ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «В стране рукоделия»
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)

Сидорина Татьяна Викторовна

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «В стране рукоделия». Направленность программы: художественная. Уровень программы: ознакомительный. Возраст обучающихся: 6 - 12 лет. Срок реализации программы: 3 года (68 часов в год, 204 часа за 3 года).

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

ШКОЛА № 2126 «ПЕРОВО»

 Принята на заседании педагогического совета

ГБОУ Школа № 2126 «Перово»

от «___» _______________

Протокол № ____________

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор ГБОУ Школа № 2126 «Перово»

__________________Н.Б. Щеголева

Приказ № __________от

«___»_____________________20__ г.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«В стране рукоделия»

Направленность программы: художественная

Уровень программы: ознакомительный

Возраст обучающихся: 6 - 12 лет

Срок реализации программы: 3 года

 Составитель (разработчик):

Сидорина Татьяна Викторовна,

учитель начальных классов

г. Москва

2022 год

ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. Пояснительная записка…………………………………………...….... 3

2. Содержание программы………………………………………………..........8

2.1. Учебно-тематический план……………………………………………..8

2.2. Содержание учебного (тематического) плана ………………………12

3.Формы контроля и оценочные материалы………….……………..………..20

 4.  Учебно-методическое и организационное обеспечение Программы…….21

5. Список литературы……………………………………………………………23

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
  1. Направленность программы 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «В стране рукоделия» (далее – Программа) имеет художественную направленность и разработана в соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам») на основе программы «В стране рукоделия» Н.В. Рекуц, педагога дополнительного образования ГБОУ Школа № 1357 (г. Москва, 2018 г.).

  1. Уровень освоения программы

Уровень Программы – ознакомительный (соответствует региональным нормативным документам: Приказ ДОгМ № 922 от 17.12.2014 года «О мерах по развитию дополнительного образования детей в 2014/2015 учебном году»)

  1. Актуальность и педагогическая целесообразность программы

Актуальность Программы

     В настоящее время искусство декоративно-прикладного творчества не потеряло своей актуальности. Даже в наш век высоких технологий, когда при создании фильмов широко используется компьютерная графика, а музыку пишут при помощи компьютеров, занятия декоративно-прикладным творчеством остаются инструментом творчества, доступного каждому и помогающего ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное – безгранично творческим человеком.

     Основные содержательные линии Программы направлены на личностное развитие обучающихся, воспитание любви к традициям и истокам, воспитание интереса к различным видам деятельности, получение и развитие определенных трудовых навыков.

     В рамках Программы обучающиеся приобретают практические навыки создания изделий в нетрадиционных техниках декоративно-прикладного творчества, углубляют знания и умения по интересующему их творчеству и учатся применять в общественно полезном труде в школе и дома.

     Занятия по Программе предполагают знакомство обучающихся с произведениями народного искусства. Участие в процессе изготовления красивых полезных и нужных в жизни вещей очень важны для общего художественного развития детей, для воспитания здорового нравственного начала, любви и уважения к труду.

Педагогическая целесообразность Программы

     Педагогическая целесообразность Программы заключается в том, что обучающиеся за период обучения овладеют первоначальными навыками ручного труда, умениями и знаниями ремонта своей одежды. Программа предусматривает знакомство с культурой русского быта, традициями семьи, элементами дизайна одежды.

     Занятия рукоделием развивают мелкую моторику обеих рук, способствуя тем самым гармоничному развитию обоих полушарий головного мозга, что повышает общий умственный потенциал ребенка. Чередование занятий тремя – четырьмя видами рукоделия дает ребенку возможность найти себя в одном из видов творчества и наиболее полно реализовать в нем свои способности.

     Разнообразие творческих занятий помогает поддерживать у детей высокий уровень интереса к рукоделию. Овладев несколькими видами рукоделия и

комбинируя их, ребенок получает возможность создавать высокохудожественные изделия с применением различных техник.

  1. Цели и задачи программы

Цель – развитие творческих способностей обучающихся через освоение различных техник декоративно-прикладного искусства.

  1. Обучения:
  •  обучать знаниям по различным аспектам декоративно-прикладного творчества;
  • формировать творческое мышление, ассоциативные образы фантазии;
  • обучать решать художественно-творческие задачи;
  • овладеть техникой изготовления изделий из ткани и текстильных материалов.
  1. Воспитания:
  • воспитывать любовь к Родине, природе, народным традициям;
  •  воспитывать уважение и любовь к сокровищам национальной и мировой культуры;
  • воспитывать аккуратность и трудолюбие в работе;
  • воспитывать уверенность в себе, формировать адекватную самооценку;
  • воспитывать коммуникативные навыки культуры общения со сверстниками.
  1. Развития личности:
  • развивать эстетическое восприятие, самостоятельность суждений, пробудить любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры;
  •  развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;
  •  развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;
  •  развивать творческую фантазию детей, художественный вкус, чувство красоты и пропорций.

