Представление педагогического опыта
методическая разработка (2 класс)

Полушкина Оксана Васильевна

Представление педагогического опыта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predstavlenie_ped_opyta.docx682.51 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Центр образования «Тавла» - Средняя общеобразовательная школа №17»

Реализация педагогической идеи

«Интеграция музыки в учебно-воспитательный процесс младших школьников»

Учитель начальных классов:

Полушкина Оксана Васильевна

Саранск – 2022 г.


Содержание

Введение………………………………………………………………………….….…3

1. Особенности интегративного подхода к обучению музыке в начальной школе………………………………………………………………………..…….…...6

1.1. Психологические особенности восприятия музыки в начальной школе…………………………………………………………………………….….6

1.2. Сущность интегративного подхода к обучению в начальной школе   ……9

2. Практическая часть. Реализация педагогической идеи в учебно-воспитательном процессе……………………………………………………………………………....15

2.1. Методика работы        ……………………………………………………………..15

2.2. Урок музыки и сценарий интегративного урока литературы……………..18

2.3. Фрагменты различных уроков        ………………………………………………27

2.4. Результативность авторской методики……….…………………………….30

Заключение………………………………………………………..…………………

.41

Список использованной литературы……………………………………………….43

Приложения ………………………………………………………………………….45

Введение

Начальная школа – важнейший этап в становлении познавательных, эмоциональных, эстетических, деятельностных отношений детей к окружающей действительности. Младшие школьники особо чувствительны и эмоциональны.

В последнее время актуальной становится проблема более широкого раскрытия в педагогическом процессе универсальной ценности музыки, ее функциональности и значимости для человека.

Хорошо, если в педагогическом процессе будут представлены в органическом единстве как рационально-логические, так и музыкально-художественные (образные) способности познания.

Музыка, как никакое другое искусство, выявляет способность увидеть всю сложность и противоречивость мироздания. В ней важнейшую роль играют чувства, эмоциональная сфера. Обращение к музыке в процессе экологического воспитания позволяет формировать более глубокие и, что особенно важно, эмоционально и ценностно - окрашенные представления об окружающем мире. Включение музыкальных произведений в уроки естествознания требует от учителей начальных классов не только осознания основных тенденций эколого-эстетического образования, но и широкого музыкально-эстетического кругозора, понимания особенностей художественно-образного отражения мира в музыкальном искусстве, видения технологиями формирования ценностных ориентаций.

Тема природы нашла отражение в творчестве многих композиторов. Это, так называемые, программные произведения, имеющие заголовок, который прямо указывает на связь содержания музыки с образами природы. По принципу сезонности построены многие учебники, поэтому программные произведения с тематикой природы можно использовать и на уроках литературы, и на уроках изобразительного искусства, и на уроках труда и др.

Если воспринимать литературу, рисование, труд как искусство, то следует

отметить, что музыка в семье искусств занимает особое место благодаря ее непосредственному комплексному воздействию на человека. Многовековой опыт и специальные исследования показали, что музыка влияет и на психику, и на физиологию человека, что она может оказывать успокаивающее и возбуждающее воздействие, вызывать положительные и отрицательные эмоции. Именно поэтому при всем разнообразии направлений работы современной школы с большей настойчивостью утверждается тезис о возможности музыкального воспитания всех детей без исключения, о его значении для развития общих психических процессов (мышления, воображения, внимания, памяти, восприятия, воли), для воспитания эмоциональной отзывчивости, душевной чуткости, нравственно-эстетических потребностей, идеалов, т. е. для формирования всесторонне развитой гуманной личности.

Поэтому школа не должна откладывать начало музыкальных занятий и обязана предоставить всем детям равные возможности для изучения музыки, которая обогатит своими красками их разум и душу. Именно в ранней стадии развития закладывается фундамент, на основе которого расширяются знания и совершенствуется способность наслаждаться музыкой. Маленькие дети готовы и рады тратить время на приобретение навыков. В это время надо знакомить их с самым широким музыкальным репертуаром, включающим музыку всех стилей и направлений.

Педагоги – музыканты признавали и признают высокую роль музыки, ее значимость в воздействии на человека, особенно в период его интенсивного развития и становления как личности. При этом они рассматривают музыку как живое искусство, ставят во главу угла процесс художественного восприятия ее. Этим определяется место музыки в жизни человека, в массовом музыкальном воспитании.

Цель работы: расширить межпредметные связи посредством музыки, углубить понимание художественного образа (музыкального, живописного, литературного), расширить нравственно-эстетическое восприятие образа.

Задачи: 1) ознакомиться с опытом музыкального образования в начальной школе; 2) определить модель интегративного подхода к обучению музыки; 3) разработать методические рекомендации по интеграции музыки с циклом школьных предметов.

Гипотеза: если музыкальное образование в начальной школе интегрируется с другими предметами, то у учащихся совершенствуются свойства восприятия и повышается уровень их воспитанности.        

Методы и формы работы: изучение специальной литературы, беседа, рассказ, формы диалогического общения, анкетирование, методы математической статистики, сравнительно-сопоставительный анализ результатов исследования.

Содержание работы

В работе рассматриваются психологические особенности восприятия музыки в начальной школе, особенности интеграции музыки в учебно-воспитательный процесс младших школьников, методы, формы, приёмы работы. А также представлена модель интегративного подхода к обучению, фрагменты уроков, авторская музыкально-литературная композиция, разработаны методические рекомендации по интеграции музыки с циклом школьных предметов, музыкальный материал к различным урокам.  В программе раскрываются разнообразные аспекты музыки как вида искусства: 1) музыка как вид искусства в условиях определённой воспитательно - образовательной системы; 2) использование музыки в рамках других школьных дисциплин как гуманитарного, так и естественно - научного цикла.

  Особое внимание  уделяется авторской методике восприятия музыки.

Инновационность работы заключается в следующем:

- использование разработанного высокохудожественного музыкального материала на различных уроках по методике восприятия музыки для формирования духовно-нравственной культуры младших школьников;

- реализация развивающего потенциала учащихся как приоритетного направления ФГОС НОО;

- возможность внедрить и адаптировать модель интегративного подхода в любую образовательно-воспитательную программу современной школы;

- наличие заинтересованности участников образовательного процесса в реализации данной педагогической идеи.

  Кроме того, в работе приведены результаты реализации педагогической идеи, методика восприятия музыки, охарактеризованы методы и приёмы работы по интеграции музыки в процесс обучения и воспитания:

  • Метод цветовых мазков;
  • Метод погружения в эпоху, идею музыки;
  • Метод и приём пластического интонирования;
  • Метод словесного рисования, приём тактильных ощущений;
  • Метод совместного переживания музыки;
  • Метод и приём «шкалы чувств»;
  • Метод музыкального письма.


1 Особенности интегративного подхода к обучению музыке в начальной школе

1.1 Психологические особенности восприятия музыки в начальной школе

Восприятие человека предметно и осмысленно.

Оно не сводится к одной лишь чувственной основе. Мы воспринимаем предметы, которые имеют определенное значение.

Восприятие у человека теснейшим образом связанно с мышлением, с пониманием сущности предмета и протекает как динамический процесс поиска ответа на вопрос «Что это такое?»

Свойства восприятия.

Предметность: выражается в отношении сведений, получаемых из внешнего мира, к этому миру.

Целостность:         восприятие – всегда целостный образ предмета.

Структурность: восприятие не является простой суммой ощущений.

Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщающую структуру.

Осмысленность: восприятие у человека тесно связано с мышлением, с пониманием сущности предмета.

Избирательность: проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими.

Константность: благодаря константности мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, цвету, величине и т.д.

В восприятии всегда сказываются особенности личности воспринимающего, его отношение к воспринимаемому, потребности, интересы, желания и чувства человека.

Особенность восприятия музыки заключается в том, чтобы сочетании звуков различной высоты, длительности, силы, тембра   услышать    красоту

созвучий, их выразительность, услышать целостные художественные образы, вызывающие у слушателя настроения, чувства и мысли, связанные с ними.

