Программа курса внеурочной деятельности "Социокультурные истоки" для 1-4 классов.
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)

Середа Ольга Ивановна

Истоки — стратегическая программа, направленная на развитие социокультурного пространства России; апробированная образовательно-воспитательная и дидактическая система, призванная сформировать личность на основе духовно-нравственных и социокультурных российских традиций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vneurochnoy_deyatelnosti_istoki_1-4_kl.docx56.23 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                     ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     Рабочая программа по курсу «Истоки» разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Программа «Истоки» является результатом совместной работы автора социокультурного системного подхода в образовании И.А.Кузьмина, профессора Российской  Академии естественных наук, и профессора Вологодского государственного педагогического университета А.В.Камкина, доктора исторических наук.

     В основу  Программы положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества. «Истоки» развивают социокультурные ценности личности с приоритетом духовной основы, элементы управленческой культуры, эффективное общение на основе принципа диалогизма. «Истоки» – уникальный учебно-методический комплекс, развивающий социокультурные приоритеты образования и общества в целом, задачи которого – научить ребенка почувствовать и осознать свои корни, родство с землей, приобщить его к коренным устоям российской цивилизации.

Методологическую основу данной программы составляет социокультурный  системный подход в образовании. Он позволяет:

  • Развивать социокультурную основу личности с первых лет обучения в  начальной школе;
  • Осуществить присоединение от семьи к начальной школе и от начальной школы к средней;
  • Создать социокультурный стержень в учебном процессе и развить межпредметные связи;
  • Обеспечить преподавателя социокультурным инструментарием и эффективно управлять внутренними ресурсами человека.

     Курс «ИСТОКИ» является одним из базисных курсов на основе системного подхода.

Цель курса «Истоки» в начальной школе – введение духовно-нравственной основы в содержание образования, развитие системы духовно-нравственных ценностей внешнего и внутреннего мира ребёнка.

Задачи:

– раннее и системное приобщение ребёнка к истокам родной культуры, духовному пространству на основе развития восприятия, мышления, чувствования и духовного опыта ребёнка;

– присоединение семьи к школе;

– формирование ощущения своего изначального родства окружающему социокультурному и духовному пространству на основе развития восприятия мышления, чувствования и духовного опыта ребенка;

подведение к истокам духовности, морали, нравственности и этики и знакомство с истоками русских традиций как важнейшими механизмами сбережения и трансляции базовых социокультурных ценностей отечественной цивилизации.

Одна из важнейших особенностей содержания предмета в начальной школе – внимание сосредоточено на важнейших ценностях социума (имя, род, семья, книга и т. д.), ценностях внутреннего мира человека (вера, надежда, любовь, мудрость), раскрывается мир отечественных традиций, при этом преемственность содержания курса создает необходимые условия для целостности и завершенности курса в рамках начальной школы.

                                                    Общая характеристика учебного предмета.

Он направлен на развитие внутреннего духовного мира ученика ради осознания себя деятельным субъектом сохранения и приумножения социокультурного опыта.

Учебный предмет «Истоки» в 1 класс позволяет младшему школьнику освоить понятие Истоки.

В его основу положено многовековое представление нашего народа о важнейших проявлениях духовной жизни человека, заключающихся в:

а) уме (рациональном, интеллектуальном начале в человеке);

б) воле (психическом, иррациональном начале);

в) чувствах (чувственном, эмоциональном начале),

и составляющих в совокупности душу человеческую.

                                                      Место учебного предмета в учебном плане:

    Общий объём учебного времени составляет 33 часа в 1 классе; 34 часа во 2-4 классах.

К активным формам обучения на занятиях по программе «Истоки» относятся:

-ресурсный круг;

-работа в паре;

- работа в четверке.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Личностные результаты:

  • Ставить значимые цели и последовательно стремиться к их достижению;
  • Учиться умению уважительно относиться  к духовно-нравственным ценностям.
  • Учиться умению закреплять действия, способствующие восприятию, осмыслению материала.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД.

  • Учиться умению отбирать эффективные способы решения задач при выполнении тренингов.
  • Уметь самостоятельно оценивать результаты работы путем сравнения его с результатами деятельности своих одноклассников в парах, группах.
  • Учиться  проводить анализ и самоанализ деятельности при рефлексии.

Познавательные УУД.