1.5. Категория обучающихся, возраст

Программа предназначена для обучающихся в возрасте от 7 до 12 лет.

1.6.Срок реализации Программы

Данная Программа рассчитана на 3 года обучения, 216 часов.

Первый год обучения - 72 часа

Второй год обучения - 72 часа

Третий год обучения - 72 часа

1.7. Формы организации образовательной деятельности 

     Форма обучения – групповая, количество обучающихся в группе не более 15 человек.

    На занятиях применяется дифференцированный, индивидуальный подход к каждому обучающемуся.

    Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу.

1.8. Режим занятий:

На первом году обучения занятия проводятся 2 раза в неделю, по 1 часу.

Время занятий включает 45 мин. учебного времени и 15 мин. обязательный перерыв. (СанПиН 2.4.4.3172-14).

На втором году обучения занятия проводятся 2 раза в неделю, по 1 часу.

Время занятий включает 45 мин. учебного времени и 15 мин. обязательный перерыв. (СанПиН 2.4.4.3172-14).

На первом году обучения занятия проводятся 2 раза в неделю, по 1 часу.

Время занятий включает 45 мин. учебного времени и 15 мин. обязательный перерыв. (СанПиН 2.4.4.3172-14).

1.9. Планируемые результаты

Предметные:

По итогам первого года освоения Программы обучающиеся

будут знать:

  •  название и назначение материалов – бумага, ткань, пряжа, пластилин;
  •  название и назначение ручных инструментов и приспособлений – ножницы, кисточка для клея, игла, наперсток, крючок;
  • правила безопасности труда и личной гигиены при работе указанными инструментами;
  • способы и приёмы обработки различных материалов;

будут уметь:

• анализировать под руководством учителя изделие (определять его назначение, материал, из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);

• правильно организовывать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;

• соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;

• экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу и ткань ножницами по линиям разметки, соединять детали из бумаги и ткани с помощью клея, вышивать стежками «вперед иголка», «назад иголка».

По итогам второго года освоения Программы обучающиеся

будут знать:

• название ручных инструментов, материалов, приспособлений, предусмотренных Программой;

• правила безопасности труда при работе ручным инструментом;

• правила разметки и контроль по шаблонам, линейке, угольнику;

• способы обработки различных материалов;

будут уметь:

• правильно пользоваться ручными инструментами;

• соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены во всех видах рукоделия;

• организовывать рабочее место и поддерживать на нем порядок во время работы;

• бережно относиться к инструментам и материалам;

• экономно размечать материал с помощью шаблонов, линейки, угольника;

• самостоятельно изготовлять изделия по образцу, выкройке, шаблону;

• свободно пользоваться схемами по вязанию, гармонично сочетать цвета при выполнении моделей, красиво оформлять свою работу;

• сопоставлять и сравнивать, анализировать, творчески подходить к выполнению работы.

По итогам третьего года освоения Программы обучающиеся

будут знать:

• название, назначение, правила пользования ручным инструментом для обработки бумаги, картона, ткани и других материалов;

• правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;

• правила раскроя ткани по шаблону, выкройке;

• приемы разметки на ткани и бумаге;

• способы контроля размеров деталей (шаблон, выкройка, угольник, лекало);

• правила планирования и организации труда;

будут уметь:

• соблюдать правила безопасности труда;

• правильно называть ручные инструменты и использовать по назначению;

• выполнять работу самостоятельно без напоминаний;

• организовывать рабочее место и соблюдать порядок во время работы;

• понимать рисунки, схемы вязания, эскизы (определять название детали, материал, из которого она должна быть изготовлена, форму, размеры);

• самостоятельно изготовлять изделия по образцу, рисунку, эскизу);

• экономно и рационально расходовать материалы;

• свободно пользоваться схемами по вязанию, гармонично сочетать цвета при выполнении моделей, красиво оформлять свою работу;

• сопоставлять и сравнивать, анализировать, творчески подходить к выполнению работы;

• коллективно работать и создавать совместные проекты в группе;

• контролировать правильность выполнения работы.

Метапредметные:

Познавательные УУД (компетенции) – выбор для решения познавательных, коммутативных и предметных задач различных источников информации, включая энциклопедии, альбомы, журналы, интернет-ресурсы – фотографии и рисунки, схемы, выкройки, видеофрагменты мастерклассов и др.; виртуальное и натуральное моделирование технологических объектов и процессов; выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительскую стоимость и  использование для этого дополнительной информации; ориентироваться в мире профессий, связанных с текстильной промышленностью; представлять результаты своей деятельности, работать в должном темпе – шить, вышивать, плести, вязать.

Регулятивные УУД – принятие  и сохранение учебной задачи; алгоритмизированное планирование процесса познавательно- трудовой деятельности; определение способов решения учебной или трудовой задачи; поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы; проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса; оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм и эстетических ценностей.

Коммуникативные УУД – согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими её участниками; умение работать в команде и осуществление трансляции личного опыта; обоснование идеи изделия; умение дискутировать, защищать свою

точку зрения, выступать публично, задавать вопросы; аргументированная защита своего выбора объекта, имеющего потребительскую стоимость.

  1.  Содержание программы

2.1.Тематическое планирование

Учебный (тематический) план

1-го года обучения

№ п/п

Разделы, название темы

Количество часов

Формы аттестации / контроля

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие. Техника безопасности

2

2

-

Беседа

2

Прядение

2

1

1

Практическое задание

3

Плетение

30

7

23

3.1

Игрушки - куколки из ниток (полуплетение)

4

1

3

Практическое

 задание

3.2

Закладка «Косичка»

4

1

3

3.3

Браслет плетёный на завязках.

4

1

3

3.4

Браслет плетёный на застёжке.

4

1

3

3.5

Пояс плетёный на застёжке

8

1

7

3.6

Браслет плетёный декорированный бусинами «Подарочный»

3

1

2

3.7

Гирлянда плетёная из мишуры декорированная ёлочными игрушками «Новогодняя» (коллективная работа)

3

1

2

4.

Работа с тканью. Организация рабочего места.

6

3

3

4.1

Вводное занятие. Техника безопасности.

1

1

_

Беседа

4.2

Игольница-книжка.

2

1

1

Практическое задание

4.3

Коробочка-органайзер для швейных принадлежностей

3

1

2

5.

Работа с тканью. Создание изделий из текстильных материалов

18

5

13

5.1

Салфетка с бахромой и продёржкой.

4

1

3

Практическое задание

5.2

Виды швов

6

2

4

5.3

Вышивка сашико. Закладка для книги (техника юхисикаха – ромб)

4

1

3

5.4.

Вышивка сашико. Декоративные заплатки. (мотивы)

4

1

3

6

Вязание крючком.

12

3

9

Практическое задание

6.1

Вязание цепочки воздушных петель

2

1

1

6.2

Вязание столбиков без накида

3

1

2

6.3

Вязание столбиков с накидами

4

1

3

6.4

Вязание узора «Сетка»

3

-

3

7

Итоговое занятие

2

-

2

Выставка

Всего

72

21

51

Учебный (тематический) план

2-го года обучения

№ п/п

Разделы, название темы

Количество часов

Формы аттестации / контроля

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие. Техника безопасности

2

2

-

Беседа

2

Создание изделий из поделочных материалов

20

3

17

Практическое задание

2.1

Плетение из газетных (журнальных) трубочек

16

2

14

2.2

Изделие «Кубики»

4

1

3

3

Создание изделий из текстильных материалов

28

8

20

3.1

Мозаика

6

2

4

Практическое задание

3.2

Лоскутная мозаика (пэчворк). Прихватка

6

2

4

3.3

Игрушка «Мишка»

4

1

3

3.4

Сувенир «Пирожное»

4

1

3

3.5

Сувенир «Елочка»

4

1

3

3.6

Игрушка из фетра

4

1

3

4

Вязание крючком

20

4

16

4.1

Цепочка из воздушных петель

4

1

3

Практическое задание

4.2

Вязание столбиков без накида

5

1

4

4.3

Вязание столбиков с накидом

5

1

4

4.4

«Бабушкин квадрат». Вязание квадратного мотива от центра.

6

1

5

5

Итоговое занятие

2

-

2

Выставка

Всего

72

17

55

Учебный (тематический) план

3-го года обучения

№ п/п

Разделы, название темы

Количество часов

Формы аттестации / контроля

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие. Техника безопасности

2

2

-

Беседа

2

Лоскутная мозаика (пэчворк)

8

3

5

Практическое задание

2.1

Виды машинных швов, применяемых в аппликации

8

4

4

2.2

Выполнение аппликации в технике машинных швов

8

2

6

3

Создание изделий из фетра

16

4

12

3.1

Изделие «Ободок с цветами»

8

2

6

Практическое задание

3.2

Объемная игрушка «Медвежонок»

8

2

6

4

Вязание крючком

16

4

12

4.1

Изготовление помпона

8

2

6

Практическое задание

4.2

Изделие «Подставка под горячее»

8

2

6

4.3

Изделие «Снежинка»

8

2

6

4.4

Изделие «Цветочная полянка»

16

2

14

4.5

Вязание квадратного мотива от угла.

8

2

6

4.6

Изготовление дорожки для стола из квадратных мотивов.

18

2

16

4.7

Вязание шарфа афганским узором.

18

2

16

5

Ремонт одежды

16

4

12

5.1

Виды ремонта одежды в домашних условиях

8

2

6

Практическое задание

5.2

Заплатка

8

2

6

6

Итоговое занятие

2

-

2

Выставка

Всего

72

22

50

2.2.Содержание учебного плана

Содержание учебного плана

1-го года обучения

Раздел 1. Вводное занятие. Техника безопасности

Теория. Знакомство обучающихся с видами рукоделия, материалами, инструментами для работы, техникой безопасности.

Раздел 2. Прядение

Теория. История прядения, материалы и инструменты для прядения. Ручное и машинное прядение в современном мире. Современные тенденции создания дизайнерской пряжи. Способы устранения обрыва нити.  Петля и узел, виды узлов.

Практика. Подготовка кудели для ручного прядения. Прядение нити из хлопковой ваты. Устранение обрывов нити. Завязывание узелков на нити. Связывание несколько нитей вместе. Сплетание двух нитей.

Раздел 3. Плетение.

3.1 Игрушки - куколки из ниток (полуплетение)

Теория. История возникновения плетения. Плетёные и полуплетёные изделия. Плетёные и полуплетёные игрушки.

Практика. Подготовка (нарезание) нитей. Изготовление игрушки-куколки из пряжи.

3.2 Закладка «Косичка»

Теория. Эскиз изделия. Схема плетения изделия из трёх нитей. Расчёт длины изделия в соответствии с размером книги (учебника).

Практика. Подготовка (измерение, нарезание, соединение) нитей для плетения. Плетение косички по схеме. Закрепление конца изделия. Корректировка длины изделия после примерки (расплетание при необходимости).

3.3 Браслет плетёный на завязках.

Теория. Эскиз изделия. Схема плетения из 4 нитей. Выбор цвета нитей изделия, сочетание цветов. Понятие дресс-код. Сочетание изделия с одеждой и уместность использования изделия в соответствии с дресс-кодом. Определение размера изделия в соответствии с размером запястья. Операция оплетания и её использование в плетёных изделиях. Способы корректировки длины изделия с помощью завязок.

Практика. Подготовка нитей для плетения и оплетания. Плетение из 4 нитей в соответствии со схемой. Частичное оплетание завязок изделия. Корректировка длины изделия после примерки.

3.4 Браслет плетёный на застёжке.

Теория. Эскиз изделия. Схема плетения из 5 нитей. Выбор цвета нитей изделия, сочетание цветов. Понятие дресс-код. Сочетание изделия с одеждой и уместность использования изделия в соответствии с дресс-кодом. Определение размера изделия в соответствии с размером запястья. Виды застёжек. Петля и пуговица. История возникновения пуговиц.

Практика. Подготовка нитей для плетения. Плетение из 5 нитей в соответствии со схемой. Корректировка длины изделия до изготовления застёжки (первая примерка). Изготовление застёжки: оплетание петли, прикрепление пуговицы. Вторая примерка. Корректировка длины изделия (при необходимости).

3.5 Пояс плетёный на застёжке

Теория. Пояса и ремни – история возникновения и использования. Материалы, используемые для изготовления подобных изделий. Эскиз изделия. Схема плетения из 4, 5 и более нитей (по желанию ребёнка). Осуществление поиска необходимой схемы плетения изделия с использованием интернет-ресурсов. Выбор цвета нитей изделия, сочетание цветов. Понятие дресс-код. Сочетание изделия с одеждой и уместность использования изделия в соответствии с дресс-кодом. Снятие мерок. Мерка «обхват талии». Припуск на застёжку. Определение размера изделия в соответствии с размером талии и припуском на застёжку. Виды застёжек.

Практика. Подготовка нитей для плетения. Крепление нитей на застёжке. Плетение из 4, 5 или более нитей в соответствии со схемой. Корректировка длины изделия до выполнения припуска на застёжку (первая примерка). Выполнение припуска на застёжку. Вторая примерка. Корректировка длины изделия (при необходимости).

3.6 Браслет плетёный декорированный бусинами «Подарочный»

Теория. Игла – важнейший инструмент рукоделия. Техника безопасности при работе с иглой. История возникновения, виды игл, разнообразие способов применения. Способы заправки нити в иглу. Инструменты для заправки нитей.

Практика. Эскиз изделия. Схема плетения изделия из трёх нитей с учётом декора. Расчёт длины изделия в соответствии с размером запястья. Выбор цвета нитей и бусин, сочетание цветов. Понятие дресс-код. Сочетание изделия с одеждой и уместность использования изделия в соответствии с дресс-кодом. Корректировка длины изделия до изготовления застёжки (первая примерка). Изготовление застёжки: оплетание петли, прикрепление пуговицы. Вторая примерка. Корректировка длины изделия (при необходимости).

3.7 Гирлянда плетёная из мишуры декорированная ёлочными игрушками «Новогодняя»

Теория. Эскиз изделия. Схема плетения изделия из трёх нитей с учётом декора. Подбор ёлочных украшений в соответствии с размером и цветом мишуры. Продумывание способов крепления ёлочных украшений на гирлянду.

