"Познавательная активность и познавательный интерес младших школьников с ОВЗ"
статья (1 класс)

Елфимова Ольга Анатольевна

Статья на теме "Познавательная активность"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznavatelnaya_aktivnost_i_poznavatelnyy_interes.docx16.53 КБ

Предварительный просмотр:

Елфимова О.А.

Познавательная активность и познавательный интерес младших школьников с ОВЗ

        Основным признаком интеллектуальной недостаточности является нарушение познавательной активности. У ребенка с интеллектуальной недостаточностью наблюдается крайне низкий уровень развития мышления, он плохо понимает смысл разговоров, содержание текстов, которые ему читают. Он часто не может быть участником игр, так как не понимает необходимых указаний и инструкций. Низкий уровень развития мышления прямо связывается с недостатками в развитии речевого общения.

Из-за дефектов восприятий у такого ребенка образуется чрезвычайно скудный запас представлений. Бедность, фрагментарность и "обесцвеченность" представлений детей с интеллектуальной недостаточностью описана С.Д.Забрамной [1]. Она показывает, как разнородные объекты теряют в представлениях детей все индивидуальное, оригинальное, уподобляются друг другу, становятся похожими. Бедность наглядных и слуховых представлений, крайне ограниченный игровой опыт, малое знакомство с предметными действиями и плохое развитие речи лишают ребенка необходимой базы, на основе которой должно развиваться мышление.

Недостаточность высших форм познавательной деятельности — абстрактного мышления - выступает у ребенка с умственной отсталостью на первом месте, но, кроме этого, таким детям свойственна тотальность психического недоразвития, которая касается не только интеллектуальной деятельности, но и всей психики в целом.

Недостаточность познавательной активности во многом обусловлена нарушениями целенаправленного произвольного внимания; внимание таких детей с трудом привлекается и фиксируется, легко рассеивается. Детям с умственной отсталостью свойственны также замедление и непрочность запоминания. Особенно страдает логическое, опосредованное запоминание, то есть высший уровень памяти, в то время как механическая память может быть сохранной или даже гипертрофированно развитой. Плохое понимание воспринимаемых впечатлений приводит к тому, что дети запоминают лишь внешние признаки предметов и явлений и с трудом сохраняют воспоминания о внутренних связях и словесных объяснениях.

        Важным является отсутствие интереса к обучению у младших школьников с недоразвитием интеллекта. Проблема интереса в обучении не нова. Его значение утверждали многие дидакты прошлого. В самых разнообразных трактовках проблемы в классической педагогике главную функцию интереса видели в том, чтобы приблизить ученика к обучению так, чтобы обучение стало для ученика желанным, потребностью, без удовлетворения которой немыслимо благополучное формирование [3].                В обучение фигурирует особый вид интереса - познавательный интерес. Его область – познавательная деятельность, в процессе которой происходит овладение содержанием учебных предметов и необходимыми умениями и навыками, при помощи которых ученик получает образование.                                У школьников одного и того же класса познавательный интерес может иметь разный уровень своего развития и различный характер проявлений, обусловленных различным опытом, особыми путями индивидуального развития.                                                                                        Элементарным уровнем познавательного интереса можно считать открытый, непосредственный интерес к новым фактам, к занимательным явлениям, которые фигурируют в информации, получаемой учениками на уроке [3].