  • Учиться осуществлять поиск необходимой информации в учебнике, словарях, справочниках, в том числе на электронных носителях.
  • Уметь сохранять информацию на бумажных и электронных носителях в виде упорядоченной структуры.
  • Учиться анализировать полученную информацию и использовать ее в организации работы на занятии.
  • Уметь участвовать в выполнении активных форм обучения.
  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
  • Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать  самостоятельные  выводы
  • Находить  необходимую информацию в Интернете.

Коммуникативные УУД.

  • Уметь слушать и слышать.
  • Учиться приходить к согласию.
  • Уметь общаться в паре, группе и классе.
  • Приобщаться к единому контексту категорий и ценностей Истоков
  • Учиться доверительному общению с учащимися, родителями и преподавателем.

Предметные результаты:

  • Создание условий для получения детьми эстетического удовольствия от чтения художественной литературы.
  • Развитие воссоздающего воображения.
  • Обучение адекватному восприятию читаемого текста.

Требования к уровню подготовки учащихся.

Ученик должен знать такие понятия, как:

Родители. Мама. Папа. Сердечное тепло родителей. Родительская любовь. Солнышко. Свет. Родительское  благословение. Благодарность. Что объединяет поле, школу и семью? Мир. Лад. Согласие. Уважение. Первая книга. Дети с любовью создают свою Первую книгу. В  Первой книге запечатлена душа семьи. Истоки глазами детей. Рождественский дар. Живительная сила Истоков проявляется в любви к родной земле и родному слову, родителям и родному очагу. Радуга – образ Истоков, соединяющий небо, землю и человека. Родина. Дом. Родная сторонушка. Родные люди. Народная песня. Духовный защитник нашего Отечества святой Георгий Победоносец. Чудо Георгия о Змее. Святыня России. Герб. Русский богатырь. Родная земля. Добро. Храбрость. Мир. Добро. Доброе слово. Доброе дело. Честное слово. Родительское благословение. Подвиг.  Благословение. Родительское слово. Материнская и отеческая любовь. Уважение и почитание.  Святое слово. Богатырская доблесть. Честь. Жизнь. Любовь. Добрые дела. Родина . родная земля. Отечество. Святая земля. Образ Родины. Святой

Александр Невский – солнце земли русской. Защитник Отечества. Ангел-хранитель русского народа. День Великой Победы. Покровительство святого Георгия Победоносца. Святая память. Книга-живое существо. Доброта и красота. В каждом человеке живет Творец. Собирание библиотеки – добрая традиция нашего народа. Книга книг Библия. Библия положила начало объединению книг в семью – библиотеку. Чтение - сердечный да. Живое  слово Книги найдет отклик в  в душе читателя. Первая книга соединяет труд семьи и школы. Мир книги.

Ученик научится:

- осознавать и понимать смысл духовно-нравственных категорий курса: Мира, Слова, Образа, Книги;

- формировать первый опыт мировосприятия и мироощущения через присоединение к духовно-нравственным ценностям;

- выражать свои впечатления от услышанной или прочитаной информации;

- преобразовывать полученную информацию при выполнении активных форм обучения;

- анализировать задания, планировать процесс работы, осуществлять поэтапный контроль за ходом работы;

- принимать совместное решение;

- анализировать свою работу, работу пары, группы.

Ученик получит возможность научиться: ценить духовно-нравственные категории: Мир, Слово, Образ, Книга, относиться к ним с уважением, осознавать их значение в формировании собственной культуры и мировоззрении;

- приобретать социокультурный опыт общения, управления собственной деятельностью и деятельностью группы.

                                                     Содержание курса внеурочной деятельности

1 класс:

  1. Вводное занятие
  2. Раздел Мир

СОЛНЫШКО, МАМА И ПАПА.

Родители. Мама. Папа. Сердечное тепло родителей. Родительская любовь. Солнышко. Свет. Родительское благословение. Благодарность.

МИР И ЛАД.

Что объединяет поле, школу и семью? Мир. Лад. Согласие. Уважение. Первая книга. Дети с любовью создают свою Первую книгу. В Первой книге запечатлена душа семьи.

ИСТОКИ И ШКОЛА.

Истоки глазами детей. Рождественский дар.

ИСТОКИ И РАДУГА.

Живительная сила Истоков проявляется в любви к родной земле и родному слову, родителям и родному очагу. Радуга - образ Истоков, соединяющий небо, землю и человека.

СКАЗКИ ПУШКИНА.

В сказках Пушкина добро побеждает зло, честь и храбрость побеждают глупость и жадность, любовь и милосердие побеждают гордыню и зависть.

