Развитие речевой культуры младших школьников во внеурочной деятельности по средствам краеведческого материала
статья (2, 3, 4 класс)

Бобрышева Эмма Станиславовна

Краеведческий материал по УНТ для начальной школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

  Эмма Станиславовна Бобрышева,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

МБОУ «СОШ №55 им. А. Невского» г. Курска

 

 

 Развитие речевой культуры младших школьников

 во внеурочной деятельности посредствам краеведческого материала

       

        На протяжении нескольких лет я работаю над методической темой «Развитие речевой культуры  младших школьников во внеурочной деятельности». Причинами выбора данной темы стали невысокая речевая культура учащихся, неумение строить текст и выбирать нужные речевые средства, недостаточное проявление творческих способностей учащихся как результат невысокой познавательной активности.

        Научиться хорошо и правильно выражать свои мысли в устной и
письменной форме, уметь убедительно, ярко говорить и писать
необходимо каждому.  

        Главная цель моей работы – научить детей мыслить, говорить, рассуждать.

     Чтобы достичь данной цели, я поставила перед собой следующие задачи:

1. Формирование точной, выразительной речи учащихся через систему творческих работ.

2. Формирование у учащихся потребности постоянного совершенствования речи, создавая при этом условия для личностного развития каждого ученика.

 3. Воспитание уважения к языку и критического отношения к нарушениям языковых норм.

         Основной базой для достижения этих задач  служат занятия во внеурочной деятельности:  «Курск – мой край родной», «Возвращение к истокам», «Маленький патриот», «Этикет: Азбука добра».

 Народное искусство обладает богатым опосредованным языковым материалом для создания продуктивной модели формирования речевой культуры. Оно очень актуально в настоящее время. Использование в своей речи малых фольклорных форм придаёт ей образность, яркость, выразительность, тот самый колорит, который делает речь действительно весомой.

                  Таким образом,  я стараюсь развивать речь  школьников на основе овладения детьми литературного языка своего народа.  Приобщение  к истокам   народной культуры происходит через  сказки, загадки, пословицы и поговорки, а так же народные песни и декоративно-прикладное творчество.
         Введение элементов краеведения способствует развитию речи учащихся, раннему формированию «исторического чувства», чувства сопричастности к прошлому, ответственности за сохранение национального культурного наследия.

            В своей работе по развитию речи, большое внимание уделяю ознакомлению детей с фольклором нашего края -  это  потешки, считалки, прибаутки, дразнилки, небылицы, народные песни, игры, хороводы, припевки, колядки, скороговорки, заклички, игры  – всё становятся учебным материалом, обогащая детскую речь, делая ее выразительнее, многообразней.


           Во  2 классе на занятиях по внеурочной деятельности «Курск – мой край родной»,   была проведена исследовательская работа по теме «Фольклор в курском крае». Работа была разбита на три этапа. На первом этапе мы разделились на группы. Каждая группа взяла тему, над которой в дальнейшем работала. Первая группа ребят обратилась к своим прабабушкам и прадедушкам и выяснила, что когда они были детьми, то они тоже пели народные песни, знали заклички, пословицы, поговорки. Вторая группа при помощи родителей работала в сети Интернет. Они познакомились с  народным фольклором Щигровского,  Горшеченского,  Тимского,  Мантуровского,  Льговского районов. Третью группу заинтересовало, в какие игры играли  дети у нас на курской земле в первой половине  ХХ века.

         На втором этапе начался сбор материала. Ребята на занятиях с удовольствием делились своими находками.

Первая группа  выявила  и  представила классу следующий материал.

                 Колыбельная песня

Баюшки – баю,

Живёт мужик на краю.

Он не беден, не богат –

Полна горница ребят:

Все по лавочкам сидят,

Кашу с масличком едят,

На окошечке студят. (  Беляева Зоя Николаевна, г.Обоянь)

     

        День 22 марта у нас в Курской области назывался – «Со́роки». К этому дню в каждом доме выпекали из теста фигурки птиц – «жаворо́нков». Дети взбирались на крыши  сараев, на поленницы, на деревья и закликали весну. Так в  селе Барашек,  Рыльского  района весну закликали так:

( из воспоминаний Лепёшкиной Пелагеи Васильевны)

1.«Лето, лето! Лето тёплое!

Жавороночки, перлетайте вы сюда!

Нам зима-то надоела,

Весь и хлебушек поела,

И суконки подрала ,

И лаптишки изорвала,

Ещё больше не спросила!

Жаворонки, жаворонки, летите!

Весну – красну скорее несите!»

      Полагалось «жаворонками» делиться с птичками: поклюют  -

  голосистей запоют».

 

2.Дождик, дождик  перестань!

Я поеду в Ерестань.

Богу молиться,

Христу поклониться.

                                    Приметы

1.Грешно обувать левую ногу раньше правой.

2.Если после подметания пола останется прутик, то это предвещает гостей.

3.Споткнуться перед своим домом – к несчастью.

      Из воспоминаний жителей города  Щигры – супругов Извековых Дмитрия Ивановича и Зинаиды Григорьевны, проживающих на улице Курской: «Помним, что в детстве старые люди говорили так:

  • - Зима весну пугает, да сама тает.
  • - Жаворонки прилетели – весну благословили.
  • - Ранняя весна обманчива, поздняя верней.

А ещё помним приметы:

  • гром ранней весной - перед холодом;
  • грач на горе – весна на дворе;
  •  распушилась верба́, зиме нет ходу до крестьянского двора
  •  утка на воде кричит – дождя накликает.
  • солнце вечером краснеет – день настанет ветреный.
  • много грибов – много ежей будет.
  • если в доме злые собаки – и люди там неуживчивые».

         Вторая группа работала со своими родителями в сети Интернет. Они познакомились с  народным фольклором Щигровского, Горшеченского, Тимского, Мантуровского, Льговского районов.

           Найдено  множество частушек в Тимском и Мантуровском районах.

Ох, лапти мои,                              

Что мне делать с вами?

Как захочете плясать,

Выходите сами.

Ой, бей, Матвей,

Не жалей лаптей.

А мы были на базаре:

Лапти новы продавали.

Один парень-паренек

Мне проходу не дает:

Пойду по воду к колодцу,

И он с ведрами идет.

У меня миленок был,

Горячо меня любил:

Он с водою коромысла

Мне до дома доносил.

Миленький мой дедушка,

Ты отведай хлебушка

В печке на поду пекла,

Тебе за пазухой несла.

Ходи, хата, ходи, печь,

Ходи, потолочина.

Веселись, моя старуха,

Пока не колочена.

      Льговский район оказался богат на пословицы, поговорки, колыбельные песни, даже баллада есть.

На привет  собачка бежит. ( с. Шустово)

          Это означает, что каждый рад хорошему отношению к себе.

Родня – посерёд дня, а ночью не попадайся. (с. Иванчиково)

          Не всегда оказываются хорошие отношения с роднёй.

Был бы милый по душе, проживём и в шалаше. (Пригородняя Слобода)

          Аналогия пословицы «С милым рай в шалаше».

Каждая хата своим горем напхата. (с. Марица)

           У каждого свой путь, своя судьба, своё предназначение, ещё наши предки говорили – у каждого свой крест.

Кому что, а гуся́м ярмо. (г. Льгов)

Колыбельные песенки и потешки.

Ой, дуду, дуду, дуду

Потерял мужик дугу,

На зелёном на лугу.

Дуга точёная, позолочёная.

Пойди, уточка, найди.

Пойди, серая, найди.

А мне некогда –

Мне мосты мостить

Серебром гвоздить.

А царица у светлице наражаитца,

А ребёночек у люлечки качаитца.

                                                                       ( с. Иванчиково)

***

А байки – побайки.

Матери китайки,

Отцу – сапоги,

Няньке – ленточку,

Дядьке  - сивую кобылу,

Чтобы по полю ходила,

Травку щипала,

Сы́ночку качала.  

                                              (с.Иванчиково)

***          Потешка

Ой, люлень, да люлень

В поле бегает  олень.

Мы оленя-то убьём

Ване шубочку сошьём.

Из остаточков –

Сошьём шапочку,

Из обрезочков –

Сошьём кепочку.

Будет  Ванечка ходить

И обновочки носить.          (с. Черемошки)

      Третья группа представила игры нашего края. Выяснилось, что в  30-50 годы ХХ века наши прабабушки и прадедушки, которым было по 6-10 лет, в деревнях Курской области играли в простые, незатейливые игры. Они отличались подвижностью, простотой в обращении, но требовали меткости, сообразительности, острого глаза, быстроты реакции. Детские игры были как совместными (девочки и мальчики), так и по отдельности, учитывая специфику пола.

1. Девичьи игры:

 • Камушки

 • Самодельные куклы (дочки-матери)

 • Стеклышки

 • В мячик

 • Лапта

 • Прятки

 • Классики

 2. Ребячьи забавы.

 * Городки

 *В лошадей

 *В ножички

 *Прятки

 *Гуси-гуси.

            ИГРА «КАМУШКИ» 5 камешков лежат на столе, один игрок берет один и подбрасывает его вверх. Пока тот летит, надо со стола взять еще один камешек, и поймать летящий этой же рукой. Потом игрок снова кидает один камень, а другой держит в руке. Если заронил, то есть , выпал камень, играет следующий. В итоге тот, у кого в руке больше камней, тот и победил.

           ИГРА « А МЫ ПРОСО СЕЯЛИ» Это – массовая игра, в которой принимают участие много детей. Они становятся в два ряда по 8-10 человек друг напротив друга и поют по очереди, имитируют движения, затем делают шаги навстречу другому ряду. Девочки: а мы просо сеяли, сеяли ( взмахивают руками), а мы просо сеяли, сеяли. Парни: а мы коней выпустим, выпустим, а мы просо вытопчем, вытопчем ( топают ногами). Девочки: а мы дадим 100 рублей, 100 рублей, а мы дадим 100 рублей, 100 рублей. Парни: нам не надо 100 рублей, 100 рублей Нам надо де́вицу, де́вицу. Затем ловят каждый себе по одной девушке. Записано со слов Бобрышевой К.Ф. 1926 г р.

      На третьем этапе была защита проектов, которая прошла в форме праздника. Каждая группа представила классу свой материал. Учащиеся пели колыбельные песни, частушки, произносили потешки, заклички, играли в игры «Ручеёк», «У медведя во бору».

      По окончанию исследования учащиеся  узнали, сколько песен, поговорок, примет, частушек, закличек , пословиц знает наше старшее поколение, как они их  применяют в повседневной жизни. И учить не надо, слова сами запоминаются. Мы посмотрели другими глазами на людей, живущих рядом. Они хранители народной культуры. Они передают нам, новому поколению, все, что знают и умеют.   Наша задача – изучать, знать, сохранить народные традиции и обычаи, чтобы передать следующим поколениям.    В своей работе  « Фольклор в курском крае»  мы только- только соприкоснулись с громадными пластами  устного народного творчества. Мы счастливы, что смогли открыть для себя и понять, пусть небольшую частичку, непростой души людей, живущих рядом с нами.

      На занятиях «Курск – мой  край родной » в 3 классе изучили тему «Народные ремёсла курского края». Учащиеся  познакомились с глиняной  игрушкой, плетением  из лозы, гончарным производством, кузнечным ремеслом, вышивкой, иконописью, ковроткачеством. Нас эта тема увлекла, продолжили знакомство в Железногоске в «Художественной школе народных промыслов «Артель», где ребята ёще больше узнали о декоративно-прикладном искусстве курского края и сами сделали «Птицу – оберег»».

 

        В картинной галерее им. Дейнеки учащиеся сами учились лепить глиняную игрушку.

       В 4 классе мы познакомились с народными сказками  нашего края. На сайте Курской областной научной библиотеки  имени Н. Н. Асеева нашли  сборник  произведений народного творчества  «Фольклор» под редакцией В. Аристова и М.Павлова (1939 г.) .  В сборнике помещены лирические песни, сказки, бывальщина. Учащиеся с интересом  прочитали эти сказки. Многие из них проиллюстрировали.

      Развитие речи детей на материале народного творчества даёт возможность не только расширить их кругозор, обогатить словарь, но и прикоснуться к историческому прошлому своих земляков, воспитывать уважение к мастерству и трудолюбию народных умельцев, любовь к родному языку, к нашей стране в целом.

Список использованной литературы

    1. Бульбанюк П.И., Лебедев П.Ф. Курские народные песни, – Курск, 1962 г.

2. Королев Б.Н. История и современность Курского края, – Курск, 2009 г.

3. Сборник «Легенды и предания Курского края», - Курск, 2010 г.

4.Сборник произведений народного творчества «Фольклор» под редакцией В. Аристова, М. Павлова, – Курск, 1939 г.

5. Татарская И.Ю. Очерки музыкальной жизни соловьиного края, – Курск, 2006 г, -  Издательский дом «Славянка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация внеурочной деятельности на основе краеведческого материала при введении ФГОС второго поколения

Материал представляет собой авторскую рабочую программу организации внеурочной деятельности на основе краеведческого материала, ориетированную на среднее звено школы. Программа включает в себя подробн...

«Развитие речевой культуры младших школьников во внеурочной деятельности»

Развитие речи обучающихся происходит на материале УНТ курского края, который даёт возможность не только расшить кругозор, обогатить словарь, а прикоснуться к историческому прошлому народа, воспитывать...

Выступление: Работа со словарем на уроках русского языка как средство формирования речевой культуры младших школьников

Текст выступления на семинаре по формированию речевой культуры младших школьников....

Выступление на городском семинаре «Формирование речевой культуры младшего школьника в урочной и внеурочной деятельности в соответствии ФГОС НОО».

Выступление на городском  семинаре «Формирование речевой культуры младшего школьникав урочной и внеурочной деятельности в соответствии ФГОС НОО»....

Формирование речевой культуры младшего школьника в урочной и внеурочной деятельности в соответствии ФГОС НОО

Формирование речевой культуры младшего школьника в урочной и внеурочной деятельности в соответствии ФГОС НОО...

Внеурочная деятельность как средство формирования духовно-нравственной культуры младших школьников

Роль школы в современных условиях-стать центром духовного развития личности каждого обучающегося.Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения определяют основы духовно-нравс...