Преемственность в обучении между начальной и основной школой в свете реализации программ ФГОС.
статья

Черниченко Валентина Михайловна

Данная статья посвящена проблеме преемственности между начальной и основной школой при перехде к ФГОС при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл preemstvennost_v_obuchenii.docx23.29 КБ

Предварительный просмотр:

Преемственность в обучении между начальной и основной школой в свете реализации программ ФГОС.

Проблема преемственности в школьном обучении всегда была актуальной. На разных этапах исторического развития системы образования она имела своё содержание, направление, включала различные аспекты. На современном этапе в рамках перехода к новым образовательным стандартам  вопрос успешного решения проблемы преемственности между начальной и основной школой закладывает основы успешной реализации программ ФГОС.

Умение адаптироваться, приспосабливаться имеет большое практическое значение для жизни в современном быстро меняющемся мире. На протяжении всей жизни человек приспосабливается к новым условиям, новым требованиям, новым людям. Состояние новизны сопровождает человека всю его сознательную жизнь. Таким образом, можно отметить, что от того насколько ребёнок, школьник умеет приспосабливаться к новым условиям  зависит его успешность в школе, в жизни.

Принципы преемственности и развития являются ведущими в нормативной базе программ нового поколения. Сами стандарты разработаны и утверждены по ступеням общего образования и взаимосвязаны между собой. В отличие от традиционной школы, нацеленной на освоение обязательного минимума, в новых образовательных стандартах целью обучения в школе является достижение индивидуального максимума результатов. В качестве главного результата образования в соответствии с ФГОС рассматривается не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, и информационной сферах. Традиционная образовательная система, ее методические принципы, содержательная часть, программа рассматривают ученика не как субъект, а как объект обучения. С практической точки зрения в вопросе преемственности можно выделить следующие наиболее важные аспекты:

  1. Преемственность в содержании курса. Поэтому так важно педагогам знать, по каким учебникам обучались или будут обучаться школьники.
  2. Преемственность в формах и методах работы.
  3. Преемственность  в требованиях к учащимся.

Преемственность предполагает наличие общих для всех ступеней  содержания образования, методов, организационных форм обучения и воспитания, методики определения результативности.

Наиболее сложным при переходе из начальной школы в основную является переход от одного, привычного учителя к взаимодействию с несколькими учителями-предметниками. Особенно важным для школьника-подростка является его самооценка – теперь оценивает не один педагог, а несколько. Психолого-физиологические изменения, которые происходят с младшими школьниками в данный период часто приводят к их дезадаптации, когда ребенок становится недисциплинированным, невнимательным, отстает в учебе, да и просто не хочет идти в школу.

Все указанные аспекты системы преемственности необходимо рассматривать во взаимосвязи. Цели обучения на разных ступенях определяют содержание обучения. Цели и содержание требуют применения определённых методов, форм и средств обучения с учетом возрастных особенностей учащихся.

Исходя из опыта работы, можно выделить следующие пути преодоления проблемы соблюдения преемственности между начальной и основной школой

Рекомендации учителям- предметникам.

  1. Посещение  уроков  в  выпускных  классах  начальной школы  педагогами-предметниками, знакомство с технологией  обучения  в начальной школе, формами и методами организации учебной деятельности.
  2. Знакомство  классными  руководителями  будущих пятых  классов  с воспитательной системой начальной школы, стилем взаимоотношений педагога с детьми,   учащихся  между  собой, системой требований учителей начальной школы.
  3. Проведение  контрольных  работ  по  предметам.
  4. Посещение уроков в пятых классах учителями начальной школы,  наблюдение  за  детьми  в  адаптационный период. Выработка рекомендаций  учителям-предметникам  по  организации  индивидуальной дифференцированной работы на уроке с учетом особенностей учащихся.
  5. Осуществление ранней пропедевтики материала средней школы, отсутствие ограничения в «опережении» той или иной программы, если она информационно увязана с изучаемым материалом.
  6. Анализ работы по организации адаптационного периода учащихся 5-х классов. Результаты входных контрольных работ.
  7.  Постоянный  анализ  педагогами своей   деятельности, обновление   методов   и   приемов   обучения   с  целью осуществления  личностно-ориентированного   подхода   к   каждому школьнику.
  8.   Проведение педагогами экскурсий по школе, знакомство с кабинетами 4-х  классов.
  9.  Подготовка педагогами начальных классов на каждого  ученика 4-го  класса  развернутой  характеристики,  в  которой  отразить   личностные   и    характерологические    особенности, интеллектуальные  возможности,  в  том  числе  темп деятельности, мотивы  учебной  деятельности,  интересы,   самооценку,   уровень притязаний.  А  также особенности семейной ситуации,  положение в группе сверстников.
  10. Преподавателям в 5-м классе на первом этапе обучения целесообразно  оценочную деятельность  строить  в  авансирующем ключе,  подробно объяснять школьникам,  за что они получили ту или  иную  оценку.  При   организации   взаимодействия учитывать стиль общения педагога начальной  школы, учить рациональному планированию деятельности, строить режим дня. Для поддержания мотивации к учебе больше использовать  возможности  сотрудничества  школьников  на  уроке, поддерживать авторитет в классе,  переходить с репродуктивного на продуктивный   уровень  обучения.

Переход учащихся из начального в среднее звено школы – одна из педагогически наиболее сложных проблем, а период адаптации в 5-м классе – один из труднейших периодов школьного обучения.

Реалии сегодняшнего положения в школьном обучении требуют от учителя –  и в начальных классах, и в среднем звене школы –  повышения эффективности учебной работы на уроке, использования новых видов пособий, расширения ассортимента используемых форм и методов обучения.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность в обучении между начальной и основной школой

Выступление на педагогическом консилиуме по теме "Преемственность в обучении между начальной и основной школой"...

«Проблемы преемственности между начальной и основной школой»

Что понимается под преемственностью?Суть преемственности в обучении состоит в установлении необходимой связи и правильного соотношения между частями учебного предмета на разных ступенях его изучения, ...

Обеспечение преемственности в обучении школьников элементам комбинаторики между начальной и основной школой

Экспериментальное исследование эффективности приемов и методов реализации приемственности в обучении элементам комбинаторики между начальной и основной школой....

Преемственность основных направлений деятельности учителей начальной и основной школы в условиях реализации и освоения ФГОС

В основе ФГОС ООО лежит принцип единства  преемственности основных образовательных программ начального общего, среднего  образования и духовно-нравственного развития и воспитания учащихся.Ещ...

Преемственность обучения в начальной и основной школе по новым ФГОС

Единые требования к осуществлению преемственности в обучении учащихся младшего и среднего звеньев1. Учителям начальной школы знать программу средней школы, а учителям среднего звена - программу началь...