Я считаю, что не только создание, но и полноценное восприятие художественных произведений требует творческих усилий, активности всех продуктивных механизмов мозга. Говоря обо всей массе школьников, можно сказать, что мощным средством развития их творческих способностей является не столько их участие в создании (или исполнении), сколько глубокое восприятие ими произведений искусства.

Роль искусства существенно возрастает в наши дни. Поэтому художественное воспитание становится важным условием развития творческих способностей школьника.

Развитие музыкального восприятия на уроках музыки продолжается в различных формах внеклассной работы. Это концерты, лекции, беседы. Здесь школьники расширяют представления о творчестве композиторов, слушают произведения новых авторов.

К восприятию музыки следует подготавливать внимание.

Деятельность по восприятию предметов и явлений внешнего мира формируется при жизни человека в процессе практического оперирования объектами восприятия. Важную роль в развитии восприятия играет специальное обучение детей эффективным перцептивным действиям, т.к. наглядно-образное мышление, преобладающее у детей младшего школьного возраста, связано с оперированием образами.

Восприятие никогда не осуществляется на элементарном уровне: оно захватывает высшие уровни психической деятельности.

Особенности восприятия музыки младшими школьниками.

Музыкальная педагогика достигла определенных успехов в музыкальном воспитании детей как в специальных, так и в общеобразовательных школах. Труды Б.В. Асафьева, В.Н. Шацкой, Н.Л. Гродзенской и многих других музыкантов-педагогов разрабатывают ведущие принципы и направления музыкального развития и обучения детей. Музыкантов-педагогов постоянно волнует вопрос: как научить детей, молодежь разбираться в музыке, ценить и любить ее, как воспитать у них высокую музыкальную культуру?

Школа пока не обеспечивает подрастающему поколению музыкальной подготовки, необходимой для полноценного восприятия и освоения богатого музыкального наследия, достижений отечественной и современной зарубежной музыки.

Одна из важных причин отставания практически музыкального восприятия в школе – недостаточная разработанность теории музыкального восприятия и способов его формирования.

Восприятие музыки – в широком значении термина – это процесс целостного (слухового и образного) освоения содержания и формы музыкального произведения в единстве эмоционального и логического начала. Восприятие лежит в основе слушания музыки, ее исполнения и сочинения.

Восприятие музыки является действительно музыкальным лишь при условии, что образное мышление слушателя раскрывает, познает логику художественной формы и идейно-эстетического содержания музыкальных образов. Музыкальная логика, мышление придают переживанию ту особую направленность, тот высокий уровень художественных эмоции, который делает их «умными эмоциями».

Любое восприятие связано с мышлением. Музыкальное восприятие нерасторжимо связано с музыкально-образным мышлением, в результате которого осознается и осваивается музыкальный образ произведения.

Особенно пригодна для развития музыкального слуха, мышления и т.д.

1.2 Сущность интегративного подхода к обучению в начальной школе

Одним из важных принципов музыкально-эстетического воспитания младших школьников является использование межпредметных связей музыки с другими дисциплинами художественно-эстетического блока – литературой, изобразительным искусством. В системе начальной школы проблема художественно-педагогической интеграции музыки еще не получила должного научного обоснования. В основном от личности педагога, его мастерства, творческой заинтересованности, эрудиции, уровня общей и профессиональной культуры зависит степень разработанности проблемы и характер ее практического осуществления.

Системность как методологический принцип можно считать одним из приоритетных, направлений современной педагогики. Системное обучение способствует формированию у школьника представления о единстве мира, взаимосвязи и взаимообусловленности составляющих его компонентов. Это особенно важно в отношении младшего школьника, в силу возрастных особенностей способного к естественному и органичному освоению комплекса искусств.

Системный анализ проблемы художественно-педагогической интеграции музыки, учитывающий современное состояние педагогики, искусствоведения, культурологи, представляет несомненный научно-теоретический и практико-методический интерес.

Интеграция от лат. Integration – восполнение, восстановление, integer целый. Объединение в целое каких-н. частей, элементов, противоп. дезинтеграция. И. признаков. И. хозяйств. Интеграционный – относящийся к интеграции.

Интегральный 1.Цельный, единый. И. подход. И. признак. Интегральность – свойство интегрального.

В исследовании проблемы можно выделить разнообразные аспекты музыки как вида искусства: 1) музыка как вид искусства в условиях определенной воспитательно-образовательной системы; 2) использование музыки в рамках других школьных дисциплин как гуманитарного, так и естественно-научного цикла.

Функционирование художественно-педагогической системы следует рассматривать в совокупности методологического, теоретического, психолого-педагогического компонентов.

Ее методологическую основу составляет теория художественной культуры (в каждую эпоху между разными областями художественной жизни существует прочная внутренняя связь, развивающаяся в соответствии с общественным сознанием и социальными запросами).

В теоретическом плане музыка взаимодействует с различными учебными дисциплинами школы. Сюда относятся количественные и качественные характеристики:

  • диапазон сферы действия художественно-педагогических связей музыки;
  • урочные и внеклассные формы их реализации;

учет специфики участников художественно-педагогического взаимодействия;

  • преимущественная направленность на сферу художественногуманитарных дисциплин;
  • степень их скоординированности;
  • характер этих взаимосвязей.

Анализ различных сторон художественно-педагогического диалога выявляет многофункциональность взаимодействия музыки с другими учебными предметами. Среди возможных вариантов:

– декоративный (музыка как фон, создающий эмоционально-образный настрой на изучаемый материал основного предмета);

– иллюстративный    (музыкальное  произведение  иллюстрирует художественное полотно, стихотворение, литературный фрагмент; произведение изобразительного искусства или литературы поясняет содержание звучащей музыки);

– сравнительно-видовой (сюжетно-тематическая или структурнокомпозиционная близость произведений музыки, изобразительного искусства, литературы, скульптуры). (По В.И. Юдиной).

–релаксирующий (снимает напряжение на отдельном этапе урока);

– побуждающий (организует детей, поднимает эмоциональный настрой, например на уроках физкультуры). (По О.В. Полушкиной).

Психолого-педагогическая сторона проблемы включает в себя ряд вопросов воспитательно-образовательного характера. Здесь определяются результаты и возможности интеграции музыки в педагогическую практику, некоторые вопросы методики осуществления образовательно-воспитательной работы.

Музыкальная педагогика обратила внимание, в последнее время, на специфику общедидактических методов относительно предметов сферы искусства (Ю. Алиев, JI. Школяр, М. Красильникова и др.)

Педагогическая наука рассматривает межпредметные связи как важный дидактический принцип, обеспечивающий «единую методологическую основу предметной системы на базе выделения таких систематизирующих научных идей, которые должны пронизывать обучение по всем предметам» (И. Зверев, В. Максимова). Систематизирующим элементом дисциплин сферы искусства выступает художественный образ как целостная эмоционально-интеллектуальная «форма мышления в искусстве» (Ю. Борев) и как конкретное его проявление в каждом отдельном произведении.

Художественно-образная специфика различных видов искусства и является тем фундаментом, который позволяет осуществлять межпредметные связи соответствующих учебных дисциплин.

На уроке общность произведений музыки и изобразительного искусства, музыки и литературы устанавливается не столько на основе сюжетного единства, сколько через созвучие эмоционального тонуса, характера, настроения этих произведений. Художественная образность является тем системным компонентом, который делает естественным вхождение в педагогическую ткань одного урока материала смежного вида искусства. На этой основе создается возможность широкого привлечения дополнительного материала (фрагментов музыкальных произведений, литературы и поэзии, репродукций картин, произведений архитектуры, скульптуры), выходящего за рамки обязательного списка изучаемых на уроках художественных памятников. В этом заключается одна из особенностей реализации межпредметных связей музыки в системе дисциплин художественно-эстетического блока.

Понимание одного искусства через другое позволяет обнаружить черты общности или контрастности произведений (музыки, литературы, изобразительного искусства и др.) это способствует более глубокому проникновению в художественный образ, более целостному представлению об отдельном произведении и об искусстве в целом.

Задача, ориентированная на мобилизацию творчества потенциала личности школьника - нахождение образа через вербальный, визуальный, пластический эквивалент.