РОДНОЙ КРАЙ.

Родина. Дом. Родная сторонушка. Родные люди. Народная песня.

ЩИТ И ГЕРБ.

Духовный защитник нашего Отечества святой Георгий Победоносец. Чудо Георгия о Змее.  Святыня России. Герб.

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ.

Русский богатырь. Родная земля. Добро. Храбрость. Мир.

  1. Раздел Слово.

СЛОВО.

Слово наполняет душу человека светом. Слово соединяет добрые дела и доблестный труд, самоотверженный подвиг и искреннюю любовь. Слово проверяется делом.

ВЕСНА И СЛОВО.

Что пробуждает сад добродетелей в душе человека? Каждый год Весна напоминает о жизнеутверждающей силе Слова.

ЗОЛОТОЕ СЕРДЕЧКО.

Пять талантов Золотого сердечка. Доброе Слово. Честное Слово. Слово о родителях. Груд и подвиг. Святое Слово.

СЕРЕБРЯНОЕ КОПЫТЦЕ.

Добро. Доброе Слово. Доброе дело.

ДОБРЫНЯ НИКИТИЧ.

Честное Слово. Родительское благословение. Подвиг.

СЛОВО О РОДИТЕЛЯХ.

Благословение. Родительское слово. Материнская и отеческая любовь. Уважение. Почитание.

АЛЕША ПОПОВИЧ.

Святое Слово. Богатырская доблесть. Честь.

ЧАША ЖИЗНИ.

Жизнь. Любовь. Добрые дела.

  1. Раздел Образ.

РОДНИК.

Род, Родник, Родное слово, Родная земля, Родина. Родник - начало жизни. Живая вода. Святой источник. Святая вода.

ОБРАЗ РОДИНЫ.

Родина. Родная земля. Отечество. Святая земля. Образ Родины.

ЗАЩИТНИК ОТЕЧЕСТВА.

Святой Александр Невский - солнце Земли русской. Защитник Отечества. Ангел-хранитель русского народа.

ОБРАЗ ПРАЗДНИКА.

День Великой Победы. Покровительство святого Георгия Победоносца. Святая память.

    5. Раздел Книга.

КНИГА.

Книга - живое существо. Добро и красота. В каждом человеке живет Творец.

КНИГА КНИГ.

Собирание библиотеки - добрая традиция нашего народа. Книга книг - Библия. Библия положила начало объяснению книг в семью - библиотеку.

ЖИВОЕ СЛОВО КНИГИ.

Чтение - сердечный дар. Живое слово Книги найдет отклик в душе читателя.

ПЕРВАЯ КНИГА.

Первая книга соединяет труд   семьи и школы.

МИР КНИГИ

Итоговое занятие

2 класс:

1. Раздел. Родной очаг

ИМЯ. Как выбирается имя и что оно значит? Именины. Почему нужно дорожить своим именем?

СЕМЬЯ – мир самых близких людей. Любовь, забота, согласие и почитание родителей – основа семьи. Почему нужно дорожить доброй молвой о семье?

РОД – люди, происходящие от одного предка. Род – твоя связь с прошлым и будущим. Поколения и родственники. Память о роде. Родовые занятия. Честь рода.

ДОМ – территория семьи, мир вещей. Домашний порядок. Ритмы домашней жизни. Праздники и будни. Семейные реликвии и святыни.

ДЕРЕВНЯ. Земледелие. О чем рассказывают названия деревень. Деревенский дом и деревенская улица. Сход. Взаимовыручка. За что уважают человека в деревне?

ГОРОД. В чем его отличие от деревни. Как город рассказывает о себе. Улицы. Площади. Памятники. Храмы. Почему нужно беречь созданное трудом и талантом предков? Милосердие.

2 Раздел. Родные просторы

НИВА и ПОЛЕ. Труд земледельца. Золотая нива. Нива – творение рук человека. Нива священна. Нива дает жизнь человеку. Поле битвы. Почему в поле проверяется сила и дух человека? Поле и воля.

ЛЕС. Как лес служит человеку? Дары природы. В чем красота леса? Тайны леса. Сказочные герои леса. Вековые деревья напоминают дерево жизни.

РЕКА. О чем говорят названия рек? Как река служит человеку? В чем красота реки и ее берегов? Течение реки и ход времени. Вода живая, мертвая и святая.

