«Дополнительное образование в школе- составная часть общего образования (на примере ГБОУ С(К)ОШИ V вида)»
статья

Мы все знаем, что младший школьный возраст - важнейший период формирования и обогащения мировосприятия и развития личностных качеств ребенка. В силу специфики нашего учреждения, мы, педагоги школы-интерната просто не имеем права лишать ребят возможности развивать все эти качества. Особенно значим этот период жизни для детей с ограниченными возможностями здоровья, поскольку такие дети часто отстают от сверстников в обучении и в развитии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Материал к IX Городской научно-практической конференции (Педагогические чтения работников образования города Улан-Удэ),29.01.2024г.

«Дополнительное образование в школе- составная часть общего образования (на примере ГБОУ С(К)ОШИ V вида)»

     

      Мы все знаем, что младший школьный возраст - важнейший период формирования и обогащения мировосприятия и развития личностных качеств ребенка. В силу специфики нашего учреждения, мы, педагоги школы-интерната просто не имеем права лишать ребят возможности развивать все эти качества. Особенно значим этот период жизни для детей с ограниченными возможностями здоровья, поскольку такие дети часто отстают от сверстников в обучении и в развитии.

     Общими для всех обучающихся с ограниченными возможностями здоровья являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций. У каждого нашего ученика отмечаются нарушения речевой функции, мелкой моторики рук, зрительного восприятия, пространственной ориентировки.

     Основным положением организации дополнительного образования в нашей школе является раннее выявление интересов и способностей детей (задача психологической службы) и талантов (через участие в различных делах), а так же развитие индивидуальных способностей. И, конечно, задачи дополнительного образования перекликаются с направлениями воспитательной работы. Содержание программ адаптировано к потребностям каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья и направлено на развитие познавательных процессов.

     Сегодня я представлю работу подразделения, не только как педагог дополнительного образования, но и как как классный руководитель.

     Я думаю, все согласятся, что в формирования личности младшего школьника в рамках школы-интерната зависит от классного руководителя. Классный руководитель – самый необходимый человек для ребенка в школе. У него необычная миссия в жизни: разбудить дремлющие в ребенке таланты и способности, а затем предоставить максимальные возможности для их развития.

    Создание и развитие системы дополнительного образования в школе проходит в четыре этапа:

1. Диагностико-информационный (невозможно решить задачу не изучив интересов, желания и потребности учащихся);

2. Организационный (объединение единомышленников, создание кружков, секций и других объединений);

3. Методическая и педагогическая поддержка педагогов;

4. Анализ и отслеживание результатов (закрепление успехов, анализ, выявления перспектив.

    В настоящий момент актуальным, на мой взгляд, является разнообразное использование творческих способностей школьников.  Поддержка музейной и театральной педагогики, вокальных студий, спортивных клубов, поручение президента страны В.В. Путина по поддержке технической направленности привело к развитию в общеобразовательной школе этих направлений, что способно эффективно повлиять на воспитательно-образовательный процесс. И, замечательно, что Российское Движение детей и молодежи дало дополнительные площадки в поддержку детских инициатив, которое объединяет не только самих ребят, но и их родителей.

    Понимание всех этих фактов привело к расширению в нашей школе системы дополнительного образования. На сегодняшний день в нашей школе реализуются все 6 направленностей.

    Важнейшим элементом структуры дополнительного образования являются все эти направленности, которые развивают и поддерживают интерес обучающихся к деятельности определенного направления. Кроме того, разнопрофильность  направленностей  создает условия для разностороннего развития личности.

    Дополнительное образование дает глубокий эмоциональный заряд, который подкрепляется видимым результатом: готовая поделка, проведенная экскурсия, сыгранная роль, приготовленное блюдо, участие в выставке, концерте, соревновании и т.д. Важнейшим условием для обеспечения успешной организации дополнительного образования в нашей школе является процесс совместной деятельности педагогов дополнительного образования, и, конечно, детей.

    При этом дополнительное образование ориентируется не только на “среднего” ученика, но и на нестандартных детей.

Нельзя обойти стороной, тот факт, что часть наших ребят дислексичны, это сборная группа детей, имеющих трудности в разных компонентах чтения и письма.

    Это связано с особым строением мозга дислексиков, который у них является целостным. За счёт этой целостности обеспечивается объединение ресурсов левого и правого полушария мозга, что и даёт людям с дислексией определённые преимущества.