Визуализация музыкального образа осуществляется через постижение его

эмоционально-чувственной стороны и нахождение соответствующего изобразительного эквивалента. Здесь возможны задания на выбор иллюстрации из предложенного подбора репродукций, а также задание «Рисуем музыку»: подбор цветовой гаммы, выбор технического приема (штрих, пятно, линия). Возможна визуализация объемными фигурами – трафаретами (круг, квадрат, треугольник, многогранник и др.).

Моделирование элементов музыкального языка на плоскости или в пространстве. Совпадает с заданием «Рисуем музыку», но в данном варианте акцентируются особенности отдельных выразительных средств, способствующих созданию художественного образа. К примеру, графическое изображение ритма вальса плавной линией, марша – отрывистым штрихом (с наклоном или без него), польки – точечной техникой. (Выбор технических приемов условен, так как основан на условных типологических жанровых формулах). Или работа объемами в передаче композиционных особенностей музыкальной формы (трехчастной, рондо, куплетной и др.), в том числе в сочетании с цветовыми вариантами, отражающими характер повторности или контрастности разделов.

Вербализация – словесное определение эмоционального содержания, настроения, характера произведения с выходом на уровень выразительных средств музыки. Одно из возможных заданий – придумать название музыкальной пьесы с учетом содержательных и языковых сторон прозвучавшей музыки, а также любые виды творческих заданий, требующих реализации литературных способностей школьников.

Пластические варианты «перевода» языка музыки воплощаются в невербальных жестомимических формах. Задания педагога ориентируют детей на передачу музыкального образа через жест, танцевальное движение, элементы движения, элементы драматизации и театрализации.

Такие формы заданий наиболее полно отвечают возрастным особенностям детей младшего школьного возраста.

Технологическая сторона межпредметных связей музыки с  другими дисциплинами, разумеется, не ограничивается только сферой «перевода» языка музыки на язык других видов искусства (и наоборот). В данном случае важно, что в сферу их взаимодействия вовлекается именно сфера художественного языка – та область, где с наибольшей полнотой проявляется специфика художественного творчества.

С интуитивного поиска в различных произведениях, видов искусств, нахождения в них образного единства в дальнейшем осуществляется переход к интеллектуальному постижению художественных произведений и многогранности искусства в целом.

На уроке математики музыка чаще звучит на этапе релаксации (происходит своего рода музыкальная терапия), хотя при выполнении самостоятельной работы она тоже имеет место быть (здесь важна жанровость и направленность музыкального отрывка или произведения). На уроках физической культуры музыка развивает чувство такта, ритма, поднимает эмоциональный тонус, служит средством релаксации и др.

В связи с этим предлагаем изменить направленность всего учебного процесса с несколько устаревшей, на наш взгляд, триады «знания - умения – навыки» на более перспективное взаимодействие принципов «мыслить - чувствовать - действовать – творить».


2. Практическая часть. Реализация педагогической идеи в учебно-воспитательном процессе

2.1 Методика работы

Методика восприятия музыки. Составитель: Полушкина О.В.

1.  Этап «предвосхищения музыки».

На данном этапе учитель раскрывает или не раскрывает идейно-эстетическое содержание музыкальных образов, настраивает учащихся на прослушивание данного произведения, создает нужную психологическую атмосферу. Действенны следующие методы и приемы, например, метод «погружения в идею музыки» (учащиеся закрывают глаза, пытаясь представить словесную картину того, о чем говорит учитель), метод словесного рисования, прием тактильных ощущений (касание пальцами предметов, тканей гладких, шершавых и др.), составление «шкалы чувств» (например, «Спокойно», «Темно», «Радостно», в каждую группу подобрать слова).

2. Этап «активного прослушивания музыки». Здесь следует мобилизовать внимание, сосредоточиться, проникнуться чувством композитора. На данном этапе происходит сложный внутренний процесс – музыка проникает в сознание ребенка. Здесь же включаются активные умственные действия, такие как узнавание, сравнение, дифференциация, обобщение. Происходит непосредственный эмоциональный отклик (нравится, не нравится, происходит духовный рост или нет, высокохудожественный материал или нет, слышали ли мы это раньше, захочу ли я еще раз услышать эту музыку и др.)

От учителя требуется всем своим видом показать заинтересованность в произведении. Не следует разговаривать, обсуждать, вести диалог во время прослушивания. Перед детьми на партах должен лежать альбомный лист, краски или карандаши, но заранее ничего не объяснять, т.к. во время прослушивания может возникнуть сильное чувство и дети сами захотят изобразить что-то. Действителен метод «погружения в музыку» (учащиеся  закрывают глаза, возникают картины, соответствующие звучащей музыке или же пытаются представить цвет или серию цветовых решений). Метод «совместного переживания музыки» (учащиеся стоя или сидя берутся за руки во время прослушивания музыки). Этот метод силен на психологическом уровне, т.к. кто-то, переживая музыку, сожмет крепче руку соседа и эмоции передаются дальше.

Метод «цветовых мазков» (заранее учитель объясняет на предыдущем этапе, что во время прослушивания и получения новой доли эмоции ребенок рисует кистью мазок нужного цвета, лучше идти от центра листа). Получается своеобразная абстрактная картина чувств. Действителен метод пластического интонирования.

3. Этап «последействие» или «словесного рисования прожитого, пережитого».

На этом этапе происходит обмен эмоциями, чувствами, формируется эстетическое отношение к познаваемому.

В ходе беседы на предмет услышанного учитель выявляет как воспринята музыка, а также особенности личности воспринимающего, его отношение к воспринимательному, потребности, интересы, желания и чувства человека. На этом же этапе учитель дает задание детям на повторное прослушивание (например, выявить средства выразительности музыки – темп, ритм, регистр и др.).

4. Этап «собирания целостного образа». Здесь можно сопоставить «шкалу чувств» с образом, идей произведения, установит взаимосвязь средств выразительности с возникшим сюжетом или художественным образом. Хорошо если будет наглядность.


2.2 Урок музыки и сценарий интегративного урока литературы

Тема: «Что такое полифония?»

(урок - лекция) 4-й класс II четверть (1 урок)

Цель: осуществление интегративного подхода к обучению музыке с помощью модели восприятия музыки

Задачи:

– образовательные: дать учащимся представление о полифонии и ее 3-х типах; сформировать понятие «полифония» «гомофония»; показать связь полифонии с жизнью.

– развивающие: развивать психологические познавательные процессы (мышление, память, внимание и др.) в контексте полифонии; развивать способность к эмоционально-художественному освоению (постижению) полифонической музыки; развивать восприятие полифонической музыки у младших школьников.

– воспитательные: формировать устойчивый интерес к полифонической музыке, воспитывать познавательную, слушательскую и исполнительскую культуру, а также культуру общения и поведения на уроке.

Художественно-педагогическая идея: «Многоголосие есть не сумма, а единство».

Э. Курт

Музыкальный материал: И.С. Бах «Инвенция d – moll 3, И.С. Бах «Менуэт BWV Anh. 116 G - dur», русская народная песня «Вдоль по улице молодчик идет».

Оборудование, наглядный и дидактический материал: Нотная тетрадь А.М. Бах, фортепиано, портрет И.С. Баха, доска, мел.

Ход урока

У:  Дорогие ребята, тема нашего урока: «Что такое полифония?» Может быть, кто-нибудь из вас знаком с этим термином «полифония»?

Д: Нет, не знакомы.

У:  Слово «полифония» греческого происхождения и в точном переводе оно означает многоголосие (поли - много, фоне - голос, звук), т.е. много голосов. Однако не всякое многоголосие, можно назвать полифонией. Вообще говоря, музыка нескольких последних столетий, и народная, и композиторская, преимущественно многоголосна, но отнюдь не всегда полифонична. Дело в том, что термин «полифония» применяется для обозначения лишь такого многоголосия, в котором каждый голос мелодически содержателен и в котором сливаются несколько (не менее двух) достаточно самостоятельных в художественном отношении мелодических линий. Сущность полифонии удачно определяется выражением – ансамбль мелодий. Так что такое полифония?