МОРЕ-ОКЕАН. Как море служит человеку? В чем красота моря? Море – конец света? Тайны моря. Море учит мужеству. Поморы. Мореходы.

ПУТЬ-ДОРОГА. Путь к счастью, путь к спасению, путь к правде. Дорога жизни. Путники. Паломники. Гостеприимство.

3 Раздел.  Труд земной

СЕВ и ЖАТВА. Народные приметы земледельцев. Народная мудрость. Умей все делать вовремя. Земледелие учит трудолюбию. Ежегодное возрождение жизни.

БРАТЬЯ МЕНЬШИЕ. Какие животные издавна живут с человеком? Забота о животных. Как разделили эти заботы мужчины, женщины и дети? Какие праздники связаны с животными?

ТКАЧИХИ-РУКОДЕЛЬНИЦЫ. Прясть и ткать. Лен и полотно. Беседы и посиделки. Как ткачихи терпение воспитывают?

МАСТЕРА-ПЛОТНИКИ. Что строили из дерева? Как рубили дом? Почему предпочитали деревянные изделия? Артель. Плотницкое дело учит добросовестности. Умей строить мир в душе.

КУЗНЕЦЫ-УМЕЛЬЦЫ. Кузница. Горн. Молот. Наковальня. Кузнечное дело учит силе и ловкости. Как кузнец вещи преображает?

ЯРМАРКА. Купец. Покупатель. Товар. Как ярмарка честной торговле учит? Ярмарка – народный праздник и живая газета. Торговля соединяет страны и людей.

4 Раздел.  Труд души

СЛОВО. Слова умные, добрые, меткие, задушевные. Злословие. Цена слова. Слово-молитва. Слово Библии.

СКАЗКА. Как сказка учит, развлекает и зло побеждает? Сказочник. В сказке живет житейская мудрость.

ПЕСНЯ. Песня рождается, когда обычных слов мало. Песни праздничные и походные, застольные и торжественные. Частушка. Гимн. Песня задушевная.

ПРАЗДНИК. Смысл праздника. Почему праздник называют – труд души? Главные праздники года.

КНИГА. Библия – Книга книг. Книга рукописная, книга печатная. Книжная мудрость. В чем состоит великая сила книги?

ИКОНА – образ иного, преображенного мира. Как чтят икону? Лампада. Красный угол. Как икона помогает в жизни и чему учит человека?

ХРАМ. Почему храм не похож на обычное здание? Храм в жизни человека. Храм хранит труд многих людей.

3 класс:

1 Раздел.  Вера

 ВЕРА. Ступеньки веры – доверие, уверенность, признание. Чему доверяет сердце, как верит пытливый ум, во что верует душа. Почему говорят, что с верой приходит доброе дело. Веру к делу применяй, а дело – к вере. ВЕРНОСТЬ – преданность и надежность. Верность – знак веры. Почему в большом деле дают присягу. Нарушать клятву – веру ломать (вероломство). Верность не знает мелочей. ПРАВДА. Правда в деле, в слове, в образе. Что означает – жить по правде. Правда всегда с верой дружит. Правда – путь веры. Праведность. Справедливость. Правосудие. ЧЕСТЬ. Почему говорят: «Береги честь смолоду». Честное дело не таится. Честь и хвала – награда за доблесть, похвала мудрости и поклон Преподобному.

 2 Раздел.  Надежда

 НАДЕЖДА – стремление к доброму исходу своего дела. Надежда на опыт, правду и веру. Надежда не должна умирать. Тщетная надежда. Потеря надежды – отчаяние. СОГЛАСИЕ – единомыслие, единодушие, единоверие. Согласие среди людей. Согласие в семье. Согласие ума, сердца и воли. Как мир и согласие добрую надежду рождают. Несогласие и разногласие. ТЕРПЕНИЕ – умение стойко переносить испытания и трудности. Терпение и надежда вместе идут. Без терпения нет спасения. Терпение дает умение. Нетерпимость к злому слову и делу. ПОСЛУШАНИЕ – доверие доброму опыту и надежда на него. Послушание совести. Послушание родителям. Законопослушание.