        Более высоким уровнем является интерес к познанию существенных свойств предметов и явлений, составляющих более глубокую и часто невидимую их суть. Этот уровень требует поиска, догадки, активного оперирования имеющимися знаниями, приобретенным способами.                Еще более высокий уровень познавательного интереса составляет интерес школьника к причинно-следственным связям, к выявлению закономерностей, к установлению общих принципов явлений, действующих в различных условиях. Этот уровень бывает сопряжен с элементами исследовательской творческой деятельности, с приобретением новых и совершенствованием прежних умений и навыков [3].                                        Репродуктивно-фактологический, описательно-поисковый и творческий характер познавательной деятельности обуславливают собой и уровень познавательного интереса школьника. Указанный главный параметр уровней познавательного интереса – обращенность его к объектам познания сопровождается еще и такими параметрами, как устойчивость, локализованность, и осознанность.        [3]                                                                В комплексе данных о познавательном интересе очень существенным является параметр осознанности. В олигофренопедагогики принцип сознательности и активности в обучении занимает одно из главных мест.                Сознательность в обучении означает понимание учащимися изучаемого учебного материала: сущности усваиваемых понятий, смысла трудовых действий, приемов и операций. Сознательное усвоение знаний и навыков обеспечивает успешное применение их в практической деятельности, предотвращает формализм, способствует превращения знаний в устойчивые убеждения. Это означает также понимание учащимися значения своего учебного труда в школе. Л. В. Занков считал последнее важнейшим результатом развивающего влияния учебного процесса. [2]                                        В специальном образовании этот принцип относится к числу важнейших, так как в процессе сознательного усвоения учебного материала происходит более интенсивное психическое развитие школьников с недоразвитием интеллекта. Однако, при реализации этот принципа учитель встречается с большими трудностями. Нарушения аналитико-синтетической деятельности, характерные для умственно отсталых школьников, препятствуют усвоению учебного материала на основе его полного понимания. Поэтому в коррекционной школе 8 вида вопрос о том, как достичь полного понимания учебного материала учащимися был и остается наиболее значимым. Решение этого вопроса возможно в том случае, если каждый учитель будет применять коррекционные методические приемы, направленные на развитие мыслительных операций (сравнение, обобщение и др.), а также умений выражать свои мысли словами. Ведь судить о том, насколько ученику понятен тот или иной учебный материал можно, прежде всего, по его высказываниям, а уже потом — по характеру применения знаний при выполнении упражнений [3].

Список литературы

1.Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. – М.: Просвещение, Владос, 1995.

2.Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов/ Под ред. В.В. Воронковой — М.: Школа-Пресс, 1994.

3.Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе. – М.Просвещение. 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческие задания и их роль в формировании познавательных интересов младших школьников на уроках литературного чтения.

В статье раскрываются приемы работы по формированию  познавательного интереса на уроках литературного чтения. Необходимость готовить к творчеству каждого растущего человека не нуждается в доказат...

Обобщение опыта «Дидактическая игра, как средство развития познавательного интереса младших школьников на уроках математики»

Дидактические игры хорошо уживаются  с серьезным учением. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов позволяет сделать обучение интересным и занимательным, создает у учащихся раб...

Развитие познавательных интересов младших школьников через внеурочную деятельность

Представляю вашему вниманию материал,с которым я выступала на окружной конференции 20 августа 2011 года в г.Котельнич,Я постаралась  обобщить свой  опыт работы  по теме"Развитию п...

Статья "Активизация познавательных интересов младших школьников"О

Опыт работы учителей подтверждает, что разнообразие методов  обучения активирует развитие у школьников различных типов запоминания,мышления,    интересов....

Развитие познавательной активности и креативного мышления младших школьников при изучении родного города и формирование патриотизма

Изучение родного города способствует решению задач всестороннего развития детей.Путешествия по «Чудесному городу», решая занимательные задачи и примеры, сочиняя рассказы, сказки, и загадки, участвуя в...

Инновационный опыт учителя начальных классов Монгуш Б.К. на тему Проектная деятельность как фактор развития познавательной активности и творческих способностей младших школьников

Педaгoгическaя прoблемa нaд кoтoрoй я рaбoтaю с 2012 гoдa: Прoектнaя деятельнocть кaк фaктoр рaзвития пoзнaвaтельнoй aктивнocти и  твoрчеcких cпocoбнocтей млaдших шкoльникoв..Мacштaб иннoвaции: м...

Мотивация учения и интереса к народным традициям и обычаям.Воспитание экологической культуры и развитие познавательных интересов младших школьников.

Мотивация учения и интереса к народным традициям и обычаям;Воспитание экологической культуры и развитие познавательных интересов младших школьников....