Практика. Изготовление гирлянды в соответствии с эскизом. Декорирование классной комнаты изготовленными гирляндами.

Раздел 4.  Работа с тканью. Организация рабочего места.

4.1. Вводное занятие. Техника безопасности.

Теория. Знакомство обучающихся с видами рукоделия, материалами, инструментами для работы, техникой безопасности.

4.2 Игольница-книжка. 

Теория. Правила хранения иголок и булавок. Чтение чертежа-развертки. Способы наклеивания ткани.

Практика. Изготовление игольницы по коллективно составленному плану.

4.3 Коробочка-органайзер для швейных принадлежностей

Теория. Подбор материала – тканей. Цветовое решение.

Практика. Аппликация из ткани. Секреты выполнения коллажа.

Раздел 5.  Работа с тканью. Создание изделий из текстильных материалов

5.1 Салфетка с бахромой и продёржкой.

Теория. Виды переплетения нитей в ткани. Оформление края изделия. Использование бахромы в текстильных изделиях

Практика. Изготовление салфетки с бахромой и продёржкой.

5.2 Виды швов 

Теория. Сведения о ручных стежках и строчках. Прямые стежки. Косые стежки и строчки. Стебельчатые стежки, петельные стежки. Отделочные стежки.

Практика. Стежки «вперед иголку». Шов «вперед иголку», тамбурный шов, стебельчатый и др. Отделочные стежки.

5.3 Вышивка сашико. Закладка для книги (техника юхисикаха – ромб)

Теория. История вышивки сашико. Применение данной техники вышивки в современных условиях для джинсовых тканей. Способы закрепления нитей в вышивке сашико. Способы переноса рисунка на ткань. Схема вышивки.

Практика. Изготовление закладки для книги (техника юхисикаха – ромб)

5.4 Вышивка сашико. Декоративные заплатки. (мотивы)

Теория. История вышивки сашико. Применение данной техники вышивки в современных условиях для джинсовых тканей. Способы закрепления нитей в вышивке сашико. Способы переноса рисунка на ткань. Схема вышивки. Ремонт одежды в домашних условиях. Способы прикрепления заплат к изделию.

Практика. Изготовление декоративных заплат из джинсовой ткани.

.

Раздел 6.  Вязание крючком

6. 1 Вязание цепочки воздушных петель

Теория. История возникновения вязания. Выбор крючка и пряжи. Основные правила вязания крючком. Инструменты и материалы. Цепочка из воздушных петель.

Практика. Правильная постановка рук при вязании. Вязание первой петли и цепочка из воздушных петель.

6.2. Вязание столбиков без накида

Теория. Правила вязания столбика без накида. Введение понятия: воздушная петля, цепочка из воздушных петель, столбик без накида, схема, петли для начала ряда.

Практика. Отработка навыков вязания 1-й петли, воздушных петель, столбика без накида. Ровный край вязания.

6.3 Вязание столбиков с накидами

Теория. Введение понятия: прямое вязание, столбик с накидом. Условные обозначения. Просмотр схем и образцов.

Практика. Вязание столбиков с накидом. Ровный край вязания. Плотность вязания. Работа с «почерком».

6.4. Вязание узора «Сетка»

Теория. Схемы вязания. Условные обозначения, их разнообразие. Филейное вязание.

Практика. Вязание узора «Сетка» в соответствие с коллективно составленной схемой.

Раздел 7. Итоговое занятие

Практика. Выставка творческих работ. Подведение итогов.

Содержание учебного (тематического) плана

2-го года обучения

Раздел 1. Вводное занятие. Техника безопасности

Теория. Знакомство обучающихся с видами рукоделия, материалами, инструментами для работы, техникой безопасности.

Раздел 2. Создание изделий из поделочных материалов

2.1. Плетение из газетных (журнальных) трубочек

Теория. История плетения из ивового прута. Технология изготовления трубочек из газеты.

Практика. Плетение газетных трубочек. Плетение корзинок из газетных трубочек. Плетение сундучка из газетных трубочек. Плетение шкатулки из газетных трубочек.

2.2. Изделие «Кубики»

Теория. Подбор материала – тканей. Цветовое решение.

Практика. Составление схемы. Изготовление изделия «Кубики».

Раздел 3. Создание изделий из текстильных материалов

3.1. Мозаика

Теория. Искусство мозаики, её история. Виды мозаики.

Практика. Подготовка кусочков мозаики (резанием или обрывом). Порядок выполнения мозаики, способы наклеивания кусочков бумаги при помощи иглы (пинцета). Мозаичный коврик. Рисованная мозаика.

3.2. Лоскутная мозаика (пэчворк). Прихватка

Теория. Краткие сведения из истории создания изделий из лоскута. Орнамент в декоративно-прикладном искусстве. Симметрия и асимметрия в композиции. Геометрический орнамент. Возможности лоскутного шитья, его связь с направлениями современной моды.