3 Раздел.   Любовь

 ЛЮБОВЬ – сердечная привязанность. Любовь – добро. Любовь – единство. Любовь – дружба. Святая любовь. Любовь – созидательный труд души и тела. МИЛОСЕРДИЕ – иметь милость в сердце. Милосердие словом и делом. Уметь прощать человека, но быть строгим к его проступкам и нетерпимым ко злу. Где гнев – там и милость. Милость от любви исходит. ДОБРОТА. Добрые слова и добрые дела. Доброжелательность. Доброта истинная и доброта ложная. Добрый человек в доброте проживет век. В ком добра нет, в том и правды мало. ПОКАЯНИЕ – чистосердечное признание в проступке, отречение от зла. Покаяние ведет к очищению. Покаяние любви учит.

 4 Раздел.  София

 УМ ДА РАЗУМ. Ум познает и запоминает, а разум смысл постигает. РАЗМЫШЛЯТЬ И ВРАЗУМЛЯТЬ. Грамота, книга, школа. Ум без разума – беда. Где ума не хватит – спроси разума. ИСТИНА – неложность, подлинность, искренность. Хранители истины. Слово истины. Истина в деле, истовость. Истина в образе, путеводный образ. ЗНАНИЯ И МУДРОСТЬ. Слепая вера противна рассудку. Знание – плод учения, а истина – любви и правды. Мудрость и мудрецы. София – Премудрость. Почему Вера, Надежда и Любовь – родные сестры?

4 класс:

1 Раздел.  Традиции Образа

ТРАДИЦИИ ПЕРВОГО ОБРАЗА. Отец: роль и место отца в доме и семье. Родоначальник и род. Родовое дерево. Отец родной, крестный, духовный, названный. Мать: роль и место матери в семье и доме. Родная мать, мать – хранительница очага, крестная мать.

Отечество. Родина. Мир – Вселенная, мир – сообщество, мир – согласие. Щит и меч на защите Отчизны. Щит и меч как символ миролюбия и справедливой кары.

ОБРАЗЫ ВЕРЫ, НАДЕЖДЫ И ЛЮБВИ. Вера, Надежда и Любовь в сердце русского человека. Праведники и мудрецы – носители традиций Веры, Надежды и Любви. Ангел-хранитель.

«Спас» в народной культуре и традициях. «Спас в силах». Образ «Спаса» как знак любви Божией. «Спас» как надежда.

Смыслы купола и креста в храмо-строительстве и искусстве. Их виды. Дерево и птица на русских иконах. Мотивы дерева, птицы, коня, ладьи в народном творчестве.

ОБРАЗЫ ПОКРОВА В НАРОДНОЙ ТРАДИЦИИ. Почитание Богоматери на Руси. Владимирский образ Божией Матери – святыня России. Покров Пресвятой Богородицы как символ заступничества. Образы Богородицы: «Умиление», «Знамение», «Путеводительница». Праздничные обряды и обычаи праздника Покрова.

ОБРАЗЫ СОФИИ И СВЕТА.  Троица как знак единения, любви и согласия. Красота образа. Образ Троицы в искусстве и окружающем мире. Софийские соборы в культуре России.

Свет как знак истины, правды и добра. Свет знания и тьма невежества. Свеча и лампада в различных жизненных обстоятельствах русского человека.

2 Раздел.  Умелые Дела

ТРУДОВЫЕ ТРАДИЦИИ. Крестьяне, ремесленники и купцы – труженики России. Обычаи общего дела, распределение труда и сил. Община, артель, сотни, гильдии, цехи – традиционные трудовые сообщества.

ТРАДИЦИИ СЛУЖЕНИЯ. Царство и воинство, священство и книжники. Обычаи и нормы справедливого управления и суда, отваги и мужества, терпения и просвещения, рассуждения. Собор и дружина, братия и училище – традиционные сообщества общественного служения.

ТРАДИЦИИ ПРАВЕДНОГО ДЕЛА. Опыт и трудолюбие, умение и смекалка, честность и благотворительность – основы трудовых традиций. Молодой работает – старый ум дает. Как выгоду совместить с добром.

Отвага и мера, прозорливость и талант – основы служения. Праведный труд. Талантливый человек – большой труженик. Почему в основе любого таланта – любовь? Не за свое дело не берись, за своим делом не ленись.

3 Раздел.  Заветные Слова

ТРАДИЦИИ СВЯТОГО СЛОВА. Святые слова просвещают ум, сердце и укрепляют силы. Обычаи и традиции молитвы. Завет и заповедь. Слово заветное и слово заповедное.

ТРАДИЦИИ ДОБРОГО СЛОВА. Благословение. Благословение родителей и благословение священника. Доброе дело без благословения не начинается. Послушание. Почитание родителей.