    Как раз здесь значительно возрастает роль дополнительного образования в начальной школе-интернате, где дети, в основном получают информацию об окружающем мире от своих педагогов. При этом он может удовлетворять свои творческие потребности и интересы, развивать индивидуальные способности. И это все при учете возможности выбора темпа и объема образования, которые ему позволяют умственные и физические данные.

    Повторюсь, в этом контексте для нас, классных руководителей, возрастает ценность дополнительного образования. Одна из значимых ценностей:

- интеграционная — создание единого образовательного пространства школы.

    Работа с обучающимися в рамках дополнительного образования в школе выполняет важные задачи: целенаправленно организовывает досуг учащихся, формирует творческую личность, создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, предупреждает асоциальное поведение.

   Результаты участия обучающихся в конкурсах и мероприятиях разных уровней. Яркими результатами прошлого 2023 года хочется выделить одни из последних конкурсов-это победа кукольного театра  «Фантазеры» на конкурсе театральных студий Алтан Баг, конкурс вокальных исполнителей, где обучающийся с нарушением речи с пролонгацией звуков,  Гран-при в номинации Хореография. Хочу заметить , что наши ребята способны одерживать победы не только в конкурсах творческого характера, у нас есть значимые победы в научно-практических конференциях, проектной, исследовательской  деятельности, где проводится работа в интеллектуальном направлении.

    Хочу отметить, что система дополнительного образования способствует повышению творческого и профессионального потенциала самих педагогов, что можно считать профилактикой СЭВ (синдрома эмоционального выгорания).

Наши партнеры:

Дом творчества Советского район «Форус»;

Детский юношеский центр «Безопасное детство»;

Детская школа искусств № 1 им.Л.Л.Линховоина;

Центр творческого развития «Пингвин» Железнодорожного района;

Центр чтения детей им.Бавасана Доржиевича Абидуева;

Музей природы Бурятии, Музей истории;

Ресурсный центр патриотического воспитания туризма;

РЦНТ.

    Задачи дополнительного образования на перспективу:

1.Продолжить работу системы дополнительного образования по заявленным направлениям;

2.Охватить новые направления, по которым не работали ранее;

3.Совершенствовать работу системы дополнительного образования в школе;

5. Накапливать и систематизировать материалы по работе объединений дополнительного образования;

6. Устанавливать взаимосвязь с урочными и внеурочными занятиями;

7.Продолжать работу с детьми «группы риска», выявлять и развивать творчески одаренных детей.

    И в завершение хотелось бы предложить Вам, педагогам дополнительного образования, проводить мастер-классы, круглые столы, делиться своим мастерством в своем направлении, с приглашением педагогов общеобразовательных школ. Также оказать информационную и практическую поддержку  в модерационной сессии в рамках проведения II  Республиканского Форума классных руководителей и кураторов СПО, который будет проходить во время Байкальского образовательного форума по темам: «Дополнительное образование в школе-составная часть общего образования» и «Роль дополнительного образования в формировании мотивационной основы учебно-познавательной деятельности».  Со своей стороны, можем предложить свои знания и психолого-педагогический опыт в работе с ребятами с ограниченными возможностями здоровья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100»

Новые ФГОС поставили перед учителем новые вопросы: " Как оценивать ответы учеников? Как вести статистику?"  Приходится много времени тратить на создание таблиц, анкет, отчетов, диагностик. О...

МОДЕЛЬ И АЛГОРИТМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ НОВЫХ ФГОС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ С КЕЙСОМ ПРОЕКТОВ ЛОКАЛЬНЫХ АКТОВ ОУ (НА ПРИМЕРЕ ОДНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ; НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ)

МОДЕЛЬ И АЛГОРИТМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ НОВЫХ ФГОС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ С КЕЙСОМ ПРОЕКТОВ ЛОКАЛЬНЫХ АКТОВ ОУ (НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ)...

Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полного ) образования по английскому языку с учётом авторской программ

Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и  примерной  программы среднего (полног...

«О реализации приоритетного комплексного проекта муниципальной системы образования «преемственность дошкольного и начального общего образования» налажена и разработан план мероприятий по преемственности с МБДОУ №20 «Югорка»

В соответствии с приказом Департамента образования Администрации города Сургута №12-03-802/2 от 06.10.2022 «О реализации приоритетного комплексного проекта муниципальной системы образования &laq...

Инклюзивное образование в системе ФГОС начального общего образования.

В статье рассматриваются особенности инклюзивного образования...