Формирование функционально – грамотной личности на уроках литературного чтения
материал

Петрова Любовь Дмитриевна

Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идёт интенсивное обучение различным видам речевой грамотности – чтению и письму, говорению и слушанию. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_funktsionalno_-_gramotnoy_lichnosti.docx34.18 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование функционально – грамотной личности

на уроках литературного чтения

Формирование функционально – грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Начальная школа призвана обеспечить формирование прочных навыков грамотного письма, развитой речи. Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения словом невозможна никакая познавательная деятельность. Особое внимание на уроках русского языка следует обращать на задания, направленные на развитие грамотной устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Это невозможно без систематического изучения текста в начальной школе и формирования у младших школьников текстовых умений.

Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идёт интенсивное обучение различным видам речевой грамотности – чтению и письму, говорению и слушанию. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.

Поэтому литературное чтение наряду с русским языком – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника.

Цель уроков литературного чтения – формирование читательской компетенции младшего школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нём как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

- формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;

- введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно- этических ценностей, воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса;

- развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря), овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;

- приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной – через введение элементов анализа текстов (в том числе средств выразительности) и практическое ознакомление с отдельными теоретико–литературными понятиями.

Много труда вкладывает учитель, обучая детей читать.

Учителя начальных классов владеют разными приёмами работы над содержанием текста, чтобы не только поддерживать интерес к чтению, но и развивать его от урока к уроку.

Основным приемом, обеспечивающим развитие навыка чтения, является многократное обращение к тексту, перечитывание его каждый раз с новым заданием. Вот тогда-то ребенок открывает в нем что-то новое, чего не заметил при первом чтении. Цель учителя здесь: создать благоприятные условия для работы над содержанием, разбором и усвоением прочитанного на основе разнообразия форм, методов и видов работы, больше внимания уделять словарной работе, чаще использовать различные творческие задания, сочетать коллективную и индивидуальную работу на уроке, учить работать с текстом.

       Самые распространённые виды работы многократного обращения к тексту, из  практики работы педагогов начальных классов, которые  они  используют на уроках литературного чтения.

1.     Чтение произведения и определение его жанра.

2.     Чтение и пометка непонятных слов.

3.     Чтение, нахождение отрывка к рисунку.

4.     Чтение и рисование рисунка к прочитанному стихотворению.

5.     Чтение и рисование обложки к рассказу, сказке.

6.     Чтение произведения и соотнесение рисунков порядку цепочке событий в произведении.

7.      Выразительное чтение отрывка рассказа (стихотворения) по собственному выбору.

8.     Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос.

9.     Чтение, составление вопросов к прочитанному абзацу (тексту).

10. Чтение, деление текста на части.

11. Чтение, составление словесного плана или плана в виде рисунка.

12. Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу.

13. Чтение текста и сбор пословицы из слов.

14. Чтение, нахождение предложений, которые стали поговорками (для басни).

15. Чтение и установление, что правдиво, а что вымышлено (для сказки).

16. Чтение по ролям.

17.  Чтение по ролям диалога, исключая слова автора.

18.  Чтение с последующим инсценированием прочитанного отрывка.

19. Чтение предложений с использованием заменителей. Например, прочитайте и подумайте, каким символом, знаком можно изобразить говорящего. Нарисуйте символы слева от реплик.

20.  Нахождение отрывка, который нужно прочитать презрительно, строго, с мольбой, досадой, возмущением, насмешкой и т.д.

21.  Нахождение и чтение предложения с восклицательным знаком, вопросительным знаком, с однородными членами предложения.

22.  Нахождение и чтение образных слов и описаний.

23.  Установление путём чтения причинно-следственных связей.

24.  Нахождение и чтение слов, словосочетаний, которые можно использовать при написании сочинения.

25. Чтение с выписыванием слов на заданную тему. Например «зима».

26.  Чтение текста голосом героя.

27.  Чтение и нахождение слов, которые, по-твоему, устарели.

28.  Чтение стихотворения и пересказ его прозой.

29.  Чтение и подбор из текста слов – признаков.

30.  Чтение и объяснение одним предложением значение слова.

31. Чтение и дописывание предложений словами из текста.

32. Чтение и вписывание в предложения подходящих по смыслу слов.

33.  Чтение и выделение рифм, обращений; слов и выражений, которые придают тексту торжественность.

34.  Чтение и разгадывание (составление) кроссворда.