Любовь и умиление. Радость личная и радость общая. Доброе слово способно вершить великие дела: врачевать, примирять, утешать и согревать.

ТРАДИЦИИ ЧЕСТНОГО СЛОВА. В чем состояло достоинство, уважение и почет русского человека. Слово чести и уговора – самые надежные. Уговор дороже золота. Виды уговора. На доброе дело – уговор, а на злое – сговор.

Обетное слово. Виды традиционных обетов. Умей держать верность слову.

ТРАДИЦИИ ПОКАЯННОГО СЛОВА. Слова очищения. Признание вины. Обычаи покаяния. Исповедь. Слова прощения.

Укор и укоризна. Слово укоризны совесть пробуждает. Слово выговора – наказывает. Совестливому человеку укоризна страшнее выговора.

4 Раздел.  Традиции праздника  

ТРАДИЦИИ ПРАЗДНИКА. Православные праздники. Обычаи православного праздника: моление, крестный ход.

Праздник семейный. Торжество семьи. Гостеприимство, гулянье, трапеза. Трапеза – знак единения и примирения. Обычаи русской трапезы. Где песня льется – там легче живется.

Праздник народный и государственный. Народное гулянье. Ярмарка. Возложение венков. Воинский парад.

                                 

                                                                            Тематическое планирование

1 класс:

Тема занятия:

Дата

по плану:

Дата

по факту:

  1. Мир

1.

Солнышко, мама и папа

2.

Поле и лес. Поле и школа.

3.

Поле и семья. Школа и семья.

4.

Истоки и школа.

5.

Истоковская школа.

6.

Бесценный дар. (Рождество)

7.

Истоки и радуга.

8.

Сказки А.С.Пушкина

9.

Родной край

10.

Святыни России. Щит и герб.

11.

Святыни России. Флаг.

12

Илья Муромец

  1. Слово

13.

«Вначале было Слово»

14.

Весна и Слово.

15.

Золотое сердечко.

16.

Серебряное копытце.

17.

Честное слово. Добрыня Никитич.

18

Слово о родителях.

19.

Русские богатыри. Труд и подвиг.

20.

Алеша Попович.

21.

Жизни цель.

22.

Чаша жизни.

  1. Образ

23

Образ родника

24

Образ Родины

25

Образ защитника Отечества.

(Благоверный князь Александр Невский.)

26

Образ праздника. (День Победы)

27

Георгиевская скала.

  1. Книга

28

Книга

29

Книга книг

30

Живое слово книги

31

Первая книга

32

Мир книги

33

Обобщающий урок

2 класс:

Тема занятия:

Дата

по плану:

Дата

по факту:

1. Родной очаг

1.

Имя

2.

Семья

3.

Активное занятие «Семья»

4.

Род

5.

Активное занятие «Родовое дерево»

6.

Дом

7.

Активное занятие «Родственные вещи»

8.

Город и деревня

9.

Активное занятие «Вечные ценности»

2. Родные просторы

10.

Нива и поле

11.

Активное занятие «Поле и школа»

12.

Лес

13.

Река

14.

Активное занятие «Вода – Святая вода – Живая вода»

15.

Море - океан

16.

Активное занятие «Человек и море»

17.

Путь-дорога

18

Активное занятие «Почему родные просторы значимы для человека?»

3. Труд земной

19.

Сев и жатва

20.

Активное занятие «Пословицы и приметы»

21.

Братья меньшие

22.

Активное занятие «Про кого так говорят?»

23.

Ткачихи - рукодельницы

24.

Активное занятие «как рубашка в поле выросла»

25.

Мастера - плотники

26.

Активное занятие «Инструменты плотника»

27.

Кузнецы - умельцы

28.

Активное занятие « Труд земной и орудия труда»

29.

Ярмарка

4. Труд души

30.

Слово

31.

Сказка

32.

Песня. Праздник

33.

Книга

34.

Икона. Храм

3 класс:

Тема занятия:

Дата

по плану:

Дата

по факту:

1.Вера

Вводный урок. Какие знания дает предмет «Истоки»?

Чему доверяет сердце?

Во что верует душа?

Верность – знак веры.

Верность в слове и деле.

Правда.

Где живет правда?

Честь.

Честь.

Обобщение по разделу «Вера».

2. Надежда

Надежда.

Надежда.

Согласие.

Согласие.

Терпение и умение.

Терпение и спасение.

Послушание.

