Развитие познавательных способностей у детей младшего школьного возраста
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Тухфатшина Наталья Ильинична

Главное в системе работы по развитию познавательных способностей младших школьников: учебный процесс должен быть интенсивным и увлекательным, а стиль общения – мягким, доброжелательным. Учебный процесс не должен проходить серо, уныло. Необходимо надолго удержать в ребёнке чувство радостного удивления перед школой, сделать ребёнка в школе счастливым. Поэтому ставлю перед собой цель – развитие его познавательных способностей, которые помогают развивать логическое мышление, внимание, память, речь, воображение, поддерживают интерес      к обучению.Результатом своей работы развития познавательных способностей младших школьников считаю: повышение уровня учебной мотивации, углубление уровня понимания учебного материала, развитие сообразительности, пространственного  мышления, воображения,  способности анализировать, обобщать. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

  «Развитие  познавательных    способностей    у  детей  младшего  школьного возраста»

                                                                                                   

                                                                                                   «Скажи мне – и я забуду,

                                                                                                    покажи мне – и я запомню,

                                                                                                    дай мне действовать самому –

                                                                                                    и я научусь»

                                                                                                                   (Китайская мудрость)

       Главная задача современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. На современном уроке комфортно всем: учителю и детям. Современно мыслящий педагог, опираясь на фундаментальные психолого-педагогические исследования, понимает и принимает ценность знания-действия. Поэтому в его стратегии преподавания акцент делается не на объяснение ученикам теоретического знания, а на рост и продуктивное расширение их познавательных интересов и (на этой базе) систематизацию индивидуально значимого знания в процессе самостоятельной учебно-познавательной деятельности, то есть практического применения знания.

       Поэтому чрезвычайно важным и актуальным является качественное методическое сопровождение образовательного процесса в начальной школе.

Я  работаю  над  проблемой  «Развитие  познавательных    способностей    у  детей  младшего  школьного возраста»

Познавательные процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление – выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Для того, чтобы удовлетворить свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно делать, запоминать, обдумывать, высказывать суждения. Поэтому без участия познавательных процессов человеческая деятельность невозможна, они выступают как неотъемлемые внутренние моменты. Они развиваются в деятельности, и сами представляют собой виды деятельности.

   Ученые отмечают, что развить сразу весь комплекс свойств, входящих в понятие «творческие способности», невозможно. Это длительная, целенаправленная работа, и эпизоотическое использование творческих познавательных задач не принесет желаемого результата. Поэтому познавательные задания должны составлять систему, позволяющую формировать потребность в творческой деятельности и развивать все многообразие интеллектуальных и творческих возможностей ребенка.

Главное в системе работы по развитию познавательных способностей младших школьников: учебный процесс должен быть интенсивным и увлекательным, а стиль общения – мягким, доброжелательным. Учебный процесс не должен проходить серо, уныло. Необходимо надолго удержать в ребёнке чувство радостного удивления перед школой, сделать ребёнка в школе счастливым. Поэтому ставлю перед собой цель – развитие его познавательных способностей, которые помогают развивать логическое мышление, внимание, память, речь, воображение, поддерживают интерес      к обучению. Все эти процессы взаимосвязаны.  

          Одной из главных ценностей для учащихся является умственная, интеллектуальная деятельность, связанная с самостоятельным добыванием знаний, которая вызывает яркие интеллектуальные чувства открытий. Использую дискуссионные формы познания, диалогические основы общения, поощрение различных точек зрения, организую обмен мнениями при решении различных учебных задач, пробую в своей работе различные методические и дидактические приёмы, современные педагогические технологии, которые предусматривают познавательные дидактические игры и игровые моменты, доверительные беседы, учебные экскурсии, наблюдения, практические работы, работу         со словарями и схемами, ввод интеграции, использование  групповой  работы. Большую ценность представляют загадки – средство эмоционального воздействия на развитие познавательных способностей учащихся. Они учат детей говорить ярко, образно, просто. Работа над загадками – это упражнение в самостоятельном развитии мышления, сообразительности, воображения. Уроки с использованием загадок проходят интересно и           не утомляют учащихся, доставляя им полезные упражнения для ума, развивая наблюдательность, уча самостоятельно делать выводы.