Д: Это ансамбль мелодий, где каждый голос мелодически содержателен.

У:  Совершенно верно, именно в этом заключается отличие полифонии от гомофонии, в которой один голос мелодически содержателен, а остальные являются его сопровождением.

Вообще, многоголосная музыка возникла в недрах народного музыкального творчества при первобытном строе, в культурах древнего мира.

В XII веке полифония развивается в рамках церковных жанров, например: дискант, мотет. XVI – XVIII века – расцвет полифонического жанра и творчества титана полифоний И.С. Баха (показываю на его портрет). Все произведения И.С. Баха полифоничны, (многоголосны). Сейчас мы с вами послушаем одно из произведений И.С. Баха – Инвенцию d - mo//, которая по своему характеру немного грустная, но в то же время тема настойчивая, порой достаточно решительная, однако произведение в целом при слушании оставляет впечатление внутреннего спокойствия, удовлетворения. Послушайте, (я играю).

У:  Ребята, какой образ вам представляется при слушании данного произведения?

Д: Как будто разговаривают несколько людей.

У:         Охарактеризуйте настрой разговора (враждебный, молящий, приказывающий, дружеский).

Д: Разговор непринужденный, но все же есть интонации утверждения, а враждебные интонации отсутствуют.

У:  Совершенно верно, причем         голоса слушают друг друга, взаимодействуют, а тема проводится то в        одном, то в другом голосе. Что вы можете сказать о темпе?

Д: Темп не очень быстрей,        т.к. речь у разговаривающих последовательная, не сбивчивая.

У:  Говоря о ритме, я предлагаю вам под музыку простучать начало произведения (простукивают, а я играю).

У:  Понравилось ли вам произведение?

Д: Да.

У:  Давайте, послушаем его еще раз, но во время слушания я попрошу вас выяснить, сколько людей ведут разговор, разные ли у них темы разговора и во время звучания инвенции вы можете интонировать пластически руками (показываю). Слушаем внимательно. (Прослушали).

У:  Сколько людей разговаривают?

Д: Два человека.

У:  что вы можете сказать о теме разговора?

Д: Она одинаковая и у 1-го и у 2-го голоса.

У:  По окончании разговора к чему пришли голоса к согласию или несогласию?

Д: К согласию.

У:  Итак, какую музыку мы слушали?

Д: Многоголосную, т.е. полифоническую.

У:  Наблюдался ли здесь ансамбль мелодий?

Д: Наблюдался. Причем каждый из мелодических голосов был достаточно содержательным.

(Ввожу термины: полифония, гомофония, инвенция, имитация). 

У:  Ребята, полифоническая музыка отличается от гомофонной, в которой мелодически содержателен лишь один голос, а остальные голоса являются лишь сопровождением основного голоса. Итак, многоголосное изложение, которое заключает в себе лишь одну мелодию, а роль остальных голосов сводится к сопровождению, называется гомофонией. Полифонное изложение бывает 3-х типов: подголосочное, контрастное и имитационное. Сейчас мы слушали с вами имитационную полифонию - Инвенцию d-mo// И.С. Баха, где тема (играю) поочередно проводится то в одном, то в другом голосе. Контрастная полифония отличается от других типов тем, что .голоса (темы) совершенно различны (играю, Менуэт G - dur BWV Anh.116» И.С.Баха). Подголосочная полифония интересна тем, что основной голос как бы расслаивается на подголоски (играю русскую народную песню «Вдоль по улице молодчик идет»). (Все типы полифонии графически изображаются мной на доске).

У:  Сегодня я предлагаю вам разучить подголосочную полифонию – русскую народную песню «Вдоль по улице молодчик идет». Эту песню сочинил народ, она очень веселая и несет в себе описательный характер красивого молодца в красном кафтане, красивых сапогах и рукавицах. Давайте послушаем, каков он этот молодец! (исполняю на фортепиано)

У:  Понравилась вам песня?

Д: Да очень.

У:  Какая интонация положена в основу песни?

Д: Интонация восклицания - восхваления.

У:  Каков характер песни?

Д: Задорный, веселый.

У:  Значит, и петь мы ее будем весело и задорно и с интонацией восклицания, от тихого звучания к громкому. Сколько раз расслаивается мелодия?

Д: Два раза.

У:  Верно. Сначала мы разучим одноголосие, а затем будем расслаивать мелодию на подголоски. Помните, что вдох мы берем легко, бесшумно, поем на звуке и округляем гласные, очень четко проговариваем слова, дикция мелкая. (Идет процесс разучивания, ведется вокально - хоровая работа).

У:  Ребята, а наблюдали ли вы полифонию в жизни, в природе?

Д: Да, например разговор ветра и пение птиц.

У:  Действительно, какие молодцы! Слово «полифония» настолько вошло в употребление, что стало применяться и в расширительном смысле – как определение одновременного сочетания нескольких содержательных явлений. Так, литературоведение обогатилось понятием «полифонического романа»).

У:  Что вы узнали нового на этом уроке?

Д: Что существует музыка полифоническая и гомофонно-гармоническая.

У:  Чем отличается полифония от гомофонии?

Д: Тем, что в полифонии мелодические голоса содержательно самостоятельны и образуют ансамбль мелодий.

У:  Назовите 3 типа полифонии.

Д: Подголосочная, контрастная, имитация

У:  Что вам больше всего запомнилось, понравилось?

Д: Разучивание песни, слушание инвенции, менуэта, беседа о музыке и связи полифонии с жизнью.

У:  Что вызвало затруднение?

У:  К следующему уроку я попрошу вас подобрать примеры полифонии из жизни, а если не составит сложности, то и музыкальные примеры. Спасибо вам за урок, вы были очень внимательными, активными, общительными.

Урок литературного чтения

Сказочные богатыри

Былина - фольклорный жанр

Конспект урока литературного чтения, проведенного по программе «Школа - 2100» (1-4) во 2 «Б» классе учителем начальных классов Полушкиной О.В.

2 четверть, урок

Тема урока: Былина – фольклорный жанр

Цель урока: Познакомить детей с былиной как фольклорным жанром, ее характерными особенностями и осуществить интегративный подход с помощью межпредметных связей литературы, музыки и живописи.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Мы приветствуем гостей, которые сегодня пришли к нам на урок.

– А вас, ребята, я хочу спросить: с каким настроением вы сегодня пришли в школу? (Грустным, веселым, спокойным, восторженным).

– А я хочу настроить вас сегодня на старинный лад. Хочу, чтобы вы прониклись эпохой Древней Руси, соприкоснулись с ее обычаями, традициями, культурой, историей.

2. Проверка домашнего задания.

Вчера мы работали над отрывками поэмы «Руслан и Людмила». Кто автор этой поэмы? (А.С.Пушкин). Вы готовили выразительное чтение. Давайте послушаем (3-х человек), и наизусть (3-х человек).

Чье чтение было самым выразительным?

Звучит фрагмент из оперы М. И. Глинки «Руслан и Людмила». На доске - картины В. М. Васнецова «Богатыри» и «Гусляры».

2а. Настрой на прослушивание.

Ребята, вы слышите,  какие серьезные звуки доносятся? Наверное, это чьи-то шаги. Давайте закроем глаза и представим того, кто к нам идет.

(Дети закрывают глаза и представляют образ, создающийся при звучании музыки).

3. Вводная беседа

– Что вы представляли, когда слушали музыку? (Поле битвы, воинов, сражение...)

– Кто же шел к нам под эту музыку? (Воин, боец)

– Опишите его. Он какой? (серьезный, воинственный, мужественный)

– Действительно, музыка серьезная, воинственная. Это фрагмент из оперы Михаила Ивановича Глинки «Руслан и Людмила».

4. Анализ рисунков.

Кто участвовал в этом сражении? (Воины, богатыри).

Как вы считаете, любой ли человек мог пойти защищать Родину? (Только сильные духом, отважные люди).

На уроках изобразительного искусства мы рисовали мужественных людей. Такими вы их себе представляете. Все рисунки очень красивые, содержательные, а что-то в них есть общее. Как вы думаете, что? (Здесь все войны, на них соответствующая одежда).

