания, уточняет основные положения доклада ученика, фиксирует противоречия в рассуждениях. На таких занятиях необходим доверительный тон общения с учащимися, заинтересованность в высказываемых суждениях, демократичность, принципиальность в требованиях. Нельзя подавлять своим авторитетом инициативу учащихся, необходимо создать условия интеллектуальной раскованности, использовать приемы преодоления барьеров общения, реализовывать, в конечном счете, педагогику сотрудничества.

«Круглый стол» — это метод активного обучения, одна из организационных форм познавательной деятельности учащихся, позволяющая закрепить полученные ранее знания, восполнить недостающую информацию, сформировать умения решать проблемы, укрепить позиции, научить культуре ведения дискуссии. Характерной чертой «круглого стола» является сочетание тематической дискуссии с групповой консультацией. Наряду с активным обменом знаниями, у учащихся вырабатываются профессиональные умения излагать мысли, аргументировать свои соображения, обосновывать предлагаемые решения и отстаивать свои убеждения. При этом происходит закрепление информации и самостоятельной работы с дополнительным материалом, а также выявление проблем и вопросов для обсуждения. Основную часть «круглого стола» по любой тематике составляет дискуссия. Дискуссия (от лат. discussio — исследование, рассмотрение) — это всестороннее обсуждение спорного вопроса в публичном собрании, в частной беседе, споре. Другими словами, дискуссия заключается в коллективном обсуждении какого-либо вопроса, проблемы или сопоставлении информации, идей, мнений, предложений. Цели проведения дискуссии могут быть очень разнообразными: обучение, тренинг, диагностика, преобразование, изменение установок, стимулирование творчества и др.

Мозговой штурм (мозговая атака, брейнсторминг) - широко применяемый способ продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем. Его цель — организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем. Использование метода мозгового штурма в учебном процессе позволяет решить следующие задачи: творческое усвоение школьниками учебного материала; связь теоретических знаний с практикой; активизация учебно-познавательной деятельности обучаемых; формирование способности концентрировать внимание и мыслительные усилия на решении актуальной задачи; формирование опыта коллективной мыслительной деятельности. Проблема, формулируемая на занятии по методике мозгового штурма, должна иметь теоретическую или практическую актуальность и вызывать активный интерес школьников. Общим требованием, которое необходимо учитывать при выборе проблемы для мозгового штурма — возможность многих неоднозначных вариантов решения проблемы, которая выдвигается перед учащимися как учебная задача.

Деловая игра — метод имитации ситуаций, моделирующих профессиональную или иную деятельность путем игры, по заданным правилам. В технологии активного обучения «вынужденная активность» участников обусловлена условиями и правилами, при которых ученик или активно участвует, напряженно думает, или вообще выбывает из процесса. Правила деловой игры определяются выбранной деятельностью. Одним из ее вариантов являются ролевые игры. Когда дети играют в «дочки-матери», они точно имитируют все входящие в игру роли и не могут от них отступать: так папы не делают, детям так вести себя нельзя, мама должна... и т.д. Возможно использование деловой игры в учебном процессе. Например, исходя из современных рыночных условий жизни, на занятиях по основам экономических знаний можно провести деловую игру «Банк», в которой в процессе проигрывания ситуаций работы банка лучше понимается и осваивается сложная для заучивания терминология, что она обозначает, сам характер деятельности банка, его место и значение в рыночных отношениях. Такая игра может быть организована и на этапе первичного закрепления материала, и как обобщение, и как определенная форма контроля. В данном случае речь идет о самом стандартном варианте деловой игры. Такие варианты, как организационно-деловые и организационно-мыслительные игры и аналогичные им, требуют очень серьезной специальной подготовки их организаторов. С появлением технологии активного обучения давно известные учителям драматизация и театрализация стали одним из вариантов деловой игры и широко используются в технологии диалога культур. Драматизация — инсценирование, разыгрывание по ролям содержания учебного материала на уроках. Ролями могут наделяться не только живые персонажи, но и любые неживые предметы и феномены из любой области знаний. Театрализация — театральные представления разных жанров по учебному материалу во внеучебное время с большим количеством участников, продолжительные по времени, с декорациями и другими атрибутами. В них вовлекаются все учащиеся класса или всех классов параллели, старшие школьники и ученики младшего возраста. Это могут быть постановки по программным литературным произведениям, историческим сюжетам и т.п.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Повышение мотивации учащихся путем использования активных методов обучения на уроках и внеурочной деятельности по кубановедению»

Краснодарский край Апшеронский районг. Апшеронск          «Повышение мотивации учащихся  путем использования активных методов обучения на уроках ...

Активизация познавательной деятельности и развитие мотивации в учебном процессе, через использование дидактических игр.

Дидактическая игра является наиболее эффективным  методом обучения,  способствующим формированию и  повышению уровня познавательной активности....

Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках в начальной школе через применение активных методов обучения.

Непременным условием эффективности процесса обучения является развитие познавательной активности обучающегося и ее поддержание в течение всего периода обучения в начальной школе.В процессе обучения пр...

Занятие по внеурочной деятельности с использованием активных методов обучения

Занятие по внеурочной деятельностис использованием активных методов обучения...

Занятие по внеурочной деятельности с использованием активных методов обучения

laquo;Тренинг для учащихся 4 – х классов «Я скоро стану пятиклассником»...

Использование активных методов обучения на уроке и во внеурочной деятельности

Методы обучения – это совокупность приемов и подходов, отражающих форму взаимодействия учащихся и учителя в процессе обучения.Методы обучения можно подразделить на три обобщенные группы:1 Пассив...

«Активизация познавательной деятельности младших школьников через использование активных методов обучения в рамках ФГОС».

laquo;Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью». Л.Толстой Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность ...