Активные формы профориентационной работы с обучающимися младших классов «Химия в профессиях» (внеклассное занятие в рамках работы с одарёнными детьми)
план-конспект занятия (3 класс)

      Профориентационная работа в начальной школе позволяет учащимся расширить знания о мире, получить наиболее интересные  знания о профессиях, что способствует развитию ребёнка. Для того, чтобы он осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий.

        В условиях начальной  школы одним из эффективных путей допрофессиональной подготовки к будущей деятельности является рационально организованный учебный процесс школьников. Необходмио как можно глубже раскрыть различные особенности того или иного предмета, его места в той или иной специальности через различные формы  занятий ( деловая игра, проектная работа, лабораторные исследования) .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_vneklassnogo_meropriyatiya.docx47.84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение -

средняя общеобразовательная школа № 4 г. Маркса Саратовской области

Активные формы

профориентационной работы

с  обучающимися младших классов

Разработка внеурочного занятия

«Химия в профессии»

Занятие провели:

учитель начальных классов

Полякова Ольга Иосифовна,

учитель химии

Рябова Ольга Леонидовна,

биолог Ерешкина  А.А.  

Маркс, 2019

Открытое занятие кружка в рамках профориентации

«Химия в профессии»

Категория занятия: интегрированное

Используемые технологии:

 1. Эвристическая беседа

 2. ИКТ – технология

 3. Химический эксперимент

 4. Проблемно – поисковая технология

 

Участники: учащиеся 3 класса, учитель нач. классов, учитель химии, биолог

Цели:

  • Развитие у школьников интереса к различным профессиям, связанным с химией.
  • Раскрыть межпредметные  связи химии и биологии.
  • Помочь осознать значение химии в жизни человека.
  • Приобщить учащихся к проектно – исследовательской деятельности

Задачи:

  1. Используя одно занятие научить планировать деятельность
  2. Формировать умение наблюдать, анализировать и делать выводы

Развитие УУД:

Познавательные:

  • Продолжить формирование знаний и умений в осуществлении проекта

Регулятивные

  • Развивать умения в планировании своей деятельности
  • Умения наблюдать, анализировать, вычленять главное, делать выводы.
  • Умения сравнивать, контролировать свою деятельность
  • Умения оценивать свою деятельность

Коммуникативные:

  • Развивать умения работать в группах, обеспечивая сотрудничество
  • Умения слышать, слушать и понимать партнёра
  • Согласованно выполнять совместную деятельность
  • Умение вести дискуссию, правильно выражать свою мысль
  • Умение презентовать свою деятельность

Личностные:

  • Развитие умения определять цель, планировать свою деятельность
  • Оценивать свою роль в выполнении проекта
  • Развивать умение работать в коллективе
  • Умение отстаивать свою точку зрения

Оборудование. Мультимедийное оборудование, реактивы и оборудование для проведения химических опытов.

Технологическая карта занятия:

Этапы занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Развитие УУД

1.Мотивирование

-Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости! Сегодня на занятии мы попробуем раскрыть особенности разных профессий, связанных с химией.  На занятие мы пригласили учителя химии и биолога, сотрудника центральной районной больницы.

  В каждой лаборатории очень бережно относятся к сотрудникам. Поэтому традиционно начнём с Техники безопасности.

Учащиеся слушают, рассаживаются по местам

Учащиеся проговаривают основные правила по технике безопасности.

2. Актуализация знаний

Профессий много в мире есть,

Их невозможно перечесть.

Сегодня многие важны

И актуальны, и нужны.

И ты скорее подрастай –

Профессией овладевай.

Старайся в деле первым быть

И людям пользу приносить!

-Ребята, есть такая латинская пословица «В неведомом  таится великая сила»

 Так вот это неведомое мы и попробуем сегодня раскрыть или хотя бы чуть-чуть прикоснуться к нему.   Вы будете экспериментировать, предполагать, удивляться. Вы любите узнавать что-то новое?

За три года мы узнали с вами не одну профессию.

Химия это наука, которая что – то исследует. Что является предметом сегодняшнего исследования?

«Всё даётся только трудом», говорил великий учёный Д.И. Менделеев.  

48 лет  трудился он и других призывал быть усердными и трудолюбивыми. Именно ему принадлежат великие открытия в области химии.

   В повседневной жизни мы постоянно сталкиваемся с множеством веществ, которые вполне могут быть использованы в необычном химическом опыте.

Вот поэтому вы сегодня так необычно выглядите, в белых халатах, и перед вами много разных загадочных предметов: знакомых и не очень. Правда?

Через несколько лет вы будете изучать новый для вас предмет – химию. Наверно, вы слышали и раньше слова «химия», «химик», «химический». Очень часто употребляя слово «химическое вещество», понимают при этом что-то не очень хорошее, полученное искусственным путем, небезопасное для здоровья человека. Но это не так. Человек сам состоит из этих химических веществ, некоторыми мы дышим, их едим и пьем.

Еще во 2 классе вы ознакомились с понятием «вещество».

Ребята смотрят мультимедийную презентацию

 

Регулятивные:

Умения наблюдать, анализировать, вычленять главное, делать выводы

3. Работа в группах

Учитель химии

4.Открытие и усвоение новых знаний.

Учитель

Биолог

- Кто из вас помнит, что такое вещество?

- Приведите примеры тел и веществ, из которых они состоят.

Посмотрите, у меня приготовлены примеры чистых веществ.

Назовите эти вещества, опишите их физические свойства. (Вода и каменная соль)

Как вы определили, что это смесь?

Правильно, ребята.

 С жидкими смесями в повседневной жизни вы сталкиваетесь постоянно. Шампуни и напитки, микстуры и препараты бытовой химии – все это смеси веществ. Даже воду из-под крана нельзя считать чистым веществом: в ней содержатся растворенные соли, мельчайшие нерастворимые примеси.

В том, что все жидкость являются смесями, вы убедились, когда посетили лабораторию центральной больницы.

И сегодня я предлагаю вам представить, что наш класс  - это большая лаборатория, перед вами на столах представлены лабораторные инструменты, приборы, посуда – все то, что используют в лабораториях для взятия и исследования крови. И сейчас мы на мгновение станем учеными – исследователями, поэтому мы с вами одели белые халаты, как положено в настоящей лаборатории.

     Я биолог клинико-диагностической лаборатории и тоже хочу привести пример природных смесей. Кровь - жидкая ткань.  В ней находятся различные химические вещества. Она состоит из плазмы - жидкой части и форменных элементов.  Нам достаточно отцентрифугировать кровь. чтобы это увидеть. В лаборатории мы тоже производим химические процессы.

   Всем известные: определение глюкозы крови. холестерина. кальция. железа...и других веществ.

Все они определяются из плазмы с помощью химических реакций.

  Посмотрите: у нас есть реактив-вещество определенного цвета. При добавлении к нему плазмы-реактанта. мы наблюдаем изменение цвета - химическую реакцию. После чего аппарат измеряет количество (содержание) вещества в нашей крови. Попробуем?
 

-то, из чего состоят тела, предметы

-деревянная линейка – из дерева, ластик – из резины и т.д.

Группа младших научных сотрудников получает задание: смешать соль и воду.

Вывод: мы считаем, что соль растворилась в воде, но вода не является чистой. Это смесь.

-Жидкость стала слегка мутной, ещё видим частички песка,  и мы предполагаем, что эта смесь солёная.

Это мы поймём, когда нагреем данную смесь. (Выпаривают соль опытным путём)

Вывод: на блюдце появился налёт соли. Значит, это смесь.

Ребята с помощь биолога и учителя  выполняют лабораторную работу.

Вывод: в результате проведённых опытов мы ещё раз убедились в том, что в природе практически не существует чистых веществ.

Эти знания пригодятся нам в обычной жизни. Теперь мы поняли, что даже обычный чай – это тоже смесь.

