Организация коммуникативной деятельности младших школьников через работу с произведениями искусства.
учебно-методический материал

Жилинскас Елена Викторовна

Произведения искусства «как источник ярких впечатлений», воздействуют на эмоции детей. Рассматривая картины, дети знакомятся с предметами, историческими событиями, явлениями природы, изображенными на них , а значит и с новыми  понятиями. Дети учатся подбирать новые слова и выражения, чтобы перевести содержание картин на словесный уровень.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_kommunikativnoy_deyatnlnosti.docx36.61 КБ

Предварительный просмотр:

«Организация коммуникативной деятельности

младших школьников через работу с произведениями искусства»

Жилинскас Елена Викторовна,

учитель начальных классов  МБОУ Гимназия №46 г. Киров

        

Организация коммуникативной деятельности младших школьников через работу с произведениями искусства.

В настоящее время общество желает видеть  выпускника начальных классов

  • любознательным;
  • активно и заинтересованно познающим мир;
  •  владеющим основами умения учиться;
  • уважающим и понимающим ценности семьи и общества;
  • готовым самостоятельно действовать;
  • умеющим слушать и слышать собеседника.

     Но увлечение детей    компьютерными играми, телепрограммами, отсутствие полноценного общения в  семье,    ведут к резкому обеднению словарного запаса и снижению коммуникативных качеств ученика.  

    Телевидение, Интернет заполняют нехватку общения. Средства связи дают поток информации, который не успевает перерабатываться в сознании ребёнка. В памяти  «остаются лишь мимолётные впечатления». Такое клиповое сознание  хаотично, разорвано, оно не даёт представления о целостности мира. Но оно существует как факт.  

    Особенности    современной культуры, в которой пребывает ребёнок, нельзя не учитывать,  т.к. визуальное восприятие важнее,  чем слово  (мы не верим словам, но верим глазам).   Но в  то же время, нужно научить ребенка осознавать происходящее,  передавать свои мысли окружающим, т.е. уметь  общаться.🖰

      Один из способов решения данной проблемы  - это интеграции разных видов искусств, в частности искусства слова и изображения.  

   Рассматривая картины, дети знакомятся с предметами, историческими событиями, явлениями природы, изображенными на ней, а значит и с новыми  понятиями.

    Они учатся подбирать новые слова и выражения, чтобы перевести содержание картин на словесный уровень. Произведения искусства  становятся основой для создания речевой ситуации, темой для введения детей в процесс общения.

____________________________________________

-Давайте и мы с вами хотя бы немного прикоснёмся к прекрасному  миру искусства.    

    Произведения живописи, как источники  ярких впечатлений, воздействуют  на эмоции детей.

            При работе с картинами учителю  важно создать такие условия, в которых ребёнок выступает как исследователь, собеседник, творец идей, которые дарит ему автор произведения. 

       Как пример такой деятельности рассмотрим работу с репродукцией картины «Рожь» И. И. Шишкина.

1.Смотреть и видеть. Анализ картин. Внимание к деталям.

       Работа по анализу картины  И. И. Шишкина  «Рожь»

  1. Подготовка к восприятию картины. («вход» в картину)

«Посмотрите на картину. И. И. Шишкина  «Рожь» .

     «Давайте представим, что мы стоим  у края этого ржаного поля, и такая гостеприимная полевая дорога приглашает нас прогуляться.  До самого горизонта уходит ржаное поле. Золотятся колосья. И как могучая стража охраняют хлеб сосны-великаны».

- Картину «Рожь» называют одной из самых удачных картин художника. Как вы думаете, почему картина так называется? Можно ли её назвать по-другому?

- О чём хотел рассказать зрителю Шишкин? (о силе и красоте окружающей нас природы) На эскизе картины художник написал «Раздолье, простор, угодье, рожь. Божья благодать, русское богатство»

- Что можно почувствовать глядя на картину? Услышать и увидеть?

II.        Беседа по содержанию картины (работа по выявлению микротем)

 Дорога. 

«Вьётся среди ржи дорожка, убегая вдаль к горизонту. Всё дальше и дальше уводит она  зрителя вглубь  картины. Среди ржи мелькает красный платок одной из крестьянок, бегущих по дороге. Он как бы приглашает нас задержаться ещё немного и полюбоваться золотым отливом спелых колосьев»  

Ни на земле, ни в небе нет межи.

Гуляет по просторам взгляд беспечно.

И мы глядим на это поле ржи:

И даль светла, и радость бесконечна.   (А Усачёв)

Ласточки.  

Ласточки летают над самой  землёй, у самой дороги, и кажется, что их  тени не поспевают за ними.

-Почему они  летают так низко над землёй?

-Они чувствуют приближение грозы;

- Если посмотреть на облака, там, на горизонте, то можно понять, что «Скоро начнётся не только дождь, но и гроза. Перед грозой облака принимают желтоватый оттенок. На картине это хорошо видно» (на репродукции)

Сосны.  (на репродукции)

Посмотрите, какие большие могучие сосны стоят в поле.