Практика. Изготовление эскиза изделия в технике лоскутного шитья. Подбор тканей по цвету, рисунку и фактуре, подготовка их к работе. Изготовление шаблонов. Раскрой ткани с учётом долевой нити. Технология соединения деталей между собой с подкладкой. Использование прокладочных материалов. 

3.3. Игрушка «Мишка»

Теория. Краткие сведения из истории рукоделия. Изделия, сшитые из фетра в современной моде.

Практика. Изготовление игрушки «Мишка».

3.4. Сувенир «Пирожное»

Теория. Инструменты и материалы для шитья игрушек из фетра. Особенности работы с фетром.

Практика. Изготовление сувенира «Пирожное».

3.5. Сувенир «Елочка»

Теория. Алгоритм изготовления. Материалы для сувенира.

Практика. Изготовление сувенира «Елочка». Разметка деталей. Правила резания бумаги. Определенный порядок складывание полосок бумаги по шаблону заготовки. Использование нескольких видов бумаги.

3.6. Игрушка из фетра

Теория. Освоение техники резания ножницами по прорисованному контуру по фетру. Соединение готовых форм в единую композицию.

Практика. Изготовление игрушки из фетра.

Раздел 4. Вязание крючком

4.1. Цепочка из воздушных петель

 Теория. История возникновения вязания. Выбор крючка и пряжи. Основные правила вязания крючком. Инструменты и материалы. Цепочка из воздушных петель.

Практика. Правильная постановка рук при вязании. Вязание первой петли и цепочка из воздушных петель.

4.2. Вязание столбиков без накида

Теория. Правила вязания столбика без накида. Введение понятия: воздушная петля, цепочка из воздушных петель, столбик без накида, схема, петли для начала ряда.

Практика. Отработка навыков вязания 1-й петли, воздушных петель, столбика без накида. Ровный край вязания.

4.3. Вязание столбиков с накидом

Теория. Введение понятия: прямое вязание, столбик с накидом. Условные обозначения. Просмотр схем и образцов.

Практика. Вязание столбиков с накидом. Ровный край вязания. Плотность вязания. Работа с «почерком».

4.4. «Бабушкин квадрат». Вязание квадратного мотива от центра.

Теория. Соединительный столбик. Соединение цепочки из воздушных петель в кольцо. Чтение схем для вязания мотивов. Условные обозначения в схемах мотивов.

Практика. Вязание простейшего квадратного мотива от центра.

Раздел 5. Итоговое занятие

Практика. Выставка творческих работ. Подведение итогов.

Содержание учебного (тематического) плана

3-го года обучения

Раздел 1. Вводное занятие. Техника безопасности

Теория. Знакомство обучающихся с видами рукоделия, материалами, инструментами для работы, техникой безопасности.

Раздел 2. Лоскутная мозаика (пэчворк)

2.1. Виды машинных швов, применяемых в аппликации

Теория. Виды машинных швов, наиболее часто применяемых в лоскутном шитье. Их назначение и применение.

Практика. Отработка навыков по выполнению машинных швов.

2.2. Выполнение аппликации в технике машинных швов

Теория. Технология изготовления аппликации в технике машинных швов.

Практика. Подбор сюжета для лоскутной картины. Выполнение эскиза. Подбор ткани, подготовка ткани к работе. Раскрой деталей. Изготовление изделия с помощью машинных швов.

Раздел 3. Создание изделий из фетра

3.1. Изделие «Ободок с цветами»

Теория. Разнообразие видов фетра (акриловый, вискозный, шерстяной и др.). Технология изготовления цветка из фетра.

Практика. Способы изготовления цветка по шаблонам. Крепление цветка к основе. Изделие «Ободок с цветами».

3.2. Объемная игрушка «Медвежонок»

Теория. Беседа об объемных игрушках. Отличительные особенности объемной игрушки.

Практика. Раскрой фетра, пошив и набивка деталей, соединение их с туловищем, оформление объемной игрушки «Медвежонок».

Раздел 4. Вязание крючком

4.1. Изготовление помпона

Теория. Техника изготовления помпона.

Практика. Подготовка материалов. Подбор тканей по цвету. Отработка техники изготовления помпона.

4.2. Изделие «Подставка под горячее»

Теория. Показ образца изделия. Информация о практической направленности изделия. Понятие о цветовом круге. Закрепление знаний об изученных условных обозначениях, вывязывании петель цепочки.

Практика. Вывязывание цепочек. Творческая работа – сборка в изделие.

4.3 Изделие «Снежинка»

Теория. Показ образца изделия. Информация о практической направленности изделия. Закрепление знаний об изученных условных обозначениях, чтение схемы изделия.

Практика. Вывязывание изделия в соответствии со схемой.