Регулятивные

  • Развивать умения в планировании своей деятельности
  • Умения наблюдать, анализировать, вычленять главное, делать выводы.
  • Умения сравнивать , контролировать свою деятельность

Умения оценивать свою деятельность

Личностные:

  • Развитие умения определять цель, планировать свою деятельность
  • Оценивать свою роль в выполнении проекта
  • Развивать умение работать в коллективе
  • Умение отстаивать свою точку зрения

Коммуникативные:

  • Развивать умения работать в группах, обеспечивая сотрудничество
  • Умения слышать, слушать и понимать партнёра
  • Согласованно выполнять совместную деятельность
  • Умение вести дискуссию, правильно выражать свою мысль
  • Умение презентовать свою деятельность

Познавательные:

  • Формировать понятие о роли химии в жизни человека
  • Продолжить формирование знаний и умений в осуществлении проекта

Коммуникативные:

  • Развивать умения работать в группах, обеспечивая сотрудничество
  • Умения слышать, слушать и понимать партнёра
  • Согласованно выполнять совместную деятельность
  • Умение вести дискуссию, правильно выражать свою мысль
  • Умение презентовать свою деятельность

Личностные:

  • Развитие умения определять цель, планировать свою деятельность
  • Оценивать свою роль в выполнении проекта
  • Развивать умение работать в коллективе
  • Умение отстаивать свою точку зрения

5 Подведение итогов

Вывод: кровь – это смесь. Она состоит из плазмы и форменных элементов: эритроцитов, лейкоцитов, тромбоцитов. Анализ крови – это показатель здоровья человека. Кровь самая главная жидкость в организме, без нее невозможна жизнь!

Сегодня мы поняли, что химия – это предмет, который присутствует  почти во всех профессиях

Личностные:

  • Умение отстаивать свою точку зрения

Коммуникативные:

  • Умение вести дискуссию, правильно выражать свою мысль

Регулятивные

  • Умения наблюдать, анализировать, вычленять главное, делать выводы.
  1. Рефлексия

-На столах карточки с алгоритмом

Сегодня я:

1.Узнал…

2.Научился…

3.Хочу узнать…

4.Где я смогу использовать полученные знания

Напутственные слова

Тысячи тропок готовит судьба,

Сотни загадок в запасе хранит.

Какой она будет – тропинка твоя

Это тебе доказать предстоит.

Будешь ли ты водить корабли,

Или секреты веков узнавать,

Построишь ли мост от Луны до Земли

Может, ты станешь железо ковать.

Вырастишь клоуном – самым смешным –

И улыбками мир расцветет.

Клоуны тоже на свете нужны -

Они отправляют наши души в полет.

Выбрать какую тропинку себе -

Не узнаешь, пока не откроется дверь.

Человеком старайся пройти по тропе

Поверь в свои силы, в победу поверь.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Форма работы с одарёнными детьми

Кружковая деятельность стимулирует учащихся к творчеству, к расширению познавательного кругозора, что активизирует познавательную деятельность. Кружковая работа способствует также возникновению ситуац...

Организация и формы воспитательной работы в младших классах.

В настоящее время особо остро встает вопрос о повышении эффективности адаптации и последующей интеграции в современном обществе детей, проживающих в специальных (коррекционных)...

Формы работы с одарёнными детьми в рамках Концепции российской национальной системы выявления и развития молодых талантов

Из опыта работы. По оценкам современных специалистов, на полтора миллиарда жителей высокоразвитых стран нашей планеты приходится около полутораста тысяч людей, которые при благоприятных условиях ...

Система работы с одарёнными детьми в урочной деятельности. Возможности современных УМК в работе с одарёнными детьми.

Сегодня в российском образовании чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнк...

Мастер-класс на тему "Лэпбук — одна из вариативных форм работы с одарёнными детьми"

В условиях реализации нового федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) педагогам приходится искать новые средства обучения, которые соответствуют новым требованиям и целям обучен...

Проблемный классный час как активная форма воспитательной работы с младшими школьниками

Классный час- это время, когда по-настоящему в неформальной обстановке можно что-то сотворить, создать, узнать и обсудить. Это не урок, но и не пустая болтовня. Это рабочий момент, на успех которого р...

Социальное партнерство как одно из успешных форм профориентационной работы с младшими школьниками.

Социальное партнерство как одно из успешных форм профориентационной работы с младшими школьниками....