Сопоставительный анализ рисунков и музыкального образа.

Как вы думаете, совпадают ли впечатление о прослушанном произведении с вашими рисунками? (Совпадают, т.к. на рисунках тоже мужественные воины).

5. Работа над репродукцией

–  Перенесите свой взгляд на репродукцию         картины Виктора Михайловича Васнецова. Внимательно рассмотрите ее. Может быть, кому-нибудь знакома эта картина? (нет) Давайте посмотрим на нее внимательнее.

– Кого изобразил художник?

– Как вы догадались, что это богатыри?        (по одежде, оружию)

Рассмотрим подробнее каждого богатыря. Что вы можете сказать о центральном персонаже картины? (Это  Илья Муромец. Он самый старший из трех богатырей, его снаряжение самое прочное, оружие копье и палица). Опишите богатыря справа (Добрыня Никитич).

– Опишите богатыря слева. ( Лук со стрелами, гусли. Это  Алеша Попович, самый молодой из богатырей).

– Где изобразил богатырей Васнецов? ( На поле).

– А почему именно на поле? (Вглядываются, не видно ли врагов, захватчиков, стоят на страже родной земли).

– Попробуйте дать название этой картине. А Васнецов назвал ее «Богатыри».

–Кто же такие богатыри? (Мужественные люди)

– БОГАТЫРЬ - герой русских былин, воин, отличающийся необычной силой, удалью, мужеством и умом, защитник родной земли, русских людей.

– А есть ли сейчас богатыри? (Нет)

– Разве у нас нет крепких, сильных духом и телом людей? Разве некому защищать нашу Родину? (Есть).

– Может быть, мы сейчас наших воинов, защитников Родины, России редко называем богатырями, но героев любящих свою Родину, готовых встать на защиту русских людей и сейчас немало. Вспомните о войне в Чечне. Сколько мужества и героизма проявляют наши воины, а ведь многие из них юные! (В нашем дворе есть воин, воевавший в Чечне)

– О воинах наших дней мы знаем из рассказов старшего поколения, из теле- и радиорепортажей, из газет. А каким образом мы узнали о богатырях, живших в Древней Руси? (Из книг)

– Но в Древней Руси не была развита письменность...

(...)

– Да, о богатырях, об этих славных воинах, мы узнаем из произведений УНТ. Какие произведения УНТ вы знаете?

(Пословицы* поговорки, скороговорки, сказки)

– А есть еще один жанр УНТ.

Послушайте, да люди добрые,

Я ли вам старину скажу,

Старину скажу, да стародавнюю...

– Может быть, кто-то знает, что это за жанр?

На доске БЫЛИНА

– Что означает это слово? Каково его происхождение? (Быль, было)

– О чем в них рассказывается? (Так было на самом деле)

6.        Чтение авторского текста (с. 173)

Читает ученик.

– О чем рассказывается в былинах? (о сражениях, победах воинов)

– Кто их сочинял? Известны ли их авторы? (Сказители)

– Как и где исполнялись былины в древности? (По памяти         нараспев, на праздниках, на пирах).

– Назовите героев русских былин. (Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич. Садко)        

– Как вы думаете, в какие времена они жили? (Очень давно, во времена Киевской Руси)

7.        Рассказ учителя о былинах, сказителях.

– Возникли былины во времена Киевской Руси. Народное         название былины - старина, т.е. повествование о старинных событиях. В то время часто на Киевскую Русь нападали враги. Среди защитников были такие, которые отличились храбростью, удалью. Они становились героями былин. Их называли богатырями. Сразу вспоминаются Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович с картины Васнецова «Богатыри». А ведь в русских былинах речь идет не о трех, и даже не о тридцати трех богатырях, за дубовыми столами в палатах князя Владимира собиралось по девяносто богатырей, и всех их сказители «знали в лицо». Рассказывают о вежливом Добрыне, задиристом Чуриле, пахаре Микуле Селяниновиче.

– А были ли на самом деле богатыри? Спорят об этом ученые, а народная мудрость говорит: «Не было бы снегу - не было бы следу». Жаль только, что уходят старые сказители, а с ними и былины - старинушки. Неужели совсем уйдут? (...)

– В былинах те же смысловые части, что и в сказках. Назовите их. (Зачин, повторы, преувеличения, концовка).

– В былинах, как и в сказках, есть зачины (в них рассказывается о времени и месте действия), концовки, повторы, преувеличения (гиперболы), постоянные эпитеты (поле чистое, добры молодцы). Рифмы в былинах нет: она затрудняла бы естественное течение речи, но все же певцы не отказывались от созвучий. В стихах созвучны однородные окончания слов:

Так все травушки - муравы уплеталися

Да и Лазоревы цветочки осыпалися

– Пение былин в древности сопровождалось игрой на гуслях. Музыканты считают, что гусли - самый подходящий инструмент для подыгрывания словам: мерные звуки гуслей не заглушали пения и располагали к восприятию былины. Красоту былинных напевов ценили композиторы  М.П.Мусоргский, Н.А.Римский-Корсаков использовали их в операх и симфонических произведениях.

  1. Слушание музыкальных произведений.

Давайте послушаем зачин былины. Обратимся к с. 173

– Интересно, что о богатырях - героях былин - сочиняли и сказки. Они называются «богатырские»

Что вы узнали еще о богатырях?

(То, что они были еще героями сказок).

  1. Домашнее задание.

Вот такую сказку я задаю вам на дом читать: «Сказка про Илью Муромца».

  1. Итог урока.

Итак, сегодня мы окунулись в эпоху Древней Руси. Чем она особенна?        ...

На следующих уроках мы продолжим знакомство с богатырями, с их славными подвигами. Может быть, у гостей есть вопросы к ребятам?

Я благодарю вас за работу на уроке, а также большое спасибо гостям.

2.3        Фрагменты         различных уроков

В этом параграфе представлены фрагменты музыкальных материалов, используемые мной на различных уроках

Тема: «Устные приемы сложения и вычитания двузначных чисел».

Тип урока: обобщение.

Цель: обобщить, закрепить и систематизировать знания учащихся по данной теме.

II этап. Математическая зарядка.

Дети выписывают числа под музыку Л.В. Бетховена «К Элизе».

248 842 248 842

  1. 7 971 719

– Какие цифры пишутся с этой точки? Каждая цифра имеет свое начало в клеточке. Отгадайте эти цифры.

Давайте пропишем их в воздухе.

– Составьте из данных цифр все возможные двузначные числа.

(15, 16, 61,51,65, 56).

– Расположите эти числа в порядке возрастания.

(15,16,51,56,65).

– Назовите числа расположенные между 51 и 61.

(52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60).

III Устный счет.

VI Решение задачи.

V Психологическая пауза

Звучит музыка В.А. Моцарта со звуками океана.

Перед детьми на экране изображен океан.

Дети отдыхают, сложив руки на парте и положив голову.

Затем учитель говорит им встать и под музыку сделать медленный вдох и выдох.

Фрагмент урока окружающий мир 3, класс

(музыкальный)

Тема урока: Перелетные птицы.

Цель: обобщить знания учащихся об оседлых и перелетных птицах.

Этап «Проверка знаний»

– Каких птиц мы называем перелетными?

(тех, которые улетают зимовать в теплые края).

– С какой целью они улетают в теплые края?

(Для того, чтобы прокормиться, т.к., в странах, где зима снежная они могут умереть от голода и холода).

– Для чего птиц окольцовывают?

(Для того, чтобы знать в какие места и страны они постоянно улетают перезимовать).

– Каких птиц называют оседлыми?

(Тех, которые не улетают в жарки страны зимовать, а остаются у себя на родине).

– Нарисуйте, пожалуйста, по одной оседлой птице и по одной перелетной.

Дети рисуют под музыку «Кукушка» JI. Дакена.

Этап «Релаксация».

Дети повторяют за учителем движения парящей птицы, при этом контролируют дыхание. Все движения выполняют под музыку У. Сен-Санса «Лебедь».


2.4 Результативность авторской методики

Анализ успеваемости учащихся 2 «А» класса.