- Если убрать их из картины, изменится ли её настроение?  (Конечно, картина будет совершенно другой)

«Сосны говорят о том, что когда-то на месте поля был сосновый лес. Но люди постепенно вырубили его, выкорчевали пни, распахали землю и засеяли её, чтобы получить больше хлеба. Много труда надо было затратить, чтобы обработать такое поле. В то время, когда жил художник ещё не было  тракторов – всё приходилось делать вручную или с помощью лошадей. Глядя на картину,  мы понимаем,  как богата и обильна русская земля. А могучие сосны-великаны как будто сторожат это богатство».

    - Как вы думаете, зачем художник нарисовал сосны?

  • И.И. Шишкину хотелось показать таких богатырей – долгожителей - вечнозелёные хвойные деревья.
  • Сосна – любимое дерево художника.

 - А почему ветви на соснах размещены неравномерно? (ветки толще и длиннее всегда те, что направлены в южную сторону)

Засохшая сосна.

А вот ещё один интересный момент… «засохшая сосна». Это единственная деталь навевающая тревогу.

-Как вы думаете, для чего Иван Иванович изобразил её?

 Искусствоведы предполагают, что…

•        Возможно, она внесена  в композицию для большей реалистичности.

•        Но есть и другое предположение:

«Это как эхо переживаний художника, потерявшего за короткий период отца, свою любимую жену и двух малолетних сыновей. «Ничего не вечно на нашей земле» - говорит нам художник этим изображением.

 Вывод

Встреча с картиной должна быть интересной и незабываемой.   Особенно ценен самостоятельный  поиск  детьми  авторской позиции.  В  этом случае дети не только увидят, что изображено на полотне, но и «постараются понять, что испытывал автор, создавая картину, почувствовать настроение, которое передал  художник»

     Картина является не просто наглядным пособием на уроках чтения, истории, русского языка, окружающего мира, а его органичной частью. Для анализа произведений используются знания, полученные ранее: во время экскурсий, лекций в музее, при работе с дополнительной литературой и т.д., сам же урок останется целостным, логически подчинённым тем задачам и методическим требованиям, которые предъявляются по данному курсу.

       Существует несколько подходов к анализу живописного произведения.

         Первый – аналитический (структурный)

 В нем преобладает логический анализ произведения искусства, который сводится, прежде всего, к усвоению содержания.

       Второй–эмоциональный.
 Здесь отдается предпочтение эмоциональному всматриванию, вслушиванию, прочтению произведения искусства.

         Но если говорить об использовании живописных произведений искусства как средства развития речи младших школьников, то надо учитывать в работе оба подхода.   Т.е. полный (целостный) - это подробный анализ произведения искусства, который совмещает в себе элементы как структурного, так и эмоционального анализа. Последовательность анализа картин может быть разной.  Это  зависит:

  1. от особенности самой картины (натюрморт, пейзаж, сюжетная картина);
  2. от поставленных целей;
  3. от возрастных особенностей учащихся и уровня развития художественного восприятия.

2.  Общаться и понимать. Музейные уроки.

Одной из форм создания речевой ситуации являются «музейные уроки», которые проводятся непосредственно на экспозиции  в  выставочных залах и музеях города -

  • уроки-лекции;
  • уроки-экскурсии;
  •  встречи с художниками;
  • практические занятия в залах музея.

    Музейные уроки  имеют свои специфические особенности. Они отличаются  от обычных уроков  тем, что основным источником новой информации для учащихся является не только рассказ специалиста,🖰 но и подлинные произведения искусства. 🖰🖰

        В процессе активной коммуникативной деятельности,  дети находят ответы на довольно трудные, а порой и философские вопросы:

        Почему человек тянется к «прекрасному»?

        Какие чувства может вызвать произведение искусства?  

        Почему "язык" искусства понимают люди разных национальностей?

        Занятия в особой  музейной обстановке, позволяют учащимся  

познакомиться с экспонатами подобранными в определенной системе и логике; участвовать в творческой и проектной деятельности - изучая подлинники на экспозициях. В этих условиях восприятие учебного материала становится более активным -  из слушателей школьники превращаются в «исследователей»;

  3. Сотрудничество и сотворчество.

Проектная деятельность. 

Жизнь и творчество художника,  либо  изобразительное искусство  в   целом, может стать темой исследовательского проекта индивидуального или группового.

 В том числе и сетевого.

 « В мире прекрасного» сайт «Началка»🖰

Этот проект проходил на сайте «Началка». Его организатором была учительница начальных классов Абрамова Елена Владимировна из г.Саратова. Из Кировской области было только две команды.  Наша команда называлась «Кристаллики». Этапов в проекте было 4.  

