Современный урок в начальной школе. Проектирование урока с использованием ИКТ для повышения познавательной мотивации обучающихся
консультация

Стебакова Лариса Александровна

Формирование учебной мотивации учащихся без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и развития активной жизненной позиции. Поскольку наиболее острые проблемы в области обучения и воспитания связаны с отсутствием мотивов к получению образования у основной массы учащихся, следствием чего является снижение базовых показателей образованности и воспитанности выпускников, то важность названного критерия становится очевидной. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ikt.docx23.46 КБ

Предварительный просмотр:

Современный урок в начальной школе. Проектирование урока с использованием ИКТ для повышения познавательной мотивации обучающихся

Стебакова Лариса Александровна,

учитель начальных классов

МБОУ «Барабановская средняя общеобразовательная школа»

Кашира

2023 г.

Формирование учебной мотивации учащихся без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и развития активной жизненной позиции. Поскольку наиболее острые проблемы в области обучения и воспитания связаны с отсутствием мотивов к получению образования у основной массы учащихся, следствием чего является снижение базовых показателей образованности и воспитанности выпускников, то важность названного критерия становится очевидной. Учебная деятельность имеет для разных школьников разный смысл. Выявление характера учебной мотивации и смысла учения для школьника в каждом конкретном случае играет решающую роль в определении учителем мер педагогического воздействия (влияния).

Мотивация – это совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его направленности и активности.

Познавательные мотивы связаны с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения. Эти мотивы свидетельствуют об ориентации школьников на овладение новыми знаниями, учебными навыками, определяются глубиной интереса к знаниям: новым занимательным фактам, явлениям, к существенным свойствам явлений, первым дедуктивным выводам, к закономерностям и тенденциям, к теоретическим принципам, ключевым идеям и т.д. К этой группе относятся также мотивы, свидетельствующие об ориентации школьников на овладение способами добывания знаний: интерес к приемам самостоятельного приобретения знаний, к методам научного познания, к способам саморегуляции учебной работы, рациональной организации собственного учебного труда. Познавательные мотивы отражают стремление школьников к самообразованию, направленность на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний.

Современные ИКТ реализуют важнейший дидактический принцип—принцип наглядности. Объекты, представленные посредством ИКТ более информативные, красочные, позволяют рассмотреть процессы разносторонне. Использование ИКТ позволяет заинтересовать ученика, интерес это один из элементов мотивации.

Использование компьютерных технологий на уроках в школе за последнее десятилетие получило широкое распространение, что связано с глобальной информатизацией общества и появлением Интернета. Новые учебные технологии предоставляют огромные возможности организации учебного процесса. Это шанс для учителя повысить мотивацию учащихся к приобретению знаний через организацию учебной и внеурочной деятельности учащихся.

Немаловажная проблема современного образования – потеря интереса к учению у школьников.  Внедрение ИКТ, применение компьютерной техники на уроках позволяет сделать каждый урок нетрадиционным, ярким, насыщенным, что приводит к развитию у ребят устойчивого познавательного интереса к учению, способствует активизации их мыслительной деятельности развитию креативных способностей.

При проведении урока с применением компьютерных технологий меняется роль педагога.  Отношения с учениками строятся на принципах сотрудничества и совместного творчества. Креативный характер использования новых информационных технологий позволяет учителю подняться над реалиями повседневности и увидеть возможные перспективы в учебно-воспитательном процессе.

Ученик может оперировать большим количеством разнообразной информации, интегрировать ее, имеет возможность автоматизировать ее обработку, моделировать процессы и решать проблемы, быть самостоятельным в учебных действиях.

        Учитель в свою очередь также освобождается от рутинных операций, получает возможность диагностировать учащихся, следить за динамикой обучения и развития учащихся. Применение компьютера на уроке призвано во многом облегчить труд учителя и повысить его производительность. В этом плане преподаватель видит компьютер как:

  • эффективного помощника, позволяющего автоматизировать наиболее трудоемкие элементы учительского труда;
  • еще один источник информации;
  • еще одну возможность чередовать различные формы уроков и приемы обучения.

Область применения ИКТ широка. Используя лишь один мультимедийный компьютер в классе, преподаватель, тем не менее, обладает очень широкими возможностями для реализации различных методических приемов.

Это может быть и анализ схем, диаграмм, видеофрагментов, статистических данных, внутрилекционное тестирование, моделирование учебных ситуаций с помощью анимации, звука.

Применение ИКТ- компонента в учебном процессе позволяет увеличить объём информации, сообщаемой ученику на уроке, более активно по сравнению с обычными занятиями организовать познавательную деятельность, воздействовать на такие психологические процессы, как восприятие, мышление, запоминание, усвоение информации. Использование ИКТ- компонента на уроках приводит к активации умственной деятельности, формирует положительную мотивацию у учащихся к этим занятиям.

Существует несколько направлений применения ИКТ в образовательном процессе. Приведу пять основных:

1. Контроль знаний.

2. Лабораторный практикум.

3. Иллюстративное средство при объяснении нового материала.

4. Самообразование.

5. Эффективное формирование познавательного интереса.

Современные ИКТ обладают уникальными дидактическими возможностями. ИКТ позволяют:

1. Представлять обучаемому информацию в различной форме: текст, аудио, видео, анимация, презентация.

2. Контролировать временные параметры урока для каждого обучаемого.

3. Выдавать большой объем информации по частям, в связи с этим изучаемый материал усваивается легче, чем материал учебников и статей.