35.  Чтение, заполнение схемы и выделение красной стрелкой тех, к кому герой произведения относился с любовью, а синей – кого не любил.

36.  Чтение и заполнение таблицы словами из текста.

37.  Чтение и выполнение тестовой работы.

38. Чтение и раскрашивание картины, используя краски Художника –Осени.

39.  Чтение, пересказ прочитанного произведения с помощью жестов, мимики.

40.  Чтение, перемена ударного слова в предложении, перемена порядка слов, изменение жестов.

41.  Чтение и пересказ от лица героя произведения.

42.   Чтение, представление и описание героя произведения.

43. Чтение сказки и изменение хода событий.

44.  Чтение с сокращением текста. Подготовка к сжатому пересказу.

45.  Чтение, придумывание продолжения рассказа.

46.  Чтение, придумывание другого заголовка к произведению.

47.  Чтение, создание своего образа. Например, образа «счастья», «красоты».

48.  Чтение и проведение следственного эксперимента. Например, кто мог сказать такие слова?

49.  Чтение, расшифровка обряда.

50.  Чтение, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии).

51. Чтение, характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста.

52.  Чтение, самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: описание места действия.

53. Чтение самого красивого места в рассказе или стихотворении.

54. Нахождение по данному началу или концу предложения всего предложения, (позже предложение можно заменять логически законченным отрывком.)

55. Нахождение предложения, с помощью которого можно исправить допущенную ошибку.

56. Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль рассказа.

57. Чтение, составление сценария к диафильму (кратко, подробно).

58. Беседа с сопровождением выборочного текста.

59. Нахождение в тексте 3 (5, 7...) выводов.

60. Высказывание своих непосредственных суждений о прослушанном после чтения учителем или учеником.

61. Чтение, рассказ о том, чем понравилось произведение, что запомнилось

62. Нахождение отрывка, который нужно прочитать презрительно, строго, с мольбой, досадой, возмущением, насмешкой, радостно, весело, печально и т.д.

63. Конкурсное чтение стихотворений (жюри выбирается из победителей на предыдущем конкурсе).

64. Нахождение и чтение образных слов и описаний.

65. Нахождение и чтение слов, предложений, которые читаются громко, тихо, быстро, медленно.

66. Чтение стихотворения цепочкой, заканчивая каждый раз на паузах.

67. Выразительное чтение отрывка рассказа (стихотворения) по собственному выбору.

68. Чтение отрывка текста с распространением предложений в нем.

69. Кто быстрее найдет в тексте слово на заданное учителем (учеником) правило.

70. Нахождение в рассказе самого длинного слова.

71. Нахождение двух-, трех-, четырехсложных слов.

72. Нахождение в рассказе и чтение сочетаний: а) существительное-прилагательное; б)существительное +глагол; в) местоимение + глагол (можно наоборот).

73. Чтение, пометка непонятных слов.

74. Нахождение и чтение в тексте слов, близких по значению данным (данные слова записаны на доске).

75. Нахождение и чтение слов и выражений, которые можно использовать при написании сочинения.

Использование на уроках литературного чтения описанных выше видов работы над текстом влияет на развитие интереса к чтению и книге, овладение осознанным чтением, развитие эмоциональной отзывчивости, понимание духовной сущности произведения.

На современном этапе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта обучающиеся начальной школы должны не только научиться читать вслух и молча, но и пользоваться умением читать для поиска нужной информации в тексте с тем, чтобы получать необходимые знания, осваивая другие дисциплины, обогащать свой читательский опыт и интеллект.

Как научить младшего школьника "смысловому чтению"? Этот вопрос требует комплексного решения, поскольку речь идет о реализации всех функций родного языка в реальной жизни. Курс литературного чтения закладывает фундамент всего последующего образования, в котором чтение является важным элементом всех учебных действий, носит универсальный метапредметный характер. Уроки литературного чтения играют ключевую роль в формировании читательской компетентности. Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.

Большое внимание на уроках литературного чтения уделяем работе с текстом направленным на формирование способности учащихся применять полученные знания, умения и навыки (универсальные учебные действия - УУД) в учебных и жизненных ситуациях:

1. Нахождение информации. «Прочтение текста, определение его основных элементов, поиск необходимой информации, иногда выраженной в тексте в непрямой форме, выделение главного и второстепенного содержания»

2. Интерпретация текста. «Сравнение и противопоставление заключённой в тексте информации разного характера, обнаружение в нём доводов и выводов, выведение заключения о намерении автора или главной мысли текста»

3. Рефлексия на содержание текста или его форму и их оценка. «Связывание информации, обнаруженной в тексте, со знаниями из других источников, оценка утверждений, сделанных в тексте, исходя из своих представлений о мире, нахождение доводов в защиту своего мнения

Рассмотрим поэтапное внедрение системы работы с текстом на уроках в начальной школе, согласно требованиям ФГОС НОО

1 класс – обучение детей чтению и пониманию прочитанного текста, его осознанного восприятия.