В первом классе, да и I-е полугодие второго класса не оценивается, но учитель делает для себя определенные выводы. Поскольку музыку я использую на всех уроках, то могу сказать, что по сравнению с 1-м классом учащиеся заметно «выросли» в плане нравственно-эстетических качеств личности. Дети лучше усваивают школьный материал. Учащиеся со слабой дошкольной подготовкой, т.е. с низким уровнем обучения постепенно приближаются к среднему уровню развития. В чем же это выражается? Выражается в том, что, придя в школу, слабые детишки выражали свои мысли односложно, а сейчас они не боятся высказывать свое мнение (это происходит на всех уроках).

Учащиеся со средним уровнем в 1 классе тяготеют во 2 классе к высокому уровню обучениями развития. А вот у учащихся с высоким уровнем обучения выросла тяга к самообразованию, что меня очень радует. Практически все дети стремятся выполнить домашнее задание, которое нужно было выполнить по желанию. Только одна девочка, в силу генетических особенностей, осталась на прежнем уровне по успеваемости в классе, зато она повысила свой уровень воспитанности.

Благодаря музыке, звучащей на каждом уроке успеваемость такова. В сравнении с детьми других вторых классов мои дети стали более послушными, отзывчивыми, вежливыми, постепенно уходит грубость, а все больше приходит уважение друг к другу и к окружающим, наблюдается повышенный интерес к учебе. Повысился уровень воспитанности.

С русским языком дела обстоят сложнее: двоек на 1 человека стало меньше, а именно в 1-м классе - 11,7%, во 2-м - 5,9%. Троек в 1-м классе было - 29,6%, во 2-м -23,6%. Четверки остались на прежнем уровне 41,1%. На отметку «пять» в 2-м классе учились - 17,6% учащихся, во 2-м классе 29,4%.

Что в 1-м классе, что во 2-м – количество двоек в процентах - 5,9%. Троек стало меньше: 1кл. - 17,6%, 2 кл. - 11,7%. Во 2-м классе мы потеряли «хорошистов» - 29,4% (в 1-м классе их было - 41,3%). Зато на отметку «5» стало учиться 53% учеников класса (в 1-м классе - 35,2%). Хочется отметить то, что математику дети любят и ждут с нетерпением каждый урок. Это один из самых любимых предметов в школе.

По сравнению с 1-м классом, техника чтения улучшилась, лишь одна девочка по-прежнему читает на отметку «2». Количество троек уменьшилось (1 класс - 29,6%, а 2 класс - 17,6%). «Хорошистов» во 2-м классе стало больше - 35,2%, в 1-м было - 17,6%. Количество пятерок увеличилось незначительно (1 класс - 35,2%, 2 класс - 41,1%). Результаты радуют.

Вывод: Учащиеся незначительно, но все же улучшили свои результаты, хотя одна девочка осталась на том же уровне («2»). Будем стремиться дальше улучшать качество образования. На мой взгляд, всё это происходит в результате интегративного подхода к обучению музыке, в том числе, которая стала составной частью каждого урока.

Анкета «Интерес к музыке»

Составитель Полушкина О.В.

  1. Любишь ли ты слушать музыку?

а)        Да, очень. 26.

б)        Иногда, 16.

в)        Нет. Об.

  1. Какую музыку ты любишь слушать?        

а)        Классическую. 36.

б)        Популярную. 26.

в)        Музыку из мультфильмов и кинофильмов. 26.

г)        Иную. 16.

  1. Сложно было бы тебе жить без музыки?

а)        Да. 16.

б)        Нет. Об.

  1. Любишь ли ты петь?

а)        Да. 26.

б)        Нет. Об.

  1. Хочется ли тебе знакомиться с различными музыкальными жанрами, направлениями, культурами?

а)        Да. 26.

б)        Нет. Об.

в)        Возможно позже. 16.

  1. Считаешь ли ты себя творческим человеком?

а)        Да. 26.

б)        Нет. 06.

  1. Играешь ли ты на каком-либо музыкальном инструменте?

а)        Да. 16.

б)        Нет. Об.

  1. Хотелось ли тебе научиться играть на каком-нибудь «экзотическом» инструменте?

а) Да. 26.

б) Нет. 16.

  1. Любят ли твои родители слушать музыку?

а)        Да. 26.

б)        Нет. Об.

  1. Любите ли вы всей семьёй петь?

а)        Да, всегда. 26.

б)        Иногда. 16.        

в)        Нет. Об.

  1. Любишь ли ты танцевать под музыку, выполнять другие виды деятельности (убираться, делать уроки и др.)?

а)        Да. 26.

б)        Нет. Об.

  1. Хотел бы ты, чтобы музыка звучала на всех уроках в школе?

а)        Да, на всех. 26.

б)        Нет. Об.

в)        Иногда. 16.

  1. Любишь ли ты посещать театр?

а)        Да. 26.

б)        Нет. Об.

  1. Ты любишь живую музыку или в звукозаписи?

а)        Живую. 26.

б)        В звукозаписи. 16.

  1. Если бы не было предмета «Музыка» в школе, ты бы огорчился?

а)        Да. 26.

б)        Нет. Об.

максимальное количество баллов, в данной анкете, которые можно набрать – 296.

29-27 баллов. Ребенок развит всесторонне - гармонично, его вполне можно считать креативной личностью. Такому человеку интересно знакомиться с новыми музыкальными культурами, жанрами. Он не представляет себе жизни без музыки, т.к. любой вид деятельности сопровождается музыкой. Родители создают в семье атмосферу музыкальности (поют, слушают, танцуют).

26-24 балла. Ребенок любит слушать музыку, но чаще иногда, чем всегда. Музыкальная среда поддерживается родителями не всегда. С музыкальными направлениями хотелось бы познакомиться, но чуть позже. Творчество проявляется лишь при определенных условиях.

23 балла и ниже. Ребенок очень редко слушает музыку, но не «слышит» ее. У такого человека нет тяги к духовному росту. Творчество для него – большая редкость. Родители не создают условий для музыкального развития себя и ребенка.

Диаграмма результатов анкеты «Интерес к музыке» во 2 А классе.

Сектор А говорит о том, что у 52% интерес к музыке велик, это дети, которые набрали от 27-до 29 баллов при анкетировании. Такие дети тянутся ко всему новому, любят слушать музыку и исполнять ее.

Сектор В, а это 42% учащиеся интересуются музыкой, считают, что она им нужна, но могли бы иногда обойтись и без нее (от 24 до 26 баллов).

Сектор С (23 балла и ниже) – 6% учащихся. Не стремятся слушать музыку, не проявляют интереса к ней.

Анкета

«Влияние музыки на обучаемость в школе, на расширение кругозора у учащихся, на готовность к восприятию музыки, на качества воспитанности»

1. Как ты считаешь, помогает ли тебе музыка лучше учиться по каким-либо предметам?

а)          Да, всегда. 26.

б)          Нет. Об.

в)          Иногда. 16.

  1. Помогает ли музыка лучше думать, развивать мыслительные способности?

а)          Да. 16.

б)          Нет. Об.

3. Может ли звучащая музыка помочь в развитии твоего творчества (рисования, лепки, узнавания образа и др.)?

а)          Да. 16.

б)          Нет. Об.

4. Помогает ли тебе музыка быть более внимательным, собранным на уроках и в жизни вообще?

а)          Да, помогает. 26.

б)          Нет, не помогает1б.

в)          Мешает, Об.

5. Чувствуешь ли ты, что морально и духовно обогащаешься при слушании серьёзных музыкальных произведений?

а)          Да. 26.

б)          Нет. Об.

в)          Не знаю. 16.

6. Готов ли ты слушать и воспринимать более глубокую, серьёзную классическую музыку?

а)  Да, готов. 26.

б)  Нет, не готов.        Об.

в)  Не всегда. 16.

7. Ты любишь слушать музыку одного направления и стиля или разную по своему содержанию и стилю?

а)          Разную. 16.

б)  Одного стиля. 16.

8. Хотелось бы        тебе познакомиться, например, с восточными музыкальными культурами?

а)          Да. 16.