4. Активизировать процессы восприятия, мышления, воображения, памяти;

5. Мобилизовать внимание обучаемого;

6. Быть точным и объективным в оценке знаний;

7. Формировать мотивацию к учению и познавательный интерес.

ИКТ помогают:

  • усвоить в большем объеме новые знания по этим предметам;
  • организовать деятельностный подход в обучении;
  • достичь привлекательности уроков;
  • дифференцировать процесс обучения.

Характер использования ИКТ на уроках может быть разный – это обучающий, развивающий, коммуникативный, диагностический, общекультурный. Это зависит от цели и задач, стоящих у учителя, при проектировании урока с использованием компьютера. Можно проводить уроки демонстрационного типа, уроки обобщения и получения новых знаний,   уроки компьютерного тестирования и др. На уроке  моут быть использованы мультимедиапроектор, компьютеры, интерактивная доска, электронные микроскопы, пульты (лазер-вижен), документ-камера. В качестве программного обеспечения  используем готовые продукты, разработанные производителями – электронные учебники. Всё это активизирует познавательную деятельность обучающихся и помогает  самореализации личности. Работа проводится под руководством учителя, что способствует сотрудничеству между учащимися, взаимопомощи  и взаимопониманию,  партнерским отношениям «Учитель -  ученик». Технология применения ИКТ на уроках должна быть не самоцелью, а сопровождать предмет для доступного, наглядного изложения материала, для организации интересной познавательной учебной деятельности.

Использование ИКТ в учебном процессе:

  • Создание презентаций,
  • работа с Интернет-ресурсами,
  • коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР),
  • использование готовых обучающих программ – электронные учебники,
  • работа с тестами. 

ИКТ-технологии позволяют организовать различные формы работы: групповую, парную, индивидуальную. Работая в ИКТ среде, учитель имеет возможность создавать условия, позволяющие каждому ученику развиваться в соответствии со своей образовательной траекторией

Информационно-коммуникационные технологии помогают организовать самоконтроль знаний учащимися в работе с тестами, предоставляют им возможность систематизировать знания, повторять, закреплять изученный материал, решать интерактивные упражнения, развивать образное мышление, память.

Применение ИКТ на уроках является эффективным фактором для развития мотивации учащихся. В большинстве случаев детям очень нравится работать в компьютерном классе или с интерактивной доской, так как уроки проходят в неформальной обстановке, детям предоставлена большая свобода действий, и некоторые из них могут “блеснуть” своими познаниями.

Применение ИКТ способствует осознанному усвоению знаний учащимися и позволяет: – повысить положительную мотивацию обучения, активизировать познавательную деятельность учащихся. – использование ИКТ позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечивает наглядность, привлечение большого количества дидактического материала. – увеличить объем выполняемой работы на уроке в 1,5–2 раза; обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализация). – расширить возможность самостоятельной деятельности; формировать навыки исследовательской деятельности. – обеспечивается доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

Необходимо помнить: ИКТ должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной.

Учитывая психологические особенности младшего школьника, работа с использованием ИКТ должна быть четко продуманной и дозированной. Практика работы в этом направлении показала, что, в конечном счете использование компьютерных технологий оптимизирует процессы понимания и запоминания учебного материала, положительно влияет на мотивацию школьников, что несомненно повышает качество обучения.

Использование ИКТ также позволяет проводить уроки:

  • на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (анимация, музыка)
  • обеспечивает наглядность;
  • привлекает большое количество дидактического материала;
  • обеспечивает высокую степень дифференциации обучения;
  • учащиеся учатся навыкам контроля и самоконтроля.
  • позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития
  • создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.

Именно информационные технологии, являясь универсальными средствами обучения, позволяют не только формировать у учащихся знания, умения и навыки, но и развивать личность ребёнка. Образность отображения тех или иных явлений и процессов в памяти обучаемого обогащает восприятие учебного материала, способствует его наилучшему пониманию, а значит, и повышают мотивацию к обучению.

Итак, место ИКТ в обучении - информационная поддержка деятельности преподавателя и учащихся, роль ИКТ состоит в расширении образовательных возможностей обучаемых, интенсификации, дифференциации и индивидуализации их деятельности в процессе обучения. Значение ИКТ заключается в создании предпосылок и условий для совершенствования качества образования, для формирования и развития личности человека и его творческих способностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛАБОРАТОРНОГО ОБОРУДОВАНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ С ЦЕЛЬЮ ВОВЛЕЧЕНИЯ КАЖДОГО УЧЕНИКА В АКТИВНЫЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ И ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

В образовательном стандарте, который введен для начального образования, подчеркивается важность самостоятельной исследовательской и практической деятельности учащи...

Доклад на тему "Проектирование уроков в начальной школе в соответствие с требованиями ФГОС НОО" (из опыта работы).

Данный материал может помочь учителю начальных классов в конструировании технологической карты и сценария урока в соответствии с требованиями ФГОС....

презентация "Проектирование уроков в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС НОО"

мультимедийное сопровождение доклада "Проектирование уроков в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС НОО"...

Проектирование урока в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

ØШкольные годы – это тысячи уроков –  веселых, занимательных, напряженных, познавательных. Этот ряд каждый из нас может дополнить своими эпитетами.ØЧто же такое современный урок? Современный...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЕГО - КОНСТРУКТОРОВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Статья поможет учителю начальных классов использовать конструктор ЛЕГО на уроке...