-Практическое отличие текста от набора предложений.

 -Выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя.

-Знание структуры текста: начало текста, концовка, умение видеть последовательность событий.

-Озаглавливание текста (подбор заголовков). -Составление схематического или картинного плана под руководством учителя.

2 класс - обучение детей работать с текстом:

- смысловое чтение; - владение пересказом разного вида;

 - деление на абзацы и составление плана прочитанного текста (произведения); - выделение опорных слов (словосочетаний);

 - характеристика героев и их поступков.

 -Подбор антонимов и синонимов к словам.

-Нахождение пропущенных букв, используя и подбирая самостоятельно проверочные слова.

3 – 4 классы

 – обучение находить информацию, интерпретировать тексты и рефлексировать их содержание, давать оценку прочитанному:

 - самостоятельное выделение основной мысли (в целом текста или его фрагмента);

- нахождение информации в тексте на поставленные вопросы в прямой или иной форме;

 - выделение главной и второстепенной информации;

- выявление разных жизненных позиций героев и их совпадение с собственными убеждениями (знаниями);

 - прогнозирование содержания по заглавию, иллюстрации, отрывку;

 - самостоятельное формулирование вопросов по тексту;

-сравнивание текстов разных жанров, разных стилей(деловой, научный, художественный, публицистический, разговорный) с похожим содержанием.

Для обучения работе с текстами соблюдаются некоторые условия:

1. Для развития умения находить информацию используются тексты научно – познавательного характера, соответствующего возрасту учащихся (из детских энциклопедий, природоведческого содержания), жизненные истории, СМИ.

2. Для того чтобы дети учились интерпретировать полученную информацию, тексты подбираются разных стилей, но схожих по содержанию

3. Попутно ведется работа над развитием речи учащихся (пересказы, создание собственных высказываний, словарный запас речи, её эмоциональность, правильность, точность и выразительность).

4. При работе с текстами учитывается мотивация учащихся и их способность быть читателем.

5. Разные по объему произведения позволяют учителю учитывать разноуровневую готовность учащихся. Дифференцированный, индивидуальный подход в обучении является одной из основных черт современного начального образования. Необходимость дифференцированного подхода к работе обусловлена тем, что мы начинаем обучение детей разного уровня готовности к школе (читающие, не 5 читающие, знающие буквы и сомневающиеся) и разными индивидуальными особенностями. При работе с текстом осуществляется системный подход к изучению языка, а также прослеживаются межпредметные связи. Работа с текстом ведётся на уроках русского языка (из раздела «Развитие речи»): Чем старше ребёнок, тем сложнее тексты. Происходит погружение в текст, анализ предложенного текста (деформированный, незаконченный, с пропущенными частями, предложениями, словами и т. д), словарная работа, самоанализ. Восстановление текста по опорным словам, словосочетаниям, запись своими словами, исходя из собственных знаний и с поиском дополнительной информации (словари, энциклопедии, другие тексты с похожим смыслом). Аннотация к прочитанному произведению (2–3 предложения), запись описания пейзажа или портрета персонажа, проба пера (сочинение считалок, сказок, рассказов). Особое внимание уделяется работе со словом, которая включает в себя чтение по слогам, деление слов на слоги для переноса, определение ударного слога. Работа с отдельными словами, словосочетаниями, с предложениями, а также с целым текстовым материалом, позволяет тренировать зрительную память, а значит, развивает орфографическую зоркость.

На всех школьных предметах без исключения проводится работа с текстом, будь это предмет гуманитарного или технического цикла. Поэтому, текст является, пожалуй, основной учебно-методической единицей обучения. Для наиболее полного и правомерного его использования в качестве образца выполнения действий изучаемого предмета учителю необходимо чётко представить себе, а затем использовать в работе содержательные и структурные особенности текста как основы

На уроках математики: работа с текстовыми задачами. Проводится анализ задачи, устанавливается связь между данным и искомым, прежде чем выбрать то или иное действие для ее решения. Перевод текстовой задачи в таблицу, схему, графическую модель и наоборот. Работе над текстом задачи педагог предает также творческий характер: изменить вопрос или условие, поставить дополнительные вопросы. Что позволяет расширить кругозор ребенка, установить связь с окружающей действительностью.