б)  Нет. Об.

9. По сравнению с прошлым годом помогла ли тебе музыка стать более вежливым, отзывчивым, ответственным, культурным человеком?

а)          Да. 26.

б)  Нет. Об.

10. Хочется ли тебе после уроков творчества (рисования, труда, музыки) сделать что-нибудь доброе, хорошее, красивое?

а)          Да, всегда. 26.

б)  Да, иногда. 16.

11. Говорят ли тебе родители, что ты изменился, по сравнению с прошлым годом, в лучшую или в худшую сторону?

а)          Да, в лучшую.        26.

б)  Да, худшую.        Об.

в)          Ничего не говорят. Об.

г)          Не изменился. Об.

максимальное количество баллов, которые можно набрать, в данной анкете – 18 6.

18-17 баллов. Таким детям музыка помогает лучше учиться, развивать мыслительные, креативные способности. Готовы воспринимать серьезную, глубокую классическую музыку сложной организации. Такие дети чувствуют себя вежливыми, отзывчивыми, ответственными, послушными, культурными. Даже родители замечают это. Уроки творчества с музыкой вдохновляют на что- то хорошее, доброе, красивое.

16-15 баллов. Таким детям музыка помогает, но не на всех уроках. Не всегда готовы слушать серьезную музыку. Любят слушать музыку разных стилей и направлений. Замечают, что стали более воспитанными, культурными, отзывчивыми, по сравнению с прошлым годом. Стремятся стать лучше.

14 баллов и ниже. Эти дети чувствуют, что музыка – не самое главное в их жизни. Не стремятся развивать качества воспитанности. Родители вместе с детьми «плывут по течению».

Диаграмма результатов анкеты «Влияние музыки на обучаемость в школе, на расширение кругозора у учащихся, на готовность к восприятию музыки, на качества воспитанности».

Сектор А (от 17 до 18 баллов),  это 50,4% учащихся всего класса готовы воспринимать серьезную, глубокую музыку, она помогает детям учиться лучше по всем предметам, совершенствует качества воспитанности.

Сектор В (16-15 баллов) - 33,:%. Музыка помогает, но не на всех сроках. Дети готовы слушать и воспринимать музыку сложного склада. Считают, что некоторые качества воспитанности нужно совершенствовать.

Сектор С – 16% (от 14 баллов и ниже). Музыка у таких учащихся не снимает главного места в жизни.

Заключение

Развитие навыков восприятия музыки – необходимое условие музыкально-эстетического, духовного обогащения личности.

Восприятие является стимулирующим фактором формирования музыкального и художественного вкуса, необходимых для полноценного эстетического воспитания.

Цель предмета музыка и музыки вообще – научить ребенка любить и понимать музыку, эмоционально на нее откликаться, воспитывать музыкальную культуру как часть общей духовной культуры.

Дети младшего школьного возраста еще не могут выражать свои чувства и эмоции вербально, хотя прекрасно их выражают через рисунок. Следовательно, музыкальные произведения, звучащие на каждом уроке, должны быть доступными, яркими. Музыкальные произведения должны так или иначе быть связаны с жизнью. Все это должно быть ведущим принципом отбора музыкального материала для младшего школьника.

Для восприятия музыкального произведения очень важна эмоциональная настроенность слушателя. Чтобы воспитать музыкальный вкус и сформировать музыкальную культуру школьников, развивать их слушательскую установку, необходимо отбирать высокохудожественный репертуар, доступный восприятию школьников, а также находить эффективные приёмы совершенствования как музыкального восприятия, так и критической оценки изучаемых произведений.

Актуальность исследуемой проблемы заключается в том, что на всех занятиях, а тем более на музыкальных должны рассматриваться различные музыкальные жанры – это подведет школьников к слушанию и пониманию самостоятельной языковой функции звуковых образов в художественном отражении жизни. Этому будет способствовать авторская методика восприятия музыки.

При восприятии и исполнении музыкальных произведений ассоциации

возникают прежде всего под воздействием реально звучащей или слышимой внутренним слухом музыки, которая вызывает определенные музыкальные образы.

На музыкальных занятиях должна звучать музыка в живом исполнении, т.к. звукозапись снижает уровень восприимчивости музыкального произведения различного уровня сложности. Я сама прекрасно пою и играю на фортепиано.

При интегративном подходе к обучению следует развивать у детей все психические процессы (память, мышление, воображение, внимание и др.) в комплексе, что приведет к гармоничному развитию всех сторон личности ребенка.

Никогда не следует отказываться от утверждения интеллектуального начала в музыкальном творчестве и восприятии. Слушая, школьники не только чувствуют или испытывают те или иные состояния, но и дифференцируют воспринимаемый материал, производят отбор, оценивают, следовательно, мыслят (исходя из исследований). Этому также способствуют интегративные виды уроков.

В соответствие с преобладанием наглядно-образного мышления у младших школьников, рекомендуется использовать на уроках музыки и других дисциплинах наглядные средства обучения, что ведет к значительному ускорению процесса развития личности учащихся. Хороши различные музыкальные фрагменты.

В заключение следует отметить, что музыка, по сути дела, главный предмет в школе, поскольку она воспитывает душу школьника. Мы растим порядочных людей, а не врагов, убийц, поэтому обществу нужны душевные, ласковые, добрые, отзывчивые, культурные люди, способные творить. Эта проблема наиболее актуальна в сегодняшние дни. Нам нужен человек «homofaber»- человек творящий, мы рекомендуем как можно больше детей воспитывать музыкой, применять музыку на различных уроках в современной школе.

Список использованной литературы

  1. Арчажникова Л.Г. Профессия – учитель музыки /Книга для учителя/– М., 1984, с. 111.
  2. Асафев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Л., 1971.
  3. Белобородова В.К., Ригина Г.С, Алиев Ю.Б. Музыкальное восприятие школьников, «Педагогика»,- М.:  1975, 124с.
  4. Восприятие музыки; Сб. статей / Ред. сост. В.Н. Максимов.- М.: Музыка, 1980, -256 с, нот.
  5. Газемо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Учеб. пособ. для студ-в пед йнст-ов-М., 1986.
  6. Григорьев С, Мюллер Т. Учебник полифонии. М., 1969.
  7. Давыдова Е. Методика преподавания сольфеджо (Под ред. Ю.Н. Рагса) М., 1975.
  8. Дмитриев А. Полифония как фактор формообразования. Л., 1962.
  9. Егоров А.Г. Проблемы эстетики. М., 1977., -375 с.
  1. Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия / Сост. О.А.. Праксина. - М.: Просвещение, 1990. - 207с, - ( Б-ка учителя музыки)
  2. Кант И. Соч. в 6-ти т. М., 1966, т.5
  3. Коул М., Скрибнер С. Культура и мышление. - М., 1977.
  4. Курс теории музыки. Л., 1978.
  5. Логвиненко А.Д. Психология воспитания: Учеб.- метод. пособие. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987.- 82с.
  6. Медушевский         В.В. О содержании понятия «адекватное восприятие» / Восприятие музыки. М., 1980.
  7. Музыкальное         воспитание в школе. Сборник статей. Сост. О. Апраксина. Вып. 11. М., «Музыка,» 1976,- 136с.
  8. Немов Р.С. Общая психология / Сост. Е.И. Рогов, Т.1/
  9. Николаева В.В. Эстетика языка и речи. Л., 1979., - 149с.
  10. Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. Сост-ли: М.Э. Боцмонова, Г.М. Маслова, Т.С. Пронина., М.: Педагогика, 1990.- 145с.
  11. Общая психология: Учеб. Пособие для студ-ов пед. Институтов /В.В. Богословский, А. А. Степанов, А. Д. Виноградова и др.: Под. Ред. Богословского В.В. и др. - 3-е изд., перераб. Доп. - М.: Просвещение, 1981- 383с, ил.

21.Основы эстетики и искусствознания / Под. Ред. И.Л. Любинского, В.К. Скатерщикова. М., 1979, - 238с.