  1. В ходе проекта, дети познакомились  с ведущими музеями России  (Викторина "Я поведу тебя в музей»; отвечали  на вопросы, про «Эрмитаж», Третьяковскую галерею, Русский музей)
  2. Тренировались в узнавании выдающихся отечественных и зарубежных произведений искусства и их авторов   (игра "Необыкновенный вернисаж" Необходимо было по части назвать картину и ее автора.)
  3. Знакомились  с биографией и творчеством русских художников, составляли  и публиковали  загадки;  
  4. Побывали  на экскурсии в региональном музее и подготовили презентацию на ее основе, приняли  участие в создании карты « Художественные музеев России»

    4. «Знакомые незнакомцы».

 Учебно-игровая  деятельность с использованием произведений искусства.

     С некоторыми картинами учащиеся могут встречаться неоднократно.  

     Работа над картиной не повторяется, всегда рассматриваются какие-либо её новые аспекты ещё в более углублённом и расширенном виде, с множеством новых фактов, обобщений и выводов. Узнаваемость картины помогает детям чувствовать себя по отношению к ней более свободно.   Ранее знакомое произведение раскрывается для детей с новой стороны, что увеличивает интерес  к живописному произведению.

Например: в первом классе по картине проводится беседа;

во втором классе картина является основой для словарного или выборочного диктанта;

в третьем классе пишется изложение или творческий диктант;

в  четвёртом классе сочинение.

         Также можно использовать игровые и занимательные способы  подачи материала (организация классного вернисажа, проведение различных художественных викторин, дидактических игр «Узнай художника», «Времена года», В музее осени», «Аукцион картин»)

На уроке  «Литературное чтение  4 класс»

Тема:  Очерки. «Картины-сказки» очерк  Н. С.Шер

УМК  «Начальная школа ХХI века»

Учебник авт.  Л. А.Ефросинина, М.И.Оморокова   ( Часть вторая) стр. 124

Учащиеся знакомятся с творчеством великого русского художника  В. М. Васнецова.  В очерке Н. С.Шер идёт перечисление картин из цикла «Поэма семи сказок».  Подробнее с ними  можно познакомить детей на следующем уроке или во внеурочной деятельности. Форма проведения игр может быть как групповой, так и парной.

Практическая работа   

 Ещё один приём учебно-игровой деятельности  игра –

«Чья  картина?» (карточки раздаются всем участникам семинара) Соединить автора картины и её название. Игра проводится  в групповой форме или парной  (обязательное взаимодействие  и общение детей) Они учатся спрашивать и интересоваться чужим мнением, обмениваться знаниями, вступать в диалог.     Проверка выполнения задания.

Вывод:

   Итак,  сегодня я вам попыталась показать некоторые приёмы работы с произведениями искусств, которые могут служить одним из эффективных средств речевого развития младших школьников, являться  содержательной основой для высказывания, когда ребёнок не только хочет говорить, но и может о чём-то сказать.     C помощью произведений искусства, происходит расширение представлений у младших школьников о природе, социальных  явлениях.  Произведения живописи  воздействуют на эмоции детей, дают первоначальный опыт эстетических переживаний, нравственно обогащает детей, помогают понять и полюбить культурные ценности России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация проектной деятельности младших школьников, как одна из форм работы классного руководителя по формированию коммуникативной компетентности обучающихся

«Человек рожден для мысли и действия», - говорили древние мудрецы. Проектная деятельность учащихся - сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой. Образно говоря, окружающа...

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

    Современное общество ставит перед школой задачу подготовки школьника знающего, мыслящего, умеющего самостоятельно добывать и применять знания. Среди разнообразных направлений новы...

Статья на тему "Развитие коммуникативных УУД младших школьников через проектную деятельность"

Аннотация: данная статья раскрывает суть коммуникативных УУД , способы их развития через проектную деятельность и  роль разных участников групповой формы проектной деятельности- детей, учителя и ...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Организация исследовательской и проектной деятельности младших школьников через работу Научного общества учащихся (НОУ) «Поиск»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ   «Организация   исследовательской и проектной деятельности младших школьников через работу Научного общества учащихся (НОУ) «Поиск»...

Эссе Видеофрагменты педпроекта "Организация исследовательской и проектной деятельности младших школьников через работу Научного общества учащихся (НОУ) "Поиск"

В этом эссе предлагается краткое сопровождение к Видеофрагментам педпроекта, представленных на 2 тур Всероссийской олимпиады учителей начальных классов "Мой 1 учитель"...

Актуальный педагогический опыт "Формирование коммуникативных компетенций младших школьников через организацию групповых форм работы"

В статье описывается, что при организации групповой деятельности, педагог опирается на теорию коллективного (группового)  способа обучения, разработанную и обоснованную академиком В. К. Дьяченко....

Формирование коммуникативных УУД младших школьников через проектно-исследовательскую деятельность

Для ребенка важно ощущение успешности и «нужности». Поэтому важно создание разнообразных возможностей для самопроявления, самовыражения, самооткрытия и пробы учеником собственных сил. Чтоб...