Провожу уроки с использованием ИКТ, что развивает логику и внимание, память и адекватное восприятие окружающего мира, так необходимые для полноценного развития. Этот метод  также повышает качество знаний, продвигает ребёнка в общем развитии, помогает преодолевать трудности, вносит радость в жизнь ребёнка, позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития, создаёт благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся, их сотрудничества в учебном процессе.

У младших школьников более развита память наглядно образная, чем смысловая. Они лучше запоминают конкретные предметы, лица, факты, цвета, события.

       Но в начальной школе необходимо готовить  детей к обучению в среднем звене, поэтому необходимо развивать логическую память. Учащимся приходится запоминать определения, доказательства, объяснения. Приучая детей к запоминанию логически связанных значений, мы способствуем развитию их мышления.

1.        Запомни двузначные числа.

2.        Запомни математические термины.

3.        Цепочка слов.

4.        Рисуем по памяти узоры.

5.        Запомни и воспроизведи рисунки

6.        Зрительные диктанты

7.        Слуховые диктанты

                К. Д. Ушинский говорил, что педагог, желающий что-нибудь прочно запечатлеть в детской памяти, должен позаботиться о том, чтобы как можно больше органов чувств детей — глаз, ухо, голос, чувство мускульных движений и даже, если возможно, обоняние и вкус — приняли участие в акте запоминания.

Человек не только воспринимает окружающий мир, но и хочет его понять. Понять — это значит проникнуть в суть предметов и явлений, познать самое главное, существенное в них. Понимание обеспечивается наиболее сложным познавательным психическим процессом, который называется мышлением. Поэтому уже в начальной школе необходимо научить детей анализировать, сравнивать и обобщать информацию, полученную в результате взаимодействия с объектами не только действительности, но и абстрактного мира.

Ничто так, как математика, не способствует развитию мышления, особенно логического, так как предметом ее изучения являются отвлеченные понятия и закономерности, которыми в свою очередь занимается математическая логика.

1.        Задачи на смекалку

2.        Задачи шутки

3.        Числовые  фигуры

4.        Задачи с геометрическим содержанием

5.        Логические упражнения со словами

6.        Математические игры и фокусы

7.        Кроссворды и ребусы

8.        Комбинаторные задачи

            Речь человека является своеобразным зеркалом культуры и образованности. По речи можно сразу определить уровень мышления говорящего, а также его уровень развития. Развивая речь ребёнка, мы развиваем и его интеллект. Только через развитие речи возможно становление и совершенствование мышления, воображения. Речь помогает ребёнку не только общаться, но и познавать мир. Для ребёнка грамотная речь – залог успешного обучения и развития.

      Так на уроке чтения применяю работу в группе  при чтении произведения по ролям. Предварительно выяснив у детей, сколько в рассказе или сказке действующих лиц, я выписываю их на доске. Затем предлагаю образовать группы и  распределить  роли. Дети сами осуществляют дифференцированный подход: роль автора берет на  себя наиболее сильный ученик, а остальные роли распределяются по степени трудности. Далее начинается работа над выразительностью чтения. Дети читают произведение в группах, корректируя работу, друг друга. Я перехожу от группы к группе, прислушиваясь к их работе. Если кто-то из детей не вошел в состав группы, я работаю с такими индивидуально. Но вот наступает время продемонстрировать свою работу. Ребята выходят к доске и читают текст по ролям. И каждый раз  мы становимся свидетелями рождения маленького спектакля, разыгранного в лицах. Удовольствие получают и те, кто стоит у доски, и те, кто сидит в классе. После каждого выступления звучат аплодисменты. Обсуждение работы группы проходит бурно. Многие хотят высказаться, отмечают скорость чтения, безошибочность, выразительность и т.д.