22.0стровский А. Учебник сольфеджо, вып.4

  1. Ринкявичюс З. Воспринимают ли дети полифонию - Л.: Музыка, 1979,-64с.
  2. Смирнов М.А. Эмоциональный мир музыки. - М., 1990.-318с.
  3. Соколова О.П. Двухголосное пение в младшем хоре /Для руководителей детских хоровых коллективов/ муз-е прил-я, М.: Музыка, 1987-с. 95.
  4. Теплов        Б. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961.
  5. Художественное восприятие / Под. Ред. Б.С. Мейлаха - М., 1964.,-263с.

28.Эстетическая культура и эстетическое воспитание. Кн. Для учителя / сост. Г.С. Лабновская.- М.: Просвещение, 1983.- 304с.

  1. Исламова Т.А.        , Корнеева Н.Г. Формирование мировоззренческих представлений у младшего школьника в процессе интеграции учебной и внеклассной деятельности//Нач.шк. - 2007. - №10. - с. 20.
  2.  Томилина Т.С.        Творческий потенциал интегрированного урока — практикума//нач.шк. - 2007. -№1.-с.77.
  3. Цименко А.П. Музыкально - театральное воспитание учащихся нач.шк.// Нач.шк. - 2007. -№1. -с.84.
  4. Юдина В. Музыка в системе межпредметных связей нач.шк//Нач.шк. - 2003.- №8.-с.5.
  5. Горина Л., Морозова Е. Музыка на уроках естествознания //Нач.шк. -              2003.- №10.-с.85.
  6. Свирина         Н.М. Взаимодействие музыки и литературы//Литература в школе. - 1997.-№6.-с. 108-112.

Приложение

Музыкальный материал для уроков музыки

1. Музыка из кинофильмов и мультфильмов, например кинофильм «Приключения Электроника» – «Крылатые качели» для разучивания, мультфильм «Простоквашино» - песня «Кабы не было зимы».

Музыка из кинофильмов и мультфильмов должна отвечать нравственно- эстетическим потребностям школьников и идее урока.

  1. Все произведения И.С. Баха и Л.В. Бетховена, т.е. полифоническая музыка во всем разнообразии ее жанров (мотеты, дисканты, фуги, инвенции). Лучше всего начинать изучение полифонической музыки во 2 классе, когда у детей уже сформированы навыки слушания музыки, рассуждения и понимания музыкальной ткани.
  2. Музыка различных композиторов и направлений, например Брамс «Венгерский танец №5», А. Хачатурян «Вальс», П.И. Чайковский «Неаполитанский танец» и др.

Музыкальный материал для уроков литературы

Опять же может использоваться музыка любая, отвечающая теме и идее урока, лучше всего классическая, народная.

Например, для уроков литературы незаменимы следующие произведения: П.И. Чайковский цикл «Времена года», Вивальди цикл «Времена года», JI.B. Бетховен «К Элизе», А. Хачатурян «Танец с саблями», Огинский Полонез «Прощание», Шопен Вальс, П.И Чайковский «Размышление», Й. Сук «Песнь любви», К.-В.Глюк «Мелодия», Шуберт «Серенада», В.А. Моцарт «Сюита - фантазия».

Музыка для релаксации

  1.  Моцарт со звуками океана
  2.  Штраус «Весенние голоса»
  3.  Инструментальная музыка из кинофильма «Бум», «Игрушка»
  4. Звукозаписи голосов птиц, животных, шелеста листвы, плеска воды «В мире животных».

Музыкальный материал к урокам естествознания

К теме «Растения и животные - организма живой природы»: «Кукушка» JI. Дакена; «Мотылек» Р. Шумана; «Птичка», «Бабочка» Э. Грида; «Королевский марш львов», «Куры и петухи», «Антилопы», «Черепахи», «Слон», «Кенгуру», Аквариум», «Лебедь» и др. Из сюиты «Карнавал животных» К. Сен-Санса; «Песня жаворонка» из «Детского альбома», «Подснежник» из цикла «Времена года» П.И. Чайковского; «Кукушка» из цикла «Шесть пьес для фортепиано в четыре руки» А. Аренского; «Кузнечики и стрекозы» из балета «Золушка» С. Прокофьева; «Мотылек» С. Майкапара.

К теме «Объекты неживой природы. Природные сообщества»; «Сцена у ручья» из второй части Симфонии №6 («Пасторальной») Л.В. Бетховина; «На опушке леса» из цикла» Лесные сцены» Р.Шумана; «Море» К. Дебюсси; «Ручеек» Э. Грига; фрагменты из «Альпийской симфонии» Р. Штрауса; «Шелест леса» (увертюра к опере «3игфрит»0 Р. Вагнера; «Игра воды» М.Равеля; «Влтава» из симфонической сюиты «Моя родина» Б. Сметаны; «Эхо в горах» С. Майкапара;

К теме «Многообразие явлений природы»: ч.З «Гроза» из Концерта №2, ч.2»Дождь» из Концерта №4 («Времена года») А. Вивальди; «Утро» из сюиты «Пер Гюнт», «Летним вечером «, «Вечер в горах» Э. Грига; «Сады под дождем» из цикла « Эстампы», «Снег танцует» из цикла «Детский уголок», «Ветер на равнине» К. Дебюсси; «Восход солнца» из балета «Дафнис и Хлоя» М. Равеля; «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик», «Зимнее утро» из «Детского альбома»« П.И. Чайковского; вариации Снега, Льда, Инея и Града из балета «Времена года» А. Глазунова; «Облака плывут», «Дождик» С. Майкапара; «Дождь и радуга», «Утро», «Ходит месяц над лугами», «Вечер» из сборника «Детская музыка», «Восход солнца» из «Скифской сюиты» С.Прокофьева; «Снежная жуть» из цикла «Воспоминания» Н. Мясковского.

К теме «Времена года (сезонные явления в природе)»; «Времена года» (четыре концерта для скрипки с оркестром: №1 - ми мажор «Весна», №2 - соль минор «Лето», №3 - фа мажор «Осень», №4 - фа минор «Зима») А. Вивальди; «Зима» и «Весенняя песня» из «Альбома для юношества» Р. Шушана; «Весной «Э. Грига; пьесы из цикла для фортепиано «Времена года», фрагменты из Симфонии №1 «Зимние грезы» П.И. Чайковского; интродукция и сцена «Весна» из балета «Времена года» А. Глазунова; вариации фей Весны, Лета, Осени, Зимы из балета «Золушка» С.Прокофьева; «Весна и осень» (из музыкальных иллюстраций к повести «Метель» А.С. Пушкина) Г. Свиридова.

Народная музыка посевальная «Сею, вею, повеваю», осенинная «Осень- осень», «Уж как я ль мою Буренушку люблю» и др.

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление педагогического опыта на тему: "Задачи на встречное и противоположное движение".

Представление педагогического опыта на тему: "Задачи на встречное и противоположное движение"...

Представление педагогического опыта

Данный материал поможет в работе учителю над проектной и исследовательской деятельностью....

Выступление на педагогичеком совете «Сказкотерапия (метод в теории и на практике)» (представление педагогического опыта)

В материале представлен опыт по работе со сказкой. В сказкотерапии важен процесс подбора для каждого человека своей, особенной сказки, которая поможет проявиться потенциальным частям его личности, чем...

Представление педагогического опыта

Создание воспитательной среды для формирования личности младшего школьника....

Представление педагогического опыта по теме: "Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка как фактор повышения качества образования".

В течении ряда лет среди учителей начальных классов все большее признание получает система обучения русскому языку Г.А.Бакулиной. Она направлена на повышение  качества устной и письменной речи де...

Представление педагогического опыта учителя начальных классов МБОУ «Большеберезниковская средняя общеобразовательная школа» Забатуриной Татьяны Викторовны Актуальность и перспективность опыта

Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования  учебно- воспитательного процесса Педагогическая проблема, над которой я работаю – «Активизация...

Представление педагогического опыта учителя начальных классов МБОУ «Большеберезниковская средняя общеобразовательная школа» Забатуриной Татьяны Викторовны Актуальность и перспективность опыта

Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования  учебно- воспитательного процесса Педагогическая проблема, над которой я работаю – «Активизация...