Педагогическое значение сказки в воспитании и развитии детей младшего школьного возраста.
статья

Сказка – неразлучный спутник детства. Она входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Ребёнок любит сказку за живость образов, за четкость и определенность характеров, за простоту сюжета. Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Поэтому сказка любима не только детьми, но и взрослыми, которые в детстве слушали сказки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическое значение сказки в воспитании и развитии детей

младшего школьного возраста

Черевичная Н.Н., Пионтек А.В.

ГБОУ школа-интернат № 8 Пушкинского района Санкт Петербурга

«Сказка – ложь, да в ней намёк!

Добрым молодцам - урок»

А.С.Пушкин.

Сказка – неразлучный спутник детства. Она входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Ребёнок любит сказку за живость образов, за четкость и определенность характеров, за простоту сюжета. Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Поэтому сказка любима не только детьми, но и взрослыми, которые в детстве слушали сказки.

Народные сказки воспитывают ребенка в традициях народа, сообщают ему основанное на духовно-нравственных народных воззрениях видение жизни. Роль русских народных сказок в воспитании, становлении духовного и нравственного мира ребенка неоценима. Строятся сказки по определенному ритму, тому самому, который организовывал жизнь русских людей сезонными сельскохозяйственными работами, сезонными изменениями в жизни и годовым церковным кругом. Русский народ бережно хранил и передавал из поколения в поколение не только сюжет, но и речевые обороты сказок. Язык сказок, насыщенный афоризмами, повторами и эпитетами, очень поэтичен, он утончает и возвышает душу слушающих.

В наш век духовного обнищания сказка, как и другие ценности традиционной культуры, утрачивает свое высокое предназначение. Во многом этому способствуют современные издатели книг и создатели детских мультфильмов, искажающих первоначальный смысл сказки, превращающих сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. Мультфильмы, предлагая свою трактовку, навязывают определенные образы, которые лишают детей глубокого и творческого восприятия сказки. Очень печально, что в современных молодых семьях искажается и утрачивается роль бабушек в воспитании внуков. Бабушки-сказительницы незаменимы в детстве, они являются соединяющим звеном поколений и традиций. Именно они, столкнувшись в жизни со многими трудностями и испытаниями, глубже понимают смысл сказок и, рассказывая их внукам, передают им и свою частицу жизненного опыта. Через сказку старшее поколение учит детство строить жизнь по законам добра и красоты. Впечатления детства долго сохраняются, и часто на всю жизнь определяют поведение и настроенность человека. На практике это подтверждается примерами из жизни великих мастеров искусства. Всем известно огромное влияние на духовный облик и на все творчество А. С. Пушкина сказок, рассказанных ему в детстве няней Ариной Родионовной. Уже, будучи взрослым человеком, он написал в письме своему брату из Михайловского: «Вечером слушаю сказки и вознаграждаю тем самым недостатки проклятого нашего воспитания. Что за прелесть эти сказки - каждая есть поэма!». А говорил он о присущем в то время дворянству европейском воспитании.

Сегодня воспитание подрастающего поколения основывается в основном на программах образовательных учреждений, а не на нравственных устоях семьи и традиций народа. Опыт и знания, приобретаемые сотнями и тысячами людей в труде и общественной жизни, закреплялись в словесных правилах, которые передавались устно от человека к человеку. Издревле привилегия рассказывать сказки, воспитывая детей, принадлежала женщинам. Вечером, укладывая малыша спать, мама нашептывала волшебные истории, в которых заключалась нехитрая житейская мудрость. Поэтому сказка выступала как инструмент социализации. Слушая сказку, ребенок постигал окружающий мир, взаимоотношения людей, учился преодолевать барьеры, находить выход из трудных ситуаций, верить в силу добра и справедливости. На фактах и примерах, языком художественных образов сказка учит жизни, ярко, определенно, без всяких оговорок, показывая хорошее и плохое. Это свойство делает народную сказку ценным орудием воспитания, особенно воспитания детей младшего школьного возраста, которые требуют предельной конкретности и ясности.

Нынче же народная сказка - основной источник передачи жизненного опыта от взрослого к ребенку, категорий доброты и взаимопомощи, остается невостребованным. Культурно-преемственная связь между поколениями утрачивается и вследствие этого дети, предоставленные самим себе, растут на зарубежных видеопрограммах. Культурно-историческая память постепенно уходит в забвение, поэтому внимание общества должно быть сосредоточено на приобщении подрастающего поколения к русскому фольклору на основе традиций и новаций.

В системе воспитания подрастающего поколения наряду с умственным, трудовым, физическим, эстетическим воспитанием важное место занимает нравственное воспитание, являющееся одним из основных условий гуманизации образования на современном этапе.