4.4. Изделие «Цветочная полянка»

Теория. Показ образца изделия. Информация о практической направленности изделия. Понятие о цветовом круге. Закрепление знаний об изученных условных обозначениях.

Практика. Вывязывание изделия в соответствии со схемой. Творческая работа – сборка в изделие.

4.5. Вязание квадратного мотива от угла.

Теория. Показ образца изделия. Закрепление знаний об изученных условных обозначениях, чтение схемы изделия.

Практика. Вывязывание изделия в соответствии со схемой.

4.6 Изготовление дорожки для стола из квадратных мотивов.

Теория. Эскиз изделия. Закрепление знаний об изученных условных обозначениях, чтение схемы изделия. Выбор схемы изделия.

Практика. Вывязывание изделия в соответствии со схемой. Творческая работа – сборка в изделие.

4.7 Вязание шарфа афганским узором.

Теория. Эскиз изделия. Закрепление знаний об изученных условных обозначениях, чтение схемы изделия.

Практика. Вывязывание изделия в соответствии со схемой. Корректировка длины изделия после примерки.

Раздел 5. Ремонт одежды

5.1. Виды ремонта одежды в домашних условиях

Теория. Виды ремонта одежды в домашних условиях. Материалы и приспособления.

Практика. Организация рабочего места для ручных работ. Подбор инструментов и материалов. Пришивание различного вида пуговиц. Устранение рваных и по шву разрывов.

5.2. Заплатка

Теория. Назначение заплатки в виде аппликации.

Практика. Выполнение заплаты в виде цветка косыми стежками. Выполнение заплатки в виде бабочки петельными стежками. Выполнение заплаты по выбору машинной строчкой.

Раздел 6. Итоговое занятие

Практика. Выставка творческих работ. Подведение итогов.

  1. Формы контроля и оценочные материалы

В процессе реализации Программы используются следующие виды контроля: предварительный, текущий и итоговый.

  • предварительный контроль осуществляется в форме ознакомительной беседы с обучающимися с целью введения их в мир декоративно-прикладного искусства, правил правильной организации рабочего места, санитарии, гигиены и безопасной работы;
  • текущий контроль включает в себя устные опросы, выполнение практических заданий;
  • итоговый контроль осуществляется в форме выставки творческих работ, включающую обобщающие задания по пройденным темам.

3.1. Формы и содержание итоговой аттестации:

- беседа;

- опрос;

- презентация творческой работы (изделия).

3.2. Требования к оценке творческой работы

Творческая работа (проект) оценивается положительно при условии, если:

- определена и четко сформулирована цель работы;

- планирование работы и выполнение изделия характеризуется оригинальностью идей, исследовательским подходом,

- материалы и инструменты подобраны в соответствии с технологическими особенностями выполнения изделия;

- самостоятельно и полностью использованы знания программного материала;

- изделие выполнено правильно и аккуратно;

- при планировании и выполнении работы использовались справочная литература, наглядные пособия, интернет-ресурсы, приспособления и другие средства.

- прослеживался творческий подход к решению практической задачи, имеются собственные предложения;

- содержание теоретической части работы изложено логично;

- сделанные выводы свидетельствуют о самостоятельности ее выполнения.

Форма защиты творческой работы– очная презентация.

3.3.Критерии оценки достижения планируемых результатов

Уровни освоения Программы

Результат

Высокий

Обучающийся демонстрирует высокую заинтересованность в учебной, познавательной и творческой деятельности. Правильно обращается с инструментами, умеет следовать устным инструкциям и работать в коллективе.

Средний

Обучающийся демонстрирует достаточную заинтересованность в учебной, познавательной и творческой деятельности. Для успешной работы в коллективе необходима помощь педагога.

Низкий

Обучающийся не заинтересован в учебной, познавательной и творческой деятельности. Слабо владеет материалом Программы, не может принимать участие в коллективной работе.

4 Учебно-методическое и организационное обеспечение Программы

4.1.Материально-технические условия реализации Программы.

Технические средства обучения:

• компьютер;

• средства аудио - и видеовизуализации;

• мультимедийные пособия.

Материалы:

• бумага для принтера;

• гофрированная бумага;

• картон;

• ткань;

• нитки;

• синтепон;

• бусины;

• фетр;

• канва;

• мулине;

• шерстяные нитки.

Инструменты:

• простые карандаши;

• линейки;

• канцелярские ножи;

• зубочистки;

• клей ПВА;

• иглы;

• ножницы;

• калька;

• портновские булавки;

• деревянный молоток;

• шило;

• пинцет;

• пяльцы;

• иглы для вышивки;

• копировальная бумага.

4.2.Методическое обеспечение Программы

В процессе реализации Программы используются различные формы проведения занятий: традиционные, комбинированные, практические. Все задания соответствуют по сложности возрасту обучающихся.