Обобщение по разделу «Надежда».

3. Любовь

Любовь к ближнему.

Любовь.

Милосердие в деле.

Милосердие в слове.

Доброта.

Доброта – образ любви.

Раскаяние.

Покаяние и любовь.

Повторение к разделу «Любовь».

4. София

Ум да разум.

Ум да разум. Святые Кирилл и Мефодий.

Истина.

Истина в образе и деле.

Знания и мудрость.

Знания и мудрость. Обобщение по разделу «София»

Обобщающий урок за год «Почему Вера, Надежда, Любовь родные сестры?»

4 класс:

Тема занятия:

Дата

по плану:

Дата

по факту:

1. Традиции Образа

Вводный урок.

Первые образы. Отец. Мать.

Родители.

Отечество.

Мир.

Священные образы. Спаситель.

Богородица. Ангел-хранитель.

Светлые образы. Свет и просветители. Праведники и мудрецы.

Образы-знаки.

2. Традиции слова

Священные слова. Заповеди и заветы. Молитва.

Сердечные слова.  Родительское благословение.

Родительское благословение.

Сердце сердцу весть подает.

Сердечные слова.

Честные слова.

Правила честного слова.

Обобщающий урок. «Традиции слова».

3. Традиции дела

Труд. Земледельцы.

Ремесленники.

Купцы и предприниматели.

Служение. Воинство.

Священство.

Суд и управление.

Творчество. Искусники.

Книжники.

Обобщающий урок. «Традиции праведного дела»

4.Традиции праздника

Гулять всем миром.

Гулять всем миром.

Радоваться всей семьей.

Радоваться всей семьей.

Помнить всем Отечеством.

Молиться всей церковью.

Потрудиться душой.

Традиции Отечества.

 Учебная литература:

1.1 Основная литература. 

Кузьмин И. А., Давыдова Е. Ю. Азбука истоков. Золотое сердечко: 1 класс. – М., 2017.

Камкин, А.В. Истоки: 2 класс/А.В. Камкин. – М.: издательский дом «Истоки», 2017.

Камкин, А.В. Истоки: 3 класс/А.В. Камкин. – М.: издательский дом «Истоки», 2017.

Камкин, А.В. Истоки: 4 класс/А.В. Камкин. – М.: издательский дом «Истоки», 2017.

Бандяк, О.А. «Истоки». Рабочая тетрадь для учащихся 1,2,3,4 класса общеобразовательных заведений./ Бандяк О.А., Котельникова Н.В. – М.: издательский дом «Истоки», 2017.

1.2.Дополнительная литература.

Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. Казань, 2016.

Андрюхина Л.МКультура учения: Теория и практика образования. Екатеринбург, 2000.

2.Методическая литература:

Камкин А. В., Кузьмин И. А. Истоки (1–11 классы): Программа и комментарии // Истоки. Приложение № 2. – 2016. – Декабрь.

Камкин А. В., Кузьмин И. А. Истоки. Программа для начальной школы (1–4 классы). – М., 2016.

Бандяк, О.А. Истоки. Активные формы обучения (системная разработка): Дидактический материал/ О.А. Бандяк. – М.: издательский дом «Истоки», 2017.

Бандяк, О.А. Истоки. Методические указания/ О.А. Бандяк.– М.: издательский дом «Истоки», 2015

    Электронные ресурсы:

Мобильный класс, программное обеспечение по курсу.

Интернет ресурсы:

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Здоровячки» для 4 класса по спортивно-оздоровительному направлению

       Программа   «Здоровячки!» реализует спортивно-оздоровительное направление во внеурочной деятельности в 4 классе в соответствии с Федеральным государственным обра...

Программа курса внеурочной деятельности "Чемпион" 1-4 класс

Программа курса "Чемпион" с приложениями....

Программа курса внеурочной деятельности "Чемпион" 1-4 класс

Программа курса "Чемпион" с приложениями....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Бумажное творчество", 3 класс ФГОС

Программа поможет в организации  внеурочной деятельности учащихся 3 класса. Составлена в соответствии с ФГОС....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Риторика" 2-4 класс в соответствии ФГОС

Рабочая программа курса внеурочной деятельности НОО «Риторика» социального направления....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности Уроки Знайки 4 класс

Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование...

Азбука здоровья.Рабочая программа курса внеурочной деятельности для 1-4 классов.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для 1-4классов. Реализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению-это обучение школьников бережному отношению к своему здоров...