Рассматривая нравственное воспитание как один из важнейших компонентов развития личности ребенка, нельзя не задуматься о формировании детского характера. Цель нравственного воспитания – формирование нравственного поведения, причем не от случая к случаю, а в повседневной жизни. Наиболее эффективный путь усвоения моральных качеств – через сказку, которая в младшем школьном возрасте сделает доступным и понятным для детского восприятия ряд моральных норм и правил, качеств, поступков. Робкий ребенок, может быть, впервые попробует стать смелым, агрессивный – добрым, несобранный – аккуратным. Следует отметить, что речь идет о тех качествах личности, которые получают в обществе моральную оценку. В сказках находят отражение те качества и отношения, которые знакомы и понятны детям, а именно:

отношение к людям (добрый – злой, уважение – высокомерие);

отношение к труду (трудолюбивый – ленивый);

отношение к вещам (аккуратный – неряха, щедрый – жадный);

честность (честный – лживый);

смелость (смелый – трусливый).

Поступление в школу часто омрачается у детей тревогой, страхом перед неизвестностью. Избежать негативных эмоций, адаптироваться, скорректировать агрессивное поведение, сгладить конфликтные ситуации  и проявление негативизма помогут сказки. Сказка помогает снять у ребёнка чувство тревожности и страха, способствует более успешной школьной адаптации детей.

В педагогической деятельности сказка просто незаменима. Именно сказка позволяет ввести детей в мир знаний, через сказочные элементы педагог может найти путь в сферу эмоций ребёнка. Правильно организованная работа в данном направлении способствует:

- приобщению детей к истокам родной культуры посредством введения их в духовный мир русской народной и авторской сказки;

- воспитанию у детей любви к культурному наследию своего народа, трудолюбия, послушания и уважения к родителям и близким людям, терпения, милосердия, умения уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь.

- развитию у детей социальных навыков, таких как: общительность, дружелюбие, потребность радовать близких результатами своего труда, способность отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор, подражать положительным героям сказок, видеть, ценить и беречь красоту родного края, уметь  рассуждать, вести диалог, беседу, обобщать, содействовать развитию речи детей.

Занятия в занимательной форме позволяют развивать инициативу, сообразительность, мышление, познавательную активность и творческие способности учащихся. Следовательно, включение элементов сказки в процесс обучения делает его более интересным, создает у детей бодрое рабочее настроение, приводит к тому, что учащиеся становятся активными участниками учебно-воспитательного процесса.

Педагогическое значение сказочного жанра трудно переоценить: он знакомит детей с нравственными нормами, законами жизни и учит жить по этим законам. Благодаря художественным образам и особому сказочному языку в детях развивается чувство прекрасного. Сказка приоткрывает завесу в мир тайн и чудес, в мир сокровенный, но явно ощутимый. В каждой сказке заключён скрытый смысл, любая сказка учит добру, честности, справедливости, взаимопониманию, состраданию. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.  

Сказка, сказочные герои, тайна, волшебство – это самая короткая дорожка, по которой можно подойти к внутреннему миру ребёнка, помочь ему понять «законы окружающей действительности».

Использованная литература:

  1. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Развивающая сказкотерапия. – Санкт-Петербург: «Речь», 2000г.
  2. Панфилова М.А. Лесная школа. Коррекционные сказки для дошкольников и младших школьников. – Москва: «Сфера», 2002г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение и роль подвижных игр в эмоциональном развитии детей младшего школьного возраста

Статья на тему: "Значение и роль подвижных игр в эмоциональном развитии детей младшего школьного возраста...

статья: Педагогическое значение сказки в воспитании и развитии детей младшего школьного возраста

Педагогическое значение сказки в воспитании и развитии детеймладшего школьного возраста Черевичная Н.Н., Пионтек А.В.ГБОУ школа-интернат № 8 Пушкинского района Санкт Петербурга «Сказка – лож...

Программа воспитания "Воспитание толерантности у детей младшего школьного возраста"

Данная программа воспитания разработана для учащихся 1-4 классов. Срок реализации программы 4 года. Представленная программа воспитания позволит ученикам успешно адаптироваться не только к жизни в шко...

Выступление на ШМО учителей начальной школы и воспитателей гпд. "Игра - важное средство воспитания и всестороннего развития детей младшего школьного возраста".

В игре проявляются и развиваются разные стороны личности ребёнка, удовлетворяются многие его интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер....

Статья на тему: "Игра, как важное средство воспитания и всестороннего развития детей младшего школьного возраста"

Материал может быть использован при подготовке выступления на педагогическом совете или на методическом объединении....

Физическое воспитание и развитие детей младшего школьного возраста в условиях школы.

Младший школьный возраст охватывает период с 7 до 10 лет.Для детей младшего школьного возраста естественной является потребность в высокой двигательной активности.В настоящее время наблюдается, ...