      На уроках математики дети работают в паре (сильный, слабый) – даю задачи по уровню сложности. Сильный ученик, решив задачу, проверяет решение у соседа, если возникает затруднение, объясняет.  Также практикую такую работу: ученик у доски выполняет задание, дети проверяют и задают вопросы по пройденным темам. Ученик отвечает, затем ребята оценивают его.
     На уроках окружающего мира часто ребята сами организуются в группы по тематике выступлений. Каждая группа отчитывается по подготовленной теме, члены группы дополняют сообщение соседа, задают вопросы отвечающему, тем самым закрепляя материал.

На уроках русского языка, математики, окружающего мира в конце этапа актуализации знаний предлагаю ребятам задание,  в выполнении которого они испытывают затруднение. Так появляется проблемная ситуация, а далее с помощью подводящего или побуждающего диалогов ученики подходят к формулированию темы урока, или выводу правила. При решении задач ребята находят несколько способов, а затем выбирают рациональный. На уроках русского языка при изучении темы «Проверяемые согласные на конце слова» ребята встретились вновь с проблемой, какую букву нужно написать на конце словарного слова  город? Сами подбирали проверочные слова, вывели после наблюдения правило, а затем сравнили его с выводом в учебнике. При изучении темы «Приставка» детям была предложена грамматическая сказка, а после неё я задала проблемный вопрос: «Где место приставки в слове? Зачем нужны приставки?» Ребята  с помощью метода наблюдения пришли к выводу, что приставка пишется перед корнем и служит для образования новых слов. Затем сами образовывали слова с помощью приставок.

         Разноуровневые задания для детей использую как на уроке, так и в домашней работе.                                                           Задания 1 уровня направлены на припоминание и актуализацию уже имеющихся усвоенных знаний без их видоизменения. Ученик демонстрирует базовые знания, умения, навыки, выполняя задания «Сделай по образу; вставь пропущенную букву; найди значения выражения, реши задачу, прочитай текст, прочитай выразительно»

     Задания 2 уровня- задания на сравнение, описание и упорядочение ранее изученного материала, проверочные задания, выполняющие функцию обратной связи. На этом уровне учащиеся способны самостоятельно воспроизводить информацию и применять ее в различных ситуациях.

Задания 3 уровня-задания познавательно – поискового характера в процессе выполнения, которых учащиеся приобретают новые знания. Такая работа требует выполнения следующих видов мыслительной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, выделения главного, обобщения и систематизации.

               На мой взгляд, рефлексия - один из самых важных моментов практически на каждом из этапов урока. Рефлексивные приёмы включают учащихся в контрольно-оценочную деятельность, помогают осмыслить собственный ход рассуждений. Приведу примеры некоторых рефлексивных приёмов, которые использую на своих уроках я. Самоанализ полученных оценок в тетрадях: что получил, почему учителем поставлена та или иная оценка. Приём "Знаки", когда учащиеся находят и обводят в своих тетрадях самую красивую букву или цифру (или цепочку букв, цифр). Этот приём уместен при чистописании. Очень важно проводить рефлексию в конце урока: ребёнок даёт сам себе ответ на важные для него вопросы: что я узнал сегодня на уроке, чего ещё не знаю и не умею, значит есть чему научиться завтра, легко или трудно мне было и почему, что для меня было самое интересное, самый трудный момент урока для меня был. Нравится ребятам «Лестница успеха»: ученик помещает человечка(себя) на соответствующую ступеньку: уверен в своих знаниях, в основном уверен, нужно ещё повторить, нуждаюсь в помощи. Я считаю, что рефлексия, применяемая на уроках систематически, помогает учащимся и вне уроков, т. к. ориентирует на осознанные, обдуманные действия, анализ своих поступков. Одним словом, ребята приобретают опыт использования полученных знаний для решения разных жизненных вопросов. А разве не является нашей главной учительской задачей подготовка учащихся к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире?
     Проблемные ситуации, игра, обучение через деятельность, групповая и парная формы работы, вопросы, требующие доказательств, аргументации – все это позволяет сделать урок динамичным. Если ученик ошибся, не надо его сразу поправлять, пусть выйдет к доске и докажет свой ответ. Это поможет ему самому найти ошибку, развить навыки самоконтроля.