На занятиях используются наглядно-иллюстративные и дидактические материалы: инструкционные карты, дидактические карточки, иллюстрированные пособия.

4.3.Кадровое обеспечение Программы

Программу реализует педагог дополнительного образования Сидорина Татьяна Викторовна

5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативные документы

1. Федеральный закон Российской Федерации № 273-ФЗ от 29 декабря 2012г. «Об образовании в Российской Федерации».

2. Приказ Минпросвещения России № 196 от 09.11.2018 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

3. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы). / Приложение к письму Министерства образования и науки Российской Федерации № 09-3242 от 18 ноября 2015 г.

4. СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей». Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 41 от 4 июля 2014 г.

5. Приказ Департамента образования города Москвы № 922 от 17.12.2014 г. «О мерах по развитию дополнительного образования детей в 2014–2015 учебном году» (в редакции от 07.08.2015 г. № 1308, от 08.09.2015 г. № 2074, от 30.08.2016 г. № 1035, от 31.01.2017 г. № 30, от 21.12.2018 № 482).

6. Приказ Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»

7. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года N 1642.  

8. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р «Об утверждении Концепция развития дополнительного образования»  

Список литературы, используемой при написании Программы

1. Банакина Л.В. Лоскутное шитье: Техника. Приемы. Изделия. Энциклопедия. – М.: АСТ – ПРЕСС КНИГА, 2006 г.

2. Банников В.Н. Декоративно-прикладное искусство в системе дополнительного образования (программно-методическое пособие). - Ханты – Мансийск, 2004 г.

3. Гандертон Л. Энциклопедия рукоделий / Пер. с англ. А. Дергача. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006 г.

4. Ди ван Никерк. Объёмная вышивка. Самая полная энциклопедия: Техника. Приемы. Изделия. – М.: АСТ-ПРЕСС СКД, 2010 г.

5. Зайцева А.А. Лоскутное шитье без нитки и иголки /Анна Зайцева. – М.: Эксмо, 2010 г.

6. Каминская Е. А. Лоскутное шитье. Красивые вещи своими руками / Е. А. Каминская и др. – Ростов н/Д: Владис: – М.: РИПОЛ классик, 2010 г.

7. Каминская Е. А. Лоскутное шитье. Чудеса из кусочков ткани / Е. А. Каминская и др. – Ростов н/Д: Владис: – М.: РИПОЛ классик, 2011 г.

8. Калинич М.М., Павловская Л.М., Савиных В.П. Рукоделие для детей. – Мн.: Полымя, 1998 г.

9. Майорова Ю.А. ПОДЕЛКИ. Мастерим вместе с детьми. Н. Новгород ЗАО «Издательство «Доброе слово» 2010 г.

Список литературы для учителя

1. Гурбина Е.А. Обучение мастерству рукоделия: конспекты занятий по темам: пэчвок, изготовление игрушек. 5 – 8 классы. – Волгоград «Учитель», 2008 г.

2. Денисова Л.Ф. Изысканный лоскут. Техника. Приемы. Изделия: Энциклопедия. – М.: АСТ – ПРЕСС КНИГА. - 96 с.: ил. – (Золотая библиотека увлечений).

3. Нестерова Д.В. Лоскутные фантазии. Лоскутное шитье/ Д.В. Нестерова. – М.: АСТ: Астрель, 2010.

4. Стэнли И. Лоскутное шитье. Большая иллюстрированная энциклопедия / Изабель Стэнли, Дженни Уотсон; (пер. с англ. Е. Полянской). – М.: Эксмо, 2013 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей художественной направленности "Творчество мастеров"

Цель программы: Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству.Данная программа предназначена к реализации для обучающихся в возрасте 7-16 л...

Рабочая программа Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Начальное техническое моделирование»

Дополнительная общеобразовательная   общеразвивающая  программа ««Начальное техническое моделирование»  разработана в соответствии с «Законом об образовании...

Рабочая программа Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Затейники»

              Дополнительная общеобразовательная   общеразвивающая  программа  «Затейники»  МБУДО «Дом детского тво...

Рабочая программа Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы естественнонаучной направленности «Юные экологи»

              Дополнительная общеобразовательная   общеразвивающая  программа  «Юные экологи»  МБУ ДО «Дом детского...

Программа дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы технической направленности «Техническое творчество»

Пояснительная записка Техника вторгается в мир представлений и понятий ребенка уже с раннего детства, но в основном, как объект потребления. Моделирование и конструирование способствуют познанию ...

Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа ИЗО «ВОКРУГ СВЕТА ЗА 28 Дней» Визиряко Александр Васильевич, педагог дополнительного образования ГБУ ДО ЗДДТ Курортного района СПб

Эта программа разработана для работы в детском городском оздоровительном лагере.Рассчитана на 1 месяц. Категория учащихся - младшие школьники, 7-11 лет.Опробована. Дети общаются, делятся своими знания...