На уроках изобразительного искусства: иллюстрирование отдельных эпизодов и небольших произведений; рассматривание и сравнение иллюстраций разных художников к одному и тому же тексту; иллюстрирование книг-самоделок, использование красок для передачи своего отношения к героям произведения, уроки коллективного творчества по темам чтения;

На уроках окружающего мира: выделение существенных и несущественных признаков, классификация, понимание главной мысли научного текста, фиксирование результатов наблюдений; использование кроссвордов. Тексты подбираются небольшие по объёму с воспитывающе – познавательным характером. Это позволяет воздействовать на умение оценивать, делать выводы, давать оценку и приводить свои примеры. А также совершенствуются знания об окружающем мире.

На уроках технологии: работа с элементами текста, работа с энциклопедическим материалом, изготовление книг-самоделок, групповые творческие работы («Сказочные домики», «В гостях у сказки» и т. д.).

На уроках русского языка приемы работы с текстом

 Текст – это основа создания на уроках  развивающей речевой среды. Именно текст - основной компонент структуры учебника по русскому языку, именно через текст реализуются все цели обучения в их комплексе: коммуникативная, образовательная, развивающая, воспитательная. 

Поэтому особую важность приобретает формирование на уроках русского языка коммуникативной компетенции. Ключевой единицей курса русского языка становится текст. Он является самой крупной единицей языка и одновременно единицей речи. Именно поэтому текст рассматривается и как дидактическая единица в методике преподавания русского языка. Одновременно текст имеет ярко выраженную идею, которая раскрывается через его содержание. Таким образом, правильно подобранный текст несет в себе и важную воспитательную функцию. 
Наиболее результативными являются следующие формы и методы организации работы с текстом: 
• комплексная работа с текстом; 
• лингвостилистический анализ текста; 
• «самодиктанты»; 
• сочинение-рассуждение; 
• редактирование текста; 
• различные виды диктантов; 
• интеллектуально-лингвистические упражнения; 
• работа с текстами-миниатюрами; 
• составлениесинквейнов, кластеров к тексту.
Особое внимание на уроках педагоги уделяют такому виду работы как комплексная работа с текстом.

Особую роль в воспитании, развитии современного школьника приобретают тексты, направленные на духовно-нравственное развитие личности: о культуре памяти, об отношении к прошлому, настоящему и будущему, о национальных традициях, о проблемах экологии и т. п.  При этом самого пристального внимания учителя требует эмоциональное звучание текста, то настроение, которое передает автор.
Примерный план анализа текста любого типа речи: 
1. Выразительное чтение текста. 
2. Словарная работа. 
3. Тема текста. 
4. Идея текста. 
5. Тип текста. 
7. Выразительные средства речи и их роль. 

В результате применения методических приемов предполагается достижение следующих результатов: 
• высокий уровень сформированности коммуникативной компетенции; 
повышение интереса к русскому языку и литературе; 
• прочное и неформальное усвоение знаний, повышение результативности обучения; 
• умение анализировать, интерпретировать и создавать тексты различных стилей и жанров; 
• активизация творческой деятельности – желание участвовать в различных творческих конкурсах. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование функционально грамотной личности на примере изучения словарных слов

Выступление в Краснодаре на краевом педагогическом фестивале "Инновационный поиск"...

«Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках ОРКСЭ в начальной школе»

Учебный предмет ОРКСЭ обладают широчайшими возможностями для использования их в целях формирования функциональной грамотности учащихся. Необходимо регулярно заострять внимание учащихся на духовно-нрав...

Практический материал к мастер-классу "Первые шаги" в формировании функционально грамотной личности

В брошюре представлены приемы формирования функционально грамотной личности...

Креативное мышление как условие формирования функционально грамотной личности

Понятие "функциональная грамотность", креативное мышление, задания и упражнение на развитие...

Функциональная грамотность учащихся на уроках литературного чтения и русского языка в начальных классах.

Функциональная грамотность учащихся на уроках литературного чтения и русского языка в начальных классах. Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотны...

Формирования функциональной грамотности младших школьников. Технология продуктивного чтения

Технология продуктивного чтения направлена на формулирование собственной позиции, умения адекватно понимать собеседника (коммуникативные УУД), умения извлекать, интерпретировать, использовать текстову...