      Важное значение имеет прямое общение детей на уроке. Лишая учащихся общения, мы делаем их менее защищёнными, неуверенными в собственных силах, более зависимыми от учителя, не способными к высказыванию собственного мнения. Все мы сталкиваемся с тем, что материала в учебнике много, всего не успеть. Это дает возможность ребенку выбрать задание по силам и по собственному выбору. Уровень сложности он определяет сам, при этом развивая в себе навыки самоорганизации.

      В своей работе я стараюсь, обеспечить становление самостоятельной творческой учебной деятельности учащегося, направленной на решение реальных жизненных задач. «Умение учиться» для моих детей выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащихся предметных знаний, умений и формирования компетенций. Основная цель моей педагогической деятельности – развитие личности ученика. Среди современных педагогических технологий предпочтение отдаю использованию личностно-ориентированных  технологий, информационно-коммуникационных, проектно-исследовательских технологий, применение которых направлено на создание наиболее благоприятных условий для проявления личности ученика как индивидуальности. Для привлечения каждого школьника в процесс активного учения применяю технологию проблемно-диалогического обучения, использую проблемные  ситуации, творческие задания, различные виды самостоятельных и практических работ. В своей педагогической деятельности создаю условия для получения  учащимися хороших  базовых знаний по предметам, повышаю  интерес к предметам, формирую неординарность мышления, умение анализировать, сравнивать, обобщать и применять знания в нестандартных ситуациях.

          Результатом своей работы развития познавательных способностей младших школьников считаю следующее: повышение уровня учебной мотивации, углубление уровня понимания учебного материала, развитие сообразительности, пространственного  мышления, воображения,  способности анализировать, обобщать. Дети могут мыслить творчески, показывают результаты в олимпиадах и конкурсах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

психологические особенности детей младшего школьного возраста как один из факторов сохранения самоценности возрастного периода

развитие внимания, памяти, особенности психологических процессов в младшем школьном возрасте, их значение в обучении и развитии ребенка....

Советы родителям детей младшего школьного возраста

Рекомендации психологов, как сделать так, чтобы ребенок гордился своей семьей....

Программа по формированию привычек здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста возраста.

Программа по формированию привычек здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста возраста....

Профилактика осанки у детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста.

Профилактикой осанки у детей родителям надо заниматься ещё до поступления в школу. Продолжать эту работу на протяжении всего школьного обучения.  Учитель " в одиночку" не справится с этой проблем...

«Познавательно-развлекательное мероприятие для детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста «Космическое путешествие».

Знакомим детей с символикой созвездий, рассказываем о профессии космонавта, воспитываем уважение к этой профессии; развиваем воображение и фантазию....

Статья. " Особенности развития речи у детей раннего и младшего дошкольного возраста. Основные методы и приёмы, используемые для развития речи у детей раннего и младшего дошкольного возраста".

Эта статя о связи между развитием речи и мышлением ребёнка раннего и младшего дошкольного возраста. В ней я показываю необходимось своевременного начала обучения речи. Рассказываю об основных задачах,...

Конспект консультации Образцовой Г.В. для педагогов детей младшего школьного возраста "Коррекционная работа с тревожными детьми в младшем школьном возрасте с задержкой психического развития по повышению самооценки ребенка

Конспект консультации Образцовой Г.В.  для педагогов детей младшего школьного возраста "Коррекционная работа с тревожными детьми в  младшем школьном возрасте с